В октябре 2021 года вышла в свет книга «International Perspectives on Early Childhood Teacher Education in the 21st Century» («Международные взгляды на дошкольное педагогическое образование в 21 веке»). Каждая глава — отдельный труд ученых и исследователей из Австралии, Канады, Китая, Фиджи, Финляндии, Германии, Ирландии, Японии, Новой Зеландии, Маршалловых островов, России, Швеции, Турции, Великобритании, Вьетнама и Замбии.
Авторами главы «Development of Preschool Teacher’s Competences as a Way to Increase the ECE Quality» («Развитие компетенций дошкольного педагога как способ повышения качества дошкольного образования») стали сотрудники лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Игорь Шиян, Ольга Шиян, Анна Якшина и Татьяна Ле-ван. Эксперты рассказали о проблемах и задачах развития профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в России. В материале представлено описание системы дошкольного образования в нашей стране и сформулированы новые принципы повышения квалификации дошкольных педагогов, основанные на понятии рефлексивного педагогического действия. Авторы рассматривают рефлексию как самостоятельное исследование педагога, в котором необходимо сопоставить собственные цели и действия с реакциями ребенка, проанализировать возникшие противоречия и соотнести их собственным опытом.
В основании исследования лежит взаимосвязь между качеством структуры и качеством процесса в дошкольном образовании и анализ ее влияния на детское развитие. Под качеством структуры авторы понимают те условия для детей и педагогов, которые создаются на уровнях образовательной системы, организации, группы и персонала. Авторы статьи делают акцент на последний уровень: они приводят данные о влиянии образования педагогов, их опыта и характера профессионального обучения на качество процесса.
Одним из выводов исследования является необходимость развития профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования. В статье описаны результаты апробации модели развития рефлексии педагогов дошкольного образования через овладение культурными инструментами. Одним из таких инструментов являются «профессиональные очки» — особый способ наблюдения за ситуацией в группе, который фокусируется как на развивающем потенциале действий взрослого, так и на реакциях детей. Другой инструмент — «навигатор профессионального действия» — позволяет в каждой ситуации анализировать ее возможный развивающий эффект и те условия, которые необходимо создать для этого. Авторы статьи отметили, что рефлексивное обучение без отрыва от производства помогает повысить компетентность учителей.
«Профессиональная рефлексия должна стать основным направлением непрерывного педагогического образования», —считают авторы.
Главные новости
- Старт-ПРО примет участие во всероссийском фестивале Наука 0+
07 октября, 2022 г. - Ждём школьников на осенней смене
07 октября, 2022 г. - 06 октября, 2022 г.
- Встреча Г. Кравцова с учениками Предуниверсария
06 октября, 2022 г. - Марафон педагогических идей
06 октября, 2022 г. - Конкурс поздравительных открыток «МастерПроф»
06 октября, 2022 г. - MEET UP: встреча с удивительными людьми
06 октября, 2022 г. - Живая традиция в курсе фольклора
06 октября, 2022 г. - В ИИЯ прошли первые семинары из цикла «Профессия китаиста»
05 октября, 2022 г. - Учитель-дефектолог России — 2022
05 октября, 2022 г.
Индивидуальный протоколрезультатов прохождения диагностики профессиональных компетенций(предметных, метапредметных и методических) педагогических работников
Предмет диагностики: учитель истории
Дата исследования: 29. 2022
ФИО участника: Герасимова Нина Александровна
Предмет преподавания: История, Математика, Обществознание, Право, Русский язык, Физика
Диагностическая работа предназначена для оценки предметных, метапредметных и методических компетенций учителей, обеспечивающих предметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы по истории.
Задания диагностической работы (часть 1) охватывают основное содержание учебного предмета «История» в единстве содержательного и деятельностного компонентов и опираются на теорию и методику обучения по предмету, а также на метапредметные планируемые образовательные результаты обучающихся в соответствии с ФГОС СОО и ПООП. Часть 2 диагностической работы нацелена на исследование функциональной грамотности педагога в части читательской грамотности. Часть 3 диагностической работы нацелена на исследование методических и коммуникативных компетенций учителей педагогов.
Результат участника исследования: 60 баллов (93 %)
Максимальный балл за работу: 65 баллов
Уровень продемонстрированных результатов: Высокий
Предметные компетенции (суммарно 92 %):
- История как наука: отсутствие дефицита (результат 100 %)
- История Древнего мира: отсутствие дефицита (результат 100 %)
- История Средних веков: отсутствие дефицита (результат 100 %)
- История Нового времени: незначительный дефицит (результат 90 %)
- Новейшая история: средний дефицит (результат 74 %)
Метапредметные компетенции (суммарно 87 %):
Методические компетенции (суммарно 98 %):
- Требования ФГОС и ПООП: отсутствие дефицита (результат 100 %)
- Методика обучения по предмету: отсутствие дефицита (результат 100 %)
- Контроль и оценка знаний обучающихся по предмету: отсутствие дефицита (результат 100 %)
- Виды урочной деятельности: отсутствие дефицита (результат 100 %)
- Организация внеурочной деятельности: отсутствие дефицита (результат 100 %)
- Современные педагогические технологии: отсутствие дефицита (результат 100 %)
- ИКТ-компетентности: незначительный дефицит (результат 90 %)
- Основные методики воспитательной работы, разработка и применение современных психолого-педагогических теорий: отсутствие дефицита (результат 100 %)
- Управление учебной группой: отсутствие дефицита (результат 100 %)
Также в диагностике были обобщены результаты по различным видам деятельности, которые использовались вами в процессе выполнения заданий теста. Выявлены следующие дефициты:
- Знать понятия и термины: незначительный дефицит (результат 88 %)
- Знать свойства объектов, процессов и явлений: незначительный дефицит (результат 94 %)
- Воспринимать первичную информацию: незначительный дефицит (результат 92 %)
- Воспринимать информацию из комплексных источников: незначительный дефицит (результат 93 %)
- Сравнивать и классифицировать: незначительный дефицит (результат 88 %)
- Решать познавательные задачи, применять формально-логические операции: незначительный дефицит (результат 92 %)
- Обобщать результаты, строить модели: отсутствие дефицита (результат 100 %)
- Оценивать полученные результаты: отсутствие дефицита (результат 100 %)
- Применять умения для безопасной жизнедеятельности: незначительный дефицит (результат 93 %)
Развернутый анализ результатов диагностики
НомерзаданияУровеньсложностиПроверяемыекомпетенцииПроверяемые элементы содержанияБаллучастникадиагностикиМаксимальныйбалл1БПредметные компетенцииИстория как наука332БПредметные компетенцииСчёт лет в истории113БПредметные компетенцииИстория Древнего мира334ППредметные компетенцииКультура Древней Руси225ППредметные компетенцииСобытия и явления Средних веков226ППредметные компетенцииАнализ визуальных источников2,137ППредметные компетенцииАнализ карты448БПредметные компетенцииОпределение терминов229ППредметные компетенцииИстория ХХ века2210ВПредметные компетенцииСобытия российской и мировой новейшей истории1,7311ПМетапредметные компетенцииЧитательская грамотность5,5612ВМетапредметные компетенцииЧитательская грамотность7,5913БМетодические компетенцииФГОС и ПООП4414ПМетодические компетенцииФормирующее и итоговое оценивание4415ПМетодические компетенцииТипы проектов3316ПМетодические компетенцииКритическое мышление и медиаграмотность4417ПМетодические компетенцииИнформационная безопасность4,5518ПМетодические компетенцииУчебная мотивация55
Курамаева Т. 1
Касымова Т. 1
Бокобаева А. 11 Киргизский национальный университет им. БаласагынаФормирование компетентности педагогов в рамках модернизации современного образования и вместе с тем, с определением их уровня сформированности, ведение работы по устранению допускаемых промахов считается одним из важных требований нынешнего времени. В статье рассмотрены вопросы формирования профессиональной компетентности педагога и разработаны методы определения уровня их сформированности. Обсуждена актуальность методов определения уровня сформированности профессиональной компетентности педагога и их развитие в нынешнее время. Применение этих методов позволит достичь существенных результатов, на их основе в дальнейшем развивать такую работу, ускоряя и продолжая этот процесс, что является велением и потребностью времени. На основе работ педагогов-исследователей авторами предложено определять уровень сформированности базовых компетенций педагога, помогающих эффективно реализовать педагогическую деятельность, по направлениям: личные качества педагога; умение ставить задачи и цели педагогической деятельности; мотивирование учебной деятельности; информационная компетентность; разработка программы педагогической деятельности и принятие педагогических решений; компетенции организации учебной деятельности. Каждому направлению дана краткая характеристика. Это позволит выявить проблемные места деятельности педагогического коллектива, что поможет создать предпосылки новых методов, программ и их приложения. профессиональная компетентность педагогауровень формирования компетентностиличностные качества педагога. Программа развития образования в Киргизской Республике на 2021-2040 годы. Приложение 1 (к постановлению Правительства Киргизской Республики от 4 мая 2021 года № 200). Иванова Е. Дидактический потенциал информационно-образовательной среды для организации современного процесса обучения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 4 (19). 124-132. Курамаева Т. Болочок мугалимдин профессионалдык компетенттүүлүгү // Вестник КГУ им. Арабаева. Бишкек, 2015. 58-63). Адольф В. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. 38-41. Мамбетакунов Э. Таалим-тарбия процесси: теория, технология, практика. Бишкек, 2017. 269 б. Курамаева Т. , Каныбек кызы Ж. Болочок математика мугалимдеринин компетенттүүлүгүн калыптандыруу маселелери // Наука, новые технологии и инновации Киргизстана. Бишкек, 2017. № 4. 165-169. Тюнников Ю. , Мазниченко М. Педагогические фобии и мании как отражение ценностной системы учителя // Исследования гуманитарных систем. Вып. 1: Теория педагогической системы Н. Кузьминой: генезис и следствия / под ред. Бедерхановой. Краснодар: Парабеллум, 2013. Абдырахманов Т. , Ногаев М. Компетентностный подход в современном образовании. , 2014. 121 с. Бабаев Д. , Токторова А. Педагогические основы теории конфликта в учебно-воспитательном процессе // Наука, новые технологии и инновации Киргизстана. 2021. 207-210.
Следовательно, возрастают требования к качеству обучения, интеграция его структуры в мировое образовательное пространство, и в условиях перестройки уровень социальных ожиданий на эффективность всех комплексов педагогических наук кардинально меняется.
Известно, что формирование профессиональной компетентности педагогов, а также разработка каких-либо путей определения уровня ее формирования и их практическое применение с достижением определенных результатов, чтобы на их основе ускорить дальнейшее ведение дел, является спросом современности.
Материалы и методы исследования
В конечном счете обоснованы эффективные основы формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в условиях информатизации образовательного процесса и определены педагогические условия развития их профессиональной компетентности.
Педагог берет компетенцию из образовательного процесса, жизненного и профессионального опыта и самостоятельно достигает компетентности, в результате этого он обязан осуществить личностное самосовершенствование.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога – это высокий уровень педагогического труда, самостоятельное осуществление индивидуальной деятельности, достижение хороших результатов в воспитании и образовании учащихся.
• компетентность по специальности и профессии вокруг изучаемой дисциплины;
• методическая компетентность в области навыков формирования знаний, умений учащихся;
• общественно-психологическая компетентность в сфере общения и отношений;
• дифференцированно-психологическая компетентность в области способностей учащихся ориентироваться, мотивации;
• аутопсихологическая компетентность в области преимуществ и недостатков индивидуальной личности в своей деятельности.
Полученные знания педагога по предметам своей специальности.
Умение управлять учебным процессом.
Компетентность в области системы образования и его отраслей.
Таким образом, профессиональная компетентность является обобщенной профессионально-личностной характеристикой педагога, которая определяет качество его деятельности. Способность педагога действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно изменяющейся профессиональной среде отражает его готовность к самооценке и саморазвитию, что позволяет оценить уровень сформированности его профессиональной компетентности.
Результаты исследования и их обсуждение
Опираясь на труды вышеупомянутых ученых, педагогов-исследователей, мы считаем правильным определять уровень формирования базовых компетенций педагогов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, по следующим шести направлениям в соответствии с их краткими характеристиками.
Эта компетенция объясняет гуманное состояние педагога. Оно раскрывает потенциальные возможности учащихся, отображая основные задания педагога. Такая компетентность определяет отношение педагога к успехам учащихся. Вера в силы и возможности учащихся исключает их обвинение, следовательно, педагог, показывая свою готовность к поиску путей и методов поощрения учеников, следит за их деятельностью, а также отражает его любовь к ним. Знание личных и возрастных особенностей учащихся определяет все аспекты работы педагога, что позволяет построить педагогу концепцию для проведения эффективной и плодотворной педагогической деятельности, в основе которой лежит уверенность в собственных силах и знаниях. Эта компетенция регулирует позитивные отношения педагога с коллегами и учащимися.
Это способность педагога превратить тему урока в педагогическое задание. Основная компетенция, обеспечивающая эффективно поставленную цель в процессе обучения – это в целях формирования творческой личности довести учеников до состояния субъективной деятельности и обеспечить реализацию субъект-субъектного отношения. Способность педагога поставить цели и задачи образования согласно возрасту и особеностям учащихся. Эта компетентность является конкретизацией выше приведенной компетенции. Она направлена на индивидуализацию обучения, связана с общими достижениями и является мотивирующей.
Создать возможность учащимся поверить в свои силы, быть твердым в глазах окружающих – компетентность, обеспечивающая толчок в положительную сторону, являющаяся одним из главных путей в учебном процессе. Служит условию гуманизации образования. Обеспечивает высокий толчок к академической активности. Оценивание в образовании служит основным инструментом, реально выявляющим собственные успехи учащихся или недостатки, то, что они не успели сделать. Не зная результатов своих знаний, невозможно обеспечить субъективно правильный путь в образовании. Способность превращать цели обучения в линостную значимость.
Наряду с общей культурой педагога эта компетенция включает в себя глубокое знание предмета, который преподается, а также методическую грамотность изложения материала.
Методическая грамотность позволяет эффективно усвоить знания в предусмотренной программе и дает возможность сформировать навыки, а также развить творческую личность через индивидуальный подход. Обеспечивает творческий подход к педагогической деятельности и профессиональный рост педагога. Быстрый темп роста предметной сферы в настоящее время, появление инновационных педагогических технологий настоятельно рекомендуют педагогу непрерывно обновлять свои знания и навыки, предполагая самостоятельное восприятие и грамотный поиск информации.
Умение разработать образовательные программы, выбрать учебные пособия и учебные комплексы является базовым в системе профессиональных компетенций. При этом реализуются принципы академической свободы на основе индивидуальной программы образования. Педагог обязан непрерывно принимать решения, что является основой педагогической деятельности. В решении проблем возможно использование стандартных и творческих идей, а также принятие интуитивных решений. Способность принимать решения при различных ситуациях в образовательном процессе.
Эта компетентность устанавливает отношения «субъект-субъект». В настоящее время без навыков разработки образовательной программы невозможно творчески организовать учебный процесс. Образовательные программы – это целенаправленное средство, влияющее на развитие учащихся. Компетентность при разработке образовательных программ создает возможность преподавать учащимся с разными уровнями обучения и реализовать их развитие. Достичь понимания учебного материала – главная задача педагога. Решить эту главную задачу можно путем введения в систему нового материала на основе усвоенных знаний или умений, путем публикации практического применения учебного материала. Умения обеспечивать процесс стимулирования активности при обучении, создать условия для формирования самооценки, определять формирование личностного «Я» учащихся, пробуждать в них творческую силу. Грамотная оценка со стороны должна развивать направленность учеников к самооценке в образовании. Компетентность в оценивании других должна соответствовать самооценке учителя и совпадать с ней.
Проанализировав результаты, полученные на основе ответов на составленные вопросы (в виде теста, анкеты, опросника), включающие направления выше рассмотренных компетентностей и их элементы, можно определить уровни по всем шести направлениям формирования базовых компетентностей педагога, таких как (высший) (да), критический (наполовину), низкий (нет). Считаем, что вышеизложенное выявит проблемные места деятельности педагогического коллектива, что позволит создать предпосылки новых методов, программ и их приложения.
Библиографическая ссылка
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)