Показатели профессиональная компетенция это

Мирошин Дмитрий ГригорьевичРоссийский государственный профессионально-педагогический университет; Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС Россиикандидат педагогических наук, доцент кафедры технологи машиностроения, профессор кафедры общетехнических дисциплин

АннотацияВ статье рассматриваются вопросы оценки уровня сформированности профессиональных компетенций студентов в рамках отдельных (технических) дисциплин. Предлагается дескрипторное описание компетенций в дескрипторах: знать, уметь, владеть и метод взвешенных оценок для констатации уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов. Описывается опыт применения метода взвешенных оценок при констатации уровня сформированности профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплины «Оборудование механосборочного производства и средства автоматизации».

Miroshin Dmitry GrigorievichRussian state vocational pedagogical university ; Ural Institute of State fire service of EMERCOM of RussiaPhD in pedagogical Sciences, associate Professor of engineering technologists, professor of the Department of technical disciplines

AbstractThe article deals with the evaluation of the level of formation of professional competences of students within the technical disciplines. Proposed by description competency for descriptors: know, be able, to master skills and the method of weighted estimates for ascertaining the level of formation of professional competence students. the experience of applying the method of weighted estimates of the costs of the level of formation of professional competence of students in the study of discipline «Mechanical equip-ment and means of automatist» are describes in this article.

Введение в действие компетентностно ориентированных Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС-3, ФГОС-3+), а также возможный переход к стандартам четвертого поколения, также основанным на компетентностном подходе, актуализирует проблему констатации уровней сформированности  профессиональных компетенций, заложенных во ФГОС и оценки уровня сформированности профессиональных компетенций у обучаемых в результате прохождения отдельных дисциплин.

Учитывая необходимость оценки уровня сформированности профессиональных компетенций по отдельным учебным дисциплинам, на кафедре технологии машиностроения Российского государственного профессионально-педагогического университета проведен эксперимент по применению метода взвешенной оценки уровней сформированности профессиональных компетенций студентов по техническим дисциплинам. В ходе экспериментальное работы  каждая профессиональная компетенция была раскрыта на уровне дескрипторов, которые определяют содержание подготовки по дисциплине, необходимое для формирования заданной профессиональное компетенции. Дескрипторное описание профессиональных компетенций было проведено в дескрипторах: знать, уметь владеть.

Так, например, учебная дисциплина  «Оборудование механосборочного производства и средства автоматизации» направлена на формирование у студентов следующих профессиональных компетенций:

– ПК 1. Способен обучать проектированию технологических процессов обработки деталей  и сборки изделий машиностроения рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и дополнительного образования;

– ПК. Способен обучать проектированию узлов металлорежущего оборудования, специальных металлорежущих инструментов и оснастки в процессе подготовки рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и дополнительного образования;

– ПК. Способен обучать наладке и эксплуатации металлорежущего оборудования рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и дополнительного образования;

– ПК 4. Способен обучать автоматизированному проектированию технологических процессов обработки деталей, управляющих программ и конструкторских рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и дополнительного образования.

Таблица 1 – Дескрипторное описание компетенций, формируемых у студентов в ходе изучения дисциплины «Оборудование механосборочного производства и средства автоматизации»

Индекскомпетенции
Содержание компетенции (или ее части)
Дескрипторы:

Знать
Уметь
Владеть

ПК 1
Способен обучать проектированию технологических процессов обработки деталей  и сборки изделий машиностроения рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и дополнительного образованияД. Знать типологию, область применения и технологические возможности металлорежущего оборудованияД. Уметь выбирать металлорежущее оборудование для заданных условий обработки детали
ПК 2Способен обучать проектированию узлов металлорежущего оборудования, специальных металлорежущих инструментов и оснастки в процессе подготовки рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и дополнительного образованияД. Иметь представление об основных механизмах и узлах металлорежущего оборудования и принципе их работы. Знать кинематику основных узлов станковД. Анализировать устройство основных узлов и механизмов металлорежущего оборудования. Уметь анализировать кинематику металлорежущего оборудования. Навыками чтения кинематических схем металлорежущего оборудования
Д. Знать основные виды, расчетные формулы и принципы расчетов деталей на прочность и жесткостьД. Уметь рассчитывать на прочность и жесткость базовые детали металлорежущего оборудования,Д. Владеть методикой расчета деталей и узлов металлорежущего оборудования на прочность и жесткость
Д. Знать расчетные формулы и принципы силовых расчетов деталей и узлов металлорежущего оборудованияД. Уметь выполнять силовые расчеты узлов и механизмов металлорежущего оборудования
Д. Иметь представление об основных механизмах и узлах металлорежущего оборудования и принципе их работы. Знать принципы проектирования деталей и узлов металлорежущего оборудованияД. Уметь определять последовательность проектирования узлов металлорежущего оборудованияД. Владеть методикой проектирования узлов металлорежущего оборудования
Д. Иметь представление об основных механизмах и узлах металлорежущего оборудования и принципе их работы. Знать принципы проектирования деталей и узлов металлорежущего оборудованияД. Проектировать детали и узлы металлорежущего оборудованияД. Владеть методикой проектирования узлов металлорежущего оборудования
ПК 3Способен обучать наладке и эксплуатации металлорежущего оборудования рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и дополнительного образованияД. Иметь представление об основных механизмах и узлах металлорежущего оборудования и принципе их работы. Знать кинематику основных узлов металлорежущего оборудованияД. Анализировать устройство основных узлов и механизмов металлорежущего оборудования. Уметь анализировать кинематику металлорежущего оборудования. Навыками чтения кинематических схем металлорежущего оборудования
Д. Иметь представление об основных механизмах и узлах металлорежущего оборудования и принципе их работы. Знать кинематику основных узлов металлорежущего оборудованияД. Уметь определять последовательность наладки, объем  технического обслуживания и приемы эксплуатации металлорежущего оборудования и оборудования с ЧПУД. Владеть методикой наладки, эксплуатации и технического обслуживания универсального металлорежущего оборудования и оборудования с ЧПУ
Д. Иметь представление о методах проверки технологической точности металлорежущего оборудования и оборудования с ЧПУД. Уметь выбирать способ проверки технологической точности металлорежущего оборудования и оборудования с ЧПУД. Владеть методикой проверки точности универсального металлорежущего оборудования и оборудования с ЧПУ
ПК 4
Способен обучать автоматизированному проектированию технологических процессов обработки деталей, управляющих программ и конструкторских рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и дополнительного образованияД. Знать основные САПР для проектирования деталей и узлов металлорежущего оборудованияД. Уметь использовать САПР для выполнения чертежей деталей и узлов металлорежущего оборудования
Д. Знать типологию и технологические возможности металлорежущего оборудованияД. Уметь выбирать металлорежущее оборудование для автоматизированных систем

Таблица 2 – Описание уровней сформированности компетенций

Уровни сформированности профессиональных компетенций
Уровни усвоения знаний, умений и навыков по В. Беспалько
Характеристика уровней

Достаточный
Знакомство
Наличие представлений о способах решения проблемы

Повышенный
Репродукция
Разработка способа решения поставленной проблемы и ее решение

Высокий
Применение
Выделение проблемы в заданной области, разработка способа решения и ее решение

Четвертый уровень сформированности профессиональных компетенций мы не выделяли в силу того, что под компетенцией мы понимает способность специалиста решать профессиональные задачи, то есть применять полученные знания на практике, что соответствует уровню применения или высокому уровню сформированности профессиональной компетенции.

Для организации проведения процесса оценки уровней сформированности компетенций, приведенных в таблице 1, был разработан фонд оценочных средств.

Фонд оценочных средств представляет собой методическую разработку в которой каждому дескриптору или группе одноименных дескрипторов поставлен в соответствие контрольный инструментарий, соответствующий уровням сформированности компетенций: достаточный, повышенный, высокий, а после инструментария приведены оценочные таблицы, позволяющие однозначно определить уровни сформированности контролируемых дескрипторов.

Так, например, для оценки дескрипторов Д 2. ,  Д. и Д. были разработаны тест, состоящий из 20 тестовых заданий, и контрольные задания, включающие задачи по анализу кинематики металлорежущих станков и расчету кинематических цепей.

Уровни сформированности дескрипторов Д 2. ,  Д. и Д. констатировались  в соответствии с таблицей, которая приведена в фонде оценочных средств  по дисциплине «Оборудование механосборочного производства и средства автоматизации» сразу после контрольного инструментария. Пример оценочной таблицы приведен в таблице 3

Таблица 3 – Оценочная таблица по дескрипторам 2. 1, 2. 2, 2.

Критерии оценки
Уровни сформированности

Достаточный
Повышенный
Высокий

Дескриптор 2. 1

Кол-во правильно выполненных тестовых заданий5 – 8 заданий
9 – 15 заданий
15 – 20 заданий

Правильно выполненные контрольные заданияКонтрольное задание не выполнено
Выполнено контрольное задание № 1
Выполнено контрольное задание№ 2

Дескриптор 2. 2

Кол-во правильно выполненных тестовых заданий5 – 8 заданий
9 – 15 заданий
15 – 20 заданий

Правильно выполненные контрольные заданияВыполнено контрольное задание № 1
Выполнено контрольное задание№ 2
Выполнены контрольные задания№ 1 и № 2

Дескриптор 2. 3

Правильно выполненные контрольные заданияВыполнены контрольные задания  № 1 и № 2
Выполнены контрольные задания  № 1 и № 2 или  контрольное задание № 3
Выполнены контрольные задания№ 1, № 2 и № 3

Контрольный инструментарий и подобные оценочные таблицы были разработаны по всем дескрипторам каждой из компетенций, приведенных в таблице 1, и стали основой для оценки уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов, которые изучили дисциплины «Оборудование механосборочного производства и средства автоматизации».

Оценка уровней сформированности профессиональных компетенций производилась на основании соотношения оценок уровней сформированности дескрипторов, входящих в состав оцениваемых компетенций. Оценка сформированности профессиональных компетенций осуществлялась по следующему алгоритму.

Проведена экспертная оценка вклада различных дескрипторов в общий уровень сформированности компетенций. В качестве экспертов были приглашены как инженерно-технические работники машиностроительных предприятий Екатеринбурга (ОАО ПУМОРИ, ОАО Завод № 9, ОАО Машиностроительный завод им. Калинина) так и специалисты (кандидаты технических и педагогических наук) Российского государственного профессионально-педагогического университета, Уральского института государственной противопожарной службы МЧС России, Уральского федерального университета. В результате работы экспертов каждому дескриптору назначен строго определенный неизменный весовой коэффициент (от 1 до 3), который и определил значимость дескриптора в общей структуре компетенции.

Также на основании экспертных оценок с привлечением специалистов образовательных учреждений высшего профессионального образования (Российский государственный профессионально-педагогический университет, Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России, Уральский федеральный университет) каждому уровню сформированности дескрипторов (достаточный, повышенный, высокий) было поставлено в соответствие следующее строго определенное и неизменное количество баллов и в частности:

– достаточный уровень – 1 балл;

– повышенный уровень – 2 балла;

– высокий уровень – 3 балла.

По каждой компетенции была составлена оценочная матрица, включающая все дескрипторы, весовые коэффициенты дескрипторов и уровни их сформированности. Примет формы оценочной матрицы профессиональной компетенции ПК 2 приведен в таблице 4.

Таблица 4 – Форма матрицы оценки уровня сформированности компетенции ПК 2

Дескриптор
Весовой коэффициент (от 1 до 3)
Уровни сформированности (достаточный – 1 балл, повышенный – 2 балла, высокий – 3 балла
Оценочная характеристика дескриптора

Д
П
П

Д. 1

Д. 3

Д. 1

Д. 2

Д. 2

Д. 3

Д. 1

Д. 1

Д. 2

Д. 2

Д. 3

Д. 3

Д. 3

Д. 3

ИТОГО

Уровень сформированности компетенции ПК 2

Пределы оценочных характеристик. Уровень:  Достаточный
30 – 55

Пределы оценочных характеристик. Уровень:  Повышенный
56 – 75

Пределы оценочных характеристик. Уровень:   Высокий
75 – 90

Далее был проведен расчет оценочных характеристики каждого дескриптора, как произведение весового коэффициента дескриптора и оценочного балла дескриптора (строка 6 таблицы 4) и определена сумма оценочных характеристик дескрипторов (ячейка ИТОГО), которая  позволила судить об уровне сформированности компетенции.

Таблица 5 – Заполненная матрица оценки уровня сформированности компетенции ПК 2

Дескриптор
Весовой коэффициент (от 1 до 3)
Уровни сформированности (достаточный – 1 балл, повышенный – 2 балла, высокий – 3 балла
Оценочная характеристика дескриптора

Д
П
П

Д. 1
2
2

Д. 3
2
6

Д. 1
1
1

Д. 2
1
2

Д. 2
1
2

Д. 3
3
9

Д. 1
3
3

Д. 1
2
2

Д. 2
1
2

Д. 2
2
4

Д. 3
2
6

Д. 3
3
9

Д. 3
3
9

Д. 3
3
9

ИТОГО
66

Уровень сформированности компетенции ПК 2
Повышенный

Пределы оценочных характеристик. Уровень:  Достаточный
30 – 55

Пределы оценочных характеристик. Уровень:  Повышенный
56 – 75

Пределы оценочных характеристик. Уровень:   Высокий
75 – 90

Таблицы представляют собой оценочные матрицы по компетенциям, составленные с учетом вышеизложенного подхода. Они могут быть легко внедрены в электронные таблицы ЕXЕL и уровень сформированности компетенции будет рассчитываться автоматически. Также они могут быть достаточно легко интегрированы в систему «Электронный деканат» в рамках которой также можно формировать целостные оценочные матрицы по профессиональным компетенциям за весь период обучения в образовательной организации, которые позволят более объективно оценить уровень подготовки выпускников образовательной организации

Применение разработанного средневзвешенного метода для оценки уровней сформированности профессиональный компетенций студентов в рамках учебных дисциплин показало высокую эффективности и объективность оценочных характеристик студентов. Можно полагать, что подобная  система могла бы способствовать также и повышению мотивированности студентов в процессе обучения, поскольку напрямую бы влияла на результат обучения, который стал бы для студентов жизненно важным.

  • Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. –  192 с.
  • Мирошин Д.Г., Костина О.В. модульный подход к организации корпоративной подготовки рабочих кадров // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 86 – 90.
  • Герасименко А.Ю., Штерензон В.А. К вопросу об экспертных обучающих системах //Новые информационные технологии в образовании Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2014. С. 213-215.
  • Miroshin D.G., Kostina O.V. Distance training of students with the application of the case-method // Образование: традиции и инновации. Прага, Чешская Республика, 2014. С. 319-321.

Все статьи автора «Мирошин Дмитрий Григорьевич»

Библиографическое описание

В рамках концепции компетентностного подхода результатом образовательного процесса признаётся компетентность, она рассматривается как личностная характеристика, позволяющая студенту успешно решать личностно и профессионально значимые задачи. В связи с чем образование получает направленность на обобщённые и универсальные знания, на формирование общей культуры и на развитие обобщённых способов мышления и деятельности, т. на фундаментальность. Предлагаемая концепция позволяет обосновать стратегии и тактики формирования и развития интеллекта, необходимые для формирования фундаментальных знаний с помощью новых технологий обучения. Исследования образовательного процесса в контексте реализации компетентностного подхода указали на необходимость разработки и актуализации условий для развития потенциала образовательной деятельности, способной развить компетентность как результат.

Организация образовательной деятельности как условие развития компетентности предполагает качественные изменения педагогической деятельности. Она преобразуется в деятельность по проектированию и организации психолого-педагогических условий образования личности, развитию способностей к самообразованию. Студент соответственно рассматривается как субъект, приобретающий образование через личностное развитие, в ходе которого он образует (творит) и образовывает (развивает) интеллект. Образование представляет собой процесс взаимодействия человека с интеллектуальной средой, в ходе которого происходит развитие интеллектуального потенциала личности. Задача такого образования — создание оптимальной среды для воспитания гибкого многогранного мышления, освоения научно-информационной базы и современной методологии осмысления действительности, формирование внутренней потребности в непрерывном саморазвитии и самообразовании.

Решение поставленной задачи в новых условиях способствует формирование когнитивной компетенции. Когнитивная компетенция — это способность (готовность) к осуществлению различных видов познавательной деятельности и решению разнообразных житейских и профессиональных проблем на основе саморазвития, оценки своих знаний и возможностей их применения. Таким образом, когнитивная компетенция, являясь продуктом обучения студента, представляет следствие его развития и саморазвития.

Развитие когнитивных способностей представляется нам предпосылкой к формированию когнитивной компетенции. Когнитивные способности являются свойствами человека, которые являются условием успешного осуществления отдельных этапов когнитивного процесса как процесса оперирования знаниями. При освоении любой профессиональной деятельности когнитивные способности включаются в более сложную функциональную систему, которая взаимосвязана с реальной структурой деятельности и структурой знаний, организуя вместе с ними метасистему. Образуемая метасистема определяет профессиональную компетентность любого специалиста, при этом когнитивные механизмы, к которым относится переработка профессиональной информации, являются ключевыми в профессиональном становлении любого специалиста.

Федеральные государственные образовательные стандарты регламентируют реализацию метасистем в каждой учебной дисциплине или профессиональном модуле. Метасистема учебной дисциплины «Экономика организации» включает компетентностный подход (процесс).

Знания: З(1) основные термины и определения в области экономики организации; З(2) основные показатели эффективности хозяйственной деятельности организации.

Умения: У(1) проводить экономический анализ и рассчитывать основные технико — экономические показатели работы предприятия; У(2) рассчитывать рентабельность организации; У(3) рассчитывать цены на продукцию.

В процессе освоения когнитивных компетенций развиваются когнитивные способности, которые являются условием успешного осуществления отдельных этапов когнитивного процесса, как процесса оперирования знаниями. Они предопределяют свойства человека, к ним относятся общие компетенции:

–          ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

–          ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

–          ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

–          ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

–          ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

–          ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

–          ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

–          ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

–          ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

При освоении любой профессиональной деятельности когнитивные способности включаются в более сложную функциональную систему, которая взаимосвязана со структурой деятельности и структурой знаний, организуя метасистему — она определяет профессиональную компетентность любого специалиста. При изучении дисциплины должны быть определены профессиональные компетенции, ПК 3. Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации; ПК 3. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями. Результатом метасистемы учебной дисциплины «Экономика организации» является курсовая работа, экономическая часть выпускной квалификационной работы в рамках государственной итоговой аттестации, а так же освоение профессионального модуля «Организация деятельности структурного подразделения организации» на базе знаний вышеуказанной дисциплины.

Графически уровни сформированности компетентностного подхода, при освоении учебной дисциплины «Экономика организации», можно отразить следующим образом (рис. 1, табл. 1):

Показатели профессиональная компетенция это

Рис. Метосистема учебной дисциплины «Экономика организации»

Матрица освоения учебной дисциплины «Экономика организации»

Наименование тем учебной дисциплины
Знания
Умения
Общие компетенции
Профессиональные компетенции

З (1);З(2)
У(1);У(2);У (3)
ОК 1–9
ПК 3. 1; ПК 3. 4

1. Введение
З(1)
ОК 1–9

2. Основные средства
З(1);З(2)
У(1)
ОК2,3,4,5
ПК 3. 1

2. Капитальные вложения
З(1)
ОК2,4,5

3. Оборотные средства
З(1);З(2)
У(1)
ОК2,3,4,5
ПК 3. 1

4. Кадры организации
З(1)
ОК2,4,5

5. Формы и системы оплаты труда
З(1);З(2)
У(1)
ОК2,3,4,5
ПК 3. 1

6. Издержки производства
З(1);З(2)
У(1);У(3)
ОК2,3,4,5
ПК 3. 1

7. Ценообразование
З(1);З(2)
У(1);У(3)
ОК2,3,4,5
ПК 3. 1

8. Показатели результативности деятельности организации
З(1);З(2)
У(1);У(2)
ОК2,3,4,5
ПК 3. 1

9. Курсовое проектирование
З(1);З(2)
У(1);У(2);У(3)
ОК 1,2,3,4,5, 6,7,8,9
ПК 3. 1; ПК 3. 4

10. Дифференцированный зачет
З(1);З(2)
У(1);У(2);У(3)
ОК 1,2,3,4,5, 6,7,8,9
ПК 3. 1; ПК 3

Главным результатом учебной деятельности в рамках рассматриваемой технологии обучения является формирование у студента теоретического сознания и мышления, детерминирующего характер всех приобретаемых в ходе дальнейшего обучения знаний. В свою очередь формирование теоретического мышления требует специальных педагогических приемов и способов построения учебной деятельности. Рассматриваемая модель организации учебно-познавательной деятельности как целое включает в себя ряд специфических действий и операций разного уровня. Для достижения любого уровня усвоения студент должен осуществить учебную деятельность, состоящую из трех видов действий: ориентировочной основы действия, исполнительских действий и контрольных действий. Ориентировочная основа деятельности включает два процесса: планирование и контроль. Планирование заключается в получении знаний обо всех компонентах деятельности: предмете, продукте, средствах, действиях. Контроль сводится к проверке соответствия исполнения ориентировочной основе действия. Корректировка означает возврат к тем или иным исполнительным или ориентировочным действиям.

В связи с вышесказанным актуальным представляется изучение способов формирования и развития когнитивного компонента, а также методов оценки и измерения уровня их сформированости на основе технологии контроля знаний в соответствии с принципами системно-деятельного подхода к обучению мыследеятельностной методологии, что отражает технологилизацию учебного процесса любой дисциплины (предмета) (табл. 2–5).

Пример освоения когнитивных компетенций

Показатели
I уровень
II уровень
III уровень

Знание
Основные термины и определения в области экономики организации

Уровень освоения
Воспроизводит понятия об основных средствах, оценки их стоимости амортизации, износе
Объяснить понятия и термины к теме основные средства, их класси-фикацию и взаимосвязи (включает в себя I и II)
Сопоставляет и выстраивает взаимосвязи понятий и терминов темы основные средства, четко их обосновывает. (включает I, II и III уровни)

Задания для освоения
Дать определение экономических категориям
Задание I. Дать определение экономическим категориям. Задание II. Ответить на теоретические вопросы
Задание I. Дать определение экономическим категориям. Задание II. Ответить на теоретические вопросы. Задание III. Определить пути улучшения использования основных средств

Пример уровней освоения когнитивных способностей

Проверяемые общие компетенции (ОК)
Уровневые показатели сформированности ОК в процессе учебной деятельности на занятии
Формы контроля

Базовый уровень
Средний уровень
Высокий уровень

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Выполняет задание по самостоятельной работе, но при этом ответы не полные, имеются ошибки. Выполнено задание
Выполняет задание по самостоятельной работе, ответы правильные, четкие. Выполнено задание
Самостоятельно выполняет задания по самостоятельной работе, ответы полные, присутствует элемент творчества. Выполнено задание
Деятельность по выполнению самостоятельной работы

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Имеет представление о поиске информации необходимой для выполнения самостоятельной работы. Защита самостоятельной работы не полная имеются ошибки. Точно и правильно, по заданному алгоритму, осуществляет поиск информации и выполняет самостоятельную работу. Защита самостоятельной работы четкая
Самостоятельно осуществляет поиск информации, для эффективного выполнения самостоятельной работы. Защита самостоятельной работы полная с использованием профессионального языка. Отчет по самостоятельной работе

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Имеет представление о программе «Word» и др. источниках, их возможностей, для выполнения самостоятельной работы. Точно и правильно, по заданному алгоритму, осуществляет поиск информации в программе «Word» и др. источниках выполняет самостоятельную работу. Самостоятельно осуществляет поиск информации в интернет источниках и программе «Word» для эффективного выполнения самостоятельной работы. Деятельность с использование ИКТ

Фрагмент самооценки сформированности компетентностного подхода обучающихся по учебной дисциплине «Экономика организации»

Наименование разделов и тем
Знания
Умения
Профессиональные компетенции
Общие компетенции

З (1)
З (2)
У1
У2
У3
ПК3. 1
ПК3. 4
ОК
ОК
ОК
ОК

Раздел IМатериально -техническая база организации
1
1
1
1
1
1
1
1

Тема 1 «Основные средства»
1
1
1
1
1
1
1
1

СР 1
1

СР2
2

ТО 1
1

ПР1
1
1
1
1
1
1
1

Фрагмент сформированности компетентностного подхода обучающимися при изучении учебной дисциплины «Экономика организации»

Раздел 1
Раздел 2
Раздел 3
Курсовое проектирование

З1
З2
У1
ПК 3. 1
З1
З2
У1
ПК 3. 1
З1
З2
У2
У3
З1
З2
У1
У2
У3
ПК3. 1
ПК3. 4

Иванов И. 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Внедрение компетентностного подхода (метасистемы) позволило создать кейс студента, в котором сформированы уровни компетентностного подхода. Разработаны и внедрены технологии измерения уровней, сформированных когнитивных и профессиональных компетенций по учебной дисциплине «Экономика организации». Разработаны фонды оценочных средств с разбивкой по уровням, определены самооценка и оценка полученных результатов.

ФГОС СПО «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Основные термины (генерируются автоматически): ОКА, самостоятельная работа, учебная дисциплина, III, поиск информации, профессиональная деятельность, когнитивная компетенция, личностное развитие, учебная деятельность, эффективное выполнение.

Джевицкая Екатерина СергеевнаПензенский государственный университет архитектуры и строительствакандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент»

АннотацияРассмотрены методические подходы к оценке уровня сформированности компетенций студентов в процессе изучения дисциплин и обучения в вузе в целом. Исследован опыт российских вузов по мониторингу сформированности компетенций студентов и его документационному сопровождению.

Dzhevitskaya Ekaterina SergeyevnaPenza state university of architecture and constructionCandidate of Economic Sciences, associate professor “Management”

AbstractMethodical approaches to an assessment of level of formation of competences of students in the course of studying of disciplines and training in higher education institution in general are considered. Experiment of the Russian higher education institutions on monitoring of formation of competences of students and its documentary maintenance is investigated.

Цель исследования – изучить методические подходы отечественных преподавателей высших учебных заведений к оценке сформированности компетенций студентов в процессе изучения преподаваемых им дисциплин.

– рассмотреть сущность понятия «компетентность» студентов и механизм ее формирования;

– исследовать зависимость уровня сформированнности у студентов профессиональной компетентности от использования в методике обучения разнообразных технологий обучения и комплекса организационно-педагогических условий;

– рассмотреть методические подходы к мониторингу сформированности компетенций и его документационному сопровождению;

– определить этапы процесса оценки сформированности компетенций студентов

Для оценки формирования опыта трансляции финансово-экономических знаний различным целевым аудиториям, был разработан ряд мероприятий  с целью  изучить уровень профессиональных компетенций студентов. Работа состояла из 2 этапов. На первом этапе было  проведено анкетирование студентов. На втором этапе был проведен Круглый стол с привлечением специалистов банка-партнера учебного заведения. В работе круглого стола активно принимали участие преподаватели экономических и юридических дисциплин и учебного заведения.

Разрабатывая и проводя Круглый стол,  организаторам необходимо было спланировать работу заранее, провести подготовительную работу. Студентами были подготовлены доклады на актуальные темы. Путем обобщения мнений участники беседы анализировали тезисы и антитезисы. Решали практические ситуации, с которыми может в жизни столкнуться каждый. Оценила сформированность профессиональных компетенций студентов и преподавателей представитель банка.

Исследование, посвященное оценке зависимости уровня сформированнности у студентов профессиональной компетентности от использования в методике экономического обучения учетно-экономическим дисциплинам совокупности разнообразных технологий обучения и комплекса организационно-педагогических условий, проведено на кафедре управленческого учета и контроля финансово-экономического факультета Оренбургского государственного университета.

В экспериментальной работе участвовали студенты дневного отделения специальности «Финансы и кредит» и преподаватели кафедры управленческого учета и контроля финансово-экономического факультета Оренбургского государственного университета. В исследовании представлена количественная оценка показателей уровня эффективности формирования профессиональной компетентности, определенная посредством коэффициентов, основанных на методах математической статистики.

Был проведен ряд экспериментов, а именно:

– проведение активных лекций с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет, показавшее, что оно в меньшей мере влияет на формирование у студентов профессиональной компетентности;

– экспериментальная проверка методик экономического обучения учетно-аналитическим дисциплинам, которые включают в себя совокупность новых образовательных технологий в контексте компетентностного подхода, обеспечивающих постановку студентов в позицию субъектов деятельности. Данный эксперимент показал: студенты в большей мере, чем в первых двух случаях, ориентированы на успешную реализацию полученных в процессе обучения экономических знаний в будущей своей профессиональной работе.

Мельникова С. предлагает для успешного формирования компетенций в образовательном учреждении разработать и утвердить следующую документацию:

Положение о мониторинге сформированности компетенций.

Программа формирования ОК и ПК по всем специальностям.

Лист компетенций при освоении учебной дисциплины, междисциплинарного курса и профессионального модуля.

Программа формирования ОК и ПК необходима для координации всех преподавателей, принимающих участие в формировании компетенций студентов.

Учебный год ______________, семестр_______________________

Курс ______________, группа ______________________________

Фамилия и инициалы преподавателя ________________________

Фамилии и инициалы экспертов_____________________________

Дата проведения оценки компетенций _______________________

наименование компетенции
критерии
показатели сформированности компетенции
оценка

преподаватель
студент
представитель базы практики

В столбце «Оценка» возможно использовать следующие обозначения:

0 – по выделенному критерию компетенция не проявлена

1 – компетенция проявлена частично;

2 – компетенция проявлена полностью.

Проставленные баллы позволят судить о базовом, повышенном или творческом уровне сформированности компетенций. Заключение об уровне сформированности ОК и ПК заносится в индивидуальную именную карту сформированности компетенций студента.

Карта мониторинга сформированности компетенций

ФИО________________________ Специальность ____________________

Дата поступления в образовательное учреждение____________________

наименование компетенции
уровень сформированности кромпетенции

входная диагностика
промежуточная диагностика
итоговая диагностика

при поступлении
первый год обучения
второй год обучения
третий год обучения

Оценка процесса формирования компетенций в практике Волгоградского государственного социально-педагогического университета была реализована с помощью двух видов карт компетенций: карты формируемых компетенций и профиль компетенций студента.

Карта формируемой компетенции

ФИО
1. Когнитивная основа компетенции (знания)
2. Операциональная основа компетенции (умения)
3. Отношение к процессу, содержанию и результату деятельности (отношение)
Уровень овладения компетен-цией(А-D),F

зад. 1
зад. 2
зад. 3
Итого(А-D), F
зад. 1
зад. 2
зад. 3
Итого(А-D), F
Актив-ность*
Работа в группе, кооперация*
Мотива-ция и отноше-ние*
Итого(А-D), F

* – приведены примерные наблюдаемые качества.

А – «высокий уровень», В – «средний уровень», С – «минимальный уровень», D – «ниже минимума стандарта».

Если студент не диагностировался, не сдал работу в силу каких-то обстоятельств, ему выставляется отметка «F». Это не  означает, что уровень его знаний, умений, сформированных компетенций ниже стандарта, а означает то, что данный студент нуждается в дополнительной диагностике.

Для фиксации уровня проявленных в работе компетенций была спроектирована карта оценки демонстрируемых компетенций – «Профиль компетенций студента». Эта оценка также имеет накопительный характер, и изменяется в течение всего периода освоения дисциплины. Выставление в профиль компетенций отметок А-D или F осуществляется преподавателем на основе наблюдения за деятельностью студентов в аудитории, изучении продуктов учебной деятельности.

Карта «Профиль компетенций студента»

ФИО
Индексы компетенций из ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование»

ОК-3(A-D), F
ОК-6(A-D), F
ОК-7(A-D), F
ОК-9(A-D), F
ОК-13(A-D), F
ОК-14(A-D), F
ОК-16(A-D), F
ОПК-1(A-D), F
ОПК-2(A-D), F
ОПК-3(A-D), F
ОПК-4(A-D), F

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

В дальнейшем такой «профиль компетенций» заполняется каждым преподавателем и сводится в единую базу. Итоговая оценка сформированности той или иной общекультурной или общепрофессиональной компетенции выставлялась бы методом экспертных оценок по совокупности оценок «индивидуального профиля компетенции».

  • Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 63 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»).
  • Цыганова И.Ю., Тычинина Н.А. Подход к оценке эффективности формирования профессиональной компетентности у студентов экономических направлений в процессе изучения учетно-аналитических дисциплин // conference.osu.ru›assets/files/conf_reports/
  • Резник С.Д., Джевицкая Е.С. Опыт отбора и продвижения научно-педагогических кадров в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2014, №12-3 (44). – С. 93-101.
  • Наводнов В. Г. ФЭПО: уровневая модель ПИМ для оценивания результатов обучения на соответствие требованиям ФГОС // Оценка компетенций и результатов обучения студентов в соответствии с требованиями ФГОС : материалы III Всероссийской науч.-практ. конференции. — М., 2012. — С. 64—69.
  • Резник С.Д., Джевицкая Е.С. О повышении роли и механизмах подготовки научно-педагогических кадров в высшем учебном заведении // Гуманитарные научные исследования. 2014, №12-1 (40). – С. 125-135.

Все статьи автора «Джевицкая Екатерина Сергеевна»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *