– активно вносит вклад в работу других;
– устанавливает позитивный стиль общения;
– выбирает стиль общения в соответствии с ситуацией;
– признает чужое мнение;
– при необходимости отстаивает собственное мнение;
– принимает критику;
– ведет деловую беседу в соответствии с этическими нормами;
– соблюдает официальный стиль при оформлении документов;
– составляет отчеты в соответствии с запросом и предъявляемыми требованиями;
– оформляет документы в соответствии с нормативными актами;
– выполняет письменные и устные рекомендации руководства;
– общается по телефону в соответствии с этическими нормами;
– способен к эмпатии;
– организует коллективное обсуждение рабочей ситуации.
По каждому показателю были сформулированы три утверждения:
“Делаю это редко/иногда”, “Делаю это достаточно часто”, “Делаю это всегда, в любых ситуациях”.
Каждое утверждение соответствует определенному уровню сформированности признака (низкий уровень оценивается в 1 балл, средний уровень в 2 балла, высокий уровень – в 3 балла). Поэтому для самооценки компетенции обучающимся предлагается выбрать один вариант из трех утверждений по каждому основному показателю компетенции, а затем по полученным ответам находим среднее значение, которое и будет являться самооценкой уровня сформированности компетенции.
В анкетировании приняли участие студенты группы 415 специальности 49. 01 Физическая культура в количестве 20 человек (17 юношей и 3 девушки). Анкета представлена в Приложении 1.
Так же мы считаем очень информативным такой способ оценивания ОК обучающихся СПО, как портфолио студента. В Приложении 2 представлено утвержденное положение о портфолио обучающегося ГБПОУ “Челябинский механико-технологический техникум”. Положение было разработано в 2018 году.
Портфолио студента информативно и играет большую роль в защите производственной практики, защите курсовой работы, выпускной квалификационной работы, а так же квалификационного экзамена.
О ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
1 Положение о Портфолио обучающегося техникума составлено в соответствии со следующими регламентирующими документами:
– Федеральным Законом “Об образовании в РФ” от 29. 2012№273;
– Типовым Положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 543);
– Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО);
– Федеральным законом № 307-ФЗ от 1 декабря 2007 г. “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования.
2 Настоящее Положение определяет цели, задачи и порядок формирования портфолио обучающегося техникума, а также требования к его структуре, примерному содержанию и оформлению.
3 Портфолио обучающегося – это комплект документов (грамоты, дипломы, сертификаты, копии приказов, фотодокументы и т. ), отзывов, работ, позволяющий обучающемуся в альтернативной форме предъявлять образовательные и профессиональные достижения, определить направления профессионально – личностного саморазвития.
4 Технология Портфолио – одна из оценочных технологий, основанных на основе компетентностного подхода, активно внедряемая в практику образовательных организаций. Она может использоваться как инструмент стимулирования обучающегося (возможность выбора предприятия для прохождения производственной практики; участия в студенческих научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах; трудоустройство и т.
5 Технология Портфолио внедряется с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения, проверки освоения общих и профессиональных компетенций, формирования мотивации на достижение определенных результатов в освоении основной профессиональной программы. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной, и других.
6 Портфолио дополняет основные контрольно – оценочные средства, принятые в техникуме, и позволяющие оценивать сформированность общих и профессиональных компетенций.
7 Ведение Портфолио для студентов техникума вводится с 1 сентября 2018 года и является обязательным для студентов, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам.
8 Выпускникам техникума предоставляется право предъявления Портфолио во время государственной итоговой аттестации, общественной презентации общих компетенций выпускников, оно не влияет на оценку и используется в спорных ситуациях.
9 Портфолио в дальнейшем для выпускника может служить основой для составления резюме при поиске работы, при продолжении образования, а для руководства техникума основой для составления характеристик, рекомендательных писем, выдвижения студентов техникума для участия в различных конкурсах, назначения специальных и именных стипендий.
Таблица 2
Общие компетенции
Признаки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Аргументирует свой выбор в профессиональном самоопределении
Определяет социальную значимость профессиональной деятельности
Выполняет самоанализ профессиональной пригодности
Определяет основные виды деятельности на рабочем месте и необходимые орудия труда
Определяет перспективы развития в профессиональной сфере
Изучает условия труда и выдвигает предложения по их улучшению
Определяет положительные и отрицательные стороны профессии
Определяет ближайшие и конечные жизненные цели в проф. Деятельности
Определяет пути реализации жизненных планов
Участвует в мероприятиях способствующих профессиональному развитию
Определяет перспективы трудоустройства
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качеств
Прогнозирует результаты выполнения деятельности в соответствии с задачей
Находит способы и методы выполнения задачи
Выстраивает план (программу) деятельности
Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т. ) необходимые для решения задачи
Анализирует действия на соответствие эталону (нормам) оценки результатов деятельности
Анализирует результат выполняемых действий и выявляет причины отклонений от норм (эталона)
Определяет пути устранения выявленных отклонений
Оценивает результаты своей деятельности, их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
Описывает ситуацию и называет противоречия
Оценивает причины возникновения ситуации
Определяет субъектов взаимодействия в возникшей ситуации
Находит пути решения ситуации
Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т. ) необходимые для разрешения ситуации
Прогнозирует развитие ситуации
Организует взаимодействие субъектов-участников ситуации
Берет на себя ответственность за принятое решение
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
Выделяет профессионально-значимую информацию (в рамках своей профессии)
Выделяет перечень проблемных вопросов, информацией по которым не владеет
Задает вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для решения задачи
Пользуется разнообразной справочной литературой, электронными ресурсами
Находит в тексте запрашиваемую информацию (определение, данные и т. )
Сопоставляет информацию из различных источников
Определяет соответствие информации поставленной задаче
Классифицирует и обобщает информацию
Оценивает полноту и достоверность информации
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Осуществляет поиск информации в сети Интернет и различных электронных носителях
Извлекает информацию с электронных носителей
Использует средства ИТ для обработки и хранения информации
Представляет информацию в различных формах с использованием разнообразного программного обеспечения
Создает презентации в различных формах
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
Устанавливает позитивный стиль общения
Выбирает стиль общения в соответствии с ситуацией
Признает чужое мнение
При необходимости отстаивает собственное мнение
Принимает критику
Ведет деловую беседу в соответствии с этическими нормами
Соблюдает официальный стиль при оформлении документов
Составляет отчеты в соответствии с запросом и предъявляемыми требованиями
Оформляет документы в соответствии с нормативными актами
Выполняет письменные и устные рекомендации руководства
Общается по телефону в соответствии с этическими нормами
Способен к эмпатии
Организует коллективное обсуждение рабочей ситуации
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
Проводит совещания
Ставит задачи перед коллективом
При необходимости аргументирует свою позицию
Осуществляет контроль в соответствии с поставленной задачей
Конструктивно критикует с учетом сложившейся ситуации
Организует работу по выполнению задания в соответствии с инструкциями
Организует деятельность по выявлению ресурсов команды
Участвует в разработке мероприятий по улучшению условий работы команды
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Анализирует собственные сильные и слабые стороны
Определяет перспективы профессионального и личностного развития
Анализирует существующие препятствия для карьерного роста
Составляет программу саморазвития, самообразования
Определяет этапы достижения поставленных целей
Определяет необходимые внешние и внутренние ресурсы для достижения целей
Планирует карьерный рост
Выбирает тип карьеры
Участвует в мероприятиях, способствующих карьерному росту
Владеет навыками самоорганизации и применяет их на практике
Владеет методами самообразования
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Определяет технологии, используемые в проф. деятельности
Определяет источники информации о технологиях проф. деятельности
Определяет условия и результаты успешного применения технологий
Анализирует производственную ситуацию и называет противоречия между реальными и идеальными условиями реализации технологического процесса
Определяет причины необходимости смены технологий или их усовершенствования
Указывает этапы технологического процесса, в которых происходят или необходимы изменения
Определяет необходимость модернизации
Генерирует возможные пути модернизации
Дает ресурсную оценку результата модернизации (экономическую, экологическую и т. )
Составляет алгоритм (план) действий по модернизации
Проектирует процесс модернизации
Таблица 3. Контроль и оценка общих компетенций обучающихся среднего профессионального образования
Уровни деятельности
Вид компетенции
Содержание компетенции
Формы контроля и оценки
Эмоционально-психологический
ОК 1
– понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
Педагогическое анкетирование, наблюдение, собеседование, ролевые игры
Регулятивный
ОК 2ОК 3
– организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, – принимать решения в стандартных ситуациях и нести за них ответственность;
Наблюдение за организацией деятельности в стандартной ситуации
Социальный
ОК 4ОК 5ОК 6
– осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;- использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности;- работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
Наблюдение за организацией работы с информацией, за соблюдением технологии изготовления продукта, за организацией коллективной деятельности, общением с клиентами, руководством. Педагогическое анкетирование. Портфолио. Аналитический
ОК 10ОК 11
– готовность к аналитической деятельности;- способность к рефлексивному и критическому мышлению;
Наблюдение за процессом аналитической деятельности
Творческий
ОК 3ОК 9
– принимать решения в нестандартных ситуациях, нести за них ответственность;- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
Наблюдение за организацией деятельности в нестандартной ситуации, выполнение проекта
Самосовершенствования
ОК 2ОК 7ОК 8
– оценивать эффективность принятых решений, их качество;- брать на себя ответственность за результат выполнения задания;- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
Наблюдение за процессами оценки и самооценки, видение путей самосовершенствования, стремление к повышению квалификации. Портфолио, экспертные оценки, журналы обучающихся, выпускная квалификационная работа
Таблица 4. Основные типы оценочных средств
Уровни освоения деятельности
Типы доказательств
Сбор доказательств
Эмоционально – психологический
Мотивы, эмоции, установки, ценностные отношения
Психологическое анкетирование, наблюдение, собеседование, ролевые игры
Регулятивный
Базовые знания, умения, навыки
“Базовые” задания
Социальный (процессуальный)
Демонстрация процесса практической деятельности
Наблюдение за выполнением практического задания, за организацией коллективной деятельности;педагогическое анкетирование; анализ портфолио
Аналитический
Доказательство знания и понимания
Тест, письменная работа, устный опрос, собеседование, экзамен, научно-исследовательская работа
Творческий
Выполнение проекта
Проект, курсовая работа, задача – модель
Уровень самосовершенствования
Оценка результатов деятельности, предъявление продукта деятельности проектирование “точек роста”
Портфолио, экспертные оценки, изучение продукта профессиональной деятельности журналы обучающихся, выпускная квалификационная работа
Оценочные средства
Вид профессиональной деятельности:
Дошкольное образование Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование
Совет по профессиональным квалификациям:
СПК в сфере образования
Вид профессиональной деятельности:
Врачебная практика в области оториноларингологии
Совет по профессиональным квалификациям:
СПК в здравоохранении
Вид профессиональной деятельности:
Врачебная практика в области патологической анатомии
Показатели оценки портфолио
Наименования ОК
Показатели оценки результата
Оценка да/нет
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Наличие подтверждающей документации о проведении профориентационнной работы с абитуриентами или студентами младших курсов; участии в тематических профессионально-ориентированных мероприятиях. Наличие наиболее значимых грамот, благодарственных писем; дипломов различных конкурсов;Наличие подтверждающей документации о работе в методическом объединении в ходе педагогической практики, сотрудничестве с другими учреждениями; об участии в профессиональных и творческих педагогических конкурсах; семинарах, круглых столах, мастер- классах. Наличие в портфолио творческого отчёта, реферата, доклада, статьи, других документов. Выполнение рекомендаций педагогического коллектива в ходе обучения
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
2 Способы оценивания общих компетенций обучающихся СПО
В структуре ФГОС формирование общих компетенций имеет свою специфику. Первая особенность заключается в том, что формирование профессиональных компетенций стандартизировано ФГОС через учебные дисциплины, профессиональные модули, а подходы к формированию общих компетенций не имеют четких ориентиров. Вторая особенность проявляется в том, что о сформированности профессиональных компетенций принимается однозначное решение после освоения программы профессионального модуля, а сформированность общих компетенций можно оценить только после освоения всей основной профессиональной образовательной программы. Третья особенность состоит в том, что на этапах освоения ОПОП сформированность аспектов общих компетенций должна оцениваться в соответствии с требованиями к уровню деятельности обучающихся в процессе формирования каждой компетенции.
Анализ определения и содержания общих компетенций позволяет выделить их существенные признаки:
– не сводятся к знаниям, умениям и даже к опыту практической деятельности, носят интегративный характер;
– состоят из различных аспектов, показателей;
– формируются и проявляются только в условиях осознанной и активной деятельности субъекта;
– несут в себе отношенческий компонент (осознанная и активная деятельность не может осуществляться без смыслового, ценностного, эмоционального отношения);
– универсальны в отношении объектов воздействия;
– долгосрочны по времени формирования;
– развиваются, отталкиваясь от исходного уровня, т. имеют уровневый характер;
Таким образом, формирование общих компетенций обучающихся – это процесс формирования личности при реализации образовательной программы. Для успешного формирования общих компетенций необходимо создать ряд условий, научить студентов:
– с первых уроков организовывать собственную деятельность;
– пользоваться нормативно-правовыми документами, которые содержат в себе требования к выполнению профессиональных работ; в частности, по любой получаемой специальности необходимо познакомить студентов с должностной инструкцией и квалификационным справочником, что сформирует у них представление о получаемой специальности;
– применять информационно-коммуникационные технологии для представления обработанной информации;
– грамотно использовать ресурсы интернета, информационные источники с первых дней обучения в филиале техникума и т.
1) мотивационный – совокупность мотивов для овладения конкретной общей компетенцией, понимание её значения в профессиональной подготовке и практической деятельности. Методами диагностики данного компонента компетенции может служить опрос в виде анкетирования или беседы;
2) когнитивный – совокупность знаний, на основе которых формируется общая компетенция с проекцией на будущую профессиональную деятельность. Для диагностики когнитивного компонента компетенции можно воспользоваться такими инструментами, как тестирование, анкетирование, наблюдение, решение ситуационных задач, беседа;
3) поведенческий – совокупность умений и навыков для решения профессиональных задач с использованием общей компетенции. Методами диагностики являются наблюдение на лабораторных, практических и семинарских занятиях, изучение продуктов деятельности студентов, выполнение исследовательских и внеаудиторных работ студентов, участие в различных проектах, мероприятиях, соревнованиях.
Другой важной при оценивании общих компетенций составляющей является диагностика. В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования результатов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденции, прогнозирование дальнейшего развития событий. Диагностику могут проводить, например, кураторы групп, мастера производственного обучения, закрепленные за определенной группой.
Оценка ОК нигде не локализована, рассредоточена. Собирать доказательства формирования ОК учащегося необходимо в течение всего периода обучения, возможная форма – портфолио.
Для итоговой оценки сформированности ОК по результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) необходимо проведение анализа оценочных листов, полученных по окончании изучения всех дисциплин, ПМ основной профессиональной образовательной программы. Результаты анализа сформированности ОК сводятся в общую таблицу, представляемую аттестационной комиссии.
Такие исследователи, как А. Хуторской, М. Челышкова, Н. Ефремова и др. , предлагают более инновационные средства оценки: наблюдение, контент-анализ документов, интервью, беседу, анкетирование, сравнение, классификацию, тестирование, контрольные и курсовые работы, анализ продуктов деятельности, активно-игровые диагностические методики и технологии (методы конкретных ситуаций, case-method и др. ), проективные диагностические методики и др. , которые ориентированы именно на определение уровня компетенции.
Указанные инновационные модели оценки представляют особый интерес, однако критерии для них по-прежнему не разработаны. Сформированность компетенции можно определить по результату разрешения проблемных ситуаций. При этом критерии успешности достижения этих результатов должны быть разработаны заранее. ФГОС СПО, по нашему мнению, страдают отсутствием фонда оценочных средств, нормативной базы в сфере диагностики. Отсутствие четкого фонда оценочных средств приводит к рассредоточенности всей системы диагностики сформированности компетенций.
Для оценки так же можно использовать следующие формы и методы:
Собеседование – это один из наиболее известных способов получения информации непосредственно от обучаемых. Собеседование может быть двусторонним, так как обучаемый тоже может задавать вопросы преподавателю. Собеседование может использоваться как для оценки, так и для оказания помощи в корректировке процесса обучения.
Анкета – это структурное письменное интервью, состоящее из набора вопросов, относящихся к конкретной области деятельности обучаемого. Анкеты особенно подходят для оценки результатов обучения, связанных с отношениями, чувствами, интересами и опытом. Задание в тестовой форме – единица контрольного материала, сформулированная в утвердительной форме предложения с неизвестными. Подстановка правильного ответа вместо неизвестного компонента превращает задание в истинное высказывание. компетенция студент оценивание портфолио
Тестирование проверяет знания, но не вид профессиональной деятельности, каковым является компетенция
Формы тестовых заданий:
– закрытая (варианты ответов);
– открытая (ответы, формулировки в свободной форме);
– задания на соответствие;
– задание на установление правильной последовательности.
– высокая скорость и объективность контроля знаний;
– высокая дифференцированность оценки.
К негативным моментам тестирования можно отнести то, что трудно проверить глубину понимания вопроса, логику мышления; велика вероятность случайности; не позволяет проверить творческое применение усвоенных знаний, их применение в ситуации.
Оценка сформированности профессиональных компетенций
Оценка сформированности профессиональных компетенций педагога сферы ДОД
с учётом требований профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
В настоящее время,
несмотря на достаточно полную разработанность теоретической базы
компетентностного подхода в образовательном процессе высшего профессионального
образования, существует проблема создания и внедрения комплексной системы
мониторинга и оценки сформированности компетенций у студентов вузов. Отсутствие
государственных образовательных стандартов, учебников вынуждает предъявлять
значительно более высокие требования к педагогу сферы дополнительного
образования в сравнении с учителем общеобразовательных предметов в плане
сформированности компетенций целеполагания, проектирования, анализа и оценки
образовательного процесса и его результатов. Анализ состояния кадрового обеспечения позволяет выявить у педагогов
сферы дополнительного образования детей (ДОД) слабое владение приёмами
самоанализа, саморегулирования и оценки своей профессиональной деятельности.
Актуальной
становится проблема создания фонда средств для оценки формирования
и сформированности профессиональных компетенций педагогов с учётом требований профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (ПС ПДО).
Рекомендации в части разработки моделей фонда
средств для оценки формирования и сформированности профессиональных компетенций
будущих педагогов сферы ДОД
Проанализировав существующие в практике
профессионального образования модели контроля и оценивания результатов
обучения, мы определи три базовых вопроса, на которые стремятся ответить их
разработчики: «Что должно подвергаться оценке?», «Каковы содержательные
ориентиры объективной оценки?», «Как следует осуществлять оценку?». Исходя из
того, что система оценки должна содержать ответ на все вышеперечисленные
вопросы, мы предлагаем выделить в ней три базовых компонента: целевой,
содержательный, операционный.
Целевой
компонент системы оценивания призван
ответить на вопрос: что должно контролироваться? Основной составляющей целевого
компонента системы оценки является характеристика критериев, показателей и
уровней проявления компетенций, которые должны формироваться у будущего
педагога дополнительного образования на определённом уровне профессиональной
подготовки.
Содержательный
компонент характеризует
базовые положения и направления, на которых должен строиться процесс
оценивания.
Выстраивать систему оценки качества подготовки педагога
сферы ДОД целесообразно, ориентируясь в первую очередь на обеспечение
субъектной позиции педагога в процессе оценивания; нужно, чтобы система оценки
обеспечивала:
— опору на личные достижения педагога, его интересы,
опыт, профессиональные планы;
— стимулирование рефлексивного отношения к собственной
образовательной деятельности;
— побуждение к самостоятельному поиску и творчеству;
— развитие умений самоконтроля, самоанализа и самооценки
на основе самостоятельно поставленных целей;
— предоставление возможности педагогу выбирать объём,
сложность, форму отчётности по отдельным темам, разделам, дисциплинам;
— установление обратной связи, то есть получение
подтверждения, что процесс профессионального развития действительно способствует
формированию у педагога системы знаний, умений и навыков, соответствующих
требованиям ПС ПДО.
Направления оценивания результатов образовательной
деятельности педагогов определяются исходя из того, что объективность оценки
значительно повышается, если она осуществляется систематически. Таким образом,
можно выделить:
— текущее
оценивание, предполагающее определение результатов работы студента на занятиях
и их самостоятельной работы;
— промежуточное
оценивание, реализующееся на отдельных этапах профессиональной подготовки
(результаты изучения отдельной учебной дисциплины, прохождения практики);
— итоговое
оценивание, включающее комплексную оценку результатов освоения основной
образовательной программы подготовки бакалавра, магистра или программы курсов
повышения квалификации.
Процесс оценки должен также включать определение
характера проявления отдельных компонентов компетенций: когнитивного,
деятельностного, мотивационного и личностного.
В процессе оценивания важной составляющей является
определение прогресса педагога в развитии профессионально значимых качеств,
поэтому целесообразно предусмотреть предварительную оценку характеристик,
имеющихся у него в начале освоения программы профессионального развития.
Рекомендации в части организации проектирования фонда
средств для оценки качества
профессионального развития педагога сферы ДОД
Проектирование фонда средств для оценки качества
подготовки педагога сферы ДОД можно осуществлять на основе следующего
алгоритма:
Конкретизация критериев и показателей уровня
проявления общих, профессиональных и специальных компетенций для определённой
образовательной программы с учётом специфики и требований профессиональной
деятельности, на подготовку к которой она сориентирована. Разработка паспортов
компетенций.
Декомпозиция составленного перечня планируемых
результатов обучения до уровня отдельных модулей, дисциплин, практик, входящих
в учебный план.
Разработка в рамках рабочих программ модулей,
дисциплин, практик форм оценки достижения планируемых результатов обучения. При
проектировании содержания форм оценки следует учитывать специфику
образовательной деятельности, в которую включаются педагоги, и особенности
содержания, которое они осваивают. Также важно реализовать общие требования к
компетентностно-ориентированным оценочным средствам, в том числе
предполагается:
— ориентация на определение степени освоения компонентов
компетенций, обозначенных в программе;
— интеграция знаний и умений, получаемых при изучении
разных разделов программы;
— преобладание заданий, позволяющих определить готовность
студента к использованию теоретических знаний для решения практических задач;
— разноуровневый характер предлагаемых контрольных
вопросов и заданий;
— возможность сочетания самооценки, взаимооценки и
педагогической оценки результатов обучения;
— рефлексивный характер используемых форм оценки;
— возможность привлечения к процессу оценивания
экспертов, работодателей и заказчиков.
Разработка интегрированных
компетентностно-ориентированных оценочных средств, позволяющих выявить уровень
проявления компетенций, элементы которых формируются в рамках нескольких
курсов, дисциплин и практик.
Разработка содержания итоговой аттестации по
результатам освоения образовательной программы, позволяющей оценить уровень
проявления сформированных у педагога компетенций и их элементов.
Предлагаемый алгоритм может быть дополнен и
конкретизирован в зависимости от особенностей ситуации (уровня образовательной
программы, сроков её освоения, количества изучаемых дисциплин, наличия
дополнительных требований к планируемым результатам обучения, перечня
компетенций, которые должны быть сформированы).
Рекомендации в части
отбора комплекса оценочных методов и средств в рамках ООП подготовки
кадров сферы ДОД
Для
оценки компетенций педагога можно предложить следующий ряд методов и средств:
—
средства оценивания работы педагога в
процессе освоения программы подготовки или профессионального развития: задания
для подготовки к занятиям, карта профессионального развития, техника «мета-план»,
портфолио, словарь педагогических терминов, тесты и контрольные практические
задания и т
— средства оценки результатов
самостоятельной работы педагога: проектные задания, реферат, презентация,
деловая игра, коллоквиум и др
— средства итоговой оценки результатов
обучения: зачёт и экзамен, интернет-экзамен, защита проекта и др.
Анализ практики
применения ПС ПДО показал, что для оценки сформированности профессиональных
компетенций в ряде регионов используются следующие инструменты:
— среди работников образовательных
организаций: анкетирование, тестирование, собеседование, анализ проектов,
самооценка профессиональной деятельности педагога, анализ материалов, предоставленных
в ходе областных педагогических чтений, анализ портфолио, внутрифирменный аудит
(анализ планов и отчётов, посещение проводимых занятий, результатов обучения,
воспитания и развития учащихся и др. ); в Московской области осуществляется
оценка квалификации педагога дополнительного образования на установление уровня
квалификации в форме профессионального экзамена с учётом положений ПС ПДО;
— среди слушателей курсов переподготовки и
повышения квалификации работников образования: зачёты (устные, письменные),
контрольные работы, экзамены (устные, письменные), итоговая аттестация,
мастер-классы, семинары-практикумы.
Результаты
пилотной оценки сформированности профессиональных компетенций педагогов с
учётом требований ПС ПДО
Ярославским институтом
развития образования разработан компьютерный тест для оценки сформированности
компетенций, соответствующих требованиям профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (представлен в системе
тестирования «Testing. iro. yar»). Под тестом мы понимаем
совокупность контрольных заданий в стандартизованной форме, обладающих
необходимыми системообразующими статистическими характеристиками и
обеспечивающих надёжные и валидные оценки концептуально выделенной переменной
измерения. Радикальное отличие теста от обычных заданий состоит не в форме
представления вопросов и ответов, а в опоре на теорию педагогических измерений
в процессе его создания и применения.
Компетентностные
тесты для оценки профессиональных компетенций педагога содержат задания
междисциплинарного характера в виде кейсов, предполагающих свободно
конструируемые ответы, выполняя эти задания, педагогу нужно применить знания,
которые пригодятся ему в последующем обучении, в жизненных или профессиональных
ситуациях. Педагог должен проанализировать кейс, разобраться в сути проблемы,
предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном
фактическом материале или приближены к реальным ситуациям применения ПС ПДО.
Совокупность
тестовых заданий обеспечивает свободный выбор комплекта заданий в разных
вариантах (для исключения повтора тестовых заданий в разных ситуациях
тестирования). Свободный выбор заданий обеспечен компьютерной программой
тестирования. Каждый вариант ответа имеет оценочные рекомендации
(форматированный короткий текст о том, что педагог умеет делать, что не умеет
делать, чему ещё надо научиться, освоить в рамках содержания данного тестового
задания), которые тестируемый получит после прохождения всего теста и которые,
собственно, формируют базу наличия профессиональных дефицитов педагога. К
тестам прилагаются оценочные шкалы (рубрики) и рекомендации для работы
экспертов. По результатам тестирования администрация образовательной
организации может принимать решение о формировании заявки на повышение
квалификации педагогов по устранению этих дефицитов.
Тест состоит из трёх основных
блоков:
— блок 1 направлен на оценку обобщённой
трудовой функции «Преподавание по дополнительным общеобразовательным
программам»;
— блок 2 направлен на оценку обобщённой
трудовой функции «Организационно-методическое обеспечение дополнительных
общеобразовательных программ»;
— блок 3 оценивает сформированность
обобщённой трудовой функции «Организационно-педагогическое обеспечение
реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Было проведено
исследование среди педагогов сферы ДОД шести субъектов Российской Федерации: в
Алтайском крае, Республике Саха (Якутия), в Архангельской, Челябинской,
Тамбовской и Ярославской областях. В тестировании приняли участия 258 педагогов,
которые были разделены на три группы по уровню квалификации: педагоги
дополнительного образования (слушатели курсов повышения квалификации; без
дополнительной курсовой подготовки (повышения квалификации); студенты старших
курсов вуза по профилям «Дополнительное образование»; студенты старших курсов
программ среднего профессионального образования по специальности «Педагогика
дополнительного образования».
На тестировании по блоку обобщённой
трудовой функции «Преподавание по
дополнительным общеобразовательным программам» респонденты показали высокие
результаты в области применения на практике различных форм совместной
деятельности детей и родителей (законных представителей), адекватных
проводимому мероприятию, в проведении консультаций с родителями (законными
представителями). Средний уровень сформированности компетенций респонденты
показали при ответе на вопросы, направленные на оценку сформированности таких
трудовых функций, как организация досуговой деятельности обучающихся,
педагогический контроль и оценка освоения программ. Минимальные средние
результаты указывают на недостаточную сформированность таких трудовых функций,
как организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной
образовательной программы (ДОП), разработка программно-методического
обеспечения реализации ДОП. У респондентов также вызывают затруднения вопросы,
направленные на знание федеральных и локальных документов, характеризующих
специфику проведения занятий в объединениях технической, спортивной,
художественно-эстетической и других направленностей; планирование работы
объединения в соответствии с предъявляемыми требованиями к организации занятий
в соответствии с СанПиН, организация и проведение занятий в соответствии с
правилами техники безопасности.
Результаты тестирования
по блоку ОТФ «Организационно-методическое
обеспечение дополнительных общеобразовательных программ» показали, что эта
обобщённая функция является наиболее проблемной в профессиональной деятельности
педагогов сферы ДОД. Наибольшие трудности вызывает реализация маркетинговых
исследований в сфере рынка услуг дополнительного образования детей. Вместе с
тем педагоги показали, что они умеют грамотно разрабатывать инструментарий,
учитывают ошибки при составлении анкет, направленных на изучение социального
заказа на дополнительное образование. Кроме того, определённые затруднения
вызывают вопросы разработки методической продукции, контроля и оценки качества
программно-методических продуктов; разработки рекомендаций по совершенствованию
мониторинга качества образовательных процессов, а также вопросы организации
методических объединений по профилю деятельности.
Анализ тестирования по блоку
ОТФ «Организационно-педагогическое
обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» в целом
показал достаточно высокий уровень её освоения: респонденты способны провести
интересное мероприятие, так как различают активные и неактивные формы работы с
детьми, умеют учитывать возрастные особенности детей при проведении досуговых
мероприятий. Средние результаты респонденты показали в рамках трудовой функции
«Развитие социального партнёрства и продвижения услуг дополнительного
образования детей и взрослых». Минимальные результаты указывают на
недостаточную сформированность компетенции производить оценку результатов
освоения дополнительной общеобразовательной программы.
В заключение можно
сказать, что процесс применения ПС «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» в регионах достаточно сложно организовать. Рисков и проблем пока
больше, чем возможностей для эффективной организации этого процесса. Поэтому необходимы
более активная координация и помощь, осуществляемые на федеральном, региональном
и муниципальном уровнях, для разработки нормативных и методических основ,
создания, обобщения и распространения лучших практик применения ПС ПДО в
регионах РФ.
Примеры
тестовых заданий для оценки сформированности
профессиональных
компетенций педагога ДОД с
учётом требований ПС ПДО
Педагогические аспекты формирования и оценивания общих компетенций студентов среднего профессионального образования. Способы оценивания общих компетенций обучающихся СПО. Средства оценивания общих компетенций “Портфолио” и “Педагогическое анкетирование”.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования
“Челябинский институт развития профессионального образования”
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
“СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО”
Исполнитель: Науменкова А.
Научный руководитель: Прихода Т.
- Введение
- 1. Теоретико-методические аспекты применения способов оценивания общих компетенций обучающихся СПО
- 1.1 Педагогические аспекты формирования и оценивания общих компетенций студентов среднего профессионального образования
- 1.2 Способы оценивания общих компетенций обучающихся СПО
- 1.3 Средства оценивания общих компетенций “Портфолио” и “Педагогическое анкетирование”
- Вывод по 1 главе
- 2. Разработка и реализация способов оценивания общих компетенций “педагогическое анкетирование” и “Портфолио” в ГБОУ “Челябинский механико-технологический техникум” на примере студентов 415 группы специальности 49.02.01 Физическая культура
- 2.1 Организация оценивания общих компетенций обучающихся
- 2.2 Результаты опытной работы по оцениванию общих компетенций обучающихся
- Вывод по 2 главе
- Заключение
- Список литературы
- Приложения
Таблица 1. Соотношение психолого-педагогических характеристик студента и общих компетенций среднего профессионального образования
Педагогические характеристики
Компетенции выпускника СПО
Эмоционально-педагогические
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, обогащать свою профессиональную компетентность. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество. Регулятивные
ОК 3 Решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность. Аналитические
ОК 4 Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Социально-коммуникативные
ОК 5 Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами. Компетенции самосовершенствования
ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания.
- Современные системы определения протечки водыГорячева Е.П.Прошин А.А.Юрков Н.К.NovaInfo 55, с.45-49, 17 ноября 2016, Технические науки,
- Горячева Е.П.
- Прошин А.А.
- Юрков Н.К.
- Особенности обеспечения информационной безопасности в информационных системахАльшанская Т.В.Мезенина Е.А.Чернова И.С.NovaInfo 54, с.30-32, 13 ноября 2016, Технические науки,
- Альшанская Т.В.
- Мезенина Е.А.
- Чернова И.С.
- Некоторые аспекты управления качеством в системе «Человек-машина»Шамис В.А.NovaInfo 51, с.23-26, 21 сентября 2016, Технические науки,
- Шамис В.А.
- Рассмотрение качества в системе «Человек-машина»Шамис В.А.NovaInfo 51, с.12-16, 20 сентября 2016, Технические науки,
- Теоретические аспекты системы «Человек-машина»Шамис В.А.NovaInfo 51, с.9-12, 20 сентября 2016, Технические науки,
Список литературы
- Васильев И.Е., Беляева А.С. Анализ уязвимостей LMS MOODLE и его защита// Студент и аграрная наука Материалы IX студенческой научной конференции . 2015. С. 16-17.
- Шайхутдинов Р.В., Беляева А.С. Создание сайта с помощью языка PHP // Студент и аграрная наука Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции (в рамках научной сессии студентов). Министерство сельского хозяйства РФ; Башкирский государственный аграрный университет. 2015. С. 27-28.
- Шакирова Г.Ф., Беляева А.С. Проектирование системы электронного документооборота для института развития образования РБ// Студент и аграрная наука Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции (в рамках научной сессии студентов). Министерство сельского хозяйства РФ; Башкирский государственный аграрный университет. 2015. С. 28-29.
- Беляев Р.В., Беляева А.С., Киреев В.Н., Урманчеев С.Ф. Численное исследование двухфазной фильтрации при закачке многофункционального реагента в низкопроницаемый пласт // XI Всероссийский съезд по фундаментальным проблемам теоретической и прикладной механики сборник докладов. 2015. . 439-440.
- Мовсумзаде Э.М., Никитина А.А., Беляева А.С. Математическое моделирование процессов нефтевытеснения // Нефтепереработка и нефтехимия. Научно-технические достижения и передовой опыт. 2015.№7. С.16-19.
- Гайсин В.И. Автоматизация учета online-заявок в ООО «БАШДИЗЕЛЬ» // Студент и аграрная наука Материалы VIII студенческой научной конференции . 2015. С. 16-17.
- Беляева А.С., Исламова Г.Г. Необходимость использования математических методов в социологических исследованиях // Проблемы исследования финансово-экономических процессов в условиях глобализации. Материалы Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Ассоциация кредитных организаций Республики Башкортостан, ФГБОУ ВПО «Оренбургский аграрный университет», Институт экономики, финансов и бизнеса. Научно-издательский центр «AETERNA». 2014. С.33-36.
- Зверева Н.Н., Беляева А.С. Проблемы тестового контроля знаний // Материалы Международной учебно-методической конференции. Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет. 2013. С.35-37.
Цитировать
Андреев А. Знания или компетенции / Высшее образование в России. – 2013. – № 2.
Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. – 2014. – № 11.
Зеер Э. Психология профессионального образования: Учебное пособие. – Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2013. – 480 с.
Поливанова Н. , Ермакова И. Образовательная среда в школах разных типов // Психологическая наука и образование. – 2000. – № 3.
Хуторской А. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2013. Центр “Эйдос” www. eidos. ru/news/compet. htm
Чебанная И. Понятие и структура компетенций выпускников в условиях профессионального образования / Вестник Ставропольского государственного университета. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. – Вып. 62-65.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49. 01 Физическая культура – М. : 2014
Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. по материалам Всерос. Науч. -практ. конф. , 5 мая 2011 г. / науч. Ред. Зеер. Екатеринбург-Березовский: Филиал Рос. Гос. проф. -пед. ун-та в г. Березовском, 2011. – 260 с.
“Оценивание сформированности общей компетенции ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами у обучающихся 4 курса ГБПОУ ЧМТТ специальность Физическая культура”.
Единицы измерения: баллы
Ход работы: анкетирование состоит из 17 показателей, каждое из которых имеет три утверждения. Задача студента заключается в выборе одного из утверждения по каждому из показателей, который, по его мнению, в наибольшей степени подходит для него. Каждый показатель имеет свой балл (низкий уровень оценивается в 1 балл, средний уровень в 2 балла, высокий уровень – в 3 балла). Баллы необходимо заносить в таблицу. По окончанию работы, необходимо найти среднее значение, которое и будет являться самооценкой уровня сформированности компетенции.
Утверждение
Делаю это редко/иногда (1 балл)
Делаю это достаточно часто (2 балла)
Делаю это всегда, в любых ситуациях (3 балла)
Устанавливаю и поддерживаю хорошие отношения с сокурсниками и преподавателями
Делюсь своими знаниями и опытом, чтобы помочь другим
Выслушиваю мнение сокурсников и преподавателей и признает их знания и навыки
Активно вношу вклад в работу других
Устанавливаю позитивный стиль общения
Выбираю стиль общения в соответствии с ситуацией
Признаю чужое мнение
При необходимости отстаиваю собственное мнение
Принимаю критику
Веду деловую беседу в соответствии с этическими нормами
Соблюдаю официальный стиль при оформлении документов
Составляю отчеты в соответствии с запросом и предъявляемыми требованиями
Оформляю документы в соответствии с нормативными актами
Выполняю письменные и устные рекомендации руководства
Общаюсь по телефону в соответствии с этическими нормами
Способен к эмпатии
Организую коллективное обсуждение рабочей ситуации
Общий балл
Средний балл