ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

[битая ссылка] ebooks@prospekt. org

Валентина Прохорова Реферат «Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики»

Педагогическая отрасль знаний – одна из самых древних. Педагогика развивается и совершенствуется вместе с обществом.

В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

О чем речь? Отрасли педагогики сформированы как ответвления всей науки. Каждая из них имеет вид самостоятельного научного учения. Сама педагогика сложна и многогранна, а потому постоянно развивается, обрастая новыми направлениями.

Какие есть? Педагогические отрасли имеют длительный исторический путь развития. На его протяжении происходило выделение отдельных видов в зависимости от того или иного этапа общественного развития. Сегодня появляются все новые разделы, которые имеют ряд своих особенностей.

Обязательные курсы для педагогов на 2023-2024 учебный год со скидкой 40%
Купить курсы со скидкой

Педагогика как
наука в отличие от житейских знаний в
области воспитания и обучения обобщает
разрозненные факты, устанавливает
причинные связи между явлениями. Она
отвечает на вопросы о том, какие и почему
происходят изменения в развитии человека
под влиянием обучения и воспитания.

Для определения
педагогики, как науки важно устано­вить
границы ее предметной области, ответив
на вопрос: что же она изучает? Поэтому
необходимо осмысление объекта и предмета
педагогики.

Объект

это область действительности, которую
ис­следует данная наука. Предмет

способ видения объекта с позиций этой
науки.

В определении
объекта и предмета педагогики существуют
разные точки зрения. Некоторые ученые
объектом
педагогики
считают воспитание,
другие образование.
В последние годы ученые все чаще отдают
приоритет обра­зованию, понимая его
как целенаправленный процесс вос­питания
и обучения в интересах человека, общества
и го­сударства.

Предметом
педагогики является педагогический
про­цесс

специально организованное, развивающееся
во времени и в рамках определенной
воспитательной системы взаимодействие
воспитателей и воспитанников, направлен­ное
на достижение поставленной цели я
призванное при­вести к преобразованию
личностных свойств и качеств воспитанников.

Педагогика исследует
сущность, закономерности, прин­ципы,
тенденции и перспективы развития
педагогического процесса, разрабатывает
теорию и технологию его органи­зации,
совершенствует содержание и создает
новые орга­низационные формы, методы
и приемы педагогической де­ятельности
воспитателей и воспитанников (детей и
взрослых).

Таким образом,
педагогика

это наука о воспитании, обучении и
образовании детей и взрослых.

Педагогическая
наука осуществляет те же функции, что
и любая другая научная дисциплина:
общетеоретическую, прогностическую и
практическую.

Общетеоретическая
функция
педагогической науки со­стоит в
теоретическом анализе закономерностей
педагоги­ческого процесса. Наука
описывает педагогические, факты, явления,
процессы; объясняет, по каким законам,
при ка­ких условиях, почему они
протекают; делает выводы.

Прогностическая
функция
педагогики заключается в обоснованном
предвидении развития педагогической
ре­альности (какой, например, будет
школа будущего, как бу­дет изменяться
контингент учащихся и т.п.). На базе
науч­но обоснованного прогноза
становится возможным более уверенное
планирование. В области воспитания
значимость научных прогнозов исключительно
велика, ибо по своей природе воспитание
устремлено в будущее.

Практическая
(преобразовательная, прикладная) функция
педагогики состоит в том, что на основе
фундаментального знания совершенствуется
педагогическая практи­ка, разрабатываются
новые методы, средства, формы, системы
обучения, управления образовательными
структурами.

Единство всех
функций педагогики позволяет наиболее
полно решать задачи педагогического
процесса в различ­ных типах
образовательно-воспитательных учреждений.

Объект
педагогики
– это явления действительности, которые
обусловливают развитие человека, иначе
говоря, это образование,
изучением которого занимается целый
ряд наук (философия, психология, социология
и др.). Педагогика
– это единственная специальная
наука об образовании
в ряду наук, которые могут изучать те
или иные стороны образовательной
деятельности.

Предметом
педагогики
выступает образование как реальный
целостный педагогический процесс,
целенаправленно организованный в
специальных социальных институтах
(семье, образовательных и
культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика
как наука изучает сущность, закономерности,
тенденции, перспективы образования и
средства развития человека на протяжении
всей его жизни. На этой основе педагогика
разрабатывает теорию и технологию
организации образовательного процесса,
формы и методы взаимодействия педагога
и учащихся, а также стратегии и способы
их взаимодействия.

Педагогика
в первую очередь изучает три
главные составляющие образовательного
процесса:

– цели
обучения (для чего учить);

– содержание
обучения (чему учить);

– формы
и методы обучения (как учить).

Основные
задачи педагогики
направлены на создание эффективной
педагогической системы во всех
направлениях человеческой жизни:
общественной, личной, политической и
т. д.

К
таким задачам можно отнести:

– выявление
и изучение закономерностей в области
воспитания и обучения, управления
образовательными и воспитательными
системами;

– изучение
и распространение педагогического
опыта;

– прогнозирование
дальнейшего развития образовательных
систем;

– разработку
новых методов, средств и форм обучения
и воспитания;

– внедрение
результатов педагогических исследований
в практику образования;

– участие
в международных педагогических проектах,
обмене информацией, изучение зарубежного
опыта педагогической работы;

– разработку
систем функционирования педагогических
учреждений и повышения их эффективности.
Педагогическая наука осуществляет те
же функции, что и любая другая научная
дисциплина: описание,
объяснение и предсказание явлений
того участка действительности, который
она изучает. Но педагогическая наука,
объект которой лежит в социально-гуманитарной
сфере, имеет свою специфику. Педагогическая
действительность не может ограничиться
лишь объективным отображением изучаемого.
В ней совмещаются две функции, которые
в других научных областях обычно поделены
между различными дисциплинами:

Научно-теоретическая
функция, которая реализуется на трех
уровнях:

– описательном
(изучение передового, инновационного
педагогического опыта);

– диагностическом
(выявление состояния педагогических
явлений, успешности и эффективности
совместной деятельности педагогов и
учащихся);

– прогностическом
(экспериментальные исследования
педагогического процесса и построение
более эффективных моделей этого
процесса). Конструктивно-техническая
функция также реализуется на трех
уровнях:

– проективном
(разработка методических материалов,
учебных планов, учебных пособий);

– преобразовательном
(внедрение достижений педагогической
науки в практику);

– рефлексивном
и корректировочном
(анализ и оценка влияния результатов
научных исследований на практику
обучения и воспитания).

Общие основы педагогики

1. Объект, предмет и функции педагогики.

2. Основные педагогические категории.

3. Педагогика и другие науки о человеке.

Содержание лекционного материала

Что называют педагогикой?

С древнегреческого языка дословный перевод данного слова обозначает «детовождение» (от слов «пайдос» – дитя и «аго» – вести).  Педагогом в Древней Греции называли раба, который сопровождал ребенка своего хозяина в школу, прислуживал ему на занятиях и дома. И только потом роль педагога изме7нилась и само понятие стало употребляться совершенно в другом смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни – обучать его, воспитывать, помогать в личностном становлении, духовном и физическом развитии личности.

Потребность передавать знания и культурные ценности от поколения к поколению сделали педагогику важной общественной наукой, изучающей особенности отбора, адаптации к особенностям ребенка и передачи социального, историко-культурного опыта от старших к младшим.

Сегодня объектом педагогики, также как и многих других гуманитарных, общественных наук, считают человека, человека развивающегося. Непрерывное развитие  свойственно как отдельному человека, так и всему обществу – все больше усложняется социальный опыт, убыстряются процессы старения и появления новых знаний, новых способов деятельности, новых технологий, которые оказывают серьезное влияние на изменение образа жизни людей, их культурного мировосприятия.

Предметом педагогики принято считать воспитание, понимаемое в широком смысле как процесс передачи накопленного человечеством социального опыта от старших поколений к младшим. По-другому, предметом определяется педагогический процесс, который представляет собой процесс обучения и воспитания человека на всех его жизненных этапах (в течение всей его жизни).

Существует не одно определение педагогики как науки, раскрывающее особенности предмета ее изучения, например:

Кроме этого педагогику необходимо рассматривать как особую сферу социальной деятельности человека, которая направлена на воспитание человека, на организацию его образования как фактора и средства развития личности в течение всей жизни. Каждый человек в той или иной степени занимается педагогической деятельностью: воспитывает своих детей, родителей, друзей и коллег по работе. Но эту деятельность нельзя назвать профессиональной и научно обоснованной, здесь в больше степени проявляется знания и умения человека, его жизненный опыт, авторитет  и личностные качества, возможности влияния на других людей.

Профессиональная педагогическая деятельность, в отличие от непрофессиональной, бытовой, строится на знаниях педагогических проблем и явлений, технологиях и опыте педагогической деятельности. Она направлена на решение педагогических проблем и задач, возникающих в сфере образования и воспитания. С одной стороны, это искусство управления деятельностью воспитанника и процессом взаимодействия с ним. С другой стороны, это технология решения педагогических задач, выбор оптимальных способов воздействия и взаимодействия с развивающейся личностью.

Известный русский педагог К. Д. Ушинский по этому поводу сказал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужна врожденная способность и умение; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и умений необходимы еще и специальные знания».

Различают следующие функции педагогики: общетеоретическую, прогностическую и практическую (или прикладную, технологическую). Общетеоретическая функция заключается в выявлении закономерностей и принципов организации педагогического процесса – наука должна объяснять по каким законам, при каких условиях и почему возникают и изменяются те или иные педагогические явления, факты, процессы.

Прогностическая функция состоит в обосновании развития педагогической действительности и образования. Какие знания и личностные качества будут в будущем востребованы в обществе? Каким должен стать современный человек? Это очень сложные вопросы, ведь от поступления в школу и до получения высшего образования проходит около 15 лет. В это время меняется мир, культура, знания, технологии и профессии – зрелый человек вступает в мир новый, незнакомый его родителям и педагогам в начале пути его развития.

Практическая (прикладная, технологическая) функция заключается в усовершенствовании педагогической практике, появлении или повышении значения отдельных педагогических методов, средств, форм обучения и воспитания. Ведь когда-то педагогике были неизвестны и печатная книга 9учебник), и компьютер с возможностями использования мультимедийных учебных пособий и дистанционного образования, и Единый государственный экзамен с одинаковыми заданиями для всех обучающихся нашей страны, и многое другое.

Этапы развития педагогики можно рассматривать на всем протяжении развития общества. Основой для педагогических знаний и педагогических мыслей послужили отдельные суждения и высказывания философов, культурных деятелей, священнослужителей и народа в целом. Народная мудрость закрепилась в виде пословиц, поговорок, крылатых выражений, народного фольклора. Например:

«Повторенье – мать учения»,

«Наука не пиво, в рот не вольешь»,

«Корень ученья горек, да плод сладок»,

«Век живи – век учись» и многие другие.

Известные люди своего времени оставляли свои потомкам наставления и поучения, представляющих некий свод правил или рекомендаций. В трудах древнегреческих, древнеримских, византийских и восточных мудрецов можно найти бесценные мысли о воспитании и образовании человека.

Сократ видел верный путь проявления способностей человека в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». Он также говорил о себе: «Я знаю, что я ничего не знаю», развивая мысль о бесконечности познания человеком окружающего мира и самого себя.

Сенека считал, что образование заключается не просто в простом заучивании (зубрежке): «Пусть говорит он (ученик) сам, а не его память».

Дальше развитие педагогики двигалось через письменность и появление печатной книги, сделавшей знания более доступными и менее дорогостоящими. В это же время появились первые истинно педагогические произведения, автором самого известного из которых стал Я. А. Коменский, обобщивший существующий педагогический опыт в своем сочинении, названном «Великой дидактикой». Коменский впервые обосновал принципы обучения и воспитания, разработал стройную систему всеобщего образования, предложил классно-урочную систему обучения, по которой мы учимся до сих пор. Коменский верил в расцвет человеческой личности, развитие которой должно достигаться  посредством образования и воспитания. Он писал: «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение».

К двадцатому веку педагогика устоялась как наука и практика обучения и воспитания человека и стала активно обогащаться историческими, социологическими, культурологическими знаниями. Появилось понимание образования и воспитания как социального феномена, связи воспитания с идеями государственности и национальности, возникли идеи элитного образования, свободного воспитания, идеи индивидуализма в воспитании человека и многое другое. Стали выделяться отдельные направления педагогической науки, такие как теория обучения, теория воспитания, история педагогики и другие.

2. Основные категории педагогики

Воспитание в узком смысле – специально организованное воздействие на человека со стороны общественных институтов (педагога) с целью формирования у него определенных качеств личности, ценностей, норм, взглядов и т.д.

Воспитание в широком смысле – передача накопленного социального опыта, норм, ценностей  от старших поколений младшим.

Развитие  – процесс количественных и качественных изменений в человеке (психике человека).

Методология педагогики – учение об организации образовательной (педагогической) деятельности.

Методы педагогики (методы педагогических исследований) – это способы получения научной информации о педагогических явлениях с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Методы теоретические  – анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, моделирование, индукция и дедукция.

Методы эмпирические  – наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, рейтинг, самооценка, шкалирование, эксперимент и др.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития, подготовку к выполнению социальных ролей.

Педагогический процесс – целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Сегодня педагогика, пройдя длительный путь становления и развития, превратилась в целую систему педагогических наук. Основу педагогики как научной дисциплины, изучающей общие закономерности воспитания и обучения человека, является общая педагогика, которая традиционно включает следующие разделы:

Особую группу педагогических наук составляет возрастная педагогика, изучающая специфику педагогического процесса внутри определенных возрастных групп. В нее можно включить и ясельную педагогику, и дошкольную педагогику, педагогику школы (общего образования), педагогику высшей школы, андрагогику (педагогику взрослых) и даже стала развиваться педагогику третьего возраста (для людей пенсионного возраста).

Кроме этого, выделяется отраслевая педагогика, классифицирующая педагогические науки по какой-либо стороне человеческой деятельности или отрасли общественного производства. К этой группе относится военная педагогика, инженерная педагогика, педагогика туризма, спортивная педагогика, театральная педагогика, музейная педагогика, музыкальная педагогика, производственная педагогика и другие.

Также к педагогическим дисциплинам относятся история педагогики, сравнительная педагогика (занимается сравнением образовательных систем в разных странах мира), специальная педагогика (исследует обучение и воспитание детей с проблемами здоровья и ограниченными возможностями), этнопедагогика (связана с основами национальных особенностей воспитания человека), социальная педагогика, педагогическая психология и другие.

Крайним уровнем дифференциации педагогических наук выступают отдельные частные или предметные методики (технологии) обучения и/или воспитания. Они связаны либо с отдельными подходами к организации обучения и воспитания ребенка (вальдорфская педагогика, педагогика М. Монтессори, метод проектов), либо со спецификой преподавания конкретных учебных предметов и дисциплин (методика преподавания математики, методика преподавания психологии и т.п.).

Педагогика как наука активно развивается во взаимодействии со многими другими науками, такими как философия, социология, психология, этика и эстетика, экономика, биология, медицина, кибернетика и информатика, этнография, математика. На грани этих взаимосвязей появились смежные науки, такие как педагогическая психология, социальная педагогика, философия образования, педагогическая антропология. Современными авторами развиваются новые направления педагогической мысли, например, на пересечении педагогики и менеджмента предлагается идея создания управленческой антропологии, изучающей педагогические особенности взаимодействия людей в коллективе, в процессе совместной профессиональной деятельности.

  • Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учебник. – М., 2004.
  • Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб., 2003.
  • Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2006.
  • Шепель В. М. Управленческая антропология. Человековедческая компетентность менеджера. – М., 2000.

Классификация отраслей педагогики

Предметом педагогики являются закономерности, повторяющиеся в ходе воспитания любого человека. Эта наука является междисциплинарной, то есть имеет связи с иными научными дисциплинами. На основе этой связи выделяют целый ряд самостоятельных отраслей педагогики.


ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Система педагогической науки по современным представлениям включает несколько подотраслей.

Такое направление, как предметные дидактики, имеет сферой своего интереса общую методологию, цели и задачи, способы познания отдельных направлений образования.

История педагогики прослеживает становление, развитие с ходом истории и на современном этапе педагогических знаний, всевозможные педагогические теории, которые главенствовали в то или иное время.

Сравнительная педагогика позволяет получить представление о сходствах и различиях, общих закономерностях, которые присутствуют в педагогических подходах, практикуемых в разных странах и регионах мира.

Социальная педагогика нацелена на изучение проблем развития образования, происходящего за пределами школы и иных учебных заведений.

Исправительно-трудовая педагогика, как следует из названия, имеет своим предметом способы и методики педагогической работы, проводимой с правонарушителями в целях их исправления.


ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Существует множество отраслей социальной педагогики. К ним относят школьную педагогику, патриотическую педагогику, спортивную педагогику и др. Особенностью каждой из них является применение образовательных приемов в отношении представителей той или иной социальной группы, профессии, определенного возраста и т.д.

Общая педагогика составляет основу для частных направлений, обеспечивает общий методологический аппарат, разрабатывает знания, которые в равной мере применимы к каждой отдельной педагогической отрасли.

В структуре общей педагогики можно выделить несколько направлений.

Дошкольная педагогика

Важнейшее значение для формирования и развития личности индивида имеет такая отрасль педагогики, как дошкольная педагогика. Она отличается наибольшей степенью изученности, так как именно в этот период – с рождения до поступления в школу – закладываются основы воспитания человека.

Этимология слова «воспитание» может давать множество его толкований. Однако ключевым элементом каждого из них является «питание». Оно подразумевает не только обеспечение пищей, но и духовное, нравственное вскармливание, без которого невозможно формирование полноценно развитой личности.

Дошкольная педагогика нацелена на самореализацию индивида, которая является обязательным условием развития общества, приращения его знаний об окружающем мире, его преобразования. Эти цели обеспечиваются за счет практической реализации научных подходов к педагогике, применения научно обоснованных методик и приёмов.

Современная дошкольная педагогика стремится привить каждому ребенку фундаментальные человеческие ценности таким образом, чтобы они стали не навязанными требованиями, а неотъемлемой составляющей личности каждого человека, которая определяет его поведение, принятие решений, становится мерилом, по которому он оценивает поступки окружающих людей. Это и взаимоуважение, и сострадание, почитание старших, любовь к своей семье, родине и многие другие качества.

Таким образом, ключевыми задачами дошкольной подотрасли педагогики как науки выступает определение тех свойств личности, которые возможно сформировать у ребенка в период дошкольного возраста, поиск наиболее эффективных методов их формирования и развития, способов оценки результативности используемых методик.


ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Объем информации в сегодняшнем обществе практически исключает возможность эффективного педагогического процесса лишь в рамках чистого образовательного стандарта. Он обязательно должен сочетаться с различными специальными методиками, в том числе, разрабатываемыми самим педагогом. Раскрытие его собственного творческого потенциала становится необходимым условием современного обучения.

Важнейшим условием успеха педагогической деятельности становится его личностная ориентация. Это значит, что в центре используемых методик должны находиться персональные качества ребёнка. Нельзя всех грести под одну гребенку и ожидать, что одни и те же приемы дадут одинаковый эффект в отношении всех обучаемых.

Дошкольная педагогика представляется как отрасль педагогики, которая способна обеспечить достаточную степень персонализации учебных программ, их использование в рамках учебных групп. Обеспечение применения отдельных методик в коллективных занятиях еще более усложняет данную задачу, поскольку разнообразие личностных и интеллектуальных качеств может быть выражено очень сильно даже в пределах одной возрастной категории.


ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Отметим следующие ключевые задачи, стоящие перед дошкольной педагогикой.

Многообразие стоящих перед дошкольной педагогикой задач подводит к заключению, что не представляется возможным решить их все одними только педагогическими средствами. Должны использоваться теоретические разработки и опыт их практического применения в смежных научных дисциплинах. Так формируются межотраслевые и междисциплинарные методы и приемы, используемые в образовательной деятельности.


ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Продуманная, научно обоснованная комбинация приемов и методик обучения позволяет обеспечить достижение целей дошкольной педагогической деятельности. Подбор конкретных приемов определяется содержанием знаний и навыков, которые даются обучаемым, а также свойствами соответствующей возрастной категории.

Например, у младших дошкольников наибольшую эффективность показывают игровые методики. Занятия у средней дошкольной группы дают оптимальный результат при использовании практических и наглядных инструментов.

По мере приближения к школьному возрасту растет влияние вербальных приемов, значение материально-технического обеспечения преподавания учебного материала. Эмоциональный элемент в обучении постепенно начинает уступать место рациональному, влияя на содержание педагогического процесса.

Дородовая (пренатальная) педагогика

В последние года выделилось новое течение педагогической науки, получившее название пренатальной педагогики. Термин «пренатальный» имеет французское происхождение и буквально может быть переведён как «дородовый».

Медицинские исследования, проведенные в отношении новорождённых, привели к результатам, которые перевернули представления о течении дородового периода. В мозге вновь родившихся детей было обнаружено значительное число погибших нейронов, которые не использовались во время внутриутробного развития. Это позволило предположить, что человек частично утрачивает умственные способности еще до рождения.

Появились всевозможные методики, направленные на внутриутробное интеллектуальное развитие, в котором участвовали не только матери, но и отцы. При этом порой такие методики оказывались сопряжены с физическим воздействием на мать, которое негативно отражалось на ее здоровье и приводило к тяжелым родам.


ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

В России пренатальная педагогика распространилась со второй половины 1980–х годов. Особое место в ней принадлежит исследованиям М. Лазарева, в рамках которых беременные женщины осваивали навыки общения с нерождённым ребенком.

Пренатальная педагогика развивается не на пустом месте. Эта молодая дисциплина заимствует многие постулаты, разработанные пренатальной психологией. Та, в свою очередь, выступает, как отдельное направление педиатрии и гинекологии.

В общем виде пренатальную педагогику можно охарактеризовать как процесс воздействия на ребенка в период его внутриутробного развития, в ходе которого ставится задача повысить уровень умственных способностей, придать начальное развитие личностным качествам, укрепить здоровье и нервную систему еще не родившегося человека.


ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

При этом в числе основных используемых методов фигурируют простейшие манипуляции, которые будущие мамы нередко выполняют, не подозревая, что они воздействуют на состояние малыша.


ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Человечество имеет одной из ключевых своих задач продолжение собственного рода. Еще в античные времена будущую мать стремились окружить заботой и вниманием, создать ей необходимые условия для полноценного питания и поддержания здоровья.

Пренатальная педагогика является отраслью специальной педагогики, которая исследует проблемы дородового развития ребенка. Результаты этих исследований ложатся в основу пренатальных методик, которые влияют не только на плод, но и на родителей, способствуя формированию у них чувства глубокой привязанности, любви к ребенку.

Система педагогических наук

Педагогика, пройдя
длительный путь развития и нако­пив
информацию, превратилась в разветвленную
систему педагогических наук.

Базовой научной
дисциплиной, изучающей общие зако­номерности
обучения и воспитаний человека,
разрабатывающей основы учебно-воспитательного
процесса в образо­вательных и
воспитательных учреждениях всех типов,
яв­ляется общая
педагогика.
Традиционно общая педагогика содержит
четыре больших раздела:

г) школоведение
(управление образовательными систе­мами).

В последние
десятилетия объем материала по этим
раз­делам настолько увеличился; что
их стали выделять в каче­стве отдельных
самостоятельных научных дисциплин.

Особую группу
педагогических наук, изучающих специ­фику
учебно-воспитательной деятельности
внутри опреде­ленных возрастных
групп, составляет возрастная педаго­гика.
Она включает в себя преддошкольную
(ясельную) и дошкольную педагогику,
педагогику школы, педагогику высшей
школы, педагогику взрослых и андрогогику.

Преддошкольная
(ясельная) педагогика
изучает законо­мерности и условия
воспитания детей до трех лет; Вес ее по
мере проникновения научной мысля s
секреты направ­ленного влияния на
формирование интеллекта, эмоцио­нальной
и чувственной сфер личности ребёнка,
его здоровья стремительно увеличивается.
Особенностью ясельной педагогики
является ее тесное взаимодействие с
другими отраслями знаний: психологией,
физиологией, медициной.

Дошкольная
педагогика
— наука о закономерностях раз­вития,
формирования личности ребенка дошкольного
воз­раста. Существуют дидактика
дошкольного образования, теория и
методика воспитания дошкольников,
технология воспитания детей данного
возраста в государственных, частных,
негосударственных учебно-воспитательных
учреж­дениях, в условиях многодетных,
полных, неполных семей, а также семей с
одним или двумя детьми.

Педагогика школы
изучает закономерности обучения и
воспитания детей школьного возраста.
Она относится к са­мым развитым.разделам
науки о воспитании.

Предметы педагогики
высшей школы
являются законо­мерности
учебно-воспитательного процесса в
условиях высшего учебного заведения,
специфические проблемы получения
высшего образования.

Педагогика
взрослых и
андрогогика
изучают особеннос­ти работы со
взрослыми и пожилыми людьми.

Педагогические
дисциплины также подразделяются в
зависимости от того, какая стороне
конкретного вида чело­веческой
деятельности взята за основу классификации.
Выделяют военную,
инженерную, спортивную, театральную,
музейную, музыкальную, производственную
педагогику, педагогику исправительно-трудовых
учреждений
и т.д.

Каждая из этих
педагогик также имеет свой предмет.
Например, военная педагогика раскрывает
закономернос­ти, обосновывает
теоретические положения, разрабатывая
принципы, методы, формы обучения и
воспитания военнослужащих всех рангов.

Закономерности
обучения и воспитания работающих,
повышения их квалификации, освоения
новых профессия изучает производственная
педагогика.

Педагогика
профессионально-технического образования
рассматривает закономерности подготовки
рабочих высокой квалификации.

Исправительно-трудовая
педагогика изучает особенности
перевоспитания лиц, находящихся в
заключении за совершенные преступления.

К педагогическим
дисциплинам также относятся: история
педагогики; сравнительная педагогика,
этнопедагогика, философия воспитания,
социальная педагогика, педаго­гическая
психология, социология образования
и др.

История педагогики
исследует возникновение и разви­тие
учебно-воспитательной практики,
педагогических тео­рий, общих и частных
методологических концепций в различные
исторические эпохи и периоды. Знание
истории педагогики необходимо для того,
чтобы глубже понимать решаемые в
настоящее время вопросы.

Сравнительная
педагогика
занимается сравнительным анализом
образования в разных странах.

Существует также
специальная
педагогика (дефектология).
Oна
исследует закономерности воспитания
и обуче­ния людей с физическими и
психическими недостатками. В состав
дефектологии входят следующие научные
дис­циплины: сурдопедагогика,
тифлопедагогика, олигофрено­педагогика
и логопедия.

Сурдопедагогика
изучает закономерности обучения и
воспитания слабослышащих и глухих
людей; тифлопедагогика 
слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика

умственно отсталых. Логопедия 
наука о нарушениях речи, путях их
преодоления и предупреждения.

Особую группу
педагогических наук составляют так
на­зываемые частные,
или предметные,
методики,
исследую­щие закономерности преподавания
и изучения конкретных учебных дисциплин
во всех типах учебно-воспитательных
учреждений.

Такова система
педагогической науки, возникновение
новых отраслей которой порождается
развитием общества и научного знания.

В сравнении с дошкольным возрастом, при переходе в школу поведение, мышление индивида подвергается значительным изменениям. В нем все более повышается роль рационального начала. Отрасль школьной психологии и педагогики ориентирована именно на тот возраст, в который индивид вступает по окончании детского сада.

Применительно к данному возрасту педагогический процесс имеет отчетливые методологические различия в зависимости от культуры, истории, менталитета той или иной страны, нации. Каждая из таких методик вносит свой вклад в современную теорию образовательного процесса.

Заметим, что в школьном возрасте человек начинает идентифицировать себя как полноценная и уникальная личность. Этот период предшествует получению профессиональной подготовки, которая требует наличия ряда предварительно сформированных интеллектуальных и нравственных качеств.

В этом смысле получение школьного образования и воспитания и последующее прохождение профессионального обучения выступают как единый процесс. В его ходе развиваются качества личности, становящиеся той основой, на которой человек занимает соответствующее положение в обществе и приобретает способность влиять на происходящие в нем процессы.


ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Основными задачами, которые решает дошкольная педагогика, являются следующие.

Решение целого ряда задач, стоящих перед современным российским обществом, требует от школьников не только овладения необходимым учебным материалом и развития интеллектуальных способностей, но и усвоения нравственных норм, которые должны определять содержание и цели любой деятельности.

Как уже говорилось, в современной науке педагогика стала межотраслевой дисциплиной, которая использует разработки целого ряда иных отраслей научного знания. Отметим, что в нынешнее время растет количество детей, как имеющих отклонения в интеллектуальном и психическом развитии, так и склонных к антисоциальному, противоправному поведению. В отношении данной категории особое значение приобретает такая отрасль, как коррекционная педагогика.

Образование имеет неоценимое значение для развития каждого индивида, а значит – и всего общества в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *