Общие и профессиональные компетенции что это

Ключевые слова: педагогическая компетентность, компетенция, модель педагогической компетентности, стадии формирования компетентности

Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся  в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях, умениях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельную и успешную деятельность.

Компетенция – это  норма (требования) к образовательной подготовке педагога, позволяющая осуществлять успешную деятельность в определенной сфере. Компетентность педагога состоит из трех составляющих: общекультурной, профессиональной и социальной компетентностей.

  • Общекультурная компетентность — уровень образованности, достаточный для самообразования.
  • Профессиональная компетентность — качество личности, которое проявляется  в способности  и готовности к деятельности, позволяющей успешно решать педагогические задачи  на основе  владения педагогом необходимой суммой знаний, умений, навыков и опыта.
  • Социальная компетентность — социальные  навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Социальная компетентность предполагает владение видами компетентности, связанными с  системой человеческих ценностей, способами функционирования социума и своей собственной ролью в этой структуре.

Общие и профессиональные компетенции что это

Можно выделить 4 стадии формирования компетентности.

Неосознанная некомпетентность. На этой стадии педагог не осознаёт, что результативность его работы не соответствует ожиданиям или предъявляемым требованиям, что само по себе является препятствием к обучению. Поэтому первоочередной задачей на этом этапе выступает перевод педагога в состояние осознанной некомпетентности.

Осознанная некомпетентность. Цель данного этапа — осознание педагогом необходимости в повышении своего профессионального уровня. Основанием для оценки уровня своей  компетентности могут послужить: изучение модели педагогической компетентности педагога; результаты диагностики учащихся; результаты контроля; посещение уроков своих коллег, презентации опыта эффективной педагогической практики коллег и т.

Осознанная компетентность: Эта стадия характеризуется умением (не всегда уверенным) выполнять поставленную перед собой задачу на основе приобретённых знаний, умений и навыков. На этом этапе педагог  работает не автоматически, а постоянно продумывает  свои действия, анализируя достигнутые результаты своей деятельности.

Неосознанная компетентность. Данная стадия характеризуется автоматическим выполнением правильных действий, которое входит в привычку. Это качественное изменение характеризует более высокий уровень профессиональной компетентности, который достигается практикой, повторением опыта и постоянным самоанализом деятельности.

Для перевода в состояние осознанной компетентности необходима планомерная организация процесса непрерывного образования педагогов внутри колледжа, вне него, а также  самообразование

Хотелось бы, чтобы у всех педагогов была сформирована неосознанная компетентность. Но  не у всех педагогов есть большой опыт и желание  постоянно анализировать свою деятельность и постоянно ее совершенствовать. Но ,тем не менее,  у нас есть такие педагоги и  мы видим, что  их число растет.

На современном этапе образование претерпевает изменения. Проблемы подготовки компетентных специалистов находят всё более широкое обсуждение среди преподавателей среднепрофессиональных и высших учебных заведений. Преподаватели понимают, что одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно изменять содержание уроков, осваивать деятельностные технологии, т. создавать все условия направленные на формирование ОК и ПК, содержащихся в ФГОС.

Речь идёт о технологии обучения, предполагающей, концентрацию учебного времени, учебного материала и деятельности преподавателей и обучающихся на непрерывном изучении небольшого (от одного до трех-четырех) числа предметов. Главной задачей профессионального образования в настоящее время является качественная подготовка будущих рабочих. Выпускники профессиональной школы должны свободно владеть своей профессией и быть востребованными на современном рынке труда. Ключевым понятием современного профессионального образования, в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, выдвигается понятие компетенций, которое рассматривается, как способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности. Сформированность общих и профессиональных компетенций обеспечит качество подготовки выпускников профессионального образования. В последнее время, реализация новых образовательных стандартов в Рязанском автотранспортном техникуме и профессиональном образовании в целом, основана на модульно-компетентностном подходе, особенностью которого является переход в конструировании содержания образования от знаний к способам деятельности, что обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций, а значит и качественную подготовку выпускников.

В образовательных стандартах по профессиям и специальностям СПО прописаны требования к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ. Проектируя содержание учебного процесса изучения студентами курса физики, мною использованы основные принципы модульного обучения. В программе содержание предмета разбито на модули. Модули рассчитаны на 12 или на 24 часа. Принцип модульности обучения предполагает цельность и завершённость, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Из блоков-модулей, как из элементов, конструируется учебный курс по предмету. Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемы и подвижны. Каждый модуль предусматривает организацию учебной деятельности таким образом, что создаются условия направленные на развитие общих и профессиональных компетенций. Кроме того работа учащихся с учебными материалами направлена на развитие самостоятельности, активности, ответственности, что в современных условиях рыночной экономики является важным показателем. Подобное погружение в предмет даёт возможность поддерживать на высоком уровне работоспособность обучающихся и способствует более эффективному запоминанию ими учебного материала. Для более плодотворного усвоения материала, мною часто используется групповая работа студентов. Роботу в группах можно эффективно применять на разных этапах урока: и во время изучения нового материала, и при его проверке. Цель использования групповой работы – формирование общих компетенций таких как: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством; брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполненных заданий; принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность за них.

Не любое совместное выполнение на уроке задания группой обучающихся можно назвать групповой формой организации работы. Это происходит, если выполняются следующие условия:

– на данном уроке обучающиеся делится на группы для решения конкретных учебных задач, в идеале – студенты сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;

– состав группы не может быть неизменным, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;

– каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных преподавателем, и выполняет его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы;

– учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы.

Безусловно, такая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств. Во – первых, повышается учебная и познавательная мотивация обучающихся. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача техникума не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Обучение должно содействовать личностному росту каждого обучающегося, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в коллективе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Во время урока, организуя групповую работу студентов, имеются определенные трудности. Например, когда обучающиеся формируют неодинаковые по уровню знаний группы. Подобное объединение не несет положительного результата, у слабой группы быстро пропадает интерес к процессу, так как всю информацию и знания привносит сильная группа. Зачастую студенты с меньшим уровнем знаний не желают или боятся высказать свое мнение по поводу решения стоящей задачи перед более сильными студентами. Из этого вытекает вывод, что процесс формирования групп надо контролировать, чтобы обучающиеся вынуждены были работать вместе. Можно предложить такой вариант: давать оценку активности работы студентов или делить результат работы группы на всех ее участников с учетом их активности. Также можно внутри групп разделить роли между участниками, чтобы результат был получен путем сложения усилий каждого. Другой рекомендацией усиления активности студентов в группе может выступать такой подход: самостоятельное решение поставленной задачи, последующее обсуждение в группе каждого решения (без вынесения критических оценок) с выбором наилучшего решения от имени всей группы. Сформировать группы и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Если у обучающихся нет опыта группой работы, преподаватель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы.

Приемы групповой работы

Изучение нового материала. Класс делится на группы. Группы получают одинаковые задания, каждый член группы выполняет свое задание, изучает свой вопрос, по определенному плану. Далее обучает других членов группы и учится у них. Самостоятельна работа с учебником. Каждому члену группы дается одно и тоже задание составить план прочитанного текста с помощью вопросов и ответов. Далее группы получают карточки с формулировкой пунктов плана (перечень основных вопросов, которые преподаются, но в последовательности, что не отвечает структуре текста в учебнике). После индивидуального изучения параграфа в группах изменяют нумерацию согласно с последовательностью изложения материала учебника. Такая работа способствует формированию у обучающихся следующих компетенций: умения организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Провожу групповую работу при изучении темы “Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар” класс делится на 4 группы, каждая получает своё задание: “Испарение с точки зрения МКТ”, “Зависимость испарения от внешних и внутренних факторов”, “Изменение температуры жидкости при испарении”, “Значение испарения в жизнедеятельности растений, животных, человека”. В течение 10-15 минут обучающиеся повторяют изученный в 8 классе материал, находят новые факты в учебнике, просматривают подготовленный заранее материал (доклады по теме, подготовленные к этому уроку). Затем они договариваются, кто и как будут представлять материал и выступают со своими сообщениями. В конце урока подводится итог совместной работы. Оцениваются ответы отдельных обучающихся, работа групп.

Другая форма проведения урока – ролевые игры. Например, по теме “Электроэнергетика”. В классе подбираются “специалисты”, которые предлагают свой “товар” – электроэнергию, выработанную на какой-либо электростанции. Они должны показать, что их “товар” – самый качественный, дешёвый и т. “Оппоненты” от каждой группы должны найти недостатки этих видов “товара”. “Эксперты” после выступления каждой группы оценивают представление “товара” с учётом выступления оппонентов и выбирают самый качественный, дешёвый, экономичный, перспективный и т. “товар”.

Проведение конференций способствует формированию у обучающихся следующих компетенций: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для выполнения профессиональных задач; использовать информационно-коммуникативные технологии. Кроме того, очень велико значение конференций для развития устной речи, умения грамотно и логично излагать отобранный материал.

Подготовка к конференции состоит из следующих этапов:

1. тема и план занятия даются за две – три недели либо в начале изучения темы. класс разбивается на творческие группы по 4-5 человек

3. каждая группа выбирает один из вопросов и прорабатывает его, т. подбирает литературу, знакомится с материалом. распределяются обязанности в группе: кто готовит текст выступления, кто выступит в роли докладчика, кто готовит опыты, наглядные средства;

5. за несколько дней до конференции с каждой группой проводится консультация, в ходе которой учитель обсуждает содержание материала. Естественно, что на первых порах возникает немало проблем и трудностей, но при систематическом проведении конференций у обучающихся накапливается опыт, формируются умения и навыки, проблемы постепенно снимаются. Подготовка и проведение конференции, конечно, большая нагрузка и для преподавателя, и для ребят, так что подобной формой работы не следует злоупотреблять. Достаточно проводить конференции два – три раза в год.

Например, я провожу пресс-конференцию “Тепловые двигатели и вопросы экологии”, “Развитие средств связи”, “Атомная энергетика. Проблемы и перспективы” и т. Учащиеся выбирают по своему желанию тему, которую они хотели бы раскрыть и организуют группы “специалистов” или “журналистов”. “Специалисты” подбирают материал для раскрытия избранной темы, готовят наглядный материал (например, таблицы, плакаты, презентацию), договариваются, кто и как будет представлять весь собранный материал на конференции. “Журналисты”, в свою очередь, готовят вопросы “специалистам”, которые они им зададут на конференции.

Групповую работу довольно часто провожу при решении задач по различным темам курса физики. Группы подбираю различные на разных уроках. На одном уроке это могут быть группы “одинаковые” по уровню знаний, т. в каждой группе есть учащиеся, которые более легко справляются с заданиями, и учащиеся, которые затрудняются в решении задач. В этом случае задание содержит задачи разной степени сложности, и учащиеся сами выбирают, кто какое задание будет выполнять. Конечно, более “продвинутым” ученикам приходится в этом случае помогать более слабым учащимся. Результат оценивается по тому, насколько активны все участники группы и насколько хорошо они выполнили все задания.

На других уроках решения задач в группы подбираются обучающиеся, имеющие более или менее одинаковые способности. Группе, где ребята “посильнее”, даю более сложные задания, а там, где “послабее”, естественно, более простые. В этом случае ребятам не на кого надеяться, кроме как на самого себя, поэтому все работают в меру своих сил и способностей.

При работе с тестами я тоже использую возможность работы в парах. Выглядит это следующим образом. Сначала ученики работают индивидуально: каждый со своим вариантом тестовой работы. Время работы зависит от объема теста. Затем пары обмениваются своими работами – этап взаимной проверки. После этого начинается этап обсуждения – если ребята нашли друг у друга ошибку (или считают, что ответ напарника неверный) они доказывают друг другу свою точку зрения. Данный способ работы с тестами является, по моему мнению, более эффективным, чем просто ответы на вопросы. Этап обсуждения позволяет учащимся обосновать свое мнение, доказать его правильность или найти свою ошибку. Это дает возможность еще раз продумать тему, лучше усвоить материал уже на этапе его проверки.

Таким образом, групповая работа учащихся может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решение задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. Как и при индивидуальном обучении, в группах организуется самостоятельная работа учащихся, но выполнение дифференцированных групповых заданий приучает обучающихся к коллективным методам работы.

Далее приведу ряд примеров качественных и расчетных задач с профессиональным содержанием. При подборе и составлении таких задач необходимо учитывать следующее:

– Рассматриваемый технический объект должен иметь широкое применение в народном хозяйстве на производстве;

– В задаче должны быть использованы реальные данные о машинах, процессах и т. – В задаче должны быть поставлены такие вопросы, которые встречаются на практике;

– Задачи по содержанию и по форме должны быть максимально приближены к условиям жизни;

– Используемый в задаче производственный материал необходимо увязывать с изученным программным материалом по физик;. – Условие задачи должно быть изложено с технической точки грамотно и методически правильно. Перед тем как приступить к ее решению, необходимо четко прочитать условие, рассмотреть ее физическую сущность и определить, какие физические величины надо знать, чтобы решить задачу.

Условие задачи желательно сопровождать рисунком, схемой, т. это мотивирует студентов и концентрирует их внимание на содержании задачи. К оформлению условий задач я привлекаю студентов. Для решения качественных задач, не требуется никаких вычислений. Студенты пользуются изученными физическими закономерностями, информацией, полученной из «интернета» и применяют их к анализу явлений, о которых идет речь в задаче. Использование на занятиях по физике качественных задач способствует формированию у студентов интереса к избранной ими профессии. В процессе решения таких задач студенты осознают роль изучения физики в их будущей профессии, что повышает их активность при изучении этого предмета. Умение анализировать различные физические явления подталкивает студентов к более сознательному успешному изучению специальных дисциплин. Решение качественных задач с профессиональным содержанием способствует развитию и выработки профессиональных компетенций студентов. Решение качественных задач можно использовать в качестве мотивации, во время изучения нового материала и во время закрепления и повторения.

Виды транспорта. История создания тепловых двигателей и их значение. Физические основы работы тепловых машин. Экологические проблемы и пути их решения.

Демонстрации. Устройство и действие двигателя внутреннего сгорания (на модели). Модели видов транспорта. Практическая работа. «Влияние загрязнений окружающей среды на организм человека». Ролевая игра. «Суд над автомобилем». Экологическая конференция. «Тепловые машины в жизни человека». Количественные и качественные задачи.

Умение оперировать полученными данными, четко ставить ответ, описывать известные явления в окружающем мире и профессиональной деятельности развивается и при работе с тестами

Задание из серии «Занимательная физика» всегда привлекают студентов. Правильно составленный и оформленный кроссворд развивает как мыслительную и познавательную деятельность, так и вырабатывает после разгадки чувство уверенности и гордости в свои силы, чего так не хватает нашим студентам. Не малую роль в развитии чувства необходимости изучения физики у студентов как необходимого звена в обладании профессией играет и внеурочная работа. Я часто провожу декады по физике под названием «Физика вокруг нас», каждая группа выбирает себе раздел физики и готовит выставку приборов, предметов, различных вещей, применение которых отражает то или иное физическое явление или закон.

Оформление кабинета тоже должно способствовать профессиональной направленности при преподавании физики как одного из методов мотивации обучающихся к изучению физики и овладению профессией. В течение года я со студентами постоянно обновляю содержание стенда «Физика в моей профессии», куда помещаем интересные сведения, новинки, раскрывающие данную тему.

Из-за того, что дети Физику считают не только трудной, но и ненужной наукой, меня всегда волновал вопрос: как вызвать интерес, стремление к познанию науки, как приобщить ребят к изучению преподаваемого предмета, как помочь им организовать их внутренние силы к освоению нового и наверстыванию упущенного старого. Поэтому стараюсь свою работу строить, упираясь и на требования сегодняшней педагогической науки (использовать современные методики, ориентированные на действия, применять ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности), и учитывать то, что современное общество требует от молодого человека знаний основ наук как гуманитарного, так и естественно – математического цикла, умение наблюдать и объяснять природные явления, производить несложный технический ремонт бытовых приборов, объяснять и соблюдать требования охраны труда, пользоваться современными техническими и вычислительными приборами. Учитывая отношения многих наших студентов к учебному процессу, их багаж школьных знаний, интеллектуальный уровень, физическое здоровье, бытовые условия, приходится на уроках физики постоянно подчеркивать нужность изучаемого материала, связывать данную тему с осваиваемой профессией. Это делается с помощью решения задач с производственным содержанием, творческо-поисковых заданий, внеурочной работы, оформлений стендов и выставок, отражающих необходимость знания физической науки и умения применить их как в производственной деятельности, так и в быту, выполнением рефератов. Таким образом, постоянная связь преподавания физики с профессиональным обучением вызывает не только интерес к изучению науки физики, но и способствует развитию профессиональных навыков и умений, решению профессиональных проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей, т. способствует повышению личностных и профессиональных компетенций студентов.

Каждый выпускник университета должен покинуть учебное заведение не только с дипломом о высшем образовании, но и с набором ключевых знаний, умений и навыков. В современных стандартах они называются компетенциями студентов вузов, и сегодня мы расскажем о них подробнее.

Доверь свою работу кандидату наук!

Больше интересных фактов о мире образования вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале. А в акционной группе мы делимся с подписчиками скидками и бонусами.

Профессиональные и общие компетенции студента

Существует несколько классификаций видов компетенций студентов. Остановимся на самой распространённой, согласно которой выделяют:

  • общие компетенции студентов;
  • профессиональные компетенции студента;
  • социальные компетенции студентов;
  • универсальные компетенции студента.

Процесс формирования общих и профессиональных компетенций студентов обычно определяется образовательными стандартами, развитие других категорий зависит от опыта студента и его личностного развития.

Не следует путать компетенцию и компетентность: первое — это инструмент, постоянное применение которого приводит к тому, что человек становится компетентным в той или иной области.

Формирование общих компетенций студентов

Общая компетенция — способность человека применять полученные знания и усвоенные умения, использовать обобщённые методы выполнения действий.

Простыми словами, это способность качественно выполнять работу по полученной специальности, понимание её сути и своей социальной ответственности. Эту основную компетенцию студенты формируют на протяжении всей учёбы, когда изучат и общие, и специальные дисциплины, проходят практику, готовят учебные и научные работы.

Формирование профессиональных компетенций студентов

К этой группе относятся компетенции, сформированные студентом при прохождении практики и во время изучения специализированных предметов.

Эти компетенции будут отличаться в зависимости от выбранного студентами направления: журналисты должны уметь создавать информационные материалы, экономисты — заниматься финансовыми операциями и т.

Оценка сформированности компетенций у студента зависит от нескольких факторов: содержания образовательного стандарта, академической успешности учащегося, его социальной активности.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Общие и профессиональные компетенции что это

Компетенция студента — итог обучения и сознательной деятельности по развитию личности

Другие компетенции, сформированные студентом

Среди социальных и универсальных компетенций, наибольшее внимание уделяют развитию социокультурной, исследовательской, предпринимательской и блоку личностных.

Развитие социокультурной компетенции у студентов

Эта компетенция связана с общим культурным уровнем учащегося. Она определяет их способность понимать произведения искусства, культурные основы семейных и общественных явлений. Развить её можно с помощью знакомства с литературой и другими видами искусства: живописью, классической музыкой, театром.

Также очень важно формирование межкультурной компетенции студентов, которая позволяет им понимать не только культуру своего народа и страны, но и других наций и государств.

Исследовательская компетенция студентов

Эта компетенция формируется в ходе самостоятельной научной работы студента: в процессе подготовки рефератов, курсовых и дипломных работ. Также важное значение для развития компетенции имеет участие в научных конференциях, написание тезисов и статей.

Предпринимательские компетенции студентов

Эти компетенции важны для любого современного специалиста: современный выпускник вуза должен уметь проявлять качества организатора, а не быть лишь исполнителем поручений.

Сформировать эти компетенции поможет участие в профсоюзной работе, конкурсах стартапов и т.

Личностные компетенции студентов

Это большой блок универсальных компетенций, который направлен на освоение средств и способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Для формирования этих компетенций нужна комплексная работа над собой, использование передовых методик.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы имеете общее представление о модели компетенций студентов. На их становление влияют как учёба и прохождение практики, так и личный студенческий опыт: участие в общественной жизни, самостоятельная работа, личностное развитие. На помощь учащимся всегда готовы прийти эксперты образовательного сервиса: они позаботятся о том, чтобы учебных проблем в вашей жизни было меньше, а времени на саморазвитие — больше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *