Когда я впервые готовила ассессмент центр, я столкнулась с проблемой. Мне необходимо было в ограниченные сроки подобрать упражнения для оценки компетенций сотрудников, да так, чтобы эти упражнения сочетались между собой, оценка была точной и объективной. Все усложнялось тем, что на оценку был лимит времени – 4 часа.
Чтобы решить задачу мне пришлось применить навыки методолога и аналитические способности. В результате получилась сводная таблица с классификацией моделирующих упражнений. Таблицу удобно применять на этапе дизайна ассессмент центра или другой процедуры оценки с применением моделирующих упражнений.
Недавно коллега, с которой я поделилась таблицей, написала: «это типа конструктор, который, позволяет создать программу оценки просто, быстро и с учетом сочетаемости элементов».
Материал статьи УПРОСТИТ подготовку процедуры оценки и поможет вам:
- методологически верно подбирать упражнения для оценки компетенций
- рассчитать продолжительность процедуры оценки (или выбрать упражнения с учетом заданного лимита времени на оценку)
- создать дизайн оценочной процедуры с учетом влияния упражнения на групповую динамику и энергию участников
- снизить утомляемость участников и наблюдателей за счет чередования упражнений и переключения внимания
Хотите узнать, какие упражнения я тогда выбрала для оценки компетенций, и как сгруппировала их между собой? Читайте до конца, и узнаете, удалось ли мне уложиться в лимит времени 🙂
Материал будет полезен:
- Специалистам, которые проводят оценку кандидатов на руководящие позиции или ассессмент центр сотрудников
- Менеджерам, отвечающим за организационную подготовку ассессмент центра
- Бизнес тренерам, желающим проводить оценку сотрудников
- Руководителям, участвующим в оценке персонала, вне зависимости от выполняемой роли
Моделирующие упражнения – это задания, которые выполняют участники оценки. В них моделируются ситуации, которые могут возникнуть в реальной работе сотрудника.
В процессе выполнения участником упражнения Наблюдатель (ассессор) оценивает поведение участника, предложенные им решения, делает выводы об уровне компетенций участника.
Важно! Хотя в упражнении моделируется рабочая ситуация, сюжет и контекст упражнения подбираются так, чтобы он не совпадал напрямую с содержанием работы участника. Это позволяет оценить «чистый» навык без привязки к привычным схемам работы.
КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ
Моделирующие упражнения можо разделить по двум признакам:
- Формат упражнения: индивидуальный (выполняется индивидуально каждым участником оценки) или групповой (т.е. для выполнения упражнения нужны сразу все участники)
- Класс компетенций, которые можно оценить в упражнении: «Взаимодействие с людьми» или «Работа с информацией»
Это деление условно и не охватывает всех деталей. Хотя оно упрощает взгляд на оценочные упражнения, оно удобно при разработке программы оценки и дизайна ассессмент центра.
Типы моделирующих упражнений и их влияние на групповую динамику и энергию участников
Суть каждого упражнения описана в разделе ОПИСАНИЕ МОДЕЛИРУЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ.
В конце статьи вы найдете сводную таблицу: в ней сгруппированы все моделирующие упражнения.
Если вы прямо сейчас готовитесь проводить оценку компетенций, вам нужен профессиональный совет, взгляд со стороны или сценарии упражнений, свяжитесь со мной удобным способом (в комментариях к публикации, напрямую по контактам или через сообщение на сайте). Буду рада поделиться опытом и наработками.
Примеры содержания каждого класса компетенций:
Компетенции и деловые качества класса «Взаимодействие с людьми»Компетенции и деловые качества класса «Работа с информацией»Ведение переговоровУправление конфликтомРабота с возражениямиАргументацияУправленческая беседа (обратная связь, мотивация, постановка задачи, контроль, обучение)ЛидерствоГотовность и способность решать проблемыУправление группой (в т. фасилитация, процедурное лидерство)ВлияниеПринятие совместных решенийСотрудничество и действия в рамках стратегии «Выиграл – Выиграл»Эмоциональный интеллектРабота в условиях неопределенностиСистемное мышлениеАналитические способностиСтратегическое мышлениеПринятие решений на основе данных (в т. ограниченных)Скорость мышленияСкорость обработки информацииВнимание к деталямПриоритезацияДелегированиеУправление рискамиПланированиеГоризонт планированияКоммерческий подход, ориентация на экономическую выгоду
Каждое упражнение позволяет оценить компетенции из этих 2-х классов, другие виды компетенций и личностно-деловые качества участника оценки – см. сводную таблицу.
Индивидуальные упражнения: используются всегда в ассессмент центре и других видах оценки.
РОЛЕВАЯ ИГРА (РИ) – индивидуальное упражнение, направленное на оценку навыков взаимодействия с людьми. Однако в рамках РИ можно оценить и некоммуникативные навыки: профессиональные знания, лояльность к компании, ценностные ориентиры, соблюдение стандартов компании (например, техника продаж), ориентацию на результат и др.
Методика проведения: РИ предполагает 2-х участников. Каждому предлагается провести целевое общение друг с другом из заданной роли (отсюда и название «ролевая»). Сюжет игры основан на ежедневной практической деятельности участников (например, общение с клиентом, коллегой, подчиненным). В РИ 2 роли:
- Активный участник (АУ) – это участник оценки, компетенции которого оценивают Наблюдатели.
- Подыгрывающий участник – это ролевой игрок (как правило, Наблюдатель, который не оценивает АУ), выполняющий роль субъекта, с которым взаимодействует АУ (Примеры: АУ менеджер по продажам – ПУ клиент; АУ руководитель – ПУ подчиненный).
В инструкции для АУ приводится описание ситуации и указывается цель, которую нужно достичь (цель АУ может не ставиться). В инструкции для ПУ приводится описание ситуации, цель не задается, у ПУ присутствуют скрытые мотивы. В завершении РИ Наблюдатель задает АУ уточняющие вопросы: Какую цель ставили? Удалось ли ее достичь? и др.
На заметку: в развивающем ассессмент центре и групповой оценке РИ часто проводится перед всеми участниками ассессмент центра. Чтобы повысить групповую динамику и создать обучающий эффект попросите остальных участников отслеживать проявления АУ и ПУ в ходе РИ, отмечать, что способствовало или же препятствовало достижению результата.
Продолжительность, мин.
Инструктаж участникаПодготовка участника Выполнение упражненияУточняющие вопросыИтого
3710525
Методика проведения: часто используется как стартовое упражнение, позволяющее участникам представить себя. «Самопрезентация» проводится по заданному плану, на подготовку дается не более 5 мин.
- Если участники в своей профессиональной деятельности проводят презентации, в качестве дом. задания попросите их подготовить электронную презентацию (например, в Power Point).
- В развивающем ассессмент центре и групповой оценке презентация проводится перед всеми участниками ассессмент центра. Чтобы повысить групповую динамику и создать обучающий эффект попросите остальных участников отмечать, эффективные действия выступающего.
Продолжительность «Самопрезентации», мин.
Инструктаж Подготовка участникаВыполнение упражненияИтого
555 / 1015 / 20
Продолжительность «Презентация решения бизнес кейса», мин.
БИЗНЕС КЕЙС (он же аналитический кейc) – индивидуальное упражнение, направленное на работу с информацией: описание реальных бизнес-ситуаций, которые надо проанализировать и предложить решения обозначенных в кейсе задач. Кроме того, бизнес кейс позволяет оценить умение принимать решения на основе данных, узкие профессиональные компетенции.
Методика проведения: каждый участник получает письменную инструкцию с указанием цели, которую необходимо достичь, и непосредственно само задание (бизнес-кейс). Участнику предлагается, зная информацию, которая представлена в бизнес кейсе (например, аналитика рынка, объемы продаж, данные по конкурентам, штатное расписание), предложить решение для достижения цели. На решение кейса дается ограниченное время.
Кейс можно давать во время проведения оценки, а внутренним сотрудникам, можно направить в качестве домашнего задания. В последнем случае критерии оценки будут жестче, от участников ожидается бОльшая глубина проработки кейса.
После решения бизнес кейса каждый участник проходит индивидуальное интервью с Наблюдателем. У Наблюдателя есть примеры верных решений кейса, параметры, которые свидетельствуют о том, насколько был успешен и эффективен участник (участники о них не знают).
Продолжительность (если выполняет в процессе оценки), мин.
Инструктаж Выполнение упражненияИнтервью с наблюдателемИтого
340 / 601560 / 80
ЗАДАНИЕ НА ПЛАНИРОВАНИЕ (оно же организационный тест, in-basket test) – индивидуальное упражнение, в котором участник работает с информацией. Упражнение позволяет оценить способность участника работать с большим количеством информации в ограниченное время, управлять фокусом внимания, принимать решения на основе данных.
Методика проведения: участник получает в печатном или электронном виде инструкцию и материалы: эл. письма, корреспонденцию, коммерческие предложения, служебные записки, повестку дня и др. Задача – обработать информацию, принять на ее основе решения, заполнить предложенные бланки письменно или в электронном виде (например, составить план, заполнить календарь). Часто в процессе выполнения упражнения возникают отвлекающие факторы: участнику приходит дополнительная информация, он получает звонки, кто-то входит в аудиторию, где работает участник. Так имитируется реальная рабочая ситуация.
Как и бизнес кейс, упражнение комбинируется с индивидуальным структурированным интервью, которое проводит Наблюдатель с участником. У Наблюдателя есть несколько вариантов корректных решения, с которыми он сравнивает ответы участника.
На заметку: заберите записи участника и заполненные им бланки. После завершения оценки оцените структуру записей, корректность заполнения бланков.
Инструктаж Выполнение упражненияИнтервью с наблюдателемИтого
240 / 601560 / 80
Групповые упражнения: используются при проведении процедуры оценки в групповом формате. В выполнении упражнения задействованы все участники. Такие упражнения не всегда нужны.
УпражнениеГрупповая дискуссияМозговой штурм Деловая игра
Влияние на групповую динамикуВыводит участников в состояние «Я»Повышает вероятность конфликтов между участникамиПовышает энергию в группеВыводит участников в состояние «МЫ»Повышает энергию в группе в начале упражнения и сильно снижает ее в концеВ начале упражнения выводит участников в состояние «Мы», но в завершении участники находятся в состоянии «Я»Повышает вероятность конфликтов между участникамиПовышает энергию в группе
Не стоит проводить групповые упражнения:
- Если между участниками существуют реальные конфликты и напряжение в отношениях
- Если участники в реальной профессиональной деятельности не взаимодействуют именно в группе друг с другом, либо другими сотрудниками, имеющими тот же статус (например, группа руководителей одного уровня; проектная команда), не принимают совместные решения (например, в компании решения спускаются сверху или принимаются при встрече двух – трех человек)
- Если участники в своей профессиональной деятельности не вырабатывают совместно друг с другом или другими сотрудниками новых подходов, продуктов и др.
- В качестве первого упражнения в ассессмент центре
ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ (ГД) – групповое упражнение, направленное на выработку совместного решения.
Методика проведения: участники получают общую вводную по ситуации, а также индивидуальные инструкции, которые они не имеют права показывать друг другу. Каждый участник владеет только частью информации, и никто не владеет ею полностью. У каждого есть скрытые интересы и цели, которые вступают в конфликт с интересами других.
Инструктаж и погружение участников в ситуациюПодготовка участников Выполнение упражненияПрезентация решения группыИтого
3510220
Количество участников, чел. : min 4 (иначе упражнение легкое), max 6 (иначе каждый не сможет проявиться).
Не проводите ГД:
- Если участники негативно настроены к самой процедуре оценки
- Как последнее упражнение в ассессмент центре
ДЕЛОВАЯ ИГРА (ДИ) – групповое упражнение, направленное на активное взаимодействие участников друг с другом и работу с информацией. ДИ позволяет оценить узкие профессиональные навыки, выявить неявные конфликты, лидеров мнений, саботажников. Хорошо применять для оценки проектных команд.
Методика проведения: упражнение похоже на ГД и групповую ролевую игру, где все участники активные. В отличие от ГД ведущий погружает участников в ситуацию очень близкую к их реальной профессиональной деятельности (например, функционал участников подразумевает открытие магазина, соответственно, в основе сюжета ДИ может быть открытие филиала, но в другом сегменте рынка). Участникам раздаются роли (либо им изначально предлагается распределить роли между собой, но без знания полной информации о задачах роли). Как и в ГД у участников есть свои скрытые интересы, между ролями заложен конфликт.
На заметку: подбирайте сценарий деловой игры, который близок по своей сути участникам, но не копирует их профессиональную деятельность. Иначе вы как оценщик проиграете: участники займут экспертную позицию, начнут оспаривать друг с другом подходы (например, на уровне технологий, оборудования), укажут на некорректность предоставленных данных, и вам будет чрезвычайно сложно оценить уровень компетенций участников.
Инструктаж и погружение участников в ситуациюПодготовка участниковВыполнение упражненияПрезентация решения группыИтого
515 / 2020/30540 / 60
Количество участников, чел. : min 4, max 6.
Не проводите ДИ:
МОЗГОВОЙ ШТУРМ (МШ) – групповое упражнение, направленное на взаимодействие участников друг с другом. Позволяет выявить неформальных лидеров, саботажников, оценить креативность. Хорошо подходит для оценки проектных команд.
Методика проведения: ведущий погружает участников в ситуацию, дает инструкцию. Например, нужно выработать совместное решение или создать продукт / услугу, которого еще нет на рынке, определить причины проблем. В зависимости от сценария, участникам могут быть даны дополнительные материалы (данные по рынку, вырезки газет, др. В отличие от других групповых упражнений участникам не выдаются роли, заведомо не создается конфликт интересов.
Инструктаж и погружение участников в ситуациюПодготовка участниковВыполнение упражненияПрезентация решения группыИтого
310 / 1520 / 30 7 /1040 / 60
Количество участников, чел. : min 3, max 6.
Не проводите МШ: перед упражнениями «Задание на планирование», «Бизнес-кейс».
PS Раскрываю карты, как я решила свою задачу. Для оценки компетенций кандидата на директора производства у меня было 4 часа.
Чтобы оценка была точной, каждую компетенцию нужно оценить min в 2-х упражнениях. Я выбрала:
СамопрезентацияГДБизнес кейсРИЗадание на планированиеИнтервью по компетенциям
152060256030
Во времени уложилась, даже сделала 2 перерыва по 15 мин.
Сводная таблица упражнений для оценки компетенций