Совсем недавно работу в интернете и освоение современных программ каждый учитель осуществлял по мере своих сил и возможностей, но ситуация с коронавирусом показала: цифровые навыки из желательных становятся обязательными и необходимыми. Что такое «цифровая грамотность педагога»? Какие digital-компетенции развивают работники образования в России и других странах? Какие навыки российских учителей окажутся наиболее востребованы в связи с массовой цифровизацией? На прошедшем в августе первом всероссийском онлайн-совещании для педагогов «Августовка Учи. Главное событие перед стартом нового учебного года» специалисты ответили на актуальные вопросы о навыках современного учителя, а также обсудили, что он уже сейчас может делать, чтобы эффективно использовать в работе новые технологии.
Фото сайта pixabay. com
Новая цифровая среда и постоянное взаимодействие
«Очень важно понимать, что цифровые компетенции связаны с тем, что педагог вынужден работать в принципиально новой, цифровой, среде и взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса: непосредственно со школьниками, с другими учителями, с администрацией и с родителями, а также с третьими лицами, которые так или иначе вовлечены в образовательный процесс, — рассказал во время онлайн-совещания Иван Карлов, кандидат технических наук, руководитель Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ. — Все это необходимо делать в цифровой среде. Ее главное отличие от того, что мы привыкли видеть, — абсолютно другие принципы, на которых строится взаимодействие. Мы увидели, что большинство педагогов пыталось просто перенести свои практики в цифровую среду, но в ней абсолютно другие подходы к коммуникации». По его словам, именно поэтому для работы в новой среде необходимы новые компетенции. Сегодня существуют два формата дистанционного обучения: синхронный и асинхронный. Первый предполагает общение с детьми в режиме реального времени. Это онлайн-уроки, во время которых учитель взаимодействует со всеми учениками сразу. При этом для удаленной командной работы он может использовать онлайн-доски, совместные экраны, мобильные приложения и чаты, чтобы общаться, привлекать учеников к обсуждению, не давать отвлекаться.
Асинхронный формат продолжает взаимодействие педагога с детьми в то время, когда онлайн-уроки заканчиваются. Здесь на помощь также приходят различные цифровые технологии. Это могут быть записанные уроки и лекции, проверочные тесты, онлайн-задания, игры и многое другое. Такой подход делает обучение максимально эффективным, обеспечивает беспрерывную вовлеченность учеников в процесс, а также позволяет постоянно получать от них обратную связь. При этом учащиеся могут выбирать индивидуальный темп, а учитель подключается только по мере необходимости. Такие форматы дистанционного обучения предполагают наличие определенных ресурсов для школьников. Сегодня это два типа ресурсов. Во-первых, контентные — цифровые версии учебников, записи лекций и уроков. Во-вторых, тренажеры и средства отработки навыков, которые способны дать учениками быструю обратную связь, например, при выполнении домашнего задания указать на ошибки, дать подсказки для поиска правильного решения. В настоящий момент, по данным Ивана Карлова, на российском рынке контентные образовательные ресурсы составляют 76%, а тренажеры — 24%. Фактическая же востребованность цифровых ресурсов в РФ в период пандемии составляла 33% — на контентные ресурсы и 67% — на тренажеры и средства отработки навыков.
Новое поколение детей требует новых компетенций учителей
Чем моложе поколение, тем выше его уровень цифровой грамотности. Дети, рожденные после 2010 года, на «ты» с технологиями, многозадачны и хотят учиться, только если им действительно интересно. Это значит, что современная школа должна создать такие условия для учеников, обучив учителей необходимым компетенциям. К сожалению, весенние события показали, что не все, чему до этого обучались педагоги и что раньше представлялось нужным, пригодилось на практике. Однако именно благодаря этому уже сейчас обнаружились ошибки, недостатки и недоработки. А это значит, что сегодня можно заняться их устранением, совершенствованием системы образования в целом и, конечно, развитием новых необходимых компетенций учителя.
«Инициативная группа цифровых образовательных компаний составила матрицу цифровых компетенций и провела большой опрос среди 30 тыс. учителей. Его цель — понять, какие сегодня есть вопросы и проблемы у педагогов, а также, какие курсы повышения квалификации нужны учителю для качественной работы в онлайне», — рассказала во время «Августовки Учи. ру» Екатерина Латыпова, руководитель бизнес-направления Учи. ру по работе с учителями. По ее словам, в результате опроса определились семь основных цифровых компетенций, которыми должен овладеть каждый современный российский учитель.
Поиск и работа с информацией
В настоящее время большинство педагогов уже сформировали навыки поиска и анализа информации в интернете. Однако у некоторых учителей до сих пор остаются проблемы с созданием цифрового контента.
Безопасность в интернете
Педагоги в обязательном порядке должны научиться обеспечивать безопасность себе и своей информации в интернете. К сожалению, многие учителя до сих пор не понимают важность кибербезопасности и срочно должны учиться ее основам. Например, по данным Учи. ру, около 2/3 педагогов имеют незащищенные пароли и небезопасно их хранят.
Управление информацией и данными
Информацию необходимо безопасно хранить и правильно ей управлять. Как показывают результаты опроса, многие педагоги не умеют пользоваться облачными системами хранения, а также не осознают, когда нарушают законодательство в отношении персональных данных третьих лиц.
Организация обучения в цифровой среде
До введения режима самоизоляции и дистанционного обучения более половины учителей в разной степени уже использовали цифровые ресурсы. Тем не менее ситуация показала, что онлайн-образование — это совершенно новый формат работы, которому надо учиться.
Кооперация в цифровой среде
Коллективная работа в цифровой среде — один из залогов эффективного обучения. Учителям необходимо осваивать цифровые инструменты совместной работы с учениками, родителями и коллегами.
Коммуникация в цифровой среде
Коммуникация не менее важна для обучения в интернете. Екатерина Латыпова отмечает, что сегодня треть педагогов, участвовавших в опросе, не справляется с параллельным использованием нескольких функций внутри одного и того же сервиса коммуникации, также им сложно взаимодействовать одновременно с несколькими сервисами и приложениями.
Саморазвитие в условиях неопределенности
Постоянное саморазвитие, обучение, повышение квалификации, освоение новых навыков и компетенций — это актуальные требования к любому современному специалисту.
Европейская модель компетенций учителя
Во время онлайн-совещания Иван Карлов также рассказал о международном опыте, а именно о европейской модели компетенций педагога — Digital Competence of Educators (DIGCOMPEDU). Это принципиально иной подход к построению образовательного процесса и несколько отличающиеся от российских требования к педагогу. Модель, которая используется во многих странах Европы, состоит из трех основных блоков.
Первый — цифровые профессиональные компетенции. Это те навыки, которые должны быть у любого современного специалиста. Сюда относятся такие цифровые аспекты, как организация коммуникации, профессиональное сотрудничество, развитие цифровых навыков и рефлексивные практики. Рефлексивные практики — это способность размышлять, анализировать и извлекать уроки из своих действий. Это непрерывный процесс обучения на собственном профессиональном опыте, что позволяет постоянно развиваться и совершенствоваться.
Второй блок — это цифровые педагогические компетенции. К нему европейские специалисты относят:
- цифровые ресурсы: их подбор, создание и модификацию, а также управление, защиту и совместное использование;
- обучение и преподавание: преподавание, наставничество, рефлексивные практики — анализ и обучение на собственном опыте, а также самостоятельное управление обучением;
- оценивание: стратегии оценивания, анализ доказательств, обратную связь и планирование;
- расширение возможностей учащихся: доступность и инклюзивность, персонализацию, вовлечение.
В третьем блоке объединены современные цифровые компетенции учителя, которые направлены на формирование цифровых компетенций учащихся. Авторы этой модели утверждают, что одна из важнейших задач педагога — способствовать развитию современных навыков у школьников. Это информационная и медиаграмотность, цифровое общение и сотрудничество, создание цифрового контента, ответственное использование цифровых ресурсов и решение технологических задач.
В заключении необходимо отметить, что сегодня во всем мире огромное внимание педагогического сообщества направлено на срочное формирование новых цифровых компетенций. Опыт последних шести месяцев показал, что в нынешних условиях учителям необходимо максимально быстро учиться, осваивать современные технологии, овладевать новыми инструментами обучения и взаимодействия, а также внедрять в ежедневную работу все эффективные форматы обучения. Непрерывное обучение — вот к чему сегодня пришел весь мир и на чем будет строиться наше будущее. Непрерывное обучение и для учеников, и для учителей — отныне только при таких условиях мы вырастим образованное, эрудированное новое поколение.
ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА
В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
Какая нормативная база регламентирует применение профстандарта педагога в
деятельности образовательных организаций?
Ответ: К основным документам, в которых сформулированы задачи применения
профстандарта педагога, относятся:ТК РФ Статья 195. 1,ФЗ № 273 «Об образовании в
РФ» Статья 76,Постановление Правительства РФ от 22. 2013 N 23, Приказы
Минтруда России (N 544н N 514н N 613н N 608н)
Зачем педагогам нужен профстандарт?
Ответ:Профессиональный стандарт работает в двух плоскостях: с одной стороны, это
основа для анализа и реформирования педагогического образования, а с другой
стороны– это основа для регулирования трудовых отношений: требования к
работникам, основа для аттестации педагогических работников, присвоения
квалификации и званий. Профессиональный стандарт предъявляет требования к
регламентам, регулирующим трудовые отношения и подготовку педагогических
кадров.
В чем заключается процесс введения профстандарта педагога?
Ответ: Профстандарт с 01. 2017 года должен применяться работодателями при
формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации
обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке
должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
В чем заключается основные характеристики эффективного контракта?
Ответ: К основным характеристикам эффективного контракта относятся:
·
Наличие у образовательной организации государственного (муниципального)
задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем;
·
Система оценки эффективности деятельности работников организации
(совокупность показателей и критериев, позволяющих оценить количество
затраченного труда и его качество), утвержденная работодателем в установленном
порядке;
·
Система оплаты труда, учитывающая различия в сложности выполняемой работы,
а также количество и качество затраченного труда, утвержденная работодателем в
установленном порядке;
·
Система нормирования труда работников организации, утвержденная
работодателем;
·
Подробная конкретизация с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах
должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда,
условий оплаты труда.
Что на данный момент может быть рекомендовано руководителю образовательной организации
по обеспечению перехода на профессиональный стандарт педагога?
Ответ: Вариант решения вопроса применения профстандарта педагога работодателями
рассматривается в разработке «Методические материалы по результатам поэтапного
внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель)», которые включают:
·
Критерии оценки квалификации;
·
Примеры должностной инструкции на основе профстандарта педагога;
·
Пример трудового договора с учетом требований профстандарта педагога;
·
Рекомендации руководителю по оплате труда;
·
Рекомендации по порядку аттестации, основанной на профстандарте педагога и
др.
Молодые педагоги с трудом «примеряют» к себе новые социальные роли и
демонстрируют недостаточную готовность и личностно-профессиональную зрелость к
работе в новых условиях. Что бы Вы могли в этом случае рекомендовать?
Ответ: При проведении научно-практических и
методических мероприятий с представителями органов управления образованием мы
рекомендуем проводить работы по подготовке к внедрению профессионального
стандарта с педагогами в рамках системы повышения квалификации, со стороны
методических служб и внутри самих образовательных организаций. Важным условием
является изучение профессионального стандарта педагогами на всех уровнях
образования и проведение внутреннего мониторинга и анализа готовности педагогов
к работе по профессиональному стандарту.
Когда образовательные организации общего
образования смогут получить для применения разработанные документы по
обеспечению внедрения профстандарта педагога?
Ответ: Для того, чтобы разработанный пакет
документов по обеспечению внедрения профстандарта педагога был рекомендован к
применению в образовательных организациях общего образования, необходимо
провести его экспертную оценку, получить согласование Министерства образования
и науки Российской Федерации, при необходимости внести изменения в профстандарт
педагога и действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие
деятельность общеобразовательных организаций.
В чем заключается основное назначение
документов по обеспечению внедрения профстандарта педагога в образовательных
организациях общего образования?
Ответ: Данный пакет документов направлен
на обеспечение перехода образовательных организаций общего образования на
работу в условиях профстандарта педагога и должен способствовать повышению
профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных
организаций:решать задачи по осуществлению кадровой политики, управлению
персоналом, аттестации работников, разработки должностных инструкций,
установления системы оплаты труда с учетом требований профстандарта педагога.
В Комплексной программе повышения
профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных
организаций говорится о разработке пакета документов по обеспечению перехода
образовательных организаций общего образования на работу в условиях действия
профессионального стандарта педагога. Определен ли на данном этапе внедрения
профсандарта педагога состав такого пакета документов?
Ответ: Во исполнение задач по внедрению
профстандарта педагога, заявленных в Комплексной программе повышения
профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных
организаций, определен перечень документов, разработка, утверждение и
применение которых позволит образовательным организациям общего образования
перейти на работу в условиях действия профстандарта педагога:
Дифференцированные
уровни квалификаций профессионального стандарта
Требования к
формированию ФГОС ВО по УГСН образование педагогические науки.
Рекомендации по оценке
и самооценке квалификаций с учетом нового законопроекта.
Модель экзамена на определение
квалификационного уровня педагога (учитель, воспитатель).
Положения порядка
аттестации, основанные на профстандарте педагога.
Проект новой
номенклатуры должностей педагогических работников
Примерные документы
(примерный трудовой договор с педагогом, примерные должностные инструкции,
рекомендации руководителю по оплате труда) и рекомендации по их составлению и
применению на разных уровнях.
Как профессиональный стандарт педагога
может способствовать построению карьеры педагогического работника?
Ответ: С целью определения четких принципов
построения карьеры педагогического работника, включая ее основные ступени,
связи между занятием соответствующей должности и требуемой для этого
квалификацией, разработан проект документа «Разработка дифференцированных
уровней квалификации профессионального стандарта (отраслевая рамка
квалификаций)».
Дифференцированные
уровни квалификации задают требования к оценке квалификации педагогических
работников в форме профессионального экзамена, определяют коэффициент надбавки
к должностному окладу при разработке системы оплаты труда и являются основой
разработки документов для осуществления кадровой политики, управления
персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработки
должностных инструкций.
В указанном проекте документа
разработано пять дифференцированных уровней квалификации педагога (учителя,
воспитателя), которые определяют требования к знаниям, умениям,
профессиональным навыкам и опыту работы, необходимым для выполнения
определенной трудовой функции.
Дифференцированные уровни квалификации
как уровни профессионального развития педагога предполагают, прежде всего,
дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных
(функциональных) задач, стоящих перед работником, зафиксированных в профессиональном
стандарте педагога.
Для каких еще профессий в сфере
образования будут разрабатываться профессиональные стандарты, и будут ли для
них создаваться экспериментальные площадки по апробации и внедрению?
Ответ: В соответствии с приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации №536 от 27 мая 2015 года создана
Рабочая группа по вопросам разработки и применения профессиональных стандартов,
утвержден ее состав, а также план-график ее деятельности. В 2015 – 2018 году
Минобрнауки РФ будет проведена работа по разработке следующих
профессиональных стандартов работников сферы образования:
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель);
Педагог дополнительного образования детей и взрослых;
Специалист в области воспитания (деятельность по социально-педагогическому
сопровождению обучающихся);
Педагог-психолог (психолог в сфере образования);
Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог,
тифлопедагог);
Тьютор, ассистент (помощник).
Профессиональный стандарт педагога
называется «Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность
в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)». Для каких должностей педагогических
работников распространяются его требования?
Ответ: Данный профессиональный стандарт (как и
заявлено в его названии) задает требования к квалификации, компетенциям,
необходимым знаниям и умениям педагогических работников, занимающих должности
воспитателей дошкольных образовательных организаций, старших воспитателей
дошкольных образовательных организаций, учителей начальных классов,
учителей-предметников (на примере русского языка и литературы). Для данных
должностей педагогических работников по результатам экспериментального
внедрения профстандарта педагога будут разработаны примерные должностные
инструкции.
Какие возможности будут предоставлены
педагогам после внедрения профстандарта педагога?
Ответ: По результатам апробации и
экспериментального внедрения профстандарта на стажировочных площадках для
педагогов образовательных организаций будут разработаны следующие методические
и инструктивные материалы:
– Рекомендации по оценке и самооценке
квалификации с учетом нового законопроекта
– Рекомендации по подготовке к
профессиональному экзамену на определение квалификационного уровня педагога.
– Методические рекомендации по
профессиональному развитию.
– Методические рекомендации по
формированию индивидуальной карьеры персонала.
– Методические рекомендации по
персонифицированным моделям повышения квалификации.
Предполагается ли, что по результатам
апробации профстандарта педагога руководство школы получит рекомендации по его
применению?
Ответ: В 2015 году в рамках работ по
апробации и внедрению профстандарта педагога для руководителей образовательных
организаций разрабатывается пакет типовых документов общеобразовательной
организации, работающей в условиях профессионального стандарта педагога:
документы для осуществления кадровой политики, документы для управления
персоналом (положение по оплате, примерные должностные инструкции, примерный
трудовой договор), документы по организации обучения и аттестации работников.
Минтруд России подготовил новый
законопроект «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие
профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской
Федерации». Как он повлияет на работу учителя?
Ответ: Законопроект «Об оценке
профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и
внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» определяет новую
систему оценки квалификации специалиста, основанную на профессиональном стандарте. После его введения изменится процедура аттестации педагогов, порядок оценки и
самооценки педагогической деятельности, будет введен профессиональный экзамен
на определение квалификационного уровня педагога. Основой всех перечисленных
механизмов оценки профессионализма станут требования, зафиксированные в
профессиональном стандарте педагога.
Планируется ли в рамках проведения
апробации и внедрения профстандарта педагога разработка нормативных
документов по аттестации педагогических работников?
Ответ: В 2015 году в целях будет разработан
комплекс нормативных правовых документов, регламентирующих использование
профстандарта педагога, среди них заявлена разработка нормативной правовой базы
аттестации педагогических работников на основе профессионального стандарта
педагога:
– Новая модель процедуры аттестации
педагога на основе требований профессионального стандарта
– Положение о новом порядке аттестации
педагогических работников на основе профессионального стандарта педагога
Предполагается ли изменение процедуры
аттестации педагогических работников при внедрении профстандарта педагога?
Ответ: Внедрение профстандарта педагога будет
означать изменения в работе аттестационных комиссий. Предполагается, что будет
создана система аудита – внутреннего и внешнего, с участием общественной
структуры. Однако соответствующие процедуры еще не разработаны, а общественная
организация педагогов не создана. Эти обстоятельства также являются поводом для
опасений учителей.
Чьи интересы будут затронуты при
внедрении профстандарта педагога?
Ответ: Внедрение профстандарта педагога
непосредственно затрагивает интересы всех участников образовательного процесса
и, естественно, в первую очередь – педагогов. Для кого-то из них новые
требования не являются проблемой, потому что они уже используют в своей работе
самые современные методы. Но кому-то придется решать задачу освоения на
практике новых для них трудовых действий, необходимых знаний и умений.
По какой причине потребовалось вносить
изменения в работу учителя при разработке профстандарта педагога?
Ответ: Данные нововведения вызваны изменениями
в реальной системе образования. Менялась структура общества и его потребности,
повысился уровень финансирования образовательных учреждений, выросла их материальная
обеспеченность и степень автономии. Поэтому педагог как центральная фигура
образовательного процесса столкнулся с новыми вызовами. Профстандарт создавался
с участием лучших учителей страны, имеющих большой опыт успешной работы в новых
условиях.
Какие основные нововведения в работе
учителя отражены в профстандарте педагога?
Ответ: Образовательный процесс будет
развиваться в направлении инклюзивности. В него должны быть включены любые
ученики: одаренные и имеющие проблемы в развитии, девиантные учащиеся и ученики
с ограниченными возможностями здоровья, а также ученики, для которых русский
язык не является родным.
Предполагается
владение современными информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ), знание
и использование социальных сетей.
Устанавливается новый
уровень кооперации субъектов образовательного процесса и его индивидуализации:
вводится требование определять «совместно с обучающимся, его родителями
(законными представителями), другими участниками образовательного процесса
(педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. ) зоны его ближайшего
развития, разработку и реализацию (при необходимости) индивидуального
образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся».
Наконец, учитель
должен освоить навыки преподавания в поликультурной среде, а также использовать
иноязычные источники информации, что предполагает определенную переводческую
компетенцию.
Будет ли способствовать введение
профессионального стандарта повышению качества образования?
Ответ: Во –первых, качество системы
образования не может быть выше качества работающих в ней учителей; Во-вторых,
профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки учителя и
необходимости постоянного профессионального роста; В третьих, профессиональный
стандарт учителя повышает ответственность педагога за результаты своего труда,
а соответственно повышает качество образования.
Отличается ли содержание профстандарта
педагога от формулировок квалификационных требований к педагогическим
работникам?
Ответ: Каждой трудовой функции, отраженной в
профстандарте педагога, предписывается овладение определенным набором действий,
умений и знаний. Некоторые из них фактически воспроизводят формулировки
квалификационных требований, хотя и в меньшем объеме. Но есть и нововведения,
которые стали предметом дискуссии в период общественного обсуждения и споры о
которых продолжаются до сих пор.
Например, трудовая функция
«Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего
образования» вводит ряд новых практик. Наряду с подготовкой и ведением уроков,
организацией образовательного процесса, предполагается, как бы вопреки названию
«профессиональный стандарт педагога», выход за рамки стандартных представлений
о требованиях к учителю.
Требует ли профстандарт педагога
повышения уровня психологической подготовки учителя?
Какие материалы и инструкции
обеспечивают процесс внедрения профессионального стандарта педагога?
Ответ: Для обеспечения внедрения профстандарта
педагога в 2015 году используется модель поэтапного внедрения и методические
рекомендации, разработанные в рамках проекта в 2014 году.
Внедрение должно способствовать принятию достаточных мер по
обеспечению эффективной реализации стандарта на региональном уровне, а
также на уровнях муниципальных образований и образовательных организаций.
В процессе внедрения профстандарта в
2015 году используются следующие результаты, полученные годом ранее:
·
персонифицированные модели повышения квалификации работающих педагогов с
точки зрения требований профессионального стандарта;
·
должностные обязанности педагогических работников в использованием перечня
трудовых функций профессионального стандарта и состава его профессиональных
действий;
·
новые модели процедуры аттестации педагога на основе требований
профессионального стандарта;
·
модели перехода на эффективный контракт, включая расчет норм рабочего
времени и механизмы базовой и стимулирующей части оплаты труда во взаимосвязи с
реализацией профессиональных действий стандарта.
Утвержденный вариант профстандарта
официально называется «Профессиональный стандарт педагога», а не «учителя»?
Почему именно такая терминология?
Ответ: Не важно, кто учитель по специализации
– математик, физик, историк – это все равно – обучение, воспитание и развитие. Это структура общей профессиональной деятельности. Разработчики взяли
понятие «педагог», так как оно шире понятия «учитель».
В чем заключается содержательная основа
профстандарта педагога?
Ответ: В документе описываются трудовые функции
процессов обучения, воспитания и развития, и пяти «групп занятий»:
преподаватели в средней школе, персонал дошкольного воспитания и образования,
преподаватели в системе специального образования, преподавательский персонал
специального обучения, преподавательский персонал начального образования.
Какие вопросы в документе могут быть
наиболее спорными с точки зрения педагогов, директоров школ,
органов управления образованием? Что может вызвать наибольшее
нарекание?
Ответ: Мы идем к тому, чтобы как и
во всем цивилизованном мире у каждой профессии был свой стандарт. Существует
рамка, утвержденная правительством России, матрица, в которую все эти стандарты
предполагается вкладывать. Она одна на всех: и на рестораторов, и на педагогов,
и на атомную промышленность и т. Специфика учительского труда колоссальная, и
есть вещи, которые в эти «упаковки» не вмещаются. И мы сейчас будем пытаться
уложиться каким-то образом в нее.
Еще одна проблема
заключается в следующем: если предоставить возможность регионам разрабатывать
свой вариант стандарта, а школам – свой стандарт, зависящий от специфики
программ, то это тоже может привести ко многим трудностям.
Самый большой риск –
методики оценки труда педагога и все, что связано с аттестацией. Необходимо
разработать открытые демократические процедуры аттестации, и немедленно
начинать институциональные изменения в системе подготовки учителей. Без этого
нельзя осуществлять введение стандарта.
Каким образом работодатели будут
применять профстандарт педагога.
Ответ: Профстандарт педагога имеет
сугубо управленческий смысл: документ «применяется работодателями при
формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации
обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке
должностных инструкций и установлении систем оплаты труда». Другими словами,
профстандарт призван заменить существующие квалификационные требования к
педагогам дошкольного, начального, среднего общего и специального образования
как устаревшие и затрудняющие развитие системы образования.
Часто приходится слышать: а что
изменится с введением профстандарта? Станет ли жизнь учителя легче или труднее?
Ответ: Конкретные критерии, жестко
сформулированные в стандарте, помогают выявить пробелы в образовании учителя и
в его компетенциях. И тогда нужно разбираться, какая помощь ему требуется:
стажировка, переподготовка, просто временный отдых и только в крайнем случае
отстранение от должности. Но это уже другие проблемы, связанные с повышением
эффективности в работе всех участников образовательного процесса в меняющейся
образовательной среде.
Как будет строиться дальнейшая работа
над профстандартом?
Ответ: Все конструктивные замечания и
предложения, которые поступят в ходе апробации и внедрения профстандарта, мы
учтем при доработке документа. Предлагаемый стандарт носит «рамочный» характер,
и на его базе могут и должны разрабатываться региональные, а может быть, и
школьные варианты. Позитивный опыт апробации будет распространяться через
систему повышения квалификации, методические документы и т. Это одна
линия, а вторая – разработка профстандартов для педагогов-психологов,
дефектологов, тьюторов и других специалистов, работающих в системе общего
образования и организаций, реализующих программы общего образования (школы-интернаты,
детские колонии, техникумы). Кроме того, возможна разработка профстандартов для
всех учителей-предметников (пока мы представили два рамочных стандарта – для
учителей математики и русского языка) и для руководителей – директоров школы и
завучей. Так что профстандарт – это длительная системная работа, которая
потребует много времени и сил.
В каких вузах будут обучать
педагогов по новым стандартам – в педагогических, которых остается все меньше,
или в классических университетах, к которым их насильственно присоединили? Что
будет с учителями и воспитателями ДОУ, не имеющими высшего образования, наличие
которого – обязательное требование профстандарта?
Ответ: Прежде всего надо предоставить
возможность получить высшее образование тем, у кого его нет, за счет курсов и
сокращенной вузовской подготовки. Исключение можно сделать для младших
воспитателей, вожатых, для которых может быть достаточно среднего
педагогического образования. Но в целом профстандарт требует высокого
уровня подготовки. Где именно она будет осуществляться – в педвузе или в
классическом университете – не так принципиально. Мы полагаем, что такой гибкий
подход даст возможность привлечь в школу специалистов из разных отраслей. Нужно
посмотреть, чего не хватает для успешной работы в школе выпускникам педвузов и
классических университетов. Первым, как правило, недостает предметных знаний,
вторым – психолого-педагогической и практической подготовки. Мы должны
предложить вариативные образовательные маршруты, позволяющие и тем, и другим
повысить свое педагогическое мастерство. Это может быть послевузовская
педагогическая интернатура или иные формы, позволяющие осуществить введение
молодых в профессию с помощью методистов, психологов, опытных учителей. Также
полезно создавать крупные региональные центры переподготовки учителей,
стажировочные площадки на базе ведущих школ.
Разработчиков часто упрекают в
предъявлении завышенных, даже невыполнимых требований к педагогам. Например,
для осуществления воспитательной работы учитель должен обладать восемнадцатью
различными умениями и навыками, для успешного развития ребенка – двадцатью. Не
слишком ли много для одного человека?
Ответ:Мы хорошо понимаем, что ни один человек
не может соответствовать всем квалификационным требованиям трудовых функций,
записанным в стандарте, и каждый директор школы вправе сосредоточить усилия на
конкретных аспектах деятельности: предметном, воспитательном, работе с
одаренными, с трудными, с инвалидами – в зависимости от особенностей своей
образовательной организации стандарт позволяет расставить акценты на разных
трудовых функциях в общем объеме деятельности. Кроме того, никто не требует от
учителя, например, корректировать сложные отклонения в поведении ребенка, но
его главная задача – суметь вовремя распознать те или иные проблемы (будь то
задержка в развитии или умственная отсталость или просто дефицит внимания) для
того, чтобы направить ребенка к нужному специалисту. Учитель в данном случае
выступает в роли социального терапевта, который обнаруживает проблему и при
необходимости направляет пациентов к разным специалистам. Поэтому одно из
главных требований стандарта – умение взаимодействовать с другими
специалистами: психологами, социальными педагогами, дефектологами и т.
На что разработчики
профстандарта ориентировались, начиная работу над документом?
Ответ:разработчики старались смотреть в
будущее, чтобы прогнозировать, какие требования будут предъявляться к педагогу
завтрашнего дня. Если раньше учитель был главным носителем знаний, то сейчас, с
развитием IT, информационная функция педагога чем дальше, тем больше будет
снижаться. Мы видим на примере введения ФГОСов в начальной школе, какие новые
требования предъявляются к учителю: помимо привычных и понятных предметных
результатов, ему нужно освоить самому и научить детей совершенно новым
метапредметным компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в
поликультурном пространстве. Задача современной школы – не только приобщение к
знаниям, культуре, но и воспитание гражданина, будущего профессионала, и при
этом решение гигантских социальных проблем: коррекция нарушений в поведении,
избавление от различных зависимостей, адаптация детей-мигрантов, совместное
(инклюзивное) образование. Не случайно ключевая идея профстандарта –
умение педагога работать с разными категориями детей: мигрантами, сиротами,
одаренными, инвалидами, детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и
т.
Почему потребовалось вводить
профессиональные стандарты педагогической деятельности?
Ответ:Вступление в ВТО диктует новые правила
работы с персоналом. Профстандарты придут на смену громоздким квалификационным
справочникам, должностным инструкциям, которые в эпоху рыночных отношений уже
устарели. Профстандарт – это результат трехстороннего соглашения работодателей,
профсоюзов и самих работников, необходимый для решения жизненно важных задач в
трудовой сфере. Во-первых, он четко устанавливает те функции, которые обязан
выполнять работник, и требования к его квалификации. Во-вторых, становится
новой базой для формирования систем аттестации, сертификации персонала и оплаты
труда. В-третьих, профстандарты, если говорить о конкретной педагогической
деятельности, должны быть неразрывно связаны с нормами, регулирующими труд
учителя, – со школьными образовательными стандартами и, соответственно, гибко
реагировать на изменения в них.
Каковы
ожидаемые результаты апробации профстандарта педагога?
Ответ: Апробация профстандарта
педагога в течение 2014 года должна выявить проблемные зоны и показать
направления необходимых изменений. Кроме того, как совершенно справедливо
отмечает Евгений Ямбург, полноценное введение и применение профстандарта
педагога невозможно без проведения серьезных мероприятий по перестройке
педагогического образования, а также системы дополнительного профессионального
образования педагогов (профессиональной переподготовки и повышения
квалификации), для чего, конечно же, также требуются усилия и определенное
время.
Каковы главные задачи создания профстандарта?
Ответ:Главными задачами создания стандарта является реформа системы повышения
квалификации, модернизация системы педагогического образования на уровне
высшего и среднего, а также изменения в системе аттестации учителей.
Назовите новые компетенции, которые выдвигает профессиональный стандарт
педагога к учителю.
Ответ:Новые компетенции, заявленные в профстандарте педагога, следующие:
·
Работа с одаренными учащимися;
·
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
·
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;
·
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
·
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе
с отклонениями в социальном поведении.
Какие первоочередные шаги необходимо предпринять руководителю
образовательной организации по обеспечению внедрения эффективного контракта на
основе профстандарта педагога?
Создать в организации
комиссию по организации работы, связанной с введением эффективного контракта,
основные положения которого основаны на профстандарте педагога.
Учредителю разработать
показатели эффективности деятельности педагогов, основанные на профстандарте
педагога, и внести в муниципальное задание по оказанию организацией услуг
определенного типа.
Каждой образовательной
организации ознакомиться с механизмом оценивания, системой мониторинга
достижения показателей эффективности деятельности педагогов, основанных на
профстандарте педагога.
Провести
разъяснительную работу в трудовом коллективе по вопросам введения эффективного
контракта, соответствующего требованиям профстандарта педагога.
Создать на официальном
сайте раздел «Оценка эффективности деятельности организации в условиях действия
профстандарта педагога» для представления нормативных и распорядительных
документов по вопросам перехода на систему эффективных контрактов.
Проанализировать
действующие трудовые договоры работников на предмет их соответствия ст. 57 ТК
РФ (содержание ТД) и Приказу Минтруда РФ № 167н (рекомендации по оформлению
трудовых отношений).
Разработать показатели
эффективности труда педагогов в соответствии с требованиями профстандарта
педагога.
С учетом разработанных
показателей внести изменения в положение об оплате труда, положение о выплатах
стимулирующего характера.
Принять локальные
нормативные акты, связанные с оплатой труда педагогического работника, с учетом
мнения профсоюзного комитета первичной профорганизации.
Конкретизировать
трудовую функцию в соответствии с профстандартом педагога и условия
оплаты труда работника.
Разработать
индивидуальные трудовые договоры (дополнительные соглашения) с педагогическими
работниками с учетом утвержденной формы примерного трудового договора, с
использованием показателей и утвержденных критериев эффективности деятельности
педагогических работников организации.
Утвердить измененные
должностные инструкции.
Уведомить
педагогических работников об изменении определенных условий трудового
договора.
Заключить с
работниками допсоглашения.
Нина Шпак
Формирование профессиональных компетенций педагога ДОО, их влияние на взаимоотношение с детьми
МБДОУ №15 «Золотой петушок»
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом разработана новая общеобразовательная программа дошкольного образования, которая предполагает Обязательную часть Программы и часть, формируемую участниками образовательных отношений, а также включает в себя инклюзивное образование и учитывает этнокультурную ситуацию.
И здесь также важна профессиональная компетенция воспитателя.
Основная профессиональная задача воспитателя – создание условий для гармоничного развития детей
Утвержден и начал работать с 1 января 2015 года профессиональный стандарт педагога.
Содержание профессионального стандарта педагога (часть 5)
Профессиональные компетенции педагога (воспитателя) дошкольного образования отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования:
1) Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2) Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве;
3) Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей.
4) Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
5) Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную.
6) Уметь планировать и корректировать образовательные задачи.
7) Реализовывать педагогические рекомендации специалистов в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы.
8) Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды
9) Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга.
10) Владеть ИКТ-компетенциями.
Базовое образование, полученное воспитателем, создаёт лишь предпосылки для формирования профессиональной компетенции.
Практика показывает, что для того, чтобы осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, необходимо повышать свой профессиональный уровень.
Требования современного мира таковы, что полученных однажды знаний недостаточно. Необходимо совершенствовать свою профессиональную компетенцию.
Выделим основные пути её развития:
-курсы повышения квалификации,
-исследовательская, экспериментальная деятельность,
-инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий,
– активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах,
-участие в методических объединениях,
– умение ориентироваться в информационном потоке,
-обобщение собственного педагогического опыта,
и самое главное- самообразование, которое и является основным в формировании профессиональной компетенции педагога любого уровня.
Самообразование- составная часть системы непрерывного образования- выступает как связующее звено между базовым образованием и периодическим повышением квалификации.
Большинство воспитателей не могут (а в некоторых случаях не хотят) самостоятельно повышать свою квалификацию, что ведёт к отставанию и не знанию передовых технологий, а это напрямую сказывается на воспитательно-образовательном процессе воспитанников.
Существуют различные формы самообразования. основные из них:
изучение литературы, обзор информации в интернете, прослушивание лекций, докладов, консультаций, посещение семинаров, конференций, тренингов, а также практическая деятельность.
Не смотря на то, что наступил век компьютеризации, книга всё же остаётся одним из главных помощников.
Сформированность профессиональной компетенции даст возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное повышать качество дошкольного образования.
На сегодняшний день все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
Повышаются требования к уровню квалификации педагогических работников образовательного учреждения в соответствии с квалификационной характеристикой по соответствующей должности.
Педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения детей; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлении взаимодействия с родителями и сотрудниками образовательного учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса.
Происходящие инновации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Основным механизмом таких перемен является поиск и освоение новых технологий повышения профессиональной компетентности, способствующей качественным изменениям в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Формы повышения профессионализма
-мастер-класс, круглый стол, консультации, семинары, обмен опытом, открытый показ, деловая игра.
Как показала практика, сегодня обнаруживаются такие проявления профессиональной некомпетентности среди педагогов ДОУ, как недостаточные знания педагогов в области возрастных особенностей детей дошкольного возраста; низкий профессионализм в проведении индивидуальной диагностики личности ребенка и его эмоциональных состояний; направленность большинства педагогов па учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми
Отмеченные трудности в реализации новых целевых ориентации в области дошкольного воспитания позволяют констатировать, что проблема особой подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и проявления ими прогрессивной профессиональной компетентности является актуальной. ФГОС ДО нацеливает на реализацию целевых ориентиров. Целевые ориентиры – это социально-нравственные характеристики возможных достижений дошкольников при окончании дошкольного учреждения, которое обязательным в системе общего образования не является. Однако, недостатки в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров всех категорий дошкольных работников, обнаружившиеся в связи с изменившимися социальными ожиданиями общества и с переходом от авторитарной к гуманной педагогике, делают решение этой проблемы медленным. Но тем не менее мы не можем отставать от передовых технологий, мы должны соответствовать Содержанию профессионального стандарта педагога
• Иметь высшее образование
•Знать программы обучения
•Уметь планировать и анализировать работу
•Владеть формами и методами обучения – стандартными и инновационными.
•Использовать специальные подходы, чтобы охватить всех детей
•Уметь объективно оценивать возможности детей, используя
разные формы и методы контроля
•Владеть ИКТ-компетенциями.