МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СЛАБОВИДЯЩИМИ УЧАЩИМИСЯ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 58

Педсовет: Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности как фактор повышения качества образования

Тема : Эффективные методы и приемы в работе со слабоуспевающими детьми.

Учитель: Храпунова Н. В.,

учитель начальных классов

Проблема слабой успеваемости считается одной из самых актуальных для любой школы.

Каждый учитель сталкивается с учениками, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала. Как ни грустно, но таких учащихся с каждым годом становится все больше.

Что же надо сделать, чтобы они не потеряли веру в себя, сохранили положительное отношение к школе и учителям? Я пришла к выводу, что  необходимо свою работу построить так , чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный  субъект  деятельности.

В своей работе я использую следующее:

1) Создание на уроке . Даже разовое переживание успеха может  изменить психологическое самочувствие ребенка. Перед слабоуспевающим учеником ставить такие задачи, которые будут ему посильны и выполнимы, где он может проявить инициативу. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать достаточно времени на обдумывания и подготовки.

2)Подмечено, что «сильные» ученики быстрее включаются в учебный процесс, они первые помощники на уроке. « Слабые» порой часто не понимают, о чем идет речь. Поэтому детей в классе рассаживаю по принципу. На уроке использую парную форму работы. (выполнение заданий с последующей взаимопроверкой, «Скажи соседу, как ты его понял» и т.п)

групповую форму работы. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Порой бывает, что слабоуспевающий ребенок лучше понимает своего одноклассника.

4) Хороший приемом в работе со слабоуспевающими учащимся является комментирование, решения по образцу, повторение объяснения несколько раз, хоровое повторение , успешна работа по «цепочке» для отработка практических навыков при изучении нового материала.

5)Одно из важных средств предупреждения и преодоления неуспеваемости –дифференцированный подход, который может быть осуществлен на любом из этапов урока (как на этапе актуализации знаний, так и закреплении). Часто для дифференциации домашнего задания использую прием  «Лестница к знаниям»

I ступень ( обязательный ур): учебник с.65 – выучить  таблицу умножения

II ступень (тренировочный уровень):  с.65  №1 (1,2).

III ступень ( творческий уровень):  с 65 №5,

Урок русского языка

Правило+ упраж+ страничка для любознательных

Для организации индивидуальной работы на уроке использую разноуровневые карточки.

7)Хороший результат также дают разные математические диктанты, тесты для тематического контроля . Такая работа позволяет быстро выявить общую картину усвоения материала и дает возможность для дальнейшей индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися. ( Для этого использую тетради на печатной основе).

8)Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. В своей работе использую обучающие игры; карточки-помощники, памятки, правила в стихах (шпаргалки – запоминалки).

) Моя работа со слабоуспевающими сводится не только к коррекции и устранению пробелов в знаниях, но и к общему личностному развитию ребенка. И для этого использую активные методы обучения. Формирование на уроке проблемной ситуаций, использование проектной, элементы исследовательской деятельности, интерактивные методы. Все это придают занимательность уроку вызывает у детей неподдельный интерес, (При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание, память, мышление. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках. Интерактивные методы привлекают внимание слабоуспевающих детей: тренажеры, обучающие программы, интерактивные презентации.)

10 Проверка рабочих тетрадей дает обратную связь с учеником.  Через тетради я вижу усвоил –не усвоил. Создается картина на сколько эффективна прошла работа на уроке и дома. Анализирую ошибки и учитываю при построении  следующего урока.

11Сотрудничество с родителями. Чаще всего достигаем совместного решения по работе над ликвидацией пробелов. Все родители зарегистрированы в дневнике ру , имеют возможность посмотреть успеваемость ребенка, домашнюю работу. Я считаю, что своевременное выставление отметок дает возможность ученику подтянуться в учебе.

12 В своей работе использую технологию  “формирующее оценивание” Разным ученикам требуется разное время для овладения учебным материалом. Недостаток времени является главной причиной слабой успеваемости. Поэтому если ученик получил «плохую» отметку, у него должен быть «шанс на исправление». Поэтому если в дальнейшем процессе повторения ученик показывает более высокий уровень, то оценка его может быть выше. Такой учет знаний, умений и навыков помогает ослабить отрицательное психологическое воздействие «плохой» отметки, стимулирует ученика к добросовестной учебной деятельности.

13) Составление адаптированной программы для детей с ОВЗ. Составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей ОВЗ.

Все выше сказанные приемы и методы подходят для эффективной работы со слабоуспевающими детьми. Считаю, что работа со слабоуспевающими учениками должна проводиться учителем систематически. Эта работа очень кропотливая, требующая огромного терпения.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Основная общеобразовательная школа № 36»

«Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися в начальных классах»

Учителя начальных классов

Анжеро-Судженский ГО, 2018

Один из американских психологов дал образное сравнение всей массы детей со стаей птиц, летящих на юг осенью: в середине сплошная туча птиц, впереди и сзади сплошная масса редеет. То же и школьники. Впереди – успевающие, сзади – отстающие, неуспевающие. Каковы причины неуспеваемости и как организовать работу с неуспевающими детьми? Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это несоответствующая нормативным критериям результативность школьного обучения, выступающая следствием неспособности ребенка полноценно освоить учебный материал и выполнять учебные задания.

Русский советский философ, педагог и психолог П. П. Блонский, составляя общую типологию школьников, выделил типы неуспевающих школьников.

Это, во–первых, тип, названный им «плохой работник». Его чертами являются следующие:

1) задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит,

2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы),

3) не подмечает своих неудач и трудностей,

4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу,

5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно,

6) индифферентно относится к результатам работы. Указанные черты неуспевающего школьника, поскольку они характеризуют его деятельность в учебном процессе, могут быть использованы в определении неуспеваемости.

Другой выделенный тип назван патологическим – это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют «не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносят трудности и неудачи.

Среди психологических причин неуспеваемости выделяются следующие: несформированность приемов учебной деятельности;

недостаточное развитие психических процессов (главным образом – мыслительной сферы).

Ребенок, поступивший в школу, и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, не всегда способен самостоятельно найти правильные приемы работы. Любое действие, которое предстоит освоить в школе, может быть выполнено разными способами, но не все эти способы эффективны.

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

не способен устанавливать причинно-следственные связи;

не может организовать свое время;

не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

медленный темп работы;

конфликтные отношения со сверстниками, учителями, отказ от усилий в учебной деятельности.

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Использование разнообразных дидактических игр, связанных с активным движением – хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т. д., вызывает у них неподдельный интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку. Игра с учётом дидактических требований к уроку должна носить обучающий характер, иметь дидактическую цель и быть связанной с материалом урока.

Для развития интеллекта можно использовать разного рода головоломки, шарады, ребусы. Среди интеллектуально-развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Вызывает интерес как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей умственные силы учащегося. Из отгадок можно составить кроссворды, лото, провести игру в виде викторины, лотереи.

В уроки можно включать различные игры на превращение слов. Они помогают развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь.

Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости необходимо целенаправленно развивать познавательный интерес. Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. Этот метод создаёт в классе атмосферу приподнятости, которая возбуждает положительное отношение к учебной деятельности. Примером может служить проведение на уроке математики игры – путешествия, урока-КВНа.

Формирование проблемных ситуаций придаёт интерес, занимательность учебному занятию. Значительно способствуют желанию учиться интересные практические занятия, экскурсии, наблюдения, а также активное участие детей во внеклассной и внешкольной работе.

На занятиях очень важно предоставлять учащимся право спрашивать своих товарищей, составлять самим тексты диктантов, диктовать их, проверять самостоятельные работы друг друга, объяснять задания.

Большую помощь в организации индивидуальной работы оказывают карточки, перфокарты, памятки, карточки-помогайки, алгоритмы по всем изучаемым темам уроков русского языка, математики, окружающего мира. Использование карточек повышает не только интерес детей к работе на уроке, но и помогает систематически учитывать уровень знаний школьника, характер их затруднений в изучении учебного материала.

Рекомендации, которые необходимо помнить при работе со слабоуспевающими учениками:

1.  При опросе «слабоуспевающим» ученикам необходимо давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

2.  По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, которые помогут им последовательно изложить материал.

3.  Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

4.  В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.

5.  В процессе изучения нового материала внимание «слабоуспевающих»  учеников обращается на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими  понимание учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

6. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при устных ответах или в письменных работах.

7. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения  и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

Выступление на тему:

Успешная организация учебной работы и активизация учения школьников немыслимы без чуткого отношения к ним и умелого индивидуального подхода.

В нашей школе проводится большая работа по выяснению причин школьной неуспешности, что позволило выявить следующие группы неуспевающих учеников:

Кроме того, проводимая диагностика показывает, что большинство неуспевающих имеют низкий уровень памяти, внимания, логического мышления, развития речи. Еще обнаружился у отстающих высокий уровень школьной и межличностной тревожности.

Надо помнить, что ученик, не желающий учиться, является страдающей стороной. Постоянный конфликт с родителями, с учителями, пренебрежительное отношение со стороны одноклассников – это не по плечу подростку.

Проблема доверия в рамках образовательного процесса является очень актуальной. Принимая во внимание тот факт, что учебная мотивация – основополагающий компонент учебного процесса, мы считаем, что ее уровень в значительной степени зависит от уровня доверия к учителю. Доверие между учителем и учеником – необходимое условие качественного образования.

Чаще всего ребенку нужна не просто педагогическая помощь и поддержка, но и понимание, добрые и ласковые слова, которых так ему  не хватает как в школе, так и дома.

Действительно, каждый ребенок имеет индивидуальные способности и склонности, симпатии и антипатии к каким-либо наукам. Поэтому каждому взрослому, а тем более педагогу, важно не ломать их индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие.

Возникновение у школьников негативного отношения к учебе связано с теми или иными ошибками родителей (как правило). В результате пропадает контакт и доверие к родителям, и отношения между детьми и родителями характеризуются как конфликтные или безразличные.

Поэтому начинать работу надо с установления контакта и доверия: престать его «пилить», т.е. читать нотации; отказаться от скандалов и наказаний. Благожелательная поддержка любого, даже самого слабого, успеха, выдержка и спокойствие – вот правильная линия поведения родителей в таких случаях. После того как доверие достигнуто, можно начать разбираться в причинах возникшего нежелания учиться. Основной причиной может быть наличие дефектов или несформированность учебной деятельности. Другая причина – допущенные ошибки воспитания, которые ведут к одному: неумению делать то, что надо, вопреки тому, что хочется. Большую роль в воспитании этого умения может сыграть совместная деятельность  учителей, школьников и родителей.

Основной вывод из всего  сказанного заключается в том, что повышение успеваемости и  качества знаний, преодоление отставания школьников в учебе требуют решения двух проблем: с одной стороны, нужно совершенствовать методику проведения учебных занятий, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учащихся. С другой,  умело применять систему воспитательных средств воздействия на учащихся, с тем  чтобы не допускать формирования у них отрицательного отношения к учебе, вырабатывать потребность в знаниях и стремление к преодолению встречающихся трудностей.

Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Основной задачей каждой школы должна стать, может быть, незаметная, но умно выстроенная коррекционная работа, которая позволит по ходу педагогического процесса исключать все сложности, возникающие у детей в процессе обучения. Обучение обязательно должно быть успешным для всех учащихся. Учитель должен помочь каждому учащемуся учиться, т.к. он сам выбрал профессию учителя. Долг учителя – средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащихся и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения.

10 правил работы со «слабоуспевающими»

ерьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

омните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его.

аждый урок – продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала – один из приёмов работы со слабыми.

селяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

аботу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

е гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

бщение – главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе – не получите и результатов обучения.

аучитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход – займутся своими делами.

аучитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложив материал, опросили сильных – посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба.

Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми.

При опросе слабоуспевающим школьникам даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

При опросе создаются специальные ситуации успеха.

Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал.

В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих концентрируется на более важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель должен чаще обращаться к ним с вопросами на понимание, привлекать их в качестве помощников, стимулировать вопросы учеников при затруднении в освоении нового материала.

В ходе самостоятельной работы слабоуспевающим даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности.

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при необходимости предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового. Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников

МАТЕРИАЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся

1. Ученик не может сказать, в чём трудности задачи, наметить план её решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате её решения. Ученик не может ответить на вопросы к тексту, сказать, что нового из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

2. Ученик не задаёт вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идёт поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей.

Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителей, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценку своей работе, не контролирует себя.

5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста: не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимися соответствующих вопросов.

В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость

ТЕМА: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕУСПЕ

Одна из важных задач, стоящих перед профессиональной школой, – повышение качества образования и воспитания учащихся. Особенно острой является проблема предупреждения неуспеваемости. Многих педагогов волнует, как добиться успешного обучения от каждого ученика.

Прежде всего необходимо выяснить возможность учащегося в овладении знаниями, умениями, навыками. Учебные возможности проявляются по-разному, в зависимости от обстоятельств: отсутствия или наличия интереса к предмету, нужного объема знаний, методического мастерства педагога, его собственной увлеченности предметом. Нередки случаи, когда на уроках спецпредметов учащиеся активны, а на некоторых из общеобразовательных дисциплин те же ученики пассивны, уклоняются от самостоятельных действий, отвлекаются от работы. для избежания этого преподаватели должны учитывать особенности учебных возможностей учащегося не только у себя на уроке, но и в иной обстановке. Воздействие на ученика должно быть полным, многосторонним и достаточно эффективным. Индивидуальные различия надо учитывать всем преподавателям и мастерам.

При подготовке уроков и организации учебно-познавательной деятельности учащихся педагог должен сообразовать свои действия с уровнем развития учебных возможностей слабоуспевающих учащихся. При определении цели урока необходимо учесть особенности в развитии у учащихся навыков мышления, внимания, воли, самостоятельности. Конкретизировать образовательную цель урока, исходя из уровня обученности учащихся. Для слабых поставить цель лишь воспроизведения основных вопросов новой темы. Для воспитательных целей следует предусмотреть конкретные формулировки для воздействия на учащихся с отрицательным отношением к предмету. Например, вызвать интерес к решению качественных задач на уроках физики, к анализу исторических событий и т.д.

В целях развития важно предусмотреть формирование тех компонентов учебных возможностей, которые еще недостаточно сильны. Особое внимание должно быть уделено умению учиться (выделить главное, сравнить, систематизировать факты, осуществлять самоконтроль).

Необходимо обеспечивать доступность содержания учебного материала для слабоуспевающих. Эффективны следующие приемы: связь вопросов, заданий с жизненным опытом учащихся, с их профессиональными и другими интересами; дробление учебного материала на порции, более мелкие части, которые предлагаются учащимся в логической последовательности, постепенно. Примерами могут быть разнообразные алгоритмические предписания, программированные упражнения для организации индивидуальной самостоятельной работы (при устном или письменном опросе, выполнении практических заданий и т.д.).

Большое место при подготовке и проведении уроков занимает выбор методов и приемов обучения. Чтобы при этом учесть индивидуальные особенности учащихся, не обходимо знать требования, которые предъявляются учащимся тем или иным методом. Проблемные методы, как правило, требуют от учащихся прежде всего активности. Исполнительские методы требуют внимательного слушания, зрительного восприятия и запоминания информации.

Для повышения эффективности работы со слабоуспевающими следует предусмотреть применение приемов, направленных на активизацию внимания, обеспечение должного темпа выполнения учебных операций, на более продуктивную работу памяти. К таким приемам относятся:

1. Постановка в ходе рассказа, объяснения вопросов, акцентирующих внимание учащихся на содержании материала, на ходе рассуждений и пр.;

2. Различные задания учащимся (следить за объяснением материала по предложенному плану, составить свой план по ходу рассказа, составить краткий конспект нового материала, придумать примеры рассматриваемых явлений);

3. Предварительное ознакомление отдельных учеников с материалом следующего урока (по учебнику или доп.литературе);

4. Применение не только отдельных типов наглядности, но и их сочетаний;

5. Сообщение учащимся мнемонических приемов (приемов для развития памяти) для лучшего запоминания материала и т.д.

Репродуктивный метод учения требует от учащихся осознания, осмысления учебного материала, владения навыками мышления. Примером этого метода служит решение задач, т.к. преподаватель не только показывает ход решения, но и объясняет, почему именно такие действия выполняются и в такой последовательности, раскрывает связь между ними, рассматривает закономерности правила, привлекает другой теоретический материал. Преподаватель может обратиться к таким приемам, которые оказывают специальное воздействие на мыслительную сферу. Например,

1. Напоминание сути мыслительных операций – что значит сравнивать, проанализировать, обобщить и т.д.;

2. Привлечение слабоуспевающих учащихся к повторению отдельных этапов рассуждения (с чего начинаем решение задачи, что используем для обоснования способа решения, какой вывод можно сделать из сказанного, что является главным и т.п.);

3. Использование материала, содержащие противоречивые высказывания, суждения, мысли, факты и пр.

Практический метод предполагает наличие хороших навыков решения задач, проведения наблюдений, выполнения упражнений, написания сочинений и т.д. для этого необходимо обеспечить учащихся карточками с дозированной помощью:

1. Организации взаимопомощи и взаимопроверки среди учащихся;

2. Снижения уровня сложности задания (или уменьшение его объема) для отдельных учеников;

3. Обеспечение учащихся средствами контроля действий и результатов (готовые ответы и детали, справочный материал и пр.).

На уроках не следует отказываться, при наличии отстающих учащихся, от постановки проблемных вопросов и заданий. Важно позаботиться о создании условий, в которых слабоуспевающие ученики наравне с другими включались бы в поиск ответа на проблемный вопрос. Когда обучающиеся ставятся в подходящие условия и когда по отношению к ним при меняются специальные методы обучения, то, как показывает опыт, во многих случаях им удается достичь значительный успехов и иногда полностью ликвидировать свое отставание.

Следует постоянно готовить слабоуспевающих учащихся к поисковой деятельности. С этой целью на проблемных уроках надо обращаться к следующим приемам:

Показ учащимся тех или иных умений (например, анализируя проблемную ситуацию, преподаватель заостряет внимание учащихся на противоречивости изучаемых, сравниваемых явлений, может предложить сформулировать вопрос, показать, что ответ на поставленный вопрос может быть неоднозначным, могут быть разные мнения и т.д.

Другими словами, преподаватель не просто осуществляет процесс создания и разрешения проблемной ситуации, а специально демонстрирует «технологию» этого процесса, обучает учащихся умениям проблемного учения.

В передовом педагогическом опыте накоплено множество приемов индивидуализации обучения. их подразделяют на следующие группы:

1. Направленные на оказание помощи учащимся

2. Направленные на привлечение слабоуспевающих к активному поиску новых знаний

3. Направленные на создание благоприятной морально-психологической атмосферы

4. Направленные на контролирование и оценивание действий слабоуспевающих.

Крайне важно изменить представление слабоуспевающих учащихся об учебной работе, о своих собственных возможностях. Необходим целый комплекс воздействий. В основном это устное или письменное ориентирование учеников в предстоящей работе(что необходимо сделать за урок, чему научиться, что дает этот урок для будущего овладения предметом, для выбранной профессии и т.д.), напоминание правила, формулы дополнительное пояснение в виде чертежа, схемы и дp., рекомендация, совет, как лучше поступить с задачей указание алгоритма, предложение, образца решения, оформления работы и т.п, предупреждение о наиболее вероятных ошибок и др.

Большое значение в работе со слабоуспевающими имеет доброжелательность преподавателей и товарищей по группе, способствующая положительному настрою отстающих учеников. Важно поощрять правильные ответы, действия, положительное отношение к учению, проявление воли, самостоятельности и др. Ценных качеств личности создавать ситуации заинтересованности в результатах учебной работы, сравнивать ответы, действия слабоуспевающих учащихся и успевающих, организовывать взаимопроверку знаний обучающихся.

В любом случае слабоуспевающие особенно нуждаются в оценивании своей работы из-за гиперболизированного чувства неуверенности в себе. На первом этапе работы с отстающими оценка должна быть направлена на поддержку, укрепление положительных мотивов учения.

В связи с этим к оцениванию предъявляются особые требования, которые находят свое выражение в следующих приемах:

1. Создание ситуации успеха путем поощрения за проявленную инициативу, смелость мысли, активность, найденную ошибку, правильное повторение выводов.

2. Выставление дифференцированных оценок за отдельные умения, знание отдельных вопросов темы с тенденцией на завышение (на первых порах).

3. Указание заранее той части учебного материала, по которой будет опрошен ученик на следующем уроке.

4. Оценивание в основном положительных результатов с комментированием, указанием конкретных достижений ученика перед всей группой.

5. Систематическая проверка знаний и умений на основе деления учебного материала на небольшие порции.

Тактичное реагирование преподавателя на результаты учебного труда, отношение учащегося к учебному процессу, их поведение исключает раздражительность, нетерпеливость, придирчивость, но предполагает искреннюю заинтересованность и стремление помочь учащемуся, что способствует установлению благоприятных взаимоотношений сними и обеспечивает продуктивную учебно-познавательную деятельность.

Дополнительные занятия и консультации с отстающими учащимися должны иметь четко выраженную направленность на развитие учебных возможностей. Рациональная про грамма должна предусматривать следующие темы занятий:

1. Наблюдение и описание явлений и предметов,

2. Сравнение явлений и предметов,

3. Выделение главного в тексте учебника,

4. Составление плана текста, составление конспекта,

5. Планирование ответа, письменной и практической работы,

6. Восприятие объяснений преподавателя,

7. Применение знаний (конкретизация), алгоритмы, решения задач, выполнение практических заданий,

8. Систематизация знаний, способы систематизации,

9. Самоконтроль, способы самоконтроля.

Виноградова Елена Борисовна, учитель начальных классов,ВКК

ГБОУ СОШ №160 Санкт-Петербург

Тема: «Система работы со слабоуспевающими детьми, слабомотивированными на учёбу»

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность школьников? Эта проблема волнует  методистов, психологов, но в первую очередь каждого учителя, так как уровень мотивации влияет на качество знаний, а следовательно, на результативность учебной деятельности.

Действительно, чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Выявить причины неуспеваемости можно с помощью наблюдения,  диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.

Для определения уровня школьной мотивации,  я применяю диагностику Н. Г. Лускановой: «Оценка уровня школьной мотивации”

Причинами школьной неуспеваемости могут быть:

Определив причины школьной неуспеваемости в классе, я создаю банк слабоуспевающих детей.

Результаты анкетирования, установленные причины школьной неуспеваемости использую при составлении плана работы со слабоуспевающими детьми.

работы со слабоуспевающими обучающимися 4 класса

МОУ Иванковской СОШ

(2013- 2014 учебный год)

Детей с проблемами школьной успеваемости  условно делю на несколько групп:

1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.

2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности. (1группа)

Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) провожу специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти; отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д.

Главное в работе с такими детьми – учить их учиться. В этом мне помогают занятия кружка «Учись учиться».

Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – часто ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

А как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

создавать проблемные ситуации;

активизировать самостоятельное мышление;

организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

выстраивать позитивные отношения с группой;

проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

Работа с учащимися, не желающими учиться. (2 группа)

Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.

Считаю, что задача педагога в этом случае:

помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;

поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяю на уроках активные формы обучения. Это:

решение проблемных ситуаций;

использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;

связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Система работы с неуспевающими детьми. (3группа)

Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы.

Следующим шагом должно стать оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.

Очень важный этап при работе с такими детьми – профилактика неуспеваемости.

В работе с  детьми можно использовать разработанные памятки для педагогов.

Памятка “Работа с неуспевающими учащимися”

1. Ф.И. О. ученика ______________________________________________

2. Класс _____________________________________________________

3. По каким предметам не успевает ______________________________

4. Поведение ученика __________________________________________

5. Причины, которые привели к плохой успеваемости _______________

6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником ____________________________

7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика __

8. Сколько времени длится эта работа ___________________________

9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы _______

Памятка “Психотерапия неуспеваемости”

1. ” Не бить лежачего”

Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

2. Не более одного недостатка в минуту

Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.

3. ” За двумя зайцами погонишься:”

Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.

4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение

Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.

5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами

Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

6. Не скупитесь на похвалу

Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

7. Техника оценочной безопасности

Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели

Не искушайте его невыполнимыми целями.

9. Учащийся не объект, а соучастник оценки. Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки “на правила”, своевременное выполнение задания.

10. Сравнивайте достижения

Оценка результатов работы должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.

«Дать детям радость труда,

радость успеха в учении,

пробудить в их сердцах чувство гордости,

собственного достоинства –

это первая заповедь воспитания.

В наших школах не должно быть

душу которых гложет мысль,

что они ни на что не способны.

Успех в учении – единственный источник

внутренних сил ребёнка,

рождающий энергию для преодоления трудностей,

Анкета  “Оценка уровня школьной мотивации” Н. Г. Лускановой

выявление уровня школьной мотивации учащихся

действие смыслообразования (интерес, мотивация)

Возрастная группа: начальная школа

Форма оценивания: фронтальный письменный опрос

1. Тебе нравится в школе?

– не очень

– не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-чаще хочется остаться дома

-иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

– не знаю

– остался бы дома

– пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

– бывают по-разному

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

– хотел бы

– не хотел бы

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

– не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

– точно не знаю

9. У тебя в классе много друзей?

– нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Для возможности дифференцировки детей по уровню мотивации была разработана система балльных оценок:

-ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;

-нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;

-ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 балла.

Уровни сформированности школьной мотивации:

25-30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20-24 балла  – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе,  школьная дезадаптация.  Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.

Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.

Анкета допускает повторные вопросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня  мотивации может служить критерием школьной дезадаптация ребенка, а ее повышение – положительной динамики в обучении и развитии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *