ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МИРЕ И В РОССИИ

Для чего нужны? Подходы в образовании представляют собой различные методы и средства, которые используются для организации учебного процесса. Выбор методики осуществляется педагогом. Однако в рамках обновления программ образования учеба характеризуется активной деятельностью самих учеников.

В чем особенности? Новые стандарты основаны на компетентностном подходе, соответственно, изменено построение учебных схем: мы пойдем от ожидаемых результатов, а не от определенного объема материала, подлежащего обязательному усвоению. Каждый подход преследует одну и ту же цель, но основан на разных стандартах ее достижения.

В статье рассказывается:

АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №12 2022 Г

доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, кандидат политических наук, доцент, полковник запаса

ТЕМА ПО ВПП № 3  ДЛЯ ОФИЦЕРОВ

Деструктивные силы, как внешние, так и внутренние, всегда пытались нанести ущерб развитию и интересам нашего государства и общества. Угрозы экстремизма и терроризма, по сути, начиная с распада СССР, стали одними из самых опасных вызовов для существования, единства и целостности Российской Федерации, обеспечения стабильности в российском обществе, сохранения жизни и здоровья граждан. На фоне проведения Вооруженными Силами России специальной военной операции действия недружественных сил приобрели в высшей мере агрессивный и подрывной характер.

Экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, основных прав и свобод человека и гражданина, подрывает государственную и общественную безопасность, создает реальную угрозу суверенитету, единству и территориальной целостности Российской Федерации, сохранению основ ее конституционного строя, а также межнациональному (межэтническому) и межконфессиональному единению, политической и социальной стабильности.

Усиливающаяся нестабильность в мире, рост радикальных и экстремистских настроений могут привести к попыткам разрешить нарастающие межгосударственные противоречия за счет поиска внутренних и внешних врагов, к разрушению экономики, традиционных ценностей и игнорированию основных прав и свобод человека.

Основными внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение экстремизма и терроризма в Российской Федерации, создающими причины и условия для этого, являются:

1. Межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия.

2. Наличие подходящей среды для деятельности экстремистски настроенных лиц и объединений.

3. Недостаточная эффективность правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию экстремизму и терроризму.

4. Ненадлежащий контроль за распространением идей радикализма, пропагандой насилия и жестокости в информационном пространстве Российской Федерации.

5. Недостаточно эффективная борьба с организованной преступностью и коррупцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ (все виды организованной преступности — экстремизм, терроризм, коррупция, криминальная «теневая» экономика — взаимосвязаны между собой).

Основными внешними факторами, способствующими возникновению и распространению экстремизма и терроризма в Российской Федерации, являются:

1. Попытки проникновения международных террористических организаций в отдельные регионы России.

2. Наличие очагов террористической активности вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников.

3. Наличие в иностранных государствах лагерей подготовки боевиков для международных террористических и экстремистских организаций, в том числе антироссийской направленности, а также теологических учебных заведений, распространяющих идеологию религиозного экстремизма.

4. Финансовая поддержка террористических и экстремистских организаций, действующих на территории нашей страны, со стороны международных террористических и экстремистских организаций, а также недружественных стран.

5. Стремление ряда иностранных государств, в том числе в рамках диверсионно-террористической деятельности, ослабить Российскую Федерацию и ее позиции в мире, установить свое политическое, экономическое или иное влияние в ее отдельных субъектах.

6. Распространение идей экстремизма и терроризма через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации.

7. Заинтересованность субъектов террористической деятельности в широком освещении своих акций в средствах массовой информации в целях получения наибольшего общественного резонанса.

8. Отсутствие в международном сообществе единого подхода к определению причин возникновения и распространения экстремизма и терроризма и его движущих сил, наличие двойных стандартов в правоприменительной практике в области борьбы с терроризмом.

9. Отсутствие единого антитеррористического информационного пространства на международном и национальном уровнях во многих государствах.

Необходимо признать, что термины «экстремизм» и «терроризм» в обыденном сознании слабо различаются. « Экстремизм» — более широкое понятие, которое, помимо терроризма, включает в себя и другие виды экстремизма. Например, такие как национализм, шовинизм, фашизм, неонацизм (подробнее см. « Армейский сборник» № 2 от 2021 года).

В рамках этой лекции будем понимать терроризм как крайнюю форму экстремизма, использующую метод ужасающего устрашения — террор. Учитывая, что и другие виды экстремизма также могут использовать метод террора, в том числе в виде терроризирования и даже ведения террористической войны (например, действия вооруженных сил Украины против мирного населения России), оправданно рассматривать экстремизм и терроризм как в определенном смысле однородные понятия.

Различия в терминах в сфере противостояния экстремизму и терроризму

Чтобы разобраться в вопросах противостояния экстремизму/терроризму, необходимо понимать различия между терминами «борьба с экстремизмом/терроризмом», «противодействие экстремизму/терроризму», «антиэкстремистская политика/ антитеррористическая политика». В этих целях проведем сравнительный анализ (таблица 1).

Как показывает таблица 1, между терминами «борьба с экстремизмом/терроризмом», «противодействие экстремизму/терроризму», «антиэкстремистская политика/ антитеррористическая политика» есть существенные различия. Таблица позволяет понять, каким образом должна быть выстроена система противостояния — как правоохранительная, так государственная и общественно-политическая — деструктивным силам, осуществляющим против нашей страны агрессивную и подрывную деятельность.

А как выглядят различия между этими терминами в рамках Вооруженных Сил России и других силовых структур? Ответ на этот вопрос тоже отразим в табличной форме (таблица 2).

Таблица показывает контуры системы противостояния экстремизму и терроризму в Вооруженных Силах Российской Федерации. Однако хотелось бы обратить внимание на то, что разграничение между ее субъектами весьма условное. Например, органы военной прокуратуры и военно-следственные органы ведут борьбу с экстремизмом и терроризмом в рядах Вооруженных Сил, не только выявляя экстремистов и террористов и подвергая их преследованию по закону. В ходе расследования или даже предварительного разбирательства формируется и устанавливается не только доказательная база вины преступников. Военные прокуроры и следователи попутно выявляют причины и условия, способствующие совершению преступления экстремистского и/или террористического характера.

После окончания расследования военный прокурор направляет в адрес командира части, руководителя органа военного управления представление с требованиями по устранению выявленных нарушений. В нем обозначаются сроки устранения нарушений и доклада о ликвидации причин и условий, способствующих совершению преступления экстремистского и террористического рода. То есть органы, которые непосредственно борются с экстремизмом и терроризмом, одновременно помогают органам военного управления на поле противодействия этим преступным видам деятельности.

Не менее сложную работу проводят военно-политические и кадровые органы Вооруженных Сил — это работа по формированию у личного состава, включая гражданский персонал, и членов их семей антиэкстремистского и антитеррористического сознания.

Антиэкстремистское и антитеррористическое сознание

Развитое антиэкстремистское и антитеррористическое сознание предполагает прочные ассоциации в сознании большей части населения экстремизма и терроризма с общественно-опасными явлениями. При этом оно должно позитивно относится к мерам, направленным на противодействие экстремистским угрозам, на сохранение и защиту от экстремизма и терроризма личности, общества, государственного устройства, к деятельности политической системы общества с учетом интересов всех социальных групп и слоев.

Из определения следует, что антиэкстремистское и антитеррористическое сознание формируется не только в рамках противодействия экстремизму и терроризму, но в целом при решении вопросов обеспечения национальной безопасности. Антиэкстремистское и антитеррористическое сознание — частью политического сознания, оно стремится к сохранению ценностей, к которым относятся интересы государства и общества.

Процесс формирования антиэкстремистского и антитеррористического сознания имеет несколько этапов:

1. Осознание обществом и отдельными гражданами угрозы своим жизненно важным интересам со стороны лиц и/или групп, занимающихся экстремистской и террористической деятельностью.

2. Осознание населением экстремистской и террористической деятельности как весьма опасного общественно-опасного явления.

3. Осознание большей частью населения важности формирования активной позиции личности, общества и государства в сфере противодействия экстремизму и терроризму, необходимости выявления и устранения их причин.

4. Появление потребности и воли у лиц, находящихся во главе властных структур, в проведении активной политики противодействия экстремизму и терроризму.

Последние два этапа относятся к важным факторам для формирования антиэкстремистской и антитеррористической повестки. Там, где у граждан сформировано понимание опасности экстремизма и терроризма для их жизненно важных интересов, где на государственном уровне возникает потребность и воля для противодействия этой опасности — там начинается антиэкстремистская и антитеррористическая политика.

Иными словами, противодействие идеологии экстремизма и терроризма протекает не столько в рамках силовой/правоохранительной борьбы с этими негативными социальными явлениями, сколько в рамках всеобъемлющей политики противодействия экстремизму и терроризму. Безусловно, в ходе действий силовых структур удается выявлять и пресекать деятельность носителей и распространителей идеологии экстремизма и терроризма. Но задача военно-политических и кадровых органов Вооруженных Сил — не допустить существенного влияния приверженцев экстремистских и террористических взглядов на российских военнослужащих, гражданский персонал ВС РФ, и членов их семей. То есть не дать превратить их из законопослушных граждан в пособников экстремистов и террористов или им сочувствующих.

Принципы противодействия экстремистской и террористической деятельности

Российское законодательство определяет принципы противодействия экстремистской и террористической деятельности. Приведем их в табличной форме (таблица 3).

Идеологии экстремизма и терроризма имеют мало различий, так как представляют собой виды единой идеологии насилия, под которой понимается совокупность взглядов и идей, оправдывающих применение насилия для достижения политических, идеологических, религиозных и иных целей. При этом экстремистская идеология — совокупность взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения политических, расовых, национальных, религиозных и социальных конфликтов.

Экстремистская идеология, в свою очередь, вызывает проявления экстремизма (экстремистские проявления) — общественно опасные противоправные действия, совершаемые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, вражды по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, способствующие возникновению или обострению межнациональных (межэтнических), межконфессиональных и региональных конфликтов, а также угрожающие конституционному строю Российской Федерации, нарушению ее единства и территориальной целостности.

Деятельность органов военного управления, военно-политических и кадровых органов, командования воинских частей и подразделений, офицеров-политработников по противодействию идеологии экстремизма и терроризма

Меры по обеспечению информационной безопасности

Противодействие идеологии экстремизма и терроризма, в первую очередь, осуществляется в сфере защиты информации. Меры в этой области можно разделить на две группы. Первая группа состоит из мер по защите информационных систем от повреждения и информации от утечки и перехвата. Вторая — из мер по защите психики личного состава от злонамеренного информационно-психологического воздействия. Меры из первой и второй групп должны приниматься в совокупности, опираясь на все новейшие научные разработки и программные продукты.

I. К первой группе относятся такие меры, как:

а) защита объектов дислокации войск и расположенных в них автоматизированных систем управления (АСУ) и элементов компьютерной техники от любого намеренного выведения из строя;

б) защита систем от удаленного проникновения в них противника, в частности, за счет установки программных продуктов, обеспечивающих защиту от несанкционированных вторжений;

в) защита информации, носящей характер государственной, военной или служебной тайны, от утечек или намеренного похищения;

г) радиоэлектронная защита;

д) использование специальных защищенных моделей компьютеров и программных средств, в которых гарантированно отсутствуют заранее созданные уязвимости (например, так называемые программные закладки);

е) развитие средств электронной разведки;

ж) использование социальных сетей для намеренного дезинформационного воздействия на противника;

з) защита систем связи.

II. Ко второй группе мер относится:

а) предохранение психики военнослужащих от намеренного деструктивного воздействия;

б) корректировка информации, транслируемой потенциальным противником.

Защита личного состава войск от направленного психологического воздействия

Противостоять направленному информационно-психологическому воздействию в Вооруженных Силах целесообразно по нескольким векторам:

а) изучение основных способов негативного целевого воздействия на психику личного состава;

б) использование всего арсенала средств психологической работы с военнослужащими;

в) проведение целенаправленных защитных мероприятий.

Все эти меры нужны для того, чтобы создать устойчивую защиту воинских коллективов от информационного воздействия и выработать у военнослужащих способность отсекать информацию с признаками дестабилизирующей.

Особенно важен контроль над теми военнослужащими, в чью зону ответственности входит работа со средствами связи, АСУ, системами передачи информации. Они с высокой вероятностью станут приоритетными мишенями для противника.

Внимание также нужно обращать на соблюдение военнослужащими правил пользования личными персональными электронными устройствами при выполнении должностных обязанностей, в служебной и в домашней обстановке, в командировках, отпусках. Как показывает практика, игнорирование этих правил зачастую открывает каналы утечки конфиденциальной служебной информации, делает военнослужащих уязвимыми, в том числе, перед вербовщиками экстремистских и террористических структур.

Немаловажный элемент в системе противодействия идеологии экстремизма и терроризма в войсках — качественное проведение занятий по военно-политической подготовке и информирование личного состава. В ходе них можно, например, разоблачать дезинформацию («фейки»), циркулирующие в информационном пространстве, показывать античеловеческий, антиобщественный и антигосударственный характер основных идей экстремистов, террористов и других деструктивных сил.

Из опыта практической реализации антиэкстремистской/антитеррористической политики в системе высшего образования Российской Федерации

На занятии со студентами одного из ведущих российских вузов по учебной дисциплине «Теория международной безопасности», при изучении темы «Международный терроризм» преподаватель обратил внимание на высказывания студента Ш., прибывшего на учебу из Республики Таджикистан. При обсуждении темы он благосклонно отзывался о террористах ИГИЛ (организация признана террористической и запрещена в России). Это выразилось в его фразе: «Ребята просто воюют за свои интересы!» В личной беседе преподаватель, добившись расположения студента Ш., неожиданно узнал, что два его родных брата воюют в Сирийской Арабской Республике на стороне ИГИЛ. После этого, подозревая, что он имеет дело с вероятным сторонником экстремистов, преподаватель запросил в деканате информацию о родных братьях Ш. Оказалось, что руководство факультета располагало информацией о том, что его братья — якобы военнослужащие Республики Таджикистан.

Просмотрев аккаунты Ш. в социальных сетях, преподаватель обнаружил на его личных страницах элементы символики ИГИЛ. После чего преподаватель поставил в известность об этом руководство факультета, заведующего кафедрой и своего куратора из специальных служб. Органы безопасности начали оперативное наблюдение за студентом Ш. и впоследствии выявили его связь с одной из экстремистских группировок, подтвердив тем самым наблюдения преподавателя.

Отметим, что сам студент Ш. производил впечатление «хорошего парня», то есть вызывал к себе доверие и благожелательное отношение. Для многих, кто его лично знал, было бы трудно поверить, что он был засланным вербовщиком в ряды террористов.

Метод рассказа-беседы при проведении занятий по ВПП позволяет сформировать обратную связь между руководителем группы ВПП и слушателями. Важно вовлечь в обсуждение той иной особо значимой проблемы всех слушателей, особо обращать внимание на «молчунов». Это не значит, что в каждом из них следует видеть потенциального пособника экстремистов, но узнать мнение каждого слушателя необходимо для того, чтобы скорректировать его, если потребуется. При этом подчеркнем: такая корректировка должна проводиться методом убеждения, путем уважительного уважения к мнению каждого собеседника.

В системе противодействия идеологии экстремизма и терроризма не менее существенны и другие формы работы с личным составом. Среди них выделим следующие:

1. Изучение личности военнослужащего. Необходимо выяснить не только общепринятые анкетные данные, но и политические, религиозные и другие социальные взгляды личности. Например, полезно узнать, что человек ценит в людях, что считает для себя главным в жизни, его отношение к алкоголю и курению, какие он любит смотреть фильмы (смотрит ли их вообще), какие читает книги (читает ли вообще книги), какие места любит посещать, какие у него любимые игры, какие любит теле-шоу, как любит проводить свободное время и т. д.

2. Оформление в воинских частях и органах военного управления агитационных плакатов и баннеров, разоблачающих идеологию экстремизма и терроризма.

3. В ходе проведения культурно-досуговой работы отдавать предпочтение фильмам, где показана борьба российских военнослужащих с терроризмом и экстремизмом. Например, это фильмы «Небо», «Прорыв», «Лучшие в аду», «Решение о ликвидации», «Кандагар», «Последнее испытание», «Гранит», «Балканский рубеж».

4. Проведение конкурсов на тему: «Нет экстремизму и терроризму!» — конкурсов плакатов, стихов, художественной самодеятельности.

6. В планах совместной работы с органами военной прокуратуры нужно предусмотреть разъяснительные беседы со стороны военных юристов по вопросам уголовной ответственности за совершение преступлений экстремистского и террористического характера, а также обзоры судебной практики вынесения приговоров по преступлениям такого состава.

7. Проведение социологических исследований в воинских частях, организациях и учреждениях Вооруженных Сил в целях выявления экстремистских взглядов у личного состава. Подобные исследования, как правило, проводятся в анонимной форме, ради получения максимально правдивых ответов.

Безусловно, система противодействия идеологии экстремизма и терроризма в Вооруженных Силах требует совершенствования и творческого подхода со стороны всех должностных лиц, имеющих к ней отношение. Поэтому необходим поиск новых, возможно, более эффективных методов и форм усилий на этом участке. Однако и те, что уже существуют, требуют весьма высоких компетенций у всего руководящего состава, и прежде всего у должностных лиц военно-политических и кадровых органов, у заместителей командиров по военно-политической работе, а также у руководителей учебных групп по военно-политической подготовке.

Во вводной части занятия его руководителю стоит на примерах показать важность изучения темы на фоне проведения Вооруженными Силами России специальной военной операции, усилившегося геополитического противостояния между Россией и Западом в лице США и других стран НАТО.

При изложении материала по первому учебному вопросу следует наглядно, используя весомые аргументы, разъяснить, почему необходимо формировать у военнослужащих антиэкстремистское и антитеррористическое сознание. Уместно подчеркнуть, что процесс формирования такого сознания опирается на комплекс мер не только в политической, но и в социальной, информационной и культурной сферах. Успех здесь во многом зависит от отношения к проблемам каждого военнослужащего со стороны вышестоящих должностных лиц.

При изучении второго вопроса важно озвучить задачи, поставленные Министром обороны по противодействию экстремизму и терроризму, связав их как с задачами, решаемыми конкретным воинским коллективом, в котором проходит занятие по ВПП, так в целом с задачами того вида или рода войск, к которому относится присутствующая на лекции аудитория.

Кроме непосредственно текста учебного материала, при изучении темы желательно пользоваться другими тематическими информационными ресурсами. Например, это могут быть разделы официального сайта Министерства обороны, посвященные вопросам противодействия идеологии экстремизма и терроризма в ВС РФ, выступления Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами, сообщения официальных представителей военного ведомства по вопросам противодействия различным деструктивным силам и идеологии насилия.

Основные различия между терминами «борьба с экстремизмом/терроризмом», «противодействие экстремизму/терроризму», «антиэкстремистская политика/ антитеррористическая политика»

Основные различия между терминами «борьба с экстремизмом/терроризмом», «противодействие экстремизму/терроризму», «антиэкстремистская политика/ антитеррористическая политика» в условиях Вооруженных Сил России и других силовых структур

Какие существуют подходы в образовании

Несколько десятилетий назад планируемые результаты образования определялись на основе знаний, умений и навыков, которыми овладел ученик к моменту окончания школы. В реальности основное внимание уделялось передаче знаний, и выпускник не всегда мог применить их на практике. С развитием информационных технологий, изменением требований рынка профессий этот подход к образованию себя изжил.

Последнее время в педагогической науке активно обсуждается вопрос: как улучшить качество образования. Нынешний ученик не всегда может распознать реальные проблемы в ходе ежедневных дел, сформулировать, в чём заключается их суть, преобразовать сложные ситуации в задачи и искать решения, действовать на основе полученных им знаний, оценивать итоги своих действий. Всё вышеперечисленное подчёркивает важность организации образовательного процесса.


ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МИРЕ И В РОССИИ

Выделяют следующие подходы к организации образования:

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка

Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием

ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains

Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽

Уже скачали 23254

Рассмотрим каждый из них более детально.

Системно-деятельностный подход в образовании

При таком подходе главное внимание уделяется активной и разноплановой, в большей степени самостоятельной, познавательной деятельности учащихся. Именно на этот подход сделан акцент в ФГОС, приоритет отдаётся умениям, а не знаниям. В процессе собственной деятельности происходит принятие ребёнком ценностей. Применение системного-деятельностного подхода не позволяет ограничивать воспитание рамками конкретных предметов или образовательной области.


ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МИРЕ И В РОССИИ

Системно-деятельностный подход в образовании

Согласно этому подходу, различные субъекты, имеющие отношение к воспитанию и социализации учащихся, должны согласовывать свою деятельность, главная роль в этом процессе безусловно принадлежит общеобразовательной школе.

Развивающий подход в образовании

Усвоение знаний и умений, формирование навыков – это не конечная цель обучения, а лишь средство развития учащихся. Если обучение и воспитание выстроены правильно, они в любом случае развивают. Однако, развивающий подход будет более эффективным, когда взаимодействие учителя с учащимися будет направлено на всестороннее развитие личности.

Развивающий подход в образовании включает в себя многообразие форм, способов, приёмов деятельности, направленных на духовно-нравственное развитие учащегося.

Результата от развивающего подхода можно ожидать тогда, когда учитель преподнесёт ценность в виде вопроса, ориентированного на содержание обучения, социальной и семейной жизни, и воспитанник его обязательно воспримет.

В настоящее время образование призвано развить личностные качества, необходимые учащемуся и обществу для включения в социально значимую деятельность. Однако, эту цель нельзя реализовать в полной мере, применяя традиционные методы.

Необходимо пересмотреть современные подходы к образованию, делая акцент на самостоятельности в усвоении знаний, умении применять эти знания на практике, свободном личностном развитии учащихся, а также способности находить выход из сложных ситуаций.

Компетентностный подход в образовании

Компетентностный подход призван сформировать у учащегося ряд компетенций, которые позволят ему стать успешным, мобильным и конкурентоспособным в современном обществе.

Основополагающие принципы компетентностного подхода в образовании:

Компетентность – это совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для эффективной деятельности в конкретной области. Компетенция – способность применять знания и умения, а также личностные качества и ценностные ориентиры. Простым языком, компетентность – это знания, а компетенция – это действия.


ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МИРЕ И В РОССИИ

Существует много подходов к классификации компетенций, однако ключевыми являются:

В соответствии с компетентностным подходом учитель реализует цели обучения с учётом личных целей учащегося, что даёт возможность осознанно подойти к выбору профессии и дальнейшему обучению.


ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МИРЕ И В РОССИИ

Компетентностный подход в образовании

Если говорить о компетентностном подходе в образовании, то стоит упомянуть и о компетентностях педагогов:

Применение компетентностного подхода в школе означает поэтапную смену направленности образования с традиционной передачи знаний, умений и навыков на создание условий для усвоения компетенций, содействующих становлению личности учащегося, формированию способности реагировать на социально-экономические, политические, информационные изменения в обществе.

Компетентностно-деятельностный подход в образовании

Суть компетентностно-деятельностного подхода заключается в том, чтобы переориентировать содержание образования на формирование комплекса компетенций, а главное – на опыт практической деятельности, без которого невозможно овладеть компетенциями. Таким образом, можно вести речь о том, что внедрение этого подхода поможет изменить педагогическую систему, осуществить переход к новому обучению, в том числе и профессиональному, и повысить качество всего образования.


ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МИРЕ И В РОССИИ

Компетентностно-деятельностный подход в образовании

Одним из способов формирования ключевых компетенций является технология дифференцированного обучения, в результате её использования формируются эти компетентности:

Компетентностно-деятельностный подход сосредоточен на конечном результате образования, при этом важнее не количество усвоенных знаний, а способность учащегося правильно и решительно вести себя в проблемных ситуациях.

Смысл компетентностно-деятельностного подхода заключается в том, чтобы развить у учащихся умение самостоятельно решать задачи в разных сферах деятельности, используя социальный и свой личный опыт.

Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!

Аксиологический подход в образовании

Главное понятие в аксиологии – это ценность. Ценности – нематериальны, передача их от старшего поколения младшему, от одного индивида другому происходит в процессе воспитания, в ходе совместной деятельности. Для того, чтобы сформировалась человечность, как высшее качество, необходимо чтобы человек принял ценности, и они закрепились. В повседневной жизни ценности служат ориентиром поведения, который формирует практические установки людей.

Только до 16.10

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Введите e-mail, чтобы получить доступ к документам

Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:

Введите телефон, чтобы получить доступ к документам

Уже скачали 52300

В основе аксиологического подхода – утверждение ценности человеческой жизни, гуманного общения и созидательной деятельности.

Его суть раскрывается через совокупность аксиологических принципов, в числе которых:

В образовании этот подход представляет собой систему педагогических техник и методов, которые способствуют развитию у учащихся нравственных качеств, ценностного восприятия мира, понимаю места ценностей в окружающей действительности, формированию стремления к непрерывному саморазвитию.

Аксиологический подход базируется на следующих категориях ценностей:

Аксиологический подход определяет систему воспитания подрастающего поколения. В основу этого процесса должен быть положен национальный воспитательный идеал, а именно стремление воспитать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина своей страны, который осознаёт ответственность за её настоящее и будущее. Благодаря аксиологическому подходу учащийся сможет принять основные ценности, на их основе выстроить свой уклад жизни, а также противодействовать отрицанию нравственных норм.

По причине социальных и культурных изменений в современном обществе сменяется система ценностей, происходит переориентация на материальные блага, поэтому актуальность аксиологического подхода в современной школе с каждым годом возрастает.

Поисковый подход в образовании

Суть подхода заключается в том, что учитель не даёт детям готовые знания, а формулирует их в виде проблемы, которую учащиеся должны решить самостоятельно в ходе поиска. Деятельность начинается с осмысления и определения проблемы, а завершается исследованием, высказыванием догадок и предположений, их подтверждением и рефлексией над результатом.

Дарим скидку от 60% на курсы от GeekBrains до 15 октября

Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей


ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МИРЕ И В РОССИИ

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МИРЕ И В РОССИИ

В структуре урока, основанного на поисковом подходе, должны быть:

Основу разнообразных моделей поисковой направленности составляет поисковая учебная деятельность, которая выходит за границы учебного урока.


ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МИРЕ И В РОССИИ

Поисковый подход в образовании

Типы поисковой учебной деятельности:

Исследование человеческого интеллекта

Распределение по кривой Гаусса

Интеллект и психометрика

Уровень умственного развития = (умственный возраст / хронологический возраст) * 100

Их тупость, по-видимому, является расовой или, по крайней мере, присуща семейным традициям, из которых они происходят. Тот факт, что этот тип встречается с такой необычайной частотой среди индейцев, мексиканцев и негров, убедительно свидетельствует о том, что весь вопрос о расовых различиях в интеллектуальных чертах придётся рассматривать заново и экспериментальными методами. Автор предсказывает, что, когда это будет сделано, будут обнаружены чрезвычайно значительные расовые различия в общем интеллекте, различия, которые не могут быть устранены никакой схемой культуры.

Вопрос о единичности / множественности интеллекта

То, что в более ранние эпохи занимало дух мужей, низведено до познаний, упражнений и даже игр мальчишеского возраста, и в педагогических успехах мы узнаем набросанную как бы в сжатом очерке историю образованности всего мира.

Критика идеи врождённости интеллекта и тестов на интеллект

То или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале.

Иллюстрация из книги «Интеллект животных», изображающая «проблемный ящик»

Не навык, а интеллект


ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В МИРЕ И В РОССИИ

Чучело шимпанзе Иони в Дарвиновском музее

Моделирование головного мозга человека — одна из тенденций создания искусственного интеллекта

Вопрос о том, что могут и чего не могут машины по сравнению с человеком, есть пустой вопрос, на который нельзя дать ответа ни положительного, ни отрицательного. Настоящий ответ заключается в том, что они могут всё. Всё, что выдумано человеком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *