Основные профессиональные компетенции педагога которые необходимы при использовании метода проектов

Что это такое? Профессиональные компетенции педагога в современной школе представляют собой те качества, которые помогут учителю реализовать свой потенциал и выполнить основные функции, связанные с воспитанием детей, в связи с переходом на новый ФГОС.

Зачем нужны? Представление о современном учителе в нашу эпоху меняется. Теперь он должен не только владеть методикой преподавания своего предмета. Функции его расширяются, так как подрастающее поколение детей требует нового подхода. Поэтому о педагогических компетенциях нужно знать всем, кто продолжает работать в школах.

  • Что такое профстандарт педагога
  • Действующие профстандарты педагогов
  • Новый профстандарт для педагогов с 1 сентября 2022 года
  • Требования нового профстандарта к педагогу школы
  • Новшества профстандарта, связанные с цифровизацией
  • Внедрение нового профстандарта в школе
  • Зачем нужны профессиональные стандарты

Что это? Профстандарт педагога – это документ, в котором содержатся требования к учителю. В нем оговорено все: его образование, профессиональные навыки, требуемый опыт, какие курсы по повышению квалификации он должен проходить. Вводить такие документы в России начали с 2016 года. Очередной вступает в силу с 1 сентября 2022 года.

На кого распространяется? Новый профстандарт затрагивает не всех педагогов, а только школьных учителей. Предыдущий распространялся и на работников дошкольного образования. В новом документе усилились требования к профпригодности педагогов, а также добавились обязанности владения цифровыми инструментами и ресурсами.

Приказ Минтруда и соцзащиты РФ №1115Н от 25. 2014

Приказ Минтруда и соцзащиты РФ №422Н от 05. 2016

Приказ Минтруда и соцзащиты №544н от 18. 2013

Профессиональный стандарт “Педагог”

Применение профессиональных стандартов в государственных образовательных учреждениях СПб

Профессиональная стандартизация в образовании как системная инновация

Профессиональный стандарт педагога стратегия индивидуализации О. Прикот

Краткий отчет о планируемой профессиональной переподготовке

Отчет по повышению квалификации работников ОООД на 13. 2020

План повышения квалификации на три года от 13. 2020 ГБОУ СОШ № 139

Подробный отчет по повышению квалификации ГБОУ СОШ № 139 Калининского района Санкт-Петербурга

План по организации применения профессиональных стандартов в ГБОУ СОШ №139 Калининского района Санкт-Петербурга

Приказ о назначении отвественных в связи с переходом на профессинальный стандарт Педагог

Приказ о создании рабочей группы

Приказ о введении в действие перечня профстандартов

Сведения о педагогическом составе

Что такое профстандарт педагога

Работа с детьми в образовательных и дошкольных учреждениях требует от специалистов определенных знаний и навыков. С 2016 года они закрепляются в специальном нормативном акте.

Профстандарт педагога представляет собой документ, в котором перечислены все требования, которым должен отвечать современный учитель, чтобы продолжать заниматься своей деятельностью. Также на него опираются при переаттестации для присвоения следующей квалификационной категории, при расчете заработной платы и при формировании должностных инструкций.

Основные профессиональные компетенции педагога которые необходимы при использовании метода проектов

Профстандарт педагога содержит требования, в основном касающиеся его уровня образования и поведения. В деталях закрепляется перечень необходимых для допуска к работе компетенций. Их набор отличается для каждого предмета и перечисляется в одноименном разделе, количество которых равно числу предметов.

Квалификация педагога — это то, что получится, если к компетенциям добавить опыт. Она различается в зависимости от преподавательского стажа, образования и прочих условий.

В основе профстандарта лежит единство трех процессов: обучения, воспитания и развития. Модули, посвященные первым двум, отличаются понятностью и конкретностью. В них описывается, насколько учитель должен знать предмет и какими методиками владеть для корректной передачи своих знаний ученикам.

Основные профессиональные компетенции педагога которые необходимы при использовании метода проектов

При этом требования, входящие в профстандарт, посвященные третьему разделу, реализовать в современных условиях оказывается трудно. В них описываются особенности взаимодействия учителя с узкими специалистами (логопедом, психологом, дефектологом и т. ), ставки которых все чаще сокращаются для изыскания дополнительных средств на нужды школы, в частности — выплату зарплат сотрудникам.

В итоге он оказывается в положении, когда корректное выполнение требований обозначенного раздела затруднено.

Профессиональная компетентность педагога. ТЕСТ

1) Педагогическая поддержка в личностно-ориентированном обучении – это.

●Процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей.

●Осуществление человеком или группой возможности избирать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.

●Деятельность педагогов по оказанию помощи обучающимся в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.

2) Что такое Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК)?

●Совокупность учебно-программных, учебно-методических, дидактических, оценочных средств по дисциплине.

●Совокупность электронных образовательных ресурсов по дисциплине.

●Совокупность структурированных учебно-методических материалов, объединенных посредством компьютерной среды обучения, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для оптимизации овладения обучающимися знаниями в рамках учебной дисциплины.

3) Мультимедийность как свойство электронного образовательного ресурса – это.

●Возможность взаимодействия.

●Представление учебных объектов множеством различных способов, т. с помощью графики, звука, видео, анимации, фото.

●Имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов.

4) Что определяет данное понятие «Уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности»?

●Профессиональное мастерство.

5) Многократное выполнение определенных действий с целью их освоения и сознательного совершенствования – это.

●Лабораторная работа.

●Практическая работа.

●Самостоятельная работа.

6) Что является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся?

●Образовательная программа.

●Учебный план.

●Федеральный государственный образовательный стандарт.

7) Как называется интегративная характеристика комплекса личностных свойств, обеспечивающего высокий уровень решения задач профессиональной деятельности?

●Профессиональная компетентность.

●Профессиональное становление.

8) Методология какого подхода, представляет педагогический процесс как четко спланированную систему усвоения обучающимися учебно – профессиональную деятельность?

●Системно – деятельностный

9) На что имеют право родители (законные представители обучающихся, воспитанников), в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»?

●Выбирать формы получения образования, образовательные учреждения; защищать законные права и интересы ребенка; принимать участие в управлении образовательным учреждением.

●Защищать ребенка.

●Принимать участие в управлении.

10) Среди понятий «образование», «содержание образования», «учебный план», «образовательная область» наиболее масштабным является понятие.

●«образовательная область».

Ключевые слова: педагогическая компетентность, компетенция, модель педагогической компетентности, стадии формирования компетентности

Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся  в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях, умениях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельную и успешную деятельность.

Компетенция – это  норма (требования) к образовательной подготовке педагога, позволяющая осуществлять успешную деятельность в определенной сфере. Компетентность педагога состоит из трех составляющих: общекультурной, профессиональной и социальной компетентностей.

  • Общекультурная компетентность — уровень образованности, достаточный для самообразования.
  • Профессиональная компетентность — качество личности, которое проявляется  в способности  и готовности к деятельности, позволяющей успешно решать педагогические задачи  на основе  владения педагогом необходимой суммой знаний, умений, навыков и опыта.
  • Социальная компетентность — социальные  навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Социальная компетентность предполагает владение видами компетентности, связанными с  системой человеческих ценностей, способами функционирования социума и своей собственной ролью в этой структуре.

Основные профессиональные компетенции педагога которые необходимы при использовании метода проектов

Можно выделить 4 стадии формирования компетентности.

Неосознанная некомпетентность. На этой стадии педагог не осознаёт, что результативность его работы не соответствует ожиданиям или предъявляемым требованиям, что само по себе является препятствием к обучению. Поэтому первоочередной задачей на этом этапе выступает перевод педагога в состояние осознанной некомпетентности.

Осознанная некомпетентность. Цель данного этапа — осознание педагогом необходимости в повышении своего профессионального уровня. Основанием для оценки уровня своей  компетентности могут послужить: изучение модели педагогической компетентности педагога; результаты диагностики учащихся; результаты контроля; посещение уроков своих коллег, презентации опыта эффективной педагогической практики коллег и т.

Осознанная компетентность: Эта стадия характеризуется умением (не всегда уверенным) выполнять поставленную перед собой задачу на основе приобретённых знаний, умений и навыков. На этом этапе педагог  работает не автоматически, а постоянно продумывает  свои действия, анализируя достигнутые результаты своей деятельности.

Неосознанная компетентность. Данная стадия характеризуется автоматическим выполнением правильных действий, которое входит в привычку. Это качественное изменение характеризует более высокий уровень профессиональной компетентности, который достигается практикой, повторением опыта и постоянным самоанализом деятельности.

Для перевода в состояние осознанной компетентности необходима планомерная организация процесса непрерывного образования педагогов внутри колледжа, вне него, а также  самообразование

Хотелось бы, чтобы у всех педагогов была сформирована неосознанная компетентность. Но  не у всех педагогов есть большой опыт и желание  постоянно анализировать свою деятельность и постоянно ее совершенствовать. Но ,тем не менее,  у нас есть такие педагоги и  мы видим, что  их число растет.

Кожина Ирина Петровна
Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования проектного метода

“Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование проектного метода”

Переход современной системы дошкольного образования на работу по требованиям ФГОС ДО обусловил ряд сложностей, с которыми сталкиваются воспитатели и старшие воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

Построение образовательной деятельности базируется на индивидуальных особенностях каждого ребенка, а сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, превращается в субъекта образовательного процесса (ФГОС ДО п.

Я считаю, что именно проектная деятельность помогает воспитателю связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить их работать в коллективе, сотрудничать и планировать свою работу.

Говоря о проекте, нельзя не затронуть актуальность данной темы.

Актуальность темы проекта определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы.

Нашу работу по внедрению проектного метода в нашем детском саду я хочу показать на примере проекта «Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование проектного метода».

Но для начала вспомним, что же такое проект?

Слово «ПРОЕКТ» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

1 этап – организационно-подготовительный

Формулируем проблему – цель (при постановке цели определяется и продукт проекта).

Формулируем задачи.

2 этап – рефлексивно-диагностиический

Помогаем в решении задач.

Помогаем спланировать деятельность.

Организуем деятельность.

3 этап – практический

Оказываем практическую помощь (по необходимости).

Направляем и контролируем осуществление проекта.

4 этап – итоговый

Совместно подготавливаем и проводим презентацию проекта (продукта деятельности).

Завершается проект подведением итогов.

На 1 этапе – организационно-подготовительном мы перед собой ставили задачи:

Развитие и обучение педагогических кадров.

Формировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.

Совершенствовать профессиональный уровень педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.

Стимулировать и поддерживать инновационную педагогическую деятельность ДОУ.

Устанавливать партнерские взаимоотношения с семьей каждого воспитанника с окружающим социумом.

Когда мы поставили цель и задачи, далее на данном этапе происходило:

осознание собственного опыта профессиональной деятельности наших педагогов,

выявлялись ее слабые и сильные стороны,

осуществлялся проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.

кроме этого, выявлялись противоречия и проблемы, происходил поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.

На втором этапе – этапе рефлексивно-диагностическом проводился анализ заинтересованности наших педагогов, уровня знаний по данной теме.

Осуществлялось мотивирование педагогов, оказывалась методическая помощь :

Консультации «Виды проектов», «Алгоритм проекта», «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников», «Создание предметно-пространственной среды в группе», «Участие родителей в проектной деятельности».

Семинар – практикум на тему: «Общие основы проектирования. Метод проектов в дошкольном образовании»

Выставки методической и справочной литературы по проектному методу

5 Мастер- класс «Разработка проектов образовательного процесса»

6 Деловые игры

7 Анкетирование педагогов и родителей для выявления актуальных проблем, интересных тем

На третьем этапе – реализации проекта целью было активизировать деятельность педагогов и использовать профессиональные навыки в практической деятельности.

На данном этапе педагогами :

– осуществлялось самостоятельное моделирование, проектирование образовательных проектов;

– разрабатывались планы развития материально-технической базы;

– обогащалась предметно-пространственная среда в ДОУ;

– велось активное сотрудничество с семьями воспитанников.

На этом же этапе нами:

– Систематизировался и обрабатывался накопленный материал по заданной теме;

– Давались методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей.

Презентация проектов была представлена в разнообразных формах:

– Итоги проектной деятельности оформлялись в виде мультимедийных презентаций;

– Творческие отчеты реализации проектов проходили на семинарах, мастер-классах, практикумах, дискуссиях;

– Обобщался и распространялся опыт работы, создавался банк данных;

– Подводились результаты проектной деятельности педагогов за учебный год;

– Вносились предложения по расширению и совершенствованию проекта;

– Проводился анализ эффективности используемых форм работы с педагогами, результативность работы.

Существует несколько критериев анализа проекта :

– название проекта;

– вид, тип проекта;

– актуальность (целесообразность, реальность предлагаемых решений;

– практическая направленность на развитие ребенка;

– уровень творчества, оригинальность раскрытия темы;

– доступность реализации (характер затрат);

– оптимизация развивающей среды;

– степень взаимодействия с родителями;

– «плюсы» и «минусы» проекта;

– эффективность результатов.

В заключении хотелось бы отметить, что:

1 Проектная деятельность качественно повлияла на повышение профессионально – личностного потенциала педагогов, в нашем ДОУ повысился процент педагогов в первой и высшей квалификационной категорией.

2 Повысилась составляющая для планирования воспитательно- образовательной работы, посредством включения проектных разработок в тематическое, перспективное планирование, в соответствии с Основной образовательной программой ДОУ;

3 Родители стали активными участниками образовательного процесса. Сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.

4 В результате работы над проектами наши педагоги стали активно участвовать в районных и международных конкурсах, являются активными участниками РЦ Светоч, также принимают активное участие в работе инновационной площадки, выступают в НИРО, печатаются в различных сборниках.

Научно-исследовательские компетенции

  • Умение экспериментировать, искать и внедрять новые подходы в обучении.
  • Креативность — умение выводить свою деятельность на более творческий, исследовательский уровень.
  • Умение анализировать и работать с информацией, которая помогает профессионально развиваться.
  • Проектирование, организация и проведение педагогических экспериментов, оценивание их эффективности.
  • Умение организовывать научную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся.

Внедрение нового профстандарта в школе

Закон предусматривает изменение квалификационных требований для учителей, однако порядок перехода со старых правил на измененные остается на усмотрение администрации. Так, введение в профстандарт педагога должна осуществлять специальная комиссия. В ее состав входят представители местной администрации (от образовательного учреждения) и профсоюзов.

Обязанностью комиссии является поэтапное приведение штата сотрудников в соответствие с новыми требованиями. Таким образом должен происходить переход на новый профстандарт педагога. Функции комиссии могут быть следующими:

  • Проверка и сравнение текущих обязанностей и компетенций каждого сотрудника с положенными по новым нормам. Отражение результатов в специальном отчете (протоколе).
  • Изучение организационной документации, включая трудовые договоры. Внесение изменений, если это необходимо. Например, новый профстандарт подразумевает профильное образование у педагога либо наличие диплома о переподготовке.
  • Проверка коллектива на соответствие занимаемым должностям согласно последним изменениям в образовательном законодательстве. При необходимости переаттестация.

По результатам проведенных мероприятий комиссия должна предоставить руководству образовательного учреждения надлежащим образом оформленный документ (протокол), где будут отражены результаты проверки. С учетом полученной информации администрация предпринимает различные действия, вплоть до исключения из штата сотрудников, не соответствующих новому профстандарту педагога.

Однако суть нововведения в том, чтобы оптимизировать учебный процесс, а не испортить его. Возможно, поэтому механизм отработки в случае выявления несоответствия в нем не отражен и выбирается индивидуально для каждого учреждения.

Основные профессиональные компетенции педагога которые необходимы при использовании метода проектов

В частности, такими сотрудниками могут оказаться те, чьи компетенции прежде соответствовали нормам в полной мере. Например, заслуженные учителя со стажем, регулярно проходящие повышение квалификации. В таком случае они могут дополучить недостающие знания. Таким образом, у школ остается масса возможностей для сохранения прежнего штата сотрудников в рамках новой реальности.

Курсы для учителей, охватывающие ключевые компетенции

  • Педагог – модератор: новая профессия в образованииУдостоверение после аттестации72 часа
  • Удостоверение после аттестации
  • 72 часа
  • Социальное проектирование в школе как средство реализации ФГОСУдостоверение после аттестации72 часа
  • Дидактический инструментарий современного педагогаУдостоверение после аттестации72 часа
  • Педагог дополнительного образования: организация работы с подросткамиУдостоверение после аттестации72 часа
  • Создание развивающей среды в классе и на урокеУдостоверение после аттестации36 часов
  • 36 часов
  • Психолого-педагогические основы реализации требований ФГОС по достижению личностных образовательных результатов обучающихсяУдостоверение после аттестации72 часа
  • Инструменты проектирования уроковУдостоверение после аттестации48 часов
  • 48 часов
  • Методические аспекты индивидуальной и групповой работы с ученикамиУдостоверение после аттестации16 часов
  • 16 часов
  • Обучение в игре и игра в обученииУдостоверение после аттестации72 часа
  • Удостоверение после аттестации
  • 72 часа
  • Мнемотехника для учителейУдостоверение после аттестации72 часа
  • Эффективное общение между педагогом и родителемУдостоверение после аттестации72 часа
  • Управление эмоциональным состояниемУдостоверение после аттестации16 часов
  • 16 часов
  • Методы и инструменты работы с трудными подросткамиУдостоверение после аттестации48 часов
  • 48 часов
  • Повышение результативности обучения с помощью методики развития эмоционального интеллекта детейУдостоверение после аттестации36 часов
  • 36 часов
  • Буллинг в школе: вызов учителям. Принципы и практики прекращения и предотвращения травли в образовательной средеУдостоверение после аттестации72 часа
  • Практика осознанности и развития эмоционально-телесного интеллекта для саморегуляции и профилактики профессионального выгоранияУдостоверение после аттестации72 часа
  • Методика работы с разноуровневыми классами на основе теории Multiple IntelligencesУдостоверение после аттестации36 часов
  • Нейропсихологические основы эффективного обученияУдостоверение после аттестации36 часов
  • Техники развития речи для учителяУдостоверение после аттестации16 часов
  • Удостоверение после аттестации
  • 16 часов
  • Методика руководства проектно-исследовательской работой обучающихся в рамках ФГОСУдостоверение после аттестации72 часа
  • 72 часа
  • Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОСУдостоверение после аттестации72 часа
  • Журналистика для жизни: выделяйте главное, заинтересовывайте и зарабатывайтеУдостоверение после аттестации72 часа
  • Историко-краеведческая деятельность как средство достижения метапредметных результатов в современном обучении и воспитанииУдостоверение после аттестации72 часа
  • Дополнительные общеразвивающие программы нового поколения: от разработки до реализации и оценки эффективностиУдостоверение после аттестации108 часов
  • 108 часов
  • Включение элементов дистанционного обучения в образовательный процессУдостоверение после аттестации36 часов
  • Удостоверение после аттестации
  • 36 часов
  • Навыки публичных выступлений для учителейУдостоверение после аттестации72 часа
  • 72 часа
  • Интерактивные технологии в обучении: руководство для современного педагогаУдостоверение после аттестации72 часа
  • Современные образовательные информационные технологии (EdTech) в работе учителяУдостоверение после аттестации72 часа
  • На пути к «Цифровой школе»: детали, риски, возможностиУдостоверение после аттестации72 часа
  • Система современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в информационно-образовательной средеУдостоверение после аттестации72 часа
  • Вовлечение учащихся в обучениеУдостоверение после аттестации36 часов
  • Удостоверение после аттестации
  • 36 часов
  • Мотивация подростков: как вовлечь в деятельность и добиться результатаУдостоверение после аттестации72 часа
  • 72 часа
  • Эффективная коммуникация в жизни педагогаУдостоверение после аттестации36 часов
  • Проектная деятельность подростков: ошибки, решения, технологииУдостоверение после аттестации72 часа
  • Как успевать максимум: методики управлением времени для учителяУдостоверение после аттестации36 часов
  • Секреты успешных преподавателей: как зарабатывать большеУдостоверение после аттестации36 часов
  • Правовая грамотность сотрудников образовательной организацииУдостоверение после аттестации36 часов

Модель компетенций учителя — современная система оценки квалификации работников образования

Комплексная система диагностики и оценки квалификации работников образования от «Фоксфорда»

Это — круговая диаграмма модели компетенций. Модель состоит из 5 блоков составляющих, с помощью которых можно подробно проанализировать педагогическую деятельность сотрудника и определить приоритетные задачи и точки развития. Кроме этого, анализ компетенций помогает соотнести деятельность с требованиями времени.

Компетентностный подход в педагогике

По сложившейся традиции перед школьным образованием ставилась цель выпустить ученика с определенным перечнем знаний, умений и навыков. На сегодняшний день такой подход зарекомендовал себя не с лучшей стороны. Обществу требуются не просто люди с нужной информацией в голове и способностью ее излагать, а думающие, включенные в жизнедеятельность, самостоятельно находящие пути решения рабочих и личных задач члены социума.

А для достижения этого нужны не только полученные ЗУНы, но и дополнительные умения учителя, которые можно определить, как «компетенции» и «компетентности», отвечающие вызовам современного образовательного процесса.

Основные профессиональные компетенции педагога которые необходимы при использовании метода проектов

Чтобы внедрить такие понятия в повседневную деятельность средней школы, нужно множество изменений: в содержании и методиках образования, уточнение видов деятельности, необходимых для изучения в рамках отдельных предметов. В компетентностном подходе выпускника оценивают именно по компетенциям, то есть тому, что он способен сделать, какими видами деятельности владеет, к чему он подготовлен.

Основные профессиональные компетенции педагога которые необходимы при использовании метода проектов

Суть компетентностного подхода в последовательном изменении главенствующей парадигмы образования с превалирующей трансляцией знаний, обучения навыкам, на создание условий для получения комплекса компетенций, в которые вложен потенциал, приспособленность выпускника к жизненным условиям и устойчивости в современном мире, с его сложным социально-политическим, рыночно-экономическим, информационно и коммуникационно-насыщенным пространством.

Наравне с термином «профессиональная компетенция педагога» можно встретить и синонимичное понятие «компетентность». В эти относительно недавно появившиеся в лексиконе российской педагогики термины вкладывают разную смысловую нагрузку.

Основные профессиональные компетенции педагога которые необходимы при использовании метода проектов

Сами слова «компетенция» и «компетентность» несколько отличаются в ключевом значении. В толковом словаре русского языка Д. Ушакова дается определение компетенции как круга вопросов и явлений, в которых человек обладает познанием, является авторитетным и опытным. Компетентный в этом словаре ­ это осведомленный, являющийся признанным авторитетом в какой-либо области знаний и умений.

В словаре иностранных слов понятие «компетентный» объясняется как обладающий кругом прав и полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению. Во французском языке есть слово competent, что в переводе означает «компетентный, правомочный». Оно, как правило, применяется в юридическом контексте.

В значении английского competence доминирует смысл качества личности, то есть компетенция приравнивается, по сути, к способности. Если не брать во внимание юридическую терминологию, то понятия «компетенция» и «компетентность» практически синонимы. Вот контексты, в которых чаще используют понятие «профессиональные компетенции педагога»:

  • Для обозначения определенного образовательного результата, который наглядно отображен в степени подготовки, самостоятельности выпускника, в практическом овладении методами, средствами деятельности и возможности решать поставленные задачи.
  • Для выражения такого сочетания знаний, умений и навыков, которое делает возможным ставить цели и добиваться результатов по изменению окружающей действительности. В русском языке добавление суффикса «-ность» имеет значение степени овладения каким-либо качеством, по этой причине понятием «компетентность» обычно обозначают профессиональные качества и уровень владения ими.

Под компетентностью чаще всего понимают такие личностные характеристики, которые заметны по общей способности и готовности человека к деятельности, основываясь на собственных знаниях и наработках, приобретенных в процессе обучения и интеграции в социум и ориентированных на самостоятельное и положительное участие в общественных процессах.

Из этого можно сделать заключение, что понятия компетенций и компетентности существенно объемнее понятий знаний, умений и навыков, так как в первые включены также такие факторы, как особенность личности, ее способность ломать стереотипы, вникать в суть проблем, быть проницательным и гибко мыслить.

Сюда входит и характер человека – его самостоятельность, целеустремленность, сила воли. Компетентностью также можно назвать наличие у индивида соответствующей компетенции, которое включает его субъективное отношение к ней и предмету работы.

Значения слов «компетенция» и «компетентность» системные и состоят из множества компонентов. Ими определяется некий круг предметов и процессов со своей классификацией и иерархией, реализация которых проходит на различных уровнях, таких как умственные операции, практические действия, логика.

Зачем нужны профессиональные стандарты

Чтобы правильно трактовать суть преобразований, необходимо понимать разницу определений. Например, квалификация — это набор знаний, умений и навыков, а стандарт — это образ, какой она должна быть в рамках того или иного предмета. В зависимости от потребностей времени последний меняется, а с ним и компетенции, которыми должен владеть учитель на текущий момент. Например, профстандарт педагога-психолога до появления такой специальности не существовал.

Нововведение в образовательной среде было продиктовано, в первую очередь, необходимостью урегулирования трудовых споров, возникающих в результате несоответствия обязанностей и их оплаты разным преподавателям.

Благодаря ему образовательные организации могут выделить в самостоятельную, согласно профстандарту, и должность педагога-организатора, и педагога по воспитательному процессу. Закрепление новых квалификационных требований позволит упростить принятие кадровых и иных решений.

Впервые подобные нормы стали применяться с 2016 года. Это послужило началом новой эры в образовании. Причина в том, что, в первую очередь, каждый претендент на должность учителя был обязан иметь вузовский диплом. Также ему полагалось уметь составлять поурочные планы и организовывать работу на уроке.

Согласно новому приказу, современный учитель обязан уметь многое: обладать профессиональными компетенциями и работать в том числе с родителями своих подопечных, постоянно оттачивать свои навыки через прохождение курсов повышения квалификации.

Новые квалификационные требования призваны привести образовательную систему в равновесие, пошатнувшееся в результате избытка предложений на рынке образовательных услуг. Спрос на молодых специалистов высок, однако старый профстандарт педагога вовсе не гарантировал, что выпускник с соответствующим дипломом будет взят на должность. Причина кроется в том, что образовательные программы длительные и быстро устаревают.

Однако для изменения этой ситуации также разработает свой пакет нововведений. Согласно ему, программы уже становятся короче и включают в себя дополнительные дисциплины и часы практики, необходимые для полноценного развития будущего преподавателя.

Тест компетенций учителя

Тест разделен на 5 тематических разделов по 10 вопросов в каждом:

Тема 1 — предметно-методические компетенцииТема 2 — социально-культурные и психологические компетенцииТема 3 — научно-исследовательские компетенцииТема 4 — информационно-коммуникационные компетенцииТема 5 — проектная и управленческая компетенции

Тест займет около 10 минут

Тест компетенций учителя

Я готов брать на себя ответственность по руководству группой коллег/учащихся?

Oops! Something went wrong while submitting the form.

Нужно ответить на все вопросы!

Ссылка скопирована в буфер.

Социально-культурные и психологические компетенции

  • Умение создать и использовать здоровьесберегающую образовательную среду.
  • Самоанализ личности и характера: развитый эмоциональный интеллект, принятие своего «Я», умение справляться со стрессом.
  • Понимание и применение основ возрастной психологии и психофизиологии, когнитивных процессов в конструировании образовательного процесса.
  • Развитие собственных когнитивных инструментов — методик, тестов, стратегий.
  • Умение диагностировать и развивать у ученика все типы мышления: системное, креативное, структурное, логическое, проектное, тактическое.
  • Непрерывное саморазвитие и повышение квалификации.
  • Обладание культурными компетенциями, гуманистическими ценностями и убеждениями.

Информационно-коммуникационные компетенции

  • Умение проектировать курсы и создавать индивидуальные стратегии обучения, дидактически наглядно сопровождать образовательный процесс.
  • Визуальная грамотность — умение создавать качественный графический контент в разных форматах.

Предметно-профессиональные компетенции

  • Предметные знания в области преподаваемого предмета, методика его преподавания.
  • Коммуникативные навыки, определяющие степень успешности педагогического общения и взаимодействия с коллегами, родителями и учениками.
  • Применение методик, приёмов, технологий, развивающих и социализирующих каждого ученика в зависимости от типа интеллекта, мышления и восприятия информации.
  • Понимание и умение видеть взаимосвязи между разными предметными областями

Новшества, связанные с развитием цифровых технологий

Новый документ включает в себя требования, касающиеся освоения учителем современных цифровых технологий и инструментов. В том числе учителя обязаны:

  • обладать навыками использования ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий;
  • успешно проводить мероприятия и встречи с применением видеосервисов, вести видеоконференции, самостоятельно настраивать и использовать необходимое для этого оборудование;
  • применять возможности информационной образовательной среды для достижения образовательных целей развития учеников, учитывая их индивидуальность и особенности;
  • пользоваться цифровым и коммуникационным оборудованием, принадлежащим образовательной организации, при построении учебного процесса;
  • использовать цифровые средства коммуникации в работе с учениками и их законными представителями, соблюдая нормы информационной безопасности и защиты персональных данных;
  • задействовать в учебном процессе такие инструменты, как профили и группы в соцсетях, блоги, видеохостинги, а также создавать собственные цифровые материалы;
  • находить применение электронных образовательных ресурсов и цифровых технологий для решения учебно-воспитательных задач;
  • вести электронную документацию;
  • придерживаться индивидуального подхода в применении цифровых ресурсов, дистанционных технологий и методов электронного обучения, а также для работы с детьми с ОВЗ.

Основные профессиональные компетенции педагога которые необходимы при использовании метода проектов

Если говорить о преподавании в широком смысле, то новый документ предполагает следующие профессиональные компетенции современного педагога:

  • формирование у учеников (в том числе с ОВЗ) умения использовать информационно-коммуникационные технологии;
  • обучение школьников основам информационной безопасности с учетом их возрастных особенностей;
  • использование информационно-коммуникационных и цифровых технологий для развития творческого потенциала и познавательной деятельности детей, а также применение соответствующих предметам обучения интернет-ресурсов;
  • применение цифровых технологий, методов дистанционного и электронного обучения.

Мы убедились, что современный преподаватель, описанный в ФГОС – творческая, всесторонне развитая личность, обладающая навыками и компетенциями педагога. Эти характеристики нужно непрерывно развивать и улучшать на протяжении всего трудового пути. Они дают учителю возможность совершенствоваться, идти в ногу со временем и поддерживать высокий уровень профессионализма.

Стоит помнить, что, помимо перечисленных компетенций, хороший педагог должен пользоваться эффективными стратегиями обучения и воспитания, предотвращать и разрешать конфликтные ситуации, налаживать контакт с коллегами и семьями учеников.

Очень часто дети переносят отношение к педагогу на преподаваемый им предмет. Поэтому важно поддерживать интерес в глазах подопечных, быть современным и идти в ногу со временем, постоянно совершенствуя свои способности и повышая компетентность.

Проектные и управленческие компетенции

  • Умение проводить педагогический анализ, ставить цели и вести деятельность на основе рефлексии процесса и результата.
  • Координация и организация деятельности других людей, обратная связь на всех этапах образовательного процесса.
  • Умение объективно видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.
  • Выявление и самостоятельное решение проблем.
  • Умение ставить перед собой сложные цели, достигать их и быть ответственным за результат.

Профессиональные компетенции педагога согласно новому профстандарту

Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ с 1 сентября 2022 года для учителей вводится новый стандарт работы.

Для кого этот стандарт?

Предшествующая редакция была нацелена на педагогов, работающих в сфере дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, то есть на воспитателей и учителей. Новый стандарт, действующий до 1 сентября 2028 года, создан исключительно для учителей в школах.

Основные профессиональные компетенции педагога которые необходимы при использовании метода проектов

Для чего этот стандарт?

Есть пояснительная записка к документу, в которой о причинах введения нового профессионального стандарта говорится следующее:

  • это изменения, ранее внесенные в ФЗ «Об образовании», а именно допуск студентов педагогических вузов к работе в школе и внедрение типовых учебных программ;
  • это утвержденные в 2021 году новые наименования квалификаций и требования к ним;
  • это несоответствие прежнего стандарта федеральному проекту «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ».

Основные профессиональные компетенции педагога которые необходимы при использовании метода проектов

Какие изменения?

Новый стандарт фиксирует два основных квалификационных уровня школьных педагогов: уровень 5 (А) и уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы).

В зависимости от этого различаются их трудовые функции и новые профессиональные компетенции педагога.

  • Уровень 5 включает такой профессиональный функционал: освоение программ всех уровней общего образования на основании типовых методических указаний.
  • Уровень 6 предполагает три типа трудовых функций:
    деятельность педагога, направленная на выполнение стандартных задач всех уровней общего образования;педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях;создание программ и методик всех уровней общего образования.
  • деятельность педагога, направленная на выполнение стандартных задач всех уровней общего образования;
  • педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях;
  • создание программ и методик всех уровней общего образования.

Основные профессиональные компетенции педагога которые необходимы при использовании метода проектов

В зависимости от уровня меняются и требования к образованию и повышению квалификации педагогов:

  • Для 5 уровня достаточно справки о периоде обучения с подтверждением успешного прохождения промежуточной аттестации за срок не менее трех лет обучения по программе «Образование и педагогические науки».
  • Для уровня 6 требуется либо высшее образование по расширенной группе направлений подготовки «Образование и педагогические науки», либо высшее и дополнительное профессиональное образование, дающее основание и право вести педагогическую деятельность, или программы подготовки работников среднего звена по расширенной группе специальностей «Образование и педагогические науки».

Действующие профстандарты педагогов

Всего существует шесть образовательных регламентов. В соответствии с ними различают следующие профессиональные категории:

  • Педагог (Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н).
  • Педагог-психолог (Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н).
  • Педагог дополнительного образования детей и взрослых (Приказ Минтруда РФ от 05.05.2018 № 298н).
  • Специалист в области воспитания (Приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н).
  • Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (Приказ Минтруда РФ от 28.09.2018 № 603н).
  • Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2018 № 840н).

Как видно, перечень инструкций ограничен. При этом они достаточно объемны, чтобы включать в себя требования, предъявляемые к нескольким специальностям. Например, профстандарт дошкольного педагога входит в стандарты для педагога в целом.

Однако в этих инструкциях отражены лишь некоторые специальности. Большинство же не имеет регламента по двум причинам: либо все еще предполагаются к разработке, либо упразднены, как это произошло в 2019 году с требованиями к представителям профессионального образования.

В связи с произошедшими за последние годы изменениями старый регламент, который распространялся на ряд образовательных специальностей с 2013 года, признан недействительным. Новый профстандарт педагога, утвержденный Правительством РФ, становится актуальным с 1 сентября 2022 года.

Его действие распространяется только на школьных учителей, хотя раньше им обязаны были руководствоваться и работники дошкольного образования. Приказ актуален до 1 сентября 2028 года.

Причины принятия нового закона

  • Изменения в ФЗ «Об образовании», согласно которым в школе могут преподавать студенты профильных вузов, а учебные программы приводятся к общему образцу.
  • Старый профстандарт педагога, нормы которого не соответствуют проекту «Кадры для цифровой экономики», входящему в национальную программу «Цифровая экономика в РФ».
  • Обновленные в 2021 году квалификационные категории и правила.

Зачем школе модель компетенций и в чем ее преимущества

С помощью комплексной диагностики по модели компетенций «Фоксфорда» вы сможете оценить педагога не только как профессионала в предметной сфере, но и как целостного специалиста с развитыми личностными, профессиональными, интеллектуальными навыками. Вы сможете интегрировать модель в свою организацию мягко и эффективно.

  • Помогает понять сильные и слабые стороны себя как педагога, всех участников педагогического процесса и педагогического коллектива.
  • Удобна для выстраивания плана развития персонала ОУ.
  • Помогает выстроить гибкую систему профессионального роста педагога и дает качественное и количественное представление о его реализации и потенциале.
  • Помогает более целостно и эффективно выстраивать коммуникацию в коллективе и получить полную картину общей компетентности педагогического состава, основываясь не только на профессиональных достижениях, но и на интеграции и взаимосвязи прочих компетенций.
  • Обеспечивает индивидуальный подход к профессиональному развитию педагога за счет видения его как личности.

Новшества профстандарта, связанные с цифровизацией

Жизнь не стоит на месте, поэтому процесс обучения также подлежит пересмотру. В соответствии с новым приказом о профстандарте педагога, который вступает в силу 1 сентября 2022 года, каждый школьный преподаватель обязан уметь применять цифровые технологии в рамках занятий.

Основные профессиональные компетенции педагога которые необходимы при использовании метода проектов

Выражается это в следующих компетенциях.

  • Навыки работы с ИКТ совместно с применением возможностей информационной образовательной среды (ИОС):
    общепользовательские (использование цифровой техники, соблюдая правила защиты информации и персональных данных);общепедагогические (организация своей и деятельности учащихся при работе с ИКТ).
  • общепользовательские (использование цифровой техники, соблюдая правила защиты информации и персональных данных);
  • общепедагогические (организация своей и деятельности учащихся при работе с ИКТ).
  • Непосредственно работа с ИКТ и видеотехнологиями в рамках занятий с соблюдением правил информационной защиты и безопасности.
  • Использование возможностей ИОС для развития навыков у учеников с учетом их индивидуальных особенностей (здесь раскрывается, когда и как должен применяться профстандарт педагога).
  • Работа со школьным информационно-техническим оснащением с соблюдением норм информационной безопасности.
  • Комбинирование приемов обучения (дистанционных, электронных, цифровых) в рамках реализации образовательной программы в классе и индивидуально для достижения оптимальных результатов. Обеспечение применяемыми технологиями всех участников процесса.

Требования нового профстандарта к педагогу школы

Согласно утвержденным изменениям, учителям будут присваиваться либо пятый, либо шестой квалификационный уровень. Соответственно, А, В и С. Предпоследний — для обучающих начальные классы, последний — средние и старшие.

Основные профессиональные компетенции педагога которые необходимы при использовании метода проектов

Также профстандарт педагога школы 2022 года закрепляет за ними определенные функции:

  • Учителя 5А категории работают в рамках реализации 9/11-летней образовательной программы.
  • Представители категории 6В и 6С имеют несколько видов обязанностей:
    обучают школьников в рамках начальной (3-4 года)/ основной (9 лет)/ средней (11 лет) образовательной программы;решают профильные задачи в рамках своей деятельности;разрабатывают методические пособия для реализации в начальной, основной и средней школе.
  • обучают школьников в рамках начальной (3-4 года)/ основной (9 лет)/ средней (11 лет) образовательной программы;
  • решают профильные задачи в рамках своей деятельности;
  • разрабатывают методические пособия для реализации в начальной, основной и средней школе.

Основные профессиональные компетенции педагога которые необходимы при использовании метода проектов

Новый профстандарт педагога предполагает профильное обучение. Помимо этого, с осени 2022 года учитель должен соответствовать следующим требованиям:

  • Для пятой квалификационной категории обязательно наличие документа, подтверждающего успешную промежуточную аттестацию по итогам трехлетнего или более обучения по направлению «Образование и педагогические науки».
  • Для шестого уровня понадобится уже диплом по определенной специальности также в рамках направления «Образование и педагогические науки». Выдается по результатам освоения вузовской программы, а также программы высшей и средней профессиональной подготовки кадров.

Классификация и перечень компетенций педагога

Современная школьная система диктует педагогическому составу требование постоянного развития, получения новых техник и приемов обучения. При этом учитель должен быть целеустремленным, дисциплинированным, упорным, внимательным, гибким в мышлении.

Важны не только личностные качества, у педагога приветствуются такие профессиональные характеристики, как научная увлеченность, широкий кругозор, красноречие, умение вести за собой и многие другие. Таким образом, портрет настоящего учителя складывается из знания своего предмета, личностных особенностей и профессиональных навыков.

Исходя из этого ФГОС определяет, какие профессиональные компетенции в профессиональном стандарте педагога, включающие требования к названным выше умениям и навыкам, необходимы для качественного выполнения его обязанностей. Рассмотрим отдельно основные профессиональные и личностные компетенции педагога.

Основные профессиональные компетенции педагога которые необходимы при использовании метода проектов

Ключевыми личностными компетенциями являются:

​Преподаватель должен обладать навыками профессионального самоопределения, саморазвития, в том числе при ведении различных видов обучающей деятельности. Приветствуется наличие у учителя активной жизненной позиции, умения работать на результат и брать ответственность за плоды своего труда, слова и поступки.

Педагогу важно иметь критическое мышление, соблюдать нравственные и этические границы, быть верным основам профессиональной этики. Он должен в полной мере понимать значение своей роли и необходимости достижения профессиональных компетенций педагога по ФГОС.

Основные профессиональные компетенции педагога которые необходимы при использовании метода проектов

​Педагогу важно умение работать в группе и брать на себя ответственность за руководство и достижение общих результатов. Значимая компетентность – навык взаимодействия с коллегами, умение проявлять интерес и толерантность, выручать и поддерживать в случае необходимости, а также объективно оценивать свои способности.

Основные профессиональные компетенции педагога которые необходимы при использовании метода проектов

​Немаловажная профессиональная компетенция педагога образовательной организации, которая заключается в умении соответствовать социальным требованиям и нормам, при этом здраво смотреть на происходящее и иметь твердые убеждения. Важна терпимость по отношению к различным традициям и культурным ценностям, наличие интереса к опыту других государств и готовность обмениваться опытом, имеющим высокую практическую ценность.

Преподаватель должен уметь справляться с поставленными задачами как лично, так и при взаимодействии с коллективом, быть сдержанным и находить компромисс в конфликтных ситуациях. Обязательно стремление к профессиональному успеху, сопровождающееся положительным настроем.

Основные профессиональные компетенции педагога которые необходимы при использовании метода проектов

Основные компетенции деятельностной или профессиональной направленности

  • Педагогические в части процесса обучения – имеется в виду наличие высшего профильного образования, способности применять современные педагогические методики и привлекать к процессу обучения всех детей, включая имеющих особые потребности. Существует документ, декларирующий профессиональные компетенции педагога, необходимые при работе с учениками с ОВЗ.
  • Педагогические в части воспитательного процесса – педагог должен обладать умением налаживать общение с учениками и управлять поведением, отстаивать их интересы и др.
  • Педагогические в части развивающего процесса – развитие этих профессиональных компетенций педагога обеспечивает умение применять в деятельности разноплановые подходы, формировать универсальные учебные действия учеников, обладать технологиями для работы с детьми с разными темпераментами и многие другие.
  • Общие инструментальные компетенции учителя по ФГОС – комплекс компетенций, состоящий из навыков педагога при обработке различных информационных данных, а также способности работать с разными типами сведений. Сюда входит умение правильной постановки и достижения целей.
  • ИКТ-компетентность общепедагогического характера – педагог должен уметь обращаться со средствами визуальной коммуникации, печатными или экранными, создавать собственных архив наработок в этой сфере, анкеты-характеристики учеников, проводить дискуссии в телекоммуникационной среде и др.
  • ИКТ-компетентность предметно-педагогического характера –­ учитель обязан иметь навыки компьютерной обработки данных, уметь находить всю необходимую информацию по своему предмету.
  • Психолого-педагогические.
  • Общие и специальные предметные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *