Методы изучения профессиональных компетенций

Курамаева Т. 1

Касымова Т. 1

Бокобаева А. 11 Киргизский национальный университет им. БаласагынаФормирование компетентности педагогов в рамках модернизации современного образования и вместе с тем, с определением их уровня сформированности, ведение работы по устранению допускаемых промахов считается одним из важных требований нынешнего времени. В статье рассмотрены вопросы формирования профессиональной компетентности педагога и разработаны методы определения уровня их сформированности. Обсуждена актуальность методов определения уровня сформированности профессиональной компетентности педагога и их развитие в нынешнее время. Применение этих методов позволит достичь существенных результатов, на их основе в дальнейшем развивать такую работу, ускоряя и продолжая этот процесс, что является велением и потребностью времени. На основе работ педагогов-исследователей авторами предложено определять уровень сформированности базовых компетенций педагога, помогающих эффективно реализовать педагогическую деятельность, по направлениям: личные качества педагога; умение ставить задачи и цели педагогической деятельности; мотивирование учебной деятельности; информационная компетентность; разработка программы педагогической деятельности и принятие педагогических решений; компетенции организации учебной деятельности. Каждому направлению дана краткая характеристика. Это позволит выявить проблемные места деятельности педагогического коллектива, что поможет создать предпосылки новых методов, программ и их приложения. профессиональная компетентность педагогауровень формирования компетентностиличностные качества педагога. Программа развития образования в Киргизской Республике на 2021-2040 годы. Приложение 1 (к постановлению Правительства Киргизской Республики от 4 мая 2021 года № 200). Иванова Е. Дидактический потенциал информационно-образовательной среды для организации современного процесса обучения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 4 (19). 124-132. Курамаева Т. Болочок мугалимдин профессионалдык компетенттүүлүгү // Вестник КГУ им. Арабаева. Бишкек, 2015. 58-63). Адольф В. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. 38-41. Мамбетакунов Э. Таалим-тарбия процесси: теория, технология, практика. Бишкек, 2017. 269 б. Курамаева Т. , Каныбек кызы Ж. Болочок математика мугалимдеринин компетенттүүлүгүн калыптандыруу маселелери // Наука, новые технологии и инновации Киргизстана. Бишкек, 2017. № 4. 165-169. Тюнников Ю. , Мазниченко М. Педагогические фобии и мании как отражение ценностной системы учителя // Исследования гуманитарных систем. Вып. 1: Теория педагогической системы Н. Кузьминой: генезис и следствия / под ред. Бедерхановой. Краснодар: Парабеллум, 2013. Абдырахманов Т. , Ногаев М. Компетентностный подход в современном образовании. , 2014. 121 с. Бабаев Д. , Токторова А. Педагогические основы теории конфликта в учебно-воспитательном процессе // Наука, новые технологии и инновации Киргизстана. 2021. 207-210.

Следовательно, возрастают требования к качеству обучения, интеграция его структуры в мировое образовательное пространство, и в условиях перестройки уровень социальных ожиданий на эффективность всех комплексов педагогических наук кардинально меняется.

Известно, что формирование профессиональной компетентности педагогов, а также разработка каких-либо путей определения уровня ее формирования и их практическое применение с достижением определенных результатов, чтобы на их основе ускорить дальнейшее ведение дел, является спросом современности.

Материалы и методы исследования

В конечном счете обоснованы эффективные основы формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в условиях информатизации образовательного процесса и определены педагогические условия развития их профессиональной компетентности.

Педагог берет компетенцию из образовательного процесса, жизненного и профессионального опыта и самостоятельно достигает компетентности, в результате этого он обязан осуществить личностное самосовершенствование.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога – это высокий уровень педагогического труда, самостоятельное осуществление индивидуальной деятельности, достижение хороших результатов в воспитании и образовании учащихся.

• компетентность по специальности и профессии вокруг изучаемой дисциплины;

• методическая компетентность в области навыков формирования знаний, умений учащихся;

• общественно-психологическая компетентность в сфере общения и отношений;

• дифференцированно-психологическая компетентность в области способностей учащихся ориентироваться, мотивации;

• аутопсихологическая компетентность в области преимуществ и недостатков индивидуальной личности в своей деятельности.

Полученные знания педагога по предметам своей специальности.

Умение управлять учебным процессом.

Компетентность в области системы образования и его отраслей.

Таким образом, профессиональная компетентность является обобщенной профессионально-личностной характеристикой педагога, которая определяет качество его деятельности. Способность педагога действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно изменяющейся профессиональной среде отражает его готовность к самооценке и саморазвитию, что позволяет оценить уровень сформированности его профессиональной компетентности.

Результаты исследования и их обсуждение

Опираясь на труды вышеупомянутых ученых, педагогов-исследователей, мы считаем правильным определять уровень формирования базовых компетенций педагогов, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, по следующим шести направлениям в соответствии с их краткими характеристиками.

Эта компетенция объясняет гуманное состояние педагога. Оно раскрывает потенциальные возможности учащихся, отображая основные задания педагога. Такая компетентность определяет отношение педагога к успехам учащихся. Вера в силы и возможности учащихся исключает их обвинение, следовательно, педагог, показывая свою готовность к поиску путей и методов поощрения учеников, следит за их деятельностью, а также отражает его любовь к ним. Знание личных и возрастных особенностей учащихся определяет все аспекты работы педагога, что позволяет построить педагогу концепцию для проведения эффективной и плодотворной педагогической деятельности, в основе которой лежит уверенность в собственных силах и знаниях. Эта компетенция регулирует позитивные отношения педагога с коллегами и учащимися.

Это способность педагога превратить тему урока в педагогическое задание. Основная компетенция, обеспечивающая эффективно поставленную цель в процессе обучения – это в целях формирования творческой личности довести учеников до состояния субъективной деятельности и обеспечить реализацию субъект-субъектного отношения. Способность педагога поставить цели и задачи образования согласно возрасту и особеностям учащихся. Эта компетентность является конкретизацией выше приведенной компетенции. Она направлена на индивидуализацию обучения, связана с общими достижениями и является мотивирующей.

Создать возможность учащимся поверить в свои силы, быть твердым в глазах окружающих – компетентность, обеспечивающая толчок в положительную сторону, являющаяся одним из главных путей в учебном процессе. Служит условию гуманизации образования. Обеспечивает высокий толчок к академической активности. Оценивание в образовании служит основным инструментом, реально выявляющим собственные успехи учащихся или недостатки, то, что они не успели сделать. Не зная результатов своих знаний, невозможно обеспечить субъективно правильный путь в образовании. Способность превращать цели обучения в линостную значимость.

Наряду с общей культурой педагога эта компетенция включает в себя глубокое знание предмета, который преподается, а также методическую грамотность изложения материала.

Методическая грамотность позволяет эффективно усвоить знания в предусмотренной программе и дает возможность сформировать навыки, а также развить творческую личность через индивидуальный подход. Обеспечивает творческий подход к педагогической деятельности и профессиональный рост педагога. Быстрый темп роста предметной сферы в настоящее время, появление инновационных педагогических технологий настоятельно рекомендуют педагогу непрерывно обновлять свои знания и навыки, предполагая самостоятельное восприятие и грамотный поиск информации.

Умение разработать образовательные программы, выбрать учебные пособия и учебные комплексы является базовым в системе профессиональных компетенций. При этом реализуются принципы академической свободы на основе индивидуальной программы образования. Педагог обязан непрерывно принимать решения, что является основой педагогической деятельности. В решении проблем возможно использование стандартных и творческих идей, а также принятие интуитивных решений. Способность принимать решения при различных ситуациях в образовательном процессе.

Эта компетентность устанавливает отношения «субъект-субъект». В настоящее время без навыков разработки образовательной программы невозможно творчески организовать учебный процесс. Образовательные программы – это целенаправленное средство, влияющее на развитие учащихся. Компетентность при разработке образовательных программ создает возможность преподавать учащимся с разными уровнями обучения и реализовать их развитие. Достичь понимания учебного материала – главная задача педагога. Решить эту главную задачу можно путем введения в систему нового материала на основе усвоенных знаний или умений, путем публикации практического применения учебного материала. Умения обеспечивать процесс стимулирования активности при обучении, создать условия для формирования самооценки, определять формирование личностного «Я» учащихся, пробуждать в них творческую силу. Грамотная оценка со стороны должна развивать направленность учеников к самооценке в образовании. Компетентность в оценивании других должна соответствовать самооценке учителя и совпадать с ней.

Проанализировав результаты, полученные на основе ответов на составленные вопросы (в виде теста, анкеты, опросника), включающие направления выше рассмотренных компетентностей и их элементы, можно определить уровни по всем шести направлениям формирования базовых компетентностей педагога, таких как (высший) (да), критический (наполовину), низкий (нет). Считаем, что вышеизложенное выявит проблемные места деятельности педагогического коллектива, что позволит создать предпосылки новых методов, программ и их приложения.

Библиографическая ссылка

Методы изучения профессиональных компетенций

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Профессиональные компетенции (hardskills) в сфере цифрового развития — группа компетенций, связанных с функциональным использованием методов и инструментов управления процессами, проектами, продуктами цифровой трансформации и регулярным решением сложных профессиональных задач в цифровой среде.

В модели компетенций выделены шесть ключевых профессиональных компетенций. Как и для личностных компетенций, профессиональным компетенциям присвоен шифр, дано определение и описание знаний, умений и навыков. Важно отметить, что при разработке инструментов оценки профессиональных компетенций для каждой отдельной роли в команде цифровой трансформации будут определены уровни проявления профессиональных компетенций по таким параметрам, как минимально необходимый уровень для успешного выполнения определенных функций и задач в команде цифровой трансформации и целевой уровень (уровень высокопрофессионального специалиста). Подчеркнем, что при описании профессиональных компетенций в модели будут применены общие характеристики, которые будут проявляться на разном уровне у разных ролей (что будет отражено в соответствующем профиле роли).

Профессиональные компетенции (hard skills) в сфере цифрового развития

Управление цифровым развитием — применение методов и инструментов стратегического, тактического и оперативного управления внедрением и развитием цифровых технологий, услуг, инфраструктуры.

Основы и концептуальные положения цифровой экономики:

Особенности четвертой промышленной революции:

Целевые ориентиры технологического развития России:

Введение в цифровую экономику:

Механизмы, регулирование и оценка цифровой зрелости:

Цифровые платформы и их роль в современной экономике и развитии госуправления:

  • Понятие «цифровая платформа».
  • Классификация цифровых платформ.
  • Типизация цифровых платформ.
  • Риски и угрозы, связанные с цифровыми платформами.
  • Теории государственных цифровых платформ.
  • Эволюция платформ.
  • Понятие «государственная цифровая платформа».
  • Ключевые особенности государственных цифровых платформ. Сравнение государственных и частных цифровых платформ.
  • Применение платформенного подхода в государственном управлении.
  • Принципы построения процессов на платформе.
  • Сервисное государство: приоритетные суперсервисы.

Регулирование цифровой экономики в России:

  • Инструменты регулирования цифровой экономики.
  • Процедуры и механизмы принятия регуляторных решений.
  • Меры по формированию системы регулирования цифровой экономики.
  • Эффективность механизмов, созданных в рамках национальной программы «Цифровая экономика».
  • Федеральный закон о «цифровых песочницах».
  • Определение понятия «цифровая зрелость».
  • Модели оценки цифровой зрелости.
  • Методология оценки уровня цифровой зрелости организации.
  • Методика расчета показателя «достижение цифровой зрелости» национальной цели «цифровая трансформация».
  • Матрица оценки цифровой зрелости государственных и муниципальных услуг.

Стратегическое управление цифровым развитием:

Целевая модель цифрового развития организации:

  • Текущее состояние и перспективы цифровой трансформации и цифрового развития.
  • Целевое видение, цели и ключевые показатели эффективности цифровой трансформации и цифрового развития организации.

Планирование стратегии цифрового развития:

  • Инициативы и дорожная карта цифровой трансформации и цифрового развития.
  • Кадры, компетенции и культура для цифровой трансформации и цифрового развития.

Система управления достижением стратегических целей:

  • Модель управления цифровой трансформацией.
  • Модель финансирования реализации стратегии цифровой трансформации и цифрового развития.

Развитие организационной культуры (в условиях цифровой трансформации) – применение технологий формирования, управления, изменения функциональных процессов и системы цифровых ценностей, норм и правил поведения персонала, нацеленных на повышение результативности организации.

Инструменты и методы формирования и поддержания организационной культуры:

Основы теории организационной культуры:

  • Понятие и свойства организационной культуры.
  • Значимость организационной культуры и области ее влияния. Основные элементы организационной культуры.
  • Факторы, влияющие на формирование организационной культуры.
  • Типология организационных структур.
  • Практическая значимость типологий организационной культуры. Показатели организационной культуры.

Принципы и этапы формирования организационной культуры:

  • Принципы формирования организационной культуры.
  • Этапы формирования организационной культуры.
  • Роль лидера в формировании организационной культуры.
  • Основные мероприятия по формированию организационной культуры.
  • Подходы и технологии формирования корпоративной культуры.

Условия поддержания организационной культуры:

  • Принципы управления развитием организационной культуры.
  • Сущность и этапы процесса управления развитием организационной культурой.
  • Методы поддержки корпоративной культуры.
  • Трансляция стандартов корпоративной культуры и формирования приверженности.
  • Корпоративный кодекс: этапы разработки, структура.
  • Основные методы изучения организационной культуры.

Механизмы управления организационными изменениями:

Принципы и алгоритмы управления организационными изменениями

  • Определение понятия «управление изменениями».
  • Матрица признаков изменений по Д. Тапскотту.
  • Принципы и общий алгоритм управления изменениями.
  • Трансформационное лидерство: алгоритмы.

Модели управления организационными изменениями

  • Подход Дж. Коттера и К. Фрайлингера/И. Фишера.
  • Подход К. Левина.
  • Модель управления изменениями ADKAR.
  • Подход «Треугольник изменений».
  • Модель органичного процесса изменений.

Методы работы с сопротивлением:

  • Реакция человека на изменение.
  • Типовые причины сопротивления изменениям.
  • Формы проявления сопротивления.
  • Модель SCARF.
  • Интеллект-карта неприятия перемен.
  • Методы работы с сопротивлением изменениям.
  • Работа с разноуровневыми изменениями.
  • Правила преодоления сопротивления.
  • Эмпирические законы практики изменений.

ADKAR (англ. awareness, desire, knowledge, ability, reinforcement — осведомленность, желание, знание, умение, укрепление) — модель управления изменениями, основанная на концепции последовательного прохождения пяти ключевых этапов изменений от осведомленности о необходимости изменений до укрепления реализованных изменений.

Технологии управления кадровой политикой цифрового развития:

Организационные структуры управления цифровой трансформацией:

  • Функции подразделения организации, ответственного за цифровую трансформацию.
  • Типовые сложности организации работы подразделений, ответственных за цифровую трансформацию.
  • Команды цифровых проектов: практики формирования.
  • Команды цифровых проектов: сложности формирования и их решение.
  • Ключевые роли в команде цифрового проекта в системе государственного управления.

Цифровые команды: компетенции и модели формирования:

  • Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления.
  • Инструменты оценки компетенций.
  • Принципы работы команды.
  • Жизненный цикл команды.
  • Основные принципы взаимодействия в команде.
  • Командная хартия.
  • Модель командообразования по Р. М. Белбину.
  • Модель взаимодополняющей команды по И. Адизесу (PAEI).

Принципы и алгоритмы практик регулярного менеджмента:

  • Инструменты управленческого планирования: принцип Парето, метод АБВГД, матрица приоритетов Эйзенхауэра, правило 6П.
  • Постановка задач, делегирование и контроль: этапы, уровни и правила.
  • Обратная связь: цели, виды, форматы, методы.
  • Проведение совещаний: общие подходы и эффективность.
  • Кадровые решения.
  • Оценка работников: уровни, цели, задачи и принципы.
  • Развитие карьеры сотрудников.
  • Мотивация и стимулирование персонала.

Инструменты управления — это совокупность моделей и методов, используемых для решения задач управления процессами, проектами, продуктами и их информационного, организационного и методического обеспечения.

Методы и инструменты процессного подхода:

Основы процессного управления:

  • Процесс: определение, признаки, компоненты.
  • Иерархия и взаимодействие процессов, типы процессов.
  • Жизненный цикл процесса.
  • Стандарты ISO серий 9000 и 10000.
  • Модели процессов и нотации описания.
  • Методология описания процессов BPMN (модель и нотация для моделирования исполняемых процессов).

Процессный подход в управлении организацией:

  • Принципы процессного подхода.
  • Управление процессом на основе цикла Деминга — Шухарта.
  • Процессный подход в деятельности организации.
  • Внедрение процессного подхода как проект.
  • Функциональная модель управления и процессных подходов.
  • Ролевая модель управления процессами.
  • Процессный офис.

Порядок и инструменты проведения реинжиниринга и оптимизации процессов:

  • Классификация процессных показателей.
  • Виды потерь в процессах.
  • Анализ эффективности процессов.
  • Ключевые шаги по оптимизации процесса.
  • Цикл DMAIC и инструменты оптимизации.
  • Реинжиниринг процессов: цели, задачи, принципы, этапы.
  • Технологии постоянного совершенствования.

Методы и инструменты продуктового подхода:

Основы продуктового подхода:

  • Продукт и продуктовый подход.
  • Продуктовая стратегия.
  • Развитие потребителей.
  • Методы исследования потребителей.
  • Ценностное предложение.
  • Создание клиентского пути.
  • Постановка и проверка продуктовых гипотез.
  • Продуктовые метрики.
  • Организация продуктовых команд.
  • Типы продуктовых команд.
  • Развитие продуктовых команд в организации.
  • Типовые структуры продуктовых команд.
  • Роли продуктовых команд.
  • Признаки успешных продуктовых команд.

Методологии и этапы разработки продукта:

  • Методологии разработки продукта.
  • Agile-методология разработки продукта, фреймворки Scram и Kanban.
  • Этапы разработки продукта.
  • Минимально жизнеспособный продукт.
  • Интеграция процессов разработки и сопровождения (DevOps).
  • Принципы планирования разработки продуктов.
  • Управление качеством ИТ-продукта.

Методы и инструменты проектного подхода:

Основы проектного управления:

  • Ключевые понятия.
  • Стандарты, методологии, своды знаний по управлению проектной деятельностью.
  • История развития и нормативное регулирование проектной деятельности в Российской Федерации.
  • Система управления проектной деятельностью на уровне организации.
  • Система управления проектной деятельностью в органах власти Российской Федерации.
  • Жизненные циклы проектов.
  • Управление портфелем проектов и программ.
  • Автоматизация проектной деятельности.

Ролевая модель управления проектом:

  • Типы организационных структур и модели управления проектами.
  • Проектная команда: организационная структура, ключевые роли и их функции.
  • Роль руководителя проекта в достижении целей проекта.
  • Набор, развитие и управление проектной командой.
  • Компетенции участников проектной деятельности.

Методы и инструменты управления проектом:

  • Процессы управления проектом.
  • Управление интеграцией проекта.
  • Управление заинтересованными сторонами.
  • Управление содержанием проекта.
  • Управление ресурсами проекта.
  • Управление сроками проекта.
  • Управление финансами проекта.
  • Управление рисками и возможностями проекта.
  • Управление качеством в проекте.
  • Управление закупками и поставками проекта.
  • Управление коммуникациями в проекте.

Управление и использование данных — применение методов и технологий разработки, выполнения и контроля выполнения политик, программ и практик предоставления, проверки, защиты и повышения ценности данных и информационных активов на протяжении всего их жизненного цикла.

Управление данными: архитектура и моделирование:

  • Цели организации по управлению данными.
  • Принципы управления данными.
  • Проблемы управления данными.
  • Ценность данных.
  • Качество данных.
  • Жизненный цикл данных.
  • Стратегия управления данными.
  • DAMA-DMBOK2 — фреймворк управления данными.
  • Понятие и цели архитектуры данных.
  • Ценности архитектуры данных.
  • Корпоративная архитектура данных.
  • Национальная система управления данными.

Моделирование и проектирование данных:

  • Определение моделирования данных.
  • Виды моделируемых данных.
  • Концептуальные, логические и физические схемы.
  • Схемы представления данных при моделировании.
  • Свойства данных.
  • Процесс моделирования данных.
  • Методики моделирования данных.
  • Универсальное моделирование данных.
  • Семантическое моделирование данных.
  • Инструменты работы с данными.

Обеспечение хранения, безопасности и этичного обращения с данными:

  • База данных: понятие, назначение.
  • Классификации баз данных: по модели данных, по степени распределенности.
  • Средства хранения данных.
  • Среды баз данных.
  • Общие процессы обработки данных в базах данных.
  • Функции и компоненты систем управления базами данных.
  • Подходы к обработке данных: ACID и BASE; теорема CAP.
  • Жизненный цикл базы данных.
  • Интеграция и интероперабельность данных: инструменты и руководство.
  • Ключевые понятия.
  • Факторы обеспечения информационной безопасности.
  • Политика безопасности: актуальная документация.
  • Риски информационной безопасности.
  • Защита конфиденциальной информации.

Этика обращения с данными:

  • Цели организации по этике данных.
  • Принципы защиты данных в рамках этических вопросов.
  • Неэтичное обращение с данными и риски.
  • Формирование культуры этичного обращения с данными.

ACID (англ. atomicity, consistency, isolation, durability — неделимость, согласованность, изолированность, устойчивость) – подход к обработке данных, в основе которого лежит использование четырех обязательных требований, их соблюдение обеспечивает надежное выполнение транзакций в системе управления базами данных.

BASE (англ. basic availability, soft state, eventual consistency — базовая доступность, гибкое состояние, отложенное состояние) — подход к обработке больших данных, гарантирующий сохранение некоторого уровня доступности данных даже при сбое в работе части узлов, пребывание данных в состоянии постоянного изменения, их согласованность по всем узлам и во всех базах системы без гарантии непротиворечивости данных для всех транзакций и в любой момент времени.

Теорема CAP (англ. consistency, availability, partition tolerance — согласованность, доступность, устойчивость к разделению) — подход к обработке данных, основанный на поиске компромиссных решений, позволяющих сбалансировать в распределенных системах такие свойства данных, как согласованность, доступность, устойчивость к разделению.

Управление большими данными и качеством данных:

Ключевые понятия управления большими данными:

  • Понятие больших данных.
  • Наука о данных (data science).
  • Большие данные.
  • Компоненты архитектуры больших данных.
  • Источники больших данных.
  • Озера данных.

Техники и методы анализа больших данных:

  • Машинное обучение.
  • Анализ настроений.
  • Интеллектуальный анализ данных и текстов.
  • Предиктивная аналитика.
  • Предписывающая аналитика.
  • Методы анализа неструктурированных данных.
  • Операционная аналитика.
  • Визуализация данных.
  • Объединение данных.

Управление качеством данных

  • Основные понятия.
  • Принципы управления качеством данных.
  • Условия управления качеством основных данных.
  • Измерение качества данных.
  • Роль метаданных в обеспечении качества данных.
  • Структура управления качеством основных данных.
  • Базовые стандарты, регламентирующие управление качеством данных.
  • Инструменты управления качеством данных.
  • Методология оценки и повышения качества данных.

Применение цифровых технологий — использование технологий, работающих с дискретными сигналами, ускоряющих технологическое развитие и обеспечивающих конкурентоспособность разрабатываемых продуктов, и цифровых решений.

Цифровые технологии в бизнес-процессах систем:

Нейротехнологии и искусственный интеллект:

  • Понятие «искусственный интеллект».
  • Понятие «нейротехнологии».
  • Компьютерное зрение.
  • Обработка естественного языка.
  • Распознавание и синтез речи.
  • Рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений.
  • Перспективные методы и технологии в сфере искусственного интеллекта.
  • Нейропротезирование.
  • Нейроинтерфейсы, нейростимуляция и нейросенсинг.

Системы распределенного реестра:

  • Понятие «технология распределенного реестра».
  • Технологии обеспечения целостности и непротиворечивости данных.
  • Технологии создания и исполнения децентрализованных приложений и смарт-контрактов.
  • Понятие «квантовые технологии».
  • Квантовые вычисления.
  • Квантовые коммуникации.
  • Квантовые сенсоры и метрология.

Новые цифровые технологии, формирующие новую инфраструктуру

Компоненты робототехники и сенсорики:

  • Понятия «компоненты робототехники» и «сенсорика».
  • Сенсоры и цифровые компоненты РТК (робото-технического комплекса) для человеко-машинного взаимодействия.
  • Технологии сенсорно-моторной координации и пространственного позиционирования.
  • Сенсоры и обработка сенсорной информации.

Технологии беспроводной связи:

  • Понятие и типы технологий беспроводной связи.
  • WAN (Wide Area Network).
  • LPWAN (Low-power Wide-area Network).
  • WLAN (Wireless Local Area Network).
  • PAN (Personal Area Network).

Технологии виртуальной и дополненной реальности:

  • Понятия «технология виртуальной реальности» (virtual reality, VR), «технология дополненной реальности» (augmented reality, AR).
  • Интерфейсы обратной связи и сенсоры для VR/AR.
  • Платформенные решения для пользователей.
  • Технологии графического вывода.
  • Технологии захвата движений в VR/AR и фотограмметрии.
  • Средства разработки VR/AR-контента и технологии совершенствования пользовательского опыта (UX) со стороны разработчика.

WAN (англ. wide area network — глобальная сеть) — сеть передачи данных, развернутая в обширном географическом пространстве.

LPWAN (англ. low-power wide-area network — энергоэффективная сеть дальнего радиуса действия) — тип беспроводных сетей, разработанный для передачи данных телеметрии различных устройств, сенсоров, датчиков и приборов учета на дальние расстояния.

WLAN (англ. wireless local area network — беспроводная локальная сеть) — технология для беспроводной передачи данных, используемая в качестве альтернативы или дополнения обычных проводных локальных сетей на определенной территории.

PAN (англ. personal area network — персональная сеть) — компьютерная сеть, которая соединяет компьютеры/устройства в пределах досягаемости для отдельного человека.

Цифровые технологии проектирования и моделирования:

  • Понятие «новые производственные технологии».
  • Цифровое проектирование и математическое моделирование.
  • Управление жизненным циклом изделия или продукции (Smart Design).
  • Технологии «умного» производства (Smart Manufacturing).

Технология информационного моделирования:

  • Понятие «технология информационного моделирования» (Building Information Modeling, BIM).
  • Программное обеспечение BIM: непроприетарные или Open Source BIM стандарты.

Открытое программное обеспечение:

  • Понятие «открытый исходный код» (Open Source).
  • Модель открытого программного обеспечения в сравнении с проприетарными продуктами.
  • Преимущества и недостатки использования программного обеспечения с открытым исходным кодом.

Развитие ИТ-инфраструктуры — применение методов и инструментов, направленных на развитие совокупности информационных центров, подсистем, банков данных и знаний, систем связи, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации организации.

ИТ-инфраструктура и архитектура организации: компоненты, процессы разработки, методики описания:

Общая характеристика ИТ-инфраструктуры организации

  • Ключевые термины и понятия.
  • Компоненты ИТ-инфраструктуры, модели зрелости.
  • Структура и уровни архитектуры организации.
  • Области применения архитектурного подхода.
  • Взаимосвязь стратегии и архитектуры организации.
  • Бизнес-архитектура организации.
  • ИТ-архитектура организации: компоненты.
  • Информационная архитектура (Enterprise Information Architecture, EIA).
  • Архитектура прикладных решений.
  • Подход к определению уровня критичности систем.
  • Техническая архитектура организации (Enterprise Technical Architecture, ETA).

Процесс разработки архитектуры организации:

  • Подходы к процессу построения архитектуры организации.
  • Оценка эффективности архитектуры организации.
  • Модель планирования архитектуры организации (С. Спивак).
  • Схема архитектурного процесса.
  • Универсальные архитектурные документы.
  • Принципы построения архитектуры организации.

Современные методики описания архитектуры организации:

  • Модель Закмана.
  • Модель Gartner.
  • Архитектурный фреймворк TOGAF.
  • Модель «4+1» представления архитектуры.
  • Стратегическая модель архитектуры SAM (Strategic Architecture Model).
  • Архитектурные концепции и методики Microsoft.

TOGAF (англ. The Open Group architecture framework — архитектурный фреймворк некоммерческого объединения The Open Group) — методология, библиотечный метод описания, подход (framework) для описания архитектуры организации, который предлагает подход для проектирования, планирования, внедрения ИТ-архитектуры организации и управления ею.

Концепции и системы управления ИТ-инфраструктурой организации:

Концептуальные и методологические основы управления ИТ-инфраструктурой:

  • Концепция управления ITSM (Information Technology Service Management).
  • Библиотека ИТ-инфраструктуры ITIL (Information Technology Infrastructure Library).
  • Управление бизнес-сервисами (Business Service Management, BSM).
  • Методология управления ИТ COBIT: структура и составляющие, обзор, система принципов, цели и элементы системы корпоративного управления.
  • Выгоды использования подходов и принципов ITIL и COBIT.
  • Системный подход к управлению ИТ-инфраструктурой.
  • Концепция «360» — новый взгляд на управление ИТ-инфраструктурой.
  • Требования к средствам управления ИТ-инфраструктурой.
  • Продукты BMC Software для управления ИТ-инфраструктурой.
  • Программное обеспечение HPE OpenView для управления ИТ-инфраструктурой.
  • Управление ИТ-инфраструктурой на базе семейства продуктов Microsoft System Center.

Организация технического обслуживания и эксплуатация информационных систем:

  • Значение технического обслуживания.
  • Гарантийные обязательства: особенности.
  • Программы технического обслуживания.
  • Схемы технического обслуживания.

ITSM (англ. IT service management — управление услугами информационных технологий) — концепция управления ИТ как набором услуг, которая фокусируется на управлении ИТ-инфраструктурой, бизнес-компонентами, приложениями и связанными процессами.

ITIL (англ. IT infrastructure library — библиотека ИТ-инфраструктуры) — библиотека лучших практик для управления ИТ-услугами, улучшения ИТ-поддержки и повышения уровня обслуживания. Одной из главных целей ITIL является обеспечение соответствия ИТ-услуг бизнес-целям даже в случае изменения последних.

Средства и методы информационной и кибербезопасности:

Цели и задачи защиты информации, типы и источники угроз:

  • Систематизация понятий в области информационной безопасности.
  • Основные принципы защиты информации в информационных системах.
  • Основные проблемы защиты данных в информационных системах.
  • Цели и методы информационной безопасности.
  • Уровни формирования информационной безопасности.
  • Роль информационной безопасности в современном мире.
  • Виды угроз информационной безопасности.
  • Модель нарушителя информационной безопасности.

Инструменты и методы управления кибербезопасностью:

  • Понятие «кибербезопасность». Виды киберугроз.
  • Критическая информационная инфраструктура.
  • Гибридные угрозы.
  • Методы киберустойчивости.
  • Использование корпоративных компьютеров в личных целях.
  • Политика кибербезопасности организации.
  • Искусственный интеллект и машинное обучение в сфере кибербезопасности.
  • Ключевые тренды в сфере кибербезопасности.

Системы управления информационной безопасностью:

  • Преимущества построения системы управления информационной безопасностью.
  • Ключевые положения ISO/IEC 27001:2013.
  • Классы безопасности информационных систем.
  • Управление информационной безопасностью в организации.
  • Комплексные системы обеспечения информационной безопасности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *