презентация на тему развития профессиональных компетенций

• Прогностические умения :
• формулировка диагностируемых образовательных целей и задач;
• отбор методов их достижения;
• предвидение возможных отклонений при достижении результата,
нежелательных явлений и выбор способов их преодоления;
• мысленная проработка структуры и отдельных компонентов
образовательного процесса;
• предварительная оценка затрат средств, труда и времени участников
образовательного процесса;
• конструирование содержания взаимодействия участников
образовательного процесса.

Презентация к педсовету “Повышение профессиональной компетенции учителя”

презентация на тему развития профессиональных компетенций


поиск информации, ее адаптацию к
, ее адаптацию к
эффективный поиск информации
эффективный
особенностям педагогического процесса
особенностям педагогического процесса
различными
с
работу
квалифицированную
работу
различными
с
 квалифицированную
ресурсами,
готовыми
информационными
ресурсами,
готовыми
информационными
комплексами,
программно-методическими
комплексами,
программно-методическими
проектировать
решение
позволяющими
проектировать
решение
позволяющими
педагогических проблем и практических задач;
педагогических проблем и практических задач;
познавательную
регулярную
познавательную
 регулярную
деятельность, готовность к ведению дистанционной
, готовность к ведению дистанционной
деятельность
образовательной деятельности;
образовательной деятельности;
использование
использование компьютерных и мультимедийных
компьютерных и мультимедийных
технологий в образовательном процессе;
в образовательном процессе;
технологий
школьной документации на электронных
ведение
ведение школьной документации
на электронных
носителях. носителях. самостоятельную
самостоятельную

Профессиональная компетентность

«Профессионально компетентным
можно назвать такой труд учителя,
в котором на достаточно высоком
уровне осуществляется
педагогическая деятельность,
педагогическое общение,
реализуется личность учителя,
достигаются хорошие результаты в
обученности и воспитанности
школьников» (А. Маркова)

• Педагогическим тактом (от лат. tactus – прикосновение)
называется чувство меры в выборе средств педагогического
воздействия, умение в любом случае использовать самые
оптимальные способы воспитательного воздействия, не
переходя некоторую грань. В педагогическом такте ценностное
отношение к ученикам и нравственные качества учителя, среди
которых доброжелательность, внимание и понимание,
уважение достоинства ученика и своего собственного
объединяются с терпением и выдержкой, умением
контролировать свое эмоциональное состояние и принимать
обдуманные решения. • Педагогический такт заключается в сочетании уважения к
личности ребенка с разумной требовательностью к нему.

Компетенции в организации учебной
Компетенции в организации учебной

деятельности
деятельности
•Компетентность в целеполагании. •Предметная компетентность. •Методическая компетентность. •Готовность к сотрудничеству. •Знание психологических
характеристик ученика как субъекта
учебной деятельности. Компетентность в
Компетентность в
установлении
установлении
субъект-
субъект-
субъектных
субъектных
отношений
отношений
Компетентность в
Компетентность в
использовании
использовании
современных средств
современных средств
и систем организации
и систем организации
образовательного
образовательного
процесса
процесса
•Умение использовать средства и
методы обучения, адекватные
поставленным задачам, уровню
подготовленности обучающихся, их
индивидуальным характеристикам. • Умение обосновать выбранные
методы и средства обучения
14

План

Общая характеристика современного педагогического
образования. Профессиональная компетентность педагога: современные
подходы
3. Педагогическая характеристика основных компонентов
профессиональной компетентности. Пути развития и формирования профессиональной
компетентности.

Слайды и текст этой онлайн презентации

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Слайд 2

презентация на тему развития профессиональных компетенций

«Развитие профессиональных компетентностей педагогов школы как фактор повышения качества образования»

Слайд 3

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Повестка педсовета:
Профессиональная компетентность и компетенции современного учителя. Профессиональный стандарт педагога. Профессиональный рост, требования к современному педагогу. Работа с детьми повышенной учебной мотивации. Как разбудить в ребенке одаренность?
ИКТ – компетентность – одна из ключевых. Психолого-педагогическое сопровождение адаптивных основных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и создание специальных образовательных условий. Самоанализ деятельности педагога.

Слайд 4

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Слайд 5

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Современный ученик + Современный учитель

Слайд 6

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Слайд 7

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Современный ученик. Какой он?

Слайд 8

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Слайд 9

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Слайд 10

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Слайд 11

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Слайд 12

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Что значит быть компетентным?

Слайд 13

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Профессиональная компетентность и компетенции современного учителя

Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле. Аристотель.

Слайд 14

презентация на тему развития профессиональных компетенций

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

«Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников и всему новому учителя- ключевая особенность современной школы» Национальная образовательная стратегия- инициатива «Наша новая школа»

Слайд 15

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Компетенции
и
Компетентность

Слайд 16

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Компетенция-
1. Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав. Совокупность взаимосвязанных качеств личности(знаний,умений, навыков, способов деятельности), реализуемых в прцессе деятельности.

Слайд 17

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности

Слайд 18

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Краткость – сестра таланта

Компетенции –
это требования

Компетентность – это проявление этих требований

Слайд 19

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Слайд 20

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Слайд 21

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Основные составляющие компетентности
Профессиональная компетентность — качество действий учителя, обеспечивающих:
эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей;
владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т. , методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование;
использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятии с учащимися, осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Слайд 22

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Информационная компетентность — качество действий учителя, обеспечивающих: – эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям; – формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами; – квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач; – использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; -регулярную самостоятельную познавательную деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности; – использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе; -ведение школьной документации на электронных носителях

Слайд 23

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Коммуникативная компетентность — качество действий учителя, обеспечивающих: -эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; – установление контакта с учащимися разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; – умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; – умение убеждать, аргументировать свою позицию; -владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации

Слайд 24

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Правовая компетентность — качество действий учителя, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти, а также локальных актов и иной школьной документации для решения соответствующих профессиональных задач.

Слайд 25

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Слайд 26

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Слайд 27

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Новые профессиональные компетенции педагога, включенные в Профстандарт
 Работа с одаренными учащимися
 Работа в условиях реализации школьной программы инклюзивного образования
 Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным
 Работа с учащимися массовых школ, имеющими проблемы в развитии
 Работа с девиантными социально запущенными учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении
 Мониторинг и экспертиза качества обучения, соответствующие международным стандартам

Слайд 28

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут. Аристипп
ЛИЦА ДЕТЕЙ МЕНЯЮТСЯ БЫСТРЕЕ УЧИТЕЛЬСКИХ. ЗА НИМИ НУЖНО ПОСПЕВАТЬ, ПРИЧЕМ ДЕЛАТЬ ЭТО, КАК УЖЕ БЫВАЛО НЕ РАЗ, ПРИХОДИТСЯ В КРАЙНЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ. ЯМБУРГ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Слайд 29

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Слайд 30

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение – это основные условия для формирования компетентности и авторитета педагога

Слайд 31

презентация на тему развития профессиональных компетенций

«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным». Дистервег

Слайд 32

презентация на тему развития профессиональных компетенций

Считать повышение профессиональной компетентности педагогов приоритетной задачей педагогического коллектива и необходимым фактором повышения качества образования. В планы работы предметных МО учителей включить мероприятия, направленные на развитие ключевых профессиональных компетенций педагогов. Особое внимание уделить планированию работы по подготовке детей к олимпиадам. Повышать уровень качества знаний учащихся через развитие их учебной мотивации с использованием новых педагогических технологий. Школьному методическому совету организовать и провести смотр-конкурс портфолио учителя. Проект решения педсовета:

Формирование профессиональных компетенций выпускника высшей школы

Формирование профессиональных компетенций выпускника высшей школы Пермский государственный технический университет

Компетентностная модель выпускника (проект третьего поколения ФГОС ВПО)

Определения Компетентность – способность и готовность индивидуума применять на практике приобретенные знания и уменияКомпетентность специалиста – способность и готовность осуществлять деятельность в определенных профессиональных условиях, интегрированная характеристика личности, одной из составляющих которой является профессиональная квалификацияКомпетенция – обозначение образовательного результата, выражающегося в подготовленности выпускника к реальному владению методами, средствами деятельности, обладанию такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет достигать поставленной цели. Компетенция – «знания в действии»Компетенция = знания + умения + навыки + опыт деятельности

Содержание и структура компетенции

Формирование перечня компетенций Составление списка основных работодателейФормирование вузом перечня компетенций по данному направлению подготовки специалистов на основании:стандартов прошлого поколения;опыта преподавательского состава;рекомендаций экспертов;отзывов выпускниковОформление анкетыРассылка анкеты и сбор результатовАнализ результатов, выявление важнейших компетенций, отмеченных большинством работодателейВыделение ядра компетенций и выбор направлений целевой подготовки

Схема выявления компетенций специалиста

Проектирование образовательной программы

Связи между компонентами компетенций и учебными модулями

Процесс формирования компетенций

Содержание компетенций в стандарте

Инструкция по созданию

Далее мы рассмотрим, как по пунктам создать индивидуальный план развития сотрудника. Вам же необходимо будет адаптировать его под Вашу компанию, ее ценности и требования к уровням сотрудников.

Важно. Шаблон для оценки -> текущая оценка сотрудника. Шаблон плана индивидуального развития -> план развития. Далее по тексту я подробно расскажу, как применить шаблоны на деле.

Шаг 1. Определяем цель для работодателя

Первым делом решим, что на самом деле важно для компании. От цели будет зависеть весть план. И далее разберем самые типичные варианты целей плана развития:

Цель 1. Уменьшить текучесть кадров. Для этого:

  • Сотруднику должно быть комфортно на занимаемой должности;
  • Сотрудник должен иметь возможность для развития и карьерного роста;
  • Руководство должно быть компетентным и правильно организовать работу подчиненных.

Цель 2. Экономический рост и развитие на рынке. Для этого:

  • Сотрудник должен обладать хорошей теоретической и практической подготовкой;
  • Сотрудник должен чувствовать причастность к результатам фирмы;
  • Сотрудник должен знать, что может получить при достижении конкретных результатов (премия и т.д.).

Цель 3. Создать командный дух и отношения в коллективе. Для этого:

  • Сотрудник должен обладать определенным эмоциональным интеллектом;
  • Сотрудник должен знать структуру компании, кто, где и когда может предоставить нужную информацию;
  • Сотрудник должен адаптироваться к изменениям и делать это без конфликтов;
  • Руководству важно правильно развивать сотрудничество между разными отделами компании.

Шаг 2. Разрабатываем индикаторы

Для достижения поставленных целей разрабатываются индикаторы, по которым и будет оцениваться персонал. Для каждого бизнеса индикаторы могут быть свои, но для Вашего удобства я выделила стандартные параметры для оценки и их расшифровала (они есть в шаблоне):

  • Системное мышление. Умение структурировать и анализировать информацию, делать выводы и прогнозы, оценивать риски и последствия собственных действий;
  • Рациональное поведение и коммуникативные навыки. Способность управлять своим поведением  и принимать взвешенные решения опираясь на логику и обратную связь;
  • Нацеленность на результат. Способность ставить смелые цели, фокусироваться на достижении результата и находить возможности для повышения эффективности работы;
  • Исполнительская дисциплина. Соблюдение принятых в компании стандартов, правил и процедур. Способность выбирать оптимальный способ реализации поставленных целей;
  • Самосовершенствование. Открытость новым знаниям и опыту, способность самостоятельно наращивать свою профессиональную компетентность, всесторонне развиваться;
  • Клиентоориентированность. Принятие на себя личной ответственности за обслуживание клиента, исправление возникающих проблем, развитие прочных отношений с ним;
  • Сотрудничество. Активное взаимодействие с другими людьми, способность конструктивно разрешать возникающие противоречия и преодолевать конфликты;
  • Внутренняя целостность и открытость. Способность проявлять искренность в общении, быть честным с собой и порядочным во взаимодействии с другими людьми.

Часто оценка сотрудника привязана к ценностям компании, которые перечислены в первом столбце шаблона-примера. То есть руководителю важно знать, насколько работник подходит компании “по духу”.

2 Учитываем уровень должности

Важное замечание. С повышением уровня должности ответственность по той или иной компетенции растет. Пример в таблице ниже.

После разработки индикаторов с учетом разных должностей,
важно узнать у самих сотрудников, что для них важно и чего они хотят добиться.

Шаг 3. Определяем цель для работника

Большую часть своей жизни мы проводим на работе. Это как второй дом. Поэтому нужно, чтобы условия соответствовали желаемым, и были предоставлены все возможности для развития сотрудника. И далее самые типичные цели:

  • Карьерный рост. Развитие профессиональных компетенций может помочь вырасти в должности. То есть после оценки за определенный период сотруднику нужно будет научиться новому или усовершенствовать свои умения и навыки;
  • Высокий доход. С эффективностью работника возрастают его возможности. Если работник достаточно быстро и хорошо может выполнять текущие функции, то он может расширить свою ответственность и просить прибавки;
  • Важный опыт. Сотрудник может получать опыт от всего, что происходит в фирме. Это и выстраивание межличностных и деловых отношений, и теоретические знания, и ориентация на результат, что может выступать в качестве индикаторов в ИПР;
  • Личные качества. Для сотрудников, которых устраивает их положение в организации, индивидуальный план профессионального развития помогает развивать какие-то личные качества, например, коммуникабельность.

Важно. Специально для Вас я подготовила детальный шаблон оценки сотрудника с делением по уровням компетенций. Ссылка на скачивание -> шаблон.

Шаг 4. Оцениваем текущий уровень

Способы оценки текущего уровня сотрудника очень обширны для работодателя. Чаще всего выбор методов оценки зависит от времени. Расскажу про самые основные методики оценки:

  • Тестирование. Чаще всего это проверка теоретических знаний, как в школе или университете. Это нужно, чтобы выявить пробелы именно в профессиональных навыках;
  • Ролевая игра (командная оценка). В данном случае задается игра или ситуация, а оценщик внимательно следит за распределением ролей сотрудников в процессе: кто выбился в лидеры, кто принял важные решения и т.д.;
  • Решение бизнес-кейса. Сотруднику выставляется задача. В течение определенного периода сотрудник анализирует информацию, ищет решение, оформляет его в презентабельный вид и защищает свой кейс перед оценщиком;
  • Самопрезентация. Сотрудник готовит информацию о себе за определенный период, что он делал, чего достиг, чему научился. Данная информация должна сопровождаться комментариями и примерами, которые может подтвердить кто-то еще.

Ого. как много методов

Шаг 5. Считаем сводную оценку

После оценки любым выбранным способом, результаты отражаются в сводном файле оценки, который мы рассматривали выше. Сотруднику самостоятельно или его руководителю необходимо выставить значение по каждому параметру в процентах от 0% до 120%.

Внизу таблицы
подсчитывается средний балл оценки и приводится интерпретация результатов.

На основании итоговой оценки производится поиск проблемных зон, разработка мероприятий для их развития. Сотрудники, набравшие высшие баллы, как правило, вносятся в кадровый резерв на вышестоящие должности.

Шаг 6. Разрабатываем мероприятия

По файлу сводной оценки выявляются параметры, по которым сотрудник набрал меньше всего баллов. Это и будет приоритетами развития. Подтянув слабые зоны к моменту следующей оценки, сотрудник может увеличить свой общий балл.

Для каждого приоритета развития разрабатывается
комплекс мероприятий, которые должны помочь повысить уровень развития.

Например, оценку проходит торговый представитель. Он хочет стать руководителем торговых представителей, однако по файлу сводной оценки мы видим, что у сотрудника “просадка” по пунктам исполнительская дисциплина (80%) и сотрудничество (75%).

Так, на основании выделенных приоритетов развития разрабатываются конкретные действия по достижению поставленных целей и вносятся в план индивидуального развития. Также заполняются и все остальные ячейки плана.

Ну вот и все, как составить индивидуальный план развития сотрудника разобрались. Теперь Вы можете сделать такой же для любого работника Вашей компании.

Кстати. Если Вы хотите, чтобы Ваши сотрудники лучше продавали, то рекомендую внедрять скрипты. Например, начните с шаблонов. Мы их разработали под разные задачи на основании нашего опыта (8+ лет). Инвестиции-копейки, окупятся в считанные дни. Кликайте -> Шаблоны скриптов продаж.

• Профессионально-ценностные ориентации,
включенные в компонентный состав
компетенции, выступают в качестве важнейшей
характеристики личности, активизируют
внутренние механизмы личности (потребности,
мотивы, установки, отношения), стимулируют
профессионально-личностное развитие
специалиста, поскольку играют стратегическую
роль в поведении и деятельности. • Профессиональная направленность личности
учителя включает интерес к профессии учителя,
педагогическое призвание, профессиональнопедагогические намерения и склонности

«Как никто не может дать другому того, 
«Как никто не может дать другому того, 
чего не имеет сам, так не может развивать, 
развивать, 
чего не имеет сам, так не может 
воспитывать и образовывать других тот, 
других тот, 
воспитывать и образовывать 
кто сам не является развитым, воспитанным 
развитым, воспитанным 
кто сам не является 
и образованным». и образованным». Дистервег
А. Дистервег

• Педагогическая этика – это полное уравновешивание
нравственных чувств сознания и поведения педагога. Все эти
качества должны присутствовать в его культуре общения с
детьми, с любыми другими людьми, в педагогическом такте
учителя. • Учитель – это не только профессия, но и социальный статус.

Мотивационно-личностная готовность:
1. Профессиональные качества личности,
характеризующие отношение к:
• педагогическому труду (профессиональноценностные ориентации),
• к ребенку,
• к себе, как профессионалу. Профессиональные способности
21

• Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направленной на себя. • Рефлексия может пониматься как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ
своих собственных учительских действий. • Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом
педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того,
насколько и как другие участники образовательного процесса
(учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают его как педагога, его
личностные особенности, эмоциональные реакции, профессиональные
способности и возможности. • Педагогу очень важно установить, в какой мере полученные
(положительные или отрицательные) результаты являются следствием
его собственной деятельности.






учителя заинтересовывают новым материалом,
учителя заинтересовывают новым материалом,
привлекают внимание к нему перед объяснением
привлекают внимание к нему перед объяснением
урок начинается со стимулирующего введения
урок начинается со стимулирующего введения
устанавливается связь с пройденным материалом
устанавливается связь с пройденным материалом
объяснения ясны и доступны, используются
объяснения ясны и доступны, используются
подходящие слова и термины
подходящие слова и термины
учеников побуждают оценивать свою работу
учеников побуждают оценивать свою работу

доброта и дружелюбие демонстрируются учителями
 доброта и дружелюбие демонстрируются учителями
посредством улыбок, юмора
посредством улыбок, юмора
учителя практикуют достаточно часто использование
учителя практикуют достаточно часто использование
специальных приемов активизации внимания
специальных приемов активизации внимания

• Успешная профессиональная деятельность предусматривает овладение
наставником основами общетеоретических дисциплин в объеме, который нужен
для решения педагогических, научно-методических и организационноуправленческих задач. Среди этих задач можно выделить следующие:
–– знание основ философии, объясняющей общие законы природы и бытия человека,
обеспечивающей выяснение смысла собственной жизни и профессиональной
деятельности;
– знание о мировой и отечественной истории и культуре, формах и способах научного
познания и их эволюции, места науки в развитии общества;
– знание основ экономической и социальной жизни общества. • Вне зависимости от специфики преподаваемой дисциплины педагогу нужно знать
основы права и ведущие правовые документы, которые определяют социальную и
образовательную политику государства. К таким документам относят:
– Конституцию и законы Российской Федерации;
– решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам
образования;
– Конвенцию о правах ребенка. И др. нормативные документы

«Новые» компетенции педагога
Знание основных закономерностей развития, стадии
и кризисы развития, социализации личности,
индикаторы индивидуальных особенностей
траекторий жизни, их возможных девиаций
личности, основы их психодиагностики


«Системно­деятельностный подход в обучении» (2011)
 «Системно­деятельностный подход в обучении» (2011)
«Реализация принципа индивидуализации обучения, 
 «Реализация принципа индивидуализации обучения, 
развитие творческого потенциала учащихся через 
развитие творческого потенциала учащихся через 
использование ИКТ»(2012)
использование ИКТ»(2012)
“Современный урок через внедрение новых 
“Современный урок через внедрение новых 
педагогических и информационных технологий» (2013)
педагогических и информационных технологий» (2013)
«Самостоятельная работа на уроке как один из способов 
 «Самостоятельная работа на уроке как один из способов 
повышения его эффективности» (2014)
повышения его эффективности» (2014)
«Формирование УУД средствами учебных предметов» 
 «Формирование УУД средствами учебных предметов» 
(2015)
(2015)
«Оценочная деятельность учителя и ученика в 
 «Оценочная деятельность учителя и ученика в 
образовательном процессе». (2016)
образовательном процессе». (2016)

• Понятие «профессиональная
компетентность» (от лат professio –
официальное занятие, competo – соответствовать,
подходить) в «Энциклопедии профессионального
образования трактуется как интегральная
характеристика деловых и личностных качеств
специалиста, отражающая уровень знаний и
умений, достаточный для осуществления цели
данного рода деятельности

• Все требования к культуре учителя записаны в
педагогической этике. Этика (от греч. ethos – обычай,
нрав, характер) – наука о нравственности. Самое
важное требование педагогической этики – любовь к
детям – важное качество учителя. • Любить детей – это не просто проявлять чувство, это
еще и принятие ученика таким, какой он есть, а не
таким, каким он хочет себя показать. Также важно
сопереживать ему и стараться помочь ученику в его
развитии.

Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно. Демонстрировать заинтересованность в успехе
учащихся,
Побуждать к выражению своей точки зрения,
Включать учащихся в разные виды деятельности
Учить задавать вопросы и высказывать предложения
Учить выслушивать и стараться понять мнение других
Учить осуществлять самооценку своей деятельности
Учить работать в группе
Делиться с учениками своими мыслями, чувствами
Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и
помогать справляться с ними
15

• В зависимости от объекта прогнозирования прогностические умения
объединяются в три группы:
• прогнозирование развития коллектива (его уровня, динамики,
структуры, системы взаимоотношений; изменение положения актива и
отдельной личности в коллективе и т. );
• прогнозирование развития личности (интегративных личностных
качеств, чувств, воли, поведения, возможные отклонения в развитии и
поведении личности; трудности в установлении контактов и
взаимоотношениях со сверстниками);
• прогнозирование педагогического процесса (образовательных,
развивающих и воспитательных возможностей содержания
образования, затруднений учащихся в учении и других видах деятельности; прогнозирование результатов использования тех или иных
методов, средств и приемов образования).

 установление контакта
(лицами,
(лицами,



взаимодействий
взаимодействий
с
с
определенных
определенных
достижения
достижения
родителями
родителями
установление контакта с учащимися разного
с учащимися разного
возраста,
их
возраста,
их
замещающими), коллегами по работе;
замещающими), коллегами по работе;
умение вырабатывать стратегию, тактику и
умение вырабатывать стратегию, тактику и
технику
людьми,
людьми,
технику
организовывать их совместную деятельность
организовывать их совместную деятельность
социально
для
для
социально
значимых целей;
значимых целей;
умение
позицию;
позицию;
искусством, ,

искусством
грамотностью устной и письменной речи,
грамотностью устной и письменной речи,
публичным представлением результатов своей
публичным представлением результатов своей
работы, отбором адекватных форм и методов
работы, отбором адекватных форм и методов
презентации. презентации. убеждать, аргументировать свою
, аргументировать свою
умение убеждать
владение
владение
ораторским
ораторским

• Критериями сформированности
профессиональных компетенций выступает
степень проявления, развития у специалиста
отдельных компонентов, включающих:
• профессионально-личностные (мотивационноличностная готовность),
• профессионально-содержательный
(теоретическая готовность),
• профессионально-деятельностный компоненты
(практическая готовность)

Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования

00
ОБРАЗОВАНИЕ И
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
КВАЛИФИКАЦИЯ
44. 01
Педагогическое образование
Академический бакалавр
Прикладной бакалавр
44. 02
Психолого-педагогическое образование Академический бакалавр
Прикладной бакалавр
44. 03
Специальное (дефектологическое)
образование
Академический бакалавр
Прикладной бакалавр
44. 04
Профессиональное обучение (по
отраслям)
Академический бакалавр
Прикладной бакалавр
44. 05
Педагогическое образование (с двумя
профилями подготовки) – срок
обучения 5 лет
Академический бакалавр
Прикладной бакалавр

Компетенция и компетентность

Компетенция – круг вопросов, в которых
человек хорошо осведомлен, обладает
познаниями и опытом. Компетентность – обладание
соответствующими знаниями и
способностями, позволяющими человеку
обоснованно судить об определенной
области и эффективно действовать в ней. Хуторской)

Мотивация учебной деятельности
Мотивация учебной деятельности

•Знание интересов учащихся, их
внутреннего мира. •Умение показать роль и значение
изучаемого материала в реализации
личных планов. Способность
Способность
превращать
превращать
учебную задачу в
учебную задачу в
личностно
личностно
значимую
значимую
Компетентность в
Компетентность в
педагогическом
педагогическом
оценивании
оценивании
•Знание многообразия
педагогических оценок. •Владение (применение)
различными методами
оценивания
13

и
и
эффективное использование
в
в
 эффективное использование
профессиональной деятельности
профессиональной деятельности
законодательных
иных
иных
законодательных
нормативных
правовых
правовых
нормативных
документов органов власти, а
органов власти, а
документов
также локальных актов и иной
также локальных актов и иной
школьной
для
для
школьной
решения
соответствующих
соответствующих
решения
профессиональных задач. профессиональных задач. документации
документации

• Аналитические умения представлены такими частными умениями,
как:
• анализировать педагогические явления, т. расчленять их на
составляющие части (условия, причины, мотивы, средства, формы
проявления и т. );
• осмысливать каждый элемент педагогического явления в связи с целым
и во взаимодействии с другими элементами;
• находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям;
• • правильно диагностировать педагогическое явление;
• • формулировать приоритетные педагогические задачи и находить
оптимальные способы их решения.

Профессиональная компетенция

Профессиональная компетенция Развитие собственной профессиональной компетенции — важнейшая задача для человека Для начала необходимо составить план развития собственной профессиональной компетенции, в котором нужно обозначить цели, вытекающие из них конкретные задачи и инструменты, сроки.

Инструменты личного развития : Учиться у более компетентных сотрудников и у руководителей. Поверьте, этого не нужно стесняться, и многие товарищи по работе с удовольствием оказывают такую помощь. Охотно браться за профессионально сложные задачи. Участвовать в реализации новых внутрифирменных проектов. Браться за преподавание или наставничество, что способствует профессиональному росту. Заниматься самообразованием, читая учебную и специальную литературу, статьи в интернете. Посещать учебные курсы, семинары и тренинги. Получить дополнительное высшее или какое-то другое образование (но это долгий путь!). Работать над развитием у себя качеств, необходимых для профессиональной деятельности.

профессиональные компетенции – это способность работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности (требования должности – задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли). Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач;

«Профессиональная компетентность преподавателей и мастеров производственного обучения, развитие творческого потенциала» Профессиональная компетентность – качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности.

Компетенция мастера производственного обучения во многом зависит от наличия психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения, умелого использования эффективных технологий, искусством передачи и трансформации опыта, от эффективной оценки своих сильных и слабых сторон, от способности совершенствовать личностные и профессиональные качества. компетенции мастера производственного обучения – это мотивация к профессиональной деятельности; потребность в самоутверждении, в изучении запросов учащихся, отсутствие удовлетворенности результатами своего труда.

Деятельность мастера, должна строиться на том, чтобы, использовать весь арсенал педагогического мастерства, вселить в души обучающихся любовь к выбранной профессии. Профессиональные компетенции

Профессионально значимые знания. Профессионально значимые знания. Профессионально значимые умения и способности. Профессионально-значимые психологические способности. Профессионально-значимые качества. Профессионально-значимый уровень базовых знаний по профессии. Понимание сущности и социальной значимости своей профессии, проявление к ней устойчивого интереса. Функциональные знания в рамках будущей профессиональной деятельности. Владение профессиональной лексикой. Способность к самостоятельным действиям в непредвиденных производственных ситуациях. Способность решать профессиональные задачи. Сформированность умений анализировать свою профессиональную деятельность. Психологическая готовность к трудовой деятельности, к постоянному самосовершенствованию и самообразованию. Способность управлять своим эмоциональным состоянием. Адекватное поведение личности в рыночных условиях. Нравственные качества личности.

Контактность, целеустремленность, дисциплинированность, собранность, организованность, наблюдательность. Работоспособность, мобильность, способность переносить физические нагрузки и быстро восстанавливаться. Достаточный уровень базовых знаний, умений и навыков по выбранной профессии. Целостное видение проблем; осознанное ориентирование в знаниях и интегративных видах деятельности. Профессиональная подготовленность

2009-2010
2009-2010
2010-2013
2010-2013
2013-2015
2013-2015
2015-2016
2015-2016
Индивидуализация процесса обучения на основе 
личностного развития учащихся в системе ЛОО. Индивидуализация процесса обучения на основе 
личностного развития учащихся при системно­
деятельностном подходе в обучении. Повышение качества образовательного процесса 
через внедрение новых педагогических и 
информационно­коммуникационных технологий. Совершенствование качества образовательного 
процесса  в условиях перехода на федеральные 
государственные требования.

• Профессионально-практический компонент
(практическая готовность) профессиональной
компетентнции проявляется в сформированной у
специалиста совокупности умений. • Педагогические умения – это совокупность
последовательно развертывающихся действий,
часть из которых может быть автоматизирована
(навык), основанных на теоретических знаниях и
направленных на достижение задач воспитания

• Информационно-дидактические умения — умения,
связанные не только с непосредственным изложением
учебной информации, но и с методами ее получения и
обработки. Это умения и навыки работы с печатными
источниками информации, библиографиями, умения добывать
информацию из всевозможных источников и перерабатывать
ее применительно к целям и задачам образовательного
процесса.

Что входит в план

Структура ИПР в каждой организации своя, зависит от сферы деятельности и причин его создания. Однако есть общие положения, которые почти всегда учитываются при составлении индивидуального плана развития сотрудника:

  • Цель. При этом важно, чтобы сам сотрудник был заинтересован в развитии и понимал, для чего ему это нужно;
  • Сроки. Выставляются сроки по достижению целей, при составлении ИПР хорошо виден принцип SMART;
  • Действия по развитию. Разработка мероприятий и описание конкретных действий для достижения поставленных целей;
  • Поддержка. Необходимо отметить, кто будет помогать сотруднику в развитии, руководитель или другие сотрудники;
  • Контроль. То есть какие-то показатели или параметры, которые будут показывать прогресс “прокачки” сотрудника;
  • Отметка о выполнении. То есть достиг ли сотрудник намеченных результатов или нет.

Кстати, сам план разрабатывается только после оценки развития персонала, которая проводится раз в пол года или раз в год. И по ее результатам руководство принимает решения:

  • Если есть улучшения, то сотрудника добавляют в кадровый резерв на желаемую должность, дают прибавку или изменяют условия труда;
  • Если значимых улучшений пока еще нет, то пересматривается план и разрабатываются новые мероприятия до предстоящей оценки.

Причём есть такая практика, что оценка в 100% не ставится сотрудникам, проработавшим менее 3-х лет в организации, так как это именно то время, за которое можно стать профессионалом на 100% и 120%.

Хмм. Интересно.

Осведомленный, авторитетный в какойлибо области (С. Ожегов)
Способность должностного лица успешно
решать относящиеся к его компетенции
задачи (Д. Савельев)
Сумма знаний, умений и навыков,
усвоенных субъектом и необходимых для
его успешной деятельности (А. Акимов)

Работа в методических объединениях, творческих или 
 Работа в методических объединениях, творческих или 
проблемных группах (школьного и муниципального
проблемных группах (школьного и муниципального
уровней). уровней). Инновационная деятельность педагога.  Инновационная деятельность педагога. Участие в конкурсах профессионального мастерства,
 Участие в конкурсах профессионального мастерства,
мастер-класса, форумах, фестивалях и т. мастер-класса, форумах, фестивалях и т. Обобщение и распространение собственного
 Обобщение и распространение собственного
педагогического опыта. педагогического опыта. Аттестация педагогов, повышение квалификации
 Аттестация педагогов, повышение квалификации
Самообразование.  Самообразование. Развитие профессиональной компетентности через
 Развитие профессиональной компетентности через
активные формы работы с педагогами. активные формы работы с педагогами.

• Развивающие умения предполагают:
• определение «зоны ближайшего развития» (Л. Выготский) отдельных
учащихся, класса в целом;
• создание специальных условий и проблемных ситуаций для развития
познавательных процессов, воли и чувств учащихся;
• стимулирование познавательной самостоятельности и творческого
мышления, потребности в установлении логических (от частного к
общему, от вида к роду, от предпосылки к следствию, от конкретного к
абстрактному) и функциональных (от причины к следствию, от цели к
средству, от качества к количеству, от действия к результату)
отношений;
• постановку вопросов, требующих применения ранее усвоенных знаний;
• индивидуальний подход к учащимся.

«Повышение
«Повышение
профессиональной
профессиональной
компетентности
компетентности
педагогов –
педагогов –
необходимое условие
необходимое условие
развития
развития
современной
современной
школы»школы»Зам. директора по УВР
Зам. директора по УВР
    Тупицына Л. Тупицына Л.

Структура профессиональной
компетентности педагога
Профессионально-педагогическая
компетентность
Мотивационно-личностная
готовность
к профессиональнопедагогической деятельности
Теоретическая
готовность
к профессиональнопедагогической
деятельности
Профессиональносодержательный компонент
Профессионально-личностный
компонент
Практическая готовность
к профессиональнопедагогической
деятельности
Профессионально-деятельностный
компонент
18

• Важнейшим условием становления профессионального мастерства учителя
является определение индивидуального стиля своей педагогической
деятельности, под которым принято понимать обусловленную природными
особенностями человека устойчивую систему задач, способов и тактик
деятельности, обеспечивающих эффективность его труда (Е. Климов,
А. Маркова). • Исследования, проведенные психологами, подтверждают, что
индивидуальный стиль деятельности учителя, его самобытный педагогический почерк во многом зависят от природно обусловленных
типологических особенностей и некоторых других качеств личности. Выделены четыре стиля:
эмоционально-импровизационный,
эмоционально-методичный,
рассуждающе-импровизационный и
рассуждающе-методичный. Два из них являются крайними, противоположными.

Презентация “Развитие профессиональной компетентности как одно из условий повышения качества образования”

  • Развитие профессиональной
  • компетентности
  • как одно из условий
  • повышения качества
  • образования
  • Приоритетные
  • направления
  • работы:

В начальной школе:

В средней и старшей школе:

  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся предпрофильных и профильных классов
  • Формирование коммуникативной компетентности учащихся
  • Работа с детьми «группы риска»
  • Оказание психологической поддержки выпускникам при сдаче ЕГЭ

Основные критерии психологического здоровья личности:

  • Принятие себя, своих достоинств и недостатков
  • Принятие коллег и учеников
  • Хорошо развитая рефлексия
  • Стрессоустойчивость
  • Особенности
  • и характеристика
  • специалистов
  • помогающих профессий
  • Способность обеспечивать посредничество между личностью, семьёй и обществом
  • Умение влиять на ситуацию общения
  • Умение работать в условиях неформального общения
  • Умения, связанные со способностью к саморегуляции

Факторы, оказавшие влияние
на выбор учебных предметов:

  • Факт окончательного выбора профессии – 45 % (9 кл.), 64 % (11 кл.)
  • Школьные предметы, которые нравятся – 33 % (9 кл.), 26 % (11 кл.)
  • У 38 % учащихся 9-х и 30 % учащихся 11-х классов состояние после пробного ЕГЭ стало тревожнее
  • У 45 % учащихся 11-х классов состояние осталось прежним.
  • ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
  • МЕТОДИКИ:
  • «Анкета самооценки личности»
  • «Матрица профессионального выбора»
  • «Анкета по жизненному и профессиональному самоопределению учащихся»
  • «Методика определения профессиональной мотивации учащихся»
  • 1. Инфантильность и недостаточная зрелость учащихся в решении вопросов профессионального выбора.
  • 2. Преобладание завышенной самооценки и высокий уровень притязаний.
  • 3. Недостаточный запас информации и практических навыков в профессиональном выборе.
  • 4. Недостаточная связь имеющихся знаний с реальной ситуацией на рынке труда в нашем городе.
  • В рамках предпрофильного
  • и профильного образования
  • проделана следующая работа:
  • Диагностическое обследование.
  • Беседы, информационные консультации.
  • Экскурсии в училища города.
  • Посещение ярмарки учебных мест.
  • Заключение договоров с училищами города, ГЦЗН, ЦВР «Юность».
  • Родительские собрания.
  • Оформление стендов по профориентации.
  • 8. Тренинги.
  • 9. Семинары.
  • 10. Ведение спецкурса «Ценности и смыслы профессиональной карьеры», элективных курсов по программам «Основы социальной психологии», «Конфликтология», «Управляй собой», «Психология управления», «Психология делового общения».
  • Исследование уровня
  • развития
  • коммуникативной
  • компетентности
  • и самооценки учащихся.
  • 1. Активизировать работу с родителями
  • 2. Осуществлять психологическое просвещение всех участников образовательного процесса
  • 3.Развивать КК через элективные и профориентационные курсы, консультации, тренинги.
  • ДЕТИ, НАХОДЯЩИЕСЯ
  • В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ
  • ПОЛОЖЕНИИ

Прошли освидетельство-ваниеу наркологаВ ПДНВнутришкольный учёт2005-20062006-20072007-20082005-20062006-20072007-20082005-20062006-20072007-20081667541425355397574308329

  • МОНИТОРИНГ
  • КАЧЕСТВА
  • ОБРАЗОВАНИЯ
  • – Изучение готовности к обучению;
  • – Изучение состояния здоровья первоклассников;
  • – Диагностика тревожности (5, 10, 11 классов);
  • – Изучение отношения к курению, алкоголизму, наркомании;
  • – Изучение «Удовлетворённости преподаванием предметов» в профильных классах;
  • – Изучение отношения к профильному обучению и предпрофильной подготовке;
  • – Эмоциональное отношение к школе и учебная мотивация;
  • – Профориентационная диагностика;
  • – Исследование социальной компетентности и др.

2004-20052005-20062007-2008Мотивдеятельности:УчебныйВнеучебный25 %70 %26 %64 %32 %70 %Положительноеотношение к учёбе68 %39 %60 %Умениеслушать учителя70 %66 %59 %Умение работатьсамостоятельно59 %51 %48 %

• Важным качеством учителя является педагогический
оптимизм. Это вера в ученика, в его возможности,
способность видеть в ученике видеть только хорошее и
опираться на это хорошее в процессе обучения, а также
вера в успех собственного дела. • Результатом любви к детям являются и другие
немаловажные качества: профессиональный долг,
ответственность, самоотверженность, педагогические
совесть, справедливость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *