положение о профессиональных компетенциях

Целью программы является подготовка слушателей, направленная на совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для выполнения следующих видов профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации:

— профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— снижение уровня воздействия (устроение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов;

— управление профессиональными рисками.

В результате обучения слушатель должен

— нормативные правовые акты, нормативно-технические документы, относящиеся к методам, порядку выявления и оценке опасностей и профессиональных рисков работников;

— методы идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

— требования к разработке положения о системе управления охраной труда в организации

— перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков

— анализировать выполнение мероприятий, предусмотренных планами (программами) улучшения условий и охраны труда;

— анализировать результаты оценки вредных и (или) опасных производственных факторов, опасностей, профессиональных рисков на рабочих местах;

— анализировать состояние производственного травматизма  и профессиональных заболеваний, результативности принимаемых мер по устранению выявленных нарушений;

— оценивать травмоопасность на рабочих местах;

— разрабатывать меры управления рисками на основе анализа принимаемых мер и возможности дальнейшего снижения уровней профессиональных рисков.

Форма обучения заочная с использованием дистанционных технологий

Срок обучения 1 месяц

Документ об окончании программы

Удостоверение о повышении квалификации

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст

Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Образовательные организации при реализации образовательных программ свободны в определении содержания образования, выборе образовательных технологий, а также в выборе учебно-методического обеспечения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 24. 2022 N 371-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;

2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;

3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;

4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;

6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 02. 2021 N 322-ФЗ)

7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, за исключением образовательных организаций высшего образования;

(в ред. Федерального закона от 02. 2021 N 320-ФЗ)

8) прием обучающихся в образовательную организацию;

9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;

(в ред. Федерального закона от 02. 2019 N 403-ФЗ)

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

1) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

1 введен Федеральным законом от 27. 2014 N 135-ФЗ)

11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях;

(в ред. Федерального закона от 27. 2014 N 135-ФЗ)

12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;

13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;

14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;

15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;

1) проведение социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;

(в ред. Федеральных законов от 26. 2019 N 232-ФЗ, от 18. 2020 N 53-ФЗ)

16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;

17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей “За особые успехи в учении”;

18) утратил силу. – Федеральный закон от 04. 2014 N 148-ФЗ;

19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации, в том числе содействие деятельности российского движения детей и молодежи;

(в ред. Федерального закона от 14. 2022 N 262-ФЗ)

20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;

21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети “Интернет”;

22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе создавать условия для подготовки научными и педагогическими работниками диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в докторантуре. Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.

(в ред. Федерального закона от 30. 2020 N 517-ФЗ)

Программа развития образовательной организации высшего образования направлена на развитие образовательной и научной деятельности, модернизацию и совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры такой образовательной организации, развитие академической мобильности ее обучающихся и научно-педагогических работников. Программа развития образовательной организации высшего образования включает в себя критерии оценки эффективности ее реализации, в том числе в части вклада образовательной организации в достижение национальных целей развития и реализацию приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, и источники ее финансового обеспечения. Программа развития образовательной организации высшего образования разрабатывается образовательной организацией и утверждается ее учредителем, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Требования к структуре и содержанию программы развития образовательных организаций высшего образования утверждаются Правительством Российской Федерации.

(часть 4. 1 введена Федеральным законом от 02. 2021 N 320-ФЗ)

Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Образовательная организация вправе применять в своей деятельности электронный документооборот, который предусматривает создание, подписание, использование и хранение документов, связанных с деятельностью образовательной организации, в электронном виде без дублирования на бумажном носителе, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Решение о введении электронного документооборота и порядок его осуществления утверждаются образовательной организацией по согласованию с ее учредителем.

(часть 8 введена Федеральным законом от 14. 2022 N 298-ФЗ)

Базовый стандарт профессиональных компетенций работников НИУ ВШЭ – это совокупность минимально необходимых компетенций, деловых качеств, знаний и навыков, которыми должен обладать каждый работник нашего университета вне зависимости от его должности или возложенных на него должностных обязанностей.

Требования базового стандарта делятся на входные требования для лиц, впервые принимаемых на работу, и конкурсные/аттестационные требования для лиц, у которых уже имеются трудовые отношения с НИУ ВШЭ. Входные требования могут использоваться при прохождении конкурсных/аттестационных процедур ранее принятыми работниками. Базовый стандарт не включает специфические профессиональные требования, которые оцениваются отдельно в каждой в профессиональной области.

Для проверки соответствия уровня компетенций, знаний и навыков работников требованиям Базового стандарта будет разработана система тестирования, состоящая из следующих отдельных видов тестов, включающих соответствующие вопросы из всех разделов базового стандарта:

  • Тест для НПР и тьюторов при первом приеме на работу в НИУ ВШЭ
  • Тест для АУП и УВП при первом приеме на работу в НИУ ВШЭ
  • Тест для НПР и тьюторов при первом (после введения базового стандарта) прохождении конкурса
  • Тест для АУП и УВП при первом (после введения базового стандарта) прохождении аттестации

После разработки системы тестирования все желающие смогут получить прямой доступ к ней и проверить текущий уровень своих компетенций.

ВЛАДЕНИЕ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ

Требования к уровню компетенций научно-педагогических работников и тьюторов

Уровень В2 в соответствии с Европейской шкалой оценивания. Умение читать тесты с большой долей самостоятельности, поддержать беседу, выделить основную суть и аргументы за и против в дискуссии или лекции по своей профессиональной тематике, принять в ней участие, подготовить презентацию и отвечать на вопросы, написать текст на профессиональную тему, синтезировать информацию из разных источников, объяснить процедуру, описать детали, выдвинуть и развить аргумент и т.

Требования к уровню компетенций работников, относящихся к категории административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала

Уровень А2 – В1 в соответствии с Европейской шкалой оценивания. Владение языком на этом уровне позволяет понимать простейшие инструкции, поддерживать разговор на повседневные темы, задавать и отвечать на вопросы, понимать простую стандартную речь, читать и понимать простые тексты, сделать простое объявление, написать стандартное письмо и т.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Требования соответствуют базовому уровню:

  • Использование базовых средств электронной коммуникации – электронной почты и программ для аудио/видеосвязи
  • Использование офисной техники – заправка бумаги в принтер, изготовление скана бумажного документа, выбор принтера при печати, изготовление двусторонних копий документов
  • Простое использование текстовых редакторов – способность создать документ и сохранить его в формате pdf
  • Простое использование электронных таблиц Excel, способность создать вычисляемые формулы, использовать фильтры, сортировку, строить графики по табличным данным
  • Простое использование интернет-браузера – открытие страницы в браузере и поиск на ней информации
  • Базовые знания по информационной безопасности – способность противостоять фишингу, социальной инженерии, способность сбросить кэш браузера
  • Использование базовых средств электронной коммуникации – электронной почты и программ для аудио/видеосвязи
  • Использование офисной техники – заправка бумаги в принтер, изготовление скана бумажного документа, выбор принтера при печати, изготовление двусторонних копий документов
  • Простое использование текстовых редакторов – способность создать документ и сохранить его в формате pdf
  • Использование электронных таблиц Excel, способность создать вычисляемые формулы, использовать фильтры, сортировку, строить графики по табличным данным
  • Простое использование интернет-браузера – открытие страницы в браузере и поиск на ней информации
  • Базовые знания по информационной безопасности – способность противостоять фишингу, социальной инженерии, способность сбросить кэш браузера

НАВЫКИ ПОДГОТОВКИ АКАДЕМИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ

Знать и соблюдать принципы, традиции и практики подготовки, публикации и распространения научной информации в своей и смежных дисциплинах, в том числе:

  • Принципы и процедуры рецензирования публикаций, грантовых заявок и т.д., в том числе недопущение конфликта интересов в научной деятельности
  • Принципы академической этики в проведении исследований и подготовке публикаций
  • Понятие и критерии авторства и научного приоритета
  • Основные понятия права интеллектуальной собственности в применении к научной деятельности, в т.ч. порядок размещения электронных версий публикаций на различных ресурсах, допустимость републикации научных работ и заимствований
  • Традиции и принципы структурирования научного текста (аннотация, ключевые слова, ссылочный аппарат и т.д.)
  • Характеристики добросовестности научных изданий, в т.ч. практику применения в НИУ ВШЭ соответствующих списков издательств и журналов

ЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВ­НЫХ АКТОВ И ПРАВИЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИУ ВШЭ

Работник обязан знать следующие основные локальные нормативные акты НИУ ВШЭ (далее – ЛНА НИУ ВШЭ), непосредственно связанные с трудовой деятельностью научно-педагогических работников университета:

  • Правила внутреннего трудового распорядка Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
  • Временное положение об оплате труда работников федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Положение о служебных командировках Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
  • Антикоррупционная политика Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
  • Положение о конференции работников и обучающихся Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Педагогические работники дополнительно обязаны знать:

  • Положение об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
  • Локальных нормативных актов, регулирующих планирование и учет объема учебной нагрузки научно-педагогических работников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2019/2020 учебный год
  • Регламент планирования, утверждения и публикации расписания учебных занятий в НИУ ВШЭ
  • Порядок пользования педагогическими работниками библиотеками и информационными ресурсами, доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики

Научные работники дополнительно обязаны знать:

Работники, не говорящие на русском языке, обязаны ознакомиться с ЛНА НИУ ВШЭ, переведенными на английский язык.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Работник обязан знать и владеть навыками использования интерфейсов Портала, ВЫШКА-bpm, сервисных служб, академических программ, позволяющих подавать заявки, получать консультации, участвовать в конкурсах НИУ ВШЭ, а также – для профессорско-преподавательского состава и тьюторов – использования LMS и РУЗ.

Работник обязан знать и владеть навыками использования интерфейсов Портала, ВЫШКА-bpm, сервисных служб, академических программ, позволяющих подавать заявки, получать консультации, участвовать в конкурсах НИУ ВШЭ.

ПОЛЬЗОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫМИ БАЗАМИ ДАННЫХ

Требования соответствуют продвинутому уровню:

  • Знание и умение пользоваться сайтом библиотеки НИУ ВШЭ
  • Владение электронным каталогом библиотеки, процедурой поиска и заказа издания
  • Представление о контенте (типе документов, данных), содержащихся в электронной подписке библиотеки
  • Знание основных правил использования электронных ресурсов и существующих лицензионных ограничений, условий получения удаленного доступа к электронным библиотечным ресурсам
  • Владение сводным каталогом электронной подписки НИУ ВШЭ, умение найти и открыть требуемую журнал/книгу в электронном виде
  • Знание перечня профильных электронных ресурсов в своей области деятельности из имеющихся в электронной подписке библиотеки
  • Умение составить поисковый запрос, найти и открыть документы в профильных электронных ресурсах
  • Владение системой федеративного поиска по всей электронной подписке библиотеки (дискавери-системой EDS), умение составить поисковый запрос по профильной тематике в EDS
  • Базовое владение системами библиографического поиска
  • Умение корректно внедрять и использовать электронные ресурсы библиотеки в учебном процессе, корректно использовать и ссылаться на них в научных публикациях
  • Знание механизма создания постоянных ссылок на электронные издания, умение пользоваться стандартом DOI

ВЛАДЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАМИ ПОИСКА, РАСПРОСТРА­НЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

  • Проводить поиск научной литературы с использованием соответствующих информационных систем, как общедоступных, так и подписных, релевантных для его предметной области
  • Знать основные формальные характеристики научных публикаций, различия между их стадиями (препринт – труды конференции, постпринт – статья) и типами (статья, глава, рецензия и т.д.)
  • Размещать свои препринты и постпринты как на соответствующих серверах НИУ ВШЭ, так и в общедоступных репозиториях, использование которых принято в соответствующей предметной области (arXiv, RePEc и т.д.)
  • Знать основные метаданные научных публикаций (аффилиация, авторские идентификаторы, сведения о грантовой поддержке, DOI, ISSN) и соблюдать соответствующие правила, закрепленные в ЛНА НИУ ВШЭ (указание аффилиации, внесение публикаций и авторских идентификаторов на личную страницу)
  • Знать базовые понятия прикладной наукометрии (цитирования и самоцитирования, простой поиск и анализ цитирований в Web of Science иили Scopus)

ЗНАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ОЦЕНКИ И ПОДДЕРЖКИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИУ ВШЭ

Работник должен знать механизм работы следующих инструментов:

  • Ежегодная оценка публикационной активности сотрудников (далее – ОПА), включая процедуры внесения и верификации публикаций на личные страницы
  • Академические надбавки
  • Списки журналов, конференций и издательств, используемые в ОПА и надбавках
  • Внутренние конкурсы проектов, а также инструменты и службы поддержки получения и оформления внешних грантов, и контрактов
  • Академический кадровый резерв

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН

Работник способен разработать и разместить в информационных системах НИУ ВШЭ программу по учебной дисциплине, порученной ему как лектору (или ответственному за разработку программы):

  • В соответствии с шаблоном и по процедурам, утвержденным в НИУ ВШЭ
  • В срок и в порядке, предусмотренном ЛНА НИУ ВШЭ
  • В соответствии с решением академического совета образовательной программы, заказавшей учебную дисциплину

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ LEARNING MANAGEMENT SYSTEM

Применяется только для ППС и тьюторов

Уметь пользоваться корпоративной информационной системой – Информационная образовательная среда LMS для поддержки учебного процесса.

Требования к НПР соответствуют продвинутому уровню (включая требования базового уровня):

  • Умение размещать материалы на сайтах дисциплин, использовать файлообменник для передачи файлов обучающимся
  • Умение организовывать сбор выполненных заданий слушателей в установленные сроки
  • Умение проводить тестирования слушателей по дисциплине
  • Умение размещать объявления на сайте дисциплины
  • Умение рассылать уведомления слушателям
  • Умение работать в обязательных модулях системы, обеспечивающих организацию учебного процесса: курсовые работы и выпускные квалификационные работы, проверка на плагиат, загрузка отзывов и др.
  • Умение встраивать в материал интерактивные ссылки на внешние источники информации, включать видеоконтент
  • Умение использовать «журнал оценок» для фиксирования текущей успеваемости слушателей по дисциплине, формировать итоговую оценку

ЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ АКАДЕМИЧЕСКИХ И КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕН­НОСТЕЙ УНИВЕРСИТЕТА

Работник должен быть знаком с академическими и корпоративными ценностями университета, изложенными в следующих ЛНА НИУ ВШЭ:

  • Декларации ценностей ВШЭ
  • Хартии (кодексе этики) работников НИУ ВШЭ
  • Программе развития НИУ ВШЭ до 2030 года
  • Программе повышения конкурентоспособности НИУ ВШЭ
  • Курс «Академические ценности»
  • Декларации ценностей ВШЭ
  • Хартии (кодексе этики) работников НИУ ВШЭ
  • Программе развития НИУ ВШЭ до 2030 года
  • Программе повышения конкурентоспособности НИУ ВШЭ

Развертывание модульной программы повышения квалификации предусматривает, что каждый модуль программы будет соответствовать разделу (блоку) Базового стандарта, и работник сможет выбирать для прохождения обучения только те модули, по тематике которых его компетенции недостаточны.

О ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(в ред. Приказа Минобрнауки РФ N 1430, Минпросвещения РФ N 652 от 18. 2020)

В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 49, ст. 6962), пунктом 1, подпунктом 4. 8 пункта 4 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 26, ст. 3851; 2020, N 16, ст. 2612), и пунктом 1, подпунктом 4. 7 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343; 2020, N 11, ст. 1547), приказываем:

Положение о практической подготовке обучающихся (приложение N 1);

примерную форму договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (приложение N 2).

Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 18 апреля 2013 г. N 291 “Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 июня 2013 г. , регистрационный N 28785);

от 27 ноября 2015 г. N 1383 “Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2015 г. , регистрационный N 40168);

от 18 августа 2016 г. N 1061 “О внесении изменения в Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 291” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 сентября 2016 г. , регистрационный N 43586);

от 15 декабря 2017 г. N 1225 “О внесении изменений в Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. N 1383” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 января 2018 г. , регистрационный N 49637).

Врио Министра науки и высшего образования Российской Федерации А. НАРУКАВНИКОВ

Врио Министра просвещения Российской Федерации Д. ГЛУШКО

УТВЕРЖДЕНО приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 885/390

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Положение о практической подготовке обучающихся устанавливает порядок организации практической подготовки обучающихся (далее – практическая подготовка).

Порядок организации практической подготовки не распространяется на лиц, обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского или фармацевтического образования. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ N 1430, Минпросвещения РФ N 652 от 18. 2020)

Практическая подготовка – форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы <1>.

<1> Пункт 24 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 49, ст. 6962).

Практическая подготовка может быть организована <2>:

<2> Часть 7 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 49, ст. 6962).

1) непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее – образовательная организация), в том числе в структурном подразделении образовательной организации, предназначенном для проведения практической подготовки;

2) в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (далее – профильная организация), в том числе в структурном подразделении профильной организации, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией.

Образовательная деятельность в форме практической подготовки может быть организована при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов образовательных программ, предусмотренных учебным планом.

Реализация компонентов образовательной программы в форме практической подготовки может осуществляться непрерывно либо путем чередования с реализацией иных компонентов образовательной программы в соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом.

Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Виды практики и способы ее проведения определяются образовательной программой, разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом или образовательным стандартом, утвержденным образовательной организацией высшего образования самостоятельно в соответствии с частью 10 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” <3>.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 49, ст. 6962.

Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить практику по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям образовательной программы к проведению практики.

Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

При организации практической подготовки профильные организации создают условия для реализации компонентов образовательной программы, предоставляют оборудование и технические средства обучения в объеме, позволяющем выполнять определенные виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью обучающихся.

При организации практической подготовки обучающиеся и работники образовательной организации обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка профильной организации (образовательной организации, в структурном подразделении которой организуется практическая подготовка), требования охраны труда и техники безопасности.

При наличии в профильной организации или образовательной организации (при организации практической подготовки в образовательной организации) вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к практической подготовке, с обучающимся может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности.

При организации практической подготовки, включающей в себя работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), обучающиеся проходят соответствующие медицинские осмотры (обследования) в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011 г. , регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2013 г. , регистрационный N 28970), от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г. , регистрационный N 35848), приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. N 62н/49н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 марта 2018 г. , регистрационный N 50237), Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 декабря 2019 г. N 1032н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2019 г. , регистрационный N 56976), приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 187н/268н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 мая 2020 г. , регистрационный N 58320), Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 мая 2020 г. N 455н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2020 г. , регистрационный N 58430).

Практическая подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов организуется с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Обеспечение обучающихся проездом к месту организации практической подготовки и обратно, а также проживанием их вне места жительства (места пребывания в период освоения образовательной программы) в указанный период осуществляется образовательной организацией в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.

УТВЕРЖДЕНА приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 885/390

ДОГОВОР О ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЗАКЛЮЧАЕМЫЙ МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, И ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФИЛЮ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

________________”___” __________ 20 ___ г.

именуем___ в дальнейшем “Организация”, в лице _______________________, действующего на основании ___________________________, с одной стороны, и __________________________________________, именуем____ в дальнейшем “Профильная организация”, в лице __________________________________________, действующего на основании __________________________________________, с другой стороны, именуемые по отдельности “Сторона”, а вместе – “Стороны”, заключили настоящий Договор о нижеследующем.

Предмет Договора

Предметом настоящего Договора является организация практической подготовки обучающихся (далее – практическая подготовка).

Образовательная программа (программы), компоненты образовательной программы, при реализации которых организуется практическая подготовка, количество обучающихся, осваивающих соответствующие компоненты образовательной программы, сроки организации практической подготовки, согласуются Сторонами и являются неотъемлемой частью настоящего Договора (приложением 1).

Реализация компонентов образовательной программы, согласованных Сторонами в приложении N 1 к настоящему Договору (далее – компоненты образовательной программы), осуществляется в помещениях Профильной организации, перечень которых согласуется Сторонами и является неотъемлемой частью настоящего Договора (приложение N 2).

Права и обязанности Сторон

1 не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала практической подготовки по каждому компоненту образовательной программы представить в Профильную организацию поименные списки обучающихся, осваивающих соответствующие компоненты образовательной программы посредством практической подготовки;

2 назначить руководителя по практической подготовке от Организации, который:

обеспечивает организацию образовательной деятельности в форме практической подготовки при реализации компонентов образовательной программы;

организует участие обучающихся в выполнении определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

несет ответственность совместно с ответственным работником Профильной организации за реализацию компонентов образовательной программы в форме практической подготовки, за жизнь и здоровье обучающихся и работников Организации, соблюдение ими правил противопожарной безопасности, правил охраны труда, техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов;

3 при смене руководителя по практической подготовке в ________ – _________ дневный срок сообщить об этом Профильной организации;

4 установить виды учебной деятельности, практики и иные компоненты образовательной программы, осваиваемые обучающимися в форме практической подготовки, включая место, продолжительность и период их реализации;

5 направить обучающихся в Профильную организацию для освоения компонентов образовательной программы в форме практической подготовки;

6 _____________________________ (иные обязанности Организации).

Профильная организация обязана:

1 создать условия для реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки, предоставить оборудование и технические средства обучения в объеме, позволяющем выполнять определенные виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью обучающихся;

2 назначить ответственное лицо, соответствующее требованиям трудового законодательства Российской Федерации о допуске к педагогической деятельности, из числа работников Профильной организации, которое обеспечивает организацию реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки со стороны Профильной организации;

3 при смене лица, указанного в пункте 2. 2, в ________ – _________ дневный срок сообщить об этом Организации;

4 обеспечить безопасные условия реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки, выполнение правил противопожарной безопасности, правил охраны труда, техники безопасности и санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов;

5 проводить оценку условий труда на рабочих местах, используемых при реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки, и сообщать руководителю Организации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

6 ознакомить обучающихся с правилами внутреннего трудового распорядка Профильной организации,

(указываются иные локальные нормативные акты Профильной организации)

7 провести инструктаж обучающихся по охране труда и технике безопасности и осуществлять надзор за соблюдением обучающимися правил техники безопасности;

8 предоставить обучающимся и руководителю по практической подготовке от Организации возможность пользоваться помещениями Профильной организации, согласованными Сторонами (приложение N 2 к настоящему Договору), а также находящимися в них оборудованием и техническими средствами обучения;

9 обо всех случаях нарушения обучающимися правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности сообщить руководителю по практической подготовке от Организации;

10 ______________________ (иные обязанности Профильной организации).

Организация имеет право:

1 осуществлять контроль соответствия условий реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки требованиям настоящего Договора;

2 запрашивать информацию об организации практической подготовки, в том числе о качестве и объеме выполненных обучающимися работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

3 _______________________ (иные права Организации).

Профильная организация имеет право:

1 требовать от обучающихся соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности, режима конфиденциальности, принятого в Профильной организации, предпринимать необходимые действия, направленные на предотвращение ситуации, способствующей разглашению конфиденциальной информации;

2 в случае установления факта нарушения обучающимися своих обязанностей в период организации практической подготовки, режима конфиденциальности приостановить реализацию компонентов образовательной программы в форме практической подготовки в отношении конкретного обучающегося;

3 _______________________ (иные права Профильной организации).

Срок действия договора

Настоящий Договор вступает в силу после его подписания и действует до полного исполнения Сторонами обязательств.

Заключительные положения

Все споры, возникающие между Сторонами по настоящему Договору, разрешаются Сторонами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Изменение настоящего Договора осуществляется по соглашению Сторон в письменной форме в виде дополнительных соглашений к настоящему Договору, которые являются его неотъемлемой частью.

Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из Сторон. Все экземпляры имеют одинаковую юридическую силу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *