Стратегия развития образования ставит новые ориентиры в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, что требует формирования новых подходов к структуре и содержанию образования. В современных условиях экономика России требует не простого увеличения числа образованных работников, а специалистов качественно нового типа, обладающих фундаментальными знаниями, инновационным типом мышления, способных работать в команде и принимать нестандартные решения. Кроме того, важно сформировать из будущего выпускника не только хорошего специалиста, но и высоконравственную, интеллектуально развитую и образованную личность, способную легко адаптироваться в окружающем социуме.
Современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать при обучении в образовательном учреждении.
Одной из важных составляющих в организации процесса подготовки специалистов в настоящее время является включенность их в научно-исследовательскую деятельность, открывающую возможность развивать творческие способности в различных формах профессиональной деятельности, побуждать стремление к углублению знаний, к поиску, формировать аналитические, прогностические, коммуникативные умения, профессиональные и личностные качества. Карьера современного выпускника напрямую зависит от способностей, которыми он овладел в процессе обучения.
Компетентностный подход в определении целей и содержания образования не является качественно новым в отечественной системе образования. Хуторской отмечает, — «это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём результатом образования становится не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях» (6, с. 58).
В настоящее время профессиональное образование ориентировано на работодателей, которые являются потребителями результатов образовательных процессов. Оценить качество образования и подготовленность специалистов можно по уровню их компетентности. По мнению Кирьяковой А. профессиональное образование должно быть ориентировано на подготовку компетентного специалиста, способного применять полученные знания и умения, быть готовым к осуществлению определенного вида деятельности в конкретных ситуациях (4, с. 132). В соответствии с видами профессиональной деятельности перед выпускником стоит ряд задач, успешное решение которых зависит от уровня сформированности у него профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность как качество личности формируется на протяжении всей жизни человека. Начальные профессиональные знания, умения, ценности закладываются еще в школе. Поступая в техникум, обучающиеся имеют различные уровень знаний, жизненный опыт, ценностные ориентации. Задача системы среднего профессионального образования — подготовить высококвалифицированного специалиста в выбранной области профессиональной деятельности. Сущность профессиональной компетентности заключается в формировании на базе профессионального образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности. Выполнение стандартов среднего профессионального образования третьего поколения предполагает формирование определенного уровня профессиональной компетентности, позволяющего выпускнику быть конкурентноспособным на рынке труда и активно внедриться в выбранную им профессиональную сферу с целью дальнейшего профессионального самосовершенствования (5, с. 189).
Формирование профессиональной компетентности специалиста в качестве системообразующего фактора продуктивности его профессиональной деятельности — это развитие способности к саморазвитию, самосовершенствованию личности и деятельности, самореализацией и развитием его потребностей и творческих способностей. Профессиональная компетентность и качества личности подвержены развитию, в основе которого лежат, с одной стороны, способности и профессионально значимые мотивы, с другой — реальная деятельность и ее функциональные модели (1, с. 12).
Эффективность процесса формирования профессиональных компетенций выпускников обеспечивается при многообразии различных подходов к его осуществлению, при этом ведущим является компетентностный подход. По мнению Брайденко В. данный подход наиболее полно отражает сам феномен профессиональных компетенций, а также требования к содержанию образовательного процесса, направленного на их формирование. Формирование общепрофессиональных компетенций реализуется на основе компетентностного подхода при организации воспитательно-образовательного процесса в системе среднего профессионального образования. Формирование общепрофессиональных компетенций студентов — это процесс развития личности, который происходит под влиянием внешних воздействий, то есть при получении и переносе предметных знаний, умений, индивидуальных способностей на объекты в сфере будущей профессиональной деятельности, приобретение обучающимися опыта в процессе обучения для решения профессиональных проблем и задач в реальных производственных ситуациях.
Развитие профессионального образования может происходить только на основе компетентностного подхода. Поэтому важнейшей задачей среднего профессионального образования в настоящее время является переход от оценки знаний к оценке компетенций. Компетенции и результаты образования тесно связаны между собой. Компетентность в переводе от латинского (competens) — надлежащий; способный. По мнению Кондакова Н. , компетентный человек — «это человек знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем- либо». Компетентность представляет собой способность грамотно решать человеком задачи, возникающие в его жизнедеятельности, в том числе и производственной деятельности.
По мнению Зимней И. — компетентностный подход заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную самореализацию в профессии и обществе. В отличие от термина «квалификация», компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.
Таким образом, компетентностный подход связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания человека не только как специалиста, но и как личности. В связи с вышеизложенным можно определить одну из главных задач системы современного профессионального образования — помочь каждому студенту развить все свои способности.
Важным компонентом компетенций является опыт — интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач. Мы опираемся на понимание профессиональной компетентности Болотова В. , который отмечает, что это есть «сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач, и развитые личностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом и партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем». В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Компетентность всегда проявляется в деятельности. Профессиональная компетентность специалиста обнаруживается при решении профессиональных задач. Как правило, под компетентностью понимают владение специалистом набором необходимых для его работы компетенций, либо соответствие данного специалиста требованиям его должности, либо способность специалиста эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность (1, с. 14).
Таким образом, о сформированности профессиональной компетентности можно судить по навыкам и умениям, применяемым специалистом для решения сложных задач не только профессионального, но и межличностного характера.
Об успешности реализации компетентностного подхода можно судить по тому, насколько студенты со своей подготовкой оказываются готовыми в будущем выдержать конкуренцию на свободном рынке труда и занять достойное место в обществе.
Профессиональная компетенция будущего специалиста заключается в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности, а также определяет социальную значимость будущего специалиста, его востребованность, мобильность и готовность к инновационной профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность как показатель общего профессионализма формируется в процессе профессионально-ориентированного обучения и имеет деятельностный характер. Данное профессиональное качество динамично и, будучи однажды сформированным, нуждается в постоянном развитии и совершенствовании.
У студента в процессе профессионального обучения могут быть сформированы следующие компетенции:
– учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности;
– информационная компетенция — это способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию;
– коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями;
– информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач и ситуаций с привлечением персонального компьютера и средств компьютерной обработки информации;
– а также технические навыки, принятие решений, саморазвитие.
Компетентностно-ориентированное профессиональное образование — явление в образовании, вызванное к жизни различными предпосылками. Прежде всего, это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. Рынок предъявляет к современному специалисту целый пласт новых требований, которые недостаточно учтены или совсем не учтены в программах подготовки специалистов. Эти новые требования, как оказывается, не связаны жестко с той или иной дисциплиной, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Их формирование требует не столько нового содержания (предметного), сколько иных педагогических технологий.
Формируя систему предметных знаний и умений, необходимо уделять внимание развитию личностных и социальных компетенций, определяющих (при одном и том же уровне образования) конкурентоспособность выпускника.
В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование компетентного специалиста.
Таким образом, профессиональную компетентность можно определить как теоретическую и практическую готовность к осуществлению профессиональной деятельности.
Байденко В. , Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода)/В. Байденко / Высшее образование в России. — 2004. № 11.
Болотов В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. Болотов, В. Сериков // Педагогика. — 2003. № 10.
Кирьякова А. Ориентационно-ценностные основания компетентностных технологий / Компетентность и технологии образования: Материалы научно-практической конференции. –2008.
Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. — 2003. — № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная компетентность, профессиональное образование, профессиональная деятельность, знание, подход, способность, умение, процесс обучения, результат образования, формирование.
Портрет современного бухгалтера. Кто переучивается на профессию и уходит из нее?
Бухгалтер — востребованная и нужная профессия. Часто это второе лицо в организации. И несмотря на то, что простым работникам и даже руководителям не всегда понятен круг обязанностей бухгалтера, кроме выплаты зарплаты и сдачи отчетности, их ценят и уважают. Но путь к профессии и дальнейшим горизонтам у каждого бухгалтера свой.
Получить профессию можно даже онлайн. Skillbox готовит бухгалтеров с нуля, дает только востребованные знания и навыки, без воды. Учиться можно даже если вы пока работаете на другой должности и ищите новые карьерные пути.
Но не каждый человек, научившись рисовать «самолетики», изучив принцип двойной записи и освоив 1С, становится бухгалтером. И дело не в том, что бухгалтерия требует огромного внимания, усидчивости, знания плана счетов, учетных программ, налогового и трудового законодательства. Это по умолчанию. А в том, что важно:
- Уметь не опускать руки перед трудностями, которые регулярно встречаются на бухгалтерском пути.
- Чувствовать ответственность, но не бояться ее.
- Не мандражировать, получив требование от налоговой, а знать, что с ним делать и как на него ответить.
- Уметь общаться с контролирующими органами.
- Выстроить и координировать работу вокруг. Причем это относится не только к подчиненным бухгалтерам, но и к другим работникам, от которых зависит своевременность документооборота.
- Уметь переводить с бухгалтерского языка на человеческий, объяснять и доносить мысли до руководства.
Те, кто сочетает в себе эти качества, не ленятся работать и полюбили эту нелегкую профессию, достигают успеха независимо от того, с какой позиции стартовали. Кто переучивается на бухгалтера?В зависимости от масштаба организации бухгалтер может:
- вести один участок (в крупных компаниях на одном фронте работ «сидит» целая группа бухгалтеров
- вести бухгалтерский учет и все финансовые дела компании в полном объеме (часто нескольких юрлиц одновременно
- совмещать ведение бухгалтерского и кадрового учетов, а также иные обязанности.
Бухгалтер на участке — стартовая позиция в бухгалтерской карьерной лестнице дипломированного бухгалтера. Однако в бухгалтерию приходят не только после профильных ВУЗов, но и после программ дополнительного профессионального образования. Как правило, это те, кто уже имеют работу, отдаленно связанную с финансами, но хочет познакомиться с бухгалтерией ближе. Часто бухгалтерами становятся:
Бывает, что в компаниях обязанности распределены таким образом, что границы профессий размыты, а работник совмещает несколько направлений. Например, когда:
- на кассира возложены некоторые бухгалтерские обязанности;
- кадровик рассчитывает зарплату персоналу;
- на складе отсутствует отдельный бухгалтер, а учетом поступлений и расходований занимаются складские работники;
- секретаря приобщают к бухгалтерии через помощь главному бухгалтеру и т. д.
Для тех, кто только знакомится с бухучетом и экономикой предприятия, Skillbox подготовил программы обучения:
Профессиональные стандарты находят все более широкое применение в сфере трудовых отношений. Повышение эффективности работы бухгалтерии во многом возможно благодаря новым подходам к вопросу должностных обязанностей и квалификационного соответствия. Бухгалтер – всегда одна из ключевых должностей в любой организации, поэтому профессиональный стандарт по этой специальности был утвержден одним из первых и сегодня очень востребован. Кто обязан соответствовать бухгалтерскому стандарту, какие требования в нем описаны, как они применяются на практике, может ли быть опасным несоответствие, интересно будет узнать настоящим и будущим бухгалтерам, а также их работодателям. Профстандарт специалиста-бухгалтераПрофессиональный стандарт для области деятельности «Бухгалтер» после одобрения Минфином РФ был утвержден Министерством труда и соцразвития (приказом № 103н от 21. 2019 г. ) Пройдя регистрацию в Министерстве юстиции России (25. 2019 г. , № 54154), он 6 апреля 2019 года получил законную силу. Разработчиком данного профстандарта является ИПБ РФ. В результате проведения анализа его практического применения разработчиком были сделаны дополнительные разъяснения некоторых не вполне понятных моментов, а в отдельные пункты (раздел 3. 1 и 3. 2) внесены изменения. Сегодня этот профстандарт действует уже в обновленной редакции. Как и другие стандарты, он описывает комплексные требования к квалификации сотрудника, занимающего ту или иную должность, в данном случае, специалиста-бухгалтера. Просто бухгалтер и главбухВ тексте професиионального стандарта специалисты по делопроизводству разделены на 2 категории:
- должность бухгалтера;
- должность главного бухгалтера.
К каждой из этих должностей сформулирована обобщенная рабочая функция, расписанная по конкретным трудовым обязанностям. В профстандарте обязательно отмечено, какой уровень классификации по общепринятой 9-балльной шкале требуется от сотрудника, выполняющего те или иные задачи, а также оговорены требования к образованию и опыту; выделены особенности допуска к работе в отдельных экономических субъектах. Рядовой бухгалтер – профессионалПрофстандарт по специальности «бухгалтер» предполагает соответствие сотрудника ряду специальных требований.
- Профильное образование. Чтобы пополнить ряды делопроизводителей, необходимо получить диплом колледжа или техникума, став специалистом по профилю «Экономика и управление». Также вполне котируются сертификаты специализированных бухгалтерских курсов.
- Предварительный стаж. Согласно разъяснительному письму Минтруда № 14-3/В-3, профессиональные требования к бухгалтеру предусматривают не менее чем трехлетнюю работу на аналогичной, но менее ответственной специальности, например, помощника бухгалтера, кассира, контролера, табельщика. В новой редакции этого пункта (версия от 22.04.2016) требование об обязательном предварительном опыте снято.
- Профзнания. Бухгалтер, помимо собственно бухучета, должен иметь представление о:
законодательных основах гражданского, трудового, налогового кодексов, не лишними будут знания по таможенной, социальной базам;принципах, на которых происходит организация производства в конкретной компании и осуществляется управление;отраслевыми инструкциями (на основании письма Минфина РФ от 29.04.2002 № 16-00-13/03).ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Как видим, профстандарт ставит очень высокие планки для бухгалтеров. Никаких «поблажек» для сотрудников малого бизнеса или предприятий, работающих на льготных налоговых режимах, в профстандарте не предусмотрено. С другой стороны, максимальные требования открывают перспективу для дальнейшего повышения уровня квалификации. - законодательных основах гражданского, трудового, налогового кодексов, не лишними будут знания по таможенной, социальной базам;
- принципах, на которых происходит организация производства в конкретной компании и осуществляется управление;
- отраслевыми инструкциями (на основании письма Минфина РФ от 29.04.2002 № 16-00-13/03).
- Функционал специалистов. Категории работников-бухгалтеров определяются их функциональными ребованиями, то есть объемом специализированных трудовых навыков:
1 категория: прием и составление всех видов «первички»;2 категория: проведение документации по учетным регистрам;3 категория: расчет итогов, проверка и балансировка оборотов.ВНИМАНИЕ! Профстандарт бухгалтера ничего не имеет против объединения всех трех категорий в рамках одной должности: лишь бы это было отражено в должностной инструкции. - 1 категория: прием и составление всех видов «первички»;
- 2 категория: проведение документации по учетным регистрам;
- 3 категория: расчет итогов, проверка и балансировка оборотов.
Главбух по стандартуЗапросы к ключевой фигуре любой фирмы – главному бухгалтеру – в профстандарте еще более строгие. Сравним их с соответствующими позициями рядового бухгалтера.
Обязателен ли профстандарт «Бухгалтер»?Чтобы оценить обязательность применения профстандартов, провозглашенную с 1 июля 2016 г. , нужно установить, имеются ли в законах требования к определенной квалификации специалиста, основания для льгот или ограничений. В ряде законов установлено репутационное требование об отсутствии непогашенной судимости для главбухов, а также квалификационные ограничения (закон «О бухучете», «О банковской деятельности» и др. Отсюда следует, что данный профессиональный стандарт обязателен: должности должны именоваться строго по рекомендациям стандарта, нельзя нарушать и требования квалификацииК СВЕДЕНИЮ! Если ваш бухгалтер – «нестандартный», уволить его только за это нельзя (стаж и образование, прописанные как квалификационные требования, не являются поводами для увольнения, в отличие от непройденной аттестации). А вот принимая на работу нового главбуха, работодатель должен быть внимательным: несоответствия обязательному стандарту могут грозить серьезными штрафами.