У терминов «» и «» есть также другие значения.
Люди — крайне социальные животные, которым свойственно жить внутри сложных социальных структур, состоящих из множества как сотрудничающих, так и соревнующихся групп с размерами от семьи до государства. Следствием различных социальных взаимодействий между людьми стало возникновение социальных норм и общественных ценностей, а также ритуалов, языков, и других проявлений материальной и нематериальной культуры в обществе.
Стремление человека постигать окружающий мир, его явления и их влияние на жизнь привело к возникновению науки и технологий, а также ряда других концепций, включая философию, религию и мифологию.
Большую часть всей своей истории люди были охотниками-собирателями, ведущими кочевой образ жизни. Поведение современного типа люди начали демонстрировать около 160 000–60 000. Неолитическая революция, начавшаяся в Юго-Западной Азии около 13 000 и, одновременно с этим, в нескольких других местах, ознаменовала появление сельского хозяйства и образование постоянных поселений. С ростом численности и плотности населения стали появляться различные формы власти для управления взаимодействием как внутри, так и между общинами. На протяжении истории образовалось и пришло в упадок несколько цивилизаций, тем временем число людей на Земле продолжает увеличиваться и в 2022 году население мира достигло отметки в 8 млрд человек.
Что такое социальные ценности
Социальные (общественные) ценности — это идеи, принципы и представления людей в обществе о том, что важно для них больше всего.
Их можно назвать ориентирами: с помощью общественных ценностей члены какого-либо общества могут описывать свою идеальную жизнь. А ещё одобрять или осуждать какие-либо явления или действия друг друга. При этом социальные ценности в разных общественных группах отличаются, а само это явление существует на 4 уровнях.
Ориентиры в жизни на каждом из этих уровней бывают разными. Например, среди общечеловеческих ценностей выделяют мир, свободу, любовь, семью и т. д. Ценностями конкретного народа можно назвать патриотизм и гражданский долг. А для определённого человека это может быть финансовое благополучие, духовное развитие или честность.
Каждый человек лично устанавливает для себя систему индивидуальных ценностей. В то же время ценности народа и социальных групп зависят от общества в целом: особенностей его образа жизни, экономики, отношению к религии в стране, уровню участия людей в жизни государства и многого другого. Эти ценности и определяют социальные нормы, которым будет следовать общество.
Расскажите о социальных ценностях в вашей жизни. Какие из них характерны для вас лично? Каких принято придерживаться в вашей семье? Какие ценности объединяют другие социальные группы, к которым вы принадлежите? Подумайте о том, какие ценности характерны для россиян как представителей одного народа. Выберите идеального репетитора по обществознанию15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения
Что такое социальные нормы в обществознании
Социальные нормы — это общие для всех людей правила и образцы поведения в обществе, которые обусловлены сложившимися общественными отношениями.
Важно понимать, что такие нормы не были придуманы для конкретного человека. Общество договорилось, что каждый его член будет придерживаться их. При этом отдельные правила есть как для всего общества разом, так и для отдельных его групп. Например, люди придумали правила поведения для пассажиров метро, посетителей библиотеки, хозяев домашних питомцев и др.
Признаки социальных норм
Теперь давайте научимся определять, что можно отнести к социальным нормам, а что — нет. Ниже перечислим несколько признаков, которые помогут вам определиться. Итак, социальные нормы:
В качестве примера возьмём одну знакомую всем социальную норму — уважать старших. Если пройтись по признакам выше, станет понятно, что каждый из них справедлив и для неё.
Разберёмся чуть подробнее. Уважать пожилых, по мнению общества, должны все люди — и дети, и люди зрелого возраста. Эта норма направляет отношения между людьми в нужное русло и помогает понять, какой человек поступает правильно, а какой — нет. При этом оно появилось, когда общество начало развиваться, и у него возникли новые моральные принципы. Люди приняли решение уважать старших по своей воле — это был их сознательный выбор. Итог — попадание по всем пунктам!
Функции социальных норм
Люди живут бок о бок друг с другом, а потому важно соблюдать правила, чтобы это сожительство было комфортным. В этом и состоит предназначение социальных норм — устанавливать рамки свободы так, чтобы регулировать поведение людей и делать жизнь в обществе спокойной. А ещё помогать нам воспитывать в самих себе дисциплину, учиться контролировать своё поведение.
Теперь разберёмся, какие функции в обществе выполняют социальные нормы и сформулируем их по пунктам:
Всего выделяют 3 способа регламентировать следование социальным нормам: дозволение, предписание и запрет. Давайте кратко разберём, чем они отличаются.
Ещё раз ознакомьтесь со способами регламентировать поведение в обществе с помощью социальных норм. Придумайте по 2 примера, которые бы проиллюстрировали каждый из них. Во время ответа опирайтесь на личный жизненный опыт. Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут 10 минут — и ты разберёшься, как стать тем, кем захочешь
Для того чтобы
существовать в социальном мире, человеку
необходимы общение и сотрудничество с
другими людьми. Но существенным для
реализации совместного и целенаправленного
действия должно быть такое положение,
при котором люди имеют общее представлен
о том, как им действовать правильно, а
как неправильно, в каком направлении
прилагать свои усилия. При отсутствии
подобного представления нельзя добиться
согласованных действий. Таким образе
человек, как существо социальное, должен
создавать множество общепринятых
шаблонов поведения, для того чтобы
успешно существовать в обществе,
взаимодействуя с другими индивидами.
Подобные шаблоны поведения людей в
обществе, регулирующие это поведение
в определенном направлении, называют
социальными нормами.
социальные
нормы –
совокупность требований и ожиданий,
которые предъявляет социальная общность
(группа), организация, общество к своим
членам в их взаимоотношениях друг с
другом, с соц институтами с целью
осуществления деятельности (поведения)
установленного образца. Это всеобщие
постоянно действующие предписания,
предполагающие их практическую
реализацию. Возникают вследствия
потребности в определеном поведении.
Важнейшей характеристикой нормы является
ее общепризнанность и всеобщность.
Социальная норма
является одной из сложных форм выражения
социальных отношений. Она состоит из
множества элементов, каждый из которых
обладает различными свойствами,
способными к тому же изменятся в
достаточно широких пределах. В социальной
норме находит воплощение общественная
воля, осознанная социальная необходимость.
Именно этим она отличается от так
называемых квазинорм. Последние чаще
всего носят грубый, насильственный
характер, сковывают инициативу,
творчество.
Социальная
норма выполняет следующие функции.
1. Нормы призваны ориентировать и 2.
регулировать поведение людей в различных
ситуациях. Регулирующее воздействие
состоит в том что, норма устанавливает
границы, условия, формы поведения,
характер отношений, цели и способы их
достижений. 3. социализирует личность;
4. оценивает поведение; 5. Предписывает
модели должного поведения. 6. Средство
обеспечения порядка.
Главное
общественное предназначение
социальной нормы может быть сформулировано
как регуляция социальных отношений и
поведения людей. Регулирование отношений
через социальные нормы обеспечивает
добровольное и сознательное сотрудничество
людей.
Можно условно
выделить следующие группы
норм: 1.
По носителям: общечеловеческие, нормы
О, групповые. 2. По сфере деятельности:
экономические нормы, политические
нормы, культурные нормы, юридические
нормы. 3. Существуют формальные и
неформальные нормы. 4. По масштабу
действия: общие и локальные. 5. По способу
обеспечения: опирающися на внутренние
убеждения, на общественное мнение, на
принуждение.
Основные типы
норм в порядке повышения их общественной
значимости.
1. Обычаи – это просто привычные, нормальные,
наиболее удобные и достаточно широко
распространенные способы групповой
деятельности. Новые поколения людей
воспринимают эти общественные способы
жизни частично путем бессознательного
подражания, частично путем сознательного
обучения. При этом новое поколение
выбирает из этих способов то, что ему
представляется необходимым для жизни.
2. Нравственные
нормы – идеи
о правильном и неправильном поведении,
которые требуют выполнения одних
действий и запрещают другие. При этом
члены той социальной общности, где
действуют подобные нравственные нормы,
разделяют веру в то, что их нарушение
несет бедствие всему обществу. Члены
другой социальной общности могут,
конечно, считать, что по крайней мере
некоторые из нравственных норм данной
группы неразумны. Нравственные нормы
передаются последующим поколениям не
как система практических выгод, а как
система незыблемых “священных”
абсолютов. В результате нравственные
нормы твердо устанавливаются и выполняются
автоматически. 3. Институциональные
нормы –
совокупность специально разработанных
норм и обычаев, касающихся важных
моментов деятельности О, воплощенные
в соц институтах. 4. Законы
– это просто усиленные и формализованные
нравственные нормы, требующие
неукоснительного выполнения
Нарушение норм
вызывает конкретную и четкую негативную
реакцию со стороны О, его институциональных
форм, направленную на преодоление
отклоняющегося от нормы поведения Виды
санкций – негативные или позитивные,
т.е. наказания или поощрения. Однако
нормативные системы не являются
застывшими и навсегда данными. Изменяются
нормы, изменяется и отношение к ним.
Отклонение от нормы столь же естественно,
как и следование им. Конформизм – полное
принятие нормы; девиация – отклонение
от нее. Резкие отклониния от нормы
грозят стабильности О.
В общих чертах
процесс
становления и функционирования социальных
норм можно
условно представить в виде последовательно
взаимосвязанных этапов. Первый
этап – это
возникновение и постоянное развитие
норм. Второй
– понимание
и усвоение индивидумом системы социальных
норм общества, социальной группы,
личности, иначе говоря, это этап включения
человека в обществе, его социализация.
Третий этап
– реальные акты, конкретное поведение
индивида. Этот этап является центральным
звеном механизма социально-нормативной
регуляции. Именно на практике обнаруживается
как глубоко вошли в сознание личности
социальные нормы. Четвертым
этапом
процесса функционирования нормы
выступает оценка и контроль за поведением
человека. На этом этапе выявляется
степень соблюдения или отклонения от
нормы.
Ценности
–
разделяемые в О убеждения относительно
целей, к которым люди должны стремиться,
и основных средств их достижения. Соц
ценности
– значимые идеи, явления и предметы
реальной действительности с точки
зрения их соответствия потребностям и
интересам О, групп, личности.
Ценность – есть
цель сама по себе., к ней стремятся ради
нее самой, т.к. она идеал. Это то, что
ценится, то, что для человека значимо,
что определяет жизненные ориентиры его
поведения и признается обществом как
таковое. Ценностное содержание явлений
побуждает человека к деятельности.
Постоянно находясь в мире альтернатив,
человек вынужден выбирать, критерием
чего становятся ценности.
В рамках «структурного
функционализма» Парсонса социальный
порядок зависит от существования общих
разделяемых всеми людьми ценностей,
которые считаются легитимными и
обязательными, выступая в качестве
стандарта посредством которого отбираются
цели действия. Связь между социальной
системой и системой личности осуществляется
через интернализацию ценностей в
процессе социализации.
Ценности меняются
вместе с развитием общества. Они
формируются на основе потребностей и
интересов, однако не копируют их. Ценности
– это не слепок потребностей и интересов,
а идеальное представление, которое не
всегда им соответствуют.
Ценностные
ориентации
– продукт социализации индивидов, т.е.
освоения общественно-политических,
нравственных, эстетических идеалов и
непреложных нормативных требований,
предъявляемых к ним как к членам
социальных групп, общностей и общества
в целом. ЦО внутренне обусловлены, они
формируются на базе соотнесения личного
опыта с бытующими в социсе образцами
культуры и выражают собственное
представление о должном, хар-ют жизненные
притязания. Несмотря на неоднозначную
трактовку понятия «ценностные ориентации»,
все исследователи сходятся во мнение
о том, что ценностные ориентации выполняют
важную функцию регуляторов социального
поведения индивидов.
В рамках «структурного
функционализма» Парсонса
социальный порядок зависит от существования
общих разделяемых всеми людьми ценностей,
которые считаются легитимными и
обязательными, выступая в качестве
стандарта посредством которого отбираются
цели действия. Связь между социальной
системой и системой личности осуществляется
через интернализацию ценностей в
процессе социализации.
Франкл
показал, что ценности не только управляют
действиями, они выполняют роль смыслов
жизни и составляют три класса: ценности
творчества; ц. переживания (любовь); ц.
отношения.
Классификация
ценностей. 1.
Традиционные
(ориентированы на сохранение и воспр-во
сложившихся норм и целей жизни) и
современные (возникают под влиянием
изменений в О жизни). 2. Базовые (хар-ют
основные ориентации людей в жизни и
основных сферах деятельности. Формируются
в процессе первичной социализации,
затем оставаясь достаточно стабильными)
и второстепенные. 3. Терминальные
(выражают важнейшие цели и идеалы, смыслы
жизни) и инструментальные (одобряемые
в данном О средства достижения целей).
4. Возможна иерархия от низших ценностей
к высшим.
Н. И. Лапин предлагает
свою классификацию ценностей, базируясь
на следующих основаниях:
По предметному
содержанию
(духовные и материальные, экономические,
социальные, политические и др.); По
функциональной направленности
(интегрирующие и дифференцирующие,
одобряемые и отрицаемые); По
потребностям индивидов
(витальные, интеракционистские,
социализационные, смысложизненные); По
типу цивилизации
(ценности обществ традиционного типа,
ценности обществ типа modernity, общечеловеческие
ценности).
Виды социальных норм
Социальные нормы бывают разными. Некоторые из них общество закрепило в кодексах и других документах разных организаций. Другие же люди передают из поколения в поколение. Давайте разберёмся, какие виды социальных норм выделяют в обществознании для 7 класса и чем они отличаются друг от друга — в этом нам поможет таблица ниже.
Перечислите виды социальных норм и назовите по одному примеру из общественной жизни для каждого из них
Что будет, если не соблюдать социальные нормы
Поведение человека, которое выходит за рамки социальных норм, называется отклоняющимся.
Некоторые виды норм общество закрепило в нормативных документах. Если их нарушить, человека ждут серьёзные последствия вплоть до тюремного заключения. К таким видам относятся правовые, экономические и политические нормы. Их называют формальными.
Другие же виды норм не охраняет закон. Соблюдать их или нет — добровольное решение человека, которое связано с его жизненными принципами, мировоззрением и совестью. Но если их открыто нарушать, это тоже не останется незамеченным, потому что такое поведение общество будет осуждать. Такие нормы называются неформальными.
Приведите по 3 примера формальных и неформальных социальных норм.
Происхождение и эволюция
Схема расселения популяций человека разумного в пределах современного ареала. Буквы в кружках обозначают МтДНК-гаплогруппы
Появление человека было связано с рядом существенных анатомических и физиологических модификаций, в том числе:
Вместе с тем, эволюцию специфических человеческих способностей, таких как развитое сознание, интеллектуальные способности и язык, проблематично исследовать, поскольку их изменения невозможно прямо отследить по останкам гоминид и следам их жизнедеятельности, для изучения эволюции данных способностей учёные интегрируют данные различных наук, в том числе физической и культурной антропологии, зоопсихологии, этологии, нейрофизиологии, генетики.
Вопросы о том, как именно эволюционировали упомянутые явления (речь, религия, искусство), и в чём состояла их роль в появлении сложной социальной организации и культуры Homo sapiens, остаются по сей день предметом научных дискуссий.
Помимо главенствующих теорий антропогенеза, существует и немало менее известных, непроверенных гипотез происхождения человека (вплоть до откровенно фантастических).
Например, гипотеза о южноамериканском происхождении человека. Большинство альтернативных гипотез является достоянием паранауки, и академическая наука их опровергает.
s.l. sensu lato — в широком смысле.
s.s. sensu stricto — в строгом смысле.
Внешность, анатомия и физиология
Основные анатомические особенности человека женского и мужского пола. У моделей на изображении удалены волосы на теле (кроме ног мужчины) и (у мужчины) и подстрижены волосы на голове. У женщины ногти ног покрашены в красный цвет, на руке надето обручальное кольцо, в ухе — серёжка
Анатомическое строение человека аналогично анатомии других приматов. Наиболее явными внешними различиями являются соотношения размеров костей скелета, объём головного мозга и оволосение кожных покровов.
У человека хорошо развиты области мозга, отвечающие за равновесие и координацию движений, что позволяет ходить на двух ногах.
Обонятельные области мозга человека развиты слабо, что соответствует чрезвычайно слабому обонянию. С другой стороны, человек, как и все приматы, обладает стереоскопическим зрением.
График скорости бега на разные дистанции
Сходства и отличия от других приматов
Тело человека имеет ряд отличий от других обезьян:
Мозг человека тоже отличается некоторыми особенностями,
Иллюстрация из «Словаря французской архитектуры XI—XVI веков» архитектора Виолле-ле-Дюка (1854—1868) пропорций человеческого тела создана по оригинальным рисункам пикардийца Виллара де Оннекур (ок. 1195—1266)
Голова большая. На верхних конечностях по пять длинных гибких пальцев, один из которых несколько отстоит от остальных, а на нижних — пять коротких пальцев, помогающих балансировать при ходьбе. Помимо ходьбы, люди также способны к бегу, но, в отличие от большинства приматов, способность к брахиации развита слабо. Чаще всего люди передвигаются на двух ногах. Тем не менее, люди — не единственные современные млекопитающие, способные к прямохождению. Кенгуру, которые относятся к примитивным млекопитающим, используют только задние ноги для передвижения. Анатомия людей и кенгуру системно изменилась для поддержания прямохождения — несколько ослаблены задние мышцы шеи, перестроен позвоночник, увеличены бёдра, существенно оформлена пятка. Некоторые приматы и полуприматы также способны к прямохождению, однако лишь в течение короткого времени, поскольку их анатомия почти не помогает этому. Так на двух конечностях полубоком прыгают некоторые лемуры и сифаки. Медведи, сурикаты, некоторые грызуны периодически применяют «прямостояние» в социальных действиях, но в такой позе практически не ходят.
Основные антропологические особенности человека, отличающие его от палеоантропов и архантропов — объёмистый мозговой череп с высоким сводом, вертикально поднимающийся лоб, отсутствие надглазничного валика, хорошо развитый подбородочный выступ. Ископаемые люди имели несколько более массивный скелет, чем современные люди.
Размеры и масса тела
Размеры тела человека могут меняться при различных заболеваниях.
При повышенной продукции гормона роста (опухоли гипофиза) развивается гигантизм. Например, максимальный достоверно зафиксированный рост человека — 272 см (Роберт Уодлоу), а незарегистрированный — 284 см (Махнов Фёдор). И наоборот, низкая продукция гормона роста в детском возрасте может приводить к карликовости.
Тело человека обычно мало покрыто волосами, за исключением областей головы, а у половозрелых особей — паха, подмышек и, особенно у мужчин, рук и ног. Рост волос на шее, лице (борода и усы), груди и иногда на спине характерен для мужчин. ( Отсутствие волос встречается также у некоторых других млекопитающих, в частности у слонов и голых землекопов.)
Как и у других гоминид, волосяной покров не имеет подшёрстка, то есть не является мехом. К старости волосы человека седеют.
Кожа человека способна изменять пигментацию: под действием солнечного света она темнеет, появляется загар. Эта особенность наиболее заметна у европеоидной и монголоидной рас. Кроме того, в коже у человека под воздействием солнечного света происходит синтез витамина D.
Половой диморфизм выражается рудиментарным развитием молочных желёз у мужчин по сравнению с женщинами и более широким тазом у женщин, более широкими плечами и большей физической силой у мужчин. Кроме того, взрослым мужчинам свойственно более сильное оволосение лица и тела.
Основная статья: Раса
Ливиец, нубиец, сириец и египтянин, роспись неизвестного художника гробницы фараона Сети I
На сегодняшний день люди представлены одним видом, Homo sapiens, антропологические различия между людьми этого вида незначительны. В пределах вида выделяют несколько рас — внутривидовых групп популяций, имеющих сходный набор наследуемых морфологических и физиологических признаков, варьирующих в определённых пределах и обусловленных долговременными адаптационными процессами популяций людей, обитавших в различных ареалах.
У вида наблюдается непрерывное распределение типов телосложения (мускульного, костного, жирового), пигментации кожи и других признаков; таким образом, раса или этнорасовая группа в терминах популяционной генетики определяется как группа со специфическим распределением частот генов, отвечающих за эти признаки. Комплексы признаков, характерных для этнорасовых групп, отражают не только адаптационную реакцию на условия обитания, но и миграционную историю популяций и историю генетического взаимодействия с другими популяциями.
В другом языковом разделе есть более полная статья Human#Diet (англ.).
Люди готовят еду. Бали, Индонезия
Для поддержания нормального течения физиологических процессов жизнедеятельности человеку необходимо питаться, то есть поглощать пищу. Люди всеядны — в их рацион входят плоды и корнеплоды, мясо позвоночных и многих морских животных, яйца птиц и рептилий, молочные продукты. Разнообразие пищи животного происхождения ограничивается главным образом специфической культурой. Значительная часть пищи подвергается термической обработке. Большим разнообразием отличаются и потребляемые жидкости — напитки.
Новорождённые дети, как и детёныши других млекопитающих, питаются материнским молоком.
Продолжительность жизни человека зависит от ряда факторов и в развитых странах составляет в среднем 79 лет.
Максимальная официально зарегистрированная продолжительность жизни составляет 122 года и 164 дня, в таком возрасте умерла француженка Жанна Кальман в 1997 году. Возраст более старших долгожителей оспаривается.
Эмбрион человека на 9-й неделе беременности (в данном случае — внематочной)
В сравнении с другими животными, репродуктивная функция человека и половая жизнь обладают рядом особенностей.
Женщина, как правило, единовременно рожает только одного ребёнка (двое и более детей — близнецы — встречаются примерно один раз на 80 рождений). Новорождённый ребёнок весит 3—4 кг, зрение его не сфокусировано, и он не способен самостоятельно передвигаться. В заботе о потомстве в первые годы ребёнка участвуют, как правило, оба родителя: детёнышам ни одного животного не требуется столько внимания и ухода, сколько требуется человеческому ребёнку.
Старение человека — как и старение других организмов, это биологический процесс постепенной деградации частей и систем тела человека и последствия этого процесса. Тогда как физиология процесса старения аналогична физиологии старения других млекопитающих, некоторые аспекты этого процесса, например потеря умственных способностей, имеют большее значение для человека. Кроме того, большое значение приобретают психологические, социальные и экономические аспекты старения.
В другом языковом разделе есть более полная статья Human#Genetics (англ.).
Графическое изображение стандартного кариотипа человека, включая женские (XX) и мужские (XY) половые хромосомы (внизу справа), а также (показан в масштабе как «MT» внизу слева)
В 2006 году было обнаружено, что в геноме человека присутствует 212 копий гена MGC8902 — значительно больше, чем в геномах шимпанзе — 37 копий, мыши и крысы — по одной копии. Ген MGC8902 кодирует белок DUF1220, функция которого неизвестна, однако установлено, что этот белок присутствует в нейронах головного мозга. Исследователи выдвигают предположение, согласно которому многократное дублирование MGC8902, по крайней мере, частично обусловило эволюцию человеческого мозга. Поскольку функция белка DUF1220 неизвестна, значение данного отличия человека остаётся неизученным.
В другом языковом разделе есть более полная статья Human#History (англ.).
Неотъемлемые составляющие человеческой цивилизации возникли в различные эпохи. Часть из них появилась задолго до возникновения Homo sapiens.
Древние люди создали богатую позднепалеолитическую культуру (разнообразные орудия из камня, кости и рога, жилища, шитую одежду, полихромную живопись на стенах пещер, скульптуру, гравировку на кости и роге).
Каменные инструменты. Наиболее древними на сегодняшний день являются инструменты, найденные в ущелье Олдувай (Танзания). Их возраст оценивается в 2,6 млн лет.
Искусство. К наиболее ранним образцам искусства относится рубило с украшением из окаменевших останков морского ежа. Его возраст оценивается в 200 000. Некоторые исследователи считают древнейшим образцом искусства обработанную гальку, найденную в Израиле. Этот камень, возможно, представляет собой изображение женщины. Возраст артефакта составляет 330 000—230 000.
Язык и речь. Время появления языка и речи у человека или его предков может быть выведено лишь приблизительно только на основании косвенных археологических или анатомических данных. Развитие областей мозга человека, связанных с регуляцией речи (зона Брока и зона Вернике) прослеживается в черепе Homo habilis, возраст которого составляет 2 млн лет.
Реконструкция черепа «Пекинского человека» («синантропа»). В современной антропологии классифицируется как Homo erectus
В развитии материальной культуры выделяют несколько археологических культур, которые отличаются друг от друга типом артефактов (прежде всего инструментов) и технологиями их создания.
Всю совокупность людей на планете, вне зависимости от того, в составе уже возникшей цивилизации они или нет, называют человечество.
Иными словами, человечество — совокупность всех человеческих индивидов. Разнообразие культур, форм общественной жизни и социальной организации является предметом изучения социальных и гуманитарных наук (социальной и культурной антропологии, социологии, экономики, истории и др.).
Историю человечества принято для удобства описания разделять на этапы:
Проверьте себя
Теперь, когда мы оставили теорию позади, давайте проведём небольшой чек-ап ваших знаний. Для этого выполните задание ниже — это поможет узнать, нужно ли вам глубже изучить тему социальных норм и их классификации. Не забывайте пользоваться материалом, изложенным выше!
Задание
Прочтите 10 утверждений ниже и определите, какие из них верные, а какие — нет.
В этой статье мы разобрали понятие и виды социальных норм, а также поговорили об общественных ценностях. Если хотите погрузиться в эту тему ещё глубже, попробуйте заниматься с преподавателем. На курсах обществознания в Skysmart ученики разбирают каждый раздел программы на увлекательных примерах и учатся понимать термины, а не зубрить их. Присоединяйтесь: первый урок — бесплатно!
Под культурой понимают совокупность накопленных людьми знаний, навыков и умений, различные материальные и нематериальные проявления человеческой деятельности, выраженные в любом виде в разных сферах. Искусство, литература, язык, традиции, ценности и верования, образ жизни отдельных социальных групп и обществ — всё это является проявлениями культуры.
Одной из культурных универсалий является (англ. ). Оно может быть постоянным: модификации тела, татуировки, пирсинг, ; временным: боди-арт, роспись тела, косметика, причёски; и в виде аксессуаров: одежда и ювелирные украшения.
Язык и речь
Основные языковые семьи мира
Искусство, музыка и литература
В другом языковом разделе есть более полная статья Human#The arts (англ.).
Изобретения и технологии
Дуньхуанская карта — звёздная карта, показывающая северную полярную область. Китай, около 700 г. н. э.
Человек как биологический вид является предметом исследования физической антропологии. На сегодняшний день не осталось ни одной стороны или свойства человека как особи, индивида или члена человеческой популяции, которые бы не были охвачены специальными научными исследованиями. Основные дисциплины, изучающие человека и человечество:
Человек является сложноорганизованным социальным существом. Его поведение зависит как от биологических факторов (физиологические потребности, инстинкты), так и от множества небиологических — культура общества (традиции, культурные ценности), законы государства, личные моральные убеждения, мировоззрение и религиозные взгляды, но степень влияния этих факторов различна для отдельных индивидов и отдельных популяций. Поведение человека изучают этология и психология.
Отличительной особенностью человеческого общества является уровень развития образования, достаточный для сохранения накопленного опыта путём последовательной передачи информации от поколения к поколению. Известно, что некоторые животные также могут обмениваться умениями, но цепи передачи нового опыта слишком коротки и опыт зачастую оказывается утерян ещё в рамках того поколения, в котором он был обретён. Например, имеются данные, что имевшие взаимодействие с капканами волки при повторном столкновении с ними учат спутников распознавать и избегать ловушки, однако ни разу не наблюдалась передача подобного опыта волчатам.
Предполагается, что эффективное образование и накопление знаний стало возможным благодаря развитию двух отделов нервной системы: зоны Брока, давшей возможность быстро и сравнительно точно описывать семантику опыта упорядоченными наборами слов, и зоны Вернике, позволяющей столь же быстро понимать передаваемую речью семантику, — результатом чего явилось ускорение речевого обмена информацией и упрощение усвоения новых понятий. Это, в свою очередь, позволило легко формализовывать опыт в достаточно полное и легко интерпретируемое описание, избегая более ресурсоёмких методов обучения. Родственные предкам человека и сравнимые с ними по развитию неандертальцы также обладали речью, но заметно более медленной и, предположительно, менее гибкой.
В контексте эволюции человека среди других животных выделяет качественно новый характер взаимодействия с окружающей средой — помимо пассивного приспособления к изменяющимся внешним факторам человек активно влияет на них, повышая комфортность среды в соответствии со своими потребностями. Превосходство (как в гибкости, так и в безопасности экспериментов для популяции) негенетического образования над генетической передачей и обработкой данных вкупе с имманентно присущим человеку стремлением к познанию окружающего мира привело к фактически экспоненциальному нарастанию объёма доступных знаний и позволило говорить об условном переходе человека на качественно новый этап развития, в рамках которого результаты ментальной деятельности значительно более критичны, нежели результаты игравших ранее первичную роль генетических процессов.
Человеку присуща способность заранее предвидеть результаты своих действий и составлять планы, моделировать собственную деятельность и анализировать себя «со стороны». Некоторые приматы также обладают способностью предвидеть последствия своих поступков, однако она развита слабее, чем у человека.
Для человека характерно активное формирование сложных приобретённых потребностей, практически не наблюдавшихся у других животных. Способность к формированию приобретённых потребностей позволяет повышать стабильность общества путём прививания всем индивидам некой «общепринятой» морали.
В определённых условиях человеческий разум может пересилить инстинкты, даже инстинкт самосохранения. Примером этому являются самоубийства. Другим примером являются антисексуалы и люди, давшие обет безбрачия, например монахи. Они способны долгое время сдерживать инстинкт размножения.
Люди часто проживают в социальных группах, основанных на родстве
Люди являются высоко социальными животными, и стремятся объединяться и жить в группах. Размер групп варьируется от семьи до нации. Первой формой социальной организации считается праобщина или первобытное человеческое стадо. При этом, под обществом (социумом) понимается более сложная система социальных организаций и институтов.
Принятые в определённой культуре правила и нормы родственных отношений часто находят отражение в системах терминов родства различных языков мира.
Правительство и политика
Нью-Йоркская штаб-квартира ООН — одной из самых больших в мире политических организаций.
Правительство может быть определено как политический институт, который создаёт законы и политику, влияющие на людей (которыми это правительство управляет), и который следит за их соблюдением. Существование правительства, как правило, сопряжено с организацией бюрократической системы.
Политика — это совокупность действий, связанных с принятием управленческих и других решений в социальных группах или с другими формами властных отношений между группами лиц.
Торговля и экономика
Исторические торговые пути — Шёлковый путь (красный) и Дорога специй (синий)
Систематическое положение и классификация
Вместе с рядом вымерших видов человек разумный образует род люди (Homo). От ближайшего вида — неандертальцев — человек разумный отличается рядом особенностей строения скелета (высокий лоб, редукция надбровных дуг, наличие сосцевидного отростка височной кости, отсутствие затылочного выступа — «костного шиньона», вогнутое основание черепа, наличие подбородочного выступа на нижнечелюстной кости, «кинодонтные» коренные зубы, уплощённая грудная клетка, как правило, относительно более длинные конечности) и пропорциями отделов головного мозга («клювовидные» лобные доли у неандертальцев, широко округлённые у человека разумного). В настоящее время идёт работа по расшифровке генома неандертальцев, которая позволяет углубить представления о характере отличий этих двух видов.
Шведский учёный Карл Линней — лектотип вида Homo sapiens
Рисунок человеческого мозга, показывающий некоторые важные структуры
В целом мозг человека, как наиболее способный к упомянутым высшим видам деятельности, рассматривается как более «умный», чем мозг любого другого известного вида. Хотя некоторые «не человеческие» виды и способны создавать что-либо и даже использовать простые орудия (в основном на уровне инстинктов и подражания), технологии человека заметно более сложные, непрерывно эволюционирующие и улучшающиеся с течением времени.
Сон и сны
Люди на лекции по биомедицинской инженерии в Чешском техническом университете (ČVUT), Прага
Человеческий мозг воспринимает внешний мир через чувства, а на каждого отдельного человека сильно влияет его собственный опыт, что ведёт к субъективному взгляду на существование и на течение времени. Обычно говорят, что люди обладают сознанием, самосознанием, умом — всё это так или иначе соответствует процессам мышления. Также говорят о таких качествах как самоосознанность, чувствительность, мудрость и о способностях воспринимать отношение с самим собой и с окружающей средой. Насколько мысленные конструкции человека или его опыт соответствуют объективности внешнего физического мира — вопрос дебатов, а также того, что именно подразумевать под вышеперечисленными терминами, и насколько корректно в принципе их использование.
Физические аспекты работы мозга, ума и нервной системы в целом лежат в области неврологии, поведенческие — в области психологии, и иногда в не до конца определённой области где-то между этими дисциплинами — в психиатрии, которая изучает психические заболевания и расстройства поведения. Психология не обязательно относится к работе мозга или нервной системы, и может быть сформулирована в терминах феноменологических или информационных теорий разума. Тем не менее, понимание функций мозга всё чаще требуется в психологической теории и практике, особенно в области искусственного интеллекта, нейропсихологии, и когнитивной нейробиологии.