личная стратегия профессионального роста формирования профессиональных компетенций это

Период инноваций в образовании характеризуется тем, что традиционная парадигма больше не удовлетворяет требованиям, предъявляемым обществом к профессиональному образованию.

Тема развития надпрофессиональных компетенций, актуальна для нынешних школьников, студентов, специалистов и работодателей.

Для становления конкурентоспособного будущего молодого работника нужно грамотно организовать образовательный процесс уже в школе, формирующий не только ключевые компетенции, но и надпрофессиональные — «soft-skills». Изменения рынка труда так же требуют новых надпрофессиональных навыков, которые важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение навыками «soft-skills» позволит специалисту повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, сформирует дополнительные общекультурные и профессиональные компетенции, включая навыки проектной работы, способность к творчеству, инновациям, даст возможность использовать это в будущей профессии.

Рынок труда динамично реагирует на развитие общества и технологий, и предъявляет жесткие требования к соискателям. Как спрогнозировать изменения и получить востребованную и высокооплачиваемую профессию?

В силу постоянно меняющихся требований на рынке труда навыки «soft-skills» необходимо развивать уже в подростковом возрасте, поэтому профориентационная работа как в классическом виде, так и преимущественно новые форматы, которые позволяют развивать надпрофессиональные навыки, являются необходимыми для старшеклассников — выпускников школ.

Нижегородский институт управления — филиал РАНХиГС предоставляет широкий спектр профориентационных мероприятий, такие как День открытых дверей, экскурсии, классные часы, участие в родительских собраниях, онлайн конференциях, а также используют новые форматы работы со старшеклассниками, направленные на развитие надпрофессиональных навыков «soft-skills» (тренинги, мастер-классы, тематические квизы и т.

Эти мероприятия ориентированы на включение самоопределяющегося школьника в практическую работу, результатом которой является: создание профориентационно значимого продукта, субъективно и объективно оцениваемого как успешный, и по этой причине способного выступать основанием для профессионального выбора и личностно значимого опыта в трудовой деятельности.

Распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р «О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. » и плане мероприятий (“дорожной карте”) по ее реализации, а также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Минэкономразвития России разработало новую структуру паспорта национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Предпринимательство играет весьма большую роль в национальной экономике, его развитие влияет на экономический рост, ускорение научно-технического прогресса,  насыщение рынка товарами необходимого качества, создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Всего в России на малых и средних предприятиях (МСП) трудятся 25,2 млн человек. Это примерно треть от общей численности рабочей силы, по данным Росстата ее количество – 74,5 млн человек. За год персонал таких компаний стал больше на 2 млн человек. В стране насчитывается 3,5 млн индивидуальных предприятий (рост за год на 180 тысяч), а самозанятыми стали почти 3 млн человек (рост на 1,9 млн).

В условиях быстроменяющихся технологических и цифровых преобразований вопросы развития предпринимательства неотрывно связанны с постоянным профессиональным развитием специалистов в этой сфере деятельности.

Отсутствие системного подхода при подготовке предпринимателей на всех уровнях направлений подготовки, ориентира на формирование базисной модели профессиональных компетенций, идентификация профессии «предприниматель»  стагнирует развитие предпринимательской активности.

На основании Приказа Министерства науки и высшего образования РФ №1580 25 декабря 2020 года в целях развития предпринимательского образования в РФ на базе Московского финансово-промышленного университета «Синергия» была создана Федеральная инновационная площадка «Модель инновационной системы предпринимательского образования в высшем учебном заведении Российской Федерации». Одними из важных пунктов, включенных в план работы ФИП на 2022 год, являются мероприятия по разработке проекта профессионального стандарта «Предприниматель».

При разработке профессионального стандарта «Предприниматель (Специалист по решению предпринимательских задач)» были сформулированы цель и виды профессиональной деятельности:

Предпринимательство как вид профессиональной деятельности обладает сквозным (межотраслевым) характером во всех видах экономической деятельности в Российской Федерации, включенных в ОКВЭД, за исключением тех, в которых решение предпринимательских задач не предусмотрено законодательством РФ.

Цель предпринимательства как специфического вида профессиональной деятельности состоит в комплексном решении задач создания и прекращения собственного бизнеса, текущего ведения и развития составляющих его бизнес-проектов по производству и продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

14 Декабря 2020

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

личная стратегия профессионального роста формирования профессиональных компетенций это

В данной статье рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности обучающихся в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Современная образовательная политика задаёт новый вектор развития профессиональному образованию и всему образованию в целом. В этом случае необходимо обогащать учебный процесс за счёт использования новых образовательных технологий, формирующих профессиональные компетенции обучающихся. Так в чём же суть новой концепции улучшения профессиональной компетенции обучающихся?

Значение новой концепции модернизации профессионального образования заключается в важности расширения знаний и навыков, необходимых для продуктивной работы не только в образовательном процессе, но и в сфере жизни в целом.

Целью образования является не только передача учащемуся совокупности знаний, умений и навыков в определённой сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманитарных ценностей. Всё это и составляет специфику компетентностного подхода. Его реализация предполагает перенос акцентов на воспитательную, развивающую функцию образования, на становление в процессе обучения личности будущего специалиста, его гармоничное духовное и нравственное развитие, высокую психологичечкую устойчивость и готовность к полезному труду.

Введение новых образовательных стандартов (ФГОС) ставит перед учреждениями среднего профессионального образования (СПО) ряд проблем по выполнению их требований, среди которых наиболее важным является проблема выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций в учреждениях СПО.

На сегодняшний день ставится цель – обновить профессиональное образовпние на компетентной основе усилением практической направленности профессионального образования при сохранении его основ.

Образование, ориентированное на получение знаний на практике, предлагает изучение традиционных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами технологической или социальной направленности. Практико – ориентированное образование можно связать с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в свою профессию. Получения профессиональных личностных качеств, а также знаний, умений и навыков, которые помогут в дальнейшей работе. В результате использования активных методов обучения при закреплении знаний и формировании профессиональных умений и навыков у студентов накапливается первоначальный опыт будущей профессиональной деятельности.

Новая концепция модернизации предлагает принцип вариативности, который дает возможность выбирать, изучать вопросы и конструировать процесс обучения для любого обучающегося. Формирование профессиональной компетенции у студентов не только сложно, но и очень ответственно, так как нужно быть предельно аккуратным со студентом и нужно задействовать социальные установки. На сегодняшний день не используется понятие «профессионализма», для оценки деловых качеств будущего работника, но чаще употребляется понятие «компетентности». Суть понятия не затрагивает личностные качества работника, а рассматриваются такие качества человека как самостоятельность действий, творческий подход к любому делу, стремление довести его до конца, готовность постоянно обновлять свои знания, неконфликтность в коллективе, проявлять гибкость ума и способность к экономическому мышлению. Профессиональные компетенции формируют не только педагоги профессиональных циклов, но и педагоги общеобразовательных ти общепрофессиональных циклов, что делает образовательный процесс интегрированным. Основным инструментом интеграции является содержание образования. Структура содержания должна соответствовать профессиональным модулям образовательным программ.

При работе с обучающимися нужно уделять большое внимание самостоятельно – исследовательской деятельности, которая дает возможность студенту самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, ставить проблемные задачи и производить анализ способов решения поставленной задачи.

В колледж ребята приходят недостаточно мотивированные, которые не имеют общего представления о содержании будущей профессии. Поэтому с первых курсов необходимо привлекать обучающихся к участию в предметных олимпиадах, научно- исследовательских конференциях, участие в конкурсах профессионального мастерства.

Процесс обучения организуется таким образом, чтобы студенты могли активно участвовать в учебном процессе. На занятиях применяются технические средства, повышающие эффективность учебного процесса, при изложении учебного материала у обучающихся были задействованы все виды памяти. При изучении специальных дисциплин основной целью является научить студента совмещать теоритические знания с практикой, для этого применяются активные методы, формы обучения, нестандартные задания, такие как «разбор производственных ситуаций». Ежегодно в стенах нашего колледжа проходят мероприятия по специальностям с участием школьников. Перед проведением предпрофильной подготовки для школьников составляется план мероприятия и рабочие программы курса такие как: «АкваАрхитектура», «Банки и бизнес. Кто для кого?», «Кулинарная школа», «Спроектируй “Умный дом” – дом своей мечты, «Мастерская архитектуры и дизайна». Или вот интересная программа «Информационные технологии в машиностроении», где  ребята познакомятся с новым направлением современного машиностроения – информационной подготовкой производства и его применением на практике. Данный курс излагается в виде лекций, виртуальных экскурсий и видеофильмов, демонстрирующих современное машиностроительное оборудование, познакомит с компьютерными программами, позволяющих управлять этим оборудованием. Практические занятия помогут научиться решать простейшие информационно-технические задачи, что позволит ребятам, основываясь на собственных способностях, правильно определить свою будущую специальность.

Школьники знакомятся с администрацией колледжа, посещают учебные мастерские, лаборатории, кабинеты специальных дисциплин. Составляется профессиография (описание специальности) которая содержит основные требования к специалисту, которые обуславливают успешность или не успешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности будущей профессиональной деятельностью. Основными кураторами при выполнении работ выступают преподаватели колледжа по специальности.

Наиболее эффективной формой внеаудиторной работы студентов – это участие в «Экспериментальной лаборатории (НИРС)», проводимой в колледже. Такое мероприятие стимулирует их интерес к будущей профессии. В период подготовки к конференции — сбора материала, проведение опытов, работы с литературой по материалу и подготовки выступлений — будущие специалисты приобщаются к работе с литературными источниками. Закрепляют навыки изложения полученного материала в форме сообщения. Научно-исследовательский компонент конференции значительно повышает интерес к проводимой работе и способствует приобретению навыка анализировать и обобщать полученные результаты. Проведение «Экспериментальной лаборатории» способствует не только более глубокому усвоению изучаемой дисциплины, но и развитию интеллектуальных творческих способностей обучающихся, формированию у них нравственных ценностей. В результате всех проводимых мероприятий из колледжа выходят специалисты, компетентность которых не вызывает сомнения.

В учреждениях, где получают профессиональное образование, все усилия должны быть направлены на привитие любви к профессии, гордости за результаты своего труда и вся воспитательная работа учреждения должна строиться с учётом этих целей.

Какие стратегии развития компетенций существуют, какие у каждой из них преимущества и ограничения, как совершенствовать умения персонала наиболее эффективными способами, порталу HR-tv. ru рассказала Юлия Синицына, директор по консалтингу Talent Q.

личная стратегия профессионального роста формирования профессиональных компетенций это

Что такое компетенции?

В 1973 году Дэвид К. МакКлелланд опубликовал статью, в которой доказывал, что традиционное тестирование способностей и знаний, а также свидетельства об образовании не прогнозировали успех в работе и жизни. Он призывал искать в свойствах, мотивации и поведении человека «компетенции», которые бы определяли базовые качества индивида, предопределяющие эффективное поведение человека в работе. Всем известны ситуации, когда прекрасного профессионала и признанного эксперта ставят руководить коллегами, но он не справляется с новыми задачами. Это как раз тот случай, когда, несмотря на наличие у него профессиональных знаний и навыков, человек не обладает управленческими моделями поведения (компетенциями).

В своей книге «Компетентный менеджер» (1982) Ричард Бояцис, определил компетенцию следующим образом: «базовая характеристика человека, которой может быть мотив,

– Личностные особенности

– Знания и навыки

Мы можем предложить универсальную модель, которая содержит компетенции, относящиеся к трем сферам:

– Управление отношениями – отражает то, как человек взаимодействует с другими.

– Управление задачами – отражает подход человека к организации деятельности, решению бизнес-проблем.

– Управление собой – отражает особенности эмоционально-волевой и мотивационной сфер.

Развиваемость компетенций и стратегии их развития

Каждый человек индивидуален. Однако есть определенное сходство в том, что каждому из нас бывает нелегко осознать и согласиться с необходимостью изменений привычного поведения – наш «образ себя» поддерживается и укрепляется привычными представлениями.

Компания может предоставить достаточно ценную методическую информацию о развитии компетенции. Однако важно понимать, что именно сотрудник несет полную ответственность за  свое развитие.

Когда вы собираетесь развивать какую-то из компетенций (или какую-то ее составляющую часть), в первую очередь важно оценить, насколько остро сотрудник чувствует у себя недостаток развития этой компетенции для эффективной работы или развития карьеры.

Дело в том, что мотивация – это «мотор компетенции», без которого невозможно никуда «поехать». Мотивация практически не развиваема. Проще всего приобрести и освоить новые знания и навыки. Личностные особенности и способности тоже развиваемы, но в меньшей степени.

Как правило, процесс развития компетенции занимает 2 года при ее активном применении в работе, но отдельные компоненты, в частности, связанные со знаниями и навыками (например, алгоритм постановки целей), вы можете развить и за более короткий период.

Развить компетенцию с минимального уровня до необходимого, а тем более довести ее до автоматизма – очень непростая задача. Существует несколько стратегий развития компетенций, каждая из которых обладает своими преимуществами и ограничениями:

Развитие слабых сторон

Совершенствование наименее развитых компетенций, с целью их «подтягивания» до необходимого для эффективного выполнения профессиональных задач уровня позволяет уменьшить вероятность критических ошибок в работе.

Не применима для трудноразвиваемых компетенций, у которых преобладающую роль играет такой компонент как «Мотивация».

Компенсация слабых сторон за счет активного использования сильных

Компетенции, развитые на высоком уровне применяются для того, чтобы нивелировать недостаток в уровне развития других компетенций.

Склонность придерживаться привычного стиля поведения ограничивает возможности адаптации в изменяющихся условиях.

Преобладание в поведении поведенческих проявлений какой-то одной компетенции несет в себе риски (подробно описаны в Приложении №1 «Типичные риски избыточной концентрации на развитии компетенции» и Приложении №2 «Карьерные деструкторы»).

Комплексный подход к развитию компетенций

Сочетание действий по «подтягиванию» слабых сторон и их компенсацией за счет наиболее развитых компетенций позволяет достичь наилучших результатов за счет баланса в совершенствовании всех компетенций.

Таким образом, наиболее эффективна комплексная стратегия, так как она позволяет не только опираться на свои сильные стороны, но и работать над наименее развитыми компетенциями, достигая баланса и гармонии в развитии, а также эффективности в поведении.

Принципы развития FIRST

Для того, чтобы процесс развития компетенций был эффективным, необходимо придерживаться принципа непрерывного развития FIRST:

личная стратегия профессионального роста формирования профессиональных компетенций это

Focus on priorities (фокусируйтесь на приоритетах) – определяйте как можно более точно цели развития, выбирайте конкретную область для совершенствования;

Implement something every day (регулярно практикуйтесь) – регулярно выполняйте действия, способствующие развитию, применяя новые знания и навыки на практике, решая более сложные задачи, выходящие за пределы «зоны комфорта»;

Reflect on what happens (оценивайте прогресс) – постоянно отслеживайте происходящие в Вашем поведении изменения, анализируйте свои действия и достигнутые результаты, причины успехов и неудач;

Seek feedback and support (ищите поддержку и обратную связь) – используйте обратную связь и поддержку в обучении от экспертов, опытных коллег, прислушивайтесь к их мнению и  рекомендациям;

Transfer learning into next steps (ставьте себе новые цели)– непрерывно совершенствуйтесь, постоянно определяйте для себя новые цели развития, не останавливайтесь на достигнутом.

Методы развития компетенций

Компетенции можно развивать с помощью нескольких методов. Для того, чтобы совершенствование компетенций происходило наиболее эффективно, необходимо использовать методы развития из трех основных категорий, каждая из которых предполагает свой способ освоения моделей успешного поведения, характеризуется своими преимуществами, а также некоторыми ограничениями:

Tell (изучение теории) – выявление моделей успешного поведения в процессе самостоятельного изучения теоретического материала (бизнес-литература, видеокурсы, поиск материалов в интернете, и т. ), а также в ходе участия в тематических образовательных программах (тренинги, семинары, курсы, получение второго высшего образования по другой специальности, степени MBA и другие образовательные программы).

Show (обучение на опыте других) – выявление моделей успешного поведения за счет наблюдения в рабочих ситуациях за людьми, обладающими высоким уровнем развития данных компетенций, обсуждения с ними способов и приемов, позволяющих им добиваться высоких результатов; а также совершенствование компетенций с привлечением коуча, наставника, получение обратной связи от опытных людей.

Do (применение на практике) – освоение моделей успешного поведения путем регулярного применения полученных теоретических знаний в реальной деятельности как при выполнении задач, входящих в прямые обязанности сотрудника, так и при выполнении специальных заданий и проектов, являющихся дополнительными по отношению к основным обязанностям или не связанных с профессиональной деятельностью.

Преимущества и ограничения применения различных методов развития

(бизнес-литература, видеокурсы, Интернет и т

Дает возможность получить необходимые для развития теоретические знания в удобное время

Позволяет глубоко осознать и проработать необходимый для развития теоретический материал.

Регулярность действий по самообразованию является проверкой личной мотивации

Не всегда хватает времени на самостоятельную проработку теоретического материала.

Сложно оценить спешность саморазвития из-за отсутствия обратной связи от других людей.

Не всегда понятно, как тот или иной прием, подход можно применить в реальной деятельности.

личная стратегия профессионального роста формирования профессиональных компетенций это

Посещение тренингов, семинаров и др. образовательных программ

Позволяет получить базовые знания и навыки по интересующей теме.

Дает возможность консультироваться с  преподавателями тренерами, являющимися экспертами в данной области.

Помогает упорядочить те знания и навыки, которыми Вы уже обладаете.

В ходе тренинга используются задания, которые моделируют конкретные рабочие ситуации, но не отображают всю сложность реальных проблем.

В ходе тренинга не происходит полного закрепления новых навыков, необходима их отработка в реальной практической деятельности.

Наблюдение за действиями других

Возможность получения информации о конкретных практических приемах, эффективных в реальных бизнес-ситуациях (в том числе, именно в вашей компании).

Возможность осваивать модели успешного поведения, наблюдая за поведением людей, обладающих высоким уровнем развития компетенций, вне зависимости от того, являются ли они сотрудниками компании.

Позволяет советоваться с опытными коллегами, запрашивать их мнение и конкретные рекомендации о наилучших способах выполнения работы.

Не всегда в вашем окружении можно найти людей, которые являются эталоном в области, на развитии которой вы сконцентрированы.

Более опытные коллеги или другие носители идеальной модели поведения могут добиваться успеха такими методами, которые не подходят лично для вас, и вы не сможете их применить.

Не всегда опытные исполнители могут детально рассказать о тех способах и приемах, которые они используют, чтобы добиваться успеха, разъяснить схему действий.

Получение обратной связи, развитие с привлечением наставника, коучаразвитие  с привлечением наставника, коуча

Позволяет узнать мнение людей, с которыми вы наиболее часто взаимодействуете в профессиональной деятельности, о вашем поведении (коллеги, подчиненные, руководитель).

Возможность обсуждать и совместно с опытным наставником, коучем вырабатывать схемы действия, соответствующие особенностям вашей деятельности.

Предполагает индивидуальный подход, предоставляется возможность более точечной корректировки ваших компетенций.

Не всегда обратная связь, получаемая от коллег, может быть объективной.

Необходима ваша внутренняя готовность услышать критические оценки.

Может быть сложно найти внутри компании сотрудников, которые на систематической и регулярной основе будут помогать развиваться, осуществлять наставничество.

Развитие на рабочем месте

Дает возможность закрепления знаний и навыков, полученных вами в ходе самостоятельного изучения литературы, прохождения тренингов и обучающих программ, наблюдения за поведением других людей и т.

Позволяет регулярно отрабатывать необходимые навыки и умения, стили поведения в привычных рабочих ситуациях.

Обеспечивает высокую вовлеченность в развитие, т. можно заметить повышение результатов работы при применении новых знаний и навыков.

Не будет достаточно действенным без предварительной теоретической подготовки.

Эффективен в случае комплексного применения с другими методами индивидуального развития.

Применение в реальных рабочих ситуациях недостаточно сформированных и отработанных навыков может приводить к ошибкам и временно снижать эффективность.

Ваши актуальные должностные обязанности и задачи не всегда могут позволять отрабатывать новые знания и навыки на практике.

2 Специальные задания/проекты

Предоставляет возможность отработки на практике необходимых навыков и поведения тогда, когда в вашей профессиональной деятельности для этого нет подходящих условий.

Позволяет отработать необходимые навыки и поведение в нетипичных ситуациях.

Не рекомендуется применять в проектах с высокой значимостью для бизнеса, т. цена ошибки будет слишком высока.

Такой проект должен быть нужным и полезным организации или лично вам.

Специальные задания и проекты не позволяют регулярно отрабатывать навыки, т. появляются время от времени.

В соответствии с принципами непрерывного развития FIRST для того, чтобы процесс развития был успешным, нужно более точно определить цели, которых вы хотите достичь. Для этого необходимо создать план индивидуального развития, в котором будут детально определены действия.

Читать предыдущий материал – Как моделировать компетенции

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv. ru обязательна

Добавлено 20 апреля 2017

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями!

ОБЛАСТНОЕ ГАСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Белгородский строительный колледж»

«Формирования профессиональных компетенций обучающихся на уроках производственного обучения »

Салабай М. Титова Л. – мастера производственного обучения

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года целью профессионального образования является подготовка квалифицированного рабочего соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов. Следовательно, система подготовки специалиста должна быть ориентирована, прежде всего, на формирование социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом, что позволит ей реализовать себя как субъекта собственной жизни и профессиональной деятельности. При этом под компетентностью обычно понимается некая интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы.

Компетентности в отличие от обобщенных, универсальных знаний имеют действенный, практико-ориентированный характер. Поэтому они, помимо системы теоретических и прикладных знаний, включают также когнитивную и операционально-технологическую составляющие. То есть компетентности – это совокупность (система) знаний в действии. Приобретение, преобразование и использование знаний предполагает активную познавательную деятельность, а поэтому в структуру компетентности входят также эмоционально-волевые и мотивационные компоненты. Но смыслообразующим компонентом компетентностей являются деятельностные, процессуальные знания.

Компетенции – это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт – интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.

Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании будет способствовать достижению его основной цели – подготовке квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

– организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

– принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

– осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

– использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

– работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, заказчиками, потребителями;

– брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;

– ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Учебная деятельность, формирующая профессиональную компетентность в подготовке специалистов, предполагает кардинальное изменение характера педагогического воздействия. Современный мастер производственного обучения, формирующий комплекс профессиональных компетенций утрачивает традиционные информирующе-контролирующие функции транслятора знаний, становится консультантом-координатором, направляющим учебную деятельность обучающихся и помогающим увидеть весь спектр возможных решений, касающихся профессиональных проблем. Для этого необходимо наличие соответствующих теоретических знаний у мастера производственного обучения, но и в обязательном порядке практического опыта в преподаваемой профессиональной сфере.

Цель своей деятельности вижу в создании благоприятных условий для формирования профессионально-личностной компетентности будущего квалифицированного рабочего. В качестве инвариантных признаков профессионально-личностной компетентности будущего рабочего определяю:

– способность к системному видению реальности и системному действию в профессиональной ситуации;

– умение находить нестандартные решения профессиональных задач;

– мотивированное стремление к непрерывному профессионально-личностному самообразованию и самосовершенствованию;

– владение системой профессионально-нравственных ценностей;

– способность к профессионально-личностной рефлексии, что позволяет мне сформулировать конкретные задачи профессиональной деятельности:

– создание условий для созидания обучающихся субъективно нового знания, способов его получения и творческого применения, для восприятия образования как личностно значимой ценности;

– создание условий для развития способности к профессионально-личностной рефлексии;

– формирование потребности в самообразовании и самосовершенствовании.

Комплексное решение данных задач позволяет добиться положительного результата в подготовке конкурентоспособного рабочего, квалифицированно решающего профессиональные задачи в профессиональной деятельности.

В своей работе руководствуюсь следующими принципами, подходами и идеями, составляющими концептуальные основы моей педагогической технологии:

– гуманизации и демократизации педагогических отношений;

– педагогики сотрудничества;

– органической связи индивидуальной и коллективной деятельности;

– личностно-деятельностного и рефлексивного подходов;

– целостности, единства личностного и профессионального развития человека.

Опираясь на подход к определению педагогической технологии В. Монахова, выделяю следующие её компоненты: проектирование, организацию, корректировку и оценку эффективности образовательного процесса.

Продуктами проектирования являются рабочие программы по профессии, практике пробных уроков производственного обучения; методические рекомендации по организации профессиональной практики, самостоятельной работы учащихся: рабочее руководство, учебные элементы, рекомендации по дипломному проектированию. Таким образом, созданный мною учебно-методический комплекс позволяет осуществлять отбор и конструирование содержания образования с учётом реализации требований ФГОСТ НПО, а также формировать профессионально-личностную компетентность будущего рабочего.

Организация образовательного процесса основана на внедрении и использовании оптимальных форм, методов и средств обучения учащихся. Профессиональная подготовка имеет две составляющих: первая представляет систему мер, направленную на познание профессии и тех областей знаний, которые входят в её теоретическую и практическую основу, вторая – на познание учащимся себя, на саморазвитие личности с целью обретения уверенности, позволяющей компетентно заняться на практике профессиональной деятельностью.

Знакомясь с концепциями развития и формирования личности И. Якиманской, Л. Выготского, Л. Занкова, Д. Эльконина; личностно ориентированными технологиями, пришла к выводу, что учить и воспитывать можно только с учётом индивидуальных особенностей учащихся и что развитие должно исходить из достигнутого уровня. Поэтому важным шагом своей деятельности считаю этап диагностики, который поможет учащимся постичь своё “Я”, что-то совершенствовать, исправлять в себе. Стимулирование самопознания учащихся позволяет мне развивать диагностические умения учащихся, что очень важно в их профессиональной деятельности; приучать их корректировать процесс своего личностного и профессионального развития и обеспечивать максимальное развитие способности учащихся к самореализации. Результаты диагностики использую для отбора содержания, способов и средств обучения, индивидуализации и дифференциации обучения.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и анализ собственного опыта позволили мне выделить условия эффективного формирования профессионально личностной компетентности:

– включение учащихся в самостоятельную работу и постоянную рефлексивную деятельность;

– организация творческого сотрудничества посредством решения учебно-профессиональных задач и выполнения творческих заданий;

– предоставление права выбора учащимся заданий, способов учебной деятельности, форм отчёта при проведении проверки знаний умений и навыков, отвечающих индивидуальным особенностям учащихся и позволяющих реализовать его способности, личностный опыт; развивать активность личности, познавательные интересы; формировать инициативу и самостоятельность будущего специалиста;

– активизация деятельности учащихся как субъекта образовательного процесса;

– создание на учебном занятии ситуации успеха

Использование принципов педагогики сотрудничества и личностно-деятельностного подхода позволяет учащимся стать субъектом деятельности. В свою очередь деятельность наряду с действием других факторов определяет его личностное развитие как субъекта. Актуализирую субъектный опыт учащихся посредством реализации следующих аспектов образовательного процесса: проблематизации содержания учебного занятия, совместного целеполагания и планирования деятельности в процессе обучения, создания эмоционального фона на уроке производственного обучения, постоянной рефлексии. Наиболее активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащимся предоставляется возможность:

– отстаивать своё мнение;

– участвовать в дискуссиях;

– выступать в роли преподавателя;

– решать методические задачи;

– выбирать по своему желанию виды работ, формы отчёта;

– работать в микрогруппе.

Дифференциация учебного материала и способов его проработки позволяет развивать у учащихся адекватную самооценку своих возможностей и способностей, удовлетворять образовательные потребности учащихся, развивать личную активность и вести каждого учащегося к достижению результата.

Многолетний опыт работы в сфере образования позволил мне из многообразия методов обучения выбрать наиболее эффективные для формирования профессионально-личностной компетентности будущего рабочего: дискуссия, игровое проектирование, деловая игра, семинары, практические работы. Важное место в формировании будущего рабочего играет исследовательская деятельность, в которую стараюсь вовлечь учащихся, посредством выполнения исследовательских заданий, написания рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, участия в

заседаниях проблемных групп, семинарах, в научно-практических конференциях.

Подготовить специалиста, обладающего профессионально-личностной компетентностью, возможно только в условиях образовательного процесса, стимулирующего её формирование. На мой взгляд, ведущим мотивом познавательной деятельности является саморазвитие учащегося, развитие собственных способностей учащихся и формирование профессиональных умений. Разнообразие видов деятельности (разработка проектов, выполнение исследовательских работ, участие в заседаниях проблемных групп, научно-практических конференциях и др. ) позволяет сформировать у учащихся внутреннюю мотивацию к профессиональной деятельности.

Рефлексивно-коррекционная деятельность предполагает оценку влияния совокупности методов как системы действий в процессе формирования профессионально-личностной компетентности будущего рабочего, и последующую их коррекцию. Способность к рефлексии и знание её механизмов, на мой взгляд, позволяет учащимся формировать собственные ценности и принципы, определять стратегию собственного развития, побуждает к постоянному саморазвитию и творческому отношению к профессии.

Для формирования рефлексивного мышления учащихся использую следующие методы: анкету-рефлексию, анализ собственной деятельности, оценку своего состояния в процессе работы, самооценку.

Готовность к осознанной профессиональной деятельности проверяется в ходе практики, результаты которой позволяют судить о сформированности профессиональных умений.

Для измерения результатов сформированности профессионально-личностной компетентности использую традиционные формы: педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, изучение продуктов деятельности учащихся и учебной документации. Сравнение измерительных показателей роста профессионально личностной компетентности отслеживаю через графики роста уровня готовности учащихся к самореализации по годам обучения, графики качества формирования профессиональных умений и сводной карты сформированности профессионально-значимых качеств личности

50% (14 человек) учащихся групп № 16 (выпуски 2015-2017 года) продолжают учебу в высших учебных заведениях, остальные работают по специальности.

С предприятий, на которых учащиеся проходят производственную практику, ежегодно приходят благодарности.

Свыше 70% выпускников обучаются на «4» и «5».

Булавенко О. Сущностные характеристики профессиональной компетентности. // Школьные технологии. – 2005. – № 3.

Лебедев О. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3 – 12.

Могилев А. Интернет-проекты в системе образования// Справочник заместителя директора школы. – 2008. – № 9. – С. 8 – 20.

Осмоловская И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования. // Директор школы. – 2006. – № 8.

Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования.

Приложение №1 – Презентация исследовательских проектов «Маленькие хитрости в большом строительстве» (отчетная конференция).

Приложение №2 – Урок производственного обучения «Настилка полов керамическими плитками».

– создать условия для применения знаний отделочных работ в строительстве;

– определить связь производственного обучения с общеобразовательными предметами;

– совершенствовать навыки работы в коллективе, учитывая индивидуальные способности учащихся.

мультимедийная установка, компьютерные презентации.

Вводное слово преподавателя.

Исследовательские проекты были подготовлены по следующим направлениям: в свободную минуту, возможно пригодится, строим и ремонтируем, основы мастерства.

Защита проектов по направлению в свободную минуту (проект «Мини огород на кухне»).

личная стратегия профессионального роста формирования профессиональных компетенций это

личная стратегия профессионального роста формирования профессиональных компетенций это

личная стратегия профессионального роста формирования профессиональных компетенций это

личная стратегия профессионального роста формирования профессиональных компетенций это

Защита проектов по направлению возможно пригодится (проект «Поддон для кашпо»).

Защита проектов по направлению строим и ремонтируем (проект «Раскрашивание стен под кирпичную стену», проект «Меняем плитку»).

личная стратегия профессионального роста формирования профессиональных компетенций это

личная стратегия профессионального роста формирования профессиональных компетенций это

Защита проектов по направлению основы мастерства (проект «Роспись по трафарету», проект «Декоративная роспись стен», проект «Малярная имитация драпировки»).

личная стратегия профессионального роста формирования профессиональных компетенций это

личная стратегия профессионального роста формирования профессиональных компетенций это

Заключительное слово преподавателя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *