ПРИМЕРЫ НАВЫКОВ МЕХАНИЗАТОРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЕХАНИЗАТОРА

02 апреля 2023

О том, как правильно ставить цели написано много. За моими плечами десятки проведенных семинаров и тренингов, и практика показывает, что ставить цели правильно могут единицы. Абсолютному большинству людей эта задача дается нелегко. Мне в том числе. Те, кто умеют ставить цели, многого добиваются.

Модернизация отечественных предприятий ставит перед учреждениями образования непростую задачу. Новые кадры должны соответствовать самым высоким требованиям и уметь работать с оборудованием, которое наниматель еще только планирует закупать. В Беларуси с этой целью создана сеть центров компетенций, где обучается около 26 тысяч будущих высококлассных специалистов. Программа зависит от экономического профиля региона. В Гомеле после масштабного обновления открылся центр компетенций машиностроительного профиля на базе Гомельского государственного автомеханического колледжа.

Учащийся Илья Красовский.

Ставить одну цель или несколько?

Три этапа разработки личной стратегии: видение, миссия и ценности уже пройдены. Это идеологический уровень. Следующий этап – определение целей на перспективу 1 год. Если Вы сделали видение, то имеете базу.

Пересмотрите своё видение, перечитайте. Вам нужно из видения выделить направления, которые нужно держать в фокусе ближайший год. Где фокус, там и результат. Уже видите приоритеты?

В целеполагании две сложных задачи:

Проще разобраться, если цель очерчена, но нужно ее конкретизировать, определиться со сроками. Сложнее, если у человека развита достижительность, он ставит цели и их достигает, но в текущий момент нет понимания, куда направить свою энергию. Здесь нужно сначала поработать с видением, с эмоциями, найти то, что может зажечь.

Еще сложнее, если человек плывёт по течению. Но если вы читаете эту статью, то это не ваш случай. Вы сможете не просто поставить одну цель, а создать систему целей.

Какие цели вы уже ставили и их достигли?

Отличительная особенность постановки целей в этой статье в том, что мы будем учиться ставить не одну цель, а систему целей. Это нужно для того, чтобы цели не противоречили друг-другу. Достижение одних целей должно помогать достигать другие цели. Важно видеть причинно-следственные связи и консолидировать свои усилия. Если у вас не получится сразу охватить всю систему, то полезно сделать хотя бы часть работы в предложенной логике.

Станочник лесообрабатывающего оборудования

Настоящий профстандарт действует с 01.03.2023 по 01.03.2029

приказом Министерства труда

и социальной защиты

от 04.10.2022 № 620н

СТАНОЧНИК ЛЕСООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ

I. Общие сведения

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Отнесение к видам экономической деятельности:

II. Описание трудовых функций, входящих

в профессиональный стандарт (функциональная карта вида

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

3.1.1. Трудовая функция

3.1.2. Трудовая функция

3.1.3. Трудовая функция

3.2. Обобщенная трудовая функция

3.2.1. Трудовая функция

3.2.2. Трудовая функция

3.2.3. Трудовая функция

3.3. Обобщенная трудовая функция

3.3.1. Трудовая функция

3.3.2. Трудовая функция

3.3.3. Трудовая функция

3.4. Обобщенная трудовая функция

3.4.1. Трудовая функция

3.4.2. Трудовая функция

3.4.3. Трудовая функция

IV. Сведения об организациях – разработчиках

4.1. Ответственная организация-разработчик

4.2. Наименования организаций-разработчиков

Доброе отношение к людям и к профессии

Московская правда (mospravda.ru), Москва, 2 апреля 2023

Во многих коллективах работают люди, объединенные не только общим делом, но и кровным родством. В АО «Мосводоканал» сотрудники трудовых династий передают секреты своего мастерства из поколения в поколение. Что заставляет этих людей строить карьеру на одном производстве? Спросим это у главы династии Негановых – Владимира Николаевича. Но вначале узнаем, кто же из близких людей здесь трудится.

Общий стаж династии Негановых, работающих в Производственно-эксплуатационном управлении канализационной сети АО «Мосводоканал», составляет почти сто лет.

На предприятии глава династии Владимир Николаевич Неганов с 1987 года, сейчас – в должности станочника широкого профиля 6-го разряда. Машинист насос­ных установок 4-го разряда Раиса Ивановна Неганова, жена Владимира Николаевича, тоже трудится в управлении вместе с мужем. Владимир Николаевич и Раиса Ивановна гордятся тем, что их дело продолжают дети, которые тоже работают здесь же!

Сын, Максим, – начальник участка в Производственно-эксплуатационном управлении канализационной сети. Его жена, Елена Андреевна Неганова, – инженер. Она пришла на предприятие в 2010 году.

Дочь Негановых, Алина Владимировна Юрова (Неганова), на предприятии с 2019  года, работает инженером. Здесь же трудится и ее муж, Пётр Михайлович Юров, в должности станочника широкого профиля 6-го разряда.

Владимир Николаевич Неганов родом из Волгоградской области. В семье росло четверо детей.

«Отец работал плотником на заводе, мама трудилась на Мельзаводе, – рассказывает Владимир Николаевич. – Родители с детства учили нас быть честными, ответственными, открытыми друг к другу и к другим людям».

В рабочей семье труд был в почете. Жили небогато, но дружно. Владимир Николаевич вспоминает, что дети помогали родителям, работали в огороде, что было по тем временам существенным подспорьем для многодетной семьи.

«Техника – это было мое призвание», – говорит Владимир Николаевич.

Уже тогда Владимир Николаевич понял, что в будущем его работа будет связана с производственной деятельностью.

Время шло, и юноша, обдумывающий житье, долго не колебался в выборе профессии. Решил поехать в Москву, к тете, которая жила в подмосковном Пушкине. Родители такой выбор на семейном совете одобрили. В Пушкине он окончил ПТУ.

Подошло время службы в армии. В 1978 году рядовой Неганов отбыл на границу, в Карелию.

«Застава – что маленький колхоз. Многое там мы выращивали сами. Поэтому мое умение работать в огороде там тоже очень пригодилось. Конечно, армия многому меня научила, поэтому всем, кто еще не служил, рекомендую пройти эту школу. Помимо воинских навыков, это самодисциплина, умение жить и работать в коллективе. Хорошая школа жизни».

Отслужу как надо и вернусь

После срочной службы в армии Владимир пришел в военкомат, из которого призывался, и ему дали путевку на механический завод. Здесь молодой специалист приобрел навыки работы на многих станках. Очень скоро успешно изучил токарное, слесарное дело, стал настоящим специалистом.

В 1987 году Владимир Неганов перешел в Производственно-эксплуатационное управление канализационной сети АО «Мосводоканал». Причин такого перехода было несколько. На изломе перехода страны на демократические рельсы многие предприятия стали задерживать зарплату, работали нестабильно. Кроме того, инфляция не позволяла планировать семейный бюджет, цены росли как на дрожжах. В Мосводоканале была иная картина. И главным аргументом перехода стало то, что здесь, помимо соцпакета, обещали решить квартирный вопрос, который остро стоял у Владимира Неганова. К тому времени он уже обзавелся семьей.

«К тому же работа здесь мне показалась интересной, творческой, а это в нашей семье всегда было в приоритете».

Обещание компания выполнила. Через несколько лет Негановы получили долгожданную жилплощадь, и жизнь потекла своим чередом.

О своей работе Неганов-старший говорит с увлечением.

«Станочник широкого профиля – это рабочий-специалист, который занимается созданием деталей, впоследствии они используются для различных механизмов, – поясняет Владимир Николаевич. – В перечень моих обязанностей входит создание чертежей будущей продукции, проведение расчетов, регулирование работы станка, настройка необходимых характеристик, оценка качества созданных деталей».

А еще работа станочника во многом перекликается с другими рабочими специальностями: токарь, фрезеровщик, шлифовщик, сверловщик. Сегодня рабочие руки востребованы как никогда. По уровню своей компетенции квалифицированный рабочий не уступит и инженеру. Конечно, постоянное совершенствование, учеба в профессии необходимы, и Владимир Николаевич Неганов в постоянном процессе, потому как жизнь ставит все новые и новые задачи, преподносит новые вызовы, которые он принимает.

«Свою работу я люблю за разнообразие­, – говорит Владимир Неганов. – Часто приходится решать сложные задачи, и это привлекает в профессии».

Кроме того, Владимир Николаевич работает и как бригадир, и как технолог. Часто вносит в процесс производства что-то новое, проявляя при этом рационализаторские способности.

«В бригаде у меня 8 человек, 4 из них – молодые люди, которым, конечно, требуется обучение. Сейчас, когда мы перешли на импортозамещение, приходится проявлять смекалку, но мы справляемся».

Семья сильна, когда над ней крыша одна

Жизнь – как бурная река. Конечно, в каждой семье есть свои радостные и грустные события, но Негановы, объединенные таким емким словом – семья, всегда встречали все невзгоды вместе. Недаром говорят: семья сильна, когда над ней крыша одна. А вместе, дружной командой, легче со всеми невзгодами справиться.

«Мне грех жаловаться на судьбу. Любимая работа, стабильная зарплата, крепкая семья. Я не сторонник читать нотации детям, только вчера говорил дочери: горжусь, что вы живете своим умом. Но если что – мы с матерью всегда подставим плечо».

Владимир Николаевич убежден, что главный принцип в отношении с детьми не наставление, а собственный пример. Дети это видят, но у каждого из них свой путь. Они его выбрали, и также – в Производственно-эксплуатационном управлении канализационной сети. Внуками старшие Негановы тоже гордятся. Сегодня их у Негановых трое. Конечно, свой профессиональный выбор они сделают сами, но пример для подражания в семье налицо.

«Мне кажется, что главное, что мы могли передать своим детям и передаем внукам, – это доброе отношение к людям, к своей профессии. Все это я видел с детства, пример отца с матерью до сих пор в памяти, а все в нашей жизни, как говорится, идет в «возвратку».

Станочник широкого профиля

в Министерстве юстиции

6 сентября 2018 года,

Профессиональный стандарт “Станочник широкого профиля”

УТВЕРЖДЕНприказом Министерстватруда и социальной защитыРоссийской Федерацииот 9 июля 2018 года N 462н

Общие сведения

________________ Общероссийский классификатор занятий.

________________ Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

________________ Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н “Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда” (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848), приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. N 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный N 50237).

Приказ МЧС России от 12 декабря 2007 г. N 645 “Об утверждении Норм пожарной безопасности “Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций” (зарегистрирован Минюстом России 21 января 2008 г., регистрационный N 10938), с изменениями, внесенными приказами МЧС России от 27 января 2009 г. N 35 (зарегистрирован Минюстом России 25 февраля 2009 г., регистрационный N 13429), от 22 июня 2010 г. N 289 (зарегистрирован Минюстом России 16 июля 2010 г., регистрационный N 17880).

Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 “Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций” (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г., регистрационный N 4209) с изменениями, внесенными приказом Минтруда России, Минобрнауки России от 30 ноября 2016 г. N 697н/1490 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2016 г., регистрационный N 44767).

________________ Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 2, раздел “Механическая обработка металлов и других материалов”.

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Трудовая функция

________________ Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 2 августа 2013 г. N 822

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ

151902.03 СТАНОЧНИК (МЕТАЛЛООБРАБОТКА)

(в ред. Приказов Минобрнауки России от 22.08.2014 N 1039,

от 17.03.2015 N 247)

I. О БЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 151902.03 Станочник (металлообработка) для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее – образовательная организация).

1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 151902.03 Станочник (металлообработка) имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

II. И СПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО – среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППКРС – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;

ОК – общая компетенция;

ПК – профессиональная компетенция;

ПМ – профессиональный модуль;

МДК – междисциплинарный курс.

III. Х АРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

3.1. Сроки получения среднего профессионального образования по профессии 151902.03 Станочник (металлообработка) в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям СПО:

станочник широкого профиля – оператор станков с программным управлением.

Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

на базе среднего общего образования – не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования – не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – не более чем на 6 месяцев.

IV. Х АРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: программное управление металлорежущими станками и обработка металлических изделий и деталей на металлорежущих станках различного вида и типа.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

металлорежущие станки (сверлильные, фрезерные, токарные и шлифовальные);

станки с числовым программным управлением (ЧПУ) и манипуляторы (роботы), а также технология обработки деталей и заготовок на них, специальные и универсальные приспособления и режущие инструменты.

4.3. Обучающийся по профессии 151902.03 Станочник (металлообработка) готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Программное управление металлорежущими станками.

4.3.2. Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа.

V. Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Программное управление металлорежущими станками.

ПК 1.1. Осуществлять обработку деталей на станках с программным управлением с использованием пульта управления.

ПК 1.2. Выполнять подналадку отдельных узлов и механизмов в процессе работы.

ПК 1.3. Осуществлять техническое обслуживание станков с числовым программным управлением и манипуляторов (роботов).

ПК 1.4. Проверять качество обработки поверхности деталей.

5.2.2. Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа.

ПК 2.1. Выполнять обработку заготовок, деталей на сверлильных, токарных, фрезерных, шлифовальных, копировальных и шпоночных станках.

ПК 2.2. Осуществлять наладку обслуживаемых станков.

ПК 2.3. Проверять качество обработки деталей.

VI. Т РЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

6.1. П ПКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины “Безопасность жизнедеятельности”. Объем часов на дисциплину “Безопасность жизнедеятельности” составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы – 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 17.03.2015 N 247)

Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:

VII. Т РЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.

Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям), определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППКРС образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 22.08.2014 N 1039)

обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине “Физическая культура” могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины “Безопасность жизнедеятельности”, отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.

Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке

36 часов в неделю) 57 нед.

промежуточная аттестация 3 нед.

каникулы 22 нед.

7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы.

7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 – 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. П ПКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 – 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 2 наименований отечественных журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”. Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских

и других помещений

технологии металлообработки и работы в металлообрабатывающих цехах.

Тренажеры, тренажерные комплексы:

тренажер для отработки координации движения рук при токарной обработке;

демонстрационное устройство токарного станка;

тренажер для отработки навыков управления суппортом токарного станка.

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

Реализация ППКРС должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.

Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.

VIII. Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования.

8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.

Построение системы личных целей

Мне всегда проще воспринимать информацию на конкретных примерах. Поэтому я расскажу о своей страткарте. Попробуйте вместе с моим рассказом пошагово сделать свою страткарту.

Карту построила по аналогии с той, которую использую для бизнеса. Также, как и в бизнесе все цели строятся вокруг финансовых целей. А как же миссия, ценности, духовное развитие о которых мы говорили в прошлых статьях?  Это то, что будет управлять вами при достижении каждой цели.

У меня получилось 15 целей. Важно нарисовать все причинно-следственные связи, как достижение одной цели, влияет на другие. Не должно быть «подвешенных» целей, таких, которые не связаны с другими. Поэтому важно нарисовать, а не просто написать.


ПРИМЕРЫ НАВЫКОВ МЕХАНИЗАТОРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЕХАНИЗАТОРА

Прокомментирую логику построения карты целей и каждую цель отдельно. Для удобства чтения оставила нумерацию целей, как на карте.

Построение системы целей для организации

Немного расскажу о том подходе, который использую при работе с компаниями. Видение должно отразиться в стратегической карте. Стратегическая карта – это визуализация системы сбалансированных показателей, она является отражением того, способна ли выбранная бизнес-модель обеспечить достижение поставленных целей. Скорее всего, бизнес-модель и стратегия отвечают на один и тот же вопрос: каким образом достигаются поставленные цели, и компания обеспечивает себе прибыль.


ПРИМЕРЫ НАВЫКОВ МЕХАНИЗАТОРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЕХАНИЗАТОРА

Архитектура системы сбалансированных показателей

BSC (Ваlапсеdsсогесагd) Система сбалансированных показателей — это инструмент реализации стратегии. Применяя систему сбалансированных показателей в стратегическом управлении, можно настроить систему управления компании на достижение стратегических целей. Стратегия компании раскрывается в четырех перспективах в виде стратегических целей, связанных причинно-следственными отношениями: финансовый результат, является достижением целей в клиентской составляющей, а они являются результатами факторов внутренних процессов и т.д. Подробнее о Разработке стратегических целей организации читайте в статье.

Новым центрам — быть

В центре компетенций созданы все условия настоящего производственного процесса. При устройстве на работу выпускников вряд ли будет легко удивить. К примеру, в одном из кабинетов центра установлена контрольно-измерительная машина, каких всего две во всей стране. Артем Стельмашонок работает мастером производственного обучения уже три года и за это время успел также позаниматься с практикантами из других колледжей и вузов:

— Недавно приезжали студенты из ГГТУ имени Сухого. В июне ожидаем ребят из мозырского техникума. А еще мы набрали первый курс на новую специальность — «наладчик станков с ЧПУ». Учащиеся будут осваивать не только управление, но и слесарные операции, чтобы понимать причины возникновения ошибок. Получатся очень ценные специалисты.

Всего в стране действует 52 профильных центра компетенций, из которых три — машиностроительного профиля. По поручению Совмина регулярно проводятся семинары, призванные еще больше укрепить связку с предприятиями и позволить увидеть весь потенциал обучающей сети. Ну а в Гомеле сейчас оснащают новым оборудованием местный колледж кулинарии, а значит, вскоре сеть обучающих центров станет еще шире.

Работа на опережение

Более 3 миллионов рублей инвестиций и сразу шесть новых лабораторий. Созданный 15 лет назад центр компетенций по специальности «механическая обработка металла на станках и линиях» на базе колледжа вновь готов поставить на поток подготовку кадров будущего. В 2019 году началось дооснащение центра с учетом перспектив развития станкостроения и машиностроения в областном центре. Средства затрачены немалые, но это инвестиции в будущее. Мастер производственного обучения Артем Стельмашонок начинает экскурсию с кабинета программирования и наладки станков с числовым программным управлением (ЧПУ):

— Здесь ребята учатся программировать. Все компьютеры оснащены CAD/CAM-системой от ведущего поставщика программного обеспечения в сфере производства. Эту систему в стране еще только начинают внедрять, а значит, мы работаем на опережение. Есть и 3D-графический симулятор для токарной и фрезерной обработки. Получать знания куда интереснее, если потом не придется переучиваться заново на своем первом месте работы. Да и молодежи с компьютерами проще управляться, хотя старшее поколение не отстает — переучиваются. Для того ведь и нужны такие центры.

Мастер производственного обучения Артем Стельмашонок и учащийся Владислав Мартынов.

Здесь учатся лучшие

В Гомеле основными заказчиками кадров у колледжа выступают машиностроительные гиганты: «Гомсельмаш», «Салео-Гомель», завод станочных узлов. Здесь же проводят переобучение действующих сотрудников. Внедрять новые технологии в научно-техническом центре комбайностроения планирует после учебы и третьекурсник Илья Красовский:

— Я не случайно выбрал такой профиль. Уже десять лет увлекаюсь авиа­моделированием и благодаря хобби познакомился со станками еще до учебы. Осваиваю в колледже сразу две специальности: станочник широкого профиля и технолог машиностроения. База приятно удивила. Когда поступал, не думал, что все будет настолько в духе современных тенденций производства.

Илья несколько лет побеждал на областном этапе конкурса научно-технического творчества учащейся молодежи «ТехноИнтеллект». С медалью вернулся и с республиканского первенства. В середине мая поборолся за победу в конкурсе Profskills с представителями 100 учреждений образования из всех регионов страны.

Практические навыки учащиеся могут отточить не только виртуально, но и на самом современном оборудовании. Среди последних приобретений — универсальный токарный станок с ЧПУ CTX310 ecoline и пятиосевой обрабатывающий центр с ЧПУ DMU 50. Илья показывает пульт управления и поясняет процесс работы:

— У меня есть чертеж, по которому я вписываю программу в станок. По этой программе составляю процесс обработки и привязываюсь к заготовке. В случае несостыковок вношу корректировки. Правильно подобрать режимы, скорость — тонкостей много.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *