проектировщик профессиональные компетенции

Инженер-проектировщик — специалист, занимающийся разработкой планов различных конструкций. Проектировщики составляют схемы расположения систем электричества, водоснабжения, канализации, проектируют здания и сооружения, промышленные объекты. Специалисты востребованы в различных сферах деятельности. Далее рассмотрим, что делает инженер-проектировщик, где может работать и сколько получает.

Инженер проектировщик — описание профессии

Обязанности проектировщика зависят от сферы работы и поставленных задач. Цель деятельности специалиста — составление проекта объекта строительства или его коммуникационной части. Инженер начинает работу с заготовок архитектора — специалист составляет схемы, а затем передает проект строителям. Проектировщики работают совместно с другими специалистами. В зависимости от задач инженеры могут подготавливать проект целого строительного объекта или его коммуникационных систем.

Проектируемые объекты делятся на две категории строительства:

  • гражданское;
  • промышленное.

К промышленному строительству относится возведение объектов металлургии, газонефтехимии, добычи ресурсов, тяжелой промышленности, энергетики, авиации и многие другие. По каждому из направлений трудятся проектировщики общего профиля и узкоспециализированные инженеры.

К объектам гражданского строительства относятся здания, дороги, различные коммуникации — все, где человек работает, живет, отдыхает. Среди выполняемых инженером-проектировщиком обязанностей, указываемых в должностной инструкции:

  • участие в заявках на изобретение;
  • сбор данных для проектирования объекта;
  • подготовка заданий на разработку проекта;
  • контроль строительства объектов проектирования;
  • оформление технической документации по работе и другие.

Требуемый опыт работы: 1–3 года

Полная занятость, полный день

Работодатель, вероятно, уже нашел нужного кандидата и больше не принимает отклики на эту вакансию

Проектирование систем АСУ ТП и курирование реализации проекта в команде с руководителем проекта и соисполнителями. (Под проектом АСУ ТП понимается.

Разработка проектной документации АСУ ТП по ГОСТ 34 (стадии ПД, РД). Авторский надзор в период строительно-монтажных работ.

Высшее образование. Знание AutoCAD, CorelDraw, Excel, Visio. Знание английского языка приветствуется.

, Сретенский бульвар

Разработка технических заданий, проектной, рабочей, эксплуатационной документации АСУ. Оформление технических заданий, проектной, рабочей и эксплуатационной документации АСУ в соответствии с.

Уверенное владение программами: MS Office, Autocad, NanoCad, Revit. Опыт проектирования внешних и внутренних сетей. Опыт взаимодействия/работы с проектными организациями.

Проектирование систем управления установок высокоскоростного и плазменного напыления. Подбор компонентной базы для систем управления и автоматики. Выпуск рабочей документации для.

Опытный пользователь MS Office (Word, Excel). Уверенный пользователь программы Компас (или её аналогов: AutoCAD, SolidWorks, EPLAN и т.

Проведение обследования и сбор исходных данных на объектах. Составление запросов на исходные данные, технические условия. Разработка технического задания на разработку.

Высшее профильное образование (автоматизация, информационные системы и технологии). Опыт работы/стаж: от 5-ти лет. Опыт работы на объектах теплоэнергетики.

Анализ исходных данных и технического задания на проектирование АСУ ТП. Проработка принципиальных технических решений. Разработка эскизного проекта и выбор оборудования.

Инженерное высшее образование. Опыт работы инженером-проектировщиком от 3 лет. Знание технологии проектирования и этапов разработки АСУ ТП.

проектировщик профессиональные компетенции

В современном мире востребована профессия инженер. Быть подобным специалистом – почетно и уважаемо. Вы сможете узнать, какие профессиональные навыки инженера отличают его от других специалистов. Для вас – 25 необходимых навыков инженера 3 часть на сайте a-contract.

Без инженера не обходится ни одно предприятие или производство. Чаще всего на предприятиях работает несколько инженеров. И каждый отвечает за определенное направление. При этом главный инженер контролирует работу всех инженеров предприятия.

Профессиональные навыки инженеров разнообразны. Они несут ответственность за направление технического развития предприятия в условиях рыночной экономики, а также за реконструкцию, техническое перевооружение производства, следят за развитием специализации на перспективу.

Инженеры обеспечивают рациональное использование производственных ресурсов, а также высокое качество продукции, техническую эксплуатацию, а также ремонт оборудования.

В некоторых направлениях к профессиональным навыкам инженера относится контроль за монтажно-строительными работами, а также за качеством выполненных работ, соблюдением проектной и конструкторской дисциплин, обеспечением выполнения норм по охране труда, технике безопасности.

Есть много специальностей, в каждом из направлений деятельности – отдельный инженер, который отвечает за то или иное направление. Несмотря на то, что должностей много, существуют общие требования касаемо навыков и знаний, а также личных качеств инженеров.

Претенденты на подобную должность должны иметь высшее, узконаправленное образование – это может быть инженер-технолог или инженер-проектировщик, а может быть, инженер-эколог или инженер по технике безопасности, инженер-нефтяник. Многие Профессиональные навыки подходят для любого из направлений работы.

Инженер должен обладать глубокими знаниями в области технологии и организации производства. Также у него должен быть достойные знания в плане математики и экономики, аналитики.

Специалист должен уметь работать с заказчиками, у него должны быть навыки ведения документации, составления актов и ведомостей, а также смет и графиков финансирования. Он должен быстро решать технические вопросы на объектах и подбирать подрядчиков, работать с ними. Специалист должен отлично разбираться в проектной документации, которая поступает от проектировщиков, четко следовать ей.

Он должен уметь составлять акты о допущенных нарушениях на объекте и знать нормативные документы, ГОСТы. А еще – у него должен быть высокий уровень пользования компьютером, знания специализированных программ. Инженер должен владеть техническим английским языком ввиду того, что документация на многие виды оборудования возможна на английском.

Подобный Специалист должен уметь четко и оперативно принимать решения в случае возникновения нестандартных ситуаций. Он должен смело брать на себя ответственность в сложных ситуациях и уметь разбираться в психологии подчиненных, участвовать в подборе персонала.

Сметчик – профессия, связанная со сферой строительства. Для работы по этой специализации обязательно наличие высшего образования: технического (инженерного) или экономического профиля. Специфика профессии предполагает владение навыками строителя, инженера и бухгалтера одновременно. Основная служебная обязанность специалиста – точная идентификация финансовых сумм, необходимых для строительства, ремонта, реставрационных или монтажных работ. Без сметы не начинается серьезный проект. В ней отображаются все данные по расходам на потенциальную стройку – от стоимости материалов и их логистики до малейших затрат на обустройство придомовой территории и подключение к коммуникациям.

Чтобы сокращать расходы на строительном объекте и предотвращать лишние работы, сметчик должен соответствовать требованиям:

  • Иметь опыт составления сметной документации, способность читать и анализировать технические данные, включая чертежи.
  • Быть уверенным пользователем компьютера, уметь взаимодействовать с такими программами, как ГРАНД-смета, WinSmeta, ТУРБО сметчик, ПК РИК или SmetaWIZARD.
  • Владеть инженерными знаниями о технологии производства и тонкостях строительных процессов.
  • Понимать нюансы ценообразования проектно-изыскательных и пусконаладочных работ (необходимо учитывать нормативно-методические алгоритмы расчетов в соответствии со сметным делом).

Помимо диплома инженера, преимущество для специалиста – это стаж труда на производстве. Такой опыт способствует появлению реальных навыков осуществления энергетических обследований и формирования правильной максимальной стоимости проекта перед началом его реализации.

Характер труда стандартного специалиста предполагает монотонный вид деятельности. Наличие усидчивости – преимущество для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей на штатном рабочем месте или в режиме фриланса – в рамках определенного проекта (по договору найма или же сотрудничества).

Какими навыками должен обладать сметчик

Сметчик обязан быть грамотным пользователем ПК и обладать инженерными, экономическими знаниями, опытом, достаточной компетенцией в области строительства.

Навыки, необходимые для работы по этой процессии:

Сметчик помогает оптимизировать финансовые расходы, выделенные на приобретение материалов для строительства, монтажа или реконструкции, предотвращает появление в работе любых накладок. При непредусмотрительном отношении они могут возникнуть на разных этапах: от закупки стройматериалов до конечных итогов строительства – оштукатуривания, проведения отопительных, водопроводных и канализационных труб, электропроводки, установки санузлов, окон, дверей, асфальтирования, выкладывания плитки.

Профессионалы регулярно проводят мониторинг обновления реестров, приказов государственных органов власти – для проведения достоверных манипуляций по ценообразованию.

В Институте прикладной автоматизации и программирования Вы можете пройти: “Дистанционный курс профессиональной переподготовки: Ценообразование и сметное нормирование в строительстве”

Екатеринбург, ул. Академика Бардина, 28 Уральский дом науки и техники

полный рабочий день, 5-тидневная рабочая неделя

от 2-х лет

проектировщик профессиональные компетенции

У вас будет возможность обучиться и получить опыт работы в Revit и других современных программах проектирования. Вам предстоит самостоятельно принимать технические решения, подбирать оборудование и комплектующие, заниматься разработкой проектной и рабочей документации, осуществлять авторский надзор с внесением корректировок «по месту». МЫ – группа компаний “ТЕХНОПАРК-АВТОМАТИЗАЦИЯ” / «АВАТРИ»: MEP-partner в области создания инженерных систем зданий, авторизованный дистрибьютор SIEMENS и системный интегратор передовых интеллектуальных систем на объектах промышленности и инфраструктуры. В должности инженера-проектировщика ОВиК у вас будет возможность обучиться и получить опыт работы в Revit и других современных программах проектирования. Вам предстоит самостоятельно принимать технические решения, подбирать оборудование и комплектующие, заниматься разработкой проектной и рабочей документации, осуществлять авторский надзор с внесением корректировок «по месту». У Вас будет возможность вносить свой непосредственный вклад в реализацию крупнейших международных и российских проектов, получить бесценный практический опыт, расширить свои знания и профессиональные компетенции.

  • Разработка рабочей и проектной документации на основании технического задания;
  • Разбивка документации на комплекты, щиты, а также определение состава документов и трудоемкости разработки;
  • Выбор и согласование применяемого в проектах оборудования;
  • Применение оптимальных проектных решений из соотношения цена / качество / время разработки;
  • Выполнение необходимых расчётов;
  • Оформление разработанной документации;
  • Авторский надзор при реализации проекта;
  • Участие в решении текущих вопросов при монтаже и пусконаладочных работах;
  • Сотрудничество с коллегами инженерами и проектными командами в решении вопросов при монтаже оборудования и пусконаладочных работах;
  • Систематический мониторинг новых продуктов и технических решений компаний-партнёров;
  • Внедрение лучших отраслевых практик в нашу деятельность;
  • Предложение своих идей в относительно личного развития и развития компании.
  • Опыт работы в проектно-инжиниринговой компании или проектном институте в реализации проектов (разделы ОВ и ВК) с применением современных CAD-систем;
  • Опыт проектирования в Autocad (желательно в Revit) или других программах проектирования;
  • Высшее техническое образование (специализация: теплоэнергетика, теплогазоснабжение и вентиляция и др.);
  • Техническая и строительная эрудированность в области внутренних инженерных сетей зданий;
  • Знание действующей нормативно-технической документации для проектной деятельности и обеспечения строительства;
  • Знание строительных норм (СНиП и т.д.), правил оформления документации при проектировании;
  • Знание способов аэродинамических и гидравлических расчетов инженерных систем;
  • Желательны навыки чтения технической документацией на английском языке;
  • Хорошая обучаемость, а также ваше желание дальнейшего развития и обучения;
  • Самоорганизованность, ответственность и пунктуальность;
  • Готовность расти и развиваться вместе с компанией.
  • Конкурентный уровень оплаты труда: оклад + премии по результатам работы и завершению проектов;
  • Возможность учувствовать в крупнейших международных и российских проектах;
  • Вас ожидает, как внутреннее корпоративное обучение, так и тренинги от компаний партнёров;
  • Техническая поддержка от ведущих специалистов компании;
  • График работы: пятидневная рабочая неделя (с 9.00 до 18.00);
  • Характер работы: офис;
  • Трудоустройство в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

проектировщик профессиональные компетенции

Представляем вторую часть публикации Михаила Козодаева о модели компетенций. В настоящей статье Михаил рассмотрит формирование отдельной модели для специалистов, занятых в проектной деятельности. Всем проектным менеджерам рекомендовано к ознакомлению ! 🙂Модель компетенцийМодели компетенций могут быть разные, могут включать в себя элементы, набор которых сильно зависит от культуры организации, от предметной области и других факторов. К сожалению, анализ довольно большого числа источников не дает однозначного определения понятию «Модель компетенций». В настоящей статье введем следующее определение. Модель компетенций – это структурированное и взаимоувязанное описание следующих элементов:А) перечня важных для организации компетенций сотрудников,Б) индикаторов компетенций, позволяющих определять уровень владения сотрудником каждой компетенцией,В) перечня ролей/должностей, для которых предполагается проводить оценку уровня владения компетенциями. Взаимосвязи элементов включают в себя:

  • совокупность компетенций, владение которыми важно оценивать для каждой роли/должности,
  • систему грейдов (увязанную с уровнями компетентности) для каждой роли/должности, принятой в организации,
  • совокупность значений индикаторов, характеризующих предъявляемые к ролям/должностям требования в разрезе компетенций и грейдов – ролевые профили.

На Рис. 1 представлена иллюстрация, поясняющая структуру модели компетенций. Модель проектных компетенций может существовать как расширение или уточнение общей модели компетенций. Поэтому нужно быть внимательными при определении перечня проектных компетенций – ряд из них может быть уже учтен в общей модели. Кроме того, при определении элементов модели компетенций и инструментов оценки компетенций может возникнуть потребность выработки специальных решений. Например, применение особой системы грейдов для проектных специалистов, или использование в качестве инструмента оценки отзывов о работе специалиста со стороны внешних контрагентов. В настоящей статье будем рассматривать случай формирования отдельной модели для специалистов, занятых в проектной деятельности. Оцените сотрудников проектаПеречень компетенцийКак правило, модель компетенций включает в себя несколько групп компетенций, наиболее полно отражающих качества специалиста с точки зрения целей оценки. Причем можно говорить не только о группах компетенций, но и о группах элементов компетентности. Так, например, «Национальные требования к компетентности специалистов» СОВНЕТ, на основе которых проводится сертификация проектных специалистов, определяют следующие группы элементов компетентности:

  • объекты управления и контекстуальная компетентность,
  • субъекты управления и поведенческая компетентность,
  • процессы управления и техническая компетентность,
  • общая компетентность.

В любом случае для проектных специалистов важны не только компетенции, напрямую относящиеся к проектному управлению, но и компетенции, отражающие личностные качества. Поэтому, формируя модель компетенций, имеет смысл выделять как минимум две группы компетенций – проектные и личностные (поведенческие). Пример проектных компетенций:

  • управление содержанием,
  • управление сроками,
  • управление стоимостью и т.д.

Пример личностных компетенций:

  • лидерство,
  • ориентация на результат,
  • исполнительская дисциплина и т.д.

Для определения перечня компетенций, включаемых в модель, имеет смысл взять за основу структуру областей управления проектами, наиболее близкую организации. В качестве базы можно использовать, например:

  • перечень элементов компетентности, предложенный Международной ассоциацией управления проектами,
  • перечень областей компетентности от Международного объединения по разработке Стандартов управления проектами (GAPPS – Global Alliance for Project Performance Standards), выпустившего квалификационный стандарт для проектных менеджеров (PBCSPM – Performance Based Competency Standards for Project Managers) – российский аналог ГОСТ Р 53892-2010 «Руководство по оценке компетентности менеджеров проектов. Области компетентности и критерии профессионального соответствия»,
  • перечень областей знаний Американского института управления проектами и т.д.

проектировщик профессиональные компетенции

«По нашему опыту, в модель включаются 10-20 проектных компетенций и 5-10 личностных»

Михаил Козодаев, Руководитель направлений
консалтинга и КСУП ГК “Проектная ПРАКТИКА”

Индикаторы компетенцийИндикаторы фактически уточняют, что подразумевается под каждой компетенцией, причем они помогают решить как минимум две задачи:

  • определить требования к сотрудникам, предъявляемые в организации в разрезе каждой компетенции с учетом проектной роли или должности сотрудника;
  • дать возможность оценить степень владения каждой компетенцией сотрудником при прохождении оценки, причем в разрезе знаний, умений и навыков.

Владение сотрудником определенной компетенцией может проявляться в том, что он:

  • знает – знания, почерпнутые из книг, своего и/или чужого практического опыта:
    знания принципов, подходов, моделей, инструментов, закономерностей, описывающих возможные решения практических задач;знания о существовании и ключевых особенностях/различиях стандартов, сводов знаний, моделей и пр., позволяющие при необходимости оперативно приобрести недостающие знания, обратившись к соответствующему источнику;
  • знания принципов, подходов, моделей, инструментов, закономерностей, описывающих возможные решения практических задач;
  • знания о существовании и ключевых особенностях/различиях стандартов, сводов знаний, моделей и пр., позволяющие при необходимости оперативно приобрести недостающие знания, обратившись к соответствующему источнику;
  • умеет – т.е. как потенциально может решить модельную задачу:
    применяя систему собственных знаний;применяя свой «новаторский потенциал», т.е., не обладая соответствующими знаниями, сотрудник может задействовать свои способности к творчеству, логическому и системному мышлению, генерации идей и в конечном итоге правильно решить задачу;
  • применяя систему собственных знаний;
  • применяя свой «новаторский потенциал», т.е., не обладая соответствующими знаниями, сотрудник может задействовать свои способности к творчеству, логическому и системному мышлению, генерации идей и в конечном итоге правильно решить задачу;
  • демонстрирует на практике – как подходит к решению реальных задач, применяет ли и в какой степени свои знания и умения в работе.

Индикаторы должны формулироваться таким образом, чтобы при оценке не возникало проблем с количественной оценкой уровня владения компетенцией. Примеры индикаторов для компетенции «Управление сроками». Блок индикаторов «знает»:

  • принципы и подходы к построению структурной декомпозиции работ,
  • методы оптимизации календарного плана проекта,
  • понятие «критический путь проекта».

Блок индикаторов «умеет»:

  • составить план по вехам,
  • определить критический путь проекта,
  • использовать метод освоенного объема для анализа и прогнозирования расписания.

Блок индикаторов «в ходе работы демонстрирует навыки»:

  • на регулярной основе актуализации календарного плана и его использования при мониторинге хода реализации проекта,
  • формирования отчетности по прогнозной длительности работ с использованием метода освоенного объема,
  • оптимизации/корректировки календарного плана с учетом произошедших в проекте изменений.

При проведении оценки по каждому индикатору могут быть заданы наиболее подходящие шкалы – как правило, либо бинарная шкала («да»/ «нет», «1»/«0»), либо более вариативная, позволяющая выставить более точную оценку. Например, «никогда не применяет»-«редко применяет»-«применяет в половине случаев»-«применяет в большинстве случаев»-«применяет всегда». Для формирования итоговой по компетенции оценки для каждого индикатора или для блока индикаторов можно определить весовые коэффициенты, отражающие влияние индикатора/блока на оценку владения конкретной компетенцией. Проектные роли и должности, для которых применяется Система оценки компетенцийВозможно, не для всех специалистов организации имеет смысл разрабатывать модель и систему оценки проектных компетенций. Более того, вполне возможно, что не для всех специалистов, занятых в проектной деятельности, имеет смысл разрабатывать модель в силу их малой вовлеченности в такую деятельность или в силу их малочисленности. Как правило, модель и система оценки проектных компетенций разрабатываются для определенной группы специалистов. Решение о том, для каких ролей и/или должностей должна разрабатываться модель, диктуется целями, стоящими перед организацией. Пример 1. В центральном аппарате холдинговой компании стоит задача унифицировать подходы к управлению проектами, которые реализуются во всех дочерних обществах. В таком случае, кроме разработки и внедрения общей методологии и автоматизированной системы управления проектами, а также обучения специалистов, целесообразно определить ключевых участников проектных команд, для которых и разрабатывать модель компетенций. В этом случае модель не только будет транслировать требования к специалистам на уровень дочерних обществ, но также может стать базой для формирования программ обучения. Пример 2. В организации построена система управления проектами, предусматривающая использование уникальных компетенций руководителей проектов, а задача унификации процедур проектного управления достигается за счет применения проектного офиса, оказывающего универсальные сервисы. Для организации крайне важно не выровнять компетенции руководителей проектов, а сделать так, чтобы в каждом проекте зрелость проектного управления обеспечивалась силами именно такого проектного офиса. В этом случае, целесообразно в первую очередь разработать модель компетенций для специалистов проектного офиса, что будет способствовать обеспечению единого требуемого уровня качества управления. Пример 3. В организации существует практика временного включения в проектные команды функциональных специалистов для развития у них определенных навыков и улучшения понимания бизнеса компании за счет кроссфункциональности проектов. Включение функциональных специалистов в проектную деятельность направлено в т. на проведение своеобразного обучения, чтобы по факту выхода из проекта и возвращения на свое прежнее рабочее место, специалист мог более эффективно поддерживать проектные активности, понимая логику работы проектных команд. Для таких случаев может стоять задача оценки степени владения определенными проектными компетенциями до и по окончании «обучения». Тогда логично разрабатывать модель компетенций именно для такого рода специалистов. Пример 4. Организация, реализует большое число проектов, предполагающих привлечение проектных команд подрядных организаций, или организация активно использует аутсорсинговых проектных специалистов. В таких случаях может быть разработана модель компетенций для оценки управленческого потенциала проектной команды подрядной организации на этапе выбора исполнителя, либо для оценки потенциальных аутсорсеров для принятия решения о включении их в команду. В первом случае модель компетенций будет частично транслировать подрядчикам требования, предъявляемые к системе управления проектами, а во втором – требования к сотрудникам, способным быстро включиться в проектную команду организации. Оцените сотрудников, участвующих в проектной деятельностиВзаимосвязь компетенций и ролейВ силу того, что в организации может быть одновременно востребовано применение системы оценки компетенций для специалистов, выполняющих разные роли, занимающих разные должности и даже работающих не только внутри организации, то перечень требуемых компетенций может быть разным. Это не означает, что необходимо разрабатывать несколько моделей компетенций. Обычно такая задача решается в два шага:

  • определение полного и актуального для бизнеса организации перечня компетенций, разработка набора индикаторов, уточняющих содержание компетенций;
  • определение для каждой оцениваемой роли, должности или группы специалистов тех компетенций, владение которыми важно именно для этой категории специалистов, а также выбор/уточнение перечня индикаторов с учетом особенностей категории специалистов (возможно, что индикаторы будут универсальными).

Например, стоит задача – создать систему оценки проектных компетенций специалистов данной организации и специалистов на аутсорсинге. Отличия в модели компетенций могут быть как по перечню компетенций, так и по перечню индикаторов. Владение компетенциями, связанными с глубоким знанием принятой в организации методологии, можно требовать от собственных специалистов организации и вряд ли стоит требовать того же от внешних аутсорсинговых специалистов. Как показано выше, индикаторы должны отражать знания, умения и навыки, а значит, на перечень индикаторов существенно может влиять доступность применяемых инструментов оценки. Например, для собственных специалистов оценку демонстрируемых навыков со стороны делового окружения получить легче и дешевле, чем для внешних аутсорсинговых специалистов. Грейды и уровни владения компетенциямиВ зависимости от степени владения важными для организации компетенциями – специалистам могут поручаться более или менее сложные, ответственные задачи. Для определения групп специалистов, способных решать схожие по уровню сложности и ответственности задачи, в организациях обычно вводится специальная система грейдов. К грейду могут быть «привязаны» решения по схеме мотивации, по занимаемым должностям, выполняемым ролям в проекте и т. Для повышения прозрачности таких решений крайне полезным является определение требований с точки зрения владения компетенциями для каждого грейда. Причем в зависимости от того, какая именно решается задача с помощью системы грейдов, перечень компетенций, владение которыми будет требоваться от специалиста для присвоения определенного грейда, может отличаться. Так, например, если от грейда зависит возможность назначения на управленческую должность, то, возможно, компетенции, в рамках которых надо глубоко владеть специальными предметными знаниями, будут не столь приоритетны по сравнению с личностными компетенциями. И наоборот, ряд личностных компетенций, таких как лидерство, будут не столь важны для, например, назначения на проектную роль «администратор». В организациях, реализующих значительное число проектов, грейдовая система часто применяется в т. для определения возможности или оптимальности решения о назначении руководителя проекта, администратора и других специалистов на проект с определенными параметрами сложности. В таких случаях для каждой ключевой роли определяются требования к компетенциям, зависящие от уровня сложности проекта. Требования могут выражаться в ожидаемых от претендента оценках по индикатору, отдельным компетенциям или всей совокупности компетенций, критичных для каждого уровня сложности проекта. Таким образом, можно определить дополнительные категории специалистов – категории, отражающие степень владения компетенциями, что может соответствовать определенному грейду. Ролевые профили компетенцийРолевой профиль компетенций определяет для конкретной роли перечень требуемых компетенций и требуемый уровень владения этими компетенциями. Если в разделе о взаимосвязи ролей и компетенций было подчеркнуто, что перечень требуемых компетенций может зависеть от роли, а в разделе о грейдах было сказано о том, что в рамках одной роли могут определяться специалисты с разным уровнем владения компетенциями, то при определении ролевых профилей работают сразу два перечисленных подхода. Определяя соответствующие грейду требования к компетенциям, мы фактически задаём профиль специалиста этого грейда – например, профиль компетенций руководителя проекта высшего грейда, т. способного управлять самыми сложными проектами. При этом мы определяли требования по тем компетенциям, которые важны именно для руководителя проекта. В тоже время, возможна ситуация, когда проектная роль не предусматривает разных уровней владения компетенциями. Например, если в организации реализуется набор однотипных проектов с точки зренияюридической схемы или требований по обеспечению безопасности, то в команду проекта могут включаться специалист по технике безопасности и юрист с заданным уровнем владения компетенциями. Такой уровень определяется практикой, принятой в организации, и не может быть ниже, чем того требуют особенности бизнеса организации. Для таких случаев может формироваться ролевой профиль компетенций, не предполагающий разделения по грейдам. Оцените сотрудников, участвующих в проектной деятельностиПо этой теме запланирована серия уникального и практически полезного материла. В следующей статьей Михаил Козодаев подробно расскажет об участниках, процессе и инструментах оценки компетенций. Следите за нашими выпусками!Ознакомиться со всеми частями статьи “Оценка проектного персонала: не забыть бы, для чего это делается”

Кто такой BIM-проектировщик

BIM — Building Information Model — это информационная модель. В такой модели здание воспринимают как единый объект, а не разрозненные чертежи и сметы. В нем соединено все, что касается строительства: внешний вид, инженерия, коммуникации, дизайн интерьера, экономика, этапы строительства, логистика, окружающая среда, каждый материал с названием и количеством: от марки бетона до светильников.

Такой подход помогает экономить время и деньги, контролировать каждый шаг стройки и избегать ошибок при проектировании, которые могут всплыть уже на этапе возведения объекта.

BIM-модель невозможно создать без BIM-проектировщика. Именно он создает визуальную часть: соединяет воедино всю документацию, переводит чертежи в 3D и наполняет каждый блок подробной информацией.

BIM-проектировщик — одна из профессий будущего, но она уже стала реальностью.

проектировщик профессиональные компетенции

Благодаря BIM-проектировщику будущее здание можно рассмотреть во всех ракурсах и подробностях: от инженерных узлов до интерьеров. Проект жилого комплекса ООО «Проект СПиЧ»

Инженер-проектировщик — где может работать специалист

Специалисты по проектированию могут устроиться:

  • в строительную компанию;
  • конструкторское и проектное бюро;
  • фирму, проводящую технические исследования;
  • организацию, проектирующую инженерные системы.

Средняя зарплата инженера-проектировщика — 55 400 рублей. В Москве специалисты получают в среднем 71 тысячу рублей. На заработок влияет опыт работника, место трудоустройства, образование и профессиональные компетенции. Специалисты с категорией получают больше. Инженерам-проектировщикам 1 категории и главным инженерам предлагают от 100 тысяч рублей.

Как стать инженером-проектировщиком

Есть несколько способов прийти в профессию:

  • Окончить среднее профессиональное учебное заведение по специальности, связанной со строительством и эксплуатацией объектов, проработать в проектной организации 5 лет. Потом можно занять инженерную должность.
  • Получить образование в вузе по программе «Промышленное или гражданское строительство», «Теплогазоснабжение и вентиляция» или другой, которая соответствует направлению проектирования. После этого можно стать инженером-проектировщиком без категории.
  • Пройти курсы переподготовки очно или дистанционно и получить диплом инженера-проектировщика. Такое обучение возможно на базе высшего или среднего профобразования без привязки к базовой специальности.

Первые два способа стандартные. Для обучения требуется завершить 9 или 11 классов, сдать экзамены и поступить в профессиональное учебное заведение. Подготовка длится от 2 лет 10 месяцев и до 3 лет 10 месяцев в колледже и 4–5 лет в вузе.

Профессиональная переподготовка — это возможность за более короткий срок освоить специальность проектировщика, если уже есть какое-либо высшее или среднее профобразование. Такое обучение длится от 3 до 6 месяцев. По итогу слушатели получают диплом по профессии инженер-проектировщик установленного образца.

В отличие от обучения в вузе и ссузе программы переподготовки направлены на усвоение слушателями только профильных дисциплин. Если специалист намерен после курса стать инженером-проектировщиком систем водоснабжения, то он большую часть обучения изучает темы, связанные с этим узким направлением.

Ключевые навыки BIM-проектировщика

Прежде всего BIM-проектировщик должен уметь:

  • работать с программами BIM,
  • разбираться в создании библиотек,
  • собирать и обрабатывать данные,
  • знать специфику строительной области.

Английский язык может понадобиться для изучения технологий и работы в программах без русскоязычного интерфейса. Обычно если BIM-проектировщик не выполняет другие функции, ему не нужно много и плотно общаться с людьми. Но если он хочет стать BIM-менеджером, ему нужно быть стратегом, интересоваться технологиями строительства и развивать гибкие навыки для работы в команде и общения с заказчиками.

Образование инженера-проектировщика

Требование к образованию специалиста в области проектирования описаны в квалификационном справочнике должностей.

Категория

Необходимое образование, стаж

Инженер-проектировщик

Высшее профессиональное образование (ВПО), стаж не требуется;

или среднее профобразование и стаж работы в проектных компаниях от 5 лет. Инженер-проектировщик 3 категории

ВПО + опыт работы в проектных организациях. Инженер-проектировщик 2 категории

ВПО + стаж работы на инженерно-технических должностях (например, в качестве заместителя руководителя) от 2 лет. Инженер-проектировщик 1 категории

ВПО + опыт работы инженером 2 категории от 2 лет.

Освоив специальность в профильном вузе и устроившись на работу, специалист не получает никакой категории. А чтобы работать на инженерной должности после колледжа, необходимо не менее 5 лет проработать в проектной компании.

Чем занимается BIM-проектировщик

BIM-проектировщик воспроизводит 2D-чертежи в 3D, наполняет библиотеки и разрабатывает модели. Это происходит в специальной программе, которую выбирают из множества вариантов под конкретные задачи. Самые известные из них — Revit, ArchiCad, Allplan. В результате получается 3D-объект со множеством слоев. Его используют для определения этапов строительства, контроля за процессами, учета расходов материалов.

Профессия находится на стыке проектирования и ИТ. BIM-проектировщик может стать BIM-менеджером — человеком, который координирует процесс и выбирает подходящие под задачи технологии.

ЕКСД – Инженер-проектировщик

ЕКСД 2018. Редакция от 9 апреля 2018 года (в т. с изменениями вступ. в силу 01. 2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Должностные обязанности. Разрабатывает отдельные разделы (части) проекта. Принимает участие в подготовке заданий на разработку проектных решений. Участвует в сборе исходных данных для проектирования, в решении технических вопросов по закрепленным объектам на протяжении всего периода проектирования, строительства, ввода в действие объекта и освоения проектных мощностей. Увязывает принимаемые проектные решения с проектными решениями по другим разделам (частям) проекта. Проводит патентные исследования с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений и патентоспособности. Обеспечивает соответствие разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам по проектированию и строительству, а также заданию на их разработку. Осуществляет авторский надзор за строительством проектируемых объектов, консультирует по вопросам, входящим в его компетенцию. Участвует в анализе и обобщении опыта разработки проектов и их реализации в строительстве и на этой основе готовит предложения о целесообразности корректировки принятых общих и принципиальных проектных решений. Принимает участие в составлении заявок на изобретения, подготовке заключений и отзывов на рационализаторские предложения и изобретения, проекты стандартов, технических условий и других нормативных документов, в работе семинаров и конференций.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области градостроительной деятельности, распорядительные, методические и нормативные документы по проектированию, строительству и эксплуатации объектов, методы проектирования и проведения технико-экономических расчетов, принципы работы, технологии изготовления и монтажа оборудования и конструкций, виды и свойства материалов, стандарты, технические условия и другие нормативные документы по разработке и оформлению проектно-сметной документации, технические средства проектирования и строительства, основы патентоведения, передовой отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства, технические, экономические, экологические и социальные требования к проектируемым объектам, историю отечественной и зарубежной архитектуры и строительной техники, ее закономерности при решении современных задач проектирования, структуру, последовательность и методы архитектурно-конструктивных разработок, включая компьютерные, композиционные, функциональные и физико-технические основы проектирования, методы расчетов несущих конструкций, теплоизоляции и теплоустойчивости, звукоизоляции ограждающих конструкций, акустического, светотехнического, инсоляционного температурно-влажностного режима проектируемых зданий, проблемы урбанизации среды обитания и методы планировки и застройки населенных мест, основы проектирования водоснабжения и канализации, теплогазоснабжения и вентиляции, электроснабжения зданий, объектов и населенных мест, методику предпроектных исследований и формирования заданий на проектирование и строительство, реконструкцию или реставрацию объектов с технико-экономическим обоснованием решений, с учетом экологической чистоты объектов и требований безопасности жизнедеятельности, приемы и методы графического представления архитектурных и конструктивных решений в ручной и машинной графике, методы комплексной разработки архитектурно-конструктивных проектов гражданских и промышленных зданий и сооружений с использованием информационных технологий, методы геодезических работ при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, методы расчета конструкций и физико-технических параметров проектируемых объектов, методы испытания физико-механических свойств строительных материалов, конструкций и грунтов, методы авторского надзора при реализации проектных решений, методы и средства контроля за состоянием окружающей среды, основы организации труда, основы трудового законодательства, правила по охране труда.

Требования к квалификации.

Инженер-проектировщик I категории – высшее профессиональное образование по специальности “Проектирование зданий” или высшее профессиональное образование и профессиональная переподготовка по направлению профессиональной деятельности, стаж работы в должности инженера-проектировщика II категории не менее 2 лет, повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет и наличие квалификационного аттестата на соответствие занимаемой должности.

Инженер-проектировщик II категории – высшее профессиональное образование по специальности “Проектирование зданий” или высшее профессиональное образование и профессиональная переподготовка по направлению профессиональной деятельности, стаж работы в должности инженера-проектировщика не менее одного года, повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет и наличие квалификационного аттестата на соответствие занимаемой должности.

Инженер-проектировщик – высшее профессиональное образование по специальности “Проектирование зданий” или высшее профессиональное образование и профессиональная переподготовка по направлению профессиональной деятельности без предъявления требований к стажу работы, повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет и наличие квалификационного аттестата на соответствие занимаемой должности либо среднее профессиональное образование и стаж работы в проектных организациях не менее 5 лет, повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет и наличие квалификационного аттестата на соответствие занимаемой должности.

Вакансии для должности Инженер-проектировщик по общероссийской базе вакансий -> Найти

Откуда придет профессия

BIM-проектировщики уже востребованы в мире и в России их остро не хватает: цифровизация идет намного быстрее, чем люди осваивают новую профессию.

По заявлению заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарева, только для Москвы в ближайшие годы потребуется не менее 5 тыс. новых специалистов. А по информации Минстроя, для обеспечения полного перехода госзаказа на BIM сформирован целый ряд программ для подготовки специалистов в сфере информационного моделирования. В ближайшие три года планируется подготовить 25 тыс. профильных специалистов. Стандартный курс обучения по использованию средств создания информационных моделей занимает около 40 часов.

По оценкам PlanRadar, 70% строительных компаний Германии применяет BIM, а с 2016 года это обязательный элемент строительства в Великобритании.

проектировщик профессиональные компетенции

Тренды и направления профессии

Высший уровень BIM-модели — цифровой двойник здания: когда датчики передают в программу все текущие параметры: например, освещение, напор воды или газа. Так через некоторое время появятся целые цифровые города, а эксплуатация каждого объекта в городе станет проще и качественнее.

Такая программа рассчитает, когда нужно будет делать ремонт, сломается ли вентиляция, какую трубу уже пора менять и как с минимальными затратами времени и денег снести постройку. С развитием BIM в процесс создания модели вовлекается все больше людей, а их функции усложняются и сужаются. BIM начинался с 3D-макетов зданий, а идет к цифровым городам и блокчейну.

Пока нет четкой общей классификации по обязанностям специалистов BIM. Например, в маленькой компании BIM-проектировщик может быть одновременно менеджером, программистом, системным администратором, инженером и немного психологом для всей команды. Он может называться BIM-моделлером, BIM-автором, BIM-мастером и BIM-менеджером и выполнять функции сразу всех. Получается путаница, но сейчас в России постепенно наметился тренд на спецификацию и разделение ролей.

проектировщик профессиональные компетенции

Внутренние сооружения Лахта Центра во всем объеме можно увидеть только в BIM-модели. Проект многофункционального центра в Санкт-Петербурге от ЗАО «Горпроект»

Как стать BIM-проектировщиком

BIM-проектированию можно научиться в вузах или на курсах, организованных Министерством строительства и разработчиками программ. Вузы выпускают BIM-специалистов по программам «Компьютерное моделирование в строительстве» или дают основы работы с технологией на специализациях «Строительство» и «Проектирование зданий».

Для повышения квалификации или профессиональной переподготовки можно использовать офлайн и онлайн курсы. Например, в МГТУ им. Баумана есть курс «Системы автоматизированного проектирования / BIM», а Институт управления и информационного моделирования Университета Минстроя предлагает целый комплекс направлений. Бесплатно научит BIM-проектированию и менеджменту совместный проект «Росатома» и VC. Основам работы в различных программах можно обучиться онлайн: самостоятельно или с помощью курсов. Например, в «Академии BIM» или НТЦ «Конструктор».

За рубежом BIM также изучают в рамках университетских программ по строительству и дополнительных курсов. В Европе можно пройти магистерские курсы Erasmus Mundus по направлению «BIM A + европейский магистр в области BIM». Также можно пройти курсы в онлайн университете Zigurаt.

Алексей Торчинский, заместитель генерального директора ООО «Матрикс»:

«Технология информационного моделирования (BIM-проектирование) является логичным развитием технологии САПР (системы автоматизированного проектирования), основоположником которой был американский архитектор Альберт Кан еще в 1920-е годы. Поскольку в основе технологии лежит построение твердотельной 3D-модели с глубокой деталировкой и подробными атрибутами всех элементов объекта — это значительно облегчает работу инженера и сводит количество ошибок при строительстве к минимуму. Но не нужно забывать, что это всего навсего эффективный инструмент в руках грамотного инженера, который не может заменить человека и формировать техническую мысль. BIM значительно снижает трудозатраты инженера-проектировщика, но одновременно накладывает дополнительное требование — обоснование расчетом принятых технических решений. В информационной модели должна быть жесткая логическая связь от расчетно-пояснительной записки до спецификации, поэтому от проектировщика требуется внимание и педантичность к деталям. Поставить в модели сноски «доработать по месту» или «размер со звездочкой» — уже невозможно».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *