МКОУ «КИЗЛЯРСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 1 ИМ. М.В. Л ОМОНОСОВА»
УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА (РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА)
Учитель русского языка и литературы
Отличник образования РД,
Заслуженный работник образования РД
Современное образование во всем мире активно обсуждает проблему поворота системы преподавания к формированию ключевых компетенций. Эта проблема стала актуальной и для российской школы.
Компетенция – это совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности.
В каждом учебном предмете следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетентностей.
На уроках гуманитарного цикла (русский язык и литература) можно и нужно оценивать различные виды ключевых компетентностей, так как мы имеем дело с социальной наукой, направленной на развитие ребенка как социального индивидуума. На уроках литературы самым актуальным является оценивание читательской грамотности. Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста.
Говоря о читательской грамотности, нужно подчеркнуть активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей.
В оценку читательской грамотности входит способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Чем же отличается термин «читательская грамотность» от термина «чтение»?
Чтение нередко понимается как декодирование – перевод бук в звуки. Часто умение читать ассоциируется с чтением вслух.
Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций:
– от базисного декодирования,
– знания слов,
– знания грамматики,
– знания структуры текста
до знания о МИРЕ.
Читательская грамотность также включает метакогникативные компетенции:
– понимание своего непонимания,
– умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне.
По мере развития читателя его размышления о тексте могут менять его восприятие мира. И наоборот: знания о мире, с помощью которых читатель строит понимание текста, изменяют восприятие текста.
Цель обучения – культивировать и мастерство, и стремление к чтению. Речь идет о мотивации чтения, которая включает группу эмоциональных и поведенческих характеристик читателя, таких как: интерес, удовольствие от чтения, ощущение свободы выбора круга чтения, включенность в социальные отношения.
На уроках литературы происходит оценивание таких читательских умений:
Оценивание уровня сформированности ключевых компетентностей
на уроках гуманитарного цикла возможно в процессе выполнения школьниками особого вида учебных заданий – проектных работ, приобретающих характер проблемно-поисковой деятельности.
Метод проектов способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
– самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
– пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
– приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
– развивают исследовательские умения;
– развивают системное мышление.
Основные вопросы реализации проекта:
Например, можно оценить ключевые компетентности во время
реализации проектов учащимися 10 класса:
Исследовательская деятельность по разделу:
– индивидуальный творческий проект «Мой Лермонтов» (сборник моих любимых стихотворений М. Ю. Лермонтова; эссе,; мультимедийная презентация)
– индивидуальный практико-ориентированный проект «Спор двух поэтов»
– подготовка дискуссии «Пушкин – дневное, а Лермонтов – ночное светило русской поэзии»
– творческий проект – рецензия на экранизацию литературного произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова или Н. В. Гоголя с использованием мультимедиа.
Суть инициативы проекта состоит в том, каким образом организовать учебный процесс, чтобы не просто дать ученикам знания об исследуемых процессах и сформировать у них навыки работы над проектом, но и решить более глубокую задачу формирования ключевых компетентностей, наличие которых необходимо для продолжения образования, успешной деятельности в различных сферах производства.
Оценивание предметной компетенции на уроках гуманитарного цикла происходит по следующим направлениям:
а) письменная коммуникация: умение оформить мысли, изложить тему, грамотно использовать вспомогательные средства;
б) выступление перед аудиторией сверстников: умение определять содержание и жанр выступления, использовать вербальные средства для выделения смысловых блоков, невербальные средства или наглядный материал;
в) диалог: умение высказать свое мнение и узнать чужое в рамках диалога;
г) групповая коммуникация: умение самостоятельно договориться о правилах и вопросах для обсуждения, умение задавать вопросы, позволяющие понять идеи друг друга.
а) планирование поиска;
б) извлечение информации;
в) обработка информации
а) планирование деятельности: умение ставить задачи, планировать свою деятельность;
б) рефлексивные умения: умение указывать причины успеха и неудач; определение трудностей при выполнении работы, предложение путей их решения;
в) оценочные навыки: умение оценить продукт своей деятельности.
Формирование ключевых компетентностей помогает достижению более глубокого образовательного уровня, развитию творческих, интеллектуальных способностей школьников. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения
СОДЕРЖАНИЕ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ФИЛОЛОГОВ
А. И. Каменский, И. Б. Каменская
Аннотация. Рассматривается проблема формирования профессиональнокогнитивной компетенции будущего филолога. Определено содержание рассматриваемой компетенции через номенклатуру когнитивных умений как конструктов ее структуры, предложены последовательные уровни сформированности профессионально-когнитивной компетенции будущего филолога.
Ключевые слова: профессионально-когнитивная компетенция; будущие филологи; когнитивные умения.
Проблему формирования когнитивных умений исследовали Г. А. Атанов, Е. С. Полат, А. В. Соловов, А. С. Числова, А. Борк, Д. Кам-мингз, С. Л. Маккей. Ими разработана общая классификация когнитивных умений личности без учета специфики профессионально-коммуникативной деятельности. Проблема определения содержания и уровней сфор-мированности профессионально-когнитивной компетенции, подлежащей целенаправленному формированию в процессе становления вторичной языковой личности будущего филолога, еще ждет своего решения.
Цель статьи – определить содержание и уровни сформированности профессионально-когнитивной компетенции будущего филолога.
К методологическим когнитивным умениям, исходящим из объективно-реального подхода к действительности, относят умения выделения в объекте предмета изучения, выявление причин и последствий, учета количественной и качественной сторон явления, выявления и разрешения противоречий, перехода от всестороннего рассмотрения к конкретному, рассмотрения явления с учетом условий его существования, формулирования целей когнитивной деятельности, корректного выбора соответствующих способов, средств и методов достижения выдвинутой цели, отделения существенного от несущественного, выявления общих закономерностей, преобразования и перегруппировки изучаемого материала.
Общие когнитивные умения обеспечивают планирование и организацию деятельности в целом, организацию действий индивида соглас-
но плану, осуществление самоконтроля, накопление и систематизацию знаний, формулирование уточняющих вопросов, нахождение и исправление собственных ошибок, формулирование выводов.
К предметным когнитивным умениям, формируемым в процессе становления вторичной языковой личности будущего филолога, принадлежат следующие умения: сопоставлять и противопоставлять языковые явления; выделять в каждом из них общие признаки и номинировать их; объединять явления по общим признакам; дифференцировать и систематизировать языковые явления; соотносить форму языковой единицы с ее функцией; находить информацию по содержанию, справочнику и словарю; выделять главные идеи и опорные понятия при рецепции информации; выявлять связи между фактами, закономерностями и понятиями; разбивать и группировать материал в соответствии с его содержанием; самостоятельно формулировать выводы из прочитанного или услышанного; конспектировать прочитанное или услышанное, интерпретировать прочитанное или услышанное согласно широкому и узкому контексту; интерпретировать прочитанное или услышанное согласно поставленной задаче.
Поскольку формирование когнитивных и коммуникативных умений вторичной языковой личности является взаимозависимым и взаимосвязанным процессом, перечисленные когнитивные умения должны быть сформированы в течение двух первых лет обучения в языковом вузе. В дальнейшем комплекс сложившихся когнитивных умений будет совершенствоваться интегрально с развитием общих коммуникативных и профессионально-коммуникативных умений студентов, обеспечивая высокий уровень мотивированности и автономности когнитивной деятельности будущих филологов.
Согласно уровневому подходу к иноязычному образованию, принятому в европейской образовательной среде, предлагаются следующие последовательные уровни формирования профессионально-когнитивной компетенции будущего филолога как комплекса когнитивных умений, необходимых для овладения профессией: 1) интродуктивный уровень А-1, формируемый в первом семестре; 2) элементарный уровень А-2, который должен быть сформирован во втором семестре; 3) пороговый уровень Б-1, формируемый в третьем семестре; 4) пороговый продвинутый уровень Б-2, который должен быть сформирован в четвертом семестре. Последовательность формирования компонентов когнитивной компетенции будущего филолога обеспечивается возрастающей когнитивной сложностью содержания обучения согласно принципам систематичности и доступности.
Задачей формирования интродуктивного уровня А-1 профессионально-когнитивной компетенции будущего филолога является обеспечение способности студента к осуществлению следующих когнитивных действий: выделение в объекте предмета изучения; формулирование цели деятельности; выбор способов и средств ее достижения; осуществление адекватного самоконтроля; соотнесение и противопоставления фонетических и просодических языковых явлений, выделение и номинирование категориальных признаков языковых явлений; соотнесение формы и функции языковой единицы; установление фонемно-графем-ных соответствий; преобразования по аналогии; нахождение иноязычной информации по содержанию, справочнику, словарю; выделение ключевых слов в прочитанном или услышанном.
Для того чтобы будущий филолог достиг элементарного уровня когнитивной компетенции А-2, у него должна развиться способность к актуализации следующих умений: планирование и организация самостоятельных учебных действий; сопоставление новых знаний с ранее усвоенным; отделение существенной информации от несущественной; преодоление межъязыковой и внутриязыковой интерференции; выявление связей между фактами, закономерностями и понятиями; составление плана воспроизведения прочитанного и услышанного; конспектирование прочитанного и услышанного на родном и иностранном языках; реферирование и аннотирование прочитанного и услышанного.
Задача формирования порогового уровня Б-1 профессионально-когнитивной компетенции будущего филолога заключается в обеспечении способности и готовности студента к эффективному осуществлению следующих когнитивных действий: нахождение и исправление собственных и чужих языковых, речевых, содержательных, логических и социокультурных ошибок; выявление общих закономерностей; дедуктивное и индуктивное определение структуры устного и письменного дискурса; выделение главных идей, опорных понятий в прочитанном или услышанном; логическое структурирование и группировка материала по содержанию и коммуникативной интенции; интерпретация прочитанного или услышанного согласно коммуникативно-когнитивному заданию; соотнесения приобретенной информации с широким и узким социально-культурным контекстом.
Пороговый продвинутый уровень Б-2 профессионально-когнитивной компетенции будущего филолога может считаться достигнутым, если студент способен к актуализации в собственной когнитивной деятельности следующих умений: самостоятельное накопление и систематизация специальных знаний; преобразование и перегруппировка учебного материала в соответствии с решаемой учебной задачей; систематизация языковых и речевых явлений по форме и функции; выбор и варьирование адекватной ситуации общения стратегии коммуникативно-
го взаимодействия; восприятие и декодирование коммуникативной интенции инципиента устного и письменного текста.
Вышесказанное позволяет утверждать, что интеграция целей формирования когнитивной компетенции в содержание профессиональной подготовки будущих филологов, определение содержания, уровней сфор-мированности и разработка компонентной структуры профессиональнокогнитивной компетенции филолога дают возможность осуществлять целенаправленное развитие когнитивных способностей и когнитивных умений студентов на всех этапах учебного процесса как основы непрерывного расширения тезауруса вторичной языковой личности будущего филолога.
Дальнейшей перспективой исследования представляется разработка уровневых критериев сформированности профессионально-когнитивной компетенции будущего филолога, определение качественных и количественных показателей по каждому критерию и их конкретизация в соответствии со спецификой профессионально-ориентированных лингвистических дисциплин.
1. Руденский Е. В. Социально-когнитивный конструктивизм: педагогическая философия инновационной модели профессионального образования // Порталус. 2010. U RL: http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php
2. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации М. : Наука, 1982. 160 с.
3. Прохоров Ю. Е. Действительность. Текст. Дискурс. М. : Наука, 2006. 224 с.
4. Бутакова Л. О. Образ мира в сознании носителей языка (когнитивно-ментальный анализ авторского сознания по тексту) // Житниковские чтения. Вып. 5: Межкультур-ные коммуникации в когнитивном аспекте. Челябинск, 2001. С. 132-139.
5. Щербакова Т. Н. Аутопсихологическая компетентность педагога и успешность профессионального общения: тезисы // Психология общения: социокультурный анализ : материалы Междунар. конф. Ростов н/Д, 2003. С. 344-345.
6. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. Москва : МПСИ ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2003. 480 с.
8. Атанов Г. А., Пустынникова И. Н. Обучение и искусственный интеллект, или Основы современной дидактики высшей школы / под ред. Г. А. Атанова. Донецк : Изд-во ДонНТУ, 2004. 50 с.
9. Cummins J. Negotiating Identities: Education for Empowerment in a Diverse Society // Jim Cummins. Ontario, CA : CABE, 1996. 115 p.
THE CONTENT AND LEVELS OF FORMING PROFESSIONAL-COGNITIVE COMPETENCE OF LINGUISTS TO BE Kamenskiy A. I., Kamenskaya 1R
Summary. The article is devoted to the problem of forming future philologists’ professional cognitive competence. The content of the cognitive competence has been defined in terms of cognitive skills as its constructs, the sequent levels of future philologists’ professional cognitive competence have been suggested.
Key words: professional cognitive competence; future philologists; cognitive skills.
современной молодежи, учащихся старших классов в частности, что, на наш взгляд является значительным их отчуждением от общества.
Свидетельством тому является анализ реального состояния уровня идейно-нравственной воспитанности учащихся старших классов постсоветского периода. Страх перед будущим, безверие в него и в человека, безпринципность, лицемерие и цинизм, пошлость и мещанство, агрессия, жестокость, ранняя наркотизация и алкоголизм, проституция, являются сегодня характерными для значительной части учащихся старших классов.
Налицо нравственная, социальная и психологическая деградация учащихся, обусловленная, как мы уже сказали выше, низким уровнем их не просто нравственной, а идейно-нравственной воспитанности.
1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1987. – 590 с.
2. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1981. – 430 с.
3. Диалектический и исторический материализм / Под общ. ред. А.Г. Мыс-ливченко, А. П. Шептулина. – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Политиздат, 1988. – 446 с.
4. Подлассый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
5. Харламов И. Ф. Педагогика: учеб.пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2000. – 519 с.
6. Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся и студенческой молодежью. – Минск, 2003. – С. 2-3.
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ВУЗЕ
Дальневосточный государственный аграрный университет, г. Благовещенск
В связи с изменением реалий современного общества, переходом на компетентностную модель образования, закрепленную введением новых образовательных стандартов в полной средней и высшей школе, вновь стали актуальными вопросы усиления гуманизации и гуманитаризации образования в целом.
* Старший преподаватель.
В настоящее время значительно расширился круг вопросов, связанных с изучением языка. В эпоху бурного развития различных сфер человеческой деятельности филологи отмечают огромное разнообразие проявления слова. Для решения некоторых языков проблем филологии приходится взаимодействовать с другими науками.
Именно благодаря предметам филологического профиля школьники и студенты имеют возможность познакомиться с образцами духовной культуры, расширить свой кругозор и социальный опыт, развить эстетический курс. Знакомясь с достижениями культур других стран в ходе изучения их языков и литературы, у студентов вырабатывается толерантное отношение к представителям других народов, к тому же, сопоставляя разные культуры, повышается ценность своего культурного наследия и укрепляется гордость за достижения своей страны.
Таким образом, филологическое образование имеет большое значение для реализации воспитательного, образовательного и развивающего аспектов обучения.
Ускорение темпов развития современного общества предъявляет новые повышенные требования не только к уровню подготовки студентов, но и к образованию преподавателей. Очевидно, что для того, чтобы сформировать у своих студентов филологическую компетенцию, преподаватель сам должен обладать необходимым уровнем знаний, навыков и умений, а также определенными качествами личности. Поэтому в системе среднего и высшего образования учитывается динамика развития современного общества. Тот факт, что перед поступлением в вуз многие учащиеся стремятся получить большой объем знаний, чем это предусмотрено школьной программой, говорит о том, что современная система формирования и контроля филологической компетенции требует существенной доработки и приведения ее формата и содержания в соответствие с целями каждого этапа системы непрерывного образования. Разработка качественных и высокоэффективных средств контроля филологической подготовки на разных стадиях учебного процесса необходима для успешного развития отечественного непрерывного образования.
Сегодня, как и прежде, наше общество нуждается в высокообразованных людях, способных решать сложные проблемы. Великие достижения научной мысли, важнейшие решения политиков, идеи видных писателей, журналистов и общественных деятелей приносят реальную пользу, только если они поняты теми, кому предназначены, а для этого они должны быть четко и грамотно изложены в словесной форме. Если мы обратимся к истории, то увидим, что важные научные открытия, как правило, были сделаны учеными, обладавшими широкой эрудицией благодаря филологической подготовке, которая предусматривалась классическим образованием. Те деятели науки, которые в различные эпохи обращались к филологическим исследо-
ваниям, обладали поистине энциклопедическими знаниями. Достаточно упомянуть имена Аристотеля, Варрона, В. Гумбольдта, М. В. Ломоносова, A. A. Потебни, Л. В. Щербы, В. В. Виноградова, О. Г. Винокура, Д. С. Лихачева, чтобы понять, какое важное значение имеет филология.
Так как основной причиной возникновения филологических наук является необходимость работы с текстом, которая требует грамотного использования языка, филологическая компетенция включает в себя, прежде всего, лингвистическую компетенцию, которая предполагает знание основ фонетики, грамматики, лексикологии и стилистики.
Филологическая компетенция также предполагает наличие определенных духовных качеств личности, норм поведения, нравственных идеалов, которые формируются благодаря изучению гуманитарных наук (истории, страноведения, культуроведения, литературоведения).
Успех деятельности специалиста-филолога зависит и от его способности к творчеству и наличия навыков самостоятельной работы.
Немаловажной является также способность к эстетическому восприятию действительности, предполагающая увлеченность различными видами искусства, такими как художественная литература, музыка, живопись, театр, кино, народное творчество.
Филологическую компетенцию можно считать сформированной, если специалист:
– овладел необходимой суммой знаний из различных областей гуманитарно-эстетического образования и умеет использовать современные информационные технологии в своей работе;
– обладает необходимыми умениями применять полученные знания из различных областей в реальной жизни, в том числе для решения разнообразных профессиональных проблем; формулировать и отстаивать свою точку зрения; представлять результаты научно-исследовательского труда в доступной и понятной аудитории форме, в том числе и с использованием новых информационных технологий;
– готов работать с представителями различных социальных и возрастных групп, соблюдая нормы культурной этики и выбирая доступный и понятный конкретной аудитории способ изложения мысли;
– осознает важность постоянного самообразования в области филологии и других наук;
– обладает социально-значимыми качествами личности, морально-ценностными ориентирами.
Все эти знания, умения, навыки и качества личности способствуют профессиональному росту и самореализации.
Любой специалист-филолог, и особенно педагог, должен помнить, что на нем лежит огромная ответственность. Обучение языку не может огра-
ничиваться лишь достижением орфографической и пунктуационной грамотности. Необходимо научить думать над прочитанным и сказанным, вникать в смысл и полноту эмоционального содержания художественных произведений и речи других людей, а также развивать свою собственную речь, делая ее более яркой и содержательной.
Педагог-филолог должен представлять для своих учащихся образец культурного поведения. В процессе речевого общения люди воспринимают не только мысли, но и сам язык, а также речевые средства и индивидуальные особенности мышления и речевого поведения тех, с кем им приходится общаться. Естественно, что личность педагога может оказать огромное влияние на формирование нравственного, эстетического и идейного сознания учащихся. Необходимо, таким образом, чтобы филолог сам обладал моральными, культурными и этическими ориентирами. Это должен быть высокообразованный, разносторонний человек, который умеет быть сдержанным и организованным, уважать свою аудиторию и вызывать у нее ответное уважение. Поэтому в деятельности педагога-филолога очевидна недопустимость сниженного стиля речи, вульгарного поведения, нетактичного отношения к окружающим людям.
Сформированность культуры речи у педагога является необходимым условием формирования представлений о языковых нормах и правилах, речевого этикета у учащихся. Преподаватель формирует у своих учащихся бережное отношение к слову, культуру устного и письменного общения. необходимо всегда помнить, что параллельно с овладением навыками речевой деятельности происходит становление личности как субъекта общения, развиваются ее интеллектуальные свойства. Поэтому основной задачей педагога-филолога является не только приобщение учащихся к определенному языку и культуре, но и формирование умения слушать, понимать и уважать своего собеседника. Очевидно, что филологическая компетенция является основой для успешного выполнения этих задач.
Предлагаемые далее примерные типы заданий, направленные на формирование и контроль филологической компетенции, могут найти применение в практике преподавания филологических дисциплин в старших классах профильной школы и на первых курсах языковых вузов. Как мы видели ранее филологическая компетенция предполагает грамотное владение языком, что является обязательным условием для понимания языковых произ-ведений. Однако это понимание не может быть полным без знаний, которые дают гуманитарные науки, изучающие духовную культуру общества. Поэтому контроль уровня сформированное филологической компетенции может быть осуществлен и с помощью заданий, направленных на проверку: – знания научной терминологии изразличных гуманитарных дисциплин: • соединить термины и их толкование, подобрать из нескольких возможных вариантов правильное определение конкретному термину;
• дать собственное определение предложенным терминам, определить термин, который выбивается из ряда предложенных терминов по тем или иным признакам, и т.д.;
– умения определить наиболее общее значение слое / понятий, их этимологию, частотность, коллокацию, коннотацию по словарю:
• найти ошибки в употреблении слов;
• определить, из каких языков заимствованы данные слова;
• определить, от каких имен собственных образовались данные слова или какие слова образовались отданных имен собственных;
• указать типы словарей, которые могут понадобиться при выполнении тех или иных заданий, и т.д.;
– знания / понимания различий между вариантами/стилями одного языка:
• определить, какие из предложенных слов относятся к тому или иному варианту / стилю языка;
• определить, к какому варианту / стилю языка относится данный текст, и переделать его так, чтобы он относился к другому варианту / стилю;
– знания мировой истории и культуры:
• соединить / сгруппировать предложенные события, имена, произведения с учетом эпохи, страны, художественного / литературного направления или по иным принципам;
• соединить имена писателей / художников / композиторов / архитекторов / скульпторов с созданными ими произведениями;
• прочитать предложенные отрывки из произведений писателей разных стран и определить по тексту описываемую эпоху / страну, а также принадлежность текста тому или иному литературному направлению;
• определить имя писателя, создавшего текст;
• привести доказательства той или иной мысли / утверждения с опорой на текст и / или иной источник и т.д.;
• из предложенного списка выбрать страны, в которых тот или иной язык является государственным / официальным языком:
• из предложенного списка выбрать имена собственные, которые ассоциируются с той или иной страной;
• определить по фотографии название и местоположение памятника / здания / улицы / города / выдающихся деятелей политики, науки, искусства и т.д.;
– знания различных стилистических приемов и инъи средств выразительности речевых произведений:
• найти в тексте литературные тропы, определить тип / жанр текста;
Систематическое использование грамотно составленных заданий сможет способствовать формированию умений самостоятельной творческой работы с текстами, поиску недостающей информации в словарях, справочниках и учебной литературе, новому уровню чтения и анализа художественной литературы. Грамотный контроль формирует и навыки самоконтроля, способствует повышению уровня автономии учащихся, что имеет немаловажное значение на современном этапе развития мирового образования.
1. Журнал «Иностранный язык в школе». – 2006. – № 8.
2. Журнал «Педагогика». – 2004. – № 5.
3. Журнал «Вопросы психологии». – 2004. – № 6.
4. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. – М.: Логос, 1994.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
В данной статье рассматривается проблема организации воспитательной работы на юридическом факультете университета. Автором раскрывается специфика и особенности организации воспитательной работы, определяются основные направления, формы и методы воспитательной работы в процессе подготовки юристов новой формации с учётом современных достижений педагогики и психологии высшей школы, юридической акмеологии, социальной психологии, социологии, практической кадровой работы.
Воспитательная работа в юридических образовательных учреждениях России, по мнению A. M. Столяренко, это личностно-ориентированный процесс, преодолевающий устаревшую ориентацию на пресловутые ЗУНы (формирование только знаний, навыков и умений), это процесс свободного развития, преодолевающий педагогический тоталитаризм, но не сводящийся к крайнему либерализму, анархизму, стихийности, формированию индивидуалистов, уважающих только себя. Педагогический процесс в высшем учебном
* Старший преподаватель кафедры Теории государства и права и конституционного права.