МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НА КУРСАХ

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Что такое методология в курсовой работе

Рисунок 1. Определение методологии

Методология — это основа для осуществления научного познания, она помогает исследователю грамотно и системно составить план эксперимента, выбрать методы и средства проведения исследований, обработки и интерпретации полученных результатов исследования.

Методы, которые помогут управлять проектами с умом

Располагая правильной методологией управления проектами, вы сможете повысить эффективность реализации проектов и внедрить процессы, подходящие для команды, организации и вас лично.

Ищете способы повысить эффективность ведения проектов? Попробуйте программное обеспечение для управления проектами Asana.

Попробовать Asana для управления проектами

За что отвечают методы в социальном образовании

Социальное образование в широком смысле — это социализация личности. Фактически оно представляет собой приобщение человека к социальной деятельности, его воспитание, овладение культурой общения и т.д. Таким образом, социальное образование имеет тесную связь с формированием социальной культуры, а также компетентности личности человека как потенциального профессионала (его обучение).

Наиболее важны в социальном образовании культурологический и компетентностный методологические подходы, которые отвечают за формирование «человека культуры» — человека как части социума.

Методология — это совокупность научных знаний, выступающих в роли руководящих принципов, приемов и средств реализации, организации теоретической и практической деятельности в различных областях.

Термин «методологический подход», таким образом, представляет собой систему принципов и методов изучения и обработки знаний, понятий, навыков для рассмотрения и решения определенной проблемы под различными углами.

При единой концептуальной базе исследования в основе одного методологического подхода могут находиться несколько научных и теоретических учений (концепций).

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Управление проектами — постоянно развивающаяся область, для успешной работы в которой необходимо применять сочетание нескольких подходов. Освоив наиболее популярные методологии, вы сможете стать экспертом в этой области.

Методология управления проектами — это система принципов, техник и процедур, использующихся специалистами, работающими в этой области. Наиболее популярные методы отличаются друг от друга не только своей структурной организацией, но и требуют использования разных конечных результатов, процессов и даже разработки программного обеспечения для управления проектами.

Предлагаем вам ознакомиться с каждым из этих 12 подходов к управлению проектами, чтобы подобрать методологию, которая идеально подойдёт вашей команде и идеальным руководителем проектов.

Основные функции методологических подходов

Выделяют следующие функции методологических подходов:

Ведущей в рамках современной педагогической науки является гносеологическая функция. Ее цель — познание человеком окружающей действительности. Эта функция является определяющей в педагогике, поскольку ею обуславливается выбор методов исследования.

Какие методы исследований бывают

Метод — это инструмент и способ решения поставленной задачи исследования.

Существует множество методов познания, применяемых для решения задач в различных областях знания. Ниже приведены основные общенаучные методы:


МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НА КУРСАХ

Рисунок 2. Основные общенаучные методы

Анализ – это всестороннее изучение предмета путем изучения его отдельных частей.

Синтез является антагонистом анализа. Метод синтеза применяется для исследования и заключается в совокупном изучении всех элементов предмета.

Абстрагирование — это мыслительный процесс, который происходит путем выделения (абстрагирования) наиболее важного свойства объекта исследования из нескольких его свойств.

Индукция и дедукция — это противоположные методы. Под индукцией понимается метод познания, позволяющий сделать вывод путем изучения отдельных фактов, а суть дедукции — напротив позволяет сделать вывод о конкретном факте, исходя из изучения свойств их множества.

Исторический и логический методы исследования отвечают одной и той же задаче, а именно — при исследовании истории человечества большое значение имеет логика его развития, так как логика основана на объективных законах диалектики.

Аналогия — метод, основанный на выявлении подобия(то есть аналогии) признаков объектов, позволяющий сделать предположение о совпадении их свойств.

Математические методы — математическая обработка результатов экспериментальных исследований с точки зрения получения математической или вероятностной модели поведения исследуемого объекта.

Основные методологические подходы

В педагогическом учении в научных исследованиях и экспериментальной деятельности применяются следующие методологические подходы:

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понятие
методологии науки.
Методология науки разрабатывает проблемы
приемов, способов и методов познавательной
деятельности. Методология, как правило,
понимается как наука о методе. Последний
может трактоваться двояко: как путь
познания, опирающийся на совокупность
ранее полученных знаний; как способ
научного познания или практической
деятельности.

Разномерность
трактовки понятия метод обусловливает
разномасштабность понимания категории
«методология». В соответствии с более
широким пониманием категории метод
методология понимается как система
философско-мировоззренческих оснований
познания. Второе понимание методологии,
опирающееся на более узкую трактовку
метода, ограничивает ее состав
совокупностью средств, приемов и процедур
исследования. Данное противоречие
снимается М. В. Мостепаненко путем
превращения типов методологии в ее
уровни. Итак, под методологией
научного
познания
будем понимать раздел науки, предметом
которого являются принципы и методы
получения знания.

Виды
методологии:
дискриптивная (совокупность знаний о
структуре научного знания, закономерностях
научного познания, его основаниях и
предпосылках появления, истории эволюции
исследовательских подходов) и нормативная
методология (совокупность организационных
и этических правил, конституирующих
осуществление научного познания).

Функции
методологии.
Центральной функцией методологии
является рефлексивная функция.

Выделяются
следующие функции дескриптивной
методологии:

Практические (эмпирические) методы исследований


МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НА КУРСАХ

Рисунок 4. Состав эмпирических методов исследований

Эксперимент

Эксперимент — это действие с целью подтверждения или опровержения выдвинутой в научной работе гипотезы или теории. Эксперимент выполняется путем воспроизведения предмета исследования в лабораторных или натурных условиях. Исследовательские эксперименты делятся на обычные и модельные. При обычном эксперименте исследователь непосредственно взаимодействует с предметом исследования, а при модельном — предмет исследования заменяется его физической, аналоговой или математической моделью.

Эксперимент может быть как исследовательским, так проверочным и измерительным, в зависимости от поставленной задачи исследования. Проверочный эксперимент проводится с целью подтверждения ранее полученных сведений об объекте исследования.

Измерительный эксперимент — это воздействие на объект исследования с целью получения результатов измерения с заданной точностью.

Измерение

Измерение — это метод, посредством применения которого определяют значение некоторой величины, сравнивая ее с эталоном. Например, измерение длины предмета с помощью линейки.

Счет

Счет — это определение количественных соотношений или параметров исследуемых объектов. Метод счета наиболее востребован в статистике.

Счет широко применяется в исследованиях электоральных процессов, например, в проведении экзитполов подсчитывается число голосов, отданных за того или иного кандидата.

Сравнение

Суть метода сравнения — это сопоставление, установление различий или нахождение общих признаков между несколькими объектами исследования, осуществляемые с помощью приборов или органолептически.

Научное наблюдение

Научное наблюдение — это метод познания, осуществляемый органолептическим способом. Органолептическим способом называют исследование объекта с помощью органов чувств: осязания, обоняния, слуха и зрения. Наблюдение может быть простым или включенным. Простое наблюдение состоит в наблюдении объекта со стороны, то есть исследователем, не являющимся участником наблюдаемого процесса. При включенном же наблюдении субъект исследования является участником, наблюдаемого процесса.

Применяемые научные наблюдения подразделяются на полевые и лабораторные, то есть либо они проводятся в естественной обстановке, либо в искусственных условиях лаборатории.

Примером простого полевого наблюдения является наблюдение за дикими животными в их естественной среде обитания. Примером лабораторного наблюдения является наблюдение за поведением лабораторных крыс.

Теоретические методы исследований


МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НА КУРСАХ

Рисунок 3. Состав теоретических методов исследований

Метод восхождения от абстрактного к конкретному

Метод восхождения от абстрактного к конкретному — это теоретический метод научного познания, основанный на последовательном переходе от абстрактного к конкретному знанию в процессе реконструкции развития объекта исследования. Этот метод используется при построении научной теории и больше всего — в курсовых работах, в которых присутствует эксперимент и (или) длительное наблюдение за предметом исследования. Данный метод более применим к исследованиям в области естественных наук (физика, химия, биология и др.).

Например, возьмем некое вещество, химическую формулу которого необходимо определить. Формулу определяют путем выполнения качественного анализа. Сначала выявляется природа вещества — органическое или неорганическое, затем, определив, что вещество органическое, определяется его класс. Установив, что вещество является белком,определяется его конкретный аминокислотный состав и структура.

Мысленный эксперимент

Мысленный эксперимент —это эксперимент, который проводится не в реальности, а в воображении. Характерным примером мысленного эксперимента может служить мысленный эксперимент с идеальной тепловой машиной Карно, описание которого приводится в его трактате «Рассуждения о движущей силе огня и о машинах, способных развивать эту силу». Карно исследовал теоретический тепловой двигатель, который передает энергию из теплой области в холодную, при этом энергия частично преобразуется в механическую работу. При этом теоретически разработанный процесс, получивший название «Цикл Карно» в реальности не осуществим, так как реальные процессы могут только приближаться к нему.

Общелогические методы

К общелогическим методам относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Определения этих методов приведены выше, так как общелогические методы, являясь общенаучными, так же классифицируются как теоретические.

Формализация

При формализации некий предмет или явление представляется в знаковой форме с помощью некого строго формализованного искусственного языка. Формализованное таким образом явление или объект исследуется посредством проведения операций (тоже строго формализованных) с символами и знаками, которые описывают объект. Этот способ является базовым для математики, химии, логики. Оперируя с формулами, можно доказывать или опровергать истинность предположений. Формализация является основным методом для создания языков программирования.

Классическим примером использования формализации являются алгебраические выражения, язык химических формул, нотная запись музыкальных произведений.

Аксиоматизация

Аксиоматизация предполагает, что некие утверждения в виде аксиом и постулатов считаются за данность и служат для построения логической цепочки рассуждений, приводящей к искомому результату.

Примером применения данного метода может служить доказательство теорем.

Руководство PMBOK® Института управления проектами

Что это такое. Свод знаний по управлению проектами, разработанный Институтов управления проектами считается методологией, однако это скорее набор практических рекомендаций для различных процессов разработки.

Этот подход основан на пяти этапах управления проектом, каждый из которых помогает с лёгкостью вести проект от начала до конца благодаря структурированному подходу. Вот эти пять этапов:

Руководство PMBOK® можно использовать в качества основы при выработке собственного подхода к управлению проектами, поскольку оно не содержит достаточно чётких инструкций. Это означает, что вам нужно будет самостоятельно определять, какие задачи нужно выполнять на каждом из этапов.

Кому подойдёт. Руководство PMBOK® можно использовать самостоятельно для стандартных проектов небольших команд. Для больших же коллективов, работающих над крупными проектами, рекомендуется применять его совместно с более подробной методологией (например, методом критического пути).

Методология рационального управления (Lean)

Что это такое. Методология рационального управления проектами нацелена на снижение потерь и создание простой структуры проекта. В конечном итоге это означает возможность делать больше, располагая меньшими ресурсами, с целью повышения эффективности и качества командной работы.

Изначально снижение потерь относилось к физическим продуктам (что отсылает нас к методу, который использовал Генри Форд, а позже компании Toyota и Motorola). Сейчас же речь идёт о расточительных способах выполнения работы. Они представлены тремя буквами М:

Работа руководителя проекта — предотвращать появление этих ситуаций, чтобы улучшить реализацию проектов и оптимизировать процессы. Этот подход похож на метод рационального унифицированного процесса, который также направлен на снижение потерь. Разница состоит в том, что метод унифицированного процесса направлен на сокращении затрат на разработку, а не количества расточительных способов выполнения работы.

Кому подойдёт. Так как методология рационального управления сосредоточена на сокращении потерь, она лучше всего подойдёт командам, испытывающим проблемы с эффективностью. Хотя она будет иметь наибольший эффект для крупных организаций, пользу от её применения могут получить проектные группы любых размеров.

Экстремальное программирование (XP)

Что это такое. Как можно догадаться по названию, экстремальное программирование используется для динамичных проектов со сжатыми сроками. В рамках этого метода работа ведётся короткими циклами разработки с множеством релизов. За счёт этого достигаются короткие сроки исполнения и повышенная продуктивность.


МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НА КУРСАХ

Методология экстремального программирования имеет свой набор ценностей, в который входят простота, коммуникация, обратная связь, уважение и смелость. В ней также предусмотрен набор определённых правил экстремального программирования, охватывающих все этапы от планирования до тестирования.

Кому подойдёт. Экстремальное программирование можно применять для отдельных проектов со сжатыми сроками, выполняемых, как правило, командами небольшого или среднего размера. Так как этот метод подразумевает высокую скорость работы, его нельзя использовать постоянно, так как это может привести к выгоранию.

Методологические принципы научного исследования

Методология относится к разделу учений, занимающихся научными методами познания. Она основывается на совокупности принципов организации прохождения научного исследования, его методах и приемах реализации, научном аппарате, составляющим понятийную структуру научного исследования.

Методология основывается на следующей системе принципов:

Понятие методологии

Методология – это совокупность принципов, методов, приемов, форм и средств организации теоретических и практических направлений деятельности в различных областях.

Методология выступает логическим способом организации деятельности, который предполагает ее целевое назначение, определение круга задач, выбором подходов и средств для ее продуктивной реализации.

Методологический подход – это совокупность, имеющихся знаний, навыков, понятийного аппарата, которым располагает исследователь, чтобы рассмотреть проблему с конкретной точки зрения.

Один методологический подход может базироваться на нескольких научных концепциях, теоретических учениях и понятиях, положениях. При этом концептуальная база исследования является одной.

Методология охватывает все направления деятельности. Естественно, что ни одно исследование не обходится без методологии. В этой связи, она включает в свой состав целевое назначение исследования, специфику его содержания, особенности функционирования и развития, объект исследования, а также предмет исследования.

Методология исследования включает в свой состав методы. Они предполагают особую организацию познавательной деятельности, которая состоит из постановки проблемы, выдвижения гипотезы ее разрешения и поиск путей, способов и приемов проверки верности, поставленной гипотезы, а также оценку результатов и выводы по всему, проведенному исследованию.

Методы научного исследования характеризуются многообразием и разносторонностью применения т.е. один и тот же метод может быть использован для различных направлений научных исследований. Применение комплекса методов в научном исследовании будет более продуктивным и повысит его качество.

«Методологические подходы в научном исследовании» 👇

Основными свойствами методов являются:

Методы помогают познавать действительность, исследовать процессы и явления. Методы, входящие в состав структуры методики, зависят от специфики научного исследования.

Канбан

Что это такое. В методологии Канбан невыполненные задачи в рамках проекта представляются с помощью визуальных элементов, а именно досок. Этот подход используется Agile-командами для эффективной визуализации процессов и хода выполнения проектов, а также снижения вероятности возникновения задержек. Чаще всего для этого используется программное обеспечение, в котором можно легко перетаскивать доски внутри проектов, хотя это и не обязательное требование.

Поскольку, в отличие от других, этот метод не имеет строго определённого процесса, команды используют его по-разному. Здесь нужно понимать, что в Канбан основное внимание уделяется наиболее важным задачам проекта, структура же остаётся довольно простой.

Кому подойдёт. Канбан-доски могут использовать коллективы любых размеров, а особенно этот вариант хорош для удалённых команд. Связано это с тем, что визуальные возможности Канбан-досок позволяют сотрудникам оставаться в курсе происходящего, где бы они ни были.

Создать канбан-доски в Asana

Scrum

Что это такое. Методология Scrum предусматривать использование коротких «спринтов», из которых формируется цикл проекта. Эти промежутки длятся от одной до двух недель и рассчитаны на команды в составе не более 10 человек. Это основное отличие от каскадной методологии, где отдельные задачи связываются друг с другом зависимостями.

У Scrum много уникальных особенностей, одной из которых является наличие мастера Scrum или, другими словами, руководителя проекта, который проводит ежедневные Scrum-совещания, демонстрации, спринты и ретроспективы после окончания спринтов. Все эти встречи нужны для общения ключевых участников проекта и своевременного выполнения задач.

Несмотря на то, что технически Scrum является самостоятельной методологией управления проектами, её часто ассоциируют с системой Agile. Связано это с тем, что два эти подхода объединены общими принципами, в том числе принципом важности совместной работы и тем, что личность ценится выше процессов.

Кому подойдёт. Командам, применяющим подход Agile, также следует прибегнуть к методологии Scrum, или, по крайней мере, попробовать её в действии. Так как спринты проводятся для небольших команд, этот подход работает как для небольших, так и для крупных коллективов.

Читать о том, чем каскадная методология, Agile, канбан и Scrum отличаются друг от друга

Scrumban

Что это такое. Как вы, возможно, уже догадались, Scrumban — это методология, истоки которой берут своё начало в методах Scrum и Канбан. Кто-то считает её гибридом этих двух подходов, сочетающим в себе лучшие черты обоих систем.


МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НА КУРСАХ

В Scrumban используется такой же цикл со спринтами, как в Scrum, но при этом в план можно вносить отдельные задачи, как в Канбан. Это позволяет выполнять наиболее важную работу, не усложняя при этом планы проектов. В Scrumban также используются встречи по методологии Scrum для улучшения совместной работы и определения приоритетов целей.

Кому подойдёт. Если вам нравится разбивать проекты на более мелкие задачи, но при этом хотите, чтобы визуально они оставались простыми, вам может подойти Scrumban. Этот метод отлично сочетает в себе простоту и ясность.

Читать о том, в чём разница между Канбан и Scrum

Уровни методологии науки

Методологическое
знание состоит из нескольких структурных
уровней. Разные авторы по-разному
выделяют
эти уровни. Так, в работах В. А. Ядова и
Г.
М. Андреевой выделено три уровня
методологического
знания, у В. Н. Дружинина — пять. В
отечественной
психологии довольно широко распространилась
структурная модель методологического
знания, в
которой выделено четыре уровня:

Уровень
философской методологии
представляет
собой
философские знания, полученные при
помощи
методов философии и разрабатываемые
обычно профессиональными
философами. Философия
выполняет двоякую методологическую
роль: «во-первых, осуществляет
конструктивную
критику научного знания с точки зрения
условий и границ его применения,
адекватности его методологического
фундамента и общих тенденций
его развития. Во-вторых, философия
дает
мировоззренческую интерпретацию
результатов
науки — в том числе и методологических
результатов
— с точки зрения той или иной картины
мира».
Философская методология,
становясь неотъемлемой частью
мировоззрения психолога, определяет
постановку им исследовательских
и практических задач, задает наиболее
существенные мировоззренческие
предпосылки
для видения той реальности, с которой
имеет
дело ученый или практик, поэтому данный
уровень
в структуре методологического знания
было бы
правомерно назвать также
философско-мировоззренческим.

Уровень
общенаучной методологии
получил
развитие лишь
в XX
в. К нему относятся содержательные
научные
концепции (например, концепция ноосферы
В.
И. Вернадского), и
некоторые современные
общенаучно – методологические подходы
(синергетика
Г. Хакена, концепция автопоэзиса У.
Матураны
и Ф. Варелы, теория диссипативных структур
И.
Р. Пригожина), а также методологические
или логико-методологические
концепции — структурализм, получивший
широкое распространение в антропологии,
этнографии и отчасти в психологии и
психотерапии,
системный анализ, логический анализ.

Уровень
конкретно-научной методологии
применим
к конкретной науке и специфическим для
нее познавательным
задачам. Методология этого уровня
разрабатывается
прежде всего специалистами в данной
области знания. На этом уровне
методологических исследований философские
и общенаучные принципы конкретизируются
и преобразуются при­менительно
к данной науке и той реальности, которую
она изучает. Далеко не все создатели
значительных
психологических теорий проявили себя
как методологи
психологии. Среди тех, кто оказал огромное
влияние
на методологию психологической науки
и практики,
были В. Вундт, 3. Фрейд, К. Левин, Л.
С. Выготский, Ж. Пиаже, Г. Оллпорт, Дж.
Келли, а в
наше время — Р. Стернберг.

Уровень
процедуры и техники исследования
связан
с
исследовательской практикой. Он
представляет собой
нормы и требования к приемам ведения
исследовательской
и практической работы. В психологии к
нему
относятся, например, нормы проведения
экспериментально-психологических
исследований и классификации
видов эксперимента,
требования к разработке психодиагностических
методов и их классификации.
Методологические нормы (явно или
имплицитно)
присутствуют и в практической психологии,
однако
данная область психологической
методологии пока
мало разработана.

Уровень
философской методологии
представляет
собой
философские знания, полученные при
помощи
методов философии и разрабатываемые
обычно профессиональными
философами. Философия
выполняет двоякую методологическую
роль: «во-первых, осуществляет
конструктивную
критику научного знания с точки зрения
условий и границ его применения,
адекватности его методологического
фундамента и общих тенденций
его развития. Во-вторых, философия дает
мировоззренческую интерпретацию
результатов
науки — в том числе и методологических
результатов
— с точки зрения той или иной картины
мира».
Философская методология,
становясь неотъемлемой частью
мировоззрения психолога, определяет
постановку им исследовательских
и практических задач, задает наиболее
существенные мировоззренческие
предпосылки
для видения той реальности, с которой
имеет
дело ученый или практик, поэтому данный
уровень
в структуре методологического знания
было бы
правомерно назвать также
философско-мировоззренческим.

Вспоминая
историю психологии, можно выделить те
философско-мировоззренческие системы,
которые становились в психологии основой
для создания различных теорий. Так,
дуализм Декарта стал философской
предпосылкой для В. Вундта и Э. Титченера.
В то же время философской основой для
ассоцианизма стал эмпиризм Дж. Локка.
При этом за основу был взят ассоциативный
принцип устройства психики, впервые
сформулированный Б. Спинозой. Эти
философские предпосылки стали основой
для метода интроспекции.

Идеи
об ассоциациях Б. Спинозы, развитые Дж.
Локком, направили ассоцианистов по пути
поиска элементов сознания, связанных
между собой ассоциациями. Впоследствии
проблема анализа психического по
элементам обсуждалась многими авторами,
и одним из первых — Л. С. Выготским. Им
была показана методологическая
ошибочность анализа психики по элементам
и предложено свое решение этой существенной
методологической проблемы.

В
основе бихевиоризма Дж. Уотсона и Э.
Торндайка — классический идеал научной
рациональности, причем в крайне
механистическом и метафизическом
варианте.
Метафизические допущения проявились
в одной из основополагающих идей
классического бихевиоризма о том, что
отсутствуют качественные различия
между психикой животных и человека.
Механицизм виден, например, в том, как
применялись в классическом бихевиоризме
количественные показатели (например,
натяжение поводка собаки как
непосредственный показатель силы
мотивации).

Американский
прагматизм стал философско-методологической
основой для теории личностных конструктов
Дж. Келли. Философское понимание человека
как исследователя, непрерывно создающего
теории для решения жизненных задач, Дж.
Келли сформулировал на основе взглядов
другого основоположника философии
прагматизма Дж. Дьюи.

Марксизм
как государственная идеология становится
нормативной философско-методологической
основой для советской психологии.
Надо сказать, что многие создатели
отечественной психологии придерживались
марксистских взглядов по убеждениям,
а не из соображений политической
конъюнктуры. Марксизм
стал философско-методологической
основой для культурно-исторической
психологии Л. С. Выготского, психологической
теории деятельности А. Н. Леонтьева.

Виды подходов в методологии, их сущность и характеристика

Методологические подходы в рамках педагогической деятельности и научных исследований подразделяют на следующие виды:

Максимальной эффективности в процессе исследования или обучения можно добиться только при комбинировании нескольких методологических подходов.

Сущность и педагогическое значение конкретно-научной методологии

Конкретно-научная методология – это комплекс принципов, методов, форм организации научного исследования, а также специфических процедур, используемых в различных предметных областях науки.

Методология каждой научной дисциплины характеризуется специфическими чертами и требованиями, предъявляемыми к ее реализации. Они обусловлены особенностью данного научного направления. Средства, применяемые в том или ином научном познании, должны получить соответствующую предметную интерпретацию и методологическую обработку.

Методология педагогического научного знания базируется на проблемах и особенностях развития данного направления, и применяется только в этой научной отрасли.

Научная методология проявляет себя через применение разнообразных подходов и опирается на конкретные методологические принципы. Такая организация положительно сказывается на определении реальных причин и составлении стратегии развития того или иного процесса, объекта или явления педагогики. Кроме того, упрощается поиск путей и вариантов разрешения, выдвинутых проблем.

Стоит отметить, что наличие конкретно-научной методологии положительно сказывается на сопоставлении всех проблем, существующих в образовательной области, выделении наиболее значимых из них и позволяет провести их комплексный и целенаправленный анализ, а также составить их иерархическую структуру.

Подходы методологии открывают возможности составления качественного и эффективного прогноза вероятности освоения того или иного знания и навыка и отойти от существующих и, ранее применяемых, педагогических парадигм.

Данный уровень методологии можно применять только к узкому кругу объектов и познавательных ситуаций, которые обладают отличительными особенностями в данной области знания.

«Конкретно-научная методология» 👇

Конкретно-научная методология позволяет распространить конкретные положения, теории, положения, концепции на частные области познания. Это позволяет адекватно и верно оценить насколько реальны те или иные выводы относительно человеческого развития, и сколь полноценно и реально они переданы в культуре.

Методологическое исследование строится таким образом, чтобы имелась возможность его последующего повторения. Для этого знания более низких уровней проходят переоценку, чтобы наделить их философско-мировоззренческой характеристикой.

Waterfall (Водопад)

Что это такое. Каскадная модель управления, также известная как «водопад», тоже довольно популярна. Но, в отличие от Agile, «водопад» — это настоящая методология с очень чёткими правилами. Каскадная методология, также известная как цикл разработки программного обеспечения (ЦРПО) представляет собой линейный процесс, в котором работа ниспадает каскадом (как водопад) и организована в последовательном порядке.


МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НА КУРСАХ

При использовании этого подхода все рабочие задачи связываются друг с другом зависимостями. Это означает, что для того, чтобы начать работу над задачей, должна быть выполнена предшествующая ей задача. Благодаря этому работа идёт по плану, а также обеспечивается чёткий обмен информацией в течение всего процесса.

Хотя некоторые современные организации считают данный подход устаревшим, эта методология отлично подходит для создания предсказуемого и хорошо продуманного плана проекта.

Кому подойдёт. Поскольку каскадная методология управления является очень подробной, она хорошо подходит для работы над крупными проектами с множеством заинтересованных сторон. Эта модель обеспечивает наличие чёткой информации о необходимых действиях в течение всего проекта и зависимостей, позволяющих отследить работу, которую следует выполнить для достижения целей.

Шесть сигм

Что это такое. В отличие от других методологий управления проектами, «Шесть сигм» или Six Sigma используется для управления качеством и часто описывается как философия, а не традиционная методология. Зачастую этот метод применяют в сочетании с системой Lean или подходом Agile и называют Lean Six Sigma и Agile Six Sigma.

Основная цель методологии «Шесть сигм» — постоянное улучшение процессов и устранение недостатков. Достигается это за счёт постоянных улучшений, которые вносят эксперты в своих областях, чтобы определять, поддерживать и контролировать процессы.

Чтобы сделать этот метод ещё эффективнее, можно использовать процесс Six Sigma DMAIC, благодаря которому формируется поэтапный подход. Он состоит из следующих этапов:

Кому подойдёт. Методология «Шесть сигм» — это отличный вариант для крупных организаций, в штате которых работают сотни сотрудников. На этом уровне потребность выполнять проекты без потерь становится действительно важным фактором для организации.

Ответы на вопросы

Методологическая основа помогает исследователю грамотно и системно расписать план эксперимента, выбрать методики и средства проведения исследований, принципы обработки и интерпретации полученных результатов исследования.

В чем заключается метод синтеза?

Метод синтеза в исследовании применяется путем обобщения всех изученных элементов предмета.

Как называются эксперименты, которые существуют не в реальности?

Что это такое. Методология управления проектами по методу критического пути тесно связана с самим методом критического пути, но представляет собой более детализированный и всеобъемлющий подход.


МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НА КУРСАХ

Наряду с использованием структуры разбивки работ, как в методе критического пути, в управлении проектами по этому методу используются определённые временные требования для каждой задачи. Это позволяет эффективнее отслеживать выполнение задач и замечать, когда на них уходит больше времени, чем заложено. В этой методологии также применяется балансирования ресурсов, благодаря чему проблема высокой нагрузки решается с помощью распределения работы по имеющимся ресурсам.

Это помогает не только повысить продуктивность и эффективность, но и связать работу, которую нужно выполнить, с целями проекта. Во многих инструментах для управления проектами даже есть специальные визуальные элементы для отображения связей с целями, что позволяет сформировать для сотрудников организованную дорожную карту.

Кому подойдёт. Управление проектом по методу критического пути подходит командам разного размера, но лучше всего использовать эту методологию для решения проблем с эффективностью проекта. Она также хорошо подходит для создания отчётов о ходе работ для руководства.

Классификации методов познания

В литературе используются различные виды классификации методов познания, используемые в научных работах:

В процессе написания курсовой работы чаще всего используют методы, классифицируемые по уровню познания, которые разделяются на практические (эмпирические) и теоретические.

Agile

Что это такое. Методология управления проектами Agile является одним из самых распространённых процессов управления проектами. Однако, по сути, Agile — это не методология как таковая, скорее, это принцип управления проектами.

В основе Agile лежат следующие характеристики:

Когда дело доходит до внедрения Agile, команды часто выбирают определённую методологию, которую они будут использовать наряду с принципами Agile. Это может быть Scrum, Канбан, экстремальное программирование, Crystal или даже Scrumban. Делается это потому, что использование методологии Agile вместе с более подробно сформулированным подходом позволяет сформировать законченную философию управления проектом и практический план для достижения отличных результатов.

Кому подойдёт. Систему Agile может использовать практически любая команда, потому что в её основе лежат довольно универсальные принципы. Самое сложное здесь — решить, какую методологию использовать совместно с этим подходом.

Управлять Agile-группами в Asana

Как выбрать правильную методологию управлению проектами для своей команды

Когда речь идёт о методологиях управления проектами, не может быть универсального подхода. Каждая из методологий предлагает уникальные принципы для ведения проекта от начальной стадии до завершения.

Обращать внимание следует, прежде всего, на размер и стиль работы коллектива. Вот ещё несколько факторов, которые необходимо учитывать при выборе:

Независимо от того, предпочитают ли ваши сотрудники визуальные процессы в Канбан или более традиционные подходы к управлению проектами, такие как каскадная модель, правильная методология найдётся для любой команды. Чтобы выбранная система работала ещё эффективнее, попробуйте отслеживать и реализовывать проекты с помощью инструмента для управления проектами.


МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НА КУРСАХ

PRINCE2

Что это такое. P RINCE2 расшифровывается как PRojects IN Controlled Environments (проекты в контролируемой среде). В этой методологии каскадная модель используется для определения этапов проекта. Она была разработана правительством Великобритании для реализации ИТ-проектов и до сих пор в основном используется для масштабных ИТ-инициатив, связанных с традиционными продуктовыми или маркетинговыми проектами.

В основе методологии PRINCE2 лежат семь основных принципов, которые охватывают:

Эти семь принципов образуют всеобъемлющий процесс ведения проекта и эффективную методологию реализации корпоративных проектов. Эта методология нацелена на определение ролей и поддержание процесса управления. Кроме того, PRINCE2 можно использовать для повышения эффективности множества отдельных задач по управлению проектами, в том числе контроль этапов, управление передачей продукта, инициирование и закрытие проекта.

Кому подойдёт. В связи с особенностями методологии управления проектами PRINCE2 она лучше всего подходит для масштабных корпоративных проектов с большим числом заинтересованных сторон. Использование этого метода для небольших проектов может привести к тому, что процессы будут сложнее и продолжительнее, чем это действительно необходимо.

Отслеживать проекты PRINCE2 в Asana

Метод критического пути

Что это такое. Метод критического пути применяется для определения критически важных задач в проекте и планирования работы над ними. Сюда входит создание зависимостей между задачами, отслеживание целей проекта и хода работ над ним, определение приоритета результатов и управление сроками — все это очень похоже на структуру разбивки работ.

Цель этой методологии состоит в надлежащем управлении успешными проектами в масштабе так, чтобы вехи и ожидаемые результаты были размечены правильно.

Кому подойдёт. Метод критического пути лучше всего подходит для небольших и средних проектов и команд. Связано это с тем, что в крупных проектах множество ожидаемых результатов и заинтересованных сторон, а метод критического пути не предназначен для сложных проектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *