Повышение квалификации профессиональных кадров

Ольга Иванова
Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ как ресурс повышения качества образования

Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ как ресурс повышения качества дошкольного образования (из опыта работы МБДОУ

«Детский сад №79 г. Йошкар-Олы «Золотой колосок»)

Согласно проекту Федерального государственного образовательного стандарта дошкольное учреждение является первой ступенью образования, а повышение его качества является приоритетной задачей модернизации образовательной системы.

Ни для кого не секрет, что качество образования напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов. Именно от профессионализма педагогов напрямую зависит уровень развития детей, их готовность к обучению в школе и к жизни. Поэтому создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов является одним из главных ресурсов обеспечения и развития качества дошкольного образования.

Работу по повышению профессиональной компетентности педагогов мы начали с изучения и анализа профессионального уровня педагогов, их потребностей, мотивов деятельности.

Одним из главных условий для формирования профессиональной компетенции педагогов является мотивация к самореализации, и профессиональному росту. Мы стремимся сформировать у педагога устойчивую мотивацию в постоянном профессиональном саморазвитии, приобретении новых знаний и профессиональных умений

Следующим необходимым условием для повышения профессиональной компетенции педагога является его психологическая поддержка. Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом. В нашем учреждении этому способствуют групповые и индивидуальные консультации, семинары, тренинги.

Следующим важным условием для повышения профессиональной компетентности педагогов является кадровое обеспечение. Эффективной работе нашего дошкольного учреждения способствует профессиональный педагогический коллектив, который работает в тесном сотрудничестве (музыкальный руководитель, учитель-дефектолог, инструктор по физкультуре, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, старший воспитатель, заведующий).

Важным этапом в работе с кадрами является методическая работа по совершенствованию педагогического мастерства, которая осуществляется в нескольких направлениях. Это:

• повышение квалификации педагогов в рамках курсовой подготовки;

• повышение квалификации педагогов в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары-практикумы, индивидуальные беседы, консультации, мастер-классы, круглые столы, с целью оказания методической помощи;

• аттестация педагогов

• тематический контроль, открытые просмотры, взаимопосещения педагогов, конкурсы детского творчества и педагогического мастерства мы проводим смотры, конкурсы педагогических проектов («Ветер-невидимка», «Юные исследователи», «Никто не забыт, ничто не забыто!» и др. , которые способствуют сплочению педагогического коллектива, совершенствованию педагогической компетентности;

• используем в практике тематические недели («Сказочные вечера», «Неделя вежливости», «Выставочная неделя» – кружковая работа и др

• с прошлого года у нас в ДОУ функционируют творческие мини-группы, с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы. Всего мы организовали пять творческих групп: коммуникативно-личностного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физкультурно-оздоровительного направлений. Каждая творческая группа объединяет педагогов, имеющих достаточно высокую квалификацию в данной области.

• уже несколько лет работает «Школа начинающего воспитателя», где опытные педагоги проводят консультации, мастер-классы, семинары для начинающих воспитателей по совершенствованию педагогического мастерства;

• регулярно организуем методические выставки по разным направлениям, проводим анкетирование педагогов.

• большое внимание уделяем самообразованию педагогов. Для этого мы выписываем периодические издания с практическим и теоретическим материалом и приобретаем новинки методической литературы.

Следующим важным условием для повышения профессиональной компетенции педагогов является комплексное учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Воспитательно-образовательный процесс нашего детского сада построен на основе реализации «Основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения» в соответствии с программой «От рождения до школы» под ред. Вераксы, Т. Комаровой, М. Васильевой, в сочетании с парциальными программами: «Музыкальные шедевры» под ред. Радыновой, «Театр-творчество-дети» Сорокина В. , «Наш дом-природа» Рыжова Н. , «Старт» Яковлева Л. , «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н. , Князева Н. , Стеркина Р. , «Введение в школьную жизнь» Программа подготовки детей к школе Цукерман Г. , «Удивляюсь, боюсь, злюсь и радуюсь» Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста. Крюкова С. , Слободяник Н. , использование которых дает педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми.

Не менее важным фактором для повышения профессиональной компетенции педагогов является организация в ДОУ дополнительного образования.

В нашем детском саду функционируют несколько кружков на платной и бесплатной основе:

«Дружная компания» (театральный);

«Умелые ручки» (соленое тесто);

«Юные экологи» (экспериментальная деятельность);

«Мастерская чудес» (оригами);

«Семь гномов» (рисование);

«Smile» (изучение английского языка);

Эффективность работы по повышению качества образования зависит от организации плодотворного сотрудничества с семьей

Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому наше взаимодействие с ними происходит с учетом их интересов и запросов.

Следующим важным условием по повышению компетенции педагогов является сотрудничество и координация работы с социумом.

Коллектив детского сада тесно сотрудничает с различными учреждениями и организациями. В результате сотрудничества ДОУ с социальными партнерами создана атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между социумом и детским садом, родителями, педагогами и детьми, создана благоприятная эмоциональная атмосфера для роста профессионального мастерства всех специалистов ДОУ. Кроме этого социальное партнерство поднимает статус учреждения, что является одной из важных целей ФГОС.

Наши воспитанники ежегодно принимают участие в городских, республиканских и всероссийских конкурсах и фестивалях («Мир сказок», «День Победы», «Природа и мы», «Красный сарафан» и др.

Благодаря систематизированному комплексу мероприятий по созданию условий для повышения профессиональной компетентности педагогов, повысился профессиональный уровень педагогического коллектива.

Подводя итоги 2018-2019 учебного года, мы провели повторный педагогический мониторинг по методикам, упомянутым ранее. По результатам обследования выяснилось, что наблюдается положительная динамика. Данные диагностики подтвердили эффективность нашей работы.

Таким образом, созданная нами система работы по созданию условий для повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ эффективно способствует повышению мастерства педагогов, их самообразованию, самореализации, полностью раскрывает творческие возможности педагога как личности.

Сегодня в сложных условиях работы в ДОУ очень важно, чтобы вся команда педагогов работала слаженно и творчески. Только таким образом можно повысить качество дошкольного образования, которое существенно повлияет на развитие успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности детского сада в целом.

Наталья Амельченко
Методический проект «Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС»

Паспорт проекта :

По содержанию: психолого-педагогический;

По времени проведения: долгосрочный.

Участники проекта : администрация, педагоги, специалисты ДОУ.

Аннотация проекта :

Проект долгосрочный, рассчитан на 2014-2015 учебный год и направлен на педагогов ДОУ. В ходе проекта педагоги уточнят нормативно-правовые документы по проблеме внедрения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов, смогут определить уровень своих знаний и умений по данной проблеме с помощью анкетирования и самоанализа, а также пополнят знания через различные формы методической работы, а именно: консультации, семинары-практикумы, открытые мероприятия, мастер-классы, педсовет и др.

С 01. 2014 года вступает в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 2013 г. N 1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”.

Педагоги должны познакомиться с нормативными документами и переосмыслить собственную деятельность: принять новую позицию, овладеть новыми видами деятельности при построении образовательного процесса. Важно показать педагогам, что ФГОС – по сути, является введением новых стандартов дошкольного образования, что всё это происходит в русле стандартизации общего образования. Всё новое сначала вызывает отторжение и трудно воспринимается педагогами, поэтому возникла необходимость в определении задач по созданию условий для повышения профессиональной подготовки педагогов в условиях введения и реализации ФГОС.

Основной целью методической работы будет являться обеспечение эффективного методического сопровождения по внедрению и реализации ФГОС. Ключевым направлением в сопровождении внедрения и реализации ФГОС на данном этапе является повышение профессиональной компетентности педагогов.

Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении требует модернизации не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.

Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности. Важность проблемы столь велика, что педагог должен принять очень ответственное решение о переводе своей деятельности в режим саморазвития, и этому педагогов надо учить. Для того чтобы научить педагогов анализировать и оценивать свои профессиональные качества, развить у них мотивацию к профессиональному росту, вывести каждого педагогического работника на высокий уровень, необходимо разработать в нашем ДОУ условия становления и профессионального роста педагогов.

Целью данного проекта является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, создание условий для их развития.

Изучить состояние развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в педагогической практике.

Способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов с помощью эффективных форм методической работы.

Повышать профессиональные компетентности педагогов ДОУ с учётом внутренних ресурсов и возможностей.

Обеспечить теоретическую, методическую и психологическую поддержку педагогов.

Назначение проекта : определение тактического плана действий по повышению профессионального мастерства педагогов в условиях внедрения и реализации ФГОС.

Этапы проекта :

1-й подготовительный: обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, постановка цели и задач, разработка плана обучения педагогов по вопросам введения в действие федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования по развитию профессиональной компетентности педагогов, подбор средств реализации проекта.

2-й основной: проведение активной методической работы по развитию профессиональной компетентности педагогов.

3-й обобщающий этап: анализ достижения поставленной цели и полученных результатов; оценка результатов работы всех участников проекта; обработка и оформление всех материалов, обобщение результатов инновационной деятельности.

Обеспечение проектной деятельности.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 2012 № 273-ФЗ

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17. 2013 г;

Использование информационно-коммуникативных технологий.

Опросно – анкетный материал по данной проблеме;

Отчетно-аналитический материал.

Предполагаемый результат реализации проекта :

При соблюдении всех условий, заложенных в данном проекте, прогнозируем повышение качества дошкольного образования в ДОУ в переходный период в соответствии с условиями ФГОС.

Повышение профессиональной компетентности педагогов, наличие определённых знаний, желание внедрять их в практику работы.

Проект обеспечит выход на развитие интегративных качеств дошкольника через организацию новой модели образовательной деятельности в соответствии с условиями ФГОС.

Внедрение проектной технологии.

Изменение позиции педагогов к инновационной деятельности.

Этапы реализации проекта :

Цель: изучение сформированности профессиональных компетенций и готовности к внедрению и реализации ФГОС педагогов ДОУ, развитие у них адекватного представления о собственной профессиональной деятельности, совершенствование аналитических умений педагогов (анкетирование педагогов, изучение нормативной базы, анализ условий реализации).

Цель: работа по раскрытию перед педагогами новых возможностей самореализации, повышающих их ценность как профессионалов, способствовать созданию условий для работы в инновационном режиме.

План обучения педагогов по вопросам введения в действие ФГОС ДО

в течение года

Оказание методической помощи педагогам в виде консультаций :

«Знакомство с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 2013 №1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”;

«Нормативно – правовое обеспечение введения ФГОС ДО»;

«Новые подходы к планированию воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС»;

«Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС».

«Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования»

«Требования к условиям реализации ООП дошкольного образования».

Требования к результатам освоения ООП дошкольного образования»

О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях.

Просмотр презентации «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: структура и содержание».

Оформление информационного стенда для педагогов «Изучаем ФГОС ДО» и родителей «Родителям о ФГОС ДО».

Оказание практической и теоретической помощи в подготовке и проведении образовательной деятельности (посещение ОД у опытных педагогов, обсуждение, просмотр ОД у молодых педагогов).

Участие педагогов ДОУ в конкурсах образовательной системы разного уровня.

Теоретический семинар «Перестройка образовательного процесса в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования»

Работа с начинающими воспитателями: оказание методической помощи при становлении, посещение режимных моментов, образовательной деятельности, мероприятий.

Изучение профессиональной компетентности педагогов (анкетирование)

Круглый стол «Изучение и сравнительный анализ ФГТ и ФГОС ДО».

Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам введения ФГОС ДО через систему внутреннего обучения (индивидуальные консультации).

Презентация «Требования к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС ДО».

Теоретический семинар «Интеграция и реализация образовательных областей по ФГОС».

Консультирование родителей «Законодательное обеспечение системы дошкольного образования на современном этапе».

Постоянно действующий семинар «Изучаем и работаем по ФГОС ДО».

Педагогический час «Принципы построение предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ с учетом современных требований ФГОС ДО»

Консультация психолога «Психолого-педагогическое сопровождение организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС».

Оказание индивидуальной помощи педагогам по вопросам планирования.

Круглый стол «Целевые ориентиры дошкольного образования».

Презентация «Нормативно-правовые аспекты разработки ОО ООП ДО».

Обсуждение целевого раздела ООП ДО.

Постоянно действующий семинар-практикум «Изучаем и работаем по ФГОС ДО».

Обсуждение содержательного раздела ООП ДО.

Ознакомление с коррекционно-развивающей работой в группе комбинированной направленности».

Обсуждение вариативной части ООП ДО.

Участие в работе МО на базе Болотнинского п/к.

Обсуждение организационного раздела ООП ДО.

Консультация по проведению мониторинга образовательного процесса.

Семинар «Создание психологического комфорта в группах детского сада».

Обобщение опыта введения и реализации ФГОС ДО педагогическим коллективом учреждения на районном уровне.

Неделя профессионального мастерства (открытый просмотр интегрированного занятия в подготовительной группе совместно с логопедом).

Семинар-практикум «Работаем по ФГОС»

Мониторинг уровня знаний педагогов требований ФГОС ДО (анкетирование)

Наталья Гончаренко
Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО

Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО»

Приоритетным направлением в своей работе считаю создание условий для повышения профессиональных компетенций педагогических работников в современных условиях модернизации содержания образования.

Образовательная стратегия закона «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО ориентируют дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций, что, в свою очередь, провоцирует возникновение такого стратегического направления работы с педагогическими кадрами, как непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов, являющегося одним из условий качества обучения и воспитания дошкольников.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие требования к профессиональной компетентности педагогов

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года

– ст. 47 указаны академические права и свободы педагогических работников.

– ст. 48 указаны обязанности и ответственность педагогических работников

Единый квалификационный справочник должностей руководителей специалистов и служащих (ЕКС). Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Раздел утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 №761н

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. № 1155

– Согласно п. ФГОС ДО педагогические работники должны «обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей»

– В пункте 3. ФГОСДО перечисляются условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

«Профессиональный стандарт педагога» утвержден приказом Министерства труда России от 18 октября 2013 года № 544н.

Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОО, работающего в режиме развития. На первый план сегодня выходят личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя.

Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе рост профессиональной компетентности педагога.

Качество дошкольного образования напрямую зависит от качества квалификации воспитателей, их компетентности.

Поэтому сегодня требования к педагогическим работникам не ограничиваются стажем работы и дипломом об образовании. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.

Подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог – психолог, педагог – технолог. (схема)

Я считаю, что систематическая взаимодействие с педагогами ДОО в условиях образовательного учреждения по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень. Я убеждена, что особенностью методической деятельности на современном этапе является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск.

Поэтому выбранная мною работа по теме: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО»- является актуальной.

Основная цель моей деятельности: «Создание условий для совершенствования и развития профессиональных компетенций педагогов».

Для достижения цели поставила следующие задачи:

Создать модель сопровождения для повышения профессиональных компетенций педагогов.

Создать условия для педагогов ДОО по овладению инновационными методиками, технологиями и внедрение их в педагогическую деятельность.

Оказание методической помощи педагогам в развитии профессиональной компетентности через различные формы методической работы.

Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов

Внедрение новых форм общения и распространение опыта работы: создание творческих групп.

Перед с планированием методическую работу по повышению профессионализма и качества работы воспитателей, проведен анализ кадрового обеспечения ДОО. Анализ показал, что:

33% – имеют среднее – специальное образование,

67% – высшее педагогов;

имеют стаж менее 5 лет – 2 чел. /16,6%,;

от 5 до 10 лет – 3 /25%;

до 20 лет – 3 /25%;

более 20 лет – 4/33,4%,

наличие первой. категории у 8 /67%

соответствие занимаемой должности 4/33% педагогов. (таблица)

Для целостного представления о возможных путях, способах формирования профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений мною были рассмотрены ключевые понятия: профессиональная компетентность и профессионализм.

С целью получения объективной информации, об уровне профессиональной компетентности педагогов нашего ДОО, я использовала шкалу профессиональной компетентности, разработанную на основе исследований Е. Ноздриной.

Источниками информации для нее были выбраны целенаправленное наблюдение за деятельностью воспитателей и специалистов ДОО, а так же метод анкетирования. (таблица)

Полученные данные показали, что в образовательном процессе педагоги предпочитают совмещать новые и традиционные методы и формы работы, так как недостаточно ориентируются в современных технологиях, приемах организации своей деятельности. При этом потребность в методической помощи высказали большинство педагогов : 75 % хотели бы получить помощь при возникновении проблем.

Сами педагоги готовы делиться накопленным опытом, однако не стремятся выйти за пределы коллектива своей группы.

Распределение педагогов по уровням профессиональной компетентности оказалось следующим : 41,6 % имеют низкий уровень, 33,4 %- средний и 25 %- высокий.

Полученные данные привели к необходимости поиска соответствующих условий, форм и методов повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Исходя из данных результатов и поставленных задач, наиболее эффективным представилось создание и реализация в ДОО модели методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров.

Чтобы методическая помощь оказалась эффективной мною был проанализирован образовательный статус, возрастной показатель и уровень квалификации педагогов. В результате которого была проведена дифференциация всего педагогического коллектива на группы. Таким образом, в ДОО было выделено 4 группы и определены формы работы. (таблица)

Для реализации поставленной цели разработала модель повышения профессиональной компетентности. Ее структура включает в себя:

Создание материально – технической базы.

Диагностика профессиональной компетентности педагогов.

Разработка плана прохождения курсов по повышению квалификации.

Разработка плана самообразования педагогов.

Организация мероприятий, направленных на теоретическую подготовку воспитателей.

Оказание методической помощи педагогам на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категории).

Организация мероприятий, направленных на реализацию ФГОС ДО.

Внедрение мероприятий, направленных на повышение ценностного отношения к профессии.

Овладение информационно – коммуникативными технологиями.

Использование активных методов в разных формах методической работы.

Внедрение мероприятий, направленных на освоение педагогами инновационными педагогическими технологиями.

Включение педагогов в творческий поиск.

Мониторинг по реализации ООПДОО и мониторинг педагогических кадров.

При организации методической поддержки педагогов использую в работе разнообразные методы, формы и приемы работы.

Распределение форм и методов (таблица)

Ведущими формами стали: семинары, семинары- практикумы, мастер-классы, творческие отчеты. Коллективные просмотры педагогической деятельности, наблюдение воспитательно-образовательного процесса, опросные методы (беседы, тестирование). Данные формы позволяют включить всех педагогов в непосредственное участие в творческой деятельности и добиваться результатов в повышении квалификации педагогических кадров.

Эффективной формой повышения профессиональной компетенции педагогов является работа творческой группы. Это Группа педагогов, которые заинтересованы во взаимном творчестве по изучению, разработке, обобщению материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми, где разрабатывают и внедряют педагогические и исследовательские проекты.

В течение реализации модели по повышению профессиональной компетентности педагогов мною были подготовлены и проведены мероприятия по формированию готовности педагогов к инновационной деятельности, созданию условий, необходимых для теоретического и практического осмысления опыта перед педагогами ДОО.

Проведены консультации и презентации:

– «Метод проектов в образовательной работе детского сада»,

– «Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»,

– «Организация исследовательской деятельности дошкольников как средство реализации ФГОС»

– “Инновационные технологии”

Такой подход учит педагогов выделять новое в работе, анализировать имеющийся опыт, условия, осознанно подходить к выбору методической темы. В процессе такой работы был освоен и внедрен в практику метод проектов. На заседании Педагогического Совета 2017 года педагоги ДОО защищали реализованные в группах проекты, учились выступать публично.

Для организации образовательного процесса в современных условиях модернизации педагоги были обеспечены необходимой информацией о новинках методической литературы, об основных направлениях развития сферы дошкольного образования.

Для педагогов проводились

-консультации: «ФГОС – основа модернизации дошкольного образования»;

«Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии ДОО в рамках реализации ФГОС ДО»;

«Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности (ННОД) в соответствии с ФГОС ДО»;

«Организация предметно – пространственной развивающей среды ДОО с учетом требований ФГОС»;

семинар- практикум: «Обучение педагогов работе на компьютере»;

«Ведение рабочих программ в ДОО»;

Одним из факторов повышения профессиональной компетенции является самообразование педагогов.

С целью методической помощи педагогам в процессе самообразования была проведена консультация «Организация самообразования», где мы рассмотрели вопрос организации самообразования, оформление портфолио, сбор информации и его систематизация, так же были проведены индивидуальные консультации. Педагоги в течении года проводят работу по определенным педагогическим или методическим проблемам таким как: «Развитие художественно-творческой активности, воображения, ассоциативного мышления»,

«Организация предметно игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста»,

«Влияние развитие мелкой моторики рук на речь ребенка дошкольного возраста»,

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Социокультурное развитие»,

«Развитие творческого воображения у дошкольников», выявленными в результате педагогического самоанализа и осознанными в качестве необходимой для глубокого изучения.

Реализуется постоянно действующий семинар по реализации ФГОС ДО. Разработана и внедрена основная образовательная программа, рабочие программы специалистов и воспитателей.

Педагоги ДОО владеют ИКТ технологиями, методом проектирования, опытно – экспериментальной деятельностью, участвуют в дистанционных формах обучения, распространяют и обобщают свой опыт в интернет – пространстве.

В процессе самообразования педагоги повышают свое мастерство в ходе прохождения курсов повышения квалификации, основанные как на бюджетной так и на платной основе.

Первоочередной задачей для более углубленной теоретической подготовки педагогических кадров стало своевременное повышение квалификации, основанные как на бюджетной так и на платной основе.

После возвращения с курсовой подготовки каждый педагог в разных формах методической работы знакомил коллектив с новинками науки и практики в виде мини отчетов.

Данные мини – отчеты обуславливают

-понимание важности пополнения педагогических знаний;

-побуждают других педагогов своевременно получить курсовую подготовку;

-оказывают информационную, консультативную помощь;

-обогащают опыт работы;

-дают возможность пережить радость успеха публичного выступления, умение вступать в диалог, дискутировать;

-помогают организовать взаимообучение.

Еще одна из форм методической работы это организация смотров – конкурсов, которые планируются относительно задач годового плана работы. Педагоги детского сада принимали участие конкурсах, что способствует активизации работы педагогов по внедрению в работу новых технологий, выявление положительного опыта, развитию творческого потенциала, развитию режиссерских умений и навыков, стимулирование творческого поиска. В нашем ДОО прошли смотры – конкурсы «Создание развивающей среды», «Лучший физкультурный уголок», «В гостях у сказки», «Лучшей цветник».

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод:

Педагоги профессионально развиваются, у них ярко выражен интерес к инновациям, они возглавляют работу творческих групп, распространяют обобщают свой опыт в ДОО, участвуют в дистанционных конкурсах.

Модель повышения профессиональной компетентности является эффективной. За последний год 75 % педагогических работников повысили уровень теоретической подготовки.

По результатам повторного исследования по шкале профессиональной компетентности педагогов – 25 % имеют низкий уровень (молодые педагоги, вновь пришедшие, 50 % – средний уровень и 25% -высокий.

По итогам мониторинга у дошкольников наблюдаются положительные тенденции в освоении основной образовательной программы. Воспитанники ДОУ являются участниками конкурсов.

Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.

Необходимо проводить методическую работу с педагогами, чтобы они соответствовали компетентностной модели современного воспитателя.

Волобуева Л. , Миренко И. Активные методы обучения в методической работе ДОУ

Чеменева А. , Вербовская Е. , Попова В. «Компетентностная модель современного педагога ДОО в контексте реализации ФГОС ДО», Журнал «Нижегородское образование» № 3. 2015, с. 109-116

Тимофеева Л. «Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ». Учебно-методическое пособие. Выпуск 1. «Компетентностный подход в дошкольном образовании», М. , «Педагогическое общество России», 2013

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» называет ряд приоритетных направлений, одним из которых является совершенствование учительского корпуса. Новая школа требует сегодня нового учителя. Современному педагогу становится необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой. Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней). Инновационная деятельность педагога. Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Аттестация педагогов, повышение квалификацииРазвитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами. Данные направления реализует методическая служба школы, в состав которой входит: педагогический совет, методический совет, школьные методические объединения, служба информационного обеспечения школы, социально-психологическая служба. Нормативно-правовой базой, обеспечивающей работу школьной методической службы, являются внутренние локальные акты школы. Методический совет школы – коллективный общественный орган, координирующий деятельность различных служб и подразделений школы, школьных методических объединений, проблемных групп, направленную на развитие и совершенствование образовательного пространства в школе. Функции, которые выполняет методический совет, это:Аналитическая (состоит в изучении профессиональной культуры педагога, его умений работать с классом, отдельными учащимися, его владение профессиональным языком, методикой организации и проведения урока, диагностике результатов деятельности педагога)Консультативная (состоит в оказании аналитической, практической, консультативной и иной помощи структурным подразделениям в разработке и внедрении инновационных форм работы; в обобщении опыта работы педагогов школы)Организационная (состоит в организации и проведение методических, предметных недель, в организации работы творческих и проблемных групп педагогов, в организации работы с молодыми педагогами)Основные пути развития профессиональнойАктивное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер – классов. Владение современными образовательными технологиями. Овладение информационно – коммуникативными технологиями. Участие в конкурсах, исследовательских работах. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Урок является основным показателем профессионализма преподавателя. С целью повышения методической компетенции учителя в школе проводятся открытые урока, взаимопосещение уроков, на которых демонстрируется опыт учителя. Анализ и самоанализ урока помогает педагогу определить сильные и слабые стороны своих уроков, позволяет достичь улучшения качества урока. Поэтому в школе создан банк анализа посещенных уроков. обеспечение оптимального вхождения педагогов в систему ценностей современного оборудования,принятие идеологии ГОС общего образования,овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ГОС. Качество образовательного процесса зависит от профессионализма, творческого подхода к своей деятельности. Задачами управленческой деятельности по повышению профессионального мастерства педагогов являются:анализ полученной информации;регулирование управления развития профессиональной компетентности учителя. С введением ФГОС, апробируются новые педагогические нормы, педагог должен быть исследователем, изучающим эффективность применения педагогической и методической компетенции учителя его профессиональное мастерство, которое определяет развитие и формирование личности учащегося. Методическая работа представляет собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией, методическими объединениями, педагогами в целях овладения методами и приемами учебно – воспитательной работы, творческого применения их на учебных, факультативных занятиях, во внеклассной работе. В создании системы методической работы важную роль играет диагностика. Следующий важный момент в методической работе – организация методической учебы, цель которой – информационное и методическое сопровождение. Согласитесь, что этот собирательный портрет учителя-профессионала полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики, Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям. Этому в полной мере способствует стабильность педагогического коллектива, высокий уровень квалификации кадров, эффективная управленческая поддержка инновационных процессов в школе, достаточная теоретическая и практическая подготовка педагогов школы по вопросам инновационной деятельности. Тем не менее, сегодня управленческая команда должна успешно решить и следующие задачи:
– создать систему мотивации и стимулирования участников инновационных процессов;
– обеспечить эффективное методическое сопровождение деятельности педагогов, внедряющих инновации. Самообразование – главный и наиболее доступный источник знаний. До недавнего времени педагоги разрабатывали план работы над темой самообразования. Выбор темы основывался на оценке деятельности педагога, видении каждым своих личностных и профессиональных проблем, умении корректно формулировать цели и последовательно их решать, умении проектировать и контролировать свою деятельность. Но план отражал лишь одну сторону работы учителя. Возникла необходимость в разработке индивидуального плана профессионального развития педагога, который имеет более широкую структуру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *