ОФИЦИАЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ПУБЛИКАЦИИ МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ЯВЛЯЕТСЯ УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 МАЯ 1996 Г N 763 О ПОРЯДКЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ДЕЙСТВУЕТ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ

Государственная политика в системе общего образования РФ

Внешний вид на бумажном носителе федерального закона России (Официальный интернет-портал правовой информации)

Федеральный закон Российской Федерации — федеральный нормативный правовой акт Российской Федерации, принимаемый Государственной Думой в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

Чтобы определить, с какого момента вступает в силу НПА, необходимо выяснить, что считается официальным опубликованием и какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы НПА признавался официально опубликованным.

Во-первых, официальное опубликование должно проводиться путем помещения текста документа в общедоступном издании, которое должно свободно распространяться среди населения по неограниченной подписке.

Во-вторых, помещение текста НПА в общедоступном издании только тогда имеет статус официального опубликования, когда это издание законодательно определено в качестве источника официального опубликования для данного вида НПА.

В-третьих, НПА должен быть опубликован в официальном издании полностью.

Таким образом, под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

С 1 июля 2022 года официальными также являются тексты правовых актов с внесенными в них изменениями, размещаемые на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru), который является единым официальным государственным информационно-правовым ресурсом в Российской Федерации. С указанной даты там размещаются тексты законов и правовых актов Президента РФ с учетом изменений, внесенных в них после 1 июля 2022 г., за исключением правовых актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (Указ Президента РФ от 03.03.2022 N 90).

Об источниках официального опубликования для различных видов НПА и проблемах, связанных с официальным опубликованием, см. главы 2 и 3.

Для применения любой информации правового характера на практике важно знать, когда тот или иной правовой акт стал действовать. При возникновении споров и для эффективной защиты законных требований необходимо точно знать, когда стала действовать норма права.

Во многих актах и законах не указывается момент, когда они вступают в силу и не разработан порядок начала его действия. Такая дата может быть вычислена по правилам, которые устанавливает законодательство. Для того, чтобы определить точный момент начала действия закона или другого акта, нужно знать источники их опубликования в официальных источниках информации и конкретные даты.

В российской Конституции сказано, что правовые акты, которые касаются прав и обязанностей граждан, должны быть обязательно доведены до них. Это возможно только через публикацию в официальных источниках. Если они не опубликованы, то и не приводят к последствиям в правовом плане. Только официальная публикация всех актов позволяет государству требовать от граждан строгого соблюдения законодательства, а также гарантировать права граждан, указанные в основном законе.

Законы федерального значения обязательно публикуются в «Российской газете» и «Парламентской газете». Также их можно прочитать в «Собрании законодательства Российской Федерации». В этих же источниках печатаются акты, которые принимаются Федеральным собранием. Акты, которые принадлежат Президенту страны и Правительству, подлежат публикации в «Собрании законодательства Российской Федерации». Они отражаются и в «Российской газете». Также эти акты могут публиковаться в других печатных изданиях. Акты, которые принимаются исполнительной властью, могут быть напечатаны в «Российской газете». Наряду с этим их можно прочитать в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов». Кроме того, их публикация осуществляется в «Бюллетене», который выпускается информационным центром «Система».

Решения Совета директоров ЦБ РФ можно прочитать в «Вестнике Банка России». Постановления и заключения Конституционного Суда печатаются в официальных изданиях, которые выпускают органы власти. Также с решениями этого органа можно познакомиться в «Вестнике Конституционного Суда РФ». Все международные договоры, принятые в форме закона, официально публикуются в «Собрании законодательства РФ», а договора, которые уже действуют, в «Бюллетене международных договоров».

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОРЯДКА ОПУБЛИКОВАНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Список изменяющих документов

(в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2016 N 317)

В целях совершенствования порядка опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти постановляю:

Пункт 1 вступает в силу с 1 января 2015 года.

1. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2663; 1997, N 20, ст. 2242; 1998, N 33, ст. 3967; 2005, N 28, ст. 2865; 2011, N 47, ст. 6621; 2013, N 6, ст. 493) изменение, изложив пункт 9 в следующей редакции:

“9. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в “Российской газете” или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, издаваемом еженедельно государственным учреждением – издательством “Юридическая литература” Администрации Президента Российской Федерации, и размещению (опубликованию) на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru).

Официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается либо первая публикация их полных текстов в “Российской газете” или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, либо первое размещение (опубликование) на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru).

Официальными являются также тексты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащиеся в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, распространяемом в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием “Научно-технический центр правовой информации “Система” Федеральной службы охраны Российской Федерации и органами государственной охраны, а также размещаемые на интернет-портале “Российской газеты” (www.rg.ru), функционирование которого обеспечивает федеральное государственное бюджетное учреждение “Редакция “Российской газеты”.”.

Пункт 2 вступает в силу с 1 января 2015 года.

2. Министерству юстиции Российской Федерации после государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, направлять для размещения (опубликования) на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) электронные копии (электронные образы) названных актов с обязательным указанием сведений об их государственной регистрации.

3. Федеральной службе охраны Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации в 3-месячный срок разработать и утвердить регламент взаимодействия названных федеральных органов исполнительной власти при направлении электронных копий (электронных образов) нормативных правовых актов, предусмотренных пунктом 2 настоящего Указа, для их размещения (опубликования) на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru).

Пункт 4 вступает в силу с 1 января 2016 года.

4. Установить, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат размещению (опубликованию) на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru).

Федеральные органы исполнительной власти в течение 10 дней со дня признания Министерством юстиции Российской Федерации нормативных правовых актов не нуждающимися в государственной регистрации направляют их электронные копии (электронные образы) для размещения (опубликования) на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) в порядке, определяемом Федеральной службой охраны Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, издавшим соответствующий акт.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением:

а) пунктов 1, 2, которые вступают в силу с 1 января 2015 г.;

б) пункта 4, который вступает в силу с 1 января 2016 г.

14 октября 2014 года

Опубликование и вступление в силу федеральных законов

Для регламентирования опубликования и вступления в силу федеральных законов и ряда других актов Президентом России был подписан Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

Обязанность по опубликованию федеральных законов лежит на Президенте России. Он обязан после подписания федерального закона направить его для опубликования.

В России в силу специфики некоторых федеральных законов и сложившихся обстоятельств имеются особенности вступления в силу отдельных федеральных законов.

Особенности вступления в силу федеральных законов о налогах и сборах

С 01.01.2000 г. вступление в силу актов законодательства о налогах и сборах имеет свои особенности. В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ по общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов (за исключением специальных налоговых режимов) и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Если акты законодательства устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, размеры сборов, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, то они не имеют обратной силы.

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Если акты законодательства о налогах и сборах отменяют налоги и (или) сборы, снижают размеры ставок налогов (сборов), устраняют обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшают их положение, то они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

При этом с 24.08.2013 г. акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренными этими актами, но не ранее даты их официального опубликования; с 01.01.2009 г. по 23.08.2013 г. такие акты могли вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривали это.

Особенности вступления в силу федеральных законов о контрактной системе в сфере госзакупок и бюджете

С 01.01.2021 г. установлен особый порядок вступления в силу федеральных законов, вносящих изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В соответствии с частью 5 статьи 2 указанного Закона федеральные законы, вносящие изменения в положения этого закона, касающиеся планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе установления новых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контроля в сфере закупок, мониторинга закупок товаров, работ, услуг, аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг, вступают в силу не ранее с 1 января очередного календарного года, следующего за годом их принятия, за исключением случаев их принятия после 1 октября текущего календарного года, при которых такие федеральные законы вступают в силу не ранее с 1 января года, следующего за очередным календарным годом.

С 01.01.2008 г. установлен особый порядок вступления в силу законов (решений) о бюджете. В соответствии со статьей 5 Бюджетного кодекса РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

Проблемные вопросы вступления в силу федеральных законов

2 вариант подхода к решению проблемы первой официальной публикации – формальный и основывается на нормах Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ: тот источник, который имеет наиболее раннюю дату, и будет первым официальным опубликованием нормативного акта. Следовательно, если дата “Собрания законодательства” более ранняя, чем дата “Российской газеты”, то и нужно определять первую публикацию по “Собранию законодательства”. Эту позицию также можно проиллюстрировать на примере: Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа разъяснил, что Федеральный закон от 24.02.2004 N 5-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об акционерных обществах” был официально опубликован 15.03.2004 в “Собрании законодательства” и с этой даты вступил в силу (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.05.2005 N А74-3716/04-Ф02-2008/05-С2). В “Российской газете” Закон был опубликован 17.03.2004.
Выбирая один из приведенных выше вариантов, нужно учитывать, что каждый из них имеет свои минусы. Так, в первом варианте нужно обращать внимание на разницу между датами газеты и журнала. Если разница, например, составляет более 10 дней, то еще неизвестно, какой источник – “Российская газета” или “Собрание законодательства” реально дошел до адресатов раньше. Второй вариант, хотя формально и основан на нормах закона, может быть “проигрышным”, если дело дойдет до судебного разбирательства, т.к. в судебной практике все же чаще отдается предпочтение публикации в газете.
Проблема первой официальной публикации также актуальна для актов Президента РФ и Правительства РФ, официальными источниками опубликования которых являются “Собрание законодательства”, “Российская газета” и “Официальный интернет-портал правовой информации”.
Следует отметить, что с появлением электронного источника официального опубликования – “Официального интернет-портала правовой информации” (www.pravo.gov.ru), количество проблемных случаев с определением первой официальной публикации значительно уменьшилось. Конфликт между первыми публикациями в газете и журнале, например в “Российской газете” и Собрании законодательства” теперь практически не встречается.

Официальный интернет-портал правовой информации стал одним из самых оперативных источников официальной публикации, перехватив первенство у “Российской газеты”. Но говорить о том, что проблема определения первой официальной публикации перестала существовать, пока еще рано. Мы уже зафиксировали несколько новых случаев возникновения неопределенности с первой официальной публикацией. Суть проблемы не изменилась, только в роли “Российской газеты” теперь выступает Официальный интернет-портал.

Где искать тексты законов в Интернете

В этой статье я подробно расскажу о том, где ищут законы юристы, и поделюсь полезными ссылками. Расскажу, что такое источники официального опубликования, зачем они нужны и почему искать законы в специальных программах легче.

Я всегда улыбаюсь, когда слышу: «Этот закон в Интернете есть!» Как будто глобальная сеть – это высшая инстанция в одном лице, и она точно не подведет. На деле за каждым сайтом стоят живые люди, и где-то они обновляют информацию, а где-то выкладывают ее однажды и больше не вносят изменений. Так и получаются казусы, когда люди ссылаются на законы, которые в Интернете есть, но уже не действуют.

“Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются”. Cтатья 15 Конституции РФ

Выложить текст нового закона на каком-нибудь случайном сайте или развесить плакаты в фойе районной библиотеки не получится. У официального опубликования есть свои  строгие источники. Эти источники указаны в Федеральном законе от 14. 06. 1994 № 5-ФЗ и в Указе Президента РФ от 23.05.1996 № 763. Таких официальных публикаторов в России всего 4.

О ПОРЯДКЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

(в ред. Указов Президента РФ от 16.05.97 N 490, от 13.08.98 N 963, от 28.06.2005 N 736, от 17.11.2011 N 1505, от 02.02.2013 N 88, от 14.10.2014 N 668, от 29.05.2017 N 242, от 03.03.2022 N 90)

В целях приведения порядка опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации “О государственной тайне”, Федеральными законами “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” и “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” постановляю: (в ред. Указа Президента РФ от 17.11.2011 N 1505)

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации (далее именуются – акты Президента Российской Федерации), постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее именуются – акты Правительства Российской Федерации) подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию в “Российской газете”, Собрании законодательства Российской Федерации и на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru), функционирование которого обеспечивает Федеральная служба охраны Российской Федерации. (в ред. Указа Президента РФ от 02.02.2013 N 88)

Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается первая публикация их полных текстов в “Российской газете” и Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru). (в ред. Указа Президента РФ от 02.02.2013 N 88)

Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации, в том числе с внесенными в них изменениями, и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием “Научно-технический центр правовой информации “Система” Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также органами государственной охраны. (в ред. Указа Президента РФ от 03.03.2022 N 90)

Пункт утратил силу. (в ред. Указа Президента РФ от 02.02.2013 N 88)

Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента Российской Федерации осуществляет Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации – Аппарат Правительства Российской Федерации. (в ред. Указа Президента РФ от 28.06.2005 N 736)

Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются – нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в “Российской газете” или на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru). (в ред. Указа Президента РФ от 29.05.2017 N 242)

Официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается первая публикация их полных текстов в “Российской газете” или первое размещение (опубликование) на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru). (в ред. Указа Президента РФ от 29.05.2017 N 242)

Официальными являются также тексты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, размещаемые на интернет-портале “Российской газеты” (www.rg.ru), функционирование которого обеспечивает федеральное государственное бюджетное учреждение “Редакция “Российской газеты”. (в ред. Указа Президента РФ от 29.05.2017 N 242)

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу. (в ред. Указа Президента РФ от 16.05.97 N 490)

Правительству Российской Федерации:

в 2-месячный срок подготовить совместно с Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и представить на утверждение Президента Российской Федерации перечень сведений конфиденциального характера;

в месячный срок привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Указом.

Признать утратившими силу акты Президента Российской Федерации по Перечню согласно Приложению.

Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН

23 мая 1996 года

Приложение к Указу Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763

Порядок принятия федеральных законов


ОФИЦИАЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ПУБЛИКАЦИИ МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ЯВЛЯЕТСЯ УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 МАЯ 1996 Г N 763 О ПОРЯДКЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ДЕЙСТВУЕТ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ

Диаграмма иллюстрирует порядок принятия федеральных законов в Российской Федерации

Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией и регламентами палат Федерального собрания.

Состоит из Законодательной инициативы и Обсуждения законопроекта. Под законодательной инициативой принято понимать предоставленное строго определённому кругу лиц или учреждений право на внесение в органы представительной власти предложений по совершенствованию законодательства и конкретных законопроектов, которому соответствует обязанность законодательных органов рассмотреть эти инициативы.

Обсуждение законопроекта осуществляется, как правило в нескольких чтениях. Оно проводится на открытом заседании палаты представительного органа и начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада подготовительной комиссии (комитета) по основным положениям проекта. При необходимости по особо важным, касающимся всего населения законопроектам может быть и всенародное обсуждение. Непосредственное рассмотрение текста проводится постатейно, по разделам или в целом. При этом каждая предложенная поправка голосуется отдельно. В зависимости от степени готовности законопроекта он может быть либо принят, либо отклонен, либо направлен на доработку и повторное рассмотрение.

Принятие федеральных законов Государственной Думой

Порядок принятия Государственной Думой федерального закона (статьи 116—126) прописан в главе 13 Регламента Государственной Думы

Рассмотрение принятых федеральных законов Советом Федерации

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

Рассмотрение федеральных законов Президентом Российской Федерации

Принятый федеральный закон в течение 5-ти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
Президент Российской Федерации в течение 14-ти дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания.

Последствия отклонения федеральных законов Президентом Российской Федерации

СПС бывают государственные и негосударственные, платные и бесплатные. Чтобы не перегружать Вас юридическими тонкостями, я расскажу про 3 самые известные системы в нашей стране и покажу, чем отличается их работа на примере одного и того же запроса. Итак, начнем с государственной системы.

Система «Законодательство России»

Полное название – Информационно-правовая система «Законодательство России». Эта программа находится на сайте официального публикатора www. pavo.gov.ru по этой ссылке. Программа бесплатная и работает 24/7. Тесты размещенных там документов считаются официальными. Об этом говорят Указы Президента РФ от 05.04.1994 № 662 и от 23.05.1996 №763.

Давайте попробуем найти в этой системе Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», используя простой запрос «закон об ООО». Эти ключевые слова мы вводим в строку «интеллектуального поиска», вот так:

Нажимаем «Искать» и получаем результат – 532 документа, в которых просто встречаются слова из моего запроса, но каждое в отдельности, а не в заглавии. Среди первых 40 документов встретилось даже Постановление главного санитарного врача РФ, но текста самого закона не было.

Пробуем расширенный поиск по тем же ключевым словам:

В результате получаем всего 2 документа: Постановление Государственной Думы РФ и Постановление Конституционного суда РФ, текст самого закона по-прежнему не найден.

Наконец, чтобы поставить поисковую точку, я сделала расширенный поиск закона по номеру и дате принятия (их, полагаю, система ждет предварительно где-то найденные или наизусть заученные). Конечно, после такого запроса закон появился. Со всеми изменениями и дополнениями – текст в действующей редакции.

Когда я показывала такой пример поиска своим студентам на лекции, они воспринимали это как фокус и тут же начинали проверять в своих смартфонах. Искали. Получали тоже самое. С момента моей последней лекции и до написания этой статьи прошло уже почти 5 лет. Фокус можно показывать дальше.

Итак, краткое резюме по ИПС «Законодательство России» – бесплатно, 24/7, большая база документов, официальные тексты, но найти документ непросто.

И “Гарант”, и “КонсультантПлюс” в своих полных версиях работают офлайн и платно. Именно здесь юристы нашей необъятной Родины черпают свои знания. Зачем это неюристам? – спросите Вы. Объясню. У каждой этой системы есть бесплатная онлайн-версия с самыми популярными документами, то есть не вся база целиком, но очень много всего нужного в открытом доступе есть. Искать документы под силу даже первокласснику. Сейчас покажу, как это работает.

Система «Консультант Плюс»

Полное название – справочная правовая система «Консультант Плюс». Онлайн-программа доступна по ссылке: www.consultant.ru. Сайт “Консультанта” появился в 1997-м, а сама система еще раньше – в 1992. Для будущих правозащитников мир “Консультанта” открылся в 2004-м, когда компания стала рассылать по юридическим факультетам страны свои диски с небольшими, но качественными базами документов, которые собирали специально для студентов. За год было 2 диска (документы обновлялись). Эти диски мы брали в деканате, устанавливали на свои домашние компьютеры и радовались, что, наконец-то, все “правильные” документы под рукой. Вот так грамотно была выстроена маркетинговая стратегия “Консультанта”.

Если вы читали книгу Максима Батырева “45 татуировок продавана. Правила для тех, кто продает и управляет”, то наверняка помните собственную историю автора – о том, как он продавал программу “КонсультантПлюс” и какие уроки получил от этого опыта. О самой программе в книге, конечно, ничего не написано. Поэтому перейдем от историй – к делу и посмотрим, как работает бесплатная онлайн-версия “Консультанта” и, чем отличается поиск документов здесь от рассмотренной выше системы «Законодательство России».

Используем уже знакомый поисковый запрос и найдем «закон об ООО». Сделаем поиск сразу с главной страницы:

Подозреваю, что полученный результат в комментариях не нуждается:

Документы, которые открыты, отмечены зеленой галочкой. Если документ закрыт в бесплатной версии, Вы увидите “красный кирпич”. Здесь есть #лайфхак: больше документов открыто в вечернее время и по выходным дням.

Другая коммерческая система, также доступная в бесплатной версии, называется «Гарант».

Система “Гарант”

Бесплатная версия системы доступна на сайте www.garant.ru.  “Гарант появился в 1990-м. Группа студентов МГУ создала компьютерный справочник по Кодексу законов о труде. Потом появилась небольшая справочная система с небольшим числом обновляемых документов, первые продажи этой системы сделали в том же 1990-м. А дальше пути студентов разошлись и получилось два коммерческих бренда – “Гарант” и “КонсультантПлюс”

Сегодня  сайт «Гаранта» больше похож на юридический портал – здесь и новости, и документы, и даже рекламные баннеры. Проверим поиск документов по кючевой фразе «закон об ООО». Слова вводим в строку поиска тоже на главной странице:

Нужный нам Федеральный закон тоже получаем в результате на первом месте:

Здесь отличается интерфейс выдачи, поэтому выбирайте ту программу, корая Вам покажется удобнее.

Поиск по фразе “закон об ООО” я сделала в качестве примера. Искать в этих системах вы можете не только законы, но и другие документы. Например, бланк заявления о регистрации индивидуального предпринимателя, официальные правила заполнения этого зявления и много чего еще.

Один небольшой #лайфхак по делу: перекрестный поиск в разных системах. Например, если Вы ищете документ на сайте “Консультанта”,  а там он “закрыт”, попробуйте поискать его в «Гаранте». Если и там недоступен, вооружайтесь точными реквизитами (и “Консультант”, и “Гарант” их обязательно покажут) и отправляйтесь на www.pravo.gov.ru, чтобы найти документ в системе “Законодательство России”.

Есть и другие СПС. Например, Кодекс и ТехЭксперт. В “ТехЭксперте” много разных ГОСТов, СанПинов, СНИПов и так далее (но вцелом документов гораздо меньше, чем в том же “Консультанте”). Перекрестный поиск к этим системам тоже относится.

Помните, в самом начале статьи я рассказывала Вам про официальных публикаторов – “Собрание законодательства РФ”, “Парламентская газета”, “Российская газета” и портал www.pravo.gov.ru? Теперь пазл замыкаем – “Консультант” и “Гарант” сюда не относятся. Эти системы публикуют документы очень удобно для пользователей, делают профессиональные инструкции и обзоры, но источниками официального опубликования не являются. Миллионы юристов доверяют этим системам исходя из сложившейся практики и репутации. Поэтому у каждого документа и в “Гаранте”, и в “Консультанте” есть справка с указанием источников публикации.

На этом мой обзор завершён. Удачных Вам поисков и точных правовых документов.
И до встречи на Праводоксе!

Добавили: 13.03.2018 Обновили: 07.04.2019

ПЕРЕЧЕНЬ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИЗНАННЫХ УТРАТИВШИМИ СИЛУ

Указ Президента Российской Федерации от 26 марта 1992 г. N 302 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации” (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 1, ст. 1).

Распоряжение Президента Российской Федерации от 26 марта 1992 г. N 129-рп “Вопросы “Собрания актов Президента и Правительства Российской Федерации”.

Распоряжение Президента Российской Федерации от 26 марта 1992 г. N 130-рп “О редакционном совете “Собрания актов Президента и Правительства Российской Федерации”.

Указ Президента Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 104 “О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации” (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 4, ст. 301).

Пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 482 “О признании утратившими силу, изменении и дополнении актов Президента Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации “О Совете Министров – Правительстве Российской Федерации” (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 17, ст. 1453).

2. « Парламентская газета» –  совсем другое издание. Здесь есть и законодательство, и новости, и картинки. « Парламентская газета» – это издание нашего законодательного органа – Федерального собрания РФ, который состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Поэтому в «Парламентской газете» мы не встретим ни актов Президента РФ, ни актов Правительства РФ. Здесь публикуют законы – федеральные конституционные (ФКЗ), федеральные (ФЗ), а еще другие акты самого Федерального Собрания РФ, плюс новости: о политике, экономике, культуре, происшествиях и тому подобном. Газета издается с 1997 года и выходит еженедельно. У «Парламентской газеты» тоже есть официальный сайт – www.pnp.ru. Там можно купить свежий или архивный номер газеты в формате pdf.

4. Официальный интернет-портал правовой информации – www.pravo.gov.ru. Этот ресурс только электронный. Портал стал официальным публикатором актов с 2011 года. Здесь публикуют законы, другие акты парламента, акты Президента РФ и акты Правительства РФ, международные договоры, а также другие значимые документы.

На этом источники официального опубликования документов закончились. Возникает логичный вопрос: а как же все остальные – сайты, газеты, сборники – они публикуют законы (и другие акты) незаконно? Законно. Просто над остальными источниками не висит обязанность быть официальным публикатором и обнародовать документ в установленный законодательством срок. Поэтому публиковать тексты законов в других (дополнительных) источниках можно. Все это сказано в статье 5 Федерального закона от 14.06.1994  № 5-ФЗ и в пункте 3 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763.

Есть еще один очень важный момент, зачем нужны официальные публикаторы – для того, чтобы отсчитывать дату вступления закона (или другого акта) в силу. Например, в тексте федерального закона читаем: “настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования”. Днем его официального опубликования считается первая публикация полного текста в любом из четырех официальных источников (статья 4 ФЗ от 14.06.1994 № 5-ФЗ).

А теперь неожиданный поворот. Все эти официальные публикаторы обязаны обнародовать полный текст закона только в первый раз. Если к закону принята поправка, наступает обязанность опубликовать только текст нового закона о поправке. Цитирую  статью 9 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ: федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *