Основные компетенции педагога в соответствии с профессиональным стандартом

В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых Вы можете претендовать на работу воспитателя.

Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).

Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.

Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.

Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).

Требований к опыту работы нет.

  • Что такое профстандарт педагога
  • Действующие профстандарты педагогов
  • Новый профстандарт для педагогов с 1 сентября 2022 года
  • Требования нового профстандарта к педагогу школы
  • Новшества профстандарта, связанные с цифровизацией
  • Внедрение нового профстандарта в школе
  • Зачем нужны профессиональные стандарты

Что это? Профстандарт педагога – это документ, в котором содержатся требования к учителю. В нем оговорено все: его образование, профессиональные навыки, требуемый опыт, какие курсы по повышению квалификации он должен проходить. Вводить такие документы в России начали с 2016 года. Очередной вступает в силу с 1 сентября 2022 года.

На кого распространяется? Новый профстандарт затрагивает не всех педагогов, а только школьных учителей. Предыдущий распространялся и на работников дошкольного образования. В новом документе усилились требования к профпригодности педагогов, а также добавились обязанности владения цифровыми инструментами и ресурсами.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА “ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)”

(в ред. Приказа Минтруда РФ от 05. 2016 N 422н)

В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”.

Установить, что профессиональный стандарт “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

Министр М. ТОПИЛИН

УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н

  • Профессиональный стандарт воспитателя: для чего введен, когда принят
  • Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?
  • Требования к образованию воспитателя по профстандарту
  • Трудовые функции воспитателя по профстандарту
  • Компетенции воспитателя по профстандарту
  • Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.

Примечательна история этого профстандарта: он чаще остальных подвергался изменениям и в настоящее время опять находится на стадии пересмотра. Введение обновленного профстандарта запланировано на 1 сентября 2019 года.

«Довольно сложно стандартизировать творческую сторону профессии воспитателя в детском саду», – так эксперты объясняют постоянный пересмотр этого документа. Возможно ли подвести к каким-либо стандартам педагогическую миссию? Вопрос спорный. Поэтому профстандарт воспитателя дошкольного учреждения и по сей день вызывает горячие споры и повышенный интерес в профессиональном сообществе.

Что такое профстандарт педагога

Работа с детьми в образовательных и дошкольных учреждениях требует от специалистов определенных знаний и навыков. С 2016 года они закрепляются в специальном нормативном акте.

Профстандарт педагога представляет собой документ, в котором перечислены все требования, которым должен отвечать современный учитель, чтобы продолжать заниматься своей деятельностью. Также на него опираются при переаттестации для присвоения следующей квалификационной категории, при расчете заработной платы и при формировании должностных инструкций.

Основные компетенции педагога в соответствии с профессиональным стандартом

Профстандарт педагога содержит требования, в основном касающиеся его уровня образования и поведения. В деталях закрепляется перечень необходимых для допуска к работе компетенций. Их набор отличается для каждого предмета и перечисляется в одноименном разделе, количество которых равно числу предметов.

Квалификация педагога — это то, что получится, если к компетенциям добавить опыт. Она различается в зависимости от преподавательского стажа, образования и прочих условий.

В основе профстандарта лежит единство трех процессов: обучения, воспитания и развития. Модули, посвященные первым двум, отличаются понятностью и конкретностью. В них описывается, насколько учитель должен знать предмет и какими методиками владеть для корректной передачи своих знаний ученикам.

Основные компетенции педагога в соответствии с профессиональным стандартом

При этом требования, входящие в профстандарт, посвященные третьему разделу, реализовать в современных условиях оказывается трудно. В них описываются особенности взаимодействия учителя с узкими специалистами (логопедом, психологом, дефектологом и т. ), ставки которых все чаще сокращаются для изыскания дополнительных средств на нужды школы, в частности — выплату зарплат сотрудникам.

В итоге он оказывается в положении, когда корректное выполнение требований обозначенного раздела затруднено.

С 1 сентября 2022 года вступит в силу новый профессиональный стандарт для учителей

Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)

Прежний профессиональный стандарт “Педагог”, принятый в 2013- году, признан утратившим силу.

С 1 сентября 2022 года учителя начнут работать по новому стандарту в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ.

Для кого этот стандарт?Предыдущий документ был нацелен на педагогов дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, то есть касался и воспитателей, и учителей. Новый стандарт, который будет действовать с 1 сентября 2022 до 1 сентября 2028 г. , предназначен только для школьных учителей. Для чего этот стандарт?В пояснительной записке к документу обозначены причины необходимости нового профстандарта:

  • изменения, ранее внесенные в ФЗ “Об образовании”, а именно допуск студентов педагогических вузов к работе в школе и внедрение типовых учебных программ;
  • утвержденные в 2021 году новые наименования квалификаций и требования к ним;
  • несоответствие прежнего стандарта федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ».

Что изменилось?В новом стандарте теперь зафиксированы два основных уровня квалификации школьных педагогических работников (учителей): уровень 5 (А) и уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы).

В зависимости от этого различаются их трудовые функции. Уровень 5 подразумевает следующие трудовые функции: педагогическая деятельность по реализации программ начального (основного, среднего) общего образования на основе типовых схем и шаблонов. Уровень 6 предполагает три типа трудовых функций:

  • педагогическая деятельность по решению стандартных задач программам начального (основного, среднего) общего образования;
  • педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях;
  • педагогическое проектирование программ начального (основного, среднего) общего образования.

Также в зависимости от уровня различаются требования к образованию и обучению учителей:

  • для уровня 5 достаточно иметь справку о периоде обучения, подтверждающую успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года обучения по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки “Образование и педагогические науки”;
  • для уровня 6 необходимо или высшее образование по укрупненной группе специальностей (направлений подготовки) «Образование и педагогические науки», или высшее образование и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки, предоставляющие право ведения педагогической деятельности, или среднее профессиональное образования — программы подготовки специалистов среднего звена по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки».

Новшества, связанные с цифровизациейВ новом стандарте появились требования к владению и использованию цифровых технологий и инструментов. Современный учитель теперь обязан обладать следующими умениями.

Владеть ИКТ-компетентностями, включая использование ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий:

  • общепользовательская ИКТ-компетентность (уметь работать с цифровой информацией с использованием компьютера и средств коммуникаций, соблюдать правила защиты информации и персональных данных);
  • общепедагогическая ИКТ-компетентность (уметь организовать свою педагогическую деятельность и деятельность обучающихся с использованием ресурсов и сервисов информационной образовательной среды и цифрового коммуникационного оборудования, применять нормы информационной безопасности в образовательном процессе).

Адекватно использовать средства цифровых коммуникаций и видеотехнологий с участниками образовательного процесса, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных.

Использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения образовательных задач развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Использовать в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации, владеть методами цифровой коммуникации с участниками образовательного процесса на основе норм информационной безопасности.

Избирательно применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения, позволяющих проводить развивающую работу и обеспечивать доступ к таким технологиям всех обучающихся на основе индивидуального подхода, а также для работы с детьми с особыми потребностями (специализированное и дополнительное цифровое оборудование в соответствии с оснащением информационной образовательной среды организации).

Полный текст проекта профессионального стандарта – здесь

Муниципальное Бюджетное Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Ладушки» города Анадыря

“ИКТ -компетентность педагога-требование профессионального стандарта педагога”

Выполнила:Воспитатель Ханхарова Татьяна Михайловна

2020 г.

В настоящее время проходит активный процесс информатизации ДОУ, так как наше общество быстро развивается в направлении перехода к обществу информационному, в котором ключевую роль играют информационные ресурсы.

Информационно-коммуникационная   технология- это педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной  деятельности,  направленные  на  получение  конкретного  результата.

Интеграция современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса развития и обучения дошкольников. Необходимым условием этой интеграции является формирование ИКТ-компетентности педагога.

Педагогические работники, реализующие образовательную программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей, которые предполагают:

  • обеспечение эмоционального благополучия детей;
  • поддержку их индивидуальности и инициативы;
  • установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях;
  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

В педагогической ИКТ-компетентности есть два уровня: знаниевый, так называемый уровень функциональной грамотности, и деятельностный, уровень применения ИКТ.

Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном.

Использование ИКТ позволяет объяснить ребенку в доступной форме некоторые моменты, которые не понятны ему «на словах» (например, такое явление, как круговорот воды в природе, становится доступным после просмотра презентации; нет возможности наблюдать в реальной действительности, так как не позволяют климатические условия (ледоход, перелет птиц, северное сияние и прочее).

Условия  эффективного применения современных цифровых обучающих средств   обучающих  средств в ДОУ.

Современные дети очень рано сталкиваются с миром медиа. Это, так сказать, естественный процесс, примета нашего времени. Итак, чтобы внедрение интерактивного оборудования действительно обогащало игровое пространство дошкольника, способствовало расширению и углублению его деятельности, нами должны быть установлены и соблюдены следующие условия применения интерактивных средств.

Первое – свободное общение взрослого и ребенка или ребенка и других детей, когда «умный» предмет поддерживает человеческий, личностный интерес участников игры друг к другу.

Второе – обращение к «детским» видам деятельности. В отличие от школьного возраста, где процветает учебная деятельность, а трансляция определенного минимума знаний, умений и навыков является стержнем учебных программ, дошкольное образование формирует способности ребенка, создает предпосылки будущей успешной работы. Малыш играет, рисует, конструирует, слушает сказки, а значит, учится мыслить, воспринимать окружающий мир, ориентироваться в пространстве и времени, овладевает речью.

Третье условие – самостоятельность ребенка. В деятельности каждый дошкольник сам открывает таящиеся в нем способности, а обучение лишь подсказывает путь к этому открытию. Естественно, один ребенок «находит» больше, чем другой. Но непременным аспектом развивающего обучения является самостоятельная работа дошколят с тем или иным материалом.

Четвертое условие – педагогическое сопровождение, организация деятельности детей

Пятое условие – поддержка детского творчества. Творчество – естественное состояние детства, которое не отягощено стереотипами, природный дар периода до школы.

Применение современного цифрового оборудования в деятельности педагога ДОУ

В настоящее время использование ИКТ в практике педагогов ДОУ в основном заключается в следующем:

  • подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
  • подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
  • обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
  • создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
  • использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
  • использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
  • использование Интернета  в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
  • оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.
  • создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
  • использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.
  • создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.

Интерактивная доска — универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям, устойчивость внимания, скорость мыслительных операций.

Smart стол. Интерактивный стол — представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов. Этот стол может выполнять роль компьютера так как в нем уже встроен процессор, камера и проектор. Стол совместим с ноутбуком, проектором, экраном, интернетом.

Сенсорная комната — волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления.

Звуканимированные тактильные панно для детских сенсорных комнат позволяют создавать интересные объемные картины, пользуясь собственным замыслом или по уже отработанной схеме.

Средняя продолжительность использования интерактивной доски в процессе обучения составляет 15 минут, а время непосредственной работы с ней дошкольников — в пределах 10 минут.

Таким образом, педагог должен не только повышать свой уровень ИКТ-компетентности, но и уметь пользоваться современным мультимедийным оборудованием, создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, так как использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей доступным и эффективным; освободит его от рутинной ручной работы, способствует обогащению развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ, откроет новые возможности для профессионального роста педагога.

ИКТ-компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта

Свое выступление хочу начать словами основоположника научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского:

«В деле обучения и воспитания ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

Среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации программ образования согласно профессиональному стандарту является владение педагогом ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.

ИКТ-компетентность или по-другому ИКТ-грамотность педагогов представлена четырьмя уровнями развития этой компетентности:

Базовая ИКТ-компетентность (пользователь) – педагог с данной компетентностью лично заинтересован в обучении ИКТ и использовании их в учебном процессе. Он имеет представление о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ, владеет технологическими и методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Майкрософт Офис (MicrosoftOffice), использует сеть Интернет и цифровые образовательные ресурсы в педагогической деятельности.

Предметно-углубленная ИКТ-компетентность (консультант) –педагог проявляет устойчивый интерес к применению ИКТ в учебном процессе, занимается поиском педагогических технологий, адекватных современным ИКТ. Такой педагог владеет способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных учебных материалов, владеет основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс, обобщает и распространяет положительный опыт использования ИКТ в изучении предмета, владеет разнообразными приемами сетевого взаимодействия. Также он умеет давать экспертную оценку продуктов образовательной деятельности, разработанных с использованием ИКТ.

Организационно-педагогическая ИКТ-компетентность (тьютор-наставник) –такой педагог желает передавать свои знания и опыт в сфере ИКТ коллегам и учащимся. Он умеет самостоятельно осваивать необходимые программные ресурсы, владеет разнообразными методическими приемами использования ИКТ в учебном процессе, владеет способами организации курсовой подготовки, дистанционного повышения квалификации.

Корпоративная ИКТ-компетентность (консультант-исследователь) –педагог твердо убежден в целесообразности использования ИКТ в современном образовательном процессе, желает быть активным участником сетевых педагогических сообществ. Создает информационное и научно-методическое сопровождение всех ступеней информатизации образовательного процесса, владеет приемами организации сетевого взаимодействия, которые способствуют формированию сетевых педагогических сообществ. А также умеет анализировать проблемы, связанные с информатизацией образовательного процесса образовательного учреждения, и ищет пути их решения.

Требования профессионального стандарта педагога предполагают наличие как минимум базовой ИКТ-компетентности:

  • Умение использовать в своей деятельности(электронные, образовательные и информационные ресурсы);
  • Умение находить, анализировать возможности использования и использовать источники необходимой для планирования профессиональной информации (включая методическую литературу, электронные образовательные ресурсы);
  • Умение вести учебную, планирующую документацию на электронных носителях;
  • Умение заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами.
  • Знание методики применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов;
  • Знание основных принципов и технических приемов создания информационных материалов (текстов для публикации, презентаций, фото- и видеоотчетов);
  • Знание основных технических средств обучения, включая ИКТ, возможности их использования на занятиях и условия выбора в соответствии с целью и направленностью программы в целом или определенного занятия.

Задача педагога в новых условиях: научить правильно пользоваться общедоступными инструментами коммуникации, объяснить ребенку, как использование тех или иных сервисов может повлиять на жизнь, познакомить с лучшим, что предлагает формат гипермедиа. Для этого педагогу, разумеется, необходимо самому разобраться в сервисах и сделать правильные шаги. Также профессиональный стандарт педагога ориентирует на применение ресурсов дистанционного обучения, организацию публичных выступлений детей на интернет-форумах и интернет-конференциях, профессиональное использование элементов информационной образовательной среды.

Профессиональный стандарт педагога содержит значительное число позиций, связанных с ИКТ-компетенциями. При этом можно выделить два уровня требований к ИКТ-компетенциям педагога – технологический (владение информационными технологиями) и методический (владение методами применения ИК-технологий в образовательном процессе). Наиболее обоснованным, исчерпывающим и комплексным подходом к определению содержания ИКТ-компетенций педагога можно считать подход ЮНЕСКО. В нем выделяются шесть аспектов работы педагога:

– понимание роли ИКТ в образовании,

– учебная программа и оценивание,

– педагогические практики,

– технические и программные средства ИКТ,

– организация и управление образовательным процессом,

– профессиональное развитие.

С каждым из выделенных аспектов связывается три подхода к информатизации образовательного учреждения, которые обусловлены с соответствующими стадиями профессионального развития педагогов, осваивающих работу в ИКТ-насыщенной образовательной среде:

«Применение ИКТ» – требует от педагога способности помогать учащимся пользоваться ИКТ для повышения эффективности учебной работы.

«Освоение знаний» – требует от педагога способности помогать учащимся в глубоком освоении содержания учебных предметов, применении полученных знаний для решения комплексных задач, которые встречаются в реальном мире.

«Производство знаний» – требует от педагога способности помогать учащимся, будущим гражданам и работникам, производить новые знания, которые необходимы для гармоничного развития и процветания общества.

Мировое педагогического сообщество,  в качестве приоритетного направления,  рассматривает компетентностный подход к профессиональной подготовке. Под компетентностью в данном случае понимается совокупность качеств педагога, которые дают понятие о его опыте, уровне профессиональной подготовки и общей культуре, достижениях в творчестве. В мировой педагогической среде компетентность личности является центральным понятием, так как она:

– является совокупностью практической и интеллектуальной составляющей образования;

– включает идеологическое объяснение образования и его результат на выходе;

– позволяет включить в себя близкие знания, которые относятся к различным сферам культуры и деятельности человека.

Повышенное внимание уделяется информационной компетенции личности, ведь она является базовой для получения других ключевых компетенций. Соответственно, если человеку удалось в совершенстве овладеть информационной компетенцией, то он сможет стать успешным в любой профессиональной области.

Для формирования информационной компетентности важен личностно-деятельностный подход, который имеет прямую зависимость от качества и степени применения технологических средств в образовательном процессе, от отслеживания учебных достижений учащихся, а также от наличия разработок новых методик и технологий обучения. Результатом этой деятельности должны стать уникальные информационные продукты, например, методики и диагностические программы, которые позволяют оценивать качество и состояние образовательного процесса. А подготовить на высоком уровне такие материалы без достижения высокой информационной компетентности просто невозможно.

С информационной компетентностью напрямую связан и культурологический подход, направленный на формирование личности педагога. Учитель, который обладает высокой педагогической культурой, способен как сохранить культурные образцы деятельности, так и воспроизвести их, а также самостоятельно их создавать, что проявляется в разработке авторских методик, технологий и систем.

В этой связи при рассмотрении информационной компетентности в тесной взаимосвязи с личностно-деятельностным и культурологическим подходом ее следует признать неотъемлемой частью информационной культуры педагога, которая является более широким понятием.

С учетом развития современного информационного общества и ориентируясь на социальный заказ можно считать, что педагог обладает нужным уровнем информационной культуры, если он соответствует следующим требованиям:

– способен самостоятельно осуществлять поиск новой информации (в том числе в сети Интернет) по своему предмету;

– эффективно и грамотно проводит структурирование, систематизацию и обобщение информации и представляет ее учащимся в удобном и понятном виде;

– разбирается в обучающих пакетах программ, электронных учебников и пособий, которые рекомендованы Министерством образования Российской Федерации, а также знает, как применить их в учебном процессе;

– умеет и знает, как пользоваться интернет-ресурсами и информационными технологиями при обучении другим дисциплинам;

– самостоятельно может разработать небольшие, но важные программные средства, необходимые в учебном процессе;

– может подобрать наиболее удачную и полезную программную среду при выполнении разнообразных задач.

В состав информационной компетентности также можно включить следующие элементы:

– постоянный интерес и личную потребность в приобретении новых знаний и умений, касающихся информационных и технических средств;

– совокупность знаний, которые способны отразить систему информационного общества;

– постоянную поисковую познавательную деятельность, в том числе накопление опыта поисковой деятельности в области компьютерных технологий и технических ресурсов;

– наличие опыта по линии «человек-компьютер».

Под информационной компетентностью педагога следует понимать тип организации своих предметно-специальных знаний, благодаря которым удается принимать взвешенные и правильные решения в ходе выполнения профессионально-педагогической деятельности.

Информационная компетентность является частью его профессиональной компетентности и включает такие слагаемые, как:

– четкое представление об основных методах и понятиях, используемых в информатике, а также наличие теоретических знаний об этой научной дисциплине;

– владение различными способами представления информации, ее безопасное хранение, обработки и передачи при помощи компьютерных технологий;

– наличие навыков работы на компьютере и базовое представление об операционных системах, операционных оболочках и доступных программах;

– знание о том, как можно представить информацию в глобальной сети;

– умение организовать индивидуальную работу учащихся в интернете и посредством доступных интернет-технологий;

– применение ИКТ в организации учебных занятий, учитывая специфику преподаваемого предмета и возрастные особенности обучающихся.

Современной системе образования также необходимо уделять внимание необходимости развития информационной среды, разработке методик, которые смогут ее гармонично интегрировать в культурное наследие человечества, а также будут способствовать творческому развитию личности.

Компетенции воспитателя по профстандарту

Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:

  • основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;
  • история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
  • основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
  • специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
  • основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
  • общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
  • особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
  • основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • современные тенденции развития дошкольного образования.

Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

Чтобы соответствовать профстандарту, педагог дошкольного образования должен проходить обучение в учреждениях ДПО. Профессиональная переподготовка предусмотрена для тех, кто не имеет профильного образования. Программы повышения квалификации  созданы для повышения профессионального уровня (один раз в три года).

В Академии реализуется перечень программ для педагогов ДОО по направлению «Дошкольное образование» с получением необходимых компетенций:

Программы профессиональной переподготовки

  • «Педагогика и методика дошкольного образования»;
  • «Менеджмент в дошкольном образовании»;
  • «Музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС»;
  • «Педагогика и методика дошкольного образования»;
  • «ФГОС в дошкольном образовании»;
  • «Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития в условиях реализации ФГОС»;
  • «Музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС»;
  • «Современные подходы к организации работы с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС».

Программы профессионального обучения

  • «Младший воспитатель»;
  • «Помощник воспитателя».

Преимущества обучения в АБиУС для воспитателей

  • Преподаватели-разработчики – действующие профессионалы в сфере дошкольного образования;
  • Все программы обучения для воспитателей соответствуют действующему профстандарту педагога и требованиям ЕКС.
  • Удобная и понятная система дистанционного обучения – доступ с ПК, смартфона, планшета.
  • Гибкий график и режим обучения – выбор даты начала обучения, интенсивный или обычный режим.
  • Персональный куратор по вопросам обучения, оформления документов и т.д.
  • Доступные цены – социальный вклад АБиУС в развитие профессионального сообщества страны (скидки, рассрочка, программа лояльности);

Требования нового профстандарта к педагогу школы

Согласно утвержденным изменениям, учителям будут присваиваться либо пятый, либо шестой квалификационный уровень. Соответственно, А, В и С. Предпоследний — для обучающих начальные классы, последний — средние и старшие.

Основные компетенции педагога в соответствии с профессиональным стандартом

Также профстандарт педагога школы 2022 года закрепляет за ними определенные функции:

  • Учителя 5А категории работают в рамках реализации 9/11-летней образовательной программы.
  • Представители категории 6В и 6С имеют несколько видов обязанностей:
    обучают школьников в рамках начальной (3-4 года)/ основной (9 лет)/ средней (11 лет) образовательной программы;решают профильные задачи в рамках своей деятельности;разрабатывают методические пособия для реализации в начальной, основной и средней школе.
  • обучают школьников в рамках начальной (3-4 года)/ основной (9 лет)/ средней (11 лет) образовательной программы;
  • решают профильные задачи в рамках своей деятельности;
  • разрабатывают методические пособия для реализации в начальной, основной и средней школе.

Основные компетенции педагога в соответствии с профессиональным стандартом

Новый профстандарт педагога предполагает профильное обучение. Помимо этого, с осени 2022 года учитель должен соответствовать следующим требованиям:

  • Для пятой квалификационной категории обязательно наличие документа, подтверждающего успешную промежуточную аттестацию по итогам трехлетнего или более обучения по направлению «Образование и педагогические науки».
  • Для шестого уровня понадобится уже диплом по определенной специальности также в рамках направления «Образование и педагогические науки». Выдается по результатам освоения вузовской программы, а также программы высшей и средней профессиональной подготовки кадров.

Трудовые функции воспитателя по профстандарту

Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:

Трудовые действия
Необходимые умения

Регулирование поведения детей для обеспечения безопасной образовательной среды;
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию детей, независимо от их способностей и характера;
Управлять группой с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

Проектирование и реализация воспитательных программ;
Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. );
Защищать достоинство и интересы дошкольников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание детьми;

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т. Развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей), помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка;

2) Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.

Трудовые действия
Необходимые умения

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте;

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды через обеспечение безопасности жизни, поддержание эмоционального благополучия ребёнка;
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с образовательной программой;

Планирование и реализация образовательной работы в группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;

Организация и проведение педагогического мониторинга освоениядетьми образовательной программы;
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в группе;
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др. ) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы;
Владеть информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы;

Формирование психологической готовности к школьному обучению;

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

Новшества профстандарта, связанные с цифровизацией

Жизнь не стоит на месте, поэтому процесс обучения также подлежит пересмотру. В соответствии с новым приказом о профстандарте педагога, который вступает в силу 1 сентября 2022 года, каждый школьный преподаватель обязан уметь применять цифровые технологии в рамках занятий.

Основные компетенции педагога в соответствии с профессиональным стандартом

Выражается это в следующих компетенциях.

  • Навыки работы с ИКТ совместно с применением возможностей информационной образовательной среды (ИОС):
    общепользовательские (использование цифровой техники, соблюдая правила защиты информации и персональных данных);общепедагогические (организация своей и деятельности учащихся при работе с ИКТ).
  • общепользовательские (использование цифровой техники, соблюдая правила защиты информации и персональных данных);
  • общепедагогические (организация своей и деятельности учащихся при работе с ИКТ).
  • Непосредственно работа с ИКТ и видеотехнологиями в рамках занятий с соблюдением правил информационной защиты и безопасности.
  • Использование возможностей ИОС для развития навыков у учеников с учетом их индивидуальных особенностей (здесь раскрывается, когда и как должен применяться профстандарт педагога).
  • Работа со школьным информационно-техническим оснащением с соблюдением норм информационной безопасности.
  • Комбинирование приемов обучения (дистанционных, электронных, цифровых) в рамках реализации образовательной программы в классе и индивидуально для достижения оптимальных результатов. Обеспечение применяемыми технологиями всех участников процесса.

Действующие профстандарты педагогов

Всего существует шесть образовательных регламентов. В соответствии с ними различают следующие профессиональные категории:

  • Педагог (Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н).
  • Педагог-психолог (Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н).
  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых (Приказ Минтруда РФ от 05.05.2018 № 298н).
  • Специалист в области воспитания (Приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н).
  • Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (Приказ Минтруда РФ от 28.09.2018 № 603н).
  • Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2018 № 840н).

Как видно, перечень инструкций ограничен. При этом они достаточно объемны, чтобы включать в себя требования, предъявляемые к нескольким специальностям. Например, профстандарт дошкольного педагога входит в стандарты для педагога в целом.

Однако в этих инструкциях отражены лишь некоторые специальности. Большинство же не имеет регламента по двум причинам: либо все еще предполагаются к разработке, либо упразднены, как это произошло в 2019 году с требованиями к представителям профессионального образования.

В связи с произошедшими за последние годы изменениями старый регламент, который распространялся на ряд образовательных специальностей с 2013 года, признан недействительным. Новый профстандарт педагога, утвержденный Правительством РФ, становится актуальным с 1 сентября 2022 года.

Его действие распространяется только на школьных учителей, хотя раньше им обязаны были руководствоваться и работники дошкольного образования. Приказ актуален до 1 сентября 2028 года.

Причины принятия нового закона

  • Изменения в ФЗ «Об образовании», согласно которым в школе могут преподавать студенты профильных вузов, а учебные программы приводятся к общему образцу.
  • Старый профстандарт педагога, нормы которого не соответствуют проекту «Кадры для цифровой экономики», входящему в национальную программу «Цифровая экономика в РФ».
  • Обновленные в 2021 году квалификационные категории и правила.

Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?

Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.

Зачем нужны профессиональные стандарты

Чтобы правильно трактовать суть преобразований, необходимо понимать разницу определений. Например, квалификация — это набор знаний, умений и навыков, а стандарт — это образ, какой она должна быть в рамках того или иного предмета. В зависимости от потребностей времени последний меняется, а с ним и компетенции, которыми должен владеть учитель на текущий момент. Например, профстандарт педагога-психолога до появления такой специальности не существовал.

Нововведение в образовательной среде было продиктовано, в первую очередь, необходимостью урегулирования трудовых споров, возникающих в результате несоответствия обязанностей и их оплаты разным преподавателям.

Благодаря ему образовательные организации могут выделить в самостоятельную, согласно профстандарту, и должность педагога-организатора, и педагога по воспитательному процессу. Закрепление новых квалификационных требований позволит упростить принятие кадровых и иных решений.

Впервые подобные нормы стали применяться с 2016 года. Это послужило началом новой эры в образовании. Причина в том, что, в первую очередь, каждый претендент на должность учителя был обязан иметь вузовский диплом. Также ему полагалось уметь составлять поурочные планы и организовывать работу на уроке.

Согласно новому приказу, современный учитель обязан уметь многое: обладать профессиональными компетенциями и работать в том числе с родителями своих подопечных, постоянно оттачивать свои навыки через прохождение курсов повышения квалификации.

Новые квалификационные требования призваны привести образовательную систему в равновесие, пошатнувшееся в результате избытка предложений на рынке образовательных услуг. Спрос на молодых специалистов высок, однако старый профстандарт педагога вовсе не гарантировал, что выпускник с соответствующим дипломом будет взят на должность. Причина кроется в том, что образовательные программы длительные и быстро устаревают.

Однако для изменения этой ситуации также разработает свой пакет нововведений. Согласно ему, программы уже становятся короче и включают в себя дополнительные дисциплины и часы практики, необходимые для полноценного развития будущего преподавателя.

Профессиональный стандарт воспитателя

До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.

Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.

Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).

5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.

Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:

– Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.

–  Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.

Внедрение нового профстандарта в школе

Закон предусматривает изменение квалификационных требований для учителей, однако порядок перехода со старых правил на измененные остается на усмотрение администрации. Так, введение в профстандарт педагога должна осуществлять специальная комиссия. В ее состав входят представители местной администрации (от образовательного учреждения) и профсоюзов.

Обязанностью комиссии является поэтапное приведение штата сотрудников в соответствие с новыми требованиями. Таким образом должен происходить переход на новый профстандарт педагога. Функции комиссии могут быть следующими:

  • Проверка и сравнение текущих обязанностей и компетенций каждого сотрудника с положенными по новым нормам. Отражение результатов в специальном отчете (протоколе).
  • Изучение организационной документации, включая трудовые договоры. Внесение изменений, если это необходимо. Например, новый профстандарт подразумевает профильное образование у педагога либо наличие диплома о переподготовке.
  • Проверка коллектива на соответствие занимаемым должностям согласно последним изменениям в образовательном законодательстве. При необходимости переаттестация.

По результатам проведенных мероприятий комиссия должна предоставить руководству образовательного учреждения надлежащим образом оформленный документ (протокол), где будут отражены результаты проверки. С учетом полученной информации администрация предпринимает различные действия, вплоть до исключения из штата сотрудников, не соответствующих новому профстандарту педагога.

Однако суть нововведения в том, чтобы оптимизировать учебный процесс, а не испортить его. Возможно, поэтому механизм отработки в случае выявления несоответствия в нем не отражен и выбирается индивидуально для каждого учреждения.

Основные компетенции педагога в соответствии с профессиональным стандартом

В частности, такими сотрудниками могут оказаться те, чьи компетенции прежде соответствовали нормам в полной мере. Например, заслуженные учителя со стажем, регулярно проходящие повышение квалификации. В таком случае они могут дополучить недостающие знания. Таким образом, у школ остается масса возможностей для сохранения прежнего штата сотрудников в рамках новой реальности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *