НЕ РЕГЛАМЕНТИРУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПМПК ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Положение о психолого-медико-педагогической комиссии(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082)

I. Общие положения

1. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии регламентирует деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее – комиссия), включая порядок проведения комиссией комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей.

2. Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее – обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

3. Комиссия может быть центральной или территориальной.

Центральная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации.

Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

4. Комиссию возглавляет руководитель.

В состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

Включение врачей в состав комиссии осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере здравоохранения.

5. Состав и порядок работы комиссии утверждаются соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.

6. Количество комиссий определяется из расчета 1 комиссия на 10 тысяч детей, проживающих на соответствующей территории, но не менее 1 комиссии в субъекте Российской Федерации. Количество, создаваемых комиссий определяется также исходя из сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей соответствующей территории.

7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее – образовательные организации), комиссии информируют родителей (законных представителей) детей об основных направлениях деятельности, месте нахождения, порядке и графике работы комиссий.

8. Информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

9. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают комиссию необходимыми помещениями, оборудованием, компьютерной и оргтехникой, автотранспортом для организации ее деятельности.

II. Основные направления деятельности и права комиссии

10. Основными направлениями деятельности комиссии являются:

а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

11. Центральная комиссия, кроме установленных пунктом 10 настоящего положения основных направлений деятельности, осуществляет:

а) координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;

б) проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения территориальной комиссии.

12. Комиссия имеет право:

запрашивать у органов исполнительной власти, правоохранительных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности;

осуществлять мониторинг учета рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей);

вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, предложения по вопросам совершенствования деятельности комиссий.

13. Комиссия имеет печать и бланки со своим наименованием.

14. Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

15. Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:

а) заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;

б) копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);

в) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);

г) заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

д) заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);

е) подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);

ж) характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);

з) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.

Запись на проведение обследования ребенка в комиссии осуществляется при подаче документов.

16. Комиссией ведется следующая документация:

а) журнал записи детей на обследование;

б) журнал учета детей, прошедших обследование;

в) карта ребенка, прошедшего обследование;

г) протокол обследования ребенка (далее – протокол).

17. Информирование родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, осуществляется комиссией в 5-дневный срок с момента подачи документов для проведения обследования.

18. Обследование детей проводится в помещениях, где размещается комиссия. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.

19. Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.

При решении комиссии о дополнительном обследовании оно проводится в другой день.

Территориальная комиссия в случае необходимости направляет ребенка для проведения обследования в центральную комиссию.

20. В ходе обследования ребенка комиссией ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах комиссии, перечень документов, представленных для проведения обследования, результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии) и заключение комиссии.

21. В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются:

обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

Обсуждение результатов обследования и вынесение заключения комиссии производятся в отсутствие детей.

22. Протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии.

В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссии продлевается, но не более чем 5 рабочих дней со дня проведения обследования.

Копия заключения комиссии и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении.

23. Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

24. Комиссия оказывает детям, самостоятельно обратившимся в комиссию, консультативную помощь по вопросам оказания психолого-медико-педагогической помощи детям, в том числе информацию об их правах.

25. Родители (законные представители) детей имеют право:

присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;

получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей;

в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 сентября 2013 г. N 1082

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с частью 5 статьи 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036) и подпунктом 5.2.67 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386), приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации прилагаемое Положение о психолого-медико-педагогической комиссии.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 г. N 95 “Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июня 2009 г., регистрационный N 14145).

6. Количество комиссий определяется из расчета 1 комиссия на 10 тысяч детей, проживающих на соответствующей территории, но не менее 1 комиссии в субъекте Российской Федерации. Количество создаваемых комиссий определяется также исходя из сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей соответствующей территории.

В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссии продлевается, но не более чем на 5 рабочих дней со дня проведения обследования.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

Судебная практика и законодательство — Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082
Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссииСудебная практика высших судов РФ

Протокол заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 24 января 2014 г. № 7, п

Во исполнение пункта 4 протокола заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере Минобрнауки России в рамках своей компетенции представляет информационные материалы об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий.

Информацияоб организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации и положениями Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией 3 мая 2012 г., каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральной закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), комплексно регулирующий отношения в сфере образования, в том числе образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), а также устанавливающий особенности организации образовательного процесса для названной категории обучающихся.

Согласно статье 2 Закона обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В Законе предусмотрена отдельная статья, касающаяся организации получения образования лицами с ОВЗ (статья 79 Закона), согласно которой общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется как в общеобразовательных организациях, так и в отдельных организациях для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Условия обучения в таких организациях обеспечиваются в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) согласно Положению о ПМПК, утвержденному приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (зарегистрирован Минюстом России 23 октября 2013 г., регистрационный № 30242) (далее – Положение).

Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ регламентируется Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293, и начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32, и осуществляется на основании:

– личного заявления родителя (законного представителя) ребенка;

– заключения и рекомендаций ПМПК по созданию специальных условий обучения.

Также ПМПК исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка с непосредственным участием его родителей решает вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка-инвалида, в том числе об определении формы и степени его инклюзии (интеграции) в образовательную среду, разрабатывает рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования, в том числе относительно диагностического периода обучения в образовательной организации и проведения государственной итоговой аттестации.

Осуществление записи на проведение обследования ребенка в комиссии при подаче документов необходимо для всестороннего изучения предоставленных документов до обследования ребенка и включения в состав комиссии необходимых специалистов.

Согласно пункту 17 Положения комиссия информирует родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, осуществляется комиссией в пятидневный срок с момента подачи документов для проведения обследования. Способ информирования определяется комиссией самостоятельно.

В соответствии с пунктом 23 Положения заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией, рекомендованных в заключении, условий для обучения и воспитания детей.

В случае непредставления родителями заключения комиссии в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания необходимо повторное прохождение ребенком комиссии для получения рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

При представлении родителями заключения комиссии повторное обследование в комиссии проводится в случае необходимости уточнения или изменения ранее данных рекомендаций по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

Учитывая, что отсутствует исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, Минобрнауки России направило в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, разъяснения своей позиции в части полномочий ПМПК по вопросам итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ № НТ-3 92/07 от 9 апреля 2014 года.

В названных разъяснениях ПМПК рекомендуется принимать решения по выдаче заключений по признанию ребенка лицом с ОВЗ самостоятельно с учетом его особых образовательных потребностей и индивидуальной ситуации развития.

В соответствии со статьей 42 Закона психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций ПМПК, в том числе: проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и(или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей; подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.

С целью обеспечения межведомственного взаимодействия федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями при освидетельствовании детей с целью установления инвалидности Минтрудом России издан приказ от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями» (далее – Приказ).

Приказом предусматривается, что федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы организуют взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комиссиями в целях координации действий по освидетельствованию детей, в том числе по обмену информацией, для повышения объективности принимаемых решений по установлению инвалидности и разработке оптимальных для детей-инвалидов индивидуальных программ реабилитации.

Приказом установлено, что руководители федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ) осуществляют взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комиссиями посредством:

а) направления запросов о предоставлении сведений из протоколов и заключений психолого-медико-педагогических комиссий (при согласии законного представителя ребенка);

б) приглашения для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя психолого-медико-педагогической комиссии с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

в) предоставления аналитических сведений о количестве детей-инвалидов по запросам психолого-медико-педагогических комиссий.

Таким образом, в настоящее время создана достаточная нормативная правовая база для обеспечения конституционного права на образование лиц с ОВЗ и инвалидностью вне зависимости от места их проживания (в семье, стационарных учреждениях социального обслуживания, ДДИ, психоневрологических интернатах и т.д.) и степени выраженности нарушенного развития и здоровья.

Координирующая роль в выборе образовательного и реабилитационного маршрута обучающегося, в том числе об определении формы и степени его инклюзии (интеграции) в образовательную среду при этом отводится ПМПК исходя прежде всего из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка с непосредственным участием его родителей (законных представителей).

Для выстраивания и реализации высокотехнологичной, непрерывной и преемственной вертикали образования лиц с ОВЗ и инвалидностью (начиная с ранней помощи детям с ОВЗ и их семьям, организации комплексного психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения их образования и до профессиональной реабилитации), создания условий для получения лицами названной категории качественного доступного образования необходимы высококвалифицированные специалисты ПМПК, владеющие едиными системно-методологическими подходами к проведению обследования детей и подготовке по его результатам рекомендаций, оказанию консультативной помощи заинтересованным организациям и лицам по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.

В рамках Федеральной целевой программы развития образования Минобрнауки России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, реализуются мероприятия государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы (далее – Программа), в рамках которой предусматривается проведение обучающих мероприятий для специалистов ПМПК по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения образования в образовательных организациях.

В 2014 – 2015 годах работа по повышению квалификации будет продолжена с участием региональных институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования.

В настоящее время Минобрнауки России разрабатывается проект «Внедрение программы повышения квалификации специалистов территориальных и центральных психолого-медико-педагогических комиссий на основе единых системно-методологических подходов к проведению комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, подготовке по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, оказанию консультативной помощи родителям (законным представителям), работникам образовательных организаций и другим заинтересованным организациям и лицам по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ или девиантным (общественно опасным) поведением».

Конкурс на право заключения контракта на выполнение работ (услуг) по реализации указанного проекта будет проведен в августе 2014 года.

Цель проекта – повышение квалификации специалистов ПМПК через формирование новых профессиональных компетентностей, обеспечивающих совершенствование механизмов предоставления образовательных услуг детям с ОВЗ или девиантным (общественно опасным) поведением.

Проект рассчитан на два года: в 2014 году должно быть обеспечено аналитическое, научно-методическое обеспечение деятельности ПМПК; в 2015 году должны быть апробированы и внедрены учебно-методические разработки для деятельности ПМПК и проведено повышение квалификации специалистов ПМПК.

В рамках данного проекта планируется проанализировать деятельность центральных и территориальных ПМПК, разработать организационные модели деятельности ПМПК, включая инфраструктурное обеспечение взаимодействия комиссий на межрегиональном уровне; примерные пакеты диагностических методик на основе международной классификации функционирования; провести повышение квалификации не менее 1000 специалистов ПМПК и Всероссийскую научно-практическую конференцию по вопросам деятельности территориальных и центральных ПМПК.

Результатом реализации данного проекта должны стать значительное увеличение высококвалифицированных специалистов ПМПК и оказание организационно-методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специалистам бюро МСЭ, специалистам психолого-медико-педагогических консилиумов и комиссий, специалистам и руководителям образовательных организаций в части определения условий получения образования детям с ОВЗ или девиантным (общественно опасным) поведением.

Минобрнауки России информирует об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) получают общее образование как в общеобразовательных организациях, так и в отдельных организациях для обучающихся с ОВЗ.

Дети с ОВЗ зачисляются в образовательные организации на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения и рекомендаций ПМПК по созданию специальных условий обучения.

Также ПМПК исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка с непосредственным участием его родителей выбирает образовательный и реабилитационный маршрут ребенка-инвалида.

Минобрнауки России рекомендует ПМПК принимать решения по выдаче заключений по признанию ребенка лицом с ОВЗ самостоятельно с учетом его особых образовательных потребностей и индивидуальной ситуации развития.

Функции ПМПК могут возлагаться на центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

В настоящее время реализуются обучающие мероприятия для специалистов ПМПК по вопросам индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида при получении им образования. Их цель – значительно увеличить число высококвалифицированных специалистов ПМПК и уровень оказания ими помощи при получении образования детьми с ОВЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *