Познавательный интерес – это постоянное стремление к познанию и глубокому осмыслению предметов и явлений окружающей действительности, вызываемое врождённой любознательностью человека. В условиях школы его формированию и развитию, прежде всего, способствует изучение предмета биологии.
В связи с этим целью исследования явилось изучение роли лабораторного эксперимента на уроках биологии в процессе формирования познавательного интереса у обучающихся.
Педагогический эксперимент проводился в 2020-2021 гг в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» г.о. Саранск на уроках биологии в 6-х классах.
В ходе проведения педагогического исследования использовались методы теоретического анализа научно-методической литературы по проблеме исследования, наблюдение и обобщение опыта учителей биологии по организации и проведению лабораторных работ, педагогический эксперимент и анализ результатов экспериментального исследования.
Применение лабораторного эксперимента оказывает огромное воздействие на восприятие окружающего мира учащимися, на формирование у них научной картины мира. В свою очередь лабораторный эксперимент можно разделить на два вида: демонстрационный, эксперимент который проводит непосредственно сам учитель; фронтальный, при котором проведение опыта и изучение объекта исследования осуществляется обучающимися.
а) приготовление микропрепаратов и просмотр их под микроскопом;
б) распознавание органов растений, их частей;
в) определение принадлежности растений к различным систематическим группам;
г) выполнение простейших экспериментов, выясняющих физиологические процессы растительных организмов и необходимые для них условия;
д) наблюдение сезонных явлений в природе;
е) выявление взаимосвязи растений с внешней средой;
ж) охрана природы и рациональное использование растительных богатств.
Метод лабораторного эксперимента достаточно сложный, трудоемкий и в то же время наиболее эффективный в организации учебного процесса учащихся, играющий важную роль в формировании ботанических понятий, активизации познавательного интереса и практической деятельности учеников.
Результатами проведения исследования стали:
1) выявление начального уровня сформированности познавательного интереса учащихся к биологии и лабораторному эксперименту в частности;
2) разработанные структура и содержание лабораторных работ экспериментального характера, их апробация в условиях деятельности общеобразовательной организации;
3) получение результатов педагогического эксперимента и их интерпретация.
В процессе анкетирования участвовало 53 учащихся 6-х классов, 25 учеников 6 «А» класса (контрольная группа) и 28 учеников 6 «Б» класса (экспериментальная группа). Вопросы анкеты были разработаны так, чтобы можно было получить представление о наличии у учащихся интереса к биологии и выявлении понимания значимости экспериментальной составляющей школьной биологии для развития познавательного интереса (таблица 1).
Таблица 1 – Результаты предварительного анкетирования обучающихся
Результаты анкетирования позволили узнать, что почти половине учащихся (47-51%) шестых классов биология как школьный предмет не интересна, что вероятно связано с использованием в большей степени традиционной формы ведения уроков. У значительной части учащихся (74-80%) вызывает интерес демонстрация учителем опытов с растениями, в тоже время сами они не уверены в том, что самостоятельно смогут проводить лабораторные эксперименты.
Таким образом, учащиеся 6-х классов демонстрируют средний уровень заинтересованности школьной биологией, но обладают потенциальными исследовательскими умениями, что при правильной организации лабораторных работ по изучению строения и жизнедеятельности растений позволит развить познавательный интерес к предмету.
Таблица 2 – Некоторые темы лабораторных работ, проводимых в экспериментальной группе
Для каждой лабораторной работы были разработаны инструктивные карточки, где отражались такие необходимые элементы, как название работы, цель, оборудование и материалы, ход работы. В ходе выполнения лабораторной работы каждый учащийся должен был уметь анализировать содержание инструктивной карточки, организовывать свою экспериментальную деятельность, проводить наблюдения, зарисовывать результаты и оформлять их в таблицу, делать выводы на основании результатов исследования, отвечать на вопросы учителя.
Итоговые результаты экспериментальной деятельности по выявлению влияния систематического использования лабораторного эксперимента на процесс формирования познавательного интереса обучающихся предполагали повторное анкетирование по тем же вопросам (таблица 3).
Таблица 3 – Результаты итогового анкетирования обучающихся
Данные анкетирования показали, что отношение к школьному предмету биологии в контрольной группе не претерпело больших изменений, в то время как в экспериментальной группе интерес к предмету вырос за тот же период обучения на 12%. Обучающиеся 6 «Б» класса стали более активными на уроках биологии, в большей степени проявляли свой интерес к изучению растений, чаще выступали с сообщениями по соответствующей ботанической тематике. Важно отметить существенный прогресс учащихся экспериментальной группы в желании изучать растения (интерес возрос на 35%) и самостоятельно проводить лабораторные исследования (на 33 %).
Таким образом, в ходе педагогического исследования было выявлено, что систематическое проведение лабораторных работ при изучении растений с использованием экспериментального исследования способствует развитию познавательного интереса обучающихся, практического мышления и творческого потенциала учащихся, повышает в целом заинтересованность учащихся в изучении биологии.
Как использовать цифровые лаборатории на школьных уроках
Поскольку технологии продолжают играть все более важную роль в нашей повседневной жизни, важно, чтобы учащиеся получали всестороннее образование, включающее навыки цифровой грамотности. Одним из способов достижения этой цели является включение цифровых лабораторий в школьные уроки. Оснащение школы обязательно должно включать в себя покупку этих устройств. В этой статье мы рассмотрим преимущества использования цифровых лабораторий в классе и дадим вам несколько советов о том, как эффективно интегрировать их в ваше обучение.
Что такое цифровые лаборатории?
Цифровая лаборатория — это компьютерная образовательная среда, в которой студенты могут практиковать и развивать свои цифровые навыки. Эти лаборатории обычно включают в себя различные программы и онлайн-инструменты, которые учащиеся могут использовать для изучения различных тем и выполнения различных проектов. Некоторые распространенные примеры цифровых лабораторий включают лаборатории графического дизайна, лаборатории веб-дизайна и лаборатории кодирования.
Зачем использовать цифровые лаборатории на школьных уроках?
Есть много причин, по которым цифровые лаборатории являются отличным дополнением к любой школьной программе. Вот лишь некоторые из преимуществ:
Практическое обучение
Одним из самых больших преимуществ цифровых лабораторий является то, что они предоставляют студентам практический опыт обучения. Вместо того, чтобы просто читать по теме или смотреть лекцию, студенты могут взаимодействовать с технологиями и видеть результаты своих усилий в режиме реального времени. Этот тип активного обучения помогает учащимся лучше запоминать информацию и способствует их вовлеченности и интересу к предмету.
Соответствие реальным ситуациям
Еще одним преимуществом цифровых лабораторий является то, что они часто имитируют реальные ситуации, позволяя учащимся применять свои знания практически и осмысленно. Безусловно, в лаборатории веб-дизайна студенты могут работать над созданием веб-сайта для местного бизнеса, что дает им возможность практиковать свои навыки в контексте, имеющем отношение к их будущей карьере.
Развитие технических навыков
В дополнение к практическому обучению и актуальности в реальных ситуациях цифровые лаборатории также помогают учащимся развивать ряд технических навыков. Например, лаборатория кодирования может познакомить студентов с различными языками программирования и побудить их экспериментировать с кодированием и отлаживать свою работу. Эти навыки не только ценны для будущей карьеры студентов, но также помогают укрепить их уверенность и способность решать проблемы.
Советы по интеграции цифровых лабораторий в ваши уроки
Итак, как вы можете эффективно включить цифровые лаборатории в свои школьные уроки? Вот несколько советов, которые помогут вам начать работу:
Начните с малого
Внедряя цифровые лаборатории для школ, лучше всего начать с малого. Выберите одно или два лабораторных занятия, которые соответствуют вашей учебной программе и в преподавании которых вы чувствуете себя уверенно. По мере того, как вы и ваши студенты осваиваете эту технологию, вы можете расширить количество предлагаемых лабораторных работ.
Обеспечьте большую поддержку
Обеспечьте своим учащимся большую поддержку во время работы в цифровых лабораториях. Это может включать в себя предоставление сеансов помощи один на один, создание пошаговых руководств или назначение партнеров для групповых проектов. Предоставляя учащимся поддержку, в которой они нуждаются, вы поможете им укрепить уверенность и обеспечить их успех.
Фостер Сотрудничество
Цифровые лаборатории — отличная возможность для студентов сотрудничать и работать вместе. Поощряйте учащихся работать в группах над проектами и делиться своими идеями и отзывами друг с другом. Этот тип сотрудничества помогает развивать социальные навыки, способствовать творчеству и углублять понимание учащимися темы.
Оцените обучение учащихся
Наконец, обязательно оцените обучение студентов в цифровых лабораториях. Это может включать создание проектов, оценивающих технические навыки учащихся. Помимо этого, поможет в отслеживание прогресса во время выполнения лабораторных работ. Во-вторых, в предоставлении отзывов об их завершенных проектах. Регулярно оценивая обучение учащихся, вы сможете определить области, требующие улучшения, и внести необходимые коррективы в свое обучение.
Общие цифровые лаборатории, используемые в школах
Существует широкий спектр цифровых лабораторий, которые можно использовать в школах, от лабораторий графического дизайна до лабораторий кодирования. Вот некоторые из наиболее распространенных цифровых лабораторий, используемых сегодня в классах:
Лаборатории графического дизайна
Лаборатории графического дизайна обычно включают такие программы, как Adobe Photoshop и Illustrator, которые позволяют учащимся создавать цифровую графику и изображения. Эти лабораторные работы можно использовать для обучения различным навыкам, включая редактирование изображений, теорию цвета и дизайн макета.
Лаборатории веб-дизайна
Лаборатории веб-дизайна обычно включают такие программы, как Adobe Dreamweaver и WordPress, которые позволяют студентам проектировать и создавать веб-сайты. Эти лабораторные работы можно использовать для обучения таким навыкам, как HTML, CSS и адаптивный дизайн.
Лаборатории кодирования
Лаборатории по кодированию обычно включают различные языки программирования, такие как Python, Java и Ruby. Кроме того, их можно использовать для обучения студентов основам программирования и развития навыков критического мышления и решения проблем.
Лаборатории цифровых медиа
Лаборатории цифровых медиа обычно включают в себя ряд программ, таких как Adobe Premiere Pro и Final Cut Pro, которые позволяют учащимся редактировать и создавать цифровые медиапроекты, такие как видео и подкасты. Безусловно, эти лабораторные работы можно использовать для обучения таким навыкам, как рассказывание историй, редактирование аудио и создание видео.
Лучшие практики для цифровых лабораторий в школах
Чтобы цифровые лаборатории были эффективными в классе, важно следовать нескольким рекомендациям. Вот некоторые из них, о которых следует помнить:
Держите лаборатории в актуальном состоянии
Обязательно обновляйте свои цифровые лаборатории с помощью новейших технологий и программного обеспечения. Это гарантирует, что ваши ученики будут иметь доступ к инструментам, которые им необходимы для достижения успеха. Кроме того, поможет сделать лабораторные работы актуальными и интересными.
Включите в свой учебный план
Включая цифровые лаборатории в свои уроки, обязательно согласуйте их с общей учебной программой. Это поможет убедиться, что лабораторные работы закрепляют то, что изучают ваши студенты, а также облегчит вам оценку их прогресса.
Поощряйте творчество учащихся
Поощряйте своих учеников использовать свои творческие способности при работе в цифровых лабораториях. Это не только сделает лабораторные работы более увлекательными для ваших студентов, но также поможет развить их воображение и навыки решения задач.
Обеспечьте регулярную обратную связь
Не забывайте регулярно давать своим учащимся отзывы об их работе в цифровых лабораториях. Это может быть письменная обратная связь, устная обратная связь или даже видеоотзыв. Это поможет вашим ученикам понять, что у них получается хорошо, а что нужно улучшить.
Заключение
Цифровые лаборатории являются ценным дополнением к любой школьной программе, предоставляя учащимся практический опыт обучения, соответствие реальным ситуациям и развитие технических навыков. Следуя передовым методам, таким как регулярное обновление лабораторных работ и поощрение творчества учащихся, вы можете гарантировать, что ваши учащиеся получат максимальную отдачу от этой образовательной среды.
Часто задаваемые вопросы
Использование цифровых лабораторий на школьных уроках имеет много преимуществ, включая практическое обучение. Кроме того, соответствие реальным ситуациям и развитие технических навыков.
Какие цифровые лаборатории используются в школах?
Общие цифровые лаборатории, используемые в школах, включают лаборатории графического дизайна, лаборатории веб-дизайна, лаборатории кодирования и лаборатории цифровых медиа.
Термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете.
Урок биологии в 5 классе. Тема: Методы научного познания природы
Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения природы через практическую деятельность.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы: информационно-развивающие: рассказ с элементами беседы, работа учащихся с учебником; наглядные методы: использование приборов; практические: проведение наблюдений, опытов, измерений при помощи приборов; контроль.
Учитель биологии ЗинченкоМ. Ю.
Тема: Научные методы изучения живой природы Лабораторная работа. « Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете.
Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения природы через практическую деятельность (выполнение лабораторной работы).
предметные: с живой природыиих
метапредметные: проводить работать с
Личностные соблюдать нак и
на выводыпоработы,работать в
Оборудование и материалы: термометр, измерительная лента, лупы, микроскопы, весы, колбы, мерный цилиндр, микропрепараты простейших, пипетка, пробирка.
Учебник Биология. 5 класс. Пасечник В. В., Суматохин С. В. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2023
Методы:информационно-развивающие:рассказ с элементами беседы, работа учащихся с учебником; наглядные методы: использование приборов; практические: проведение наблюдений, опытов, измерений при помощи приборов; контроль.
Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.
Предварительная подготовка к уроку: класс делится на 3 группы.
На стадии осмысления содержания дети читают текст, слушают учителя, смотрят фильм и стараются найти ответы на поставленные вопросы. На данном этапе урока была использована групповая работа. Учащиеся выполняли практические задания по группам.
На стадии рефлексии происходит возвращение к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, происходит сопоставление нового материала с тем, что знали об этом раньше. В процессе рефлексии ученики задают новые вопросы, выдвигают новые предположения, выявляют новые пробелы в своих знаниях и формулируют новые цели познания. Учащимся было предложено задание выбрать и закончить фразы, характеризующие проведенный урок.
В начале урока используется прием «Я желаю». Учитель дает пожелание на сегодняшний урок.
Беседа учителя с учащимися, в ходе которой актуализируются знания о методах познания природы, полученные ребятами в предшествующих классах.
Мир вокруг нас полон удивительных тайн и загадок. Человек стремился познать природу с глубокой древности.
Вопрос: Какие способы изучения природы вам знакомы?
Важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать.
III. Стадия осмысления содержания.
Сообщение темы урока, постановка познавательной задачи: выяснить, как, какими методами можно изучать природу?
На данном этапе урока учащиеся работают с учебником (с. 28–31), слушают рассказ учителя, сопровождающийся показом презентации, видеоролика о методах изучения природы, выполняют практические задания в группах.
Сегодня на уроке мы обсудим с вами методы изучения природы.
-Что такое метод?
Методом – называется последовательность действий, приводящих к определённому результату.
Ну, например, нам надо с вами порезать яблоко, сделать это можно разными методами. Я предлагаю вашему вниманию набор инструментов. Итак, что же нам выбрать ну, если мы хотим отрезать кружок от яблока, мы, скорее всего, воспользуемся с вами обычным ножом и разделочной доской. Попробуем, ура, получилось. Но может быть, стоит задача очень мелко порезать яблоко, для этого я предлагаю использовать тёрку.
Результат использования данного метода налицо, подведём итог: метод, который мы выбираем для того, чтобы действовать, зависит от тех целей, которые мы перед собой ставим и того инструмента, который мы имеем, но сегодня речь пойдёт о научном методе.
Научным методом, ребята, называется совокупность способов получения новых знаний. Мы ведь с вами на уроки и приходим, чтобы получать новые знания. И среди научных методов выделяют три основных, именно эти методы я сегодня вам и продемонстрирую.
Для познания живой природы учёному очень важно правильно выбрать путь исследования, или метод (от греч. методос – способ познания), которым он будет пользоваться.
Различают практические и теоретические методы. К практическим методам относят наблюдение и эксперимент (опыт). Теоретические методы связаны с объяснением результатов, полученных в ходе наблюдения или опытным путём. Они приводят к установлению различных закономерностей и взаимосвязей, а в конечном итоге – законов природы. Знание этих законов позволяет человеку понимать процессы, происходящие в живой природе, предвидеть их и использовать в практических целях.
Составление схемы на тему «Методы изучения природы».
Практические теоретические
Эксперимент, или опыт
Рассказ учителя с элементами беседы о наблюдении как одном из способов изучения природы, об использовании наблюдений в практической деятельности человека.
Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.
Этот метод остаётся важным методом научного познания сегодня. Например, можно наблюдать за поведением животных в природе.
Английский учений Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.
Так как наблюдение даёт возможность получить ответ на поставленный вопрос, оно должно быть целенаправленным, то есть иметь определённую цель. Для того чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо разработать план наблюдения, то есть порядок действий. Получаемые в ходе наблюдения ответы на поставленные вопросы необходимо как можно подробнее записывать в специальный дневник наблюдения. При этом ничего от себя добавлять нельзя. Для получения достоверных результатов необходимо провести повторные наблюдения в тех же условиях.
Вопрос: – Ребята, приведите примеры ваших наблюдений за живыми организмами, явлениями природы.
– А как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности?
Вопрос:– Какие приборы помогают человеку вести наблюдения?
Выполняется практическая работа по группам.
Задание 1-й группе. Проведите наблюдения за дождевым червем. Расскажите о своих наблюдениях. Рассмотрите внутреннее строение рыбы
Задание 2-й группе. Рассмотрите внешнее строение насекомого. Расскажите о своих наблюдениях.
Задание 3-й группе. Рассмотрите внешнее строение чучела птицы. Расскажите о своих наблюдениях.
От наблюдения эксперимент отличается активным воздействием на изучаемый объект.
Например, можно опытным путём установить, как влияет полив на рост растения.
Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя проведение разнообразных измерений. Для этого используют различное лабораторное оборудование. Подробнее об этих методах мы поговорим на следующих уроках.
Объекты, процессы и явления живой природы.
Живые и фиксированные объекты.
Научное и ненаучное познание.
Выставление оценок за работу участникам группы.
Физкультминутка. Звучит танцевальная мелодия «». Учащимся предлагается встать и выполнить разминку.
«Изучение лабораторного оборудования. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете.»
: познакомиться с биологическим оборудованием, правилами поведения и техники безопасности во время лабораторных работ., колбы, предметное стекло.
Почему требуется знать и соблюдать правила работы с биологическим оборудованием?
Зачем знать название и назначение лабораторного оборудования?
IV. Стадия рефлексии.
Подведение итогов урока.
Рефлексивный прием «Гномик». Перед учащимися лежат 2 картинки гномиков: веселый и грустный. Каждый ученик выбирает того гномика, который отражает их впечатление о проведенном уроке. Гномика прикрепляют к тетради.
V. Домашнее задание:
А.читать § 4, выучить определения, ответить на вопросы с.31
Б. * Творческое задание. Проведите наблюдения за природным явлением (выберите любое на ваше усмотрение).
Пинцет – служит для захватывания и удерживания мелких предметов.
Препаровальные иглы – для закрепления биологического материала, отделения мелких частей от целого
Скальпель – производства разрезов, тонких срезов исследуемых объектов
Предметное стекло – для помещения биоматериала для исследования с помощью оптического прибора
Покровное стекло – для покрова биоматериала, расположенного на предметном стекле Пробирка – проведения некоторых химических реакций в малых объёмах.
Колба – служит в качестве сосуда для хранения растворов, и приготовления растворов. Мерный цилиндр – измерения объема налитой жидкости.
Мензурка – измерения объема налитой жидкости.
Чашка Петри – для выращивания колоний микроорганизмов, замачивания семян, хранения биоматериала, помещения биоматериала в баню и т.п.
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Добавление подписей к изображениям;
Текст вопроса: Подпишите приборы.
Правильный вариант ответа:
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Выделение цветом;
Текст вопроса: Теоретические методы исследования
А. разговор с дедушкой-лесником
Б. посещение контактного зоопарка
В. разведение аквариумных рыбок
Г. чтение биологической энциклопедии
Д. выбор породы собаки для брата
Е. кормление голубей на площади
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/548682-nauchnye-metody-izuchenija-zhivoj-prirody-lab
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений
Концептуальные позиции активных методов обучения.
Технология активных методов обучения основана на коллективной деятельности и направлена:
-на взаимное обогащение учащихся в группе;
-организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов;
-распределение начальных действий и операций;
-коммуникацию, общение, распределение, обмен и взаимопонимание;
-обмен способов действия для решения проблемы;
-взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
-рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Одним из активных методов обучения учащихся являются опыты и эксперименты.
Метод Эксперимент или опыты.
Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащегося, превышающие возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие уровень имеющегося у него развития, не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у учащихся веру в свои силы и способности.
Одним из важнейших практических методов обучения является эксперимент. Он играет особую роль в обучении.
Итак, что же такое эксперимент?
происходит от греческого слова и переводится как “проба, опыт”.
“Современный словарь иностранных слов” (1994) содержит такое определение: это “1. научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2. вообще опыт, попытка осуществить что-либо”.
“Большая Советская энциклопедия” добавляет: “Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, эксперимент осуществляется на основе теории, определяет постановку задач и интерпретацию его результатов”.
Из приведенных выше определений видно, что в узком смысле слова термины “опыт” и “эксперимент” являются синонимами: “Понятие опыт по существу совпадает с категорией практики, в частности, эксперимента, наблюдения” (БСЭ, 1974). Однако в широком понимании “опыт выступает и как процесс воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений” (“Советский энциклопедический словарь”). В науке эксперимент используется для получения знаний, неизвестных человечеству в целом. В процессе обучения он применяется для получения знаний, неизвестных данному конкретному человеку. Эксперимент знакомит учащихся с самими явлениями. Он помогает вызвать интерес к предмету, научить наблюдать процессы, освоить приемы работы, сформировать практические навыки и умения.
Эксперимент можно разделить на два вида: демонстрационный и ученический. Демонстрационным называют эксперимент, который проводится в классе учителем, лаборантом или иногда одним из учащихся. Демонстрационный эксперимент дает возможность учителю формировать интерес к предмету у школьников, научить их выполнять определенные операции; приемам лабораторной техники. Требования:
. Эксперимент следует проводить так, чтобы явление можно было наблюдать с любой точки класса. Стол преподавателя не должен быть загроможден лишними предметами, чтобы были видны руки учителя. Можно использовать подъемный столик или кодоскоп.
. Прибор, в котором демонстрируют эксперимент, не должен содержать лишних деталей и нагромождений, чтобы внимание обучаемых не отвлекалось от процесса. Не следует увлекаться эффектными опытами, так как менее эффектные опыты не будут пользоваться вниманием.
. Учитель несет ответственность за безопасность учащихся, поэтому в кабинете должны находиться средства пожарной безопасности, вытяжной шкаф для проведения работ с вредными и пахучими веществами, средства для оказания первой. При проведении опасных опытов следует использовать защитный экран.
. Опыт всегда должен удаваться, и с этой целью техника эксперимента перед его проведением должна быть тщательно отработана, все операции должны быть четкими, уверенными; недопустима неряшливость в оформлении опыта. Учитель должен следить за своим внешним видом и поведением. В случае неудачи, необходимо выяснить ее причину, и опыт на следующем уроке повторить.
Необходимость объяснения эксперимента. Любой опыт должен сопровождаться словом учителя. Возникающие паузы можно использовать для организации диалога со школьниками, выяснения условий проведения эксперимента.
Следует помнить, что эксперимент – это метод исследования, поэтому лучше провести меньшее их количество, но каждый опыт должен быть объяснен. Эксперимент, как метод обучения, обладает большими учебными возможностями в развитии познавательной деятельности школьников. Каждый учащийся должен понимать, для чего он делает опыт и как надо решить поставленную перед ним задачу. Он изучает вещества органолептически или с помощью приборов и индикаторов, рассматривает детали прибора или весь прибор. Выполняя опыт, учащийся овладевает приемами и манипуляциями, наблюдает и замечает особенности хода процесса, отличает важные изменения. Проделав опыт, он должен составить отчет.
Опора на конкретный образ, формирование его –
обусловлена возможностью эксперимента усилить познавательную активность учащихся и на этой основе формировать устойчивый интерес к предмету.
трудно переоценить. Научное видение мира не может сложиться без наблюдений за явлениями, окружающими нас, без опытов с ними.
состоит в том, что он позволяет четко обозначить этапы познания. Здесь эксперимент в подавляющем большинстве случаев является источником противоречий, ответственен за выделение группы исходных фактов, изучение поведения материальной модели при выделении гипотезы, наконец, только эксперимент может дать заключение о достоверности логических следствий из гипотезы. Во-вторых, четко отражаются структура, средства и методы научного эксперимента.
Обучающее – контролирующая функция обусловлена тем, что эксперимент стал ведущим наглядным и практическим методом обучения. Изучить глубину понимания предмета школьниками учитель может объективно, если в качестве одного из заданий предложит провести кратковременный опыт и объяснить полученные результаты.
Нравственно – трудовая функция предполагает формирование у учащихся положительного отношения к труду, воспитание таких нравственных качеств как настойчивость, ответственность, целеустремленность, аккуратность, бережливость, инициативу и т.д.
Рационально – личностная функция направлена на развитие у учащихся мышления и связанных с этим таких индивидуальных качеств как творчество и самостоятельность.
Главное достоинство применения метода эксперимента заключается в том, что в его процессе:
•Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
•Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
•Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
•Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
•Он важен и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Эксперименты классифицируются по разным принципам.
По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.
По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу, в поле и т.д.
По количеству детей: индивидуальные; групповые; коллективные.
По причине их проведения: случайные; запланированные; поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю); систематические.
кратковременные (5 – 15 мин.); длительные (свыше 15 мин.).
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные; многократные, или циклические.
По месту в цикле: первичные; повторные; заключительные и итоговые.
По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); решение экспериментальных задач.
По способу применения в аудитории:
Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.
Так же эксперимент можно разделить на два вида: демонстрационный и ученический. эксперимент, который проводится в классе учителем, лаборантом или иногда одним из учащихся. Демонстрационный эксперимент дает возможность учителю формировать интерес к предмету у школьников, научить их выполнять определенные операции; приемам лабораторной техники. Требования:
– это вид самостоятельной работы. Он не только обогащает учащихся новыми знаниями, понятиями, учениями, но и доказывает истинность приобретенных ими знаний, что обеспечивает более глубокое понимание и усвоение материала. Он позволяет более полно осуществлять принцип связи теории с практикой. Ученический эксперимент разделяют на лабораторные опыты и практические занятия.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить,что непредусмотренный результат не является неправильным.
Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся. Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу. По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:
· упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления – воспроизводящие упражнения;
· упражнения по применению знаний в новых условиях – тренировочные упражнения;
Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.
Рассмотрим особенности применения упражнений. Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей. Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.
К графическим упражнениям относятся:
· работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт,
· изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении
· лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.
Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.
К учебно-трудовым упражнениям относятся
· практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность.
Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.
Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним:
· сознательный подход учащихся к их выполнению;
· соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений – сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем – на воспроизведение – применение ранее усвоенного – на
· самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации – на творческое
· применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков.
Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию. Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).
Лабораторные работы – это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.
Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростом растений
и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости от погоды и т.п. В некоторых школах практикуются в порядке лабораторной работы поручения школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих музеев или школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.
«Опыты, эксперименты – как активные методы обучения учащихся на уроках в начальной школе с точки зрения формирования УУД»
Выполнила учитель начальных классов:
Жубанова Наталия Шукургалиевна
2015- 2016 учебный год