Повышение профессиональной компетенции педагогов

Ирина Манина
Из опыта работы «Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов на современном этапе»

В системе дошкольного образования произошли серьёзные изменения. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В связи с этим существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.

Освоение ребенком первого уровня общего образования официально подкреплено государственным стандартом вступившим в силу с 1 января 2014г,. Федеральные государственные стандарты задают ориентиры развития системы дошкольного образования и вносят ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Соответственно, повышаются требования к качеству работы педагога, его профессиональной подготовке.

Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:

– активным, чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности и соответствовать им.

– способным к изменениям – чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями;

– внимательным – к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей.

– компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.

Необходимым условием введения ФГОС ДО стало освоение педагогами целевых ориентиров образовательного процесса, развитие и преобразование профессиональной компетентности педагогических работников. В этой ситуации для нас важно было определить те проблемы и противоречия, которые сопутствуют процессу введения стандартов в ДОУ. С этой целью в ДОУ был проведен мониторинг самоанализа готовности педагогов к введению ФГОС ДО. Результаты анкетирования показали, что основная часть педагогов готова к введению стандарта, но были отмечены трудности, возникающие в работе по внедрению ФГОС ДО. Это умение построить образовательную деятельность, ориентированную на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающую социальную ситуацию его развития, соответствие требованиям ФГОС развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

В этих условиях очевидным стала необходимость перестройки профессиональных стереотипов и установок у педагогов.

Поэтому, целью нашей работы стало повышение уровня профессиональной компетенции педагогов на современном этапе. Для достижения поставленной цели выделили ряд задач:

Изучить новые нормативные документы, оказать помощь педагогам в самообразовании;

Расширить возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм повышения квалификации;

Способствовать формированию инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта.

Для того, чтобы повысить профессиональную компетентность педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФГОС был разработан план-график повышения квалификации педагогических работников по проблеме введения ФГОС ДО.

Одной из традиционных форм повышения квалификации является самообразование. Педагоги самостоятельно приобретают знания из различных источников с учетом своих интересов и склонностей. Самообразование помогает им быстрее адаптироваться к изменениям социальной среды, своевременно знакомиться с инновациями в сфере образования, регулярно пополнять запас теоретических знаний педагогической науки, а также совершенствовать свои навыки и умения. Отчетом работы по темам самообразования педагогов ДОУ стали выступления на педагогических планерках, организация выставок, разработка проектов, проведение мастер-класса.

Любой педагогический коллектив разнороден по возрасту, педагогическому опыту, профессионализму. Поэтому в методической работе мы используем разноуровневый подход. Так, с начинающими воспитателями для обеспечения личностной, социальной, профессиональной поддержки была организована такая форма работы, как наставничество. Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность молодого специалиста. Этот процесс носит субъект-субъектный характер и является одной из разновидностей педагогического взаимодействия. В ходе реализации поставленных задач педагог-наставник сопровождает начинающего воспитателя и оказывает практическую помощь в изучении таких вопросов как:

– планирование и реализация содержания основной общеобразовательной программы ДОУ,

– внедрение педагогических технологий, отбор эффективных методов работы с детьми

– организация взаимодействия с родителями и др.

По итогам деятельности педагогом-наставником проводится подробный анализ работы начинающего воспитателя, что позволяет ускорить процесс профессионального становления вновь принятого педагога. Наставничество помогает опытному педагогу увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности ощутить свой вклад в систему профессиональной адаптации начинающего педагога.

В детском саду ежегодно осуществляет свою работу профессиональное объединение начинающего педагога. Руководство профессиональным объединением начинающих воспитателей осуществляет не только старший воспитатель, но и активные, творческие педагоги – стажисты.

В ходе ПО обсуждались разные вопросы воспитания и образования детей: организация режимных моментов в ДОУ, организация образовательной деятельности в условиях ФГОС ДО, речевое развитие дошкольников в соответствии ФГОС ДО и т.

Оказывая реальную, действенную, своевременную помощь молодым педагогам, мы тем самым давали возможность и педагогам – стажистам поделиться своим мастерством, рассказать о своих профессиональных находках.

Использование технологии проектирования позволило перейти от субъект-объектного типа отношений внутри коллектива (распределение и закрепление функций целеполагания, проектирования только за администрацией, а исполнения – только за педагогами) к субъект-субъектному – совместному целеполаганию и проектированию преобразовательных действий. И здесь большое значение приобретает деятельность рабочих групп. Создание рабочих групп, способствует не только повышению профессионального мастерства и личностному росту каждого педагога, но и раскрытию его творческих возможностей. В ДОУ созданы рабочие группы, которые и успешно работают в течение двух и более лет.

• Рабочая группа по введению ФГОС ДО. Цель работы этой группы координация действий всего коллектива в переходный период

• Рабочая группа по разработке образовательной программы ДОУ

В ее состав входят педагоги ДОУ, имеющие стаж работы 5 лет и более. Данная группа отвечает за разработку образовательной программы детского сада и создания условий для ее внедрения.

• Рабочая группа по разработке методических материалов к комплексно – тематическому планированию по всем возрастам. В ее состав входят педагоги ДОУ, имеющие разный стаж педагогической работы. Данная группа отвечает за подбор содержания по реализации комплексно-тематического планирования

• Такие группы, как Рабочая группа по оформлению и дизайну дошкольного образовательного учреждения, Рабочая группа по разработке программы развития ДОУ, Рабочая группа по разработке Кодекса профессиональной этики и другие. Данные группы – это кратковременное, добровольное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве.

Таким образом, более 80% педагогов принимали участие в деятельности той или иной рабочей группы. Что в свою очередь позволило поднять статус педагогов в собственных глазах и глазах коллектива.

В ходе введения ФГОС ДО в образовательный процесс наиболее эффективной формой деятельности педагогов стала проектная деятельность. Именно проект позволяет объединить педагогов, детей и родителей в коллективную творческую деятельность, способствовать познавательному, личностному развитию, формированию коммуникативных навыков, самостоятельности, инициативности у всех участников реализации проекта. В нашем детском саду были реализованы такие проекты, как «Россия мастеровая», «Путешествие вокруг света», «Куклы наших бабушек» и т.

Продуктами проекта стали фото и видео материалы, макеты, выставки, альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности со взрослым, проектная папка и другое.

Важным стало создание условий для обмена опытом педагогами ДОУ : открытые мероприятия внутри учреждения, на курсах повышения квалификации, городских профессиональных объединениях, региональном модуле, городском форуме, межрегиональной научно – практической конференции. Проведение мастер – класса: «Создание презентации в соответствии с новыми требованиями», «организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста» и др. Размещение опыта работы в сети Интернет и т.

Одной из форм повышения профессионального роста является вовлечение педагогов в создание электронного портфолио. Создание портфолио педагога, способствует не только рефлексии собственной педагогической деятельности, но и выступают в качестве одного из возможных механизмов повышения квалификации в работе с ИКТ и является своеобразным стимулом к дальнейшему саморазвитию.

Следующий показатель профессионализма педагогов – это разработка программ дополнительного образования. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное, т. именно оно дает возможность выявить и развить творческие способности детей, приобрести дополнительные знания, умения и навыки и что самое важное научиться применять их на практике. В нашем дошкольном учреждение реализуются такие программы дополнительного образования как: программа «Играем в баскетбол», «Грация» (степ-аэробика, «Волшебные ручки» (работа с тестом)», «Умный язычок» (логоритмика, «Игралочка» и т.

В связи с новыми требованиями к дошкольному образованию каждый педагог ищет новые подходы и идеи для осуществления своей педагогической деятельности на более высоком уровне. Одним из таких подходов является создание методических разработок, которые содержат не только логично структурированный и подробно описанный ход проведения мероприятия, но и включает характеристику поставленных педагогом целей и средств их достижения, позволяет предположить результаты деятельности детей. В детском саду создан сборник методических разработок, в который вошли: «Азбука дорожных наук», «По тропинке здоровья», «Путешествие вокруг света», «Бабушкин сундук», «Приключение Лунтика» и др.

Новинкой педагогического словаря в последнее время явилось понятие «Лэпбук». Работа с лэпбуком дает возможность педагогам эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с детьми, родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.

Таким образом, целенаправленная система методической работы ДОУ по сопровождению педагогов на современном этапе позволило обеспечить создание необходимых условий для его внедрения и реализации. Главным результатом работы стал профессиональный рост каждого педагога, который проявится в освоении и применении им новых профессиональных знаний и умений, в развитии его позитивного, ценностного отношения к изменениям в системе образования, накопление им полезного опыта реализации требований ФГОС ДО.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНTНОСТИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Повышение профессиональной компетенции педагогов

Совершенствование российской системы образования предполагает развитие профессиональных компетенций педагогических работников всех уровней. Именно соответствие настоящим и будущим потребностям общества в целом и личности в частности будет являться целью современного образования в аспекте глобального рассмотрения. Важно обеспечить каждому человеку всестороннее развитие, чтобы в дальнейшем он был социально приспособлен, успешно осуществлял трудовую деятельность, имел стремление к самосовершенствованию и самообразованию. Если преподаватель обладает гибким мышлением, моделирует образовательный процесс и умеет предвидеть итоги собственной педагогической деятельности, то он с очень большой долей вероятности достигнет поставленные цели. В связи с этим, в данный момент времени потребность в компетентных, творческих и конкурентноспособных педагогах-профессионалах растёт, так как именно такие преподаватели могут эффективно обучать и воспитывать подрастающее поколение в современном, столь быстро меняющемся мире.

Профессиональная компетентность преподавателя – обязательное требование повышения качества образовательного процесса. Следует разграничить понятия «педагогической компетентности» и «педагогической компетенции». Педагогической компетентности можно научиться во время обучения в педагогическом вузе и педагогической практической деятельности в дальнейшем. Например, в моем личном случае, так как являюсь преподавателем четырех дисциплин в среднем профессиональном образовании, и все они связаны с иностранным языком, педагогическая компетентность – уровень владения английским языком, методическая и психологическая грамотность, а также практический опыт преподавания в возрастной группе от 16 до 25 лет. Педагогическая компетенция – это совокупность врожденных или приобретенных качеств, требующихся для педагогической деятельности, например, обучать и воспитывать аудиторию определенного возраста. Как правило, учителя, преподаватели стремятся работать в конкретной возрастной категории, с которой взаимодействовать наиболее психологически комфортно. Мой возрастной диапазон учащихся – от 3 до 60 лет.

Повышение профессиональной компетенции педагогов

ученики – 3 года                        ученики – 6-7 лет                 студенты – 17-18 лет

Также к педагогическим компетенциям правомерно отнести умение наблюдать и анализировать, сопереживать и сочувствовать, проявлять терпение и обладать способностями к изучению иностранных языков. Определенные качества возможно воспитать в самом себе, тем не менее, изучение деятельности студентов-практикантов и молодых учителей способствует выводу о том, что большая часть элементов педагогической компетенции или врождённая, или воспитанная в детском возрасте.

Педагогическая компетенция – понятие всеобъемлющее, но также вполне допустима формулировка во множественном числе – педагогические компетенции – они являются структурными составляющими педагогической компетентности. Развитие педагогической компетентности предполагает умение адаптироваться в стремительно меняющейся образовательной среде, способность обладать восприимчивостью к инновациям в педагогике и постоянно развивать творческую самобытность.

Основные компоненты профессиональной компетентности:

– интеллектуально-педагогическая компетентность:

а) способность преподавателя использовать знания и накопленный опыт в педагогической деятельности в целях плодотворного воспитания и обучения;

б) восприимчивость и склонность педагога к инновационной деятельности;

– информационная компетентность – тот объем информации о студентах, коллегах и самом себе, которым обладает преподаватель;

– коммуникативная компетентность – умение эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса: студентами, преподавателями, администрацией образовательного учреждения, родителями; эмпатия, культура и стиль общения, языковые навыки, лингвистический паспорт;

– рефлексивная компетентность – способность педагога контролировать собственный психоэмоциональный фон и поведение, стрессоустойчивость, самоанализ и самонаблюдение.

Таким образом, реалии нынешнего времени требуют от любого педагога наличия определенного перечня компетенций. Эффективность обучения и воспитания в большой степени обусловлено способностями и умениями преподавателя:

– использовать свой педагогический потенциал;

– рационально выстраивать свою работу;

– активизировать систематическую умственную деятельность;

– управлять собственным психоэмоциональным состоянием;

– проявлять творческий ресурс.

Существует достаточное количество тестов, которые помогают педагогам определить уровень педагогической компетентности. В качестве одного из диагностических инструментов возможно использовать методику оценки педагогической компетентности по критериям (Приложение 1), в которой представлены 15 показателей объединяющихся в информационно-коммуникационный, методический и коммуникативный блок. Если в результате тестирования преподаватель выявляет уровень ниже высокого – базовый или повышенный, ему следует задуматься над методами и формами повышения педагогической компетентности.

Повышение профессиональной компетентности педагогов неразрывно связано с развитием педагогических компетенций, как структурных элементов педагогической компетентности. Такое развитие осуществляется по двум взаимосвязанным траекториям, которые можно условно обозначить как внутреннюю и внешнюю. Внешняя траектория развития педагогического мастерства подразумевает управление процессами извне, например, участие в учебно-методических объединениях, курсы повышения квалификации,

Повышение профессиональной компетенции педагогов

(слева – Т. Аветова, справа – автор статьи И. Криницкая)

С огромной благодарностью к преподавателю курсов повышения квалификации Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

Татьяне Юрьевне Аветовой.

выступления на педагогических конференциях, круглых столах и т. Внутренняя траектория связана с процессами, управляемыми со стороны самого преподавателя, изнутри – с самовоспитанием, саморазвитием и самовоспитанием. По внутренней траектории педагог самостоятельно получает знания, развивает новые навыки и умения, изучает инновационные педагогические технологии, совершенствует способности и психические процессы.

Есть прямая взаимосвязь между эффективностью образовательного процесса и уровнем подготовки педагогических кадров. Вряд ли кто-то будет оспаривать положение о том, что уровень профессиональной компетентности каждого педагога подлежит постоянному, систематическому повышению. Семинары, вебинары, конференции и курсы повышения квалификации не будут обладать продуктивность в отрыве от процесса самообразования преподавателя, который является неотъемлемой потребностью любого творческого педагога. Профессии в области педагогики и психологии обладают повышенной социальной и моральной ответственностью. Не является и исключением преподаватель среднего профессионального образования. Самообразование может рассматриваться и как сознательная познавательная деятельность, в связи с которой педагог становится более добросовестным и ответственным в отношении результатов собственного педагогического труда.

– участие в научно-практических конференциях, семинарах, секциях, круглых столах;

– публикацию статей, материалов по проблемам развития, обучения, воспитания студентов, обобщению опыта;

– обучение на курсах повышения квалификации.

В конце учебного года преподаватели сдают планы-отчёты методисту и председателю предметно-цикловой комиссии (в моем конкретном случае – ПЦК иностранных языков), отчитываются по каждому из пунктов. Также, в каждом учебном полугодии преподаватели сдают подробные отчёты, представленные в таблицах и отражающие:

1) участие преподавателя в мероприятиях регионального, федерального и международного уровней: конференциях, круглых столах, семинарах, тренингах, дискуссиях, вебинарах, конкурсах, олимпиадах, тестированиях и т

2) участие студентов в мероприятиях регионального, федерального и международного уровней: конкурсах, олимпиадах, конференциях, круглых столах, семинарах, дискуссиях и т

3) курсы повышения квалификации/переподготовки преподавателя;

4) сведения о стажировке преподавателя;

5) присвоение грифа.

Самообразование преподавателя – один из важнейших векторов саморазвития и самосовершенствования, и каждый специалист выстраивает собственную траекторию повышения педагогического мастерства соответственно индивидуальных характеристик умственной деятельности, учитывая особенности интеллектуального труда. Самообразование педагогического работника коррелирует со стремлением и умением самосовершенствоваться – педагог может обладать высоким уровнем развития педагогических компетенций и выраженной педагогической компетентностью, большим жизненным опытом, но считать себя образцовым преподавателем, останавливаться на достигнутых результатах он не имеет права.

Повышение уровня профессиональной компетентности не должно быть стихийным, спонтанным и скачкообразным. Лучшая характеристика – планомерность. План по саморазвитию может быть составлен на разные периоды времени – от плана на месяц до плана на весь межаттестационный период. Структура подобного плана педагог может видоизменять самостоятельно – дополнять на свое усмотрение графы, те или иные составляющие – например, удобно добавить графу с отражением результатов деятельности и обозначением последующих задач развития педагогических компетенций.

В качестве примерного, достаточно универсального плана может быть использован следующий:

План повышения профессиональной компетентности:

(фамилия, имя, отчество)

Период: с _______________ до _____________

№Направление развитияФормы развитияСрокиреализации1теоретическое2методическое3психолого-педагогическое4информационное

План представлен таблицей, содержащей информацию по направлениям, формам и срокам реализации повышения профессиональной компетентности.

В направлениях развития обозначены 4 блока: теоретический, методический, психолого-педагогический и информационный. Сроки реализации преподаватель определяет самостоятельно.

Рекомендации по заполнению второго столбца:

1) в теоретическом блоке преподаватель подробно расписывает прописывает:

а) систематическое изучение:

– документов;

– научно-педагогическая литературы;

– материалов периодической печати и различных средств массовой информации, в том числе электронных по педагогической тематике;

б) обучение на курсах повышения квалификации

2) методический блок содержит следующую информацию:

– организация и проведение мастер-классов, открытых уроков определенной тематики;

– посещение практических занятий своего образовательного учреждения и других организаций;

– формирование опыта по использованию в процессе обучения различных технологий

– выступления на мероприятиях учебно-методических объединений (УМО)

участие в вебинарах, семинарах, круглых столах, секциях, тренингах и т.

– выступления на научно-практических конференциях и педсоветах;

– участие в конкурсах;

– анализ и обобщение личного опыта профессиональной деятельности;

3) психолого-педагогический блок включает:

– чтение психолого-педагогической литературы;

– овладение инструментарием психолого-педагогической диагностики и

использование её результатов в работе;

4) информационный блок:

– развитие навыков работы с техническими средствами обучения;

– познавательная деятельность в области информационных технологий;

– изучение способов решения методических, проектных, модельных задач при помощи информационных технологий – опыт реализации информационной деятельности в предметной области;

– творческая деятельность в сфере профессионально-ориентированных информационных технологий.

(Приложение 2 – образец заполненной таблицы с примерным планом повышения профессиональной компетенции).

Совершенствование педагогического мастерства должно соответствовать социальной и творческой активности, перспективным направлениям, в связи с которыми образовательный процесс сориентирован на ответственные отношения между преподавателем и студентом, преподавателем и преподавателем. Профессионально-личностное развитие педагогического работника является главной задачей педагогического образования. Преподаватель – личность и обладатель знаний, умений, навыков, традиций в педагогической практике, носитель определённой информации. Для развития нравственно-ценностных качеств в личности студента – целеустремлённости, доброты, гуманности, справедливости и т. – необходимо наличие данных качеств и в педагоге. Профессиональное становление преподавателя находится в прямой взаимосвязи с его саморазвитием и повышением педагогической компетентности.

Свойства личности педагога и его субъективный опыт влияют на способы и характер повышения профессиональной компетентности, психологическая основа которой – перманентное развитие и планомерное, постоянное повышение уровня квалификации.

Если у преподавателя не происходит профессионального развития, воспитать созидательную, творческую личность не получится, поэтому профессионализм педагога – обязательное требование повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Светлана Князева
Методическая разработка «Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОУ»

Методическая разработка по теме :

«Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОУ».

Подготовила старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 54»

Князева Светлана Николаевна

Приоритетным направлением в своей работе считаю повышение профессиональной компетенции педагогических работников в современных условиях модернизации содержания образования.

Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно – образовательный процесс в изменяющихся условиях.

В настоящее время в системе дошкольного образования в основном работают люди, получившие образование в советской школе, где приоритетным было формирование знаний, умений и навыков. Без фундаментальных знаний обойтись нельзя. Модернизацию педагогических технологий может реализовывать педагог, обладающий инновационным стилем мышления. Поэтому, наряду с обновлением структуры образовательного стандарта, организации работ по содержательному наполнению требований к образовательным программам, условиям их предоставления и результатам освоения для обеспечения перехода на новый стандарт необходимо изменение системы повышения квалификации и переподготовки педагогов, в основе которой лежит развитие творческого педагогического мышления.

Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала педагога.

Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.

Качество дошкольного образования напрямую зависит от качества квалификации воспитателей, их компетентности. Профессионализм работы педагога обеспечивает формирование качественно новой системы образования, является одним из ключевых условий развития детей, их успешной социализации. Поэтому сегодня требования к педагогическим работникам не ограничиваются стажем работы и дипломом об образовании. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность. Поэтому подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог – психолог, педагог – технолог.

Я считаю, что систематическая работа, организованная с педагогами ДОУ в условиях образовательного учреждения по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень. Я убеждена, что особенностью методической деятельности на современном этапе является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск.

Поэтому выбранная мною работа по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОУ»- является актуальной.

Основная цель моей деятельности: «Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогов».

Для достижения цели поставила следующие задачи:

Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.

Организация работы по изучению и реализации новых образовательных стандартов и программ.

Овладение педагогами инновационными методиками и внедрение их в педагогическую деятельность.

Достижение более высоких результатов в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.

Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов.

Для целостного представления о возможных путях, способах формирования профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений мною были рассмотрены ключевые понятия: профессиональная компетентность и профессионализм.

Раскроем понятие «профессионализм» – это особое свойство людей, систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

Хуторской пишет: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к

ней и предмету деятельности». Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией – значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.

Суходольский отмечает, что профессиональная компетентность педагога это – «способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками».

Таким образом, анализ различных точек зрения, позволяет определить профессиональную компетентность педагога как – многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а так же интегрированные показатели его культуры.

С целью получения объективной информации, об уровне профессиональной компетентности педагогов нашего ДОУ, я использовала шкалу профессиональной компетентности, разработанную на основе исследований Е. Ноздриной. (Приложение 6)

Источниками информации для нее были выбраны целенаправленное наблюдение за деятельностью воспитателей и специалистов ДОУ, а так же метод анкетирования. (Приложение 7)

Полученные данные показали, что в образовательном процессе педагоги предпочитают совмещать новые и традиционные методы и формы работы, так как недостаточно ориентируются в современных технологиях, приемах организации своей деятельности. При этом потребность в методической помощи высказали большинство педагогов : 60 % хотели бы получить помощь при возникновении проблемы.

Сами педагоги готовы делиться накопленным опытом, однако не стремятся выйти за пределы коллектива своей группы.

Распределение педагогов по уровням профессиональной компетентности оказалось следующим : 50 % имеют низкий уровень, 36 %- средний и 14 %- высокий.

Исходя из данных результатов и поставленных задач, мною была разработана модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

Структура состоит из следующих блоков:

Создание материально- технической базы.

Диагностика профессиональной компетентности педагогов.

Разработка плана прохождения курсов по повышению квалификации.

Разработка плана самообразования педагогов.

Организация мероприятий, направленных на теоретическую подготовку воспитателей.

Оказание методической помощи педагогам на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категории).

Организация мероприятий, направленных на изучение и реализацию ФГОС ДО.

Внедрение мероприятий, направленных на повышение ценностного отношения к профессии.

Овладение информационно- коммуникативными технологиями.

Использование активных методов в разных формах методической работы.

Внедрение мероприятий, направленных на освоение педагогами инновационными педагогическими технологиями.

Организация постоянного самообразования воспитателей и специалистов.

Включение педагогов в творческий поиск.

Данная модель реализуется с помощью комплексного подхода и опирается на следующие принципы:

Принцип актуальности, единства теории и практики- практической реализации законодательных актов, положений современного дошкольного образования, учета современного заказа общества, ориентацию на социальную значимость личности педагога.

Принцип научности, нацеливающий на соответствие всей системы повышения профессиональной компетенции педагогов современным научным достижениям.

Принцип системности и комплексности.

Принцип направленности, последовательности, преемственности, непрерывности, коллективности предусматривает превращение методической работы в часть системы непрерывного образования, полный охват педагогов различными формами методической работы.

Принцип создания благоприятных условий работы- моральных, психологических, наличие свободы творческой реализации в деятельности педагога.

Принцип постоянного самообразования педагогов.

Принцип креативности.

При организации методической поддержки педагогов использую в работе разнообразные методы, формы и приемы работы.

Методы работы :

• Когнитивный: методов эвристических вопросов, метод сравнения, метод эвристических наблюдений, метод конструирования правил, метод гипотез;

• Креативный (интерактивный метод);

• Оргдеятельностный метод самоопределения.

Распределение форм и методов

Формы работы Методы и приемы

Групповая (для всего педагогического коллектива) -презентации по проблеме и ее дальнейшее совместное обсуждение;

-метод обучения активному мышлению;

-педагогический совет (традиционный / нетрадиционный);

-с включением интерактивных форм;

Коллективный просмотр педагогической деятельности;

Подгрупповая -методические секции;

-наблюдение воспитательно-образовательного процесса;

-тесты и тестовые задания

Чтобы данная методическая помощь оказалась эффективной мною был проанализирован образовательный статус, возрастной показатель и уровень квалификации педагогов. В результате которого была проведена дифференциация всего педагогического коллектива на группы. Таким образом, в ДОУ было выделено 4 группы и определены формы работы.

Дифференциация групп Формы методической работы

Педагоги – мастера Педагогическая мастерская, мастер-класс, отчеты, презентации

Педагоги успешные, подающие надежды Конкурс профессионального мастерства, творческие группы

Педагоги- классики Творческие группы, консультирование по использованию инновационных технологий.

Молодые педагоги и педагоги не желающие по каким-либо причинам заниматься самообразованием и ростом личного мастерства Собеседование, временные творческие группы, наставничество, консультации.

Первоочередной задачей для более углубленной теоретической подготовки педагогических кадров стало своевременное прохождение курсовой подготовки- основы повышения педагогической компетентности, качества познавательно-практической деятельности. Для ее решения мною был разработан план повышения квалификации, основанные как на бюджетной так и на платной основе. После возвращения с курсовой подготовки каждый педагог в разных формах методической работы : «Вооружись новинками», «Примите к сведению», «Учимся снова» знакомил коллектив с новинками науки и практики, рефератом или проектом.

Данные мини- отчеты:

-обуславливают понимание важности пополнения педагогических знаний;

-побуждают других педагогов своевременно получить курсовую подготовку;

-оказывают информационную, консультативную помощь;

-обогащают опыт работы;

-дают возможность пережить радость успеха публичного выступления, умение вступать в диалог, дискутировать;

-помогают организовать взаимообучение.

В течение реализации методической модели по повышению профессиональной компетентности педагогов мною были подготовлены и проведены мероприятия по формированию готовности педагогов к инновационной деятельности, созданию условий, необходимых для теоретического и практического осмысления опыта других ДОУ нашего района. Проведены консультации и презентации: «Метод проектов в образовательной работе детского сада», «Система работы по развитию познавательного интереса у детей средствами экспериментальной деятельности», «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как средство реализации ФГОС» и другие.

Такой подход учит педагогов выделять новое в работе, анализировать имеющийся опыт, условия, осознанно подходить к выбору методической темы. В процессе такой работы был освоен и внедрен в практику метод проектов.

Для организации образовательного процесса в современных условиях модернизации педагоги были обеспечены необходимой информацией о новинках методической литературы, об основных направлениях развития сферы дошкольного образования.

Основным направлением в этой обрасти явилось ознакомление, изучение и реализация ФГОС ДО. Для успешной реализации ФГОС ДО мною был создан план. (Приложение). Создана творческая группа по разработке ООП ДОУ.

Для педагогов проводились консультации:

– «ФГОС- основа модернизации дошкольного образования»;

– «Организация образовательной деятельности (ОД) в соответствии с ФГОС ДО»;

-«Организация предметно- пространственной развивающей среды ДОУ с учетом требований ФГОС»;

-семинар- практикум: «Обучение педагогов работе на компьютере»;

«Ведение рабочих программ в ДОУ»;

-деловая игра: «Своя игра»;

В результате такой работы педагоги освоили ФГОС ДО, разработали рабочие программы.

Одним из факторов повышения профессиональной компетенции является самообразование педагогов. Полезным делом в повышении уровня самообразования в нашем дошкольном учреждении стало составление портфолио педагога, позволяющее каждому специалисту грамотно планировать свою деятельность. С портфолио может ознакомиться любой педагог. Пополненный опыт педагогов позволил им реализовать свой творческий потенциал, который реализуется в кружковой работе, участии в городских и районных конкурсах.

Педагоги выросли профессионально, у них ярко выражен интерес у инновациям, они возглавляют работу творческих групп, обобщают свой опыт на районных методических объединениях.

Исходя из вышеизложенного можно подвести итоги:

в процессе систематической методической работы была разработана и апробирована модель по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ, результатами которой являются следующие показатели: 68 % педагогических работников повысили уровень теоретической подготовки.

По результатам повторного исследования по шкале профессиональной компетентности педагогов все педагоги улучшили свой профессионализм. В ДОУ реализован план внедрения ФГОС ДО. Реализуется постоянно действующий семинар по реализации ФГОС. Разработана и внедрена основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 54», рабочие программы специалистов и воспитателей.

Педагоги ДОУ овладели ИКТ технологиями, методом проектирования, опытно- экспериментальной деятельностью.

По итогам мониторинга у дошкольников наблюдаются положительные тенденции в освоении основной образовательной программы. Воспитанники ДОУ являются дипломантами и лауреатами конкурсов различного уровня. Педагоги участвуют в дистанционных всероссийских, городских и районных конкурсах, распространяют и обобщают свой передовой опыт.

Шкала профессиональной компетенции педагогических кадров ДОУ

Высокий уровень: для педагога характерны стремление к исследовательской деятельности; ярко выраженное чувство нового. Он стремится к творческому преобразованию опыта на основе актуальных потребностей. Доминирующими внутренними мотивами педагога становятся такие, как личностный, профессиональный рост, возможность экспериментирования, творчество, самовыражение, стремление продемонстрировать свои способности, уровень собственных достижений, проявить инициативу. Можно адекватно оценить свои успехи и неуспехи в том или ином виде деятельности.

Средний уровень: для педагога характерны позиция «Я умею», выражающаяся в готовности к работе, владении учебным материалом и методиками, способность к объективному анализу теории и практики воспитания и обучения. Присуща потребность в признании и самоутверждении, однако стремление к демонстрации своих достижений не проявляется в явной мере, он предпочитает участие в коллективных дискуссиях, реже становится инициатором личных выступлений. Реализуя потребность быть признанным, стремится к повышению своей квалификации, охотно участвует в конкурсах. Может адекватно оценить свои успехи и неуспехи в том или ином виде деятельности.

Низкий уровень: для педагога характерны консерватизм, нежелание осваивать новшества, возможна неадекватная (чаще заниженная самооценка). Доминантой в данном случае служит потребность в принадлежности. Ему важно ощущать себя частью коллектива, группы, однако он не стремится участвовать в выступлениях перед коллективом. Может положительно оценивать активные формы работы с педагогами, однако увереннее чувствует себя в коллективной работе, не требующей открытого проявления своего мнения перед аудиторией. Перед выбором использования готового решения против создания своего оригинального продукта предпочитает первое, зачастую из-за неуверенности в правильности своего решения. Практически всегда ищет одобрения своим действиям; болезненно воспринимает критику коллег и руководителя.

Анкета для педагогов ДОУ «Профессиональный портрет»

Уважаемые коллеги! Предлагаем вам ответить на несколько вопросов анкеты, целью которой является получение актуальной информации для повышения качества методической поддержки педагогов нашего ДОУ.

Выберите наиболее подходящие для Вас варианты ответов на предложенные вопросы и отметьте их галочкой либо предложите свой вариант.

Фамилия имя отчество

Стаж моей профессиональной деятельности :

А) до 5 лет;

Б) от 5 до 10 лет;

В) от 10 до 20 лет;

Г) свыше 20 лет.

Я считаю, что мне:

А) требуется методическая помощь в организации педагогического процесса;

Б) методическая помощь требуется лишь частично;

В) не требуется методической помощи в организации педагогического процесса.

А) предмет постоянной заботы: я стараюсь всегда быть в курсе новинок и передового опыта в образовании; при возникновении затруднений обращаюсь как к практическому опыту решения данной проблемы, так и к ее научным обоснованиям;

Б) вопрос эпизодический: при возникновении затруднений стараюсь найти подходящее решение в передовом опыте педагогов – практиков;

В) считаю имеющийся у меня опыт и квалификацию достаточными для успешного решения поставленных педагогических задач.

В своей работе с детьми я:

А) использую традиционные форы и методы работы;

Б) совмещаю новые и традиционные формы и методы работы;

В) стараюсь внедрять современные подходы к организации педагогического процесса.

Если на вопрос №4 вы ответили «А» или «Б», пожалуйста, ответьте на вопрос №5. Если на вопрос №4 вы дали ответ «В», пропустите вопрос №5.

Я не использую / мало использую в своей работе современные подходы (методы, приемы, технологии, потому что:

А) традиционные формы и методы работы наиболее отвечают моим предпочтениям;

Б) хотелось бы использовать современные технологии и методы в своей работе, однако я не имею о них достаточных представлений;

В) (свой вариант) ___

А) чаще всего использую традиционные, наработанные методы и приемы, предпочитаю пользоваться созданными ранее мной или моими коллегами, либо опубликованными готовыми конспектами тех или иных мероприятий;

Б) могу создать свое оригинальное решение задачи, когда в этом возникает необходимость;

В) всегда стараюсь творчески преобразовать имеющийся материал либо создаю свой.

При необходимости получить методическую, практическую помощь в своей работе я, скорее всего, обращусь:

А) к заведующему, старшему воспитателю ДОУ;

Б) к коллегам по детскому саду, другим специалистам детского сада;

В) предпочитаю решать проблемы в кругу педагогов своей группы.

А) активный участник: всегда стремлюсь участвовать в подготовке методических мероприятий, выступлениях перед коллегами, активных обсуждениях;

Б) оппонент: личным выступлениям предпочитаю участие в обсуждении выступлений своих коллег, при необходимости могу включиться в активные действия;

В) наблюдатель: предпочитаю оставаться в стороне, часто теряюсь при необходимости вступить в диалог.

В основном я посещаю методические мероприятия :

А) с удовольствием, с ожиданием открытия для себя нового и интересного;

Б) с чувством вынужденности моего присутствия;

В) затрудняюсь ответить.

В данный момент я:

А) хорошо разбираюсь в современных подходах к организации педагогического процесса в ДОУ;

Б) слабо разбираюсь в современных подходах к организации педагогического процесса в ДОУ.

Я могла бы поделиться опытом работы по следующим направлениям педагогической деятельности___

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *