В краевом
министерстве с руководителями муниципальных органов управления образованием
обсудили итоги аттестации педагогов в завершившемся
учебном году и важные вопросы обновления процедуры аттестации в
предстоящем учебном году.
В образовательных организациях края довольно высокая аттестационная активность педагогов. В течение 5 лет наблюдается устойчивая тенденция к увеличению желающих аттестоваться на квалификационные категории. Если раньше в год аттестовались 7 тысяч педагогов, то в последние 3 года аттестуется более 9 тысяч. Строятся и открываются новые школы и детские сады, на работу приходят активные педагоги, желающие иметь квалификационную категорию.
Существенную долю аттестованных составляют педагоги муниципальных образовательных организаций. Это более 7 тысяч педагогов муниципальных школ, детских садов и учреждений дополнительного образования. Очевидно, что это свидетельствует о повышении качества педагогической деятельности и о росте престижа профессии. По данным на декабрь 2022 года в муниципальных образовательных учреждениях в среднем по краю имеют квалификационную категорию около 45 % педагогов.
В новом учебном году частично обновится процедура аттестации педагогов, утвержден новый Порядок аттестации, который вступает в силу с 1 сентября 2023 года. Важное отличие от предыдущего Порядка – новый будет действовать до 31 августа 2029 года. Это первая новация, такого раньше не было.
Остались, как и в прежнем Порядке, обязательная (на подтверждение соответствия занимаемой должности) и добровольная (на установление квалификационной категории) аттестация. Аттестация на соответствие должности проходить будет в образовательном учреждении раз в пять лет для педагогов, проработавших в учреждении более двух лет, на основании представления руководителя. Аттестация в целях установления первой либо высшей квалификационной категории будет проходить в аттестационной комиссии министерства, основанием для установления таких категорий будет оценка результатов работы педагогов с детьми. Добровольная аттестация носит заявительный характер, проводится по личному заявлению педагога.
Вторая важная новация. Теперь квалификационные категории, установленные с 1 сентября 2023 года, будут действовать бессрочно. Действующие категории не отменяются, сохраняются в течение срока, на который были установлены.
В
заявлении педагог теперь обязательно должен указать уровень образования. И
существенное обновление – срок подачи заявления на высшую категорию не
ограничен. При аттестации с первой на высшую категорию теперь можно не ждать 2
года, а подать заявление раньше, но только при наличии новых для высшей
категории результатов работы.
Третья важная новация. Появились новые квалификационные категории – «педагог-методист», «педагог-наставник». Аттестация на эти категории носит заявительный характер и будет проводиться на основании представления работодателя, данное ходатайство обязательно рассматривается на педагогическом совете, согласуется с профсоюзом. Претендовать на установление новых категорий могут только те педагоги, которые имеют действующую высшую категорию. Такую аттестацию проводит комиссия министерства образования края.
Педагог-методист – эту категорию установят опытному руководителю методического объединения организации, тому, кто руководит разработкой методических материалов, инновационных программ, проектов, регулярно методически помогает своим коллегам подготовиться к профессиональным конкурсам, либо методически сопровождает педагогов по преодолению профессиональных дефицитов.
Категорию педагог-наставник получит результативный наставник студентов и учителей, молодых специалистов при начале их профессиональной деятельности или же при их подготовке к конкурсам для молодых педагогов.
Обе новые категории требуют и результатов активного распространения опыта наставнической и методической работы в муниципалитете и крае.
Установление категорий является основанием для дифференциации оплаты труда, подходы по выплатам за квалификационные категории официально прорабатываются.
В связи с введением в действие нового Порядка аттестации будут внесены некоторые изменения и в региональные документы — в положение об аттестационной комиссии министерства, а также измерительные материалы для проведения аттестации на первую и высшую категории. К началу учебного года будут проведены информационные мероприятия по обновленным документам. Новый Порядок размещен на официальном сайте краевого министерства образования, а также на сайте Центра сопровождения образования в разделах «Нормативные документы».
Аттестация педагогических работников первая и высшая категория общеобразовательных организаций школ и СПО текстовые вопросы задания и ответы 2023-2024 учебный год.
Тестовые вопросы для педагогических работников общеобразовательных организаций (первая квалификационная категория)
Тестовые вопросы для педагогических работников общеобразовательных организаций (высшая квалификационная категория)
Тестовые вопросы для преподавателей общеобразовательных дисциплин СПО (первая квалификационная категория)
Тестовые вопросы для преподавателей общеобразовательных дисциплин СПО (высшая квалификационная категория)
102. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых устанавливаются: (Выберите один правильный вариант ответа) 1. федеральным органом исполнительной власти 2. органами исполнительной власти субъекта РФ 3. самостоятельно образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность 4. органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
103. Кем или чем определяются порядок и условия восстановления в образовательной организации обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации? (Выберите один правильный вариант ответа) 1. локальным нормативным актом этой организации 2. министерством образования 3. учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность 4. руководителем образовательной организации (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
104. Обязательными уровнями образования в РФ являются: (Выберите все правильные варианты ответа) 1. начальное общее образование 2. основное общее образование 3. среднее общее образование 4. среднее профессиональное образование
105. Лицензированию в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности подлежит: (Выберите один правильный вариант ответа) 1. образовательная деятельность 2. образовательная организация
106. Кто несет ответственность за повышение профессиональной квалификации педагога? (Выберите один правильный вариант ответа) 1. сам педагог 2. образовательная организация 3. учредитель образовательной организации 4. государственный орган управления образованием субъекта Российской Федерации
107. Педагогическая наука осуществляет функции: (Выберите один правильный вариант ответа) 1. познавательную, развивающую, индивидуальную 2. прогностическую и практическую 3. общетеоретическую, прогностическую и практическую 4. технологическую, теоретическую, фундаментальную
109. Педагогическое общение — это: (Выберите один правильный вариант ответа) 1. многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности 2. общение на основе совместной творческой деятельности, общение на основе дружеского расположения 3. понимание, оценка партнёрами по общению друг друга 4. общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция
110. Педагогическая технология – это: (Выберите один правильный вариант ответа) 1. совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели 2. экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности 3. внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции 4. порядок применения методов исследования
114. Репродуктивный характер мышления предполагает: (Выберите один правильный вариант ответа) 1. активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем или другим источником учебной информации 2. развитие навыков творческой учебно-познавательной деятельности 3. установление закономерных связей, отношений и построения научных теорий 4. процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования
118. Наблюдение есть источник знаний ученика, способ их добывания из реальности бытия, то есть его можно отнести к: (Выберите один правильный вариант ответа) 1. методам учебных предметов 2. методам эвристических вопросов 3. методами сравнения 4. эвристическим методам обучения
151. Третьим звеном контроля знаний, умений цель которого повторение и закрепление учебного материала, изученного ранее является: (Выберите один правильный вариант ответа) 1. предварительное выявление уровня знаний обучаемых 2. периодическая проверка знаний, умений обучаемых 3. повторная проверка 4. итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых
153. Мониторинг – это: (Выберите один правильный вариант ответа) 1. обновление, придание образованию новых черт, в соответствии с современными требованиями и с учетом положительных тенденций развития мирового образовательного процесса 2. установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов 3. постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям 4. индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения, способность к обучению
154. Компетенция – это: (Выберите один правильный вариант ответа) 1. совокупность индивидуальных способов и приемов деятельности человека с учетом его индивидуальных особенностей и уровня профессионального развития 2. уровень, степень подготовленности человека к какому-либо виду труда 3. круг вопросов, в которых человек обладает познанием и опытом круг полномочий лица или учреждения 4. уровень профессионального развития личности
166. Обследование технического состояния системы вентиляции (ревизия, очистка и контроль эффективности) проводится: (Выберите один правильный вариант ответа) 1. не реже 1 раза в 10 лет 2. каждые 2 года 3. ежегодно 4. по мере необходимости
209. Председатель родительского комитета: (Выберите один правильный вариант ответа) 1) назначается учредителем 2) назначается руководителем образовательной организации 3) назначается решением родительского комитета 4) назначается решением конференции образовательной организации
210. Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через: (Выберите один правильный вариант ответа) 1) 3 месяца со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения 2) 6 месяцев со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения 3) 1 год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения 4) 2 года со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Официальные ответы на вопросы про новый порядок аттестации педагогических работников на 2023-2024 учебный год.
В части III Порядка аттестации педагогических работников не указан срок, на который устанавливается первая и высшая квалификационные категории. По логике изложения, такой срок должен быть указан. Многие педагоги трактуют это как бессрочное присвоение категории. Так ли это? (В IV части также не указан период на который устанавливаются категории «педагог-методист» и «педагог-наставник»).
В пункте 24 Порядка при аттестации педагогических работников в целях установления первой или высшей квалификационной категории, проводимой по их желанию, срок, на который устанавливается квалификационная категория, действительно не предусматривается.
Основанием для этого служат положения статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 27З-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которые не предусматривают каких-либо сроков действия квалификационных категорий, устанавливаемых по результатам аттестации, проводимой по желанию педагогический работников в целях установления им квалификационных категорий. При регистрации приказа сроки действия квалификационных категорий в новом Порядке аттестации были исключены, как противоречащие нормам данной статьи.
Тем самым устранено имеющееся противоречие, которое, с одной стороны, предоставило педагогическому работнику право проходить аттестацию по желанию, а, с другой стороны, обязывало его каждые пять лет в ней участвовать в целях сохранения установленной квалификационной категории, являющейся основанием для обеспечения дифференциации оплаты его труда. Срок действия квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагогнаставник» также не предусматривается, но в соответствии с пунктом 55 Порядка аттестации дифференциация в оплате труда с учетом указанных квалификационных категорий может осуществляться только при выполнении педагогическими работниками, которым установлены соответствующие квалификационные категории, дополнительной работы, связанной с методической работой или наставничеством.
Не уточнено, когда можно подавать заявление на высшую категорию после установления первой. Через 3 месяца можно, если независимо от срока установления?
Порядок аттестации со дня вступления его в силу не ограничивает какими-либо сроками право педагогического работника, имеющего (имевшего) первую квалификационную категорию по одной из должностей педагогических работников, обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по указанной (указанным) в заявлении должности (должностям).
Одновременно обращаем внимание, что пунктом 36 Порядка установлены показатели профессиональной деятельности, на основе которых педагогическим работникам может быть установлена высшая квалификационная категория. Они существенно отличаются от показателей, являющихся основой для установления первой квалификационной категории.
В связи с этим представляется важным педагогическим работникам при принятии решения о сроках участия в аттестации на установление следующей – высшей квалификационной категории предварительно провести объективный анализ собственной деятельности в целях самостоятельной оценки ее соответствия показателям, на основе которых аттестационная комиссия может принимать решение об установлении педагогическим работникам высшей квалификационной категории.
Прошу разъяснить пункт 31 «Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», предусматривающий учет при аттестации государственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия и иных наград, полученных за достижения в педагогической деятельности, в целях установления высшей квалификационной категории.
В соответствии с пунктом 28 Порядка аттестации в заявлении в аттестационную комиссию педагогические работники самостоятельно определяют сведения об уровне образования (квалификации), результатах профессиональной деятельности в организациях.
Следовательно, в своем заявлении педагогические работники в соответствии с абзацем четвертым пункта 28 Порядка аттестации могут по своему усмотрению сообщить и представить сведения об имеющихся у них государственных наградах, почетных званиях, ведомственных знаках отличия и иных наградах, полученных за достижения в педагогической деятельности, либо сведения о том, призерами каких конкурсов профессионального мастерства педагогических работников они являются, поскольку Порядком аттестации не предусматривается ни конкретного перечня государственных наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия и иных наград, полученных за достижения в педагогической деятельности, ни перечня профессиональных конкурсов по значимости и по направлению их проведения (на уровне организации, на муниципальном, региональном или федеральном уровне).
При этом аттестация педагогических работников осуществляется на основе сведений, подтверждающих наличие у педагогических работников наград, званий, знаков отличия, сведений о награждениях за участие в профессиональных конкурсах, а также на основе результатов их работы, соответствующих показателям, предусмотренным пунктами 35, 36 Порядка аттестации, как это установлено пунктом 37, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.
Определить, каким должен быть уровень наград, конкурсов профессионального мастерства для проведения аттестации педагогических работников без осуществления всестороннего анализа их профессиональной деятельности (пункт 31, 4 абзац). Возможно ли в документах регионального уровня конкретизировать этот перечень?
В соответствии с пунктом 50 Порядка аттестации квалификационная категория «педагог-методист» устанавливается педагогическим работникам на основе показателей деятельности, указанных в данном пункте, не входящей в должностные обязанности по занимаемой в организации должности.
Таким образом, педагогические работники с наименованиями должностей «методист» или «старший методист», должностные обязанности которых согласно квалификационной характеристике непосредственно связаны с осуществлением методической работы в образовательных учреждениях всех типов, мультимедийных библиотеках, методических, учебно-методических кабинетах (центрах), не вправе претендовать на установление указанной квалификационной категории.
Как будут оцениваться результаты деятельности педагога, который, работая на должности методист (старший методист), подал заявление об установлении квалификационной категории «педагогметодист», если показатели оценивания, указанные в пункте 50 Порядка, входят в должностные обязанности педагога, работающего на должности методист (старший методист)?
. В новом Порядке по форме и заданиям для установления первой и высшей квалификационных категорий нет существенных изменений по сравнению с ныне действующим. Однако тем педагогическим работникам, кто сейчас имеет квалификационную категорию, надо ее подтверждать через 5 лет, а тем, кому квалификационная категория будет установлена по результатам аттестации, проводимой, начиная с 1 сентября 2023года, она будет установлена без ограничения срока действия, то есть бессрочно. Это так?
Пункт 2 приказа № 196 предусматривает сохранение педагогическим работникам квалификационных категорий, установленных до вступления в силу этого приказа, только в течение срока, на который они были установлены, и поэтому нуждается в обсуждении и детальной проработке для последующего внесения в него необходимых изменений.
Мы согласны, что подход, предусмотренный пунктом 2 приказа, существенно нарушает права на справедливые условия труда тех педагогических работников, которые проходили аттестацию в целях установления квалификационных категорий каждые 5 лет, что, как выяснилось при регистрации приказа, противоречило положениям статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и будут вынуждены даже после вступления в силу нового Порядка аттестации, не устанавливающего никаких сроков действия квалификационных категорий, в очередной раз проходить аттестацию в нарушение указанного закона.
. Будут ли методические рекомендации или разъяснения по новому порядку аттестации, как это было ранее?
В целях единообразного применения положений, как приказа № 196, так и утвержденного этим приказом Порядка аттестации, предполагается подготовка соответствующих разъяснений по аналогии с ответами на вопросы, совместно подготовленными и направленными в регионы к порядку аттестации, утвержденному приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276.
Аттестация педагогов ответы на часто задаваемые вопросы
По вопросам о результатах личного прохождения аттестации
Вы можете обращаться непосредственно в Центр аттестации по телефону: 8-4812-38-19-81
Мы готовы ответить только на общие процедурные вопросы по данному направлению деятельности.
На данной странице размещены ответы на ваши вопросы, полученные за последний месяц.
Ответы на более ранние вопросы сортируются по рубрикам дополнительного меню
Ответы на вопросы к аттестации педагогических работников
НЕВЫДУМАННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ К АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
1. Какой нормативноправовой документ регулирует общественные отношения в сфере
1. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
√2. Закон «Об образовании в Российской Федерации»
3. Конституция РФ
4. Федеральная целевая программа развития образования на 20112015 гг.
2. Официальным источником опубликования нормативных правовых актов
Министерства образования и науки РФ является?
1. « Собрание законодательства»
√2. « Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», и
3. « Вестник образования»
4. « Бюллетень Минобрнауки РФ»
3. В каком документе закреплены основные положения о правах ребенка?
1. Конвенция о правах ребенка
2. Всеобщая декларация прав человека
√3. Международный пакт о гражданских правах
4. Конституция РФ
4. Сторонами трудового договора в образовательной организации являются:
√1. руководитель образовательной организации и педагог
2. учредитель образовательной организации и педагог
3. руководитель образовательной организации и коллектив образовательной организации
4. образовательная организация (юридическое лицо) и педагог (физическое лицо)
5. Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни общего образования:
√1. дошкольное и начальное общее образование, основное общее и среднее общее
2. дошкольное и начальное общее образование
3. основное общее и среднее общее образование
4. дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование,
среднее общее образование.
6. Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни профессионального
√1. среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, специалитет,
магистратура), высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации
2. высшее образование, подготовка кадров высшей квалификации;
3. дополнительное образование;
4. высшее образование –
7. Возможно ли получение образования в образовательной организации в Российской
Федерации на языке других народов?
1. невозможно2. право муниципального образования на отдельной территории
√3. возможно получить дошкольное, начальное и основное общее образование на родном
языке из числа народов России
4. в случае, когда большинство учащихся (и их родителей) этого класса проголосовали за
обучение на другом языке
8. С какими из перечисленных документов администрация образовательной
организации обязана знакомить ребенка и его родителей (законных представителей)
1. правила внутреннего трудового распорядка
2. должностные инструкции педагогов
3. правила поведения обучающихся
√4. устав образовательной организации
9. Что является предметом педагогики?
; ;
√3. образование как педагогический процесс4. развитие
10. Какой из подходов в педагогике называется аксиологическим?
√1. ориентация на личность
2. организация образовательного процесса в режиме диалога
3. ориентация на деятельность
4. ориентация на представление о ценностях
11. Какой компонент образовательного процесса является системообразующим?
2. внеклассное мероприятие
3. контрольная работа
4. домашнее задание
12. Какая характеристика наиболее эффективна для формирования коллектива?
1. общие цели
2. прочное авторитарное руководство коллективом
3. отсутствие конфликтов между учащимися
√4. знание педагогом теории коллектива
13. Ведущим в становлении человека как личности является:
2. наследственность и среда
14. В трудах какого педагога классноурочная форма занятий получила впервые
√1. Я.А. Коменский
2. К.Д. Ушинский
3. Н.И. Пирогов
4. Джон Локк
15. Методы формирования сознания личности включают:
2. авторитет учителя
16. Какой из ниже перечисленных документов не регламентирует образовательного
1. учебный план
√2. методическое пособие
3. учебная программа
17. Что такое дидактика?
1. теория воспитания
2. теория обучения
√3. теория обучения, образования и воспитания
4. часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных
18. Процесс усвоения социальных норм, ценностей, типичных форм поведения
19. В процессе педагогического взаимодействия между учителем и обучающимися
1. система установления благоприятных отношений между воспитанником и воспитателем;
√2. система научнообоснованных методов и приемов, способствующих установлению таких
отношений между воспитателем и воспитанником, при которых достигается заданная цель;
3. педагогическая деятельность воспитателя, умеющего вести воспитанников за собой;
4. система воспитывающих ситуаций.
21. Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует
применению знаний на практике?
3. культурологический4. творческий
22. Какие методы, технологии способствуют формированию социальных качеств
1. проблемный метод√2. технология сотрудничества и взаимообучения
3. вербальный метод4. метод наглядности
23. Усвоение знаний и овладение обобщенными способами действий является
1. совместной деятельности учителя и ученика
2. учебной деятельности
3. педагогической деятельности
√4. все ответы верны
1. инспекция по делам несовершеннолетних и школа
2. педсовет и методическое обучение учителей
√3. социальные институты, обеспечивающие обучение и воспитание человека
4. Министерство образования и областное управление образованием
25. Индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как
отражающей системы, определяющей все другие психические явления, составляет суть:
1. системного подхода
2. принципа развития
√3. принципа личностноориентированного подхода
4. принципа детерминизма
26. Для волевого регулирования поведения и деятельности необходимы действия:
27. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это:
28. По И. П. Павлову классификацию типов темперамента необходимо строить с учетом:
1. соотношения жидкостей в организме человека
√2. особенностей функционирования нервной системы
3. строения тела
4. преобладания правого или левого полушария головного мозга
1. послушание ребенка
√2. отсутствие нарушений в межличностных отношениях
3. предсказуемость поведения
4. качественные преобразования в психическом развитии
типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику психического
развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно
своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.
1. ведущая деятельность
√2. социальная ситуация развития
3. социальная имитация
4. все ответы не верны
31. Мировоззрение и профессиональные интересы являются личностными
2. младшего школьного
√4. старшего школьного
32. Ведущим видом деятельности подростка является:
2. учебнопрофессиональная деятельность
3. эмоциональное общение
√4. общение со сверстниками
33. В теории культурно-исторического развития психики Л. С. Выготский,
рассматривая вопрос о взаимоотношении обучения и развития, показал, что не всякое
1. его актуального развития
√2. его ближайшего развития
3. его перспективного развития
34. Кто является автором теории поэтапного формирования умственных действий?
√1. П.Я. Гальперин
2. Ж. Пиаже
3. К. Роджерс
4. Л.С. Выготский
35. Кто одним из первых в нашей стране разработал психологопедагогическую
концепцию проблемного обучения?
1. В.В. Давыдов
√2. Л.В. Занков
3. Л.С. Выготский
4. А.М. Матюшкин
действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально
поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в
самоконтроль и самооценку
4. педагогическая деятельность
37. Средством невербального общения не является:
1. контакт глазами
3. поза и жесты
38. Соглашение путем взаимной уступки при столкновении какихлибо интересов,
39. Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в
переживания в другого человека – это:
40. Механизм социального восприятия, в основе которого лежит способность человека
представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению – это социальная
41. Федеральный государственный образовательный стандарт это документ,
1. структуру программ развития и воспитания, реализуемых в образовательном учреждении
2. требования к результатам освоения основной образовательной программы, к ее структуре и
3. предмет и объект деятельности педагогических работников образовательных учреждений
√4. основные образовательные программы начального, основного и общего среднего
42. Совокупность взглядов, представлений, идей, направленных на изучение и
объяснение педагогических явлений, называется:
1. педагогическим исследованием
√2. педагогической теорией
3. педагогической системой
4. историей педагогики
1. руководство для преподавания учебного предмета
2. особый прием в педагогической деятельности
3. способ действовать, поступать какимлибо образом
√4. способ достижения педагогической цели и решения воспитательных и обучающих задач
44. Главной организационной формой обучения является:
45. К использованию в образовательном учреждении допускаются учебники:
1. любые, выбранные педагогом из перечня, рекомендованного образовательным
√2. рекомендованные и утвержденные Минобрнауки РФ
3. рекомендованные методической службой
4. предложенные издателем учебной литературы
46. Профессиональная компетентность педагога это:
1. профессионализм в педагогической деятельности
√2. знание, опыт и совокупность профессиональноличностных качеств, обеспечивающих
эффективное решение вопросов обучения и воспитания
3. совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия
для эффективной деятельности в образовательном процессе
4. способность человека к восприятию, пониманию, осмыслению и предвосхищению явлений
47. Изучение учебного материала, выстраиваемого последовательно, с постепенным
усложнением и углублением знания, определяется как:
1. концентризм в обучении
2. спиралевидный способ построения содержания
√3. линейный способ построения содержания
4. модульный способ построения содержания
48. В примерной программе среднего (полного) общего образования по химии (базовый
уровень), составленной на основе федерального компонента государственного
стандарта среднего (полного) общего образования предусмотрены следующие типы
1. вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
2. вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
3. установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
√4. нет расчетных задач
49. Приемы могут носить следующий характер:
1. активный, пассивный и ведущий
√2. логический, организационный и технический
3. монологический, диалогический и эвристический
4. активный, организационный и технический
50. Инновационный вид обучения, содержание которого структурируется в автономные
организационнометодические блоки, позволяющие адаптировать учебный процесс к
индивидуальным возможностям обучающихся, определяется как:
1. программированное обучение √2. дистанционное обучение
3. модульное обучение 4. проблемное обучение
51. Разновидность словесного метода, применяемая на уроке при знакомстве
обучающихся с историей открытий в области химии, биографией ученого, с описанием
какихлибо химических явлений:
52. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя
1. структуре основных образовательных программ
2. условиям реализации основных образовательных программ
3. результатам освоения основных образовательных программ
√4. верны все вышеуказанные варианты
53. Материальные объекты, являющиеся носителями учебной информации
инструментом деятельности педагога и учащихся, определяются как:
1. контрольные работы
2. ученические дневники
3. школьная документация
√4. средства обучения
1. способность к творческой деятельности
2. предрасположенность к интеллектуальной деятельности
3. общая способность или внутренняя готовность учащихся к усвоению знаний
4. развитая мотивационная сфера личности
55. Проблемное обучение раскрывается через:
√1. постановку учителем и разрешение учеником проблемного вопроса, задачи и ситуации
2. продуктивную деятельность учащихся, осуществляемую в «зоне ближайшего развития
3. кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная
4. стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности
56. Термин «воспитывающее обучение» был введен известным педагогом
√1. И.Ф. Гербартом
2. Я.А. Коменским
3. Ф.А. В. Дистервегом
4. И.Г. Песталоцци
57. Уважение личности ребенка, доверие к нему, создание в школе благоприятных
условий для раскрытия и развития способностей и дарований детей означает
√1. гуманизации образования
2. гуманитаризации образования
3. индивидуализации образования
4. демократизации образования
58. Противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и
практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их
умственного развития и отношений является:
1. условием развития познавательной активности учащихся
√2. движущей силой процесса обучения
3. педагогической проблемой
4. сущностью процесса обучения
59. Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует
60. Вариативная составляющая содержания образования:
1. обеспечивает приобщение школьников к общекультурным и национально значимым
2. способствует индивидуализации процесса обучения, учитывая личностные особенности,
интересы и склонности учащихся
√3. является дополнительной составляющей содержания образования (факультативные
4. обеспечивает подготовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения
61. Ценностные ориентации – это:
1. результат усвоения индивидом социального опыта
2. главный механизм формирования новых идей, способов деятельности
3. поиск идеально представленного желаемого результата деятельности
√4. определение индивидом важных для себя жизненных смыслов, идеалов, интересов,
1. anna; 2. univer.ru;
63. Содержание курса химии, достаточное для продолжения образования по химическим
специальностям, определяется государственным стандартом:
1. основного общего образования по химии
√2. среднего общего (полного) образования по химии (профильный уровень)
3. такого стандарта нет
4. среднего общего (полного) образования по химии (базовый уровень)
64. Каково назначение лабораторного опыта на уроке
1. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками в домашних условиях
2. выполнение эксперимента школьниками в процессе изучения темы на уроке
3. наблюдение учащихся за экспериментом, выполняемым для всего класса на уроке
√4. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками после изучения раздела или
65. Побуждения, вызывающие активность человека и определяющие ее
66. Каково назначение демонстрационного эксперимента?
2. самостоятельное выполнение эксперимента школьниками в процессе изучения темы на
√3. наблюдение учащихся за экспериментом, выполняемым для всего класса на уроке
67. Инновации в образовании – это:
1. оригинальность школьной жизни
√2. распространение новшеств в педагогической практике
3. консервативный подход в образовании
4. творческий подход к педагогической деятельности