Повышение профессиональной компетенции молодых педагогов

ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

В современных условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта возрастает потребность педагога в саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации в творчестве. Профессиональное мастерство – это сложное комплексное образование, присущее личности педагога, формирующееся постепенно под воздействием разных факторов. Исходя из этого, главной задачей руководителя является создание возможных факторов повышения мастерства педагогов, одним из которых является конкурсное движение.

В настоящее время конкурсы стали неотъемлемой частью жизнедеятельности образовательных организаций и представляют собой компонент научно-методической работы, организованной на повышение профессионального мастерства педагогов. Они играют важную роль в стимулировании творческого и профессионального роста, помогают каждому педагогу обобщить опыт, изучить эффективность своей педагогической деятельности.

Конкурсное движение решает следующие задачи:

– выявляет лучших педагогов;

– оценивает профессионализм участников;

– способствует поддержке и поощрению лучший педагогов;

– создает условия для обмена опытом и распространения идей по обновлению содержания и технологии профессиональной деятельности педагогических работников.

Участие в конкурсах — это не только профессиональный рост для педагога, но и интеллектуальный рост его воспитанников. Но, несмотря на это администрация учреждения сталкивается с некоторыми проблемами, такими как пассивность и сопротивление педагогов к участию в конкурсе, внутренней неготовностью педагогов к самопрезентации, отсутствие ситуации, когда у педагогов появляется потребность к участию в конкурсах. Как привлечь и замотивировать педагога к участию в конкурсной деятельности? Для педагогов участие в конкурсах – это дополнительные умственные, физические и психологические нагрузки.

Мотивация педагогов – это система, выстроенная методической службой, администрацией учреждения, которая приводит педагога к успеху. Система мотивации может быть создана следующим образом:

Система поощрения за высокие результаты

Присвоение особого статуса успешным педагогам

Информирование всего коллектива о позитивных результатах

Визуальное воплощение рейтинга (доска почета)

Формирование определенного мнения о самом процессе конкурса.

Одним из способов мотивации является поддержка педагога, оказание ему содействия со стороны администрации и методической службы дошкольного учреждения, что позволяет педагогу поверить в свои силы, перебороть робость и неуверенность в себе. Эти способы могут включать в себя:

психологические тренинги направленные на повышение уверенности в себе, повышение стрессоустойчивости.

При подготовке педагога к конкурсу формируется коммуникативная компетентность, которая заключается в умении находить нужную информацию, передавать еѐ, способности наладить диалог с коллегами.

В нашем дошкольном учреждении конкурсам придается особое значение. Так в течении года на базе учреждения проводятся различные смотры-конкурсы, заданные годовыми задачами, что помогает не только опытным педагогам, но и молодым специалистам выйти на более высокий уровень профессионального мастерства. Участие в подобных конкурсах способствует изучению и освоению педагогического опыта, получению оценки собственной деятельности, способствует созданию имиджа учреждения в педагогическом сообществе в условиях существующей здоровой конкуренции. Разрабатывая смотры и конкурсы, мы стараемся ставить педагогов в позицию исследователя, затрагиваем те вопросы, в которых они испытывают трудности, тем самым мотивируя их на преодоление собственных затруднений, повышаем потребность в самосовершенствовании.

Педагоги, претендующие на победу, должны иметь не только энциклопедические знания, но и владеть современными методиками и способностями передавать свой опыт. Поэтому в процессе конкурсной деятельности они систематизируют материалы о собственном педагогическом опыте. Для многих педагогов это является началом в дальнейшей научной работе.

Также педагоги нашего учреждения принимают участие в дистанционных конкурсах, благодаря которым педагоги учатся грамотно использовать ресурсы сети «Интернет», осознают, что сфера их деятельности представляет собой открытое образовательное пространство, где они могут поделиться опытом с другими педагогами.

В таких условиях приходится задействовать все творческие резервы личности, кто-то раскрывает свой дополнительный творческий потенциал, который меняет жизнь и открывает новые горизонты. Трансляция своего педагогического опыта в различных формах на конкурсах является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию педагогов без отрыва от воспитательно-образовательного процесса, стимулирующей развитие навыков педагогической рефлексии и презентационных умений.

Исходя из этого роль старшего воспитателя состоит в формировании положительной мотивации педагогов к участию в конкурсной деятельности, обеспечении условия для творческого развития. Участие в профессиональном конкурсном движении для педагогов, является неотъемлемой частью нашей основной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что одним из показателей высокого качества труда является результативность педагога в конкурсном движении. Для того чтобы конкурсное движение развивалось, необходимо поддерживать педагогов, которые во многом определяют перспективы, стремятся к новым достижениям и доказывают это реальными делами и результатами. Педагоги не должны останавливаться на достигнутом, должны чувствовать в себе силы и желание двигаться вперед, к новым победам.

Изначально вынужденная работа в конечном итоге приносит удовлетворение и понимание того, что накоплен педагогический опыт, намечены пути для дальнейшего развития.

Рост профессионального мастерства, развитие творческого потенциала педагога становится эффективнее, если педагог-конкурсант выносит на всеобщее обсуждение свою концепцию (или систему работы), программу, методы, способы, технологию и получает рекомендации коллег или экспертов. Многие из педагогов именно после конкурса становятся авторами статей в научно-методических журналах.

Якуш Ольга
Повышение профессиональной компетенции начинающих педагогов с элементами тренинга

Целевая группа: молодые педагоги детских садов

Продолжительность занятия: 50 минут

Оборудование, оснащение: бумага формата А3, А4, цветная самоклеющаяся бумага разных цветов (5цветов, бейджи с буквами А, И, Я, ХА, М для педагогов, набор для каждого педагога : ножницы, бумага, клей, фломастеры, карандаши, кисточки, краски, цветные стикеры (5 цветов) для каждого участника.

Форма занятия: занятие с элементами психологического тренинга.

Используемые методы: метод словесного изложения, метод демонстрации, репродуктивный метод, беседа, метод упражнений, метод эмоционального стимулирования, метод работы под руководством, метод рефлексии.

Используемые приемы: интонационное выделение важных моментов изложения, подробное резюмирование каждого отдельного этапа деятельности, наводящие вопросы, побуждающие к актуализации знаний, жизненного опыта, прием обращения к мыслям, чувствам и действиям, прием использования метафор, прием саморефлексии, прием обратной связи.

Цель – стабилизация психоэмоционального благополучия молодых педагогов

– повышать профессиональную компетенцию в деятельности начинающих педагогов;

– повышать психологическую готовность начинающих педагогов к принятию профессиональной деятельности;

– углублять знания о способах и приёмах сохранения психологического здоровья, обучать снятию эмоционального напряжения;

– способствовать развитию профессионально значимых качеств личности педагогов, навыков самопознания и рефлексии;

– формировать внутреннюю позицию успешного педагога у молодых специалистов.

План занятия.

Организационный момент.

Вводное слово.

Всем раздаются бейджики ( у каждого участника бейдж с определенной буквой: А, И, Я, ХА, М). Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на необычной выставке, которая проходит в белгородском художественном музее и посвящена молодым педагогам города Белгорода. В чем заключается её необычность, я расскажу позже, а пока предлагаю ответить на вопрос, – что сегодня у вас было хорошего (обсуждение)

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие способности устанавливать эмоциональный контакт.

А теперь я расскажу, в чем заключается необычность выставки. На данной выставке вы сможете увидеть картины не только опытных педагогов, но и сами сможете принять участие в создании шедевров. Обратите внимание на эту картину (на картине очертание «состаренного» пейзажа). Автор картины пытался выразить свои трудности на начальном этапе своей профессиональной деятельности. Как Вы считаете, с какими трудностями столкнулся автор картины (обсуждение).

Выбрав профессию педагога, вы наверняка столкнулись с трудностями или проблемами. В связи с этим, я предлагаю выразить их на листах, которые находятся на столах (формат А3, педагоги расходятся на выбранные места). А также перед вами лежат фломастеры, карандаши, краски, кисть, ножницы, цветные листы с высказываниями (желтый, красный, синий, зелёный, выражающими трудности. Выберите высказывания, которые вам подходят, и создайте из них картину (коллаж). Вы можете пользоваться всем, что есть у вас на столах: ножницы, клей, краски, фломастеры и тд

Цель: выделить профессиональные трудности для каждого педагога.

Время: 7 минут

Материалы: фломастеры, карандаши, краски, кисть, ножницы, цветные листы с высказываниями (желтый, красный, синий, зелёный)

Сопротивление выходу на работу

Откладывание деловых встреч

Уединение, нежелание видеть коллег

Нежелание видеть детей

Нежелание заполнять документацию

Формальное исполнение обязанностей

Утрата чувства юмора

Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения

Ощущение придирок со стороны других

Бессилие, эмоциональное истощение

Мысли о смене профессии, уходе с работы

Ригидность мышления, использование стереотипов

Сомнения в полезности работы

Ощущение того, что я делаю –не получается или не правильно

Озабоченность собственными проблемами

Нарушение сна (бессонница/ уход в сон)

Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание»)

Длительно текущие незначительные недуги

Восприимчивость к инфекционным заболеваниям

Усталость, быстрая физическая утомляемость

Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ

Обострение хронических заболеваний

Слабая концентрация внимания, рассеянность

Обсуждение: Обратите внимание, какой цвет у вас доминирует? И это важно, так как каждый цвет имеет свое значение: красный – трудности в аффективной сфере; желтый – в поведенческой; синий – в когнитивной; зелёный – в физиологической. Все участники выставки подходят каждому коллажу, определяют «доминирующую проблемную зону» (поведенческая, когнитивная, физиологическая, аффективная).

Цель: обогащать знания молодых педагогов о способах решения трудностей.

Время: 12 минут

Материалы: цветные стикеры (5 цветов) для каждого участника.

Предлагается каждому участнику поделиться способом, как с этой трудностью можно справиться, при этом участник приклеивает стикер своего цвета к той трудности, на которую он нашел выход. Возможно, что один и тот же педагог найдет несколько вариантов, тогда на данной проблеме будет приклеено столько стикеров, сколько каждый участник предложил вариантов.

Если у участников возникают трудности при определении решения из сложившейся ситуации, ведущий предлагает свои упражнения, которые направлены на решение трудностей любой проблемной зоны (поведенческая, когнитивная, физиологическая, аффективная).

Картина «Формула успеха»

Цель: формировать внутреннюю позицию успешного педагога у молодых специалистов.

Время: 5 минут

Материалы: картина с формулой

Существует несколько способов решения разных трудностей. Перед вами один из них. Картина – «Формула успеха», её создали опытные педагоги для того, чтобы молодые педагоги были успешны в своей деятельности.

Вначале принимаем мышечный корсет, то есть, распрямляем спину. Расправляем плечи и растягиваем рот до ушей. Другими словами, сознательно создаем осанку и мимику победителя. Затем искусственно вызываем внутреннее состояние радости. Дальше формируем мысленный образ успеха – усилием воли заставляем себя в него поверить. При таком поведении результат сам собой, даже не спрашивая вашего разрешения, будет всегда при вас.

Для того чтобы правильно сформировать мышечный корсет, нужно научиться управлять мышцами.

Упражнение «Напряжение – расслабление»

Цель: стабилизация психоэмоционального состояния посредством способов саморегуляции.

Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

Формировать мышечный корсет помогает дыхательная гимнастика – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Вашему вниманию представлена еще одна картина под названием «Звуковая гимнастика» (молодым педагогам показывается картина с изображением букв, где указано, какая буква на что воздействует:

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

М – воздействует на работу всего организма;

X – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение

Картина «Звуковая гимнастика»

Цель: углублять знания о способах и приёмах саморегуляции через дыхание, обучать снятию эмоционального напряжения и мышечных зажимов.

Время: 3 минуты

Материалы: картина с буквами

У каждого из вас на бейджике есть буква, звук которого вы будете припевать. В результате чего мы воздействуем на работу всего организма и параллельно снимаем мышечные зажимы. Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, расскажу о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Потренируемся (и каждый педагог припевает свою букву в соответствии с инструкцией)

А теперь попробуем спеть все вместе.

Отлично, мышечные зажимы мы сняли, подняли настроение, время формировать «мышечный корсет» : распрямляем спину, расправляем плечи и растягиваем рот до ушей, создаем осанку и мимику победителя.

После такого упражнения мы легко найдем верные пути решения трудностей, которые вы сегодня для себя выделили.

Итак, у каждого из вас нашелся способ, помогающий справиться и найти внутренние ресурсы. Значит, они есть. А воспользуетесь ли вы ими, будет зависеть от того, какие сильные стороны у вас есть.

Упражнение «мои сильные стороны»

Цель: активизация внутренних ресурсов

Время: 4-5 минут

Материалы: бумага формата А4, фломастеры

У каждого на столе лист бумаги. Обведите свою руку, и в каждом пальце напишите, какими сильными качествами вы обладаете.

Обсуждение: итак, сегодня вы определили трудности в работе, нашли пути решения, которые, по большей части зависят от нас самих. Другими словами – все в наших руках – что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах.

Вы сегодня поделились многим со мной и в свою очередь, хотелось каждому из вас подарить презент на память.

Картина «Профессиональное будущее».

Цель: формирование профессиональной мотивации

Время: 2 минуты.

Материалы: картина с предметами: монета, ключик, перо, бусинка, радуга, конфета, краски, кристальный цветок.

Ход проведения: ведущий просит каждого выбрать из всех предметов на картине те, которые понравились больше всего.

Итак, сейчас мы узнаем, что каждого из вас ждет в педагогической деятельности :

Монета – повышение зарплаты, ключик – без труда найдете подход к родителям и детям, перо – обобщение опыта, бусинка – приобретение новых профессиональных качеств, радуга – энтузиазм в профессиональной деятельности, конфета – установка на профессиональные перспективы, краски – активная профессиональная позиция, кристальный цветок – стойкое психологическое здоровье.

Уважаемые посетители выставки, подошло время прощаться и мне хотелось сказать, что работать с молодыми педагогами доставляет мне большое удовольствие, а от этого поднимается мое настроение, возникает желание еще больше работать в этом направлении и совершенствовать свои навыки. Сейчас я поделилась с вами своими мыслями, желаниями и настроением. А теперь прошу вас ответить на последний вопрос- с какими мыслями, желаниями и настроением вы покидаете выставку? (ответы педагогов)

Библиографическое описание

В статье рассматриваются проблемы повышения профессиональной компетенции молодых педагоговс помощью образовательной организации, которая функционирует как открытая самообучающаяся система.

Ключевые слова: ФГОС, профессиональный стандарт, эмоциональное выгорание, творческий потенциал, самообучающаяся система

В современном мире наблюдается острая нехватка в молодых перспективных педагогических кадрах. И эта проблема является животрепещущей не только потому, что педагогические ВУЗы выпускают недостаточно студентов, не потому, что часть из этих студентов не приходят в школу. Проблема серьезнее — даже те молодые люди, которые ответственно подошли к выбору профессии и действительно хотят работать в современной школе, на практике оказываются не готовы к такой работе. Отчасти, в этом проявляются проблемы высшего педагогического образования — ВУЗы не успевают за изменениями в системе образования, недостаточно внимания уделяют изучению ФГОС, студентов часто обучают преподаватели, не имеющие практики работы с детьми в образовательной организации. Это приводит к тому, что бывшие студенты не могут подстроиться к требованиям современной школы, не знают актуальных изменений и не справляются с дисциплиной. Именно поэтому остро встает проблема повышения профессионального мастерства молодого педагога путем саморазвития и взаиморазвития на базе образовательной организации. Эта тема является актуальной и с точки зрения введения профессионального стандарта педагога.

Современному педагогу необходимо не только обладать высоким уровнем общей культуры, психолого-педагогической компетентностью, но и нетрадиционно подходить к решению различных психолого-педагогических ситуаций, организовывать свою деятельность на творческой основе, уметь и хотеть сотрудничать с другими участниками педагогического процесса и делиться опытом. ВУЗы должны активно работать над развитием у будущих педагогов навыков сотрудничества и стремления к постоянному обмену педагогическими знаниями с коллегами. Это позволяет педагогу моделировать возможные изменения в организации, структуре и содержании образовательного процесса; целенаправленно вносить своевременные коррективы при использовании педагогических технологий и инноваций. Помочь педагогу должны и системные знания по психологии, так как профстандарт педагога предполагает успешное решение психологических задач в вопросах детского развития, саморазвития и построения социального партнерства с родителями воспитанников. Для того чтобы внутренне соответствовать современной действительности, педагог должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способным изменять её и изменяться самому.

Профессия педагога очень сложна и ответственна, ему необходимо обладать большой работоспособностью, выдерживать действия сильных раздражителей и уметь сохранять на протяжении всего рабочего дня общий и эмоциональный тонус и при всем этом не терять оптимизма. Неготовность молодого специалиста часто приводит к быстрому разочарованию и развитию феномена «эмоционального выгорания», который возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения и мешает педагогу ощущать «качество жизни» и в профессиональной и в обыденной реальности.

Сложность предмета труда учителя в том, что его содержание составляют взаимоотношения с людьми, а это требует специальных знаний, умений и навыков работы в сложных, нестандартных и постоянно меняющихся ситуациях. Проблема состоит в том, что научиться этому можно только находясь в действующей системе, непосредственно работая в образовании. Даже педагогическая практика не может полностью смоделировать реальную ситуацию и подготовить студента к работе в образовательной организации.

Своеобразие педагогической деятельности состоит и в том, что она по своей природе имеет коллективный и творческий характер. И именно педагогический коллектив, выполняющий общую деятельность, может способствовать профессиональному и личностному росту каждого отдельного педагога, особенно начинающего свою карьеру. Ведь потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций.

Если педагогический коллектив не становится открытой самообучающейся системой по повышению профессионального мастерства педагогов, то, как следствие этого, педагоги начинают сильнее испытывать «педагогический кризис», «истощение» и «выгорание», причем, группы разного профессионального уровня сталкиваются с разными проблемами.

В экспериментальном исследовании мы решили посмотреть, с какими проблемами сталкиваются молодые специалисты. Исследование степени выраженности симптомов эмоционального выгорания проводилось с помощью «Методики диагностики уровня эмоционального выгорания» (В. Бойко). Для молодых педагогов в большей степени характерны симптомы «расширение сферы экономии эмоций» и «личностная отстраненность». Это вполне объяснимо — у молодых специалистов недостаточно опыта и знаний, они не могут ощущать себя профессионалами и часто волнуются даже в обычных ситуациях педагогического общения с детьми, родителями и коллегами. Именно постоянный повышенный фон ситуативной тревожности и постоянный контроль за своими действиями приводит к «эмоциональной холодности» и выраженности фазы «напряжения». В наиболее сложных ситуациях им свойственно отстраняться от трудной для них ситуации. Если такие сложные педагогические ситуации следуют одна за другой, наступает фаза «истощения».

Этому подвержены большинство молодых педагогов, сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения и педагог, желая оградить себя от излишних стрессов, стремится к психологическому комфорту. Но профессия предъявляет к нему все новые и новые требования. А тем временем, отрицательные эмоции постепенно накапливаются, перерастая в нечто большее, чем просто психологическая защита. Именно это состояние можно корректировать через активизацию творческих ресурсов педагога, через развитие показателей творческого мышления можно бороться с симптомами эмоционального выгорания. Развивая у педагога креативность в целом, и оригинальность с чувством юмора в частности, можно понижать выраженность симптомов эмоционального выгорания. В силу своей профессиональной деятельности педагогу приходится много контактировать с людьми — это и воспитанники, и родители, коллеги, что со временем приводит к пресыщению человеческими контактами, что ведет к падению общего энергетического тонуса и ослаблению нервной системы, всё реже появляются положительные эмоции и всё чаще отрицательные. На таком эмоциональном фоне становится труднее найти решение, придумать что-то новое, оригинальное или просто пошутить. И в этот момент особенно важной может оказаться помощь более опытных коллег и личного наставника. Креативность, как и любое умение, нуждается в развитии. Очень полезными могут оказаться упражнения, с помощью которых можно развить творческое педагогическое мышление. Одна из основных целей таких интеллектуальных игр, или упражнений, состоит в том, чтобы уйти от общепринятых и привычных способов мышления и генерировать свежие идеи, которые затем можно оценить и отобрать из них наиболее полезные. А также познакомить с техниками, для развития творческого мышления. Типичным примером техники выдвижения идей служит «мозговой штурм», индивидуальный или групповой, когда от участников требуется генерировать как можно больше разнообразных решений. Главным опытом всех педагогов при такой работе станет умение нетрадиционно подходить к решению различных психолого-педагогических ситуаций, организовывать свою деятельность на творческой основе и делиться опытом с коллегами. Частично эту ситуацию можно отработать во время прохождения студентом учебной практики, но практика должна быть правильно организована — достаточно продолжительна по времени и с прикреплением к наставнику, опытному педагогу — практику.

Молодой педагог может всему этому научиться, если ОО функционирует как открытая самообучающаяся система по повышению профессионального мастерства своих педагогов. И роль наставников в такой работе значительна, так как, именно он может грамотно спланировать и организовать профилактическую и коррекционно-развивающую работу с молодыми специалистами. А вместе с администрацией они смогут организовать общую деятельность всего педагогического коллектива, которая будет способствовать профессиональному и личностному росту каждого отдельного педагога, формулировке новых идей и новаторских форм и методов работы в рамках ФГОС.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, образовательная организация, педагог, открытая самообучающаяся система, педагогический коллектив, ситуация, личностный рост, молодой педагог, общая деятельность, отдельный педагог.

Повышение профессиональной компетенции молодых педагогов

Тема исследования «Особенности профессиональной компетенций молодых педагогов» является актуальной и интересной, т. основой аттестационной процедуры является оценка уровня профессиональной компетенции молодых педагогов. Для каждого педагога это является важным моментом профессиональной жизни. За счет этой оценки у педагога возникает потребность в улучшении качества профессиональной деятельности, для этого необходимо осмыслить достигнутые цели и предпринимать дальнейшие шаги для профессионально- личностного роста.

Эмпирическое исследование социально-психологической адаптации педагогов к профессиональной деятельности включало три основных этапа: подготовительный, основной и итоговый.

Для проведения диагностики была использована методика В. Шадрикова, которая основана на компетентностном подходе и ориентирована на определение самооценки профессиональной педагогической компетенции у педагогов.

Материалы, которые находятся в методике, повествуют о следующих темах:

1) Что такое оценка (самооценка), каково её значение в аттестации;

2) Каков процесс проведения оценки;

3) Как выдвигается решение о том, что педагог соответствует занимаемой должности;

4) Соответствует ли педагог требованиям квалификационной категории;

5) Что можно порекомендовать педагогу после прохождения экспертного листа оценки уровня квалификации учителя.

Для кого же предназначена эта методика? Это руководители образовательных учреждений, а также эксперты аттестационных служб. Эти люди отвечают за качество педагогической деятельности. Но и любому педагогу, который заинтересован в профессиональном росте, эта методика рекомендуется к использованию.

Методика основана на следующих понятиях:

Компетентность педагога — «новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности».

Профессиональный стандарт педагогической деятельности — «система требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности».

  • В области личностных качеств.
  • В постановке целей и задач педагогической деятельности.
  • В мотивировании обучающихся на осуществление учебной деятельности.
  • В разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
  • В обеспечении информационной основы педагогической деятельности
  • В организации педагогической деятельности.

В эмпирическом исследовании в качестве выборки приняли участие 42 девушки в возрасте от 21 до 24 лет. Все испытуемые — педагоги начального общего образования со стажем работы от 1 до 2-х лет.

Согласно полученным данным, большая часть опрошенных педагогов имеют средний уровень развития компетентности в области личностных качеств (62,4 %), а также имеют средний уровень развития компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности (79,2 % опрошенных педагогов)

– высокий уровень развития компетентности в области мотивации учебной деятельности имеют 19,2 %; средний уровень имеют 69,6 % опрошенных педагогов; имеют 11,2 % опрошенных педагогов;

– высокий уровень развития компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности имеют 14,4 %; опрошенных педагогов;

– высокий уровень развития компетентности в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений, согласно собственной самооценке, имеют лишь 9,6 % опрошенных педагогов

– высокий уровень развития компетентности в области организации учебной деятельности, согласно собственной самооценке, имеют почти половина опрошенных педагогов.

Таким образом, проведенный анализ уровня профессиональных компетенций молодых педагогов позволяет отметить, что, в целом, исследуемые педагоги, согласно их собственной самооценке, обладают достаточным уровнем профессиональной компетентности.

В наименьшей мере, согласно самооценке исследуемых педагогов, у них развита компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности. Это факт означает, что педагоги считают, что у них недостаточно развиты умения ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, переводить тему урока в педагогическую задачу, вовлекать обучающихся в процесс формулирования целей и задач.

Однако очевидно, что незначительный профессиональный стаж и жизненный опыт не позволяют им ощущать себя в полной мере компетентными и готовыми к неожиданным поворотам преподавания. В связи с этим исследуемым педагогам рекомендовано продолжить повышение своего профессионального уровня посредством самообразования и консультаций с более опытными коллегами и наставниками.

  • Профессионализмсовременного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под науч. ред. В. Д. Шадрикова. — М.: Логос, 2011. — 168 с.
  • Шадриков В. Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический жур­нал. 1982. № 5. С. 13–26.
  • Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация «Логос», 1996. — 320 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, педагог, высокий уровень развития компетентности, собственная самооценка, задача, область постановки целей, профессиональная деятельность, профессиональная компетенция молодых педагогов, учебная деятельность, достаточный уровень.

Екатерина Нестеренко
Мастер-класс «Мотивация педагога — залог повышения его компетенции, фактор достижения современного качества образования»

Мастер-класс «Мотивация педагога- залог повышения его компетенции – фактор достижения современного качества образования»

«Качество дошкольного образования – это качество жизни ребенка» – писал В. Слободчиков.

Сегодня педагог должен быть, готов к включению в такую деятельность, которая поможет практически решать встающие перед ними профессиональные проблемы. А это во многом зависит от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «компетентность», соответствующая пониманию современных целей. И сегодня перед нами стоят, не простые задачи – учить личность, начиная со ступеней дошкольного образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную деятельность, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути, добиваться успеха. И мое мнение сложилось так, что начинать надо с мотивации.

Что такое мотивация я думаю все уже знают. Расскажу вам о результатах при правильной мотивации. Мои исследования, показали, что большинство педагогов, мотивированы на успех в профессиональной деятельности, явно выражено стремление повысить свой профессиональный уровень, желание самореализоваться. По итогам опроса получили следующие данные: 45 % (9 педагогов) – слишком высокий уровень мотивации; 30% (6 педагогов) – умеренно высокий уровень мотивации; 15% (3 педагога) – средний уровень мотивации; 10% (2 педагога) – низкий уровень мотивации.

Большинство педагогов мотивированы на профессиональное развитие следующими факторами : мотивация деньгами, мотивация признанием в коллективе и обществе, мотивация благоприятными отношениями в коллективе, мотивация самореализацией.

Но при всем при этом мы всегда забываем про самого педагога. И начнем мы с него. И так мне нужен один желающий. Вот так в детский сад приходит любой педагог : он одинок, неопытен, знающий что делать, в нем скрыта боязнь и нерешительность. Наша задача ему помочь.

Начнем с того, что педагог должен влиться в коллектив. Первый фактор мотивации- это психологическое благополучие педагога. Как его достичь. Сначала надо дать педагогу услышать, о том, что он не один, что все готовы ему помочь. В этом нам помогут психологические тренинги, индивидуальные беседы, игры на командообразование и т.

Следующий шаг дать педагогу увидеть, что не все так тяжело, как ему кажется. В этом помогут взаимопосещения открытых занятий и мероприятий.

Третий шаг. Научить педагога разговаривать. В этом нам помогут различные семинары, круглые столы, мастер-классы и т.

И так мы перешли к самой мотивации, когда просто необходимо протянуть руку помощи и дать педагогу ценный совет, помочь при подготовке к конкурсу, организовать повышение квалификации, бросать на произвол судьбы. Дать ему способность накапливать свой опыт и презентовать его.

И теперь, когда вы вложили в педагога все необходимые компетенции, п именно: коммуникабельность, конструктивность, уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность, способность к самоанализу, к саморазмышлению и многое другое. Он готов к достижению успеха и к дальнейшему саморазвитию.

Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование.

И главное – мотивация. Вот тот фундамент, на котором стоит успешная деятельность любого человека.

Мы не должны научить на всю жизнь – мы должны научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.

В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Современная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, потребовала содержательных перемен во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании. Новые экономические отношения выдвигают и новые требования к педагогам дошкольных образовательных учреждений. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, а следовательно и способов мотивации. Определяющим условием обновления системы образования является эффективная мотивационная политика, позволяющая повысить общую результативность и качество деятельности педагогов.

Определяющим условием обновления системы образования является эффективная мотивационная политика, позволяющая повысить общую результативность и профессиональную компетентность педагогов.

Повышение роли личности работника, знание его мотивационных установок, способность их формировать и направлять в соответствии с поставленными задачами, стоящими перед образовательным учреждением, обуславливает необходимость совершенствования и разработки эффективных способов мотивации, обеспечивающей повышение социальной и творческой активности конкретного работника. Повышение профессиональной компетентности невозможно обеспечить без повышения мотивации к труду, личной заинтересованности в нём педагогов, потому как, только заинтересованный человек может эффективно реализовать свой потенциал.

Решение этих вопросов зависит от компетентности руководителя по созданию эффективной системы способов мотивации труда в организации путем целенаправленной деятельности в реализации новых подходов к управлению в части усиления мотивации деятельности, наиболее эффективного использования потенциала каждого педагога.

Затруднения практического использования методов мотивации в системе управления дошкольным образовательным учреждением определяется слабой изученностью сущности и особенностей мотивации педагогических коллективов, что определяет необходимость повышения профессиональной компетентности руководителей в управлении персоналом, в том числе и в создании условий эффективной внутрифирменной мотивации педагогов.

Анализ современных научных исследований дает основание полагать, что ученые всё внимание акцентируют на проблемах мотивации основного и профессионального образования и недостаточно уделяют внимание развитию профессиональной компетентности дошкольных работников.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы под мотивацией деятельности педагогов мы будем понимать совокупность управленческих действий руководителя, направленных на формирование устойчивых внутренних мотивов профессиональной деятельности педагогов, на удовлетворение их потребностей в самореализации и способствующих достижению как личных целей педагогов, так и целей образовательной организации.

Особенности мотивации педагогов ДОО рассматриваются в исследованиях И. Асаевой, А. Байметова, Р. Гильмеевой, К. Замфир, Л. Захаровой, И. Пискаревой, Л. Подымовой, А. Реана, С. Молчанова, В. Сластенина и др.

Важную роль в формировании мотивации к повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО играет руководитель, задача которого – создать благоприятные организационные условия, способствующие становлению внутренних мотивов воспитателей.

По мнению Б. Гершунского, профессиональная компетентность представляет собой некий уровень, степень, качественный и результативный показатель сформированности профессиональных знаний, навыков владения предметом и умения их реализовывать в деятельности.

В 2007 году проходило всероссийское совещание по дошкольному образованию, в работе которого должны были принять участие профессионально-подготовленные педагогические сотрудники, поэтому возникла необходимость:

-направить усилия на повышение мотивации для повышения профессиональной компетентности педагога, способного работать в условиях личностно- ориентированного взаимодействия, владеющего методами и приемами организации педагогической работы с детьми с учетом особенностей различных моделей дошкольного образования;

Современные требования к профессиональной компетентности педагога определяют пути её развития через активное участие педагога в методической работе, творческих и рабочих группах, исследовательской и инновационной деятельности, педагогических конкурсах, мастер-классах, распространение и обобщение своего педагогического опыта. Педагог должен осознавать необходимость повышения своей профессиональной компетентности, для этого руководитель ДОО создаёт соответствующие условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализируя свой педагогический опыт, педагог активизирует своё профессиональное саморазвитие, вследствие чего развиваются навыки исследовательской деятельности.

В целях достижения современного качества дошкольного образования необходимо создать технологии, нацеленные на перемену внутренней

позиции педагога, его ценностно-смыслового определения как важного обстоятельства, для принятия и становления свежих педагогических мыслей. Надобность обновления и увеличения свойства дошкольного образования неизбежно приводит к обновлению перечня возможностей педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

В связи с этим в теории, а также в практике дошкольного образования вопрос о современных технологиях развития профессиональной компетентности является одним из самых неразработанных и трудоемких, что объясняется:

Таким образом, прогрессивная образовательная стратегия направила сотрудников дошкольных организаций на повышение личной профессиональной комтентности, нужной в современной педагогической работе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *