модели рабочих ситуаций задания для оценки уровня развития профессиональных компетенций

Когда я впервые готовила ассессмент центр, я столкнулась с проблемой. Мне необходимо было в ограниченные сроки подобрать упражнения для оценки компетенций сотрудников, да так, чтобы эти упражнения сочетались между собой, оценка была точной и объективной. Все усложнялось тем, что на оценку был лимит времени – 4 часа.

Чтобы решить задачу мне пришлось применить навыки методолога и аналитические способности. В результате получилась сводная таблица с классификацией моделирующих упражнений. Таблицу удобно применять на этапе дизайна ассессмент центра или другой процедуры оценки с применением моделирующих упражнений.

Недавно коллега, с которой я поделилась таблицей, написала: «это типа конструктор, который, позволяет создать программу оценки просто, быстро и с учетом сочетаемости элементов».

Материал статьи УПРОСТИТ подготовку процедуры оценки и поможет вам:

  • методологически верно подбирать упражнения для оценки компетенций
  • рассчитать продолжительность процедуры оценки (или выбрать упражнения с учетом заданного лимита времени на оценку)
  • создать дизайн оценочной процедуры с учетом влияния упражнения на групповую динамику и энергию участников
  • снизить утомляемость участников и наблюдателей за счет чередования упражнений и переключения внимания

Хотите узнать, какие упражнения я тогда выбрала для оценки компетенций, и как сгруппировала их между собой? Читайте до конца, и узнаете, удалось ли мне уложиться в лимит времени 🙂

Материал будет полезен:

  • Специалистам, которые проводят оценку кандидатов на руководящие позиции или ассессмент центр сотрудников
  • Менеджерам, отвечающим за организационную подготовку ассессмент центра
  • Бизнес тренерам, желающим проводить оценку сотрудников
  • Руководителям, участвующим в оценке персонала, вне зависимости от выполняемой роли

Моделирующие упражнения – это задания, которые выполняют участники оценки. В них моделируются ситуации, которые могут возникнуть в реальной работе сотрудника.

В процессе выполнения участником упражнения Наблюдатель (ассессор) оценивает поведение участника, предложенные им решения, делает выводы об уровне компетенций участника.

Важно! Хотя в упражнении моделируется рабочая ситуация, сюжет и контекст упражнения подбираются так, чтобы он не совпадал напрямую с содержанием работы участника. Это позволяет оценить «чистый» навык без привязки к привычным схемам работы.

КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ

Моделирующие упражнения можо разделить по двум признакам:

  • Формат упражнения: индивидуальный (выполняется индивидуально каждым участником оценки) или групповой (т.е. для выполнения упражнения нужны сразу все участники)
  • Класс компетенций, которые можно оценить в упражнении: «Взаимодействие с людьми» или «Работа с информацией»

Это деление условно и не охватывает всех деталей. Хотя оно упрощает взгляд на оценочные упражнения, оно удобно при разработке программы оценки и дизайна ассессмент центра.

Типы моделирующих упражнений и их влияние на групповую динамику и энергию участников

модели рабочих ситуаций задания для оценки уровня развития профессиональных компетенций

Суть каждого упражнения описана в разделе ОПИСАНИЕ МОДЕЛИРУЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ.

В конце статьи вы найдете сводную таблицу: в ней сгруппированы все моделирующие упражнения.

Если вы прямо сейчас готовитесь проводить оценку компетенций, вам нужен профессиональный совет, взгляд со стороны или сценарии упражнений, свяжитесь со мной удобным способом (в комментариях к публикации, напрямую по контактам или через сообщение на сайте). Буду рада поделиться опытом и наработками.

Примеры содержания каждого класса компетенций:

Компетенции и деловые качества класса «Взаимодействие с людьми»Компетенции и деловые качества класса «Работа с информацией»Ведение переговоровУправление конфликтомРабота с возражениямиАргументацияУправленческая беседа (обратная связь, мотивация, постановка задачи, контроль, обучение)ЛидерствоГотовность и способность решать проблемыУправление группой (в т. фасилитация, процедурное лидерство)ВлияниеПринятие совместных решенийСотрудничество и действия в рамках стратегии «Выиграл – Выиграл»Эмоциональный интеллектРабота в условиях неопределенностиСистемное мышлениеАналитические способностиСтратегическое мышлениеПринятие решений на основе данных (в т. ограниченных)Скорость мышленияСкорость обработки информацииВнимание к деталямПриоритезацияДелегированиеУправление рискамиПланированиеГоризонт планированияКоммерческий подход, ориентация на экономическую выгоду

Каждое упражнение позволяет оценить компетенции из этих 2-х классов, другие виды компетенций и личностно-деловые качества участника оценки – см. сводную таблицу.

Индивидуальные упражнения: используются всегда в ассессмент центре и других видах оценки.

РОЛЕВАЯ ИГРА (РИ) – индивидуальное упражнение, направленное на оценку навыков взаимодействия с людьми. Однако в рамках РИ можно оценить и некоммуникативные навыки: профессиональные знания, лояльность к компании, ценностные ориентиры, соблюдение стандартов компании (например, техника продаж), ориентацию на результат и др.

Методика проведения: РИ предполагает 2-х участников. Каждому предлагается провести целевое общение друг с другом из заданной роли (отсюда и название «ролевая»). Сюжет игры основан на ежедневной практической деятельности участников (например, общение с клиентом, коллегой, подчиненным). В РИ 2 роли:

  • Активный участник (АУ) – это участник оценки, компетенции которого оценивают Наблюдатели.
  • Подыгрывающий участник – это ролевой игрок (как правило, Наблюдатель, который не оценивает АУ), выполняющий роль субъекта, с которым взаимодействует АУ (Примеры: АУ менеджер по продажам – ПУ клиент; АУ руководитель – ПУ подчиненный).

В инструкции для АУ приводится описание ситуации и указывается цель, которую нужно достичь (цель АУ может не ставиться). В инструкции для ПУ приводится описание ситуации, цель не задается, у ПУ присутствуют скрытые мотивы. В завершении РИ Наблюдатель задает АУ уточняющие вопросы: Какую цель ставили? Удалось ли ее достичь? и др.

На заметку: в развивающем ассессмент центре и групповой оценке РИ часто проводится перед всеми участниками ассессмент центра. Чтобы повысить групповую динамику и создать обучающий эффект попросите остальных участников отслеживать проявления АУ и ПУ в ходе РИ, отмечать, что способствовало или же препятствовало достижению результата.

Продолжительность, мин.

Инструктаж участникаПодготовка участника Выполнение упражненияУточняющие вопросыИтого
3710525

Методика проведения: часто используется как стартовое упражнение, позволяющее участникам представить себя. «Самопрезентация» проводится по заданному плану, на подготовку дается не более 5 мин.

  • Если участники в своей профессиональной деятельности проводят презентации, в качестве дом. задания попросите их подготовить электронную презентацию (например, в Power Point).
  • В развивающем ассессмент центре и групповой оценке презентация проводится перед всеми участниками ассессмент центра. Чтобы повысить групповую динамику и создать обучающий эффект попросите остальных участников отмечать, эффективные действия выступающего.

Продолжительность «Самопрезентации», мин.

Инструктаж Подготовка участникаВыполнение упражненияИтого
555 / 1015 / 20

Продолжительность «Презентация решения бизнес кейса», мин.

БИЗНЕС КЕЙС (он же аналитический кейc) – индивидуальное упражнение, направленное на работу с информацией: описание реальных бизнес-ситуаций, которые надо проанализировать и предложить решения обозначенных в кейсе задач. Кроме того, бизнес кейс позволяет оценить умение принимать решения на основе данных, узкие профессиональные компетенции.

Методика проведения: каждый участник получает письменную инструкцию с указанием цели, которую необходимо достичь, и непосредственно само задание (бизнес-кейс). Участнику предлагается, зная информацию, которая представлена в бизнес кейсе (например, аналитика рынка, объемы продаж, данные по конкурентам, штатное расписание), предложить решение для достижения цели. На решение кейса дается ограниченное время.

Кейс можно давать во время проведения оценки, а внутренним сотрудникам, можно направить в качестве домашнего задания. В последнем случае критерии оценки будут жестче, от участников ожидается бОльшая глубина проработки кейса.

После решения бизнес кейса каждый участник проходит индивидуальное интервью с Наблюдателем. У Наблюдателя есть примеры верных решений кейса, параметры, которые свидетельствуют о том, насколько был успешен и эффективен участник (участники о них не знают).

Продолжительность (если выполняет в процессе оценки), мин.

Инструктаж Выполнение упражненияИнтервью с наблюдателемИтого
340  / 601560 / 80

ЗАДАНИЕ НА ПЛАНИРОВАНИЕ (оно же организационный тест, in-basket test) – индивидуальное упражнение, в котором участник работает с информацией. Упражнение позволяет оценить способность участника работать с большим количеством информации в ограниченное время, управлять фокусом внимания, принимать решения на основе данных.

Методика проведения: участник получает в печатном или электронном виде инструкцию и материалы: эл. письма, корреспонденцию, коммерческие предложения, служебные записки, повестку дня и др. Задача – обработать  информацию, принять на ее основе решения, заполнить предложенные бланки письменно или в электронном виде (например, составить план, заполнить календарь). Часто в процессе выполнения упражнения возникают отвлекающие факторы: участнику приходит дополнительная информация, он получает звонки, кто-то входит в аудиторию, где работает участник. Так имитируется реальная рабочая ситуация.

Как и бизнес кейс, упражнение комбинируется с индивидуальным структурированным интервью, которое проводит Наблюдатель с участником. У Наблюдателя есть несколько вариантов корректных решения, с которыми он сравнивает ответы участника.

На заметку: заберите записи участника и заполненные им бланки. После завершения оценки оцените структуру записей, корректность заполнения бланков.

Инструктаж Выполнение упражненияИнтервью с наблюдателемИтого
240  / 601560 / 80

Групповые упражнения: используются при проведении процедуры оценки в групповом формате. В выполнении упражнения задействованы все участники. Такие упражнения не всегда нужны.

УпражнениеГрупповая дискуссияМозговой штурм Деловая игра
Влияние на групповую динамикуВыводит участников в состояние «Я»Повышает вероятность конфликтов между участникамиПовышает энергию в группеВыводит участников в состояние «МЫ»Повышает энергию в группе в начале упражнения и сильно снижает ее в концеВ начале упражнения выводит участников в состояние «Мы», но в завершении участники находятся в состоянии «Я»Повышает вероятность конфликтов между участникамиПовышает энергию в группе

Не стоит проводить групповые упражнения:

  • Если между участниками существуют реальные конфликты и напряжение в отношениях
  • Если участники в реальной профессиональной деятельности не взаимодействуют именно в группе друг с другом, либо другими сотрудниками, имеющими тот же статус (например, группа руководителей одного уровня; проектная команда), не принимают совместные решения (например, в компании решения спускаются сверху или принимаются при встрече двух – трех человек)
  • Если участники в своей профессиональной деятельности не вырабатывают совместно друг с другом или другими сотрудниками новых подходов, продуктов и др.
  • В качестве первого упражнения в ассессмент центре

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ (ГД) – групповое упражнение, направленное на выработку совместного решения.

Методика проведения: участники получают общую вводную по ситуации, а также индивидуальные инструкции, которые они не имеют права показывать друг другу. Каждый участник владеет только частью информации, и никто не владеет ею полностью. У каждого есть скрытые интересы и цели, которые вступают в конфликт с интересами других.

Инструктаж и погружение участников в ситуациюПодготовка участников Выполнение упражненияПрезентация решения группыИтого
3510220

Количество участников, чел. : min 4 (иначе упражнение легкое), max 6 (иначе каждый не сможет проявиться).

Не проводите ГД:

  • Если участники негативно настроены к самой процедуре оценки
  • Как последнее упражнение в ассессмент центре

ДЕЛОВАЯ ИГРА (ДИ) – групповое упражнение, направленное на активное взаимодействие участников друг с другом и работу с информацией. ДИ позволяет оценить узкие профессиональные навыки, выявить неявные конфликты, лидеров мнений, саботажников. Хорошо применять для оценки проектных команд.

Методика проведения: упражнение похоже на ГД и групповую ролевую игру, где все участники активные. В отличие от ГД ведущий погружает участников в ситуацию очень близкую к их реальной профессиональной деятельности (например, функционал участников подразумевает открытие магазина, соответственно, в основе сюжета ДИ может быть открытие филиала, но в другом сегменте рынка). Участникам раздаются роли (либо им изначально предлагается распределить роли между собой, но без знания полной информации о задачах роли). Как и в ГД у участников есть свои скрытые интересы, между ролями заложен конфликт.

На заметку: подбирайте сценарий деловой игры, который близок по своей сути участникам, но не копирует их профессиональную деятельность. Иначе вы как оценщик проиграете: участники займут экспертную позицию, начнут оспаривать друг с другом подходы (например, на уровне технологий, оборудования), укажут на некорректность предоставленных данных, и вам будет чрезвычайно сложно оценить уровень компетенций участников.

Инструктаж и погружение участников в ситуациюПодготовка участниковВыполнение упражненияПрезентация решения группыИтого
515 / 2020/30540 / 60

Количество участников, чел. : min 4, max 6.

Не проводите ДИ:

МОЗГОВОЙ ШТУРМ (МШ) – групповое упражнение, направленное на взаимодействие участников друг с другом. Позволяет выявить неформальных лидеров, саботажников, оценить креативность. Хорошо подходит для оценки проектных команд.

Методика проведения: ведущий погружает участников в ситуацию, дает инструкцию. Например, нужно выработать совместное решение или создать продукт / услугу, которого еще нет на рынке, определить причины проблем. В зависимости от сценария, участникам могут быть даны дополнительные материалы (данные по рынку, вырезки газет, др. В отличие от других групповых упражнений участникам не выдаются роли, заведомо не создается конфликт интересов.

Инструктаж и погружение участников в ситуациюПодготовка участниковВыполнение упражненияПрезентация решения группыИтого
310 / 1520 / 30 7 /1040 / 60

Количество участников, чел. : min 3, max 6.

Не проводите МШ: перед упражнениями «Задание на планирование», «Бизнес-кейс».

PS Раскрываю карты, как я решила свою задачу. Для оценки компетенций кандидата на директора производства у меня было 4 часа.

Чтобы оценка была точной, каждую компетенцию нужно оценить min в 2-х упражнениях. Я выбрала:

СамопрезентацияГДБизнес кейсРИЗадание на планированиеИнтервью по компетенциям
152060256030

Во времени уложилась, даже сделала 2 перерыва по 15 мин.

Сводная таблица упражнений для оценки компетенций

модели рабочих ситуаций задания для оценки уровня развития профессиональных компетенций

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *