Личностные и профессиональные компетенции менеджера

Профессиональные качества психолога

Профессиональные качества психолога – это, прежде всего, его профессиональная компетентность, которая включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Для любого человека основными состояниями и качествами являются активность, целесообразность, адекватность ситуации, духовность, восприимчивость. В профессиональной деятельности тоже есть профессионально важные качества, необходимые для того, чтобы реализоваться как специалист. Психолог в ходе своей деятельности свои переживания, свой внутренний мир проецирует на возникающие ситуации.

Такие качества, как добросовестность, терпимость, ответственность необходимы в любой профессии, но, у психолога, кроме этих качеств выделяются ещё важные профессиональные качества:

  • эмпатия или способность к сопереживанию, проникновение в эмоциональный мир другого человека, способность ставить себя на место другого;
  • открытость психолога и его готовность постоянно взаимодействовать с окружающим миром;
  • самообладание и невозмутимость в любой ситуации, умение контролировать свое настроение и чувства, сложно сохранять спокойствие, когда клиент очень агрессивен и ведет себя навязчиво;
  • конгруэнтность, что в переводе означает соразмерный, соответствующий – это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих ощущений, переживаний и проблем;
  • интерес к людям это обязательное качество, эмоционально положительное и доброжелательное отношение к окружающим, желание узнавать их и общаться с ними;
  • умение признавать свои ошибки является важным качеством, позволяющим самосовершенствоваться и исправлять ошибки;
  • стрессоустойчивость показывает, насколько человек может переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки в процессе профессиональной деятельности;
  • рефлексия говорит о способности человека к размышлению о смысле человеческого существования, к критическому самоанализу;
  • понятийность мышления позволяет адекватно воспринимать реальную ситуацию, умение видеть причину и делать прогноз последствия, приводить информацию в систему и строить целостную картину мира;
  • коммуникативность – данное качество позволяет быстро и легко находить общий язык с человеком, психологу важно разговаривать языком, который будет понятен клиенту, для того, чтобы улучшить контакт с ним.

У профессионала ценностные ориентации и цели выходят за рамки профессии и касаются не только этики. Самосознание специалиста-професссионала начинается с рефлексии проблем своей деятельности, что является мотивационной основой для приобретения новых знаний, которые помогут в решении проблем, для личностного роста.

Практикующему психологу важно уметь выстраивать линию своего поведения и возвращать клиента к беседе по заданной теме.

Нравственными качествами психолога считаются доброжелательность, чуткость, отзывчивость, интеллигентность, гуманность, уважительное отношение к человеку.

Помимо того, психологу необходимо обладать не только психологическими знаниями, но ещё и психологической интуицией.

Профессиональные и личностные качества школьного психолога

Психолог – это специалист, который занимается изучением различных форм и способов проявлений психической деятельности, оказывает психологическую помощь и поддержку людям.

Профессиональная деятельность психолога ориентирована на работу с отдельными индивидами, группами людей и целыми организациями.

Главной особенностью профессиональной деятельности школьного психолога является то, что он работает с ограниченной по возрасту группой индивидов. Также стоит отметить, что работа с детьми требует определенных навыков и умений по сравнению с работой со взрослыми. Дети более требовательны к вниманию, энергии и любви.

Школьный психолог в процессе трудовой деятельности использует качества своей личности, которые позволяют эффективно справляться с поставленными задачами, что дает ему определенные преимущества.

В деятельности любого психолога личностные и профессиональные качества тесно взаимосвязаны. Личностные качества являются базисом успешной профессиональной деятельности в области психологии.

Личностные качества психолога

В принципе личностные и профессиональные качества психолога тесно переплетаются, поскольку невозможно быть одним в личностном плане и другим в плане профессиональном. Отсюда фундаментом профессиональной деятельности психолога являются его личностные качества.

За время учебы студент-психолог может встретиться с кризисами разочарования своей будущей работы, но самое болезненное разочарование заключается в сомнениях правильно выбранной профессии.

Принято считать, что В. Бехтереву принадлежит такая фраза относительно того, почему человек выбирает профессию психолога – «психологи – с психинкой», «неврологи – с нервинкой» и др. Интересно, что в жизни подобных примеров достаточно. Дальтон открыл явление цветовой слепоты – это не различение красного и зеленого цвета (дальтонизм), сам имея этот дефект. Сексуальным невротиком был З. Фрейд, во всяком случае, так вспоминают о нем близкие ему люди.

Дружинин считает, что выбор в области психологии обуславливается «избытком» или «недостатком» у человека какого-либо психического качества. Адлер считал, что комплекс неполноценности есть источник активности во многих сферах творчества человека, а, по мнению В. Дружинина, к занятиям психологией человека приводит чувство непохожести на других, желание преодолеть дисгармонию.

Для психолога мир другого человека является загадкой, разгадку которого необходимо найти самому. Душеведческая направленность ума является результатом его жизни, чувствительностью к состояниям и поведению другого, стремлением преодолеть неадаптированность рациональными методами, исследованием психики других людей.

Исходя из этого, психологу должна быть присуща снисходительность к людям, терпимость, потому что уже изначально допускается возможность нестандартных форм поведения клиентов.

Исследование личностных качеств психолога, проведенные Р. Кеттепом, показали отличия личностных черт психологов-практиков и психологов-исследователей. Психологу-практику люди не надоедают, он нуждается в общении с человеком, что важно для успеха профессиональной деятельности. На успех профессиональной деятельности интенсивное общение для психологов-исследователей мало влияет, они не любят избыточное общение. Важным для них фактором является общая интеллектуальность.

В результате можно сделать вывод о том, что в личностных качествах психологов-практиков и исследователей существует и сходство, и различие.

Для психолога-исследователя важными личностными качествами будет энтузиазм в отношении работы, прилежание, усидчивость, дисциплинированность, способность к критике и самокритике, умение ладить с людьми.

Для практического-психолога важными являются коммуникативные качества – понимать других и психологически корректно оказывать на них воздействие. Это целый комплекс качеств и его часто называют «талантом общения».

Его структура включает пять блоков качеств личности:

  • наблюдательность, ориентацию в ситуации, способность правильно воспринимать объект;
  • способность проникать в духовный мир объекта, понимать его внутренние свойства и особенности;
  • умение сопереживать, сочувствовать, уважать человека, быть готовым помочь;
  • уметь заниматься самоанализом, проявлять интерес не только к себе, но и к другим;
  • умение управлять процессом общения и собой, быть внимательным, тактичным, вызывать доверие, обладать чувством юмора.

Абсолютно успешным в профессиональной деятельности быть невозможно и не все приемы работы удаются одинаково хорошо, поэтому необходимо выработать свой стиль профессиональной деятельности, учитывая индивидуальные личностные особенности.

4 Личностные компетенции в сфере цифрового развития

Личностные компетенции (soft skills) в сфере цифрового развития — группа компетенций, отражающая индивидуальные особенности личности, позволяющие успешно участвовать в реализации стратегии цифровой трансформации и проектах цифрового развития.

В рамках рассматриваемой Модели компетенций определены шесть ключевых личностных компетенций, характерных для каждого члены команды.

Описание каждой личностной компетенции включает шифр компетенции (наименование, зашифрованное символами и цифрами), определение компетенции (существенные отличительные характеристики компетенции) и не менее пяти поведенческих индикаторов компетенции (описание проявлений компетенций в поведении человека). Важно отметить, что для каждой отдельной роли в команде цифровой трансформации при разработке инструментов оценки компетенций будут определены уровни проявления каждого поведенческого индикатора в двух параметрах — минимально необходимый уровень для успешного выполнения определенных функций и задач в команде цифровой трансформации и целевой уровень (уровень высокопрофессионального специалиста).

Нацеленность на результат — совокупность устойчивых особенностей личности, обеспечивающая максимизацию собственных возможностей при выполнении взятых обязательств, решении нестандартных, сложных задач для полного и своевременного получения результатов и достижения целей цифрового развития наиболее продуктивным способом.

Ключевые поведенческие индикаторы:

мыслит и ведет себя в соответствии с логикой «цель — действие — результат»;

адекватно принимает и реагирует на изменения; готов идти на разумный, обоснованный риск (в случае необходимости);

моделирует разные варианты развития ситуации, учитывая влияние различных факторов;

применяет правила или процедуры гибко, в зависимости от конкретной ситуации, для более эффективного выполнения задач;

настойчив в достижении поставленных целей и решении задач; столкнувшись с трудностями, возражениями и/или недостатком ресурсов, находит способы преодолеть их.

Клиентоцентричность — совокупность устойчивых особенностей личности, обеспечивающая сознательную направленность на максимальное удовлетворение потребностей всех бенефициаров цифровой трансформации (с учетом разумных издержек).

легко устанавливает контакт и налаживает взаимоотношения с партнерами по коммуникации, проявляет эмпатию;

выявляет и эффективно использует информацию о потребностях других людей с целью создать максимальную ценность для них;

предоставляет персонализированные решения, максимально адаптированные для каждого клиента, потребителя;

регулярно запрашивает обратную связь по результатам своей работы и использует ее для корректировки и улучшения деятельности;

выстраивает доверительные долгосрочные отношения с членами команды, клиентами и другими заинтересованными сторонами для пользы всех участников взаимодействия с учетом целей и задач организации.

Коммуникативность — совокупность устойчивых особенностей личности, обеспечивающих выбор наилучшей стратегии и тактики общения, эффективную деловую коммуникацию, открытость и взаимоуважение в целях построения сотрудничества в процессе реализации стратегии цифровой трансформации и проектов цифрового развития.

выбирает наилучшую стратегию и тактику (форму подачи, каналы коммуникации) общения с учетом контекста коммуникаций на всех организационных уровнях;

понимает мотивы участников коммуникации, скрытые смыслы и подтексты;

проявляет взаимоуважение (умение слушать и слышать), применяет техники активного слушания, терпим к иным точкам зрения;

активно влияет на события и участников коммуникации для достижения поставленных целей и решения задач в своей деятельности;

корректно отстаивает свои интересы, права и линию поведения в ситуации внешнего давления, спокойно говорит «нет», если что-то его не устраивает, корректно обосновывая свою позицию.

Эмоциональный интеллект — совокупность устойчивых особенностей личности, обеспечивающих возможность управлять личными эмоциями и эмоциями других людей для решения практических задач, верно оценивать эмоции, намерения, мотивацию и желания (свои и чужие), создавать и поддерживать рабочую атмосферу во время командной работы.

управляет своими эмоциями: адекватно воспринимает и сдержанно реагирует на внешние раздражители;

сохраняет конструктивность и работоспособность в сложных, нестандартных ситуациях и коммуникациях;

быстро восстанавливается после стресса и нагрузки эмоционально и физически;

понимает эмоции, намерения, мотивацию и желания других людей, способен мотивировать других;

создает психоэмоциональную атмосферу, благоприятную (комфортную, психологически безопасную) для работы команды

Креативность — совокупность устойчивых особенностей личности, обеспечивающих способность формулировать нестандартные идеи, отходить от традиционных схем мышления, быстро находить выход из сложных ситуаций, используя нешаблонные подходы.

обладает нестандартным, оригинальным мышлением, сам выдвигает новые идеи и поддерживает инициативные идеи коллег;

в случае выбора между перспективными инновационными и устаревшими подходами предпочитает новые идеи и методы и предпринимает конкретные действия для генерации и реализации инновационных идей и подходов;

находит креативные способы решения проблемы, анализирует их плюсы и минусы, риски, выбирает оптимальное решение; способен изменить решение при наличии новых аргументов или произошедших изменений;

распознает непродуктивные ментальные модели и стереотипы и отказывается от них;

внимательно изучает мнения и потребности сторон при разработке рабочих решений, использует логику и методы дизайн-мышления, вовлекает пользователей в создание продукта, прототипирует, экспериментирует, улучшает решение.

Критичность — совокупность устойчивых особенностей личности, позволяющих обдуманно и взвешенно проводить оценку событий, процессов, результатов деятельности, направленную на всестороннюю проверку и исправление возможно допущенных ошибок; способность осознавать свои ошибочные решения и приводить доводы «за» и «против», выдвигать предложения и подвергать их всесторонней проверке, мыслить в долгосрочной, стратегической перспективе.

ставит под сомнение поступающую информацию, включая собственные убеждения, проверяет достоверность фактов;

при принятии решений опирается на метазнания, кругозор, опыт и экспертные мнения;

анализирует, синтезирует и оценивает информацию для принятия решений и реализации своих действий, видит картину потенциальных рисков и ключевых факторов успеха в целом;

формирует различные сценарии достижения стратегических целей, способен создавать концепции и варианты стратегий на 5−10 лет;

выполняя задачу или решая проблему, выделяет и учитывает все актуальные влияющие на нее факторы.

Приоритетность развития личностных компетенций, особенно у руководителей цифровой трансформации, нельзя недооценивать, поскольку цифровой трансформации присуща техническая, технологическая, организационная, социальная сложность. Именно данные компетенции помогают субъекту лучше понимать себя, чувствовать уверенность в своих силах, контролировать эмоции, выстраивать эффективные коммуникации, находить пути выхода из проблемных ситуаций, что, безусловно, положительно сказывается на эффективности и результативности команды цифровой трансформации.

Обозначенные личностные компетенции команды цифровой трансформации в системе государственного управления являются важными характеристиками успешных цифровых трансформаторов, поэтому их оценке и развитию нужно уделять особое внимание. Личностные компетенции невозможно сформировать за короткий промежуток времени («выучить»), а, следовательно, потребуется планомерная и длительная работа над личностными качествами.

Вместе с тем развитые на высоком уровне личностные компетенции не могут в полной мере помочь решить все задачи цифровой трансформации. Безусловно, нужны определенные знания, умения и навыки в сфере цифрового развития. В связи с этим целесообразно выделить и определить значимые профессиональные компетенции.

Этика деятельности психолога

Работа с внутренним миром человека требует от психолога соблюдения основных правил этики и принципов. В психологии есть такие инструменты, которые использовать надо с особой осторожностью.

Наиболее важными принципами профессиональной этики являются:

  • профессиональная компетентность – знание прав, обязанностей, ограничений и возможностей, знание теоретических основ коррекционной, развивающей, консультационной программ;
  • не нанесение ущерба клиенту – деятельность психолога осуществляется из интересов заказчика, поэтому главный принцип психолога – «не навреди»;
  • научная обоснованность и объективность – применение валидных и надежных методов и средств, которые должны быть стандартизированными, нормализованными, адаптированными.

Личные отношения и проблемы специалист не должен переносить на профессиональную деятельность.

Важна объективная и отстраненная позиция для эффективного решения проблем клиента, уважение клиента и его достоинства, быть честным в общении с клиентом, сообщать цель исследования и предупреждать о том, как будет использоваться информация исследования. В своей работе психолог должен соблюдать профессиональную конфиденциальность – это дело профессиональной чести психолога, профессиональные методики не должны оказаться в руках непрофессионалов.

Результаты методик должны сохраняться в тайне и для лучшей гарантии полезно использовать систему кодирования – испытуемому присваивается код, состоящий из букв и цифр, а фамилия, имя, отчество должны быть известны только психологу. Лица, имеющие доступ к материалам исследования, должны быть согласованы с клиентом.

Лессинг считал, что клиенту необходимо говорить правду, одну только правду, но не всю правду.

Технология достижения личностных и метапредметных результатов образования

учитель начальных классов

Еще В. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями, умение показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях, а обеспечить развитие функциональных деятельностных качества может только содержание образования построенное на принципах метапредметности.

ФИО: Луянис Наталья Петровна

Место работы: МБОУ г. Магадана «СОШ с УИМ № 15»

Должность: учитель начальных классов

«Технология достижения личностных и метапредметных результатов образования»

Школа должна в первую очередь учить детей мыслить —

причем, всех детей, без всякого исключения

Психолог В. Давыдов

Магадан 2012 год

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда каксегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важнопроявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. В школьной образовательной практики выделяются следующие ключевые компетентности:

– математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией, владение математическими умениями;

– коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;

– информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;

– автономизационная компетентность – умение саморазвития – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;

– социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;

– продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;

– нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

На сегодняшний день на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире.

Каким должен быть выпускник школы?

Какой должна быть современная школа, и какие задачи стоят сегодняперед современным учителем?

Данный вопрос обсуждался на самом высоком уровне. В послании президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года были названы основные положения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в частности было отмечено, что главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития, от школы требуется дать детям возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Таким образом, школа должна решать проблемы дня сегодняшнего, но готовить учащихся к их будущей жизни.

С 2011-2012 учебного года все школы России приступили к реализации ФГОС второго поколения.

В стандартах второго поколения наряду с предметными выделяют личностные(готовность и способность обучающегося к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности)и метапредметные(освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметные понятия) результаты.

Работая в начальной школе приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее ярко проявляется при переходе учащихся начальной школы на среднюю ступень обучения и из среднего звена в старшее. Еще В. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, которую необходимо освоить, выделением главного из изобилия информации, систематизации и представлении информации, отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, непонимание для чего это необходимо. В результатечего у учащегося возникает состояние психологического дискомфорта и желание избежать, отгородиться от факторов его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.

Для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями, умение показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.

Понятие метапредметности.

Мыследеятельностная педагогика в целом и метапредметная технология в частности – это ход на обнаружение базисных принципов, которые позволяют формировать мышление у школьников, прежде всего теоретическое мышление. Именно на это и должно быть направлено новое содержание образования.

Метапредметы – это предметы отличные от предметов традиционного цикла, это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов, в ее основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления. Ученик на данных уроках учится учиться. Здесь создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как двигался, к каким результатам пришел.

Новизна метапредметной технологии заключается в том, что учитель получает возможность работать со способностями учащегося, а ученик получает знания об организованности мышления, например, знание об устройстве самого знания, и способах деятельности, которые являются универсальными, применяемыми в разных предметностях.

На сегодняшний день в НИИ Инновационных стратегий развития образования Департамента образования г. Москвы разработаны и проходят апробацию в некоторых регионах России с 7 по 11 классы такие метапредметы, как «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».

Учитель сегодня должен статьконструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Сколько нужно педагогу времени на то, чтобы освоить метапредметные технологии?

– Всем педагогам нужно осваивать метапредметные технологии, в этом нет никакого сомнения.

Разным педагогам от 3 до 5 лет.

Существующие сегодня «Примерные программы обучения» на основе стандартов второго поколения, определяют следующие цели обучения:

-Развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.

-Развитие личности учащихся.

-Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

В качестве предполагаемых результатов обучения  выделяют:

Предметные результаты.

– формирование мотивации учения;

– осознание возможностей самореализации;

– стремление к совершенствованию;

– формирование коммуникативной компетенции;

– формирование общекультурной и этнической идентичности;

– толерантное отношение к проявлениям иной культуры;

– готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

– развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

– развитие коммуникативной компетенции;

– умение четко определять области знаемого и незнаемого;

– умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

– развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);

– развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

– осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

Для достижения планируемых личностных и метапредметных результатов важнейшую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные результаты деятельности школьников. Это обеспечивается целостной системой работы с учениками, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Целью достижения личностных и метапредметных результатов на выходе из начальной школы является ученик, который:

– обладаетогромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;

– владеет обобщённым целостным представлением о мире (картиной мира);

– привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность;

– усвоилположительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации;

– толерантенпо своей жизненной позиции, понимает, что он живёт и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать своё мнение и уважать мнение других;

– эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;

– способенжить в любом социуме, адаптируясь к нему.

Для выращивания функционально грамотной личности важнейшую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные результаты деятельности школьников.

Формированиие личностных и метапредметных результатов проходит через систему учебных предметов.

Средствами достижения метапредметных результатов в учебниках прежде всегоявляются:

– предметное содержание;

– образовательные технологии деятельностного типа;

–- продуктивные задания.

Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, обеспечивает формирование коммуникативных УУД, формирует познавательныеуниверсальные учебные действия.

Предмет «Литературное чтение» прежде всего способствует личностному развитию ученика, формирует коммуникативные УУД, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.

Предмет «Математика» направлен прежде всего на развитие познавательных универсальных учебных действий, формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Предмет «Окружающий мир» обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий, формирует оценочное, эмоциональное отношение к миру (умение определять своё отношение к миру) – способствует личностному развитию ученика.

Предмет «Технология» способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивает развитие познавательныхуниверсальных учебных действий, формируяет представления «о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии»i, обеспечивает личностное развитие ученика.

Большую роль в становлении личности ученика играет предметная область «Искусство», включающая предметы «Изобразительное искусство», «Музыка». Прежде всего они способствуютличностному развитию ученика, обеспечивая тем самым развитиекоммуникативных универсальных учебных действий.

В предмете «Информатика» направлен на развитие универсальных логических действий (познавательные УУД), вносит вклад в регулятивные универсальные учебные действия, формируеткоммуникативные универсальные учебные действия.

Изучение иностранного языка формирует у младших школьников представление о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как инструмента познания мира и культуры других народов, позволит сформировать у них способность в элементарной форме представлять на иностранном языке родную культуру в устной и письменной формах, в том числе с использованием средств коммуникации(коммуникативные УУД).

Через уроки физической культуры на этапе начального общего образования формируется не только умение физически саморазвиваться и самосовершенствоваться, но и воспитывается бережное отношение к своему здоровью, умение вести здоровый и безопасный образ жизни, преодолевать временные отклонения в собственном здоровье.

Решение задачи по обеспечению личностных и метапредметных результатов на этапе начальной ступени общего образования невозможно без создания необходимой образовательной среды, т. условий воспитания функционально-грамотной личности. Функциональная грамотность достигается при условии формирования метапредметных (регулятивных, коммуникативных, познавательных) и личностных универсальных учебных действий. Процесс достижения этих результатов проходит через предметные линии развития (русский и английский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, информатика, искусство и технология, физическая культура) при условии применения образовательных технологий: проблемного диалога, технологии оценивания, технологии продуктивного чтения, проектной, групповой работы и др. Формирование личностных результатов реализуется также через внеурочную (воспитательную) деятельность.

Наша школа работает и по статистике 80% школ России работают по УМК «Школа России» потому, что на момент введения ФГОС 2 поколения это был самый продуктивный УМК. В настоящее время учителя начальной школы понимают, что для формирования нового человека, человека будущего необходимо менять в учебниках не задания местами. А полностью содержание и методологию. Поэтому педагогическим работникам нашей школы необходимо всем вместе подумать какая развивающая система обучения обеспечит всем функциональную грамотность через достижение метапредметных и личностных результатов.

Применение образовательных технологий деятельностного типа в формировании личностных и метапредметных результатов

Проблемно-диалогическая технологиянаправлена на то, чтобы научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формируетрегулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая формирование умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы – познавательных.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивныхуниверсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология смыслового (продуктивного) чтения)обеспечиваетпонимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанночитать вслух и про себя тексты учебников;познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.

На занятиях по многим предметам предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего – умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

В заключении можно сделать выводы.

Педагогические работники, работающие в 1-2 классах, активно реализуют ООП НОО МБОУ «СОШ с УИМ №15», утвержденную общественным (управляющим ) Советом школы. (Протокол от 27 мая 2011 года №3).

Достижение личностных и метапредметных результатов (УУД) на первой ступени обучения достигается через содержание учебных предметов, внеурочную деятельность, использование элементов педагогических технологий деятельностного типаи разнообразных форм работы.

Многие учителя работающие в школе в образовательной практике переходят от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.

Также вас может заинтересовать

  • Статья: Развитие орфографической грамотности и информационной компетенции при использовании младшими школьниками разных источников информации.
  • Программа по воспитательной работе ” Мир, в котором я живу”
  • Обложки на тетради для первоклассников
  • Жизнь и творчество нашего великого земляка – Степана Дмитриевича
  • Информационные технологии в начальной школе как средство развития информационной культуры учащихся

Личностные и профессиональные компетенции менеджера

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Виды результатов обучения в рамках образовательных программ и предметов

Результаты обучения – это общая категория описывающая набор знаний и умений, развиваемых в процессе постижения новых границ теоретического, научного и практического плана. Характер и особенности данной категории напрямую зависит от особенностей специальности или «уклона класса»: если доминирует теория, то и компетенции будут соответствующими.

Личностные и профессиональные компетенции менеджера

Виды результатов обучения студентов

В образовательной нише принято выделять три основные группы результатов обучения в рамках каждой постигаемой дисциплины и программы: предметные, метапредметные и личностные. Давайте разбираться в каждой из них.

Сущность и особенности предметных результатов обучения

Под предметными компетенциями принято понимать те знания и умения, которые были развиты в рамках определенной дисциплины. То есть это специфические научные, практические, исследовательские границы, свойственные определенной области, но в узких масштабах – отдельно стоящей дисциплины, ее раздела.

Миссия предметных компетенций – развить минимально доступный и необходимый спектр знаний, представлений и умений по наиболее важным для индивида (или будущего квалифицированного специалиста) сторонам. Данная категория компетенция является оригинальной для каждой науки и осваиваемого дисциплина, а набор результатов ее постижении зависит от направления подготовки, осваиваемой ступени образования и пр.

Постижение предметных полномочий происходит на поэтапной основе по принципу «от простого к сложному», что вполне логично и обоснованно. Согласитесь, бессмысленно первокласснику объяснять правила теории вероятности или матстатистики, если он не имеет даже минимальных знаний об арифметике.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Личностные и профессиональные компетенции менеджера

Освоение предметных результатов нацелено на развитие теоретических представлений в рамках конкретной науки, а также преобразование полученных знаний в практическое русло.

Предметным компетенциям свойственны следующие принципы:

  • Точность, то есть каждая наука будет развивать индивида в определенном сегменте и русле, оттачивать конкретные знания и навыки, свойственные только ей. В этом проявляется ключевая особенности данной категории. Также принцип точности проявляется в том, что набор обязательных предметных компетенций утверждается ФГОС, рабочими программами и планами в рамках каждой образовательной ступени;
  • Комплексность. Независимо от характера и вида предмета, он будет развивать целый комплекс компетенций и предполагать связь с иными науками. В частности, постижение математики учит не только считать, но и анализировать ситуацию. Освоение гуманитарных наук (философия, история, литература) также развивают аналитические способности и позволяют расширить кругозор.
  • Специфичность, то есть отдельный набор обретаемых полномочий свойственен определенной науке или ее части.

В числе предметных результатов обучения принято выделять три основные группы развиваемых полномочий, каждая из которых характеризует вид достижений. Первый вид – знаниевый, то есть происходит развитие конкретных знаний в рамках осваиваемого предмета: получение общих представлений о дисциплине, изучение правил, свойственных ей и пр. Второй – деятельностный, который предполагает преобразование освоенной теории в новый опыт, то есть использование знаний при выполнении заданий, их преобразование для применения в повседневной жизни. Третий тип – компетентностные результаты. Они ориентированы на развитие научно-исследовательского типа мышления в рамках осваиваемой науки, а также поиск целевого и возможного применения полученных основ в жизни (при выполнении гдз, НИР, повседневных нуждах и пр.

Предметные результаты обучения призваны не просто научить подопечного определенным знаниям и навыкам, но и развить способности по их адаптации согласно потребностям, обстоятельствам и пр.

Предметные итоги освоения программы носят с одной стороны узко ориентированный характер и ограничены рамками определенного предмета. С другой стороны, он позволяет развивать индивида в целом, расширяя его мировоззрение, кругозор и возможности дальнейшего становления. Ведь именно от склонности и интереса к определенной науке появляется желание стать профессионалом в конкретной отрасли.

Специфика метапредметных результатов обучения

Метапредметные результаты освоения программы или дисциплины – это такой вид итогов постижения новых границ, который свойственен не просто отдельно стоящему предмету, но и показывает его связь с иными областями, расширяя возможности применения освоенных горизонтов (знаний и навыков). К данному виду относят универсальные компетенции, которые могут применяться в рамках отдельно стоящей науки, а также в иных сферах деятельности с учетом необходимости и целесообразности.

Личностные и профессиональные компетенции менеджера

Из чего состоят личностные, метапредметные и предметные результаты обучения?

Метапредметные компетенции подчеркивают не только междисциплинарность, но и связь отдельно стоящих канонов. Данный вид знаний выполняет следующие функции:

  • Самостоятельное определение целей обучения, определение мотивов изучения программы ил предмета и констатаций его роли в общем развитии и пр.;
  • Навыки по поиску оптимального решения для конкретной задачи или ситуации, умение пользоваться всеми полученными знаниями в комплексе;
  • Поиск альтернативных и наиболее эффективных решений при выполнении любых задач;
  • Задействование определенных знаний и умений с учетом особенностей ситуации, задания и пр. То есть выборочное применение компетенций из различных дисциплин с акцентом на их целесообразность, уместность и необходимость;
  • Развитие навыков по выбору плана действий и его обоснования;
  • Умение подбирать комплекс действий из смежных или кардинально разных дисциплин для решения проблемной ситуации. Повышение ориентации в информационном поле и адаптация полученных знаний под конкретные условия.

Все метапредметные результаты обучения принято классифицировать на несколько типов. Первый – регулятивный, который предполагает «регулирование» способов по достижению намеченной цели с учетом текущих возможностей индивида, основанных на знаниях и умениях. К данной нише относят умение планировать и реализовывать намеченный план действий, оценивать полученные итоги и делать выводы. Второй тип – познавательный, предполагающий изучение дополнительных моментов в рамках отдельно стоящих наук или направлений для решения поставленной перед учеником задачи. То есть в данном случае метапредметные результаты подстегивают студента к саморазвитию, более качественной переработке поученной информации. Третий тип метапредметных результатов – коммуникационный, который основан на разъяснении собственной «авторской позиции», ее обоснования и донесения до третьих лиц, поиске единомышленников, ведении дискуссии и пр.

Таким образом, метапредметные компетенции повышают мотивацию индивида к освоению новых горизонтов, содействуя при этом расширению полномочий и компетенций (в рамках науки, специальности и пр. , а также помогают всестороннее обосновать собственную точку зрения в любой ситуации. Именно данная категория демонстрирует место осваиваемого предмета в системе наук, научной жизни и практике.

Особенности личностных результатов обучения

Данная группа полномочий носит чаще всего индивидуальный характер и зависит от заинтересованности учащегося предметом, его понимания, персональный характеристик (талантов, склонностей и способностей, увлечений и хобби и пр.

Личностные результаты классифицируют на три основных блока, каждый из которых подчеркивает специфику компетенций и уровень подготовки не просто ученика, а именно личности. Первый модуль – самоопределение, которое предполагает наличие определенной внутренней позиции и отношения к предмету/теме со стороны учащегося. Он подчеркивает интерес или его отсутствие, мотивацию, особенности постижения предмета и применение конкретных умений и знаний. Второй блок – смыслообразование, то есть умение преобразовывать полученные знания в новый вид, их осмысление, осознание и распределение (где можно применять, для чего, чем полезны и пр. Третий уровень – морально-этический. Он базируется на воспитании индивида и развитии в нем культурных, этических особенностей. В рамках последнего блока индивид развивает такие качества, как ответственность, добросовестность, моральные принципы и границы доступного/возможного/приемлемого, осознанность и пр.

Комбинация предметных, метапредметных и личностных результатов обучения представляет собой особую категорию – универсальные учебные действия.

Сходства и отличия предметных, метапредметных и личностных результатов обучения

В таблице ниже рассмотрим ключевые совпадения и различия рассмотренных видов результатов обучения.

Предметные компетенции
Метапредметные компетенцииЛичностные компетенции

Утверждаются в каждой рабочей программе, план-конспекте и регулируются ФГОС

Нацелены на всеобщее развитие индивида и расширение картины мира, кругозора

Содействуют развитию аналитических, коммуникационных способностей и навыков

Обретенные знания и навыки могут применяться пользователями повсеместно в удобной и подходящей ситуации

Подлежат грамотной оценке с учетом действующих планов, требований ФГОС и индивидуальных особенностей учащихся

Затрагивают конкретную научную область, ограниченную определенной дисциплинойЗатрагивают определенную дисциплину и позволяют выходить за ее рамки, на территорию «смежных наук»Учитывают и развивают индивидуальные способности учащегося с акцентом на дисциплину
Базируются на научных канонах: термины, правила, законы, упражнения и задачи и пр. Развивают универсальные навыкиДопускает использование творческого подхода к выполнению поручаемых заданий, изучению темы
Ориентированы на совместную работу педагоги и подопечного а также самообразованиеПобуждает интерес к учебе, позволяет грамотно замотивировать учащегося к постижению новых горизонтов
Проверяются с помощью проверки ГДЗ, проведения самостоятельных и контрольных работ, устного опроса на занятияхПроверяется посредством наблюдения, беседы, прохождения психолого-педагогического тестирования, успеваемости учащегося его поведения в социуме

Таким образом, комбинация из предметных, метапредметных и личностных компетенций позволяет всесторонне развить школьника и студента, облегчить учебный процесс и расширить спектр возможностей индивида. Данная триада призвана подготовить не только первоклассного специалиста (с учетом осваиваемой ступени образования), но и психологически подготовленную личность.

Отсутствие любого блока не позволит сделать из вчерашнего абитуриента квалифицированного специалиста, так как одна из его черт будет «хромать». Поэтому при изучении любого предмета и выполнении задания важно выложить на все 100%, проявив владение дисциплинарными канонами, ориентируясь и пользуясь доступными приемами из смежных областей (облегчая тем самым ход выполнения задания), а также развивая в себе такие важные качество, как ответственность, мотивация и интерес к делу, целеполагание и целедостижение.

Как оцениваются предметные, метапредметные и личностные результаты обучения?

Каждый из обретаемых вышеописанных результатов подлежит обязательной проверке. Делается это в рамках реализации пакета ФОС и КОС с помощью выполнения специальных заданий. Притом педагог не выделяет отдельно упражнение для констатации степени развитости отдельных полномочий. Все задания будут носить комплексный характер и позволят рассмотреть и констатировать наличие и степень постижения каждого вида результатов обучения.

Самыми распространенными формами по диагностике развитых компетенций выступают:

  • Решение задач или выполнение КСР, как промежуточная форма проверки степени усвоения темы/предмета;
  • Устный опрос по теме или модулю;
  • Тестирование;
  • Проверка домашнего задания.

Каждое задание позволяет определить понимание предмета или отдельно взятой темы, его осознание и ориентацию в информации, умение подбирать при ответе нужные слова и методы работы (решение задач, подбор формул и алгоритмов, правил и норм и пр. ), рассуждать и пр.

Притом непосредственная оценка качества и степени развитости обретенных компетенций производится на основе анализа текущих результатов каждого отдельного взятого подопечного и группы в целом с учетом требования ФГОС (то есть минимальные или обязательные полномочия в рамках каждого предмета и направления в целом), сравнение изначального уровня подготовки с текущим (определение изменений, тенденций и пр.

Помимо этого, оценка результатов обучения позволяет педагогу определить наиболее сложные моменты в предмете, проблемы обучения и проблемы в освоении новых горизонтов среди учеников. По результатам данной диагностики на развитие каждой категории результатов обучения и диагностики проблем обучения педагог принимает решение о корректировке текущего плана: повторное разъяснение наиболее сложной темы (по которой показатели контроля оказались неудовлетворительными и большинства учеников и пр. ), разработка дополнительных материалов для изучения темы, перераспределение академических часов на изучение последующих тем и пр.

Что такое результаты обучения?

Обучение в любом образовательном заведении нацелено не просто на развитие индивида, но и обретение им конкретных знаний и навыков, которые в общей сложности объединяют в такую категорию, как «результаты обучения» или (как принято выражаться в системе профессионального образования) компетенции.

Под данной категорией принято понимать определенный набор теоретических, научно-исследовательских и практических достижений индивида с учетом действующего учебного плана. То есть становление и развитие подопечного предусмотрено не просто образовательной программой в целом, но и каждым включенным в нее отдельно стоящим предметом. Притом изучение каждой дисциплины может иметь различные цели, но все они так или иначе будут связаны с обучением, воспитанием, обретением конкретных навыков, необходимых для качественной повседневной (простой) и профессиональный жизни.

Личностные и профессиональные компетенции менеджера

Что призван оценить ФОС?

Результаты обучения в школе, колледже или вузе модно представить в виде конечного итога постижения каждого отдельно стоящего предмета и комплекса дисциплин (например, по семестрам, триместрам, этапам программы и пр. ) в целом. То есть это то, чему научился подопечный.

Результаты обучения утверждаются в рамках общей образовательной программы (п осваиваемой специальности в целом), а также в отношении каждого включенного в ее состав предмета. Данный параметр при проектировании траектории обучения студентов является прогнозируемым и ожидаемым и подлежит по мере освоения намеченного плана программы обязательной оценке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *