МЕТОДИКА ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ТЕКСТ НАУЧНОЙ СТАТЬИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Формы
и методы контроля и оценки результатов
учебной практики (УП) должны позволять
проверять у обучающихся, как
сформированность профессиональных
компетенций, так и развитие общих
компетенций и обеспечивающих их умений.
Оценку результатов учебной практики
следует проводить путем:

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (научно-исследовательская работа) считается завершенной при условии выполнения магистрантом всех требований программы практики. Формой итогового контроля является зачет с оценкой.

Аттестация научно-исследовательской работы магистрантов проводится по результатам всех видов деятельности и при наличии отчетной документации по практике.

Форма итогового контроля при прохождении практики заносится в ведомость и зачетную книжку.

Критерии и шкалы оценивания формирования компетенций в ходе прохождения практики

Индивидуальное задание на практику

Отчет по практике

Защита отчета по практике

(основные выводы о проделанной работе, определение насколько полно реализованы цель и задачи практики, общие выводы и предложения и практические рекомендации)

(статистические, справочные, схематические и другие данные, необходимые для выполнения отчета)

Отзыв – характеристика

(Фамилия имя Отчество)

курс ______________               группа _________________________

Специальность: 35.02.07. Механизация сельского хозяйства

Прошел практику на (в)

(предприятие, учреждение, организация)

с «_____» _____________ 20__ г.              по «___» ______________ 20 __ г.

1. Степень выполнения программы практики __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Характеристика работы практиканта __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Оценка практики и качество оформления дневника отчета ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись ответственного лица организации (базы практики)

___________________/ ФИО, должность

Работа
студентов оценивается дифференцированно.
В итоговой оценке за практику учитываются
степень эффективности проведенной
студентом социокультурной работы,
активность студента, его отношение к
избранной профессии, качество отчетной
документации, своевременный срок сдачи
ее на факультет.

6.1.
Критериями оценки
результатов прохождения студентами
практики являются:

— уровень
теоретического осмысления студентами
своей профессиональной деятельности
(её целей, задач, содержания, методов);

— уровень
сформированности практических навыков
и умений (способность участия в процессе
социокультурной деятельности учреждения
культуры и искусства, самостоятельность,
инициативность и творческая активность);

— уровень
профессиональной направленности будущих
менеджеров СКД (интерес к профессии,
ответственное отношение к работе).

Уровень
сформированности теоретических сведений
считается полным, если содержание отчёта
полностью соответствует программе
преддипломной практики и включает все
необходимые теоретические факты и
обоснованные выводы. При этом изложение
материала отчёта является логически
правильным, стилистически грамотным,
с точным использованием социокультурных
категорий и терминов.

Уровень
сформированности практических навыков
и умений считается полным,
если правильно выбраны направления,
способы и инструменты реализации
социокультурного мероприятия, а
предложенный студентом проект
сопровождается необходимым последовательным
и грамотным обоснованием, предполагается
получение положительного социокультурного
эффекта.

При
этом учитываются следующие показатели:

 уровень
теоретической подготовки;

 уровень
выполнения программы практики;

 наличие
в отчёте анализа эффективности отчетного
проекта;

 качество
оформления отчётной документации;

 уровень
профессиональной подготовки,
компетентности, общее представление
об особенностях функционирования
исследуемого предприятия;

 уровень
самостоятельности и инициативности;

 участие
в работе предприятия – базы практики,
качество работы;

 умение
работать с источниками информации;

 уровень
готовности к самостоятельной работе;

Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков учебной практикепо получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности является дифференцированный зачет.

Оценка результатов учебной практики проводится по следующим критериям:

Оценка «отлично» ставится, когда студентом:

– продемонстрирован высокий уровень общекультурных и общепрофессиональных компетенций;

– выполнен в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы в соответствии с заданием практики;

– проявлены самостоятельность, творческий подход и высокий уровень подготовки по вопросам профессиональной деятельности, самоорганизации;

– оформлен отчет в соответствии с требованиями.

Оценка «хорошо» ставится, когда студентом:

– в целом продемонстрированасформированность общекультурных и общепрофессиональных компетенций;

– выполнено полностью задание на практику, однако допущены незначительные недочеты при написании отчета, в основном технического характера.

Оценка «удовлетворительно» ставится, когда студентом:

– продемонстрирована сформированность отдельных общекультурных и общепрофессиональных компетенций;

– допущены существенные недочеты в составлении отчета.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, когда студентом:

– не продемонстрирована сформированность общекультурных и общепрофессиональных компетенций;

– не выполнено задание практики;

– студент представил небрежно оформленный отчет по учебной практике.

Фонд оценочных средств для проверки сформированности компетенций

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

прохождения ________________________________________________________ практики

студента ____________ курса __________________________________________ группы

(фамилия, имя, отчество)

Место прохождения практики: ___________________________________________________

Сроки прохождения практики:

2. Руководитель практики

________________ _________________        ___________________

(должность)                                  (Ф. И. О.)                           (подпись)

от предприятия, организации

______________  ___________________    ___________________

НА ПЕРИОД ПРАКТИКИ

Индивидуальные задания по учебной практике по получению первичных профессиональных умений и навыков использования информационных технологий:

Руководитель практики от института (филиала)

__________________      _____________________________        __________________

(должность)                                                                    (Ф. И. О.)                                                        (подпись)

ЕЖЕДНЕВНЫЕ ЗАПИСИ СТУДЕНТА

Студент        _________________        ______________________________

Дата       Руководитель практики

___________________             ____________________________________                                                               (подпись)                                                       (Ф. И. О.)

(фамилия, имя, отчество студента)

Направление подготовки/Специальность____________________________________ шифр

группа ________________ курс_________________ форма обучения__________________

с______________________201___ г. по ______________________________201 ____ г.

(наименование предприятия, организации, юридический адрес, телефон)

_____________________________________________________________________________под руководством _____________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, должность, руководителя от предприятия)

(вид практики: учебная/педагогическая/научно-исследовательская)

1. За время практики обучающийся проявил(а) личностные, деловые качества и продемонстрировал(а) способности, компетенции*:

*отметить знаком «+» в нужной графе

Общая характеристика студента: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка по результатам практики, с учетом защиты отчета по практике

(отлично, хорошо, удовлетворительно)

«_____» _____________ 201__г.

Руководитель практики ____________ __________________________________________                                    (подпись)              (должность, ученая степень, Ф. И. О.)

УДК 158 (075.8)

канд. психол. наук, доцент, кафедра психологии, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация. В статье рассмотрены разработанные на основе уровневого системного подхода содержание и критерии оценивания заданий психологического блока производственной практики бакалавров педагогического образования.

Ключевые слова: уровневый системный подход, компетенции студента-практиканта, производственная практика, репродуктивный уровень, рефлексивный уровень, исследовательский уровень.

I. Yu. Troitskaya, Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University

E. N. Trukhmanova, Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University

H. G. Patrikeeva, Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University

A TIERED APPROACH TO THE ASSESSMENT OF COMPETENCE IN PERFORMING TASKS OF THE

Keywords: tiered systemic approach, the competences of the trainee, pedagogical practice, the reproductive level, the reflective level, the research level.

В целостной системе подготовки будущего педагога важнейшим элементом является практика, поскольку позволяет продемонстрировать и закрепить сформированные в ходе теоретического обучения компетенции, приобрести опыт профессиональной деятельности. Контроль качества образовательной деятельности включает в себя разработку процедур оценивания профессиональных достижений студентов в ходе практики.

В основу планирования содержания подобных диагностических процедур может быть положен уровневый системный подход оценивания достижений студентов, разработанный отечественными учеными (И. Я. Лернер, В. П. Беспалько и др.). В соответствии с данным подхо-

дом могут быть выявлены три уровня усвоения учебного материала: первый уровень, связанный в основном с узнаванием и воспроизведение по памяти ранее заученного материала; второй уровень, ориентированный на понимание и применение знаний в знакомой ситуации; и третий уровень, ориентированный на использование изученной информации в измененной или незнакомой ситуации.

На основе уровневого подхода нами были разработаны содержание и критерии оценивания выполнения заданий психологического блока производственной практики бакалаврами направления 050100.62 Педагогическое образование Арзамасского филиала ННГУ.

Задание 1. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности школьника и классного коллектива

Выполнение задания способствует актуализации знаний, полученных в рамках изучения психологических дисциплин, исследовательской позиции в изучении индивидуальных особенностей учащегося, формированию навыков применения психологических методов и приемов в изучении внутреннего мира школьника, раскрытии причин его проблем и трудностей. Детальный анализ и описание личности школьника оформляется в форме психолого-педагогической характеристики, в которой формулируются также рекомендации по дальнейшей работе со школьником.

Студенты могут продемонстрировать различные уровни выполнения данного задания, обозначенные нами как репродуктивный, рефлексивный и исследовательский. Приведем общие критерии различения этих уровней.

1 уровень: репродуктивный. Выполнение задания характеризуется знанием студентом основных закономерностей психического развития ребенка в школьный период, знанием методов изучения психологических характеристик познавательного и личностного развития школьника, умением применять психодиагностические методики и описывать результаты проведенных исследований, отражая их в характеристике.

2 уровень: рефлексивный. Выполнение задания характеризуется пониманием студентом основных фактов, законов и закономерностей, критериев психического развития ребенка; умением применять знания для объяснения психологических феноменов в развитии школьника, сравнения с нормой развития в конкретном возрасте. Данный уровень выполнения задания предполагает осмысленный подбор применяемых психологических методов и методик для изучения и анализа индивидуальных особенностей школьника, ориентированных на выявление причин затруднений в личностном и познавательном развитии ребенка. Рефлексивный уровень выполнения задания предполагает также подготовку публичного выступления с результатами исследований на итоговой конференции по практике, на студенческой научно-практической конференции.

3 уровень: исследовательский. Выполнение задания характеризуется высоким уровнем осмысления психологических знаний, владения навыками исследовательской работы по обозначенной проблеме. Предполагается, что студент в процессе работы над заданием может самостоятельно выделить и обозначить проблемные моменты в развитии школьников на основе результатов предварительного изучения, провести исследование, сформулировать выводы, психолого-педагогические рекомендации. Результатом выполнения задания может стать исследовательская работа студента, построенная по индивидуальной программе изучения значимого параметра психологического развития школьников (познавательного, личностного, коммуникативного, мотивационного, ценностного и пр.). Понимая и применяя закономерности развития изучаемого феномена развития школьника, студент разрабатывает рекомендации по дальнейшей работе с ребенком.

Исследовательский уровень выполнения задания предполагает формирование и развитие у студентов творческой исследовательской культуры, включающей в себя умения само-

стоятельно выдвинуть гипотезу, спланировать и провести несложный психолого-педагогический эксперимент, обработать и проанализировать его результаты, выявить взаимосвязи между психолого-педагогическими явлениями. Приведем примерные темы исследований, предлагаемые студентам в ходе практики:

1. Гендерные особенности проявлений агрессивности подростков.

2. Личностные характеристики лидеров-подростков (гендерный аспект).

3. Влияние стиля педагогического общения на уровень тревожности школьников.

4. Влияние особенностей темперамента школьника на успешность учебной деятельности.

5. Ценностные характеристики юношеских групп с разным уровнем сплоченности.

6. Ценностные ориентации современных старшеклассников.

7. Влияние стиля педагогического общения на учебную мотивацию школьников.

Оценивание результатов выполнения задания студентами осуществляется с учетом

сформированности следующих критериев:

– обоснована актуальность темы исследования;

– выявлена проблема, определены цель, объект, предмет, задачи исследования;

– сформулирована гипотеза исследования;

– представлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определены и систематизированы базовые понятия;

– отобраны необходимые и достаточные для изучения сущности проблемы методы психологического исследования, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям школьника или классного коллектива;

– структурирована процедура эмпирического или экспериментального исследования;

– представлены результаты исследования в вербальной и графической форме;

– представлен анализ результатов исследования, выявлены взаимосвязи психологических явлений, сформулированы выводы;

– работа оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению научных работ;

– грамотное владение психологической терминологией.

Достойные проектные и исследовательские работы студентов, соответствующие обозначенным выше требованиям, оформляются в виде тезисов, научной статьи, выступления на научно-практической конференции, части курсовой работы и т.п.

Задание 2. Самоанализ сформированности профессиональной позиции студента

На основе предложенных критериев студентам предлагается проанализировать уровень сформированности профессионально-значимых качеств личности, выявить личностные ресурсы и «зоны роста». При этом студенты также могут продемонстрировать репродуктивный, рефлексивный и исследовательский уровни выполнения данного задания. Приведем общие оценочные критерии их различения.

1 уровень: репродуктивный. Выполнение задания характеризуется знанием студентом основных этапов профессионального становления, основных законов профессионального роста, знанием методов изучения профессионально-значимых качеств в педагогической деятельности, умением применять психодиагностические методики для оценки сформированности у себя профессионально-значимых качеств, умением делать общие выводы. Результатом работы студента должен стать самоанализ сформированности профессионально-значимых качеств по предложенной схеме.

2 уровень: рефлексивный. Студент демонстрирует понимание основных фактов, законов и закономерностей, критериев профессионального становления; умеет применять методики для самоанализа сформированности профессионально-значимых качеств, проводить рефлексию на основе полученных результатов, делать выводы и выстраивать перспективы саморазви-

тия. Результат выполнения задания – детальный самоанализ студентом сформированности компетенций, и соотнесение с оценкой качества профессиональной подготовки, обозначенной студенту учителем-консультантом. Для проведения самоанализа и оценивания профессиональной подготовки студента педагогом нами разработаны специальные анкеты.

3 уровень: исследовательский. Выполнение задания характеризуется высоким уровнем осмысления знаний по вопросам формирования и становления профессионально-значимых качеств педагога, высоким уровнем их рефлексии, владения навыками исследовательской работы по обозначенной проблеме. Предполагается, что студент в процессе работы над заданием сможет самостоятельно выделить и обозначить проблемные моменты в саморазвитии профессиональных качеств, сформулировать выводы. Мы полагаем, что студент сможет проанализировать данные, полученные в результате самоанализа, выделить «зоны роста» и, на этой основе, разработать индивидуальную стратегию дальнейшего личностного и профессионального совершенствования.

Представленные в данной статье содержание и общие критерии оценивания заданий психологического блока производственной практики являются ориентировочными и будут конкретизированы в последующих публикациях.

Методика оценки и анализа уровня сформированности компетенций по результатам прохождения производственной практики

заведующий кафедрой информатики и технологии программирования Волжского политехнического института (филиал) Волгоградского государственного технического университета, доцент, кандидат технических наук

На примере направления подготовки бакалавриата 231000.62 «Программная инженерия» приводится анализ формируемых в результате прохождения производственной практики компетенций и источников информации для оценки их качества. Описана методика оценки расчёта весовых коэффициентов компетенций и групп общекультурных и профессиональных компетенций на основе алгоритма Саати. Предлагается методика количественной оценки и анализа уровня сформи-рованности компетенций по результатам прохождения производственной практики.

Ключевые слова: производственная практика, компетенции, оценка, методика, уровень сформированности

Необходимость разработки фонда оценочных средств (ФОС) по производственной практике для оценки качества подготовки студентов направления бакалавриата 231000 «Программная инженерия» обусловлена введением

нового поколения ФГОС в практику высшего профессионального образования. Согласно подходам разработчиков ФГОС обучающиеся должны владеть совокупностью компетенций ОК-3, ОК-4, ОК-8, ПК-20, ПК-22, ПК-23, ПК-24, ПК-25, ПК-26, ПК-27, оценка уровня сфор-мированности1 которых должна проводиться по результатам прохождения производственной практики.

Для аттестации студентов по результатам производственной практики должны быть созданы фонды оценочных средств2, обеспечивающие с высокой объективностью, обоснованностью и сопоставимостью3 оценки уровня приобретенных компетенций в процессе прохождения производственной практики.

Целью разработки методики оценки и анализа уровня сформирован-ности компетенций по производственной практике студентов направления бакалавриата 231000 «Программная инженерия» является повышение надёжности, валидности и сопоставимости оценки уровня приобретенных общекультурных и профессиональных компетенций в процессе прохождения производственной практики.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) анализ источников информации для оценки качества сформиро-ванности компетенций по результатам производственной практики;

2) разработка методики оценки расчёта весовых коэффициентов4 компетенций и групп общекультурных и профессиональных компетенций;

3) разработка критериев оценки уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций по результатам прохождения производственной практики;

4) разработка методики оценки и анализа уровня сформированности компетенций по результатам прохождения производственной практики;

5) модификация отзыва руководителя производственной практики в соответствии с потребностями методики оценки уровня сформиро-ванности компетенций по результатам прохождения производственной практики.

Формируемые в результате прохождения производственной практики компетенции и источники информации для оценки их качества

В результате прохождения производственной практики у студента должны сформироваться компетенции, представленные в табл. 1.

Основой для оценки качества компетенций, приобретенных в

3 Рыбанов А. Повышение качества и достоверности компьютерной оценки знаний в автоматизированных системах контроля и обучения // Педагогические измерения. – 2014. – № 2. – C. 14-28.

4 Рыбанов А. Определение весовых коэффициентов сложности тем учебного курса на основе алгоритма Саати // Педагогические измерения. – 2014. – № 4. – C. 21-28.

Требования ФГОС 231000 «Программная инженерия» к процессу формирования компетенций в процессе прохождения производственной практики

Код компетенции по ФГОС 231000 Формулировка компетенции

ОК-3 готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

ОК-4 способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность

ОК-8 осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

ПК-20 навыки проведения практических занятий с пользователями программных систем

ПК-22 понимание классических концепций и моделей менеджмента в управлении проектами

ПК-23 понимание методов управления процессами разработки требований, оценки рисков, приобретения, проектирования, конструирования, тестирования, эволюции и сопровождения

ПК-24 понимание основ групповой динамики, психологии и профессионального поведения, специфичных для программной инженерии

ПК-25 понимание методов контроля проекта и умение осуществлять контроль версий

ПК-26 понимание основных концепций и моделей эволюции и сопровождения программного обеспечения

ПК-27 понимание особенностей эволюционной деятельности, как с технической точки зрения, так и с точки зрения бизнеса (работа с унаследованными системами, возвратное проектирование, реинженеринг, миграцию и рефакторинг)

Источники оценки качества приобретенных компетенций в процессе прохождения производственной практики

Кодкомпетенции по ФГОС 231000 Источник оценки качества приобретенных компетенций в процессе прохождения производственной практики

ОК-3 отзыв представителя организации – базы практики

ОК-4 отзыв представителя организации – базы практики

ОК-8 отзыв представителя организации – базы практики

ПК-20 отзыв представителя организации – базы практики

ПК-22 отзыв представителя организации – базы практики отчёта студента по производственной практике

ПК-23 отзыв представителя организации – базы практики отчёта студента по производственной практике

ПК-24 отзыв представителя организации – базы практики отчёта студента по производственной практике

ПК-25 отзыв представителя организации – базы практики отчёта студента по производственной практике

ПК-26 отзыв представителя организации – базы практики отчёта студента по производственной практике

ПК-27 отзыв представителя организации – базы практики отчёта студента по производственной практике

результате прохождения производственной практики, является отзыв представителя организации-базы практики и отчёта студента по производственной практике (табл. 2).

Методика оценки расчёта весовых коэффициентов компетенции и групп общекультурных и профессиональных компетенции

Для определения весовых коэффициентов; как компетенций, так и групп общекультурных и профессиональных компетенций, предлагается использовать алгоритм Саати.

Алгоритм Саати основан на автономном сравнении сложности формирования компетенций (групп компетенций) в рамках прохождения производственной практики, выполняемом одним экспертом. Для каждой пары компетенций эксперт указывает, в какой степени формирование одной из них сложнее другой.

Рассмотрим применение этого метода на следующем примере.

Пример. Необходимо определить веса сложности формирования компетенций на основе консультации с экспертом, руководителем производственно практики от предприятия.

Принятие решения о назначении весов сложности формирования компетенций в процессе прохождения производственной практики на основе алгоритма Саати выполняется в следующем порядке:

Шаг 1. Экспертом заполняется матрица парных сравнений размером п х п, где п – количество компетенций. Матрица заполняется по правилам, приведённым в табл. 3.

Правила заполнения матрицы парных сравнений сложности формирования компетенций (групп компетенций) для алгоритма

1 формирование г-й и _/-й компетенции имеют примерно одинаковую сложность

3 формирование г-й компетенции немного сложнее _/-й

5 формирование г-й компетенции сложнее _/-й

7 формирование г-й компетенции значительно сложнее !-й

9 формирование г-й компетенции явно сложнее !-й

Пусть эксперт заполнил матрицы парных сравнений общекультурных, профессиональных компетенций, а также групп компетенций следующим образом (табл. 4-6).

В табл. 5, например, элемент х51 = 7 означает, что формирование компетенции ПК-25, по мнению эксперта, значительно сложнее, чем компетенции ПК-20. Элемент х23= 1/5 означает, что формирование компетенции ПК-22 легче, чем компетенции ПК-23. Элемент

х42 = 3 означает, что формирование компетенции ПК-24 немного сложнее, чем компетенции ПК-22.

Шаг 2. Вычисляем оценки сложности формирования компетенций (для каждой матрицы) – средние геометрические строк матрицы парных сравнений:

где п – количество компетенций (групп).

Матрица парных сравнений общекультурных компетенций

Матрица парных сравнений профессиональных компетенций

Матрица парных сравнений групп компетенций

Общекультурные компетенции Профессиональные компетенции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нормализованную оценку для 1-й компетенции (группы) рассчитываем по следующей формуле:

где I – обозначение компетенции по строке в матрице парных срав-

нений. Пользуясь способом приближенного вычисления собственных элементов матрицы парных сравнений, определим собственный столбец (вектор приоритетов) для рассматриваемых компетенций. Далее необходимо осуществить операцию нормализации вектора приоритетов, что отражено в табл. 7-9.

Нормализованные оценки вектора приоритетов для общекультурных компетенций

Вектор приоритета к. 0,31 2,76 1,19

Нормализованные оценки вектора приоритета к. 0,07 0,65 0,28

Нормализованные оценки вектора приоритетов для профессиональных компетенций

Вектор приоритета к i 0,34 0,27 2,39 0,51 1,18 1,37 5,43

Нормализованные оценки вектора приоритета к. 0,03 0,02 0,21 0,04 0,10 0,12 0,47

Нормализованные оценки вектора приоритетов для групп компетенций

Группа компетенций Общекультурные компетенции Профессиональные компетенции

Вектор приоритета к. 0,38 2,65

Нормализованные оценки вектора приоритета к. 0,13 0,87

Нормализованные оценки вектора приоритетов и являются весами компетенций (групп).

Рассмотренный подход соответствует процедуре установления относительной важности объектов по методу Т. Саати.

Для данного метода возможна проверка экспертных оценок на непротиворечивость. Проверка позволяет выявить ошибки, которые мог допустить эксперт при заполнении матрицы парных сравнений. Ошибки (противоречия) могут быть сле-

дующими: например, эксперт указывает, что формирование 1-й компетенции легче 2-й компетенции, 2-й легче 3-й, и в то же время формирование 1-й компетенции сложнее 3-й.

Рассмотрим проверку на непротиворечивость для задачи определения весов компетенций:

Шаг 1. Находим суммы столбцов матрицы парных сравнений (табл. 10-12):

Сумма столбцов матрицы парных сравнений для общекультурных компетенций

Сумма столбцов матрицы парных сравнений для профессиональных компетенций

Сумма столбцов матрицы парных сравнений для групп компетенций

Группа компетенций Общекуль- вания произведений сумм столбцов

турные компетенции Профессио- матрицы на веса альтернатив: нальные компетенции М. 8,00 1,14 п

Шаг 2. Рассчитываем’ вспомога- Ь = ^ к! ■Ы!.

тельную величину путем суммиро- !=1

Вспомогательная величина Общекультурные компетенции Профессиональные компетенции Группы компетенций

Шаг 3. Находим величину, называе- ИС = ^

мую индексом согласованности (ИС):

Шаг 4. В зависимости от размер- гласованности (СлС). Значения СлС ности матрицы парных сравнений приведены в табл. 13. находится величина случайной со-

Величины случайной согласованности

В данном примере:

• для матрицы общекультурных компетенций (п = 3) СлС = 0,58;

• для матрицы профессиональных компетенций (п = 7) СлС = 1,32;

• для групп компетенций (п = 2) СлС = 0,37.

Шаг 5. Находим отношение согласованности:

Если отношение согласованности превышает 0,2, то требуется уточнение матрицы парных сравнений.

В данном случае индексы согласованности для всех матриц попарных сравнений меньше 0,2. Таким образом, уточнение экспертных оценок в данном случае не требуется.

Таким образом, получены весовые коэффициенты компетенций (групп компетенций), которые могут быть использованы в процессе получения качественных оценок формирования компетенций в рамках производственной практики.

Шаг 1. Вводим следующие обозначения для компетенций, представленных в табл. 1:

• общекультурные компетенции, формируемые при прохождении производственной практики обозначим как О, (I = 1 , к);

• профессиональные компетенции, формируемые при прохождении производственной практики, обозначим как Р, () = 1 , т ).

Шаг 2. По результатам опроса экспертов, в качестве которых, как правило, выступают руководители практик от предприятий по направлению подготовки 231000 «Программная инженерия», определяется вес каждой компетенции (ЯО ,ЯР ).

Сумма весов общекультурных компетенций должна быть равна единице:

Сумма весов профессиональных компетенций также должна быть равна единице:

Весовые коэффициенты для оценки компетенций приведены в табл. 3-4.

Весовые коэффициенты общекультурных компетенций

Код компетенции по ФГОС ОК-3 ОК-4 ОК-8

Вес компетенции (таблица 7) 0,07 0,65 0,28

Весовые коэффициенты профессиональных компетенций

Код компетенции по ФГОС ПК-20 ПК-22 ПК-23 ПК-24 ПК-25 ПК-26 ПК-23

Вес компетенции (табл. 8) 0,03 0,02 0,21 0,04 0,10 0,12 0,47

Весовые коэффициенты групп компетенций

Группа компетенций по ФГОС Общекультурные компетенции Профессиональные компетенции

Вес компетенции (табл. 9) 0,13 0,87

Шаг 3. Руководителем практики по стобалльной шкале заполняются оценки (в0 ,вР ) в таблице компетенций студен то в (Oj , Р), приобретённых в ходе производственной прак-

тики, на основании отзыва представителя организации-базы практики и отчёта студента о выполненной работе (табл. 17).

Пример таблицы оценки компетенций студента направления 231000 «Программная инженерия»

ОХ, ПK по ФГОС Обозначение компетенции Вес Оценка приобретённых компетенций

Шаг 4. Определяется качество (0о =

общеобразовательных (^) и про- ¿=1

фессиональных (Qp) компетенций к

для каждого студента по стобалль- ()Р = ^ вР -ЛР .

ной шкале: в=1 ‘ ‘

По данным, представленным в табл. 4, оценки качества компетенций, приобретенных в ходе производственной практики, следующие:

а = 90-0,07 + 70-0,065 + + 90-0,28 = 77 баллов,

= 80-0,03 + 72-0,02 + 82-0,21 + ‘+78-0,04 + 82-0,10 + 77-0,12 = = 76-0,47 = 77,34 балла.

Т.е. по стобалльной шкале (61-75 баллов – «удовлетворительно», 76-89 баллов – «хорошо», 90-100 баллов – «отлично») качество формирования в процессе производственной практики:

• общекультурных компетенций -«хорошо»;

• профессиональных компетенций -«хорошо».

Итоговая оценка по производственной практике, может быть определена как:

Рис. 1. Диаграмма оценок компетенций, приобретенных

О = а-Оо +

где ах,а2 — веса групп общекультурных и профессиональных компетенций, ааХ= 0,13, аа = 0,87.

Таким образом, итоговая оценка по производственной практике, может быть определена как:

О = 77-0,13 + 77,34-0,87 = 77,3 балла, т.е. «хорошо».

Шаг 5. Для графического отображения качества компетенций студентов, приобретенных в ходе производственной практики, рекомендуется строить диаграмму. Диаграмма строится для каждого студента, а также в среднем по направлению 231000 (рис. 1-2).

9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Студенты

Рис. 2. Диаграмма оценок компетенций по группам: общекультурные и профессиональные

Шаг 6. Проводится сравнительная оценка диаграммы качества компетенций студента с диаграммой качества компетенций в среднем по направлению 231000 (рис. 3).

Рис. 3. Сравнительный анализ оценок компетенций, приобретенных в процессе прохождения производственной практики

Шаг 7. Научно-методической комиссией по направлению подготовки 231000 делается вывод об уровне компетенций студентов, приобретенных в ходе производственной практики.

Форма отзыва руководителя производственной практики от организации в соответствии с ФГОС и методикой оценки и анализа уровня

Для количественной оценки качества компетенций студентов, приобретенных в ходе прохождения производственной практики, необходима форма отзыва руководителя производственной практики от организации, ориентированная на компетенции, указанные в ФГОС.

Оценки в отзыве руководителя производственной практики от организации ставятся по стобалльной шкале (61-75 баллов – «удовлетворительно», 76-89 баллов – «хорошо», 90-100 баллов – «отлично»).

Форма отзыва приведена ниже.

Разработана методика оценки и анализа уровня сформированности компетенций по производственной практике.

В рамках выполненной научно-методической работы получены:

1) научно-обоснованная методика оценки расчёта весовых коэффициентов компетенций и групп общекультурных и профессиональных компетенций, основанная на аналитической процедуре Саати;

2) весовые коэффициенты для общекультурных и профессиональных компетенций, а также групп компетенций, соответствующих производственной практике на-

правления 231000 «Программная инженерия»;

3) система критериев оценки уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций по результатам прохождения производственной практики;

4) методика оценки и анализа уровня сформированности компетенций по результатам прохождения производственной практики;

5) модифицированный отзыв руководителя производственной практики в соответствии с потребностями методики оценки уровня сформированности компетенций по результатам прохождения производственной практики.

(Фамилия, Имя, Отчество студента полностью)

обучающийся по направлению 231000.62 «Программная инженерия», проходил производственную практику в период с «_»_201_г. по «_»_201_г. на

(полное название организации, учреждения)

(название структурного подразделения организации, учреждения) В период прохождения практики _

на неоплачиваемой (оплачиваемой) должности _

Уровень профессиональной подготовки, продемонстрированный за время прохождения практики, можно оценить следующим образом:

1. Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе_

2. Способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность_

3. Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности_

4. Имеет навыки проведения практических занятий с пользователями программных систем_

5. Понимает классические концепции и модели менеджмента в управлении проектами

6. Понимает методы управления процессами разработки требований, оценки рисков, приобретения, проектирования, конструирования, тестирования, эволюции и сопровождения_

(по стобалльной системе)

(по стобальной системе)

7. Понимает основы групповой динамики, психологии и профессионального поведения, специфичных для программной инженерии_

8. Понимает методы контроля проекта и умеет осуществлять контроль версий_

9. Понимает основные концепции и модели эволюции и сопровождения программного обеспечения_

10. Понимает особенности эволюционной деятельности, как с технической точки зрения, так и с точки зрения бизнеса (работа с унаследованными системами, возвратное проектирование, реинженеринг, миграцию и рефакторинг)_

11. Недостатки и замечания:_

12. Краткие сведения о выполненном задании:

13. Предложения вузу:

Руководитель учебной практики от организации:

(Фамилия, Имя, Отчество, место работы, должность) Печать организации

Предлагаемая методика оценки и анализа уровня сформированности компетенций по результатам прохождения производственной практики может применяться в учебном процессе российских вузов, в других учебных заведениях, на выпускающих кафедрах.

На основе предлагаемой методики планируется разработка автоматизированного рабочего места «Производственная практика», ориентированная на информационную поддержку процесса оценки и анализа уровня сфор-мированности компетенций по результатам прохождения производственной практики.

Уровень результатов прохождения студентами производственной практики оценивается

«ОТЛИЧНО»
– высший уровень теоретических знаний
и компетенции, практических навыков и
умений:


выполнение положений учебной программы
практики и индивидуального задания в
полном объёме;

– высший уровень
владения практическими навыками
выполнения социокультурного проектирования
и отличное умение реализовывать свои
проекты;


выраженная способность самостоятельно
и творчески решать практические вопросы
организации социально-культурной
деятельности;

– непосредственное
и активное участие в функционировании
предприятия-базы практики, его служб,
отделов;


грамотное, логически правильное и полное
изложение ответов на дополнительные
вопросы (во время защиты отчёта о
прохождении практики);

– оформление всех
отчётных документов в полном соответствии
с предъявляемыми требованиями;

– дисциплинированность,
выполнение всех заданий и поручений
руководителей практики в установленные
сроки.

«ХОРОШО»
– высокий уровень теоретических знаний
и компетенции, практических навыков и
умений:

– очень хороший
уровень владения практическими навыками
выполнения социокультурного проектирования
и отличное умение реализовывать свои
проекты;


очень хорошая способность самостоятельно
и творчески решать практические вопросы
организации социально-культурной
деятельности;

– оформление всех
отчётных документов с незначительными
погрешностями и неточностями;

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»
– достаточный уровень теоретических
знаний и компетенции, практических
навыков и умений:


выполнение положений учебной программы
практики и индивидуального задания
практически в полном объёме;

– достаточный
уровень владения практическими навыками
выполнения социокультурного проектирования
и отличное умение реализовывать свои
проекты;

– способность
решать практические вопросы организации
социально-культурной деятельности;


участие в функционировании предприятия-базы
практики, его служб, отделов;


достаточно грамотное изложение ответов
на дополнительные вопросы (во время
защиты отчёта о прохождении практики);

– оформление всех
отчётных документов с погрешностями и
ошибками;

– достаточная
степень дисциплинированности, выполнения
всех заданий и поручений руководителей
практики в установленные сроки.

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»
– низкий уровень теоретических знаний
и компетенции, практических навыков и
умений:

– почти полное
отсутствие практических навыков и
умений;

– неудовлетворительные
ответы на дополнительные вопросы (во
время защиты отчёта о прохождении
практики).

– либо отказ от
защиты отчёта.

В
этом случае студент считается неуспевающим
и подлежит отчислению из вуза.

Для
студентов, обучающихся в условиях
балльно-рейтинговой системы оценивания
результатов обучения, практика оценивается
рейтинговыми баллами по 100 балльной
шкале. При оценке результатов практики
учитывается количество и качество
выполнения практикантами всех
предусмотренных программой видов
деятельности (организационной,
учебно-методической, воспитательной,
исследовательской, спортивно-массовой
и др.), а также качество оформления
отчетной документации и своевременность
сдачи ее на кафедру. Часть баллов
выставляется за качество выполнения
всех видов деятельности, часть – за
качество оформления отчетной документации,
часть за своевременность сдачи
документации на кафедру. Рейтинговая
оценка учебной комплексной практики
складывается из рейтинговых оценок по
отдельным направлениям практики.
Количество баллов за каждое направление
определяется в Правилах рейтинговой
системы оценивания результатов практики.

Факультетский
руководитель проставляет в
зачётно-экзаменационную ведомость
итоговую академическую оценку («отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно») и
набранное количество баллов, в зачётную
книжку – только итоговую академическую
оценку.

Рейтинговая
оценка по практике составляет:

51
-70 баллов для получения оценки
«удовлетворительно»,

71-84
баллов – для оценки «хорошо»,

85-100
баллов – для оценки «отлично».

Итоговая оценка
по практике выставляется в вузе
факультетским руководителем практики
на основании характеристики, оценки,
выставленной на предприятии, собеседования
со студентом и руководителями практики.

Лист оценки сформированности компетенций по итогам учебной практики

Уважаемые студенты!
Вы прошли первую учебную практику
профессионального модуля ПМ Выполнение
работ по профессии младшая медицинская
сестра по уходу за больными.

Под непосредственным
руководством преподавателя, медицинских
сестер, вам был предоставлен определённый
уровень самостоятельности, а вместе с
тем и ответственности за конечный
результат Вашей работы.

Для того чтобы
правильно оценить уровень Вашей
готовности к самостоятельной деятельности
по выполнению работ по профессии младшая
медицинская сестра по уходу за больными,
Вам необходимо провести самоанализ.
Для этого Вам предлагается максимально
объективно заполнить лист «САМОАНАЛИЗА».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *