мониторинг профессиональной компетенции воспитателя

Методические рекомендации

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: образовательной; учебно-методической; социально-педагогической.

Образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного образовательного процесса; создание предметно-пространственной развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста;

умения результативно формировать представления воспитанников в соответствии с образовательной программой;

руководить основными видами деятельности детей дошкольного возраста;

взаимодействовать с воспитанниками.

При организации и проведении занятия воспитателю необходимо знать, что:

  • занятие чётко регламентировано по времени в соответствии с возрастом детей;
  • занятие характеризуется наличием познавательной цели, программного содержания, учебной задачи, учебных действий, обязательного участия взрослого, его контроля и оценки (приложения 1,2);
  • занятие имеет чётко выраженную структуру: начало, ход иокончание.
  • при проведении занятия особенно важны такие факторы, как интерес одобрение и доброжелательность взрослых, высокая эмоциональная насыщенность процесса, положительный эмоциональный климат, интонационная выразительность речи воспитателя;
  • преобладание возбуждения над торможением у детей дошкольного возраста указывает на необходимость построения кратких, чётких инструкций к заданиям, использования преобладающего числа простых предложений. Так как дети дошкольного возраста в силу возрастных психологических особенностей торопятся приступить к выполнению задания учитывать, что:

по количеству обучаемых – индивидуальные, подгрупповые, групповые; по       дидактическим  задачам  —   усвоение   нового,  закрепление  ранее

приобретённого, творческое применение представлений, умений, навыков;

Оно имеет чётко выраженную структуру, в которой выделяются три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия и окончание.

Начало предполагает непосредственную организацию детей, которое призвано переключить их внимание на предстоящую деятельность; мотивировать на нее через использование проблемных ситуаций, вопросов, музыки и др. ; вызвать интерес через сюрпризы, загадочность, развлекательность; создать соответствующий эмоциональный настрой; раскрыть познавательную задачу.

Ход занятия – это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении представлений, формировании умений, которые определенны учебной задачей. На данном этапе занятия методы и приемы индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка.

В зависимости от содержания образовательной области учебной программы, от цели занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминает, внимателен, умеет анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения такому ребенку бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса. Педагог дает возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительно положения.

Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов познавательной деятельности ребенка, которые свидетельствовали о его продвижении вперед, показали, чему он научился. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

В занятии используются разные методы воспитания и обучения: словесные, наглядные, практические, игровые.

Использование наглядных методов отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями мышления детей дошкольного возраста. К ним относятся: демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий (картин, чучел, моделей, образцов и др. ), кинофильмов, телепередач, диафильмов, магнитофонных записей; наблюдение (целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира); рассматривание, показ предметов (посуды, предметов домашнего обихода, орудий труда и др. ), картин, иллюстраций, образцов, способов действия и др. ; демонстрация кино-, видеофильмов; дидактические наглядные пособия, дидактический материал.

Обучение в дошкольном возрасте тесно связано с пояснением и показом и следует за ними; пояснение переходит в упражнение. Показ и пояснение не всегда занимает равное место. Иногда преобладает показ, иногда – пояснение. Постепенно слово начинает заменять ребенку показ (воспитатель рассказывает, как надо выполнять движение или просто напоминает о нем).

Чтение художественных произведений и рассказывание используется для того, чтобы познакомить детей с художественными произведениями, дать новые представления, вызвать нужное эмоциональное состояние: гордость, радость, веселье, лирическоенастроение.

Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. Беседа–

диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы.

Метод беседы требует от педагога тщательного продумывания вопросов к детям в логической последовательности, в краткой и четкой формулировке. Вопросы должны быть понятны детям, но такие, чтобы требовали не только припоминания материала, но и размышления. Проблемный вопрос отличается от обычного тем, что в нем есть скрытое противоречие, он открывает возможность не однотипных ответов, неоднозначного решения.

Практические методы обучения – это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых представлений, умений практический характер.

Упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания.

Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребенку получить новые представления о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т. Элементарные опыты способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности мышления, развивают у детей способность выявлять скрытые свойства, связи объектов, сопоставлять, сравнивать их, устанавливать связи, находить причины, делать выводы.

Игровые методы – дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках меж выполнением других заданий). Игровой метод предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию. Игровые приёмы: внезапное появление объекта, выполнение игровых действий, инсценировки, загадки, элементы соревнования, создание игровой ситуации.

Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится личной целью ребенка. На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотворений, элементы драматизации, сюжетно-ролевыеигры.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает. Для повышения эмоциональной активности детей следует использовать:

игровые и воображаемыеситуации,

придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок ит. ,        игры-драматизации,

элементы творчества иновизны,

юмор и шутка (учебныекомиксы).

Для развития творчества детям на занятии необходима эмоциональная насыщенность    окружения,    мотивирование    деятельности,    исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование), прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее), экспериментирование, неясные знания (догадки), предположения (гипотезы) и др.

Система педагогических методов – это единство методов обучения и воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе.

Игра как форма организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования

Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому современный воспитатель органично «встраивает» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком. Воспитатели дошкольного образования наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности.

Таким образом, рассмотрев игру, как одну из форм организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, можно сделать вывод, что игра может пронизать всю жизнь детей в учреждении дошкольного образования, сделав её по-настоящему интересной и увлекательной.

Классификация игр

Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Виды игр и их влияние на развитие детей

Творческие (игры по инициативе детей).

Дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

Составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для детей дошкольного возраста. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваются ценные для будущего     школьника качества:          активность,                        самостоятельность, самоорганизация.

Имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются,переживают.

Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Их игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений. Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3-4 лет.

Структура ролевой игры, включает в себя следующие компоненты:

  • Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.
  • Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.
  • Игровое  употребление  предметов,  условное  замещение  реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.
  • Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, посредством которого регулируется весь ход игры.

Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры.

Кроме того, повышения уровня ролевых взаимоотношений способствует улучшению реальных взаимоотношений при условии, если роль выполняется на хорошем уровне.

Однако существует и обратная связь – ролевые отношения становятся выше  под  влиянием  успешных,  добрых  взаимоотношений  в  группе. Ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети  ему  доверяют,  хорошо   к   нему   относятся. Отсюда   вытекает   вывод о значении выбора партнёров, положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка

Театральная деятельность, режиссёрские игры и игры – драматизации.

Они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений. Интерес развивается с раненого возраста, роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом, создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей) Чтобы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.

В процессе работы у детей развивается воображение, формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.

Конструкторские игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности Интерес развивается с раненого возраста, роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом. В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У детей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.

В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и др. , из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Очень важно, чтобы педагог помог воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

Дидактическая игра используется при обучении детей разного возраста, на различных занятиях и вне их (физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, развитие коммуникативности).

При организации дидактических игр детей следует учитывать, что уже с 3 –  4 лет ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, у него возрастает стремление самоутвердиться; но при этом внимание малыша ещё неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребёнка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность  в обучении, т. использование дидактических игр. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них  решаются задачи  на  сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новых знаний о предметной среде, задания в играх усложняются в определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др. , что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления).

В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребёнка, его представления о движениях характерных для того или иного образа, об окружающем мире (действиях людей, животных, птиц, который он отображает).

Для не сюжетных игр характерна конкретность игровых заданий, соответствующих возрастным особенностям и физической подготовки детей.

Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений воспитанники должны безукоризненно выполнять основные движения.

Народные (созданные народом). Благодаря им формируются такие качества как сдержанность, внимательность, настойчивость, организованность; развивается сила, ловкость, быстрота, выдержка и гибкость. Поставленная цель достигается  через  разнообразные  движения:  ходьбу,  прыжки,  бег,  метание  и т. В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, закрепление и активизацию словаря,развитие правильной ориентировки в пространстве.

Для детей младшего дошкольного возраста, опыт которых очень мал, рекомендуются белорусские подвижные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. Во второй младшей группе детям доступны подвижные хороводные игры: это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

Примерная памятка для самоанализа занятия

–   требованиям учебной программы дошкольного образования;

–   возрастным психологическим особенностям детей группы;

–             наличие    триединой    дидактической    задачи    (образовательной, развивающей,воспитательной).

Создание условий для проведения занятия:

–   подбор дидактического, раздаточного материала;

–   рациональность размещения пособий и оборудования;

–    целесообразность         организации         предметно-пространственной развивающей среды;

–    наличие предварительной работы с детьми (беседы, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений и т

–    санитарно-гигиенические требования: соблюдение требований к подготовке помещения (уборка, проветривание, освещение, расстановка мебели и др.

Соответствие структуры занятия его задачам.

  • Реализация здоровьесберегающего подхода: наличие положительного микроклимата; оптимальная длительность занятия; интеграция разных видов детской деятельности; смена поз; использование физкультминутки, релаксационной паузы; соблюдение правил безопасности; учёт состояния здоровья воспитанников; контроль за правильностью осанки.
  • Использование разнообразных форм организации детей на занятии (сочетание коллективных, подгрупповых и индивидуальных форм, работа в паре). Оправданность выбранных форм.
  • Эффективность используемых методов (применение технологий и методик белорусских и зарубежных авторов; проведение занятий в соответствии с методикой; методы и приемы, использование проблемных ситуаций; – диалогическая речь; проведение индивидуальной работы) для успешной реализации поставленных задач.
  • Реализация личностно-ориентированного подхода: учёт интересов и потребностей детей, предоставление детям свободы выбора деятельности, способа деятельности, материала, партнёра по деятельности; изменение характера оценки ребёнка (его достижения оцениваются как результат сравнения с самим собой); создание каждому ребёнку ситуации успеха; использование рефлексии (самоанализа, самооценки своей деятельности).
  • Анализ деятельности детей на занятии: интерес, внимание, организованность, активность, проявление инициативы, желание работать, помогать, исправлять, дополнять ответы других детей, умение адекватно оценивать собственную работу на занятии.
  • 5.  Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям (темперамент, характер, способности,пол).
  • Коррекция хода занятия с учётом «обратной связи».

Критерии
Показатели

Цель и задачи занятия:
–   Единство         дидактических,        развивающих        и воспитательных целей изадач. –   Соответствие задач образовательной области учебной программы дошкольного образования. –   Доступность. –   Диагностичность постановки целей изадач. Реализация содержанияобразовательной области
–   Оптимальность объема содержания занятия для данной возрастнойгруппы. –   Доступность инаучность. –   Направленность содержания на формирование у воспитанников представлений, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к себе и миру на основе содержания образовательнойобласти. –   Реализация комплексного подхода при освоении материала. –   Дифференциация и индивидуализации содержания познавательной деятельностивоспитанников. –   Соответствие содержания занятия: программным требованиям; теме;цели, поставленным задачам; типу занятия;возрастным   и   индивидуальным                          возможностям, способностям и потребностямвоспитанников. –   Качество и целесообразность использования наглядности, дидактического раздаточного материала, электронных образовательных ресурсов, средствТСО. Владение методами и приемами организации образовательного процесса
– Соответствие методов и приемов:концептуальным         положениям                                           дошкольной педагогики и возрастнойпсихологии;содержанию занятия;возрастным особенностям детей. – Эффективность и целесообразность выбранных методов и приемов:словесных, наглядных, практических, игровых; приемов привлечения и сосредоточения вниманиядетей, обеспечения их эмоционального интереса;  приемов активизации самостоятельного мышления и деятельности детей, приемов подачи нового сопоройна имеющиеся представления и опыт;

наличие проблемных ситуаций, вопросов проблемного, поискового характера;  приемов, направленных наформированиепредпосылок учебной деятельности (старший дошкольный возраст). –   Реализация                       личностно-ориентированного, здоровьесберегающего подходов. –   Владение воспитателем приемами и средствами мотивации, организации и стимулирования деятельности. –   Оптимальность смены видовдеятельности. –   Соблюдение воспитателем хронологии занятия и основных егоэтапов. Организация деятельности воспитанников
–   Обеспечение             педагогической  поддержки воспитанников, создание ситуации успеха длякаждого. –   Эффективность применения индивидуальных, групповых и коллективных форм организации познавательнойдеятельности. –   Вовлечение воспитанников в образовательный процесс, их активность,заинтересованность. –   Организация, эффективность взаимодействия детей со сверстниками. Результативность
–   Оценка воспитателей индивидуальной, групповой и коллективной деятельностивоспитанников. –   Оценка результатов деятельности детей на разных этапах занятия и качество оценки, использование самооценки (старшая группа). –   Степень достижения поставленныхзадач. –   Организация обратной связи назанятии. –   Побуждение воспитанников к рефлексии собственной деятельности. Профессиональные и личностныекачества педагогов
–   Соблюдение нормативных требований корганизацииобразовательного процесса. –   Стиль общения, техника речи, коммуникативные качествапедагога. –   Умение управлять собственным эмоциональным состоянием. –   Умение взаимодействовать в образовательном процессе (организаторскиеумения). –   Владение детским коллективом (эмпатия, умение адаптироваться в незнакомой ситуации, умение видеть всех икаждого). –   Умение творчески использовать план-конспект занятия, вносить            необходимые  изменения  с  учетом  реальнойситуации.

Список использованных источников

  • Васильева, О. К. Педагогическая поддержка сюжетно­ролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / О. К. Васильева.— Мозырь : Содействие, 2013. – 152с.
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2017/2018 учебному году. Учреждения дошкольного образования // Пралеска – 2017. – № 8. – С.25-56.
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2011/2012 учебному году. Учреждения дошкольного образования // Пралеска – 2011. – № 7. – С.20-50.
  • Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января2011 г.

№ 243­З (в ред. Законов Республики Беларусь от 04. 2014 № 126­З).

  • Лобынько, Л. В. Качество образовательного процесса: Реализация личностно-ориентированного подхода в специально организованной форме образовательного процесса/Л.В.Лобынько// Пралеска.–2012.–№12.–С.2–7.
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от

29 декабря 2012 г. № 146 «Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования».

  • Сазонова, Н. П. Дошкольная педагогика. Курс лекций : учебное пособие для студентов педагогических факультетов / Н. П. Сазонова. – СПб. : Детство-Пресс, 2010. – 272с.
  • Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – 2­е изд. – Минск : Нац. ин­т образования; Аверсэв, 2014. – 416с.

Светлана Рябишева
Критерии профессиональной компетенции воспитателя

Федеральный закон № 273- ФЗ от 29. 2012 «Об образовании в Российской Федерации» ставит дошкольное образование на первую ступень общего образования. Его целевая направленность- гармоничное развитие ребёнка.

Современная жизнь диктует новые условия, в результате которых появляются:

-Центры развития ребёнка,

– детские сады с группами ухода и оздоровления,

-школы- детские сады,

-учреждения компенсирующего вида для детей с ограниченными возможностями,

-детские сады с приоритетным направлением в развитии,

-учреждения общего развития,

– учреждения комбинированного вида.

Многие воспитатели оказываются неспособными к реализации приоритетных направлений образовательной деятельности конкретного вида ДОУ. В связи с этим становится актуальным развитие профессиональной компетенции.

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом разработана новая общеобразовательная программа дошкольного образования, которая предполагает Обязательную часть Программы и часть, формируемую участниками образовательных отношений, а также включает в себя инклюзивное образование и учитывает этнокультурную ситуацию.

И здесь также важна профессиональная компетенция воспитателя.

Компетенция- базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно- продуктивной деятельности. Профессиональная компетенция- способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Основная профессиональная задача воспитателя – создание условий для гармоничного развития детей. Для этого педагог дошкольного образования должен обладать такими профессиональными компетенциями, как:

1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям,

2) умение общаться с каждым ребёнком,

3) умение создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

4) умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

5) умение оказать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности,

6) умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

7) умение развить коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

8) умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;

9)умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

10)умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка,

11) умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции. К тому же, в последнее время отмечается тенденция увеличения числа воспитателей без специального дошкольного образования, воспитателей, чья профессиональная подготовка не отвечает современным требованиям дошкольного образования, воспитателей- стажистов со сложившимися педагогическими стереотипами.

Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень.

Требования современного мира таковы, что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию.

Выделим основные пути её развития:

-курсы повышения квалификации,

-исследовательская, экспериментальная деятельность,

-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий,

– активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах,

-участие в методических объединениях,

– умение ориентироваться в информационном потоке,

-обобщение собственного педагогического опыта,

и самое главное – самообразование.

Самообразование – составная часть системы непрерывного образования – выступает как связующее звено между базовым образованием и периодическим повышением квалификации.

Большинство воспитателей не могут (а в некоторых случаях не хотят) самостоятельно повышать свой профессионализм. Сказываются внешние факторы (оплата труда, материально- техническое оснащение, перегрузки в работе, бытовые трудности и др. , но есть и субъективные причины, которые зависят от самих воспитателей. Им не хватает настойчивости, целеустремлённости, навыков самообразовательной работы.

Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение систематических знаний в какой- либо области.

Критериями самообразования являются:

-эффективность профессиональной деятельности,

-творческий рост педагога,

-внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Существуют различные формы самообразования. Приведё м основные из них:

изучение литературы, обзор информации в интернете, прослушивание лекций, докладов, консультаций, посещение семинаров, конференций, тренингов, а также практическая деятельность.

Не смотря на то, что наступил век компьютеризации, книга всё же остаётся одним из главных помощников.

Существует несколько методов работы с книгой:

– чтение- просмотр,

– чтение выборочное,

-чтение с проработкой материала (составление записей).

Существует несколько видов записей:

Во время чтения необходимо пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками.

Важно, чтобы знания, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого. Это заставляет педагога сравнивать, анализировать, делать выводы, формировать собственное мнение по какому- то вопросу. Важно уметь накапливать, хранить полученные сведения, факты, знания.

Необходимо сформулировать некий алгоритм работы по самообразованию:

-определение целей и задач,

-составление плана работы,

-подбор видов деятельности для работы над темой,

-анализ результатов.

Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для профессионального мастерства педагога, так и для развития личности.

В приложении даны тесты, с помощью которых можно проверить свой уровень владения навыками самостоятельной работы и степень сформированности работы по самообразованию, а также есть памятка по решению проблем, возникших в ходе работы.

Проанализируйте свои ответы и сделайте выводы.

Самообразование- это первая ступень к развитию профессионального мастерства. Результатом усилий педагога является совершенствование работы с детьми, создание условий для рождения нового опыта.

Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Сформированность профессиональной компетенции даст возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное повышать качество дошкольного образования.

Анкета «Степень владения навыками самостоятельной работы»

Часть 1. Умения.

Критерии оценки :

Владею свободно- 3 балла

Владею посредственно- 2 балла

Не владею- 1 балл

Навыки самостоятельной работы Баллы

Работа с учебной, справочной, научно- методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.

Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы психического развития ребёнка.

Сохранение информационного материала, воспроизведение необходимой информации по памяти.

Выделение главных ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы.

Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.

Систематизация, группировка изученных фактов ситуации в смысловые блоки, составление схем, графиков, таблиц.

Умение высказать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение.

Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач, изучение гипотезы решения.

Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных типов заданий в ходе работы с литературой.

Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию.

Умение самостоятельно выбрать адекватную своим возможностям форму отчёта о проделанной работе.

Уровень владения навыками самостоятельной работы:

24- 33 балла – высокий,

15-23 балла – средний,

1-14 баллов – низкий.

Часть 2. Возможная проблема при изучении материала.

Да- 1 балл,

Не знаю – 2 балла,

Нет- 3 балла.

При подборе литературы теряюсь в её изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал.

При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

Получен обширный информационный материал («каша в голове», теряется значимость информации

Не могу запомнить большое количество понятий данного методического курса.

В отчёте по теме самообразования (в форме собеседования, выступления на семинаре, педсовете и т. ) всё путается, не знаю с чего начать.

Нет уверенности в себе, чрезмерно волнуюсь, боюсь быть непонятым, показаться смешным, поэтому трудно излагать усвоенное, свою точку зрения.

Хорошо запомнил и понял теоретический материал, но испытываю трудности в применении его на практике.

8- 10 баллов – испытываю трудности в работе по самообразованию,

11- 18 баллов – необходимо систематизировать работу по самообразованию,

19- 24 балла – правильная организация работы по самообразованию

Памятка. Возможные проблемы в работе по самообразованию и пути их решения

Возможная проблема Пути решения

Не могу определиться с темой самообразования • Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

• Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно-правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе Подбор литературы:

• Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

• Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы:

• Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме.

• Включите современные взгляды на проблему

• Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

• Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

• Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

• Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. • Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

• Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

Получен обширный информационный материал («каша в голове», теряется значимость информации. • Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

  • Профессиональный стандарт воспитателя: для чего введен, когда принят
  • Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?
  • Требования к образованию воспитателя по профстандарту
  • Трудовые функции воспитателя по профстандарту
  • Компетенции воспитателя по профстандарту
  • Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.

Примечательна история этого профстандарта: он чаще остальных подвергался изменениям и в настоящее время опять находится на стадии пересмотра. Введение обновленного профстандарта запланировано на 1 сентября 2019 года.

«Довольно сложно стандартизировать творческую сторону профессии воспитателя в детском саду», – так эксперты объясняют постоянный пересмотр этого документа. Возможно ли подвести к каким-либо стандартам педагогическую миссию? Вопрос спорный. Поэтому профстандарт воспитателя дошкольного учреждения и по сей день вызывает горячие споры и повышенный интерес в профессиональном сообществе.

Профессиональный стандарт воспитателя

До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.

Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.

Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).

5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.

Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:

– Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.

–  Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.

Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?

Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.

В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых Вы можете претендовать на работу воспитателя.

Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).

Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.

Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.

Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).

Требований к опыту работы нет.

Трудовые функции воспитателя по профстандарту

Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:

Трудовые действия
Необходимые умения

Регулирование поведения детей для обеспечения безопасной образовательной среды;
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию детей, независимо от их способностей и характера;
Управлять группой с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

Проектирование и реализация воспитательных программ;
Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. );
Защищать достоинство и интересы дошкольников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание детьми;

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т. Развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей), помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка;

2) Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.

Трудовые действия
Необходимые умения

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте;

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды через обеспечение безопасности жизни, поддержание эмоционального благополучия ребёнка;
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с образовательной программой;

Планирование и реализация образовательной работы в группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;

Организация и проведение педагогического мониторинга освоениядетьми образовательной программы;
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в группе;
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др. ) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы;
Владеть информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы;

Формирование психологической готовности к школьному обучению;

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

Компетенции воспитателя по профстандарту

Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:

  • основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;
  • история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
  • основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
  • специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
  • основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
  • общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
  • особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
  • основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • современные тенденции развития дошкольного образования.

Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

Чтобы соответствовать профстандарту, педагог дошкольного образования должен проходить обучение в учреждениях ДПО. Профессиональная переподготовка предусмотрена для тех, кто не имеет профильного образования. Программы повышения квалификации  созданы для повышения профессионального уровня (один раз в три года).

В Академии реализуется перечень программ для педагогов ДОО по направлению «Дошкольное образование» с получением необходимых компетенций:

Программы профессиональной переподготовки

  • «Педагогика и методика дошкольного образования»;
  • «Менеджмент в дошкольном образовании»;
  • «Музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС»;
  • «Педагогика и методика дошкольного образования»;
  • «ФГОС в дошкольном образовании»;
  • «Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития в условиях реализации ФГОС»;
  • «Музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС»;
  • «Современные подходы к организации работы с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС».

Программы профессионального обучения

  • «Младший воспитатель»;
  • «Помощник воспитателя».

Преимущества обучения в АБиУС для воспитателей

  • Преподаватели-разработчики – действующие профессионалы в сфере дошкольного образования;
  • Все программы обучения для воспитателей соответствуют действующему профстандарту педагога и требованиям ЕКС.
  • Удобная и понятная система дистанционного обучения – доступ с ПК, смартфона, планшета.
  • Гибкий график и режим обучения – выбор даты начала обучения, интенсивный или обычный режим.
  • Персональный куратор по вопросам обучения, оформления документов и т.д.
  • Доступные цены – социальный вклад АБиУС в развитие профессионального сообщества страны (скидки, рассрочка, программа лояльности);

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *