оценка профессиональных компетенций учителей начальных классов

Квалификационный тест учителю начальных классов.

Тестирование поволяет проверить уровень знаний и компетенций преподавателя (нормативных правовых актов, педагогических основ, различных методик преподавания, технологий образования) с учетом необходимых квалификационных характеристик должностей педагогических работников.

В конце тестирования вы сможете ознакомиться с ответами на вопросы.

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство – это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя.

Продиктованный потребностями сегодняшнего дня высокий уровень требований к образованию младших школьников может быть реализован только тогда, когда учитель начальной школы будет высокопрофессиональным, компетентным специалистом в своей области.

Просмотр содержимого документа

«Презентация “Компетенции учителя начальных классов” »

Предлагаем вашему вниманию квалификационные тесты для учителей.

Во многих странах, существует устойчивое усверждение в отношении того, что качество учителей является наиболее важной переменной в школе, определяющей, насколько хорошо ребенок учится. Хотя такое наблюдение вряд ли можно назвать новостью, оно является важной вехой в развитии преподавания как профессии. Он подсказывает, куда следует вкладывать средства, если люди действительно серьезно относятся к обучению школьников и студентов. Это объясняет, почему органы образования должны заботиться о том, что значит быть эффективным учителем, и что создавать условия для поддержки педагогического коллектива, определяемого выполненной практикой.

Органы власти, администраторы и другие лица, чья работа направлена на поддержку практики в школах, должны воспользоваться этим моментом, чтобы переосмыслить каждый аспект пути, по которому люди следуют, чтобы стать опытными учителями. Правильный выбор этого пути и обеспечение того, чтобы все учителя следовали ему, подтверждают совокупность знаний и навыков, которые необходимы учителям, включая курсы повышения квалификации. комплекс мер приводит к стабильному уровню качества, который является отличительной чертой всех настоящих профессий. Никакая профессия никогда не создавалась другим способом, и нет оснований полагать, что преподавание является или должно быть другим.

1 октября 2020 года мне представилась возможность участвовать в апробации моделей оценки педагогических компетенций учителей начальных классов.

Это диагностика не вызвала у меня особых затруднений и вот что этому на мой взгляд способствовало. Сначала об организационных моментах:

Наличие информационных ресурсов, где можно было заранее познакомиться с процедурой апробации, с демоверсией, спецификацией и с инструкцией ее проведения.

Это дало мне возможность подготовиться к процедуре апробации, самостоятельно выявить места затруднения, сориентироваться в тех вопросах, где от испытуемого требовались открытые подробные ответы.

Своевременная информированность о процедуре апробации, организационно – методическое сопровождение участников муниципальным координатором.

Атмосфера во время проведения процедуры была доброжелательная, отведенного времени было достаточно для того, чтобы выполнить все задания. Никакие внешние раздражители испытуемым не мешали.

Удобство работы с личным кабинетом и выполнение заданий на компьютере.

Никаких технических проблем во время работы на компьютере не возникло. Так же было удобно то, что в рамках отведенного времени можно было вернуться к любому вопросу диагностики вызвавшему затруднение.

Теперь о содержании самой работы. Диагностическая работа для учителей начальных классов состояла из 2 частей.

В первой части были представлены задания на оценку предметных компетенций по трем ключевым предметам в начальных классах (русский язык, математика и окружающий мир). На каждый предмет было по 4 задания, т. всего в первой части 12 заданий. Мне понравилось, что задания сформулированы таким образом, что выполняя их я себя чувствовала не учеником выполняющим задания по ВПР или других каких-либо КИМов, а учителем, выслушивающим ответы учащихся во время урока или проверяя их работы. Каждый день я и мои коллеги эту работу выполняем, исправляем и объясняем нашим подопечным их ошибки, оцениваем их ответы. Я считаю, что учителю необходимо иметь устойчивые знания по своему предмету, поэтому в этой части затруднений практически не было.

Во второй части было 8 заданий на оценку методических компетенций. В этих заданиях проверялись методологические знания и профессионально-методические умения и навыки учителей. Задания в этой части можно сгруппировать в 4 группы:

Осуществление анализа, поиска ошибок и оценки структуры урока (плана, фрагмента конспекта).

Реализация современных подходов к оцениванию учебных достижений обучающихся.

Проведение уроков в соответствии с учебными планами и рабочими программами учебных предметов, курсов с использованием современных методик обучения, направленных на формирование метапредметных результатов обучения.

Осуществление поиска, анализа и оценки информации для решения образовательных задач.

В этой части мне тоже было достаточно легко, так я постоянно работаю над развитием своих педагогических компетенций.

С одной стороны – это

а) Работа в методических объединений.

Я систематически посещаю  «круглые столы», «семинары», «конференции», даю и смотрю открытые уроки в рамках школьного методического объединения начальных классов, а так же районных методических объединений.

б) Курсы повышения квалификации.

Я добросовестно и своевременно прохожу курсы повышения квалификации. К личности учителя в современных условиях предъявляются очень большие требования. Для нашей профессии, профессии с повышенной моральной и социальной ответственностью, необходимо постоянное самообразование.

Это постоянное выявление каких-либо пробелов в предметных знаниях, дефицитов компетенций и их немедленное восполнение, путем изучения передового педагогического опыта, различной методической литературы, опять же взаимопосещением уроков и мастер-классов.

Мне хочется стать профессионалом в выбранной мной деятельности, поэтому я стараюсь постоянно повышать свои педагогические компетенции.

Считаю, что данная диагностика имеет ряд преимуществ:

– Комплексный подход к оценке компетенций на основе единой методики;

– Возможность осознать свои собственные предметные и методические дефициты;

– Стимул к дальнейшему профессиональному росту.

Коллегам желаю успехов в их профессиональной деятельности! Спасибо за внимание.

Библиографическое описание

Профессионально важные качества (ПВК) педагога являются интегрированным личностным образованием педагога, отражает единство его теоретической и практической готовности к эффективному осуществлению различных управленческих функций (информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационной, контрольно-регулятивной и др.

Понятие «специфика ПВК» проявляется в трех основных аспектах:

1) в том, что какие-либо качества могут быть нужны только для данной профессии (специальности) и не требоваться для других даже родственных профессий, это можно назвать спецификой самих качеств.

2) одинаковые по своей сути качества необходимы для многих или даже для всех родственных профессий, но на разном уровне своего развития — для одних профессий нужен высокий уровень качества, для других — средний или низкий, имеется в виду специфика уровня развития качества.

3) наконец, своеобразие ПВК может выражаться в том, как они структурированы, какое место занимает в общей структуре ПВК то или иное качество (группа, подструктура качеств), следовательно, речь здесь идет о специфике иерархии качеств, их ранге.

Изучение проблемы показало, что ПВК личности учителя начальных классов базируется на общей структуре ПВК учителя, а между различными учительскими специальностями по сути имеется больше сходства, чем различия, так как функции, содержание деятельности разных учителей схожи, и это требует во многом одинаковых педагогических способностей и других ПВК; различия в большей степени определяются спецификой преподаваемых предметов.

Вместе с тем выявляется своеобразие профессии и ПВК учителя начальной школы. Кратко оно состоит в следующем. Для учителя младших классов действительно необходимы некоторые особые качества, не требующиеся для других учителей. Это, например, педагогическая направленность личности именно на работу с младшими школьниками, не вообще любовь к детям, а устойчивый интерес к ученикам начальных классов, склонность к общению с ними, их обучению и воспитанию. Специфична та часть знаний, умений и навыков, которые требуются для работы с младшими школьниками. В эту группу особых качеств можно включить и более широкий характер (спектр) предметно-академических способностей учителя начальных классов, а именно сочетание способностей к естественно-математическим, лингвистическим и музыкально-художественным дисциплинам. Именно учителям начальных классов должны быть особенно свойственны внимание к мелочам и деталям, сочетание яркого образного мышления со словесно-логическим, способность вообразить себя не только в роли реальных, но и фантастических персонажей

Исследовав теоретические аспекты, мы обратились к участникам педагогического процесса с вопросом, каким они видят идеального учителя будущего учителя, какие качества его характеризуют? Мы провели собственный опрос для выяснения мнения тех, кого касается данный вопрос, это ученики, учителя, родители, работодатели (представители администрации учреждения образования). В ходе опроса и анкетирования мы задавали вопрос, выясняли, каким из профессионально-личностных качеств учителя они отдают преимущество. Опрос, анкетирование проводилось различными способами. Одним участникам предлагалось самостоятельно определить профессионально-личностные качества учителя, остальным участникам были предложены анкеты, в которых среди предложенного перечня качеств необходимо было определить основные.

В результате анализа полученных данных было установлено, что учителя, на первое место ставят знания по предмету, дисциплине, мастерство, то есть качества, которые характеризуют профессионализм. Другие данные полученные в результате анализа обработки анкет учащихся, они, в отличие от учителей, на первые места ставят следующие профессионально-личностные качества: справедливость, доброту, искренность, тактичность, честность, вежливость, порядочность, толерантность, чувство юмора, то есть те качества, которые характеризующих гуманистический подход к учащихся и студентов и создают комфортные условия для обучения. Родители определили как профессиональные качества — знания предмета, умение подать знания, организовать учебно-воспитательный процесс, требовательность так и качества гуманистического направления — уважение к детям, терпение, доброта. То есть родители совмещают те качества, которым отдали предпочтение учителя и ученики. Работодатели (представители администрации учреждений образования) отметили, что будущие учителя должны быть коммуникативные, инициативные, креативные, трудолюбивые, порядочные.

Для каждой специализации учителя и в зависимости от функций, которые будет выполнять будущий учитель зависит набор или перечень профессионально -личностных качеств. Мы остановимся на качествах будущего педагога, который при условии сформированности указанных ниже качеств будет успешно выполнять различные педагогические функции. Учитывая результаты исследования теоретических источников, собственного опроса и ориентиры современной педагогики на гуманизацию и демократизацию учебного процесса, а также соглашаясь с мнением Кузьминой Н. относительно того, что учителю-мастеру не обязательно обладать всеми перечисленными (существующими) качествами, а достаточно сформировать основные, поэтому нами были определены приоритетные профессионально- личностные качества будущего учителя, которые на наш взгляд являются самыми существенными с точки зрения эффективности педагогической деятельности, а именно, коммуникативность, толерантность, творчество (креативность), эмпатия, гуманность.

Итак, профессионально важные качества педагога являются динамическим образованием, требует постоянного развития и содержательного наполнения новыми данными — педагогики, психологии, антропологии, педагогического менеджмента. Выявленную специфику ПВК следует учитывать в профессиональной ориентации, при отборе поступающих в педагогические учебные заведения, а главное, в процессе подготовки будущих специалистов, в деятельности преподавателей педучилищ и педвузов, в работе учителей по профессиональному совершенствованию.

  • Казакова А. А.. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2018. — 53 с.
  • Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993. С. 24

Кузьмина Н. Способности, одаренность, талант учителя. —— Л. : Знание, 1985. — 32 с.

Митина Л. Психология труда и профессионального развития учителя. — М. , Академия, 2004, 320 стр.

Основные термины (генерируются автоматически): качество, учитель, будущий учитель, Государственный стандарт, класс, начальная школа, общая структура, профессионально-личностное качество учителя, собственный опрос.

гульмира тожибоева
Профессиональная компетентность учителя начальных классов

СПЕЦИФИКА ШКОЛЫ «РИВОЖ» (РАЗВИТИЕ) В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чирчикского государственного педагогического института

В данной статье раскрыты особенности подготовки будущего учителя начального образования (БУНО). В статье выявлены педагогические условия, способствующие повышению эффективности подготовки БУНО, рассматривается специфика работы школы «Ривож» (Развитие) в развитии профессиональной компетентности БУНО. Научная новизна исследования заключается в разработке организационно-методической системы подготовки студентов в развитии профессиональной компетентности. В результате выделены и охарактеризованы четыре уровня подготовки студентов (стандартный, алгоритмический, эвристический, авторский, которые направлены на поэтапное развитие профессиональной комптентности.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, мотивация, диагностика, проектирование

Конкурентоспособность на рынке труда сегодня требует от каждого специалиста наличия профессиональной компетентности, ее последовательного развития. Что такое компетентность? Какие качества должны быть отражены в основе профессиональной компетентности? Какими компетентностными качествами должен обладать будущего учителя начального образования (БУНО?

В то время как английское понятие «competence» буквально означает «способность», в содержательном плане оно означает совокупность способностей, позволяющих демонстрировать теоретические знания на практике с высоким уровнем профессионализма, навыков и способностей.

Процесс формирования профессиональной компетентности будущего учителя начального образования (БУНО) представляет собой поэтапный процесс. К профессионально важным качествам деятельности (БУНО) на основе «Я-концепции» относятся формирование и развитие функциональных и личностных компонентов (проектный, организаторский, конструктивный, аналитический). Мы рекомендуем будущему учителю начальных классов строить свою деятельность на основе трех этапов:

Шаг 1 – Адаптация. БУНО определяет объем своих обязанностей и компетенций, а также выявляет пробелы в своих навыках и способностях для разработки программы адаптации.

2 этап – Шлифовка. БУНО разрабатывает и реализует программу адаптации, шлифует свои профессиональные навыки, создаёт программу самосовершенствования.

3 этап – Диагностика. БУНО проверяет уровень своего профессионализма, определяет уровень готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

В развитии профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов мы разработали программу целевого сотрудничества, организовали деятельность школы «Развитие» так, чтобы у учащихся было четкое представление о целях и задачах программы. В этой школе в качестве «болевых точек» педагогической деятельности будущих учителей начальных классов были выделены различные проблемы, такие как профилактика типичных ошибок в обучении, формирование устойчивых принципиальных позиций в проведении урока. Эта программа служит:

дифференциации и целевому планированию методической работы на основе выявленных потенциальных возможностей будущего учителя начальных классов;

повышению профессионального уровня будущего учителя начальных классов с учетом его потребностей, трудностей и достижений;

развитию творческого потенциала будущего учителя начальных классов, стимулированию его участия в инновационной деятельности, мониторингу динамики развития профессиональной деятельности;

повышению практической продуктивности будущего учителя начальных классов и эффективности образовательного процесса в образовательном учреждении;

созданию условий для удовлетворения потребности в самообразовании будущих учителей начальных классов.

Наши усилия были направлены на активизацию и усиление мотивации будущих учителей начальных классов, освоение эффективных способов преодоления трудностей, возникающих в процессе работы.

В школе «Ривож» (Развитие) тщательно подобраны формы и методы обучения будущих учителей начальных классов : проблемно-педагогическая игра; рефлекторная педагогическая игра; работа в составе творческой группы; лекции, семинары, практические занятия; педагогические чтения; «педагогический ринг»; ярмарка педагогических идей; просмотр видео записанных уроков; групповые и индивидуальные консультации; посещение и анализ базовых школ; мастер-классы; педагогические мастерские.

Знакомство с новыми технологиями осуществлялось на лекциях и педагогических чтениях. Но этого было недостаточно для формирования практических навыков. Поэтому применялись комплексные методы работы : педагогические семинары, мастер-классы, работа в творческих группах, где БУНО знакомился с передовым педагогическим опытом, участвовал в профессиональных дискуссиях, готовил дидактические материалы, проводил открытые уроки и так далее. При высоком уровне мотивации будущий учитель начальных классов обсуждает свои профессиональные проблемы в группе и получает реальную помощь от сокурсников. В процессе развития профессиональной компетентности мы разработали следующие уровни и использовали их в экспериментальной работе:

Стандартный уровень – будущий учитель начальных классов реализует компетенции, определенные в «Концепции профессиональных компетенций», разработанной нами на основе приведенных образцов, исходя из стандарта высшего образования.

Алгоритмический уровень – самостоятельно выполняет алгоритм компетенций, определенный в «Концепции профессиональных компетенций».

Эвристический уровень – способность самостоятельно разрабатывать новые алгоритмы на основе изменений компетенций, определенных в «Концепции профессиональных компетенций», самостоятельно искать новую информацию для решения учебной задачи.

Авторский уровень – обогащение индивидуально разработанными решениями в процессе выполнения заданий.

В своей работе мы выполнили следующие задачи:

работали над учебно-методическим модулем по компетентностному образованию;

познакомили будущего учителя начальных классов с новыми педагогическими технологиями;

разработали программу внедрения компетенций в образовательный процесс по направлению;

использовали школу “Ривож”(Развитие) как оптимальную форму работы;

включили в план работы БУНО информацию о новых и параллельных программах и учебниках.

Новые нетрадиционные или модернизированные формы работы более эффективны, чем традиционные формы работы (беседы, консультации, посещение и обсуждение) : психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические рабочие игры, дебаты, конкурсы, круглые столы, «мозговой штурм», урок-разработка и презентация моделей, презентация себя как классного руководителя, защита творческой работы, передача педагогического опыта «от ученика к ученику». Именно они ускоряют процесс доступа БУНО к образовательной деятельности, педагогической среде. Он чувствует себя более уверенно, укрепляется его уверенность в выборе профессии, в результате чего развивается профессиональная компетентность.

Таджибоева. Психолого-педагогическая компетентность учителей начальных классов. Наука и мир, международный научный журнал, №1 (77, 2020, том 2, 32-34стр.

Тожибоева, Алтаева К. , Роль педагогической компетентности в становлении профессионализма учителей начальных классов

Совершенствование качества образования в различных образовательных учреждениях является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Цель российского образования соотносится с формированием ключевых компетенций.

Компетенция (от competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.

Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

ФГОС СПО дает характеристику профессиональной деятельности выпускников, согласно которым объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

− Преподавание по образовательным программам начального общего образования.

− Организация внеурочной деятельности и общения учащихся.

− Классное руководство.

− Методическое обеспечение образовательного процесса.

Учитель начальных классов должен обладать общими и профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности, которые достаточно полно представлены в Стандарте.

Формирование данных компетенций востребовано на сегодняшний день и проверяется на различных конкурсах педагогического мастерства.

WorldSkills International (WSI) — самый большой в мире конкурс профессионального мастерства, сопоставимый с олимпийским движением.

Цели проектаWorldSkills: создание новых возможностей для освоения современных профессиональных компетенций студентами на основе инструментов движения WorldSkills с опорой на передовой отечественный опыт. Новгородская область вступила в движение WorldSkills в 2016 году. В декабре 2016 -по февраль 2017 в Новгородской области проходил первый региональный чемпионат молодых профессионалов по различным компетенциям, в том числе по компетенции «Преподавание в младших классах».

В ходе чемпионата участники, на протяжении трех конкурсных дней выполняли задания по модулям. В программу входили сложные конкурсы, требующие владения общекультурными и профессиональными компетенциями.

В конкурсные дни студенты выполняли 7 заданий по 5 модулям:

Модуль А. «Устное Эссе».

Модуль B1. «Подготовка и проведение фрагмента урока».

Модуль В2. «Разработка и проведение внеурочного занятия».

Модуль С1. «Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации».

Модуль С2. Конкурс «Научу за 5 минут».

Модуль Д. «Методическое обеспечение образовательного процесса».

Модуль Е. «Самообразование».

Подготовку студентов к прохождению испытаний подготавливали преподаватели коллежа Власова Н. и Гусейнова Г. , которые участвовали в конкурсе как эксперты компатриоты.

Через задания из модулей А, Е проверялись общекультурные компетенции. Конкурсантам важно было обозначить проблему в рамках указанной темы, сформулировать тезис, аргументировано изложить собственную позицию, показать смысловое единство и логику выступления, продемонстрировать грамотность и четкость речи, информационную полноту.

Во всех последующих заданиях проверялись профессиональные компетенции. Одним из заданий для конкурсантов по компетенции «Преподавание в младших классах» стала разработка и проведение фрагмента урока (этап открытия нового знания) в начальных классах по одному из предметов (предметы и тема урока были выбраны по жеребьевке). Здесь нужно было показать понимание учебного содержания и умение соотнести его с темой и целями урока, умение сформулировать цели и задачи, соотносить результаты урока с поставленными целями, мотивировать обучающихся к учебной деятельности, вовлекать их в организацию урока, демонстрировать элементы современных технологий обучения (в том числе ИКТ), использовать различные формы оценивания. Обстановку настоящего урока помогли создать школьники начальных классов, с которыми и нужно было работать конкурсантам.

Затем было выполнено задание «Научу за 5 минут», на котором было продемонстрировано умение организовать продуктивное взаимодействие с учащимися, умение создавать творческую работу прикладного характера с учетом возраста обучающихся.

На задании по разработке родительского собрания для родителей первоклассников необходимо было показать разнообразие видов деятельности, представить логику построения родительского собрания, разные формы работы с родителями, научность представленной информации. Сложность этого задания заключалась в том, что все перечисленные компетенции нужно было показать всего лишь за 10 минут.

Не менее сложным заданием было разработать и провести фрагмент внеурочного занятия с элементами конструирования, где обязательно должен был быть использован конструктор ПервоРобот LEGO Education с программным обеспечением WeDo. При выполнении этого задания проверялись компетенции:

− знание примерных программ внеурочной деятельности для начального общего образования;

− знание и учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;

− умение организовать различные виды деятельности обучающихся, в том числе самостоятельную работу;

− демонстрировать элементы современных технологий.

Задание по методическому обеспечению образовательного процесса потребовало умения составлять презентацию с наличием звукового сопровождения, анимации, интерактивности; в обязательном порядке материал презентации должен был соответствовать этапу процесса обучения и возрастным особенностям младших школьников.

Таким образом, профессиональная компетентность будущего учителя как интегративная система профессионально-значимых личностных свойств была продемонстрирована студентами Старорусского политехнического колледжа на конкурсе профессионального мастерства. Студентами был сделан вывод: чтобы быть профессионально компетентным, владеть общекультурными компетенциями, необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием и самореализовываться в педагогической деятельности. Результатом их участия в конкурсе стала бронзовая награда.

Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, умение, задание, методическое обеспечение, модуль, образовательный процесс, внеурочная деятельность, внеурочное занятие, начальное общее образование, Новгородская область.

БЕЛЕЕНКО ЕЛЕНА ИВАНОВНА

ЗАСЛУЖЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ РЕСПУБЛИКИ РСО-АЛАНИЯ

СТАЖ 34 ГОДА, ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

Китайские мудрецы говорят :  Не дай Вам Бог жить во время перемен.

Именно в такое время перемен в образовании , живём мы с вами и наши ученики. Время перемен – это время новых возможностей. Так вот, какие бы перемены не происходили  в образовании: новые стандарты, мониторинги, ВПР, учителя начальных классов первые на « своей шкуре» если можно так сказать почувствовали эти новшества.

Проведение уроков по ФГОС с совершенно другой структурой и этапами, составление рабочих программ, а затем календарное планирование с учетом сокращения часов ,но не программы ,технологические карты уроков с описанием всех УУД на каждом этапе урока. Всё это мы, как говорится, «пропустили через себя». Начинали трудно, доходили до всего сами, потому что и подсмотреть тогда было ещё негде, да и курсы ничем практически помочь не могли, кроме общих фраз.

Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения, в первую очередь, сформулировали требования к учителю. Он должен осознавать значение своего профессионального труда и быть профессионально мобильным, то есть гибко реагировать на изменения социальной ситуации развития школьников, овладевать новыми требованиями к педагогическому процессу и новыми педагогическими технологиями.

Мы должны быть не трансляторами знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса. Не говоря уже о том, что мы должны быть активными пользователями информационных технологий.

Педагогические компетентности представляют собой совокупность самых различных действий учителя, которые, прежде всего, относятся к функциям педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуальные особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетентности.

Готовясь к педсовету, проработав целую кучу литературы по данному вопросу, я выделила для себя пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов, хотя в разных источниках эти критерии интерпретируются по разному и количество их тоже варьируется.

Общекультурный критерий.

Общепрофессиональный критерий.

Коммуникативный критерий.

Личностный критерий.

Критерий саморазвития и самообразования.

Общекультурный критерий включает в себя

общая образованность и широта кругозора;

информированность в области профессионально-педагогических новинок;

культура речи учителя.

Общепрофессиональный критерий (важно!!!)

Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью.

Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному критерию можно считать:

владение содержанием учебных дисциплин;

владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;

знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

Профессия учителя относится к группе профессий в системе «человек – человек» (Е. Климов), поэтому центральной составляющей педагогической деятельности является специально организуемое общение. Часто учитель начальных классов вынужден выступать в роли «мамы», которая всегда придет на помощь в трудную минуту, поддержит растерянного малыша, подскажет, как действовать в той или иной ситуации.

Можно выделить два показателя профессиональной компетентности учителя начальных классов по данному критерию:

эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении;

доброжелательный и конструктивный стиль общения.

профессиональная направленность личности: личностная зрелость и ответственность, профессиональные идеалы, преданность своему делу.

наличие специфических профессиональных свойств: организованность, инициативность, гибкость, интеллектуальная активность, креативность;

наличие специфических психофизиологических свойств: устойчивость нервной системы, высокий эмоционально – волевой тонус, хорошая работоспособность и выносливость к психо – эмоциональным нагрузкам. (чего нам и не хватает)

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда.

Профессиональное совершенствование в процессе накопления опыта практической деятельности должно осуществляться на основе критичного и требовательного отношения педагога к себе и к своей работе. Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя.

Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:

самокритичность, требовательность к себе;

потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности;

исследовательский стиль деятельности

«Профессиональная компетенция» учителя начальной школы рассматривается как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педагога-воспитателя и психолога. В основе её лежит осознание педагогом своих педагогических возможностей, особенностей детского коллектива и перспектив его развития. Такое осознание определяет профессиональную гибкость педагога в подборе (а не копировании!) педагогических технологий, позволяющих успешно реализовать главную цель – создать условия для позитивного развития личности младшего школьника.

Можно выделить основные профессиональные компетенции современного учителя начальных классов:

умение учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои “образовательные дыры”;

уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся;

уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;

уметь “инсценировать” учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работ с учетом их склонностей и индивидуальных особенностей;

владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся;

использовать систему оценивания, позволяющую учащемуся адекватно оценивать свои достижения и оценивать их;

уметь организовать понятийную работу детей.

Помимо этого мы должны:

– разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты

– уметь проводить педагогический мониторинг

– владеть ИКТ Также  учитель начальных классов должен использовать электронные приложения и интернет ресурсы.

-знать особенности работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими отклонения в развитии

– разрабатывать и составлять технологическую карту урока(КОТОРАЯ ОТНИМАЕТ УЙМУ ВРЕМЕНИ)

– быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении

– обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов

Итак, это были требования к учителю начальных классов, и все мы прекрасно понимаем, чтобы соответствовать таким требованиям, мы должны быть обеспечены всем вышеупомянутым оборудованием. А для нас счастье, если   утром включился интернет и есть возможность зайти в «дневник», не говоря уже о том что онлайн приложения и интернетресурсы к сожалению, рассчитаны на более высокую скорость, чем та, которую нам предоставляют наши работодатели. Вот и приходится всё скачивать дома на носители, чтобы провести урок по всем требованиям стандарта. Согласитесь, учитель находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, где каждая новая, конкретная ситуация требует творческого и оригинального решения. Поэтому, чтобы повысить  творческий уровень учителя, уровень  его компетентности в «школе будущего», необходимо не только увеличивать объём требований к учителю, количество отчётов и бумаг, но и создать ему  такие условия, которые будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию, творческой активности самого педагога. дать нам заниматься непосредственно нашими прямыми обязанностями, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО

Начальная школа является составной частью системы непрерывного образования. Очевидно, что на современном этапе развития образования необходимы учителя начальных классов, обладающие высоким уровнем профессиональной компетентности и педагогического мастерства. Педагог сегодня должен быть мобильным, способным адаптироваться к изменяющемуся миру и обстоятельствам, профессионально-личностно развиваться, самореализовываться и саморазвиваться в педагогическом творчестве.

Какой он, современный учитель, соответствующий нынешним требованиям времени? Вопрос многогранный, требующий оценки нескольких критериев профессиональной компетентности современного педагога.

Профессиональная компетентность учителя – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, характеризует его профессионализм; система профессионально-значимых личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Под высоким уровнем профессиональной педагогической деятельности понимается ее эффективность, соответствующая уровню современной науки и требованиями сегодняшнего дня. Необходимо организовать развивающее обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе с учениками дискутировать, думать, ставить нестандартные вопросы, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост.

Современный подход в образовании базируется на следующих принципах: образование для достойной жизни, стимулирование к непрерывному образованию через всю жизнь для успешной реализации в обществе и личностному развитию. Учитель сам должен владеть теми компетенциями, которым обучает. Для совершенствования в профессионализме необходимы не только соответствующие способности и определённые качества личности, но и стремление к непрерывному самосовершенствованию, критической самооценке профессиональной деятельности. Современный учитель находится в непрерывном творческом поиске, в поиске ответа на вопрос «чему учить школьников?».

Прежде всего, учитель осуществляет действия, направленные на создание развивающей среды, в процессе которой у детей происходит формирование умений, представлений, понятий – поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат. Он умеет организовать обучение таким образом, чтобы оно вызывало желание вместе думать и дискутировать, высказывать разнообразные точки зрения. В этом базовая компетентность учителя, мотивирующая на более высокие достижения и интеллектуальный рост.

Цель образования – новое поколение ФГОС базируется на системно-деятельностном подходе. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Любой ребёнок активен на уроке, если тема ему интересна, если он осознаёт, зачем то, что говорит учитель и то, что говорят одноклассники, нужно ему – он мотивирован на изучение новой темы. Свобода учащегося быть самим собой, учиться тому, что соответствует его способностям, интересам и возможностям – элемент ценностей, входящих в многогранную компетентностную модель современного педагога. Образование для жизни, для успешной социализации в обществе каждого, его личностное развитие.

Каким образом можно получить новый результат в рамках реализации стандартов второго поколения? Организовать деятельность учащихся: способность к самореализации в решении учебных задач, прогресс в личностном развитии, умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий. Главная задача педагога – обеспечить поэтапное вхождение ребёнка от жизнерадостного, открытого в общении, неуверенного в себе дошкольника к пятикласснику со стойким исследовательским интересом, способному работать творчески, уважать мнение окружающих, способного на основании проведённых социальных проб и проектов человека, уверенного в собственной важности. Установление значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Реалии жизни таковы, что сегодня учитель работает с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении. В классах обучаются дети, для которых русский язык не является родным. Эти социокультурные, демографические и другие особенности той территории, где работает педагог, накладывают на его труд свою специфику. Уметь организовать учебный процесс, используя разные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы, с учётом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов – в этом профессионализм учителя, пронизанный личностным содержанием: культурой, ценностями, упорством в достижении поставленной цели, наконец, качествами характера.

Важной составляющей общекультурного уровня компетентности, несомненно, можно считать культуру речи учителя, которая является основным инструментом его профессиональной деятельности. Такие свойства речи как грамотность, интонационная выразительность и четкость в начальной школе обеспечивают оптимальные условия для усвоения детьми учебного материала. Его широта кругозора, информированность в области культурных новинок подчёркивают грани профессионализма.

В основе педагогического общения должна быть установка учителя на конструктивное сотрудничество и продуктивную комфортную совместную деятельность с ребенком. Коммуникативный критерий профессиональной компетентности учителя начальных классов – это не только потребность в общении с детьми, интерес к детям младшего школьного возраста, но и эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении, доброжелательный и конструктивный стиль общения.

Современный учитель занимает позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимися компетенций в разных видах деятельности и оценивает их при помощи соответствующих критериев. Он умеет осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и умеет организовать её у учащихся в процессе учебных занятий. Важно хорошо ориентироваться в современных теориях и технологиях обучения. Реализуемые методы и приемы учебно-воспитательного процесса должны полностью соответствовать целям педагогического воздействия, возможностям детей и самого учителя. На уроках применяются новые педагогические технологии: проблемное изучение материала, пары и группы сменного состава, взаимоконтроль, самооценка, исследовательская деятельность. Каждый ученик начальной школы является активным участником и организатором образовательного процесса, учится принимать учебную задачу и вырабатывать средства её решения. Немаловажное значение уделяется эффективности проведения урока, что помогает сделать их более интересными и результативными.

Кроме того, учитель начальных классов должен иметь представление о закономерностях процесса адаптации ребенка к школе, а также уметь диагностировать индивидуальные проблемы этой адаптации. Владение содержанием учебных дисциплин, современными теориями и технологиями обучения и воспитания, знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности – компетентности учителя по общепрофессиональному критерию.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». Сухомлинский) Постоянное увеличением объема окружающей нас интеллектуальной и культурной информации сопровождается увеличением числа ее источников: это книги и средства массовой информации, кино- и видеопродукция, компьютерные образовательные программы и Интернет. Учитель вынужден постоянно пополнять свою информированность, опираться на новые сведения, следить за культурными и интеллектуальными новинками. Современный педагог должен владеть компьютерными технологиями и активно использовать их в учебном процессе на разных этапах урока, квалифицированно применяя здоровьесберегающие технологии обучения. Наряду с элементарными навыками владения, должен уметь разрабатывать медиа-проекты, слайд-лекции, использовать тест-опросы, электронные энциклопедии и справочники.

Чтобы соответствовать нынешним требованиям в профессии, нужно постоянно саморазвиваться, заниматься самообразованием, быть требовательным к себе. Профессиональная компетентность учителя складывается из мастер – классов, семинаров, проведения открытых уроков, публикаций, участия в вебинарах, обеспеченности и изучении методической литературы, участия в профессиональных конкурсах, курсовой подготовки и неустанной работе по внедрению ФГОС НОО. Непрерывность и обязательность взаимосвязей данного процесса необходимы для учителя, способного органично адаптироваться к изменениям во внешней среде, соответствовать реалиям времени, быть мотивированным к непрерывному профессионально – личностному развитию и саморазвитию, самореализации в педагогическом творчестве.

Компетентность педагога не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Учитель начальной школы по характеру педагогической деятельности – универсал, который преподаёт несколько различных учебных дисциплин. Кроме того, он является классным руководителем и постоянным организатором детского коллектива, а также связующим звеном между школой и родителями учеников.

Методические разработки, презентации и конспекты

Международная научно-практическая конференция (2012г. Форма участия: заочная. Тема доклада: “Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов средствами предметной подготовки и профессионал.

Ответы на вопросы к аттестации учителя

Тема: “Развитие интереса к урокам русского языка у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”.

“Взаимодействие учителя- логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся”

В современном мире постоянно растет число детей с различными речевыми нарушениями. Поступающие в 1 класс дети часто имеют нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, словоизменени.

Статья 1 “У Вас в классе – особый ребенок” К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования

laquo;У Вас в классе – особый ребенок» (К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования).

Аналитическая справка о деятельности методического объединения учителей начальных классов за 2018-2019 учебный год

анализ МО.

Аналитическая справка о деятельности методического объединения учителей начальных классов за 2019-2020 учебный год

Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, поняти.

Критерии профессиональной компетенции учителя начальных классов

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов:      1. Общекультурный крит.

Профессиональная компетенция учителя.

В резентации представлены  основные пути развития профессиональной компетенции современного педагога.

“Профессиональная компетенция учителей начальных классов

Что такое компетентность и компетенции? Компетенции педагога: : общекультурная компетенция, компетенция личностного самосовершенствования, познавательно-творческая компетенция, ценностно-смыслова.

Профессиональная компетенция учителей начальных классов.

Профессиональная компетенция учителей начальных классов.

«Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования обучающихся» (выступление на КМО)

Профессиональная компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

laquo;Педагоги не могут успешно кого-то учить,если в это же время усердно не учатся сами». (Али Апшерони).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *