Повышение профессиональной компетенции педагога как условие повышения качества образования

Любовь Казакова
Профессиональная компетенция учителя, как условие повышения качества образования обучающихся

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технологических систем, применяемые не только на производстве, в быту, сфере досуга человека, но и в образовании.

Система образования и воспитания – главный источник умножения интеллектуального потенциала общества. Ключевое положение в этой системе занимает учитель, поскольку именно он определяет прогресс общеобразовательной школы. Успех образования впрямую зависит от личности учителя, его творческого потенциала, общекультурной подготовки и профессиональной компетентности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.

Сегодня педагог должен быть, готов к включению в такую деятельность, которая поможет практически решать встающие перед ними профессиональные проблемы. А это во многом зависит от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетентность», «компетенция», соответствующие пониманию современных целей образования.

Профессиональная компетенция – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

«Профессиональная компетенция» учителя начальной школы рассматривается как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педагога-воспитателя и детского психолога. В основе её лежит осознание педагогом своих педагогических возможностей, особенностей детской группы, перспектив её развития. Такое осознание определяет профессиональную гибкость педагога в подборе (а не копировании) педагогических технологий, методик, позволяющих успешно реализовать главную цель – создать условия для позитивного развития личности младшего школьника.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Быть компетентным означает умение мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт.

Можно выделить основные профессиональные компетенции современного учителя начальных классов :

• умение учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои “образовательные дыры”;

• уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся;

• уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;

• уметь “инсценировать” учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работ с учетом их склонностей и индивидуальных особенностей;

• владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся;

• использовать систему оценивания, позволяющую учащемуся адекватно оценивать свои достижения и оценивать их;

• уметь организовать понятийную работу детей.

• воспитание учащихся.

И именно в результате процесса повышения профессиональной компетенции учителя происходит повышение качества образования учащихся. Основная цель современного образования — соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Профессиональные компетенции педагога являются необходимым условием, ресурсом качественного образования.

Профессиональная компетенция педагога :

· активная жизненная позиция;

· профессиональные знания и умения;

· профессиональные личностные качества;

· творческие умения.

Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе.

Педагог начальной школы должен:

Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.

Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.

Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.

Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

А профессиональный успех педагога, прежде всего, зависит от личных качеств учителя. Как он преподносит себя детям, так они и будут его воспринимать. Умение заинтересовывать ребёнка и излагать материал так, чтобы он был понятен и интересен – эти качества присущи не каждому, но нужно пытаться их развивать. Это залог успеха.

Более того, каждый учитель должен помнить, что каждый ученик это уникальная индивидуальность и одинаковый подход ко всем не даст положительных результатов.

Век живи – век учись. Это нужно взять за основу в педагогической практике. Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь профессионального успеха. А он, в свою очередь, зависит от степени развития профессиональных компетенций :

• Конструктивная – способность проектировать личность ученика, отбирать и компоновать учебно-воспитательный материал в связи с возрастом и индивидуальными способностями учащихся.

• Организаторская – способность включать учащихся в различные виды деятельности и создавать коллектив, который мог бы воздействовать на каждую отдельную личность.

• Коммуникативность – способность устанавливать с воспитанниками правильные взаимоотношения и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся.

• Воспитательная деятельность – это процесс непрерывного творчества. Она ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые и новые задачи.

Необходимо учитывать и условия педагогического творчества:

• Способность к самоанализу, к само размышлению.

• Склонность к анализу – анализу того, что происходит вокруг поведения учеников.

• Склонность к систематизации – творческая личность умеет из маленьких эпизодов, фактов лепить целостный образ.

• Восприимчивость к новаторам.

Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование.

Рассмотрим основные направления повышения профессионального уровня педагога :

самостоятельное изучение методической литературы;

работа в методических объединениях, творческих группах, педсообществах.

инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий, методов и приемов;

системная подготовка и/ или переподготовка;

посещение проблемных семинаров и вебинаров.

Обобщение и распространение опыта:

конкурсы/ проекты (очные, дистанционные);

обобщение собственного педагогического опыта, через активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, семинарах, конференциях.

Профессиональный рост педагога осуществляется в различных формах обучения : очные, заочные, дистанционные курсы, вебинары, самообразование.

Не последнюю роль в повышении профессиональной компетенции играет стажировка. Она должна осуществляться в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков педагогических работников, полученных ими в результате теоретической подготовки, а также изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Особое место в системе совершенствования педагога занимает организация методической помощи начинающему педагогу, то есть наставничество.

Из всех компетенций, необходимых учителю в профессионально – педагогической деятельности, можно выделить несколько наиболее значимых.

-Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.

– Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

– Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.

– Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

-Управленческая компетенция, т. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

– Рефлексивная компетенция, т. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности

– Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.

– Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.

-Креативная компетенция, т. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

Педагог должен понимать, что:

– нужно быть готовым к постоянным переменам;

– строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;

– главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;

– любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.

В новой школе ученик может учиться сам, учитель лишь создаёт для этого условия.

Современный учитель должен успешно владеть новыми компетенциями в образовании :

– работа с одарёнными воспитанниками;

– работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

– обучение детей, для которых русский язык не является родным;

– работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;

– работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми детьми, имеющие серьёзные отклонения в поведении и др.

Какие компетенции формирую я у учащихся на своих уроках и внеурочной деятельности?

Компетенции Виды деятельности

Ценностно-смысловые компетенции.

Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.

Участие в проектах.

Проведение социологического опроса, интервьюирование.

Учебно-познавательные компетенции.

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Проведение экспериментов.

Работа с учебником.

Фотографирование объектов.

Работа над рефератом.

Участие в экскурсии.

Изготовление приборов.

Информационные компетенции (ИКТ).

Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио – видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. Поиск информации в библиотеке.

Поиск информации в электронных энциклопедиях.

Поиск информации в школьной медиатеке.

Использование информации из Интернета.

Создание презентации.

Создание буклета.

Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и само поддержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

Из профессиональных компетенций я хочу выделить психолого-педагогическую компетенцию. Основными компонентами являются :

• грамотность (знания, которые принято называть общепрофессиональными);

• умения как способность учителя использовать имеющиеся у него знания педагогической деятельности, в организации взаимодействия;

• профессионально значимые личностные качества, наличие которых неотделимо от самого процесса педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность сегодня предполагает обмен опытом с коллегами, для этого созданы образовательные сайты, можно и нужно иметь и свой сайт. Учитель должен быть готов к творческой деятельности сам, чтобы уметь помочь ребенку раскрыть его творческий потенциал. Школе, родителям, ученикам нужен успешный учитель, значит он должен иметь высокие личностные качества : социальную ответственность, искренность, оптимизм, готовность соучастия, должен иметь индивидуальный стиль работы. Это не администратор, а скорее инноватор. Он не поручает то-то сделать так-то, а вдохновляет людей. Основа его действий не план, а видение перспективы. Он доверяет людям, полагается на них, верит в способности каждого. Это энтузиаст, не только принимающий решения, но и превращающий решения в реальность. Это человек инициативный, творческий, гибкий, умеющий изменять себя. Он энергичен и работоспособен.

Для современного учителя его профессия – это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.

В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

Бабицкая Наталия Николаевна
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.

В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика.

Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров. Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога» : «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Следовательно, важным условием введения ФГОС в общеобразовательную школу является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через его педагогические умения. Модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы.

Умения “переводить” содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи : изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему : комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие:

создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др. ); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности : самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности :

Система повышения квалификации.

Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.

Самообразование педагогов.

Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов. Востребованными формами методической работы являются теоретические и научно-практические конференции, слеты, съезды учителей.

Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.

Овладение информационно-коммуникационными технологиями.

Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.

Остановимся на некоторых пунктах подробнее.

Активно проходит обучение учителей на курсах повышения квалификации раз в пять лет и профессиональной переподготовки по актуальным проблемам образования педагогов и приоритетным направлениям, определяемым образовательным учреждением и муниципальной системой образования. Важнейшей формой повышения квалификации, обеспечивающей профессиональный рост учителя в условиях введения ФГОС ООО, остается семинар. Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС :

обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;

принятие идеологии ФГОС общего образования;

освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;

овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

Одним из средств реализации новых направлений является и аттестация педагогических кадров, задача которой – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда. Аттестация – это только вершина айсберга, подводной частью которого является межаттестационный период. Вот где поле деятельности для совершенствования уровня педагогической компетентности.

Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:

систематическое повышение квалификации;

изучение современных психологических и педагогических методик;

участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег;

просмотр телепередач, чтение прессы.

знакомство с педагогической и методической литературой.

использование интернет – ресурсов;

демонстрация собственного педагогического опыта;

внимание к собственному здоровью.

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет егоинновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.

Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями: апробация учебников нового поколения, внедрение ФГОС НОО, освоение современных педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов.

Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога является его участие вконкурсах профессионального мастерства :

Считается, что активность участия педагогов в конкурсах не высока по причинам отсутствия внутренней мотивации, загруженности педагогов.

Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта.

Педагоги школ активно участвуют в различных конференциях, семинарах, съездах и т. , они не только распространяют свой педагогический опыт на разных уровнях, но и участвуют в создании инновационного пространства, объединяющего педагогов по близким педагогическим проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.

Таким образом, мы видим, что цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога.

Понятно, что решение основных задач общего образования в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических работников – главных исполнителей требований ФГОС. Ясно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности работников образования, но и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, в целостности, дающие качественные образовательные результаты.

В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на которых я и закончу своё выступление: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

Шмакова Наталья
Повышение уровня профессиональной компетентности учителя, как условие повышения качества образования

Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите поздравить вас с началом нового учебного года и пожелать вам, главное – здоровья, здоровья и еще раз здоровья, ведь сил и физических, и моральных, и интеллектуальных для реализации поставленных перед нами, учителями, задач требуется с каждым годом все больше и больше!

Мне часто вспоминаются слова Константина Кушнера: «Иную педагогическую нагрузку можно сравнить только с космическими перегрузками». Но мы сами наметили свою жизненную «космическую» траекторию, выбрав самую благородную, самую необходимую профессию, ведь все профессии, говорят, от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач.

Безусловно, сам учитель должен быть цельной натурой: творческой, неординарной, целеустремленной, пылкой, неравнодушной. Требований к педагогической деятельности становится все больше и больше, а значит нам, учителям, необходимо постоянно повышать свой уровень подготовки, так как от этого напрямую зависит совершенствование качества обучения и воспитания в школе.

Именно поэтому вопросам развития сферы образования, повышения квалификации педагогов уделяется большое внимание. Все мы знаем, что в 2018 году Президент утвердил национальный проект «Образование». Планируется, что его реализация охватит период с 2019 по 2024 года. В нем указывается необходимость обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования : обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой. Ульяновская область приступила к реализации 7 федеральных программ проекта «Образование», одним из которых является «Учитель будущего».

В соответствии с этим проектом, не менее половины учителей должны пройти переподготовку в ходе проекта «Учитель будущего». Национальная система учительского роста предполагает и новую систему карьерного роста. То есть не вертикальную: учитель – завуч – директор, а горизонтальную. Сейчас в образовательной среде обсуждаются новые должности педагогических работников, отражающие их профессиональные успехи, например, учитель-мастер, учитель-наставник. Проект «Учитель будущего» отмечается как ключевой, так как в его основе лежат повышение профессионального уровня педагогов, расширение форм и возможностей для их самореализации, разработка новых форматов карьерного роста, отражающих их профессиональные успехи.

Вице-премьер Правительства РФ Татьяна Алексеевна Голикова отметила, что «Сейчас, как правило, повышение квалификации сводится к получению формального подтверждения о прослушивании курса, – заявила Голикова. – Предлагается создать центры непрерывного профессионального мастерства, которые будут обеспечивать повышение квалификации в постоянном режиме. К 2024 году планируется создать 255 таких центров. Мы хотим уйти от документов, «корочек» и прийти к независимой и добровольной системе оценки квалификации педагогов».

В рамках реализации данного проекта в Ульяновской области идет обсуждение проекта закона Ульяновской области «О статусе педагогических работников Ульяновской области», который также нацелен на повышение компетенции педагогов. Закрепление в законопроекте дополнительных статусов необходимо для обеспечения национальной системы учительского роста. Например, в образовательных организациях необходимо официальное закрепление статусов «педагог-методист», «педагог-наставник», «педагог-исследователь». Это позволит обеспечить педагогическим работникам карьерный рост в рамках профессии, и дифференцировать трудовые функции. Для повышения престижа выполняемой работы и выделения педагогических работников, получивших статус «педагог-наставник», «педагог-методист», «педагог-исследователь» в профессиональной среде, педагогическим работникам, имеющим статус, будут вручаться нагрудные знаки, а также производиться денежные выплаты в размере и порядке, установленном постановлением Правительства Ульяновской области.

Каковы же основные мероприятия проекта: (см. слайд)

• Сеть центров непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования; комплексное повышение компетенций управленческих команд ОО.

• Сеть аккредитационных центров профессионального мастерства системы образования наряду с существующей системой аттестации педагогических кадров.

• Новая модель аттестации на основе единых оценочных требований и стандартов.

• Аттестация руководителей ОО и педагогов-психологов.

• Традиционные и новые конкурсы профессионального мастерства педагогов и специалистов системы общего образования.

• Продвижение Сетевых сообществ педагогов.

• Комплекс мер по популяризации профессии учителя, в т. меры поддержки молодых учителей, работающих в сельской местности и школах с низкими образовательными результатами.

Более подробно хотелось бы остановиться на некоторых пунктах.

Создание центров непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования.

В первую очередь проект предполагает создать федеральную сеть Центров непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования с выстроенной системой управления, подготовки кадров, взаимодействия и сопровождения.

Введение новых должностей в карьере учителя

В школах появятся новые должности – “старший учитель”, “ведущий учитель”. Карьера учителя пойдет как по горизонтали, так и по вертикали.

Например, рядовой педагог ведет уроки по единым разработанным планам и рабочим программам, а старший – по вариативным программам, направленным на учет особых образовательных потребностей. Ведущий учитель может заниматься в самом сложном классе, где есть ученики, которым нужен индивидуальный подход и адаптированные программы. Ведущий учитель будет иметь минимальную учебную нагрузку и заниматься наставничеством.

Аттестация. В ней планируется несколько элементов: ЕФОМ, Оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций, Педагогический кейс, отзывы.

Члены комиссии будут оценивать предметные, методические, психолого-педагогические и коммуникативные навыки.

Этапы перехода на единую модель аттестации педагогов.

Первое полугодие 2020года : итоговая апробация новой модели аттестации педагогов, а также комплексное исследование квалификации педагогов по предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным навыкам с учётом проблемы дефицита специалистов по всей стране.

2023 год: переход на единую модель аттестации педагогов.

2024 год: в каждом регионе страны появятся центры независимой оценки квалификации педагогов, где можно будет оценить свои компетенции и получить сформированную индивидуальную образовательную траекторию непрерывного повышения квалификации.

– У каждого учителя появится возможность самостоятельно оценить себя в независимом центре оценки качества. Педагог сможет получить рекомендации и скорректировать тот или иной пробел в своей деятельности. И, что самое главное, всё это должно быть направлено на непрерывный рост повышения квалификации, непрерывное образование, – сказала Министр.

Васильева отметила, что параллельно с центрами независимой оценки квалификации педагогов ведомство создаст центры непрерывного профессионального мастерства. На базе таких центров станет возможным, в том числе и по индивидуальной образовательной траектории, повысить уровень профессионального мастерства с использованием ресурсов современных технологических образовательных площадок, а также посредством онлайн-образования.

Наша школа также начала реализацию данных инициатив. На педагогическом совете, ШМО будут детально рассмотрены изменения и новации проектов, в план школы внесены мероприятия, направленные на реализацию поставленных целей.

Все это способствует повышению компетенции педагогов, что, в свою очередь, является условием повышения качества образования в школе.

Главное здесь: создать благоприятные условия для повышения квалификации и профессиональной компетенции педагогических работников.

Хочется отметить, что в нашей школе методической работе всегда уделяется большое внимание. Благодаря системной работе администрации, методической службы прослеживается заметная динамика в росте квалификации учителей.

Немного статистики по нашей школе.

(см. презентацию) Состав и квалификация педагогических кадров МОУ Цильнинской СШ:

Общее количество педагогов: 55, средний возраст по школе – 50 лет.

Наряду с этим увеличилось количество педагогов пенсионного возраста (17 учителей- 31%).

Параметры Всего Процент

к общему числу педагогических работников

Имеют стаж работы

1-5 4 7%

5- 10 лет 1 2%

10-20 10 18%

Свыше 20лет 41 77%

Хочется отметить, что в нашей школе есть педагоги, которые отдали своей работе практически всю свою жизнь – это Власова О. (60 лет педагогического стажа, Лянкин В. – 51 год, Чуносова Т. – 40 лет.

Есть и молодые специалисты, но, в основном, стаж работы педагогов от 20 до 40 лет.

Деятельность администрации в направлении омоложения кадрового потенциала гармонично сочетается с тенденцией сохранения в составе педагогического коллектива зрелых педагогов, обладающих готовностью к передаче профессионального опыта молодым педагогам. Педагогический коллектив школы отличает стремление к трансляции передового методического опыта. В школе организована наставническая работа по повышению качества работы молодых специалистов школа «Молодой учитель».

Имеют образование :

– высшее педагогическое образование

В школе 95% педагогов имеют высшее образование

Имеют квалификационные категории:

– первую 20 36%

Практически половина педагогов (42%) имеют высшую квалификацию,

36% – первую, что говорит о высоком профессиональном уровне педагогов школы.

Только в 2018- 2019 учебном году свою категорию повысили 5 учителей.

Это творчески работающие учителя, владеющие современными образовательными технологиями и методиками, эффективно применяющие их в практической профессиональной деятельности.

Каковы же условия профессионального роста на сегодняшний день?

Знания можно получать разными способами. Педагогам школы предлагается большой спектр услуг повышения квалификации.

Существуют следующие формы повышения профессионального мастерства педагогов:

Всем известные курсы повышения квалификации, одна из традиционных и обязательных форм работы по повышению квалификации педагогов. Каждый педагог раз в три года проходит такие курсы, квалификационную категорию раз в пять лет. Курсовая подготовка осуществлялась в соответствии с приоритетными направлениями развития системы образования и годовым планом школы. В школе отработан и выполняется алгоритм отслеживания курсовой подготовки педагогических работников, а также их работа по определенным послекурсовым заданиям. Все педагоги вовремя прошли курсовую подготовку по всем предметам. Так 2018- 2019 учебном году 10 педагогов повысили свою квалификацию. Таким образом план повышения квалификации выполняется на 100%. Необходимо отметить, что наряду с традиционной (очной) формой курсовой подготовки учителя участвуют в реализации других форм повышения квалификации педагогических работников, например, дистанционной. Педагоги проходят курсовую подготовку и по предметам, и по внеурочной деятельности, например в 2019 году учитель истории прошла курсовую подготовку по финансовой грамотности.

Наши учителя проходят курсовую подготовку на базе УлГПУ, других образовательных учреждений города Ульяновска, Татарстана. Также наши педагоги участвовали в работе Летних школ для учителей и педагогов в МГУ имени М. Ломоносова. Также мы приняли участие во Всероссийском тестировании педагогов на сайте «Единый урок. РФ», где показали хорошие результаты. В апреле – мае 2019 года учителя, которые являются организаторами ЕГЭ, проходят дистанционные курсы подготовки с последующим получением сертификатов.

В школе в соответствии с планом работы школы проводятся заседания педагогического совета, совещания при директоре, где происходит знакомство педагогического состава с нормативными документами, новыми педагогическими и методическими новинками, обобщение результатов деятельности коллектива с последующим анализом деятельности.

(см. слайд «тематика педагогических советов)

Проведение методических объединений педагогов, где решаются проблемы, возникающие в области образования и воспитания. В школе действуют 6 ШМО:

– учителей начальных классов,

– учителей физико- математического цикла,

– учителей гуманитарного цикла,

– учителей естественного цикла,

– учителей ИЗО, музыки ОБЖ и физической культуры

– классных руководителей.

Работа каждого объединения тщательно планируется в начале года. Здесь происходит детальное рассмотрение конкретных педагогических, методических вопросов, результатов обучения и воспитания с целью выявления проблемных зон и поиска путей их решения. Большое внимание уделяется совершенствованию работы учителей по подготовке к ГИА, ВПР.

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий. Каждый учитель старается строить свои уроки в соответствии с передовыми пед. технологиями, такими как системно- деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии, проблемное обучение, информационные технологии и др.

Различные формы педагогической поддержки. В школе работает методический совет, в состав которого входят опытные учителя. Они оказывают методическую помощь в планировании, подготовке и проведении уроков, подготовке к аттестации работников школы. Также действет школа наставничества.

Различные смотры – конкурсы разного уровня. Наши учителя успешно участвуют в различных конкурсах. Так, например, Захарова Л. стала лауреатом регионального конкурса «Самый классный класс», Ахметшина Л. – призером муниципального конкурса «Самый классный классный» и др. Практически все учителя систематически участвуют в различных дистанционных конкурсах, где добиваются хороших результатов.

Посещение семинаров, конференций, вебинаров. Учителя школы систематически являются участниками мероприятий муниципального, регионального и всероссийского значения. Многие педагоги имею сертификаты по проведению методических мостов, семинаров- практикумов ОГБОУ ДПО Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, факультета образовательных технологий и непрерывного образования УлГПУ.

Взаимопосещение занятий (образовательно-развивающих ситуаций).

В школе также практикуется проведение открытых уроков как на школьном, так и на муниципальном уровнях. Необходимо отметить, что в связи с переходом на новый порядок аттестации, о которой говорилось выше, открытые уроки являются хорошей подготовкой к ней. Здесь мы видим необходимость активизировать данную работу по взаимодействию с другими школами района: проведение совместных семинаров, открытых мероприятий, мастер- классов и т.

Обобщение педагогического опыта, помещение своих разработок на сайтах в Интернете и на сайте нашей школы. Большинство учителей школы имеют свои сайты, где публикуют свои методические разработки.

Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование. Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». Каждый учитель работает над своей темой образования, делясь своим опытом и наработками с другими педагогами, например, на ШМО. Это возможность получения квалифицированной помощи от опытных коллег, от обмена опытом между педагогами.

Правильно организованная деятельность по повышению квалификации и компетенций педагогов дает свои положительные результаты:

– повышается качество обучения в школе;

– улучшаются результаты ГИА и ВПР;

– повышается результативность участия наших школьников в олимпиадах, конкурсах, например, в 2019 году команда наших 10-классников заняла третье место в региональном конкурсе «Во всех науках мы сильны».

Закончить свое выступление мне хочется словами К. Ушинского: «Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. Мир не стоит на месте, и педагогика подвержена обновлениям и «перегрузкам»». Эти слова сегодня актуальны как никогда.

Хочется еще раз пожелать педагогам успехов и всего самого доброго!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *