Оценка степени роста профессиональных компетенций за период практики

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАКТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 18. 2016 N 1061)

В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 26 ноября 2009 г. N 673 “Об утверждении Положения об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 января 2010 г. , регистрационный N 15975);

от 26 ноября 2009 г. N 674 “Об утверждении Положения об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 января 2010 г. , регистрационный N 15964).

Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Министр Д. ЛИВАНОВ

УТВЕРЖДЕНО приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 291

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАКТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (далее – Положение), определяет порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов, курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Настоящее Положение распространяется на образовательные организации, реализующие основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (далее – ОПОП СПО) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО).

Видами практики обучающихся, осваивающих ОПОП СПО, являются: учебная практика и производственная практика (далее – практика).

Программы практики разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей ОПОП СПО (далее – образовательная организация), самостоятельно и являются составной частью ОПОП СПО, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО.

Планирование и организация практики на всех ее этапах обеспечивает:

последовательное расширение круга формируемых у обучающихся умений, навыков, практического опыта и их усложнение по мере перехода от одного этапа практики к другому;

целостность подготовки специалистов к выполнению основных трудовых функций;

связь практики с теоретическим обучением.

Содержание всех этапов практики определяется требованиями к умениям и практическому опыту по каждому из профессиональных модулей ОПОП СПО (далее – профессиональный модуль) в соответствии с ФГОС СПО, программами практики.

Содержание всех этапов практики должно обеспечивать обоснованную последовательность формирования у обучающихся системы умений, целостной профессиональной деятельности и практического опыта в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Практика имеет целью комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии) среднего профессионального образования, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности (профессии).

Учебная практика по специальности направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.

При реализации ОПОП СПО по специальности производственная практика включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика.

Практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.

Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.

При реализации ОПОП СПО по профессии учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Учебная практика проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации либо в организациях в специально оборудованных помещениях на основе договоров между организацией, осуществляющей деятельность по образовательной программе соответствующего профиля (далее – организация), и образовательной организацией.

Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями дисциплин профессионального цикла.

Учебная практика и производственная практика по ОПОП СПО в области искусств может проводиться одновременно с теоретическим обучением, если это предусмотрено образовательной программой.

Производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательной организацией и организациями.

В период прохождения производственной практики обучающиеся могут зачисляться на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы производственной практики.

Сроки проведения практики устанавливаются образовательной организацией в соответствии с ОПОП СПО.

Учебная практика и практика по профилю специальности проводятся как непрерывно, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.

Преддипломная практика проводится непрерывно после освоения учебной практики и практики по профилю специальности.

планируют и утверждают в учебном плане все виды и этапы практики в соответствии с ОПОП СПО с учетом договоров с организациями;

заключают договоры на организацию и проведение практики;

разрабатывают и согласовывают с организациями программы практики, содержание и планируемые результаты практики;

осуществляют руководство практикой;

контролируют реализацию программы практики и условия проведения практики организациями, в том числе требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе отраслевыми;

формируют группы в случае применения групповых форм проведения практики;

определяют совместно с организациями процедуру оценки общих и профессиональных компетенций обучающегося, освоенных им в ходе прохождения практики;

разрабатывают и согласовывают с организациями формы отчетности и оценочный материал прохождения практики.

согласовывают программы практики, содержание и планируемые результаты практики, задание на практику;

предоставляют рабочие места обучающимся, назначают руководителей практики от организации, определяют из числа высококвалифицированных работников организации наставников, помогающих обучающимся овладевать профессиональными навыками; (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 18. 2016 N 1061)

участвуют в определении процедуры оценки результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения практики, а также оценке таких результатов;

участвуют в формировании оценочного материала для оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных обучающимися в период прохождения практики;

при наличии вакантных должностей могут заключать с обучающимися срочные трудовые договоры;

обеспечивают безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;

проводят инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.

Направление на практику оформляется распорядительным актом руководителя образовательной организации или иного уполномоченного им лица с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией, а также с указанием вида и сроков прохождения практики.

Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить учебную и производственную практики в организации по месту работы, в случаях если осуществляемая ими профессиональная деятельность соответствует целям практики.

Обучающиеся, осваивающие ОПОП СПО в период прохождения практики в организациях обязаны:

выполнять задания, предусмотренные программами практики;

соблюдать действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка;

соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности.

Организацию и руководство практикой по профилю специальности (профессии) и преддипломной практикой осуществляют руководители практики от образовательной организации и от организации.

Результаты практики определяются программами практики, разрабатываемыми образовательной организацией.

По результатам практики руководителями практики от организации и от образовательной организации формируется аттестационный лист, содержащий сведения об уровне освоения обучающимся профессиональных компетенций, а также характеристика на обучающегося по освоению профессиональных компетенций в период прохождения практики.

В период прохождения практики обучающимся ведется дневник практики. По результатам практики обучающимся составляется отчет, который утверждается организацией.

В качестве приложения к дневнику практики обучающийся оформляет графические, аудио-, фото-, видео-, материалы, наглядные образцы изделий, подтверждающие практический опыт, полученный на практике.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов ее прохождения, подтверждаемых документами соответствующих организаций.

Практика является завершающим этапом освоения профессионального модуля по виду профессиональной деятельности.

Практика завершается дифференцированным зачетом (зачетом) при условии положительного аттестационного листа по практике руководителей практики от организации и образовательной организации об уровне освоения профессиональных компетенций; наличия положительной характеристики организации на обучающегося по освоению общих компетенций в период прохождения практики; полноты и своевременности представления дневника практики и отчета о практике в соответствии с заданием на практику.

Результаты прохождения практики представляются обучающимся в образовательную организацию и учитываются при прохождении государственной итоговой аттестации.

Обучающиеся, не прошедшие практику или получившие отрицательную оценку, не допускаются к прохождению государственной итоговой аттестации.

Оценка сформированности профессиональных компетенций

Оценка сформированности профессиональных компетенций педагога сферы ДОД

с учётом требований профессионального стандарта

«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

В настоящее время,
несмотря на достаточно полную разработанность теоретической базы
компетентностного подхода в образовательном процессе высшего профессионального
образования, существует проблема создания и внедрения комплексной системы
мониторинга и оценки сформированности компетенций у студентов вузов. Отсутствие
государственных образовательных стандартов, учебников вынуждает предъявлять
значительно более высокие требования к педагогу сферы дополнительного
образования в сравнении с учителем общеобразовательных предметов в плане
сформированности компетенций целеполагания, проектирования, анализа и оценки
образовательного процесса и его результатов. Анализ состояния кадрового обеспечения позволяет выявить у педагогов
сферы дополнительного образования детей (ДОД) слабое владение приёмами
самоанализа, саморегулирования и оценки своей профессиональной деятельности.

Актуальной
становится проблема создания фонда средств для оценки формирования
и сформированности профессиональных компетенций педагогов с учётом требований профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (ПС ПДО).

Рекомендации в части разработки моделей фонда
средств для оценки формирования и сформированности профессиональных компетенций
будущих педагогов сферы ДОД

Проанализировав существующие в практике
профессионального образования модели контроля и оценивания результатов
обучения, мы определи три базовых вопроса, на которые стремятся ответить их
разработчики: «Что должно подвергаться оценке?», «Каковы содержательные
ориентиры объективной оценки?», «Как следует осуществлять оценку?». Исходя из
того, что система оценки должна содержать ответ на все вышеперечисленные
вопросы, мы предлагаем выделить в ней три базовых компонента: целевой,
содержательный, операционный.

Целевой
компонент системы оценивания призван
ответить на вопрос: что должно контролироваться? Основной составляющей целевого
компонента системы оценки является характеристика критериев, показателей и
уровней проявления компетенций, которые должны формироваться у будущего
педагога дополнительного образования на определённом уровне профессиональной
подготовки.

Содержательный
компонент характеризует
базовые положения и направления, на которых должен строиться процесс
оценивания.

Выстраивать систему оценки качества подготовки педагога
сферы ДОД целесообразно, ориентируясь в первую очередь на обеспечение
субъектной позиции педагога в процессе оценивания; нужно, чтобы система оценки
обеспечивала:

— опору на личные достижения педагога, его интересы,
опыт, профессиональные планы;

— стимулирование рефлексивного отношения к собственной
образовательной деятельности;

— побуждение к самостоятельному поиску и творчеству;

— развитие умений самоконтроля, самоанализа и самооценки
на основе самостоятельно поставленных целей;

— предоставление возможности педагогу выбирать объём,
сложность, форму отчётности по отдельным темам, разделам, дисциплинам;

— установление обратной связи, то есть получение
подтверждения, что процесс профессионального развития действительно способствует
формированию у педагога системы знаний, умений и навыков, соответствующих
требованиям ПС ПДО.

Направления оценивания результатов образовательной
деятельности педагогов определяются исходя из того, что объективность оценки
значительно повышается, если она осуществляется систематически. Таким образом,
можно выделить:

— текущее
оценивание, предполагающее определение результатов работы студента на занятиях
и их самостоятельной работы;

— промежуточное
оценивание, реализующееся на отдельных этапах профессиональной подготовки
(результаты изучения отдельной учебной дисциплины, прохождения практики);

— итоговое
оценивание, включающее комплексную оценку результатов освоения основной
образовательной программы подготовки бакалавра, магистра или программы курсов
повышения квалификации.

Процесс оценки должен также включать определение
характера проявления отдельных компонентов компетенций: когнитивного,
деятельностного, мотивационного и личностного.

В процессе оценивания важной составляющей является
определение прогресса педагога в развитии профессионально значимых качеств,
поэтому целесообразно предусмотреть предварительную оценку характеристик,
имеющихся у него в начале освоения программы профессионального развития.

Рекомендации в части организации проектирования фонда
средств для оценки качества

профессионального развития педагога сферы ДОД

Проектирование фонда средств для оценки качества
подготовки педагога сферы ДОД можно осуществлять на основе следующего
алгоритма:

Конкретизация критериев и показателей уровня
проявления общих, профессиональных и специальных компетенций для определённой
образовательной программы с учётом специфики и требований профессиональной
деятельности, на подготовку к которой она сориентирована. Разработка паспортов
компетенций.

Декомпозиция составленного перечня планируемых
результатов обучения до уровня отдельных модулей, дисциплин, практик, входящих
в учебный план.

Разработка в рамках рабочих программ модулей,
дисциплин, практик форм оценки достижения планируемых результатов обучения. При
проектировании содержания форм оценки следует учитывать специфику
образовательной деятельности, в которую включаются педагоги, и особенности
содержания, которое они осваивают. Также важно реализовать общие требования к
компетентностно-ориентированным оценочным средствам, в том числе
предполагается:

— ориентация на определение степени освоения компонентов
компетенций, обозначенных в программе;

— интеграция знаний и умений, получаемых при изучении
разных разделов программы;

— преобладание заданий, позволяющих определить готовность
студента к использованию теоретических знаний для решения практических задач;

— разноуровневый характер предлагаемых контрольных
вопросов и заданий;

— возможность сочетания самооценки, взаимооценки и
педагогической оценки результатов обучения;

— рефлексивный характер используемых форм оценки;

— возможность привлечения к процессу оценивания
экспертов, работодателей и заказчиков.

Разработка интегрированных
компетентностно-ориентированных оценочных средств, позволяющих выявить уровень
проявления компетенций, элементы которых формируются в рамках нескольких
курсов, дисциплин и практик.

Разработка содержания итоговой аттестации по
результатам освоения образовательной программы, позволяющей оценить уровень
проявления сформированных у педагога компетенций и их элементов.

Предлагаемый алгоритм может быть дополнен и
конкретизирован в зависимости от особенностей ситуации (уровня образовательной
программы, сроков её освоения, количества изучаемых дисциплин, наличия
дополнительных требований к планируемым результатам обучения, перечня
компетенций, которые должны быть сформированы).

Рекомендации в части
отбора комплекса оценочных методов и средств в рамках ООП подготовки
кадров сферы ДОД

Для
оценки компетенций педагога можно предложить следующий ряд методов и средств:


средства оценивания работы педагога в
процессе освоения программы подготовки или профессионального развития: задания
для подготовки к занятиям, карта профессионального развития, техника «мета-план»,
портфолио, словарь педагогических терминов, тесты и контрольные практические
задания и т

— средства оценки результатов
самостоятельной работы педагога: проектные задания, реферат, презентация,
деловая игра, коллоквиум и др

— средства итоговой оценки результатов
обучения: зачёт и экзамен, интернет-экзамен, защита проекта и др.

Анализ практики
применения ПС ПДО показал, что для оценки сформированности профессиональных
компетенций в ряде регионов используются следующие инструменты:

— среди работников образовательных
организаций: анкетирование, тестирование, собеседование, анализ проектов,
самооценка профессиональной деятельности педагога, анализ материалов, предоставленных
в ходе областных педагогических чтений, анализ портфолио, внутрифирменный аудит
(анализ планов и отчётов, посещение проводимых занятий, результатов обучения,
воспитания и развития учащихся и др. ); в Московской области осуществляется
оценка квалификации педагога дополнительного образования на установление уровня
квалификации в форме профессионального экзамена с учётом положений ПС ПДО;

— среди слушателей курсов переподготовки и
повышения квалификации работников образования: зачёты (устные, письменные),
контрольные работы, экзамены (устные, письменные), итоговая аттестация,
мастер-классы, семинары-практикумы.

Результаты
пилотной оценки сформированности профессиональных компетенций педагогов с
учётом требований ПС ПДО

Ярославским институтом
развития образования разработан компьютерный тест для оценки сформированности
компетенций, соответствующих требованиям профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (представлен в системе
тестирования «Testing. iro. yar»). Под тестом мы понимаем
совокупность контрольных заданий в стандартизованной форме, обладающих
необходимыми системообразующими статистическими характеристиками и
обеспечивающих надёжные и валидные оценки концептуально выделенной переменной
измерения. Радикальное отличие теста от обычных заданий состоит не в форме
представления вопросов и ответов, а в опоре на теорию педагогических измерений
в процессе его создания и применения.

Компетентностные
тесты для оценки профессиональных компетенций педагога содержат задания
междисциплинарного характера в виде кейсов, предполагающих свободно
конструируемые ответы, выполняя эти задания, педагогу нужно применить знания,
которые пригодятся ему в последующем обучении, в жизненных или профессиональных
ситуациях. Педагог должен проанализировать кейс, разобраться в сути проблемы,
предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном
фактическом материале или приближены к реальным ситуациям применения ПС ПДО.

Совокупность
тестовых заданий обеспечивает свободный выбор комплекта заданий в разных
вариантах (для исключения повтора тестовых заданий в разных ситуациях
тестирования). Свободный выбор заданий обеспечен компьютерной программой
тестирования. Каждый вариант ответа имеет оценочные рекомендации
(форматированный короткий текст о том, что педагог умеет делать, что не умеет
делать, чему ещё надо научиться, освоить в рамках содержания данного тестового
задания), которые тестируемый получит после прохождения всего теста и которые,
собственно, формируют базу наличия профессиональных дефицитов педагога. К
тестам прилагаются оценочные шкалы (рубрики) и рекомендации для работы
экспертов. По результатам тестирования администрация образовательной
организации может принимать решение о формировании заявки на повышение
квалификации педагогов по устранению этих дефицитов.

Тест состоит из трёх основных
блоков:

— блок 1 направлен на оценку обобщённой
трудовой функции «Преподавание по дополнительным общеобразовательным
программам»;

— блок 2 направлен на оценку обобщённой
трудовой функции «Организационно-методическое обеспечение дополнительных
общеобразовательных программ»;

— блок 3 оценивает сформированность
обобщённой трудовой функции «Организационно-педагогическое обеспечение
реализации дополнительных общеобразовательных программ».

Было проведено
исследование среди педагогов сферы ДОД шести субъектов Российской Федерации: в
Алтайском крае, Республике Саха (Якутия), в Архангельской, Челябинской,
Тамбовской и Ярославской областях. В тестировании приняли участия 258 педагогов,
которые были разделены на три группы по уровню квалификации: педагоги
дополнительного образования (слушатели курсов повышения квалификации; без
дополнительной курсовой подготовки (повышения квалификации); студенты старших
курсов вуза по профилям «Дополнительное образование»; студенты старших курсов
программ среднего профессионального образования по специальности «Педагогика
дополнительного образования».

На тестировании по блоку обобщённой
трудовой функции «Преподавание по
дополнительным общеобразовательным программам» респонденты показали высокие
результаты в области применения на практике различных форм совместной
деятельности детей и родителей (законных представителей), адекватных
проводимому мероприятию, в проведении консультаций с родителями (законными
представителями). Средний уровень сформированности компетенций респонденты
показали при ответе на вопросы, направленные на оценку сформированности таких
трудовых функций, как организация досуговой деятельности обучающихся,
педагогический контроль и оценка освоения программ. Минимальные средние
результаты указывают на недостаточную сформированность таких трудовых функций,
как организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной
образовательной программы (ДОП), разработка программно-методического
обеспечения реализации ДОП. У респондентов также вызывают затруднения вопросы,
направленные на знание федеральных и локальных документов, характеризующих
специфику проведения занятий в объединениях технической, спортивной,
художественно-эстетической и других направленностей; планирование работы
объединения в соответствии с предъявляемыми требованиями к организации занятий
в соответствии с СанПиН, организация и проведение занятий в соответствии с
правилами техники безопасности.

Результаты тестирования
по блоку ОТФ «Организационно-методическое
обеспечение дополнительных общеобразовательных программ» показали, что эта
обобщённая функция является наиболее проблемной в профессиональной деятельности
педагогов сферы ДОД. Наибольшие трудности вызывает реализация маркетинговых
исследований в сфере рынка услуг дополнительного образования детей. Вместе с
тем педагоги показали, что они умеют грамотно разрабатывать инструментарий,
учитывают ошибки при составлении анкет, направленных на изучение социального
заказа на дополнительное образование. Кроме того, определённые затруднения
вызывают вопросы разработки методической продукции, контроля и оценки качества
программно-методических продуктов; разработки рекомендаций по совершенствованию
мониторинга качества образовательных процессов, а также вопросы организации
методических объединений по профилю деятельности.

Анализ тестирования по блоку
ОТФ «Организационно-педагогическое
обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» в целом
показал достаточно высокий уровень её освоения: респонденты способны провести
интересное мероприятие, так как различают активные и неактивные формы работы с
детьми, умеют учитывать возрастные особенности детей при проведении досуговых
мероприятий. Средние результаты респонденты показали в рамках трудовой функции
«Развитие социального партнёрства и продвижения услуг дополнительного
образования детей и взрослых». Минимальные результаты указывают на
недостаточную сформированность компетенции производить оценку результатов
освоения дополнительной общеобразовательной программы.

В заключение можно
сказать, что процесс применения ПС «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» в регионах достаточно сложно организовать. Рисков и проблем пока
больше, чем возможностей для эффективной организации этого процесса. Поэтому необходимы
более активная координация и помощь, осуществляемые на федеральном, региональном
и муниципальном уровнях, для разработки нормативных и методических основ,
создания, обобщения и распространения лучших практик применения ПС ПДО в
регионах РФ.

Примеры
тестовых заданий для оценки сформированности

профессиональных
компетенций педагога ДОД с
учётом требований ПС ПДО

Контроль и оценка результатов освоения ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

профессиональные компетенции
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 2. 1
Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. Соответствие содержания информации индивидуальным особенностям пациента. Соответствие содержания беседы с пациентом сути предстоящего вмешательства
Экспертная оценка содержания конспекта беседы, наблюдение и интерпретация беседы с пациентом, памяток для пациентов на профессиональной и учебной практике. Оценка защиты портфолио
ПК 2. Осуществлять
лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. Соответствие порядка подготовки пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам, выполнению хода манипуляции согласно стандартам действия. Обоснование и проведение последовательности действий при осуществлении сестринского ухода за пациентом. Наблюдение,интерпритация подготовки пациента к лечебным и диагностическим вмешательствам, выполнения манипуляций, осуществления ухода за пациентом в соответствии со стандартами действия. ­ Тестирование, решение ситуационных задач,контрольные работы,защита историй болезни, оценка знаний по рабочей карте. ПК 2. Сотрудничать с взаимодействующими организациями. Соответствие оформления
Медицинской документации требованиям установленной формы. Соответствие способа транспортировки забранного материала от пациента требованиям и правилам забора и транспортировки лабораторию. Наблюдение. интерпритация, экспертная оценка правильности оформления медицинской документации, результатов исследований на профессиональной и учебной практике. ­ Тестирование, контрольные работы, решение ситуационных задач, защита портфолио. ПК 2. 4
Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
Соответствие способа приема медикаментозных средств согласно назначениям врача. ­ Динамическое наблюдение за пациентом при проведении лечения. Наблюдение и интерпретация за правильностью выписывания рецептов согласно фармакопеи. ­ Экспертная оценка динамического наблюдения за пациентом, анализ основных параметров состояния пациента. Защита историй болезни, решение ситуационных задач,ведение листа назначений. ПК 2. 5
Соблюдать правила пользования аппаратурой и оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно- диагностического процесса. Соответствие пользования аппаратурой требованиям техники безопасности и инструкцией работы на оборудовании, правил пользования изделиями медицинского назначения алгоритмам действий. Экспертная оценка и наблюдение правильности пользования аппаратурой и использования изделий медицинского назначения в ходе выполнения манипуляций на профессиональной и учебной практике,выполнения манипуляций согласно стандартам действия. ПК 2. 6
Вести утвержденную медицинскую документацию
Правильность и точность ведения медицинской документации установленного образца на бумажном и электронном носителях. Анализ продукта деятельности (мед документации) правильности оформления медицинской документации с учетом грамотности и знания медицинской терминологии на учебной, профессиональной практике, практических занятиях (можно убрать), квалификационном экзамене, тестирование, защита портфолио. ПК 2. 8
Оказывать паллиативную помощь. Обоснованность оказания, проведения паллиативной помощи пациенту при различных патологиях; Соответствие выбранных методов тяжести состояния, характеру поражений,осуществление проводимого ухода в соответствии с алгоритмами действия, динамическое наблюдение за пациентом при проведении паллиативной помощи. Экспертная оценка и наблюдение обоснованности оказания, проведения паллиативной помощи, динамического наблюдения за пациентом, анализом основных параметров состояния пациента на профессиональных и учебных практиках, защита истории болезни, курсовых работ, портфолио,решение ситуационных задач, экспертная оценка выполнения манипуляций согласно стандартам действия.

общие компетенции
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Демонстрация интереса к будущей профессии через активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности. Наличие положительных отзывов работодателей по итогам профессиональной практики. ­ Участие во внеаудиторных общеколледжных мероприятиях. Экспертная оценка и наблюдение на практических занятиях при выполнении работ напроизводственной и учебной практике, внеаудиторных мероприятиях. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач. Демонстрация эффективностии качества выполнения профессиональных задач. ­ Проведение анализа собственной деятельности
Экспертная оценка и наблюдение на практических занятиях при выполнении работ на производственной и учебной практике
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ­ точность,и быстрота оценки ситуации и правильность принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность
Экспертная оценка и наблюдение на практических занятиях при выполнении работ на производственной практике
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. ­ грамотность и точность нахождения и использования информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
­ наблюдения за действиями на практике
­ Экспертная оценка мультимедийных презентаций, соответствие реферата установленным требованиям. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Демонстрация умений и навыков использования информационно-коммуникационных технологии в профессиональной деятельности. Экспертная оценка защиты реферативных работ, мультимедийных презентаций, умения
использовать информа-
цию электронных учебни-
ков, Интернет при их подготовке на практичес-
ких занятиях, учебной и производственной практике. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ­ эффективность взаимодействия с обучающимися, коллегами, руководством ЛПУ, пациентами
аргументированность в отстаивании своего мнения на основе уважительного отношения к окружающим
Экспертная оценка и наблюдение при выполнении групповых заданий и решении ситуационных задач на практических занятиях, при выполнении работ на производственной и учебной практике
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Проявление ответственности за работу членов команды, результат выполнения заданий. Экспертная оценка и наблюдение на практических занятиях при выполнении работ на производственной и учебной практике
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. ­ эффективность планирования обучающимися повышения личностного уровня и своевременность повышения своей квалификации
Экспертная оценка разра-
ботки мультимедийных презентаций, результатив-
ность при подготовке и участии на профессио-
нальных конкурсах, УИРСах, конференциях
 
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Демонстрация умений осуществлять технологии выполнения лечебных, диагностических и
реабилитационных мероприятий в
­ изменяющихся условиях профессиональной среды. Экспертная оценка выполнения алгоритмов лечебно- диагностических манипуляций и реабили-
тационных мероприятий, в условиях смены
технологий в профессио-
нальной деятельности на практических занятиях, учебной и производствен-
ной практике. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ­ бережность отношения к историческому наследию и культурным традициям народа
­ толерантность по отношению к социальным, культурным и религиозным различиям
Экспертная оценка и наблюдение полноты и доступности профессио-
нальной информации пациентам различных национальностей и кон-
фессий при различных видах деятельности, соблюдение норм этики и деонтологии на практических
­ занятиях, на производственной и учебной практике
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. ­ готовность соблюдения правил и норм поведения в обществе и бережного отношения к природе
­ наблюдение за действиями на практике
 
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. ­ рациональность организации рабочего места с соблюдением необходимых требований и правил безопасности
Тестовый контроль, экспертная оценка рациональности и правильности организации рабочего места
на практических занятиях при выполнении работ на учебной и производственной практике. ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. ­ систематичность ведения пропаганды и эффективность здорового образа жизни с целью профилактики заболеваний
­ наблюдение за действиями на практике
 
­ наблюдение за действиями на практике
 
 
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). ­ способность применять полученные знания и умения при прохождении воинской службы в рядах вооруженных сил РФ
­ наблюдение за действиями на практике

Контроль и оценка результатов УРОВНЯ освоения ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Профессиональные компетенции
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 2. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. – Составление планов бесед с родителями и детьми по профилактике осложнений. – Составление рекомендаций по уходу за больными детьми в стационаре и на дому. – Составление планов обучения родителей подготовке к различным исследованиям в стационаре и на дому. – Подготовка рефератов, сообщений, презентаций по теме занятия
– Составление планов бесед по диетотерапии. – Решение ситуационных задач по теме занятия. – Составление планов обучения родителей оказанию первой помощи детям. – Ролевая игра
 
– Экспертная оценка за деятельностью студентов во время деловой игры, имметационной ситуации;
– Экспертная оценка планов бесед, сообщений по теме занятия, рефератов, презентаций;
– Экспертная оценка решения поблемно –ситуационных задач;
– Экспертная оценка выполнения практических манипуляций;
– Экспертная оценка заполнения учебной документации;
– устный опрос по темам занятия – фронтальный на теоретических занятиях, тематический на практических занятиях;
– тестовый контроль по разделам и отдельным темам
 
ПК 2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. – Решение проблемно-ситуационных задач. – Составление плана сестринских вмешательств. – Курация пациента
– Выполнение практических манипуляций
– Подготовка к диагностическим исследованиям. – Экспертная оценка за деятельностью студентов во время деловой игры, имметационной ситуации;
– Экспертная оценка планов бесед, сообщений по теме занятия, рефератов, презентаций;
– Экспертная оценка решения поблемно –ситуационных задач;
– Экспертная оценка выполнения практических манипуляций;
– Экспертная оценка заполнения учебной документации;
– устный опрос по темам занятия – фронтальный на теоретических занятиях, тематический на практических занятиях;
– тестовый контроль по разделам и отдельным темам
 
ПК 2. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. – Сопровождение на исследование, консультацию. – Забор и доставка материала для исследований. – Экспертная оценка деятельности студентов во время учебной и производственной практик. , методическими руководителями. Отчеты студентов по производственной практике,
– характеристики на студентов непосредственными руководителями производственной практики. ПК 2. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. – Составление плана сестринских вмешательств,
– Введение лекарственных препаратов различными способами (через рот, в/м, в/в, п/к, ингаляционно, в/к и т. – Введение вакцин,
 
– Экспертная оценка деятельности студентов во время учебной и производственной практик, методическими руководителями. – Отчеты студентов по производственной практике,
– характеристики на студентов непосредственными руководителями производственной практики. ПК 2. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. – Выполнение практических манипуляций. – Подготовка к диагностическим исследованиям
– Экспертная оценка деятельности студентов во время учебной и производственной практик. , методическими руководителями. Отчеты студентов по производственной практике,
– характеристики на студентов непосредственными руководителями производственной практики. ПК 2. Вести утвержденную медицинскую документацию. – Выписка направлений на исследование. – Заполнение истории болезни,
– Ведение документации на посту в стационаре. – Ведение документации в процедурном и прививочном кабинетах,
– Ведение документации на педиатрическом участке. – Экспертная оценка деятельности студентов во время учебной и производственной практик. , методическими руководителями. Отчеты студентов по производственной практике,
– характеристики на студентов непосредственными руководителями производственной практики.

общие компетенции
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ­ правильность понимания социальной значимости профессии фельдшера
­ оценка результатов дифференцированного зачета
­ наблюдение за действиями на практике
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ­ обоснованность применения методов и способов решения профессиональных задач, анализ эффективности и качества их выполнения
­ оценка результатов дифференцированного зачета
­ наблюдения за действиями на практике
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ­ точность и быстрота оценки ситуации и правильность принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность
­ оценка результатов дифференцированного зачета
­ наблюдения за действиями на практике
 
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. ­ грамотность и точность нахождения и использования информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
­ наблюдения за действиями на практике
­ оценка результатов дифференцированного зачета
 
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. – правильность использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности фельдшера
­ наблюдения за действиями на практике
­ оценка результатов дифференцированного зачета
 
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ­ эффективность взаимодействия с обучающимися, коллегами, руководством ЛПУ, пациентами
­ аргументированность в отстаивании своего мнения на основе уважительного отношения к окружающим
­ наблюдение за действиями на практике
 
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ­ осознание полноты ответственности за работу подчиненных, за результат выполнения заданий
­ наблюдения за действиями на практике
 
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. ­ эффективность планирования обучающимися повышения личностного уровня и своевременность повышения своей квалификации
­ наблюдение за действиями на практике
 
 
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ­ рациональность использования инновационных технологий в профессиональной деятельности
­ компетентность в своей области деятельности
­ наблюдение за действиями на практике
 
 
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ­ бережность отношения к историческому наследию и культурным традициям народа
­ толерантность по отношению к социальным, культурным и религиозным различиям
­ наблюдение за действиями на практике
 
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. ­ готовность соблюдения правил и норм поведения в обществе и бережного отношения к природе
­ наблюдение за действиями на практике
­
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. ­ рациональность организации рабочего места с соблюдением необходимых требований и правил безопасности
­ наблюдение за действиями на практике
­ оценка результатов дифференцированного зачета
 
 
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. ­ систематичность ведения пропаганды и эффективность здорового образа жизни с целью профилактики заболеваний
­ наблюдение за действиями на практике
 
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). ­ эффективность использования полученных профессиональных знаний
­ наблюдение за действиями на практике

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *