КТО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМ 1 ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Что это такое? Современная система образования в Российской Федерации ­- это комплекс обучающих программ, регламентированных государственными стандартами образования. Она реализуется образовательными сетями, состоящими из независимых друг от друга учреждений, подчиненных контролирующим и управляющим органам.

В чем особенности? Как и везде, тут есть свои особенности. Образовательная система РФ регулярно подвергается реформированию, вносятся поправки и коррективы.

Обязательные курсы для педагогов на 2023-2024 учебный год со скидкой 40%
Купить курсы со скидкой

История развития образования на Руси и в России

Образование — это процесс и итог обучения, воспитания и развития личности, осуществляемый в интересах человека и общества. Вместе с тем, это комплекс приобретаемых знаний, навыков, установок и опыта. Образование имеет следующие признаки: целенаправленность, содержательность, результативность, соответствие устанавливаемым требованиям.

Зародилось образование на Руси при Князе Владимире Святославовиче. Он издал указ о том, чтобы дети знатных людей обязательно учились грамоте. Однако такая образовательная инициатива не воспринималась боярами и вызывала отторжение. Они отказывались отдавать своих детей учиться.

Первое учебное заведение открыл Ярослав Мудрый в 1028 году. Он собрал 300 человек из детей священников и представителей высших сословий и приказал «учить их книгам». Затем число школ стало увеличиваться. Назывались они тогда училищами и были неотделимы от церкви.

Древнерусские правители, сами будучи образованными, прилагали много усилий для развития просвещения и повышения грамотности людей.

Этот процесс шел вплоть до XIII века, когда случилось нашествие татаро-монгол на русские княжества. Длившееся более двухсот лет татаро-монгольское иго привело в полный упадок русскую культуру и образование. Были разрушены все образовательные учреждения, сожжены книги.


КТО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМ 1 ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

И лишь к середине XVI века образование начало возрождаться, стали открываться учебные заведения. В XVIII веке возник новый подход к образованию, когда появились светские школы, в которые приглашались зарубежные учителя. Молодых людей отправляли на обучение за границу.

При Петре I эта тенденция усилилась. Просвещение стало одной из первостепенных государственных задач. В результате петровских реформ на смену богословским дисциплинам пришли физика, арифметика, география, инженерное дело. Появилась система профессионального образования.

После смерти Петра Алексеевича взятый им курс на повышение значимости образования не был продолжен. Поэтому система просвещения опять вступила в фазу регресса.

Во второй половине XVIII при Екатерине II значение слова «образование» несколько изменилось. Оно приобрело еще один смысл ­ воспитание народа. Получило развитие женское образование, стали открываться городские школы, училища.

Царь Александр I в 1802 учредил Министерство народного просвещения, которое руководило образовательными учреждениями Российской империи. Последние поделились на типы: училища, гимназии, академии и университеты. Между ними возникли преемственные связи. Учиться в университете могли молодые люди, обучившиеся в училище или гимназии.

В конце XIX века назрела необходимость в изменении подхода к школьному образованию. В это время увеличилось число образовательных учреждений, возникли разные формы обучения, претерпело изменения и значение просвещения.

Революция 1917 года принесла перемены и в систему образования: упразднилась структура школьного управления, появилась единая школьная программа, религиозные науки были вытеснены общеобразовательными, были отменены телесные наказания. Образование стало обязательным и общедоступным. Дети рабочих и крестьян получили возможность просвещаться. Классы формировали теперь не только из мальчиков, девочки учились вместе с ними.

Система образования, существовавшая в середине прошлого столетия, во многом сохранилась и в настоящее время. Как и сейчас школьное обучение начиналось для детей с 7 лет, знания оценивались по пятибалльной шкале, по завершении школьного обучения молодые люди сдавали экзамены.

Суть системы образования сегодня

В современном мире одной из главных задач государства является развитие образования в рамках приоритетов и ценностей, которые отражают интересы страны. Поэтому значение и роль системы просвещения трудно переоценить.

Современная система образования представляет собой общественный институт, разработанный самим обществом. Ему присуща определенная структура со своими нормами и взаимосвязями, которые отвечают потребностям общества, а также условиям для социализации индивидуума. Более ясное представление о системе можно получить, разобравшись во всех ее составляющих.


КТО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМ 1 ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Понятие «образование» весьма многогранно и само по себе включает большое количество аспектов. Во-первых, это просвещение, процесс познания, приобретение навыков. Во-вторых, это условия социальной жизни, которые необходимы для всестороннего развития человека в процессе обучения. В третьем смысле образование выступает союзом развития, получения знаний и опыта, воспитания, самовоспитания и социализации личности.

20 сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО дала определение понятию образования как процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. Имеет место понятие образования как нравственного развития личности, которое формируется существующими в обществе духовными ценностями.

Под образованием также подразумевается развитие и саморазвитие человека. При этом важен не только процесс усвоения знаний, но грамотное и рациональное их применение.


КТО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМ 1 ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Система образования состоит из многих составляющих, объединенных одной концепцией и находящихся во взаимодействии. При таком взгляде на образование часто оно определяется как комплекс организаций дошкольного, начального, среднего, средне-специального, высшего образования, а также факультативных учебных центров.

Зачастую определение системы образования включает в себя официально установленную структуру, основной задачей которой выступает создание необходимых факторов и предпосылок для обучения.

В целом система образования ­ это совокупность имеющих место в масштабах государства учебных и воспитательных учреждений. Сюда входят детские сады, ясли, организации начального и среднего образования, специализированные школы, колледжи, техникумы, внешкольные организации, структуры высшего образования. Также система включает в себя заведения дополнительного образования для взрослых и культурные центры.


КТО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМ 1 ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Особенности современной системы образования в РФ

Система образования, помимо передачи систематизированной информации и накопленного опыта, участвует в формировании и самоопределении личности. Поэтому в педагогической науке она занимает центральное место. Координация совместной работы субъектов образовательного процесса направлена на самореализацию индивидуума на каждой ступени культурного развития страны и общества. Это является основой современной российской образовательной системы.


КТО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМ 1 ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Образовательная система любой страны по мере ее развития и становления реформировалась. Отличительные черты современной российской и мировой систем образования характеризуются несколькими аспектами:

В обобщенном виде образовательная система имеет три раздела.


КТО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМ 1 ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Целостность образовательного процесса обеспечивается вхождением в систему дополнительного и узконаправленного образования. В структуру образования входят внешкольные факультативные учебные организации и центры взрослого образования.

Одна из важных функций современной системы образования в Российской Федерации состоит в обеспечении необходимой подготовки молодых специалистов к трудовой деятельности, а также в их социализации, здоровом восприятии социума и окружающего мира, в сохранении своей аутентичности. Это обуславливает включение в систему образования следующих компонентов:


КТО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМ 1 ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

В России функционируют три системы управления образованием:

Отечественная образовательная система отличается своей прогрессивностью и входит в десятку мировых образовательных систем. Российская современная система образования охватывает помимо государственных также коммерческие и частные учебные организации.

Реформирование современной системы образования в РФ

Модернизация образовательной системы в России официально стартовала с начала 2011 года.


КТО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМ 1 ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Основными нововведениями при реформировании российской системы образования стали:

Некоторые вузы могли самостоятельно решать какую систему обучения применять, и сохранили пятилетнее образование.

Итогом реформирования образовательной системы стало:


КТО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМ 1 ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Проведенная образовательная реформа имеет своих сторонников и противников:

Документы и законы, регулирующие систему образования в РФ

Нормативным правовым актом, регулирующим работу образовательных организаций, является закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в 2012 году. Закон регламентирует общественные отношения, которые формируются в учебной сфере.


КТО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМ 1 ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Постоянная модернизация и преобразование системы обучения рождает новые нормативные документы. В настоящее время это:

В этот перечень включены законы и подзаконные акты, регламентирующие работу всех звеньев системы просвещения.

Министерство образования и науки — это государственный орган исполнительной власти, основной функцией которого является разработка концепции просветительской деятельности и издание нормативно-правовых актов. Ниже находятся федеральные агентства и местные органы, которые контролируют исполнение учебными образованиями вышедших актов.

Управленческие инстанции на всех уровнях имеют свои компетенции, передающиеся от высокого уровня к низшему. То есть имеет место система согласованности и подчиненности при реализации просветительских программ.

Контроль за исполнением нормативных документов ведет государственно-общественная система управления образованием. Учреждения в составе вышеуказанной системы занимаются задачами школьного функционирования и следят за реализацией принципов:


КТО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМ 1 ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Российская система органов управления образованием состоит из следующих уровней:

Взаимодействие централизованного и децентрализованного управления создает условия для деятельности общественных организаций в интересах коллективов. Благодаря этому обеспечивается согласованность действий всех секторов учебно-образовательной системы.

Структура современной системы образования в РФ

Российская образовательная структура состоит из следующих составных частей:

п.1 статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018)


КТО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМ 1 ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

На сегодняшний день российское образование разделено на следующие компоненты:

п.2 статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В России многоуровневая система образования, вмещающая в себя:


КТО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМ 1 ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Дополнительное образование делится на:

Суть современной образовательной системы в Российской Федерации в формировании условий, которые обеспечивают непрерывность образования, а именно:


КТО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМ 1 ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Дошкольное образование

Дошкольным воспитанием и образованием занимаются дошкольные образовательные учреждения. Это детские сады и иные образовательные центры, которые выполняют функции присмотра за детьми и их обучения в соответствии с возрастом.

Ребенок считается дошкольником в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. Но не каждый детский сад имеет ясельную группу. Поэтому, как правило, до двух с половиной лет малыша в детский сад не отдают.

Обязательное образование

Обязательное образование включает три уровня:

Федеральными стандартами в сфере образования устанавливаются сроки на освоение программы каждого уровня.


КТО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМ 1 ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Вместе с тем эти сроки зависят от формы обучения и индивидуальных особенностей некоторых категорий учеников:

Обязательное образование организуют педагоги общеобразовательных учреждений:

Среднее пр​офессиональное образование

Молодые люди могут получить среднее специализированное образование уже после окончания 9 класса общеобразовательной школы. Это хорошая возможность приобрести рабочую специальность, а также квалификацию специалистов среднего звена.


КТО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМ 1 ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Обучают по программам среднего-специального образования следующие учебные заведения:


КТО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМ 1 ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Высшее обр​азование

Высшее образование это специализированное образование, которое в настоящее время имеет три уровня:

п.5 статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Высшее образование можно получить в следующих учебных заведениях:

Проблемы с финансированием образования в России

Вместе с тем отмечается возможная взаимосвязь уменьшения расходов на образование с передачей функций по финансированию этой сферы с федерального уровня на региональный.

Соотношение расходов на образование к валовому внутреннему продукту в РФ ниже мировых стандартов. Эти стандарты сформировались из мирового опыта. Он показал, что адекватное развитие и функционирование системы образования, при котором все население страны может гарантированно получить общее среднее образование, возможно при процентном соотношении трат на данную сферу от 5-7 % ВВП.


КТО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМ 1 ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

В настоящее время в России этот показатель равен 1 % при имеющейся тенденции к снижению.

Это имеет негативные последствия, такие как устаревание материально-технической базы образовательных учреждений, снижение величины оплаты труда учителей и преподавателей. Результатом становится нехватка квалифицированных кадров и ухудшение качества образования.

В целом отмечаются следующие тенденции:

Резюмируя, можно сказать, что образование и медицина – это важнейшие сферы для жителей страны. Уменьшение финансирования этих отраслей может привести к ощутимому снижению качества жизни простых людей.

Материал основан на следующих источниках:

Алина Ганзенко

Эксперт по предмету «Педагогика»

Образовательные системы – это комплекс социальных институтов, которые осуществляют организованную и целенаправленную подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни в современном социуме.

Понятие и сущность образовательной системы

Под образовательными системами понимают совокупность социальных институтов. Основным типом социального института образования является образовательное учреждение.

Образовательное учреждение – это учреждение, которое занимается осуществлением образовательного процесса, путем реализации образовательных программ, направленных на воспитание и обучение учащихся (воспитанников).

Цели образовательной системы – это конкретно разработанная программа, направленная на развитие человека средствами образования.

На сегодняшний день существуют стандарты, которые устанавливают обязательные требования к образовательным программам. Каждое учебное заведение адаптирует образовательную программу, согласно поставленной цели, потребностям учащихся, а также исходя из возможностей учреждения. Помимо адаптированных программ, методистами и педагогами образовательных учреждений разрабатываются и внедряются авторские и вариативные программы.

Структурно образовательная система включает в себя:

«Виды образовательных систем» 👇

Сущность образовательной системы заключается в том, что она является строго регламентированной и регулируется рядом законов и норм, установленных как на федеральном, так и региональном уровне.

Образовательная система состоит из компонентов, которые представлены учебными заведениями разных уровней (дошкольные и школьные учебные заведения, ВУЗы, СУЗы, ПТУ и т.д.).

Для достижения основной цели, стоящей перед образовательными системами, важно взаимодействие между всеми ее компонентами. Мерилом достижения данной цели является личность выпускника, его профессиональные умения и навыки.

Характеристика видов образовательных систем

Виды образовательных систем принято подразделять в зависимости от их назначения, особенностей организации и функционирования.

Исходя из такого понимания, можно выделить следующие виды образовательных систем.

Системы образования в общегосударственном масштабе:

Компонентами системы образования в общегосударственном масштабе являются:

Система образовательных учреждений:

Образовательное учреждение как система.

Все образовательные учреждения, входящие в систему образования, находятся во взаимосвязи друг с другом. Реализуемые образовательными организациями образовательные программы направлены на преемственность методов и средств воспитания и обучения детей.

Цель образовательных учреждений как единой системы состоит в том, чтобы сформировать фундамент базово культуры, в которую входят трудовая, нравственная, эстетическая, нравственная и др. культура личности ребенка.

Общая цель образовательных учреждений, детализируется в отдельных направлениях воспитательно-образовательной работы, реализуемой в рамках каждого конкретного учреждения.

Образовательный процесс как система.

Образовательный процесс – это целенаправленное организованное взаимодействие педагогов и учащихся, имеющее направление на решение задач образования и достижение общей поставленной цели. В результате решения образовательных задач у учащихся и воспитанников происходят качественные изменения в личности, а именно усвоение новых знаний и умений, овладение навыками практической и теоретической деятельности.

Образовательный процесс как система подразумевает осуществление процесса обучения и воспитания на всех ступенях образовательной системы. Данное достигается путем реализации принципов преемственности, систематичности и последовательности обучения.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

В соответствии со статьёй 43 Конституции РФ граждане России имеют право на обязательное бесплатное общее образование и на бесплатное, на конкурсной основе, высшее образование.

История образования в России

Борис Кустодиев. Земская школа в Московской Руси. 1907 г.

Указ об основании Московского университета

Первая гимназия в России — Академическая гимназия в Санкт-Петербурге, открывшаяся в 1726 году.

Началом государственного женского образования стоит считать 1764 год, когда был основан Смольный институт благородных девиц, при котором в следующем году открылось отделение для «мещанских девиц», готовившее гувернанток, экономок, нянь. После этого стали создаваться и частные пансионы для дворянок.

В 1779 году при разночинной гимназии Московского университета была открыта Учительская семинария, ставшая первым педагогическим учебным заведением в России.

В 1864 году Положением о начальных училищах вводились общедоступность и бессословность начального образования.

Средние образовательные учреждения делились на классические гимназии и реальные училища. В них мог поступить каждый, кто успешно сдал вступительные экзамены. Поступить же в университеты могли только выпускники классических гимназий и те, кто сдал экзамены за курс классической гимназии. Выпускники реальных училищ могли поступать в другие высшие учебные заведения (технических, сельскохозяйственные и другие).

В 1863 году университетам была возвращена автономия, отменены ограничения на прием студентов.

Основной задачей в области образования для Советского правительства стала ликвидация массовой неграмотности населения, решением чего стал декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Декретом была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности при Наркомпросе РСФСР, руководившая всей работой в этом направлении. Активно открывались школы для взрослых и пункты ликвидации неграмотности, увеличивалась публикация учебной литературы.

Карта распространения начальных школ в европейской части страны

Согласно Конституции 1977 года, всем гражданам СССР было гарантировано право на получение бесплатного высшего и средне специального образования. Всем отличникам учёбы, обучавшихся на очных отделениях вузов, а также в средних специальных учебных заведениях было гарантировано право на получение стипендии от государства. Государство также через систему распределения гарантировало трудоустройство по специальности каждому выпускнику вуза и среднего специального учебного заведения.

С 1990-х годов в российском образовании проводится реформа. Её основными направлениями стали ориентация на развитие частных образовательных учреждений, участие гражданина в финансировании собственного образования, отмена системы государственных гарантий трудоустройства выпускников вузов и техникумов, свертывание системы профессионально-технических училищ, развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков (компетенций), стандартизацию образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства, переход на многоуровневую систему высшего образования и введение единого государственного экзамена как формы совмещения выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузы.

По мнению историка образования, филолога Алексея Любжина, система проверки знаний является очень важной, однако «гораздо важнее —программа и набор предметов для изучения».

Система образования в Российской Федерации

Система образования в России включает в себя:

Виды образования в Российской Федерации и их деление

«Золотая» медаль выпускника средней школы (2011)

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Российское образование подразделяется:

Ученики школы деревни Абдулмамбетово Бурзянского района Башкортостана смотрят Башкирскую Википедию, 2019 год

Студенты Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров, 2007 год

Студенты в лаборатории кафедры распределённых интеллектуальных систем СПБПУ, 2008 год

Выпуск курса по бриллиантам, ГемЦентр МГУ, 2015 год

Главным отличием от деления образования, принятого законом Российской Федерации «Об образовании» 1992 года и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года, стала перегруппировка уровней образования. Дошкольное образование теперь стало уровнем общего образования, программы обучения в аспирантуре (адъюнктуры), программы ординатуры и ассистентуры-стажировки теперь являются уровнем высшего образования и относятся к подготовке кадров высшей квалификации, а не к послевузовскому профессиональному образованию, прекратившему существование как отдельный вид образования. Таким образом, сейчас система образования в Российской Федерации выглядит так:

Государственная итоговая аттестация

При окончании ступени основного общего образования школьники в России сдают основные государственные экзамены (ОГЭ) по математике, русскому языку и двум предметам на выбор обучающегося. В случае успешной сдачи экзаменов ученикам выдают аттестаты об основном общем образовании.

Для успешного окончания общего образования (и поступления в высшие учебные заведения) школьники сдают единые государственные экзамены (ЕГЭ). Обязательным для получения аттестата об окончании российской школы являются ЕГЭ по русскому языку и математике. В 2025 году в число обязательных предметов для выпускников также планируется ввести историю России.

В России существует три основные формы получения образования:

Ограничения на получение образования по той или иной форме обучения может устанавливаться законодательством об образовании и (или) образовательным стандартом.

В новом законе об образовании появились новые формы организации образования:

Право на образование гарантируется статьей 43 Конституцией Российской Федерации.

Основным правовым документом, регулирующим отношения при реализации этого права и во всей системе образования России, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Также могут приниматься другие федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы в сфере образования (непосредственно или косвенно). В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» на федеральном уровне принимаются указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты и письма Министерства образования и науки, а также документы федеральных ведомств, имеющих в своем ведении образовательные организации, по вопросам работы последних.

В 2021 году приняты поправки в закон об образовании, которые ограничивают просветительскую деятельность без одобрения государства.

Образовательные стандарты и федеральные государственные требования

Для объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся по каждому уровню общего образования и каждому уровню и направлению подготовки (специальности, профессии) профессионального образования принимаются федеральные государственные образовательные стандарты. М ГУ им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные университеты, национальные исследовательские университеты и федеральные государственные вузы, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования:

Образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учётом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Управление образованием в Российской Федерации

Управление образованием в России на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, которое выполняет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Министерство также выполняет функции упраздненного в 2010 году Федерального агентства по образованию (Рособразование) — оказание государственных услуг, управление федеральным имуществом подведомственных учреждений, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Нормативные документы в области образования также принимают Президент и Правительство Российской Федерации.

Функции по контролю и надзору в области образования выполняет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Служба осуществляет лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений, аттестацию научных и педагогических работников вузов, аттестацию выпускников образовательных учреждений, подтверждение и нострификацию документов об образовании.

Также Правительство Российской Федерации и другие федеральные органы власти могут выступать учредителями образовательных организаций.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся:

На региональном уровне управление образованием осуществляют органы исполнительной власти (министерства, департаменты образования) субъектов федерации, на муниципальном уровне — департаменты, управления, отделы образования муниципальных образований.

Российской Федерации органам государственной власти субъектов федерации переданы следующие полномочия:

Контроль за выполнением региональными органами управления образованием переданных функций осуществляет Рособрнадзор.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

Государственный надзор и контроль в сфере образования

Новосибирский государственный университет

Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями, а также некоторыми другими организациями и индивидуальными предпринимателями.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не установлено конкретных видов образовательных организаций, которые существовали до вступления в силу закона. Но он дает пояснение на счет наименования образовательной организации, которое должно содержать указание на её организационно-правовую форму и тип образовательной организации. В наименовании образовательной организации также могут использоваться наименования, указывающие:

Поэтому с вступлением в силу нового закона об образования могут существовать организации с указанием их вида согласно ранее действовавшим нормативно-правовым актам.

Таблица подготовлена на основании статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Образовательные организации могут быть государственными (созданными Российской Федерации и субъектами федерации), муниципальными и частными.

Организациям высшего образования может быть присвоена категория «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет».

Также законом устанавливается ограничения на создание образовательных организаций:

Организации, осуществляющие образовательную деятельность как дополнительную

Образовательную деятельность могут осуществлять научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность

Индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.

Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения.

Здание Технического университета УГМК (Верхняя Пышма)

Расходы на образование

Согласно исследованиям ОЭСР, на 2010 год доля частных расходов в стоимости начального и среднего образования в России составляла менее 5 % (в Великобритании более 20 %, в Австралии 18 %, Канаде и Германии 12 %). Что же касается высшего образования, то здесь ситуация выглядит совсем иначе: доля частных расходов составляет 35 %, что превосходит все европейские страны за исключением Великобритании (65 %) и Португалии (38 %).

В 2021 году был принят федеральный закон, запрещающий устанавливать зарплату учителям ниже средней зарплаты по региону.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *