Проектная деятельность в формировании профессиональных компетенций

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК ВАЖНЕЙШИЙ
ФАКТОР ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ КОЛЛЕДЖА
ОУ СПО

Какие бы реформы ни проходили в
образовании, в конечном итоге они замыкаются на педагоге. Основной принцип
обучения в современной системе профессионального образования – внимание к
внутреннему миру учащихся, их интересам и потребностям, обогащение духовного
начала. Все это выдвигает на первый план проблему обеспечения новых подходов к
организации педагогической деятельности, цель которой – развитие и реализация
сил обучающегося. И сделать это может мастер производственного обучения, как
педагог-профессионал, способный выбрать лучший вариант организации
педагогического процесса, предусмотреть результаты, создать свою педагогическую
концепцию, основа которой – вера в свои возможности и возможности учащихся, в
преобразующую силу педагогического труда.

Главная цель сегодняшней системы
образования – воспитание свободной, самоопределяющейся личности, самостоятельно
адаптирующейся в коллективе и обществе. Сегодня все хотят иметь качественное
образование. Что же подразумевается под этим?

Качественное образование – это
становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой
индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать
человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. И цель каждого образовательного учреждения – обеспечить качественную жизнь
всем, помочь самоопределиться, быть мобильным, конкурентоспособным. Исходя из
этого, задачами образования являются:


разработка новых педагогических технологий, обеспечивающих
дифференциацию обучения и развитие личности;


гуманизация, обеспечение приоритета интересов личности;

‒ обеспечение нормативно-правовой
базы образования.

Но самой главной
ценностью инновационного образования должна стать его индивидуализация –
создание для каждого ребенка и педагога благоприятных условий для становления и
реализации потенциала. Прогрессивные преобразования производства влекут за
собой изменения требований к качеству профессиональной подготовки учащихся
учреждений начального и среднего профессионального образования. При этом
выделяются два аспекта, в которых проявляется уровень профессиональной
подготовки:

‒ преобразующемуся,
развивающемуся производству необходим мобильный выпускник, способный
перестраиваться, осваивать новые технологии, механизмы, самостоятельно
развивать в себе умения, необходимые для данной производственной сферы;

‒ применяемые на таком производстве современные
технологии, высокая интенсификация труда требуют от системы
начального и среднего профессионального образования подготовки рабочих кадров и
специалистов среднего звена высшей квалификации, способных конкурировать
на рынке труда.

Формирование конкурентоспособного специалиста
(рабочего) предполагает наличие высокого уровня профессионализма мастера
производственного обучения. Речь идет о готовности современного мастера п/о
вести свою деятельность по воспитанию и обучению учащихся на уровне,
соответствующем новым требованиям к специалисту (рабочему). Это, в свою
очередь, предполагает опережающий инновационный характер подготовки мастера п/о
и, соответственно, конкурентоспособность мастера п/о как показатель его
профессиональной компетентности.

ИННОВАЦИОННАЯ
МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагогическое
мастерство и профессиональная культура:

‒ способность находить в конкретных
педагогических ситуациях различные варианты разрешения, оптимальный выход;

‒ умение выполнять различные виды
производственно-технологических работ по профессии;

‒ комплексное использование совокупности
знаний из разных областей, способность комбинировать и преобразовывать
известные способы деятельности;

‒ ориентация на развитие и воспитание
учащихся в процессе совместной деятельности;

‒ активная потребность в самообразовании
как норме повседневной духовной жизни;

‒ культура профессионального
педагогического мышления – корректировка эмоций, воли, характера;

‒ культура речи – логичная, правильная,
эмоциональная, богатая по словарному запасу.

Личностные
качества и мотивация профессиональной деятельности:

‒ личный пример;

‒ педагогический такт;

‒ выдержка, чуткость;

‒ требовательность,
чувство меры;

‒ искренность,
спокойствие, уравновешенность;

‒ обдуманность
собственного поведения;

‒ наличие стимулов профессионального
развития, мотивации: внутренняя потребность работать в данной области или
потребность работать с молодежью; тяга к творчеству, желание передать опыт;

‒ отслеживание динамики
собственных результатов труда;

‒ стремление к повышению профессионализма
и деловой квалификации.

‒ постановка и решение
творческих задач;

‒ совершенствование организации
производственного обучения и предвыпускной производственной практики;

‒ развитие самостоятельности и
технического творчества учащихся путем умелого подбора продуктивных заданий;

‒ мера обученности и
воспитанности учащихся;

‒ диагностика, прогноз и целеполагание воспитательной
деятельности; ‒ совершенствование
работы органов ученического самоуправления.

Быть профессионалом, мастером, любить детей, т. обладать целым рядом положительных личностных качеств, создавать новые
технологии, учебники, пособия, разрабатывать и внедрять программы, проводить
диагностику и своей деятельности, и результатов обучения и многое другое – все
эти проблемы педагогические. Перемены коснулись всех сторон жизнедеятельности
педагога – от самых общих до самых частных. Мастеру производственного обучения
как педагогу трудно меняться, ибо эта профессия требует стабильности. Но жизнь
заставляет это делать. Под влиянием новых условий формулируются черты нового
мышления.

ИННОВАЦИОННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАСТЕРА

Для сегодняшнего дня характерным является
осознание работниками профобразования необходимости объединения усилий ученых,
практиков в поиске оптимального выхода из сложившейся ситуации. Поисковый режим
характерен для многих педагогических коллективов образовательных учреждений
начального и среднего профессионального образования. Можно выделить два
направления: традиционное, ориентированное на обеспечение нового
социального заказа, и инновационное, в основе которого – развитие
профессионализма учащихся. Первое направление связывают с совершенствованием
учебного и воспитательного процесса, второе – с преобразованиями собственно
образовательного процесса.

Традиционное направление связывается с разработкой и
внедрением в учебный процесс отдельных преобразующих элементов. В данном случае
обновляется содержание образования: в ряде учебных заведений вводятся такие
предметы, как менеджмент, бухгалтерское дело со знанием компьютера, маркетинг,
компьютерное делопроизводство и многие другие. Разрабатываются программы
учебных курсов, учебно-тематические планы, создаются авторские разработки и
программы экспериментов. Кроме того, внедряются отдельные элементы
педагогических технологий, направленные на активизацию позиций ученика в
учебном процессе, например, вводятся социально-психологические тренинги,
деловые игры, проблемные лекции, лекции-диалоги и лекции-пресс-конференции,
лекции-консультации и лекции-провокации, семинары-практикумы; меняются и модели
управления учебными заведениями; вводятся новые структуры, перераспределяются
функции и т. В итоге все производимые изменения обычно связываются с
прочностью, систематизацией знаний учащихся, отработкой умений осуществлять
профессиональную деятельность в типовых условиях, выполняя действия по заранее
усвоенному и жестко заданному образцу деятельности.

Наиболее оптимально отвечают заданной
цели иллюстративно-объяснительные методы преподавания и фронтальная форма
организации учебного процесса. При этом ведущим типом деятельности, который
осваивает обучаемый, является репродуктивный, когда у него формируются умения
выполнять действия по алгоритму через воспроизводство усвоенного.

Инновационное направление поисковой деятельности
предполагает изменения, как было сказано выше, качественного характера – в
мышлении, образе деятельности обучаемого. Ведущим типом деятельности,
осваиваемым им в данном подходе, является продуктивный, или проблемный. В
обучаемом развивается способность действовать профессионально в ситуации
неопределенности, нестабильности, в изменяющихся, нетиповых условиях.

От мастеров п/о, претендующих быть конкурентоспособными,
требуется:

‒ готовность к работе в
инновационном режиме;

‒ способность к
восприятию, овладению современными педагогическими технологиями,
информационными системами, новыми условиями работы, к расширению своих
функциональных обязанностей, в частности, освоение исследовательской функции;

‒ психологический настрой на постоянный
научный поиск, готовность заниматься им, создавать собственный научный продукт;

‒ повышенная выносливость и
профессиональная готовность к возрастающей интенсивности труда;

‒ готовность к переучиванию,
самообразованию, духовному самосовершенствованию;

‒ желание и умение участвовать в
управлении педагогическим коллективом на разных уровнях (творческие группы,
методические комиссии, объединения, советы и т

‒ умение вести здоровый образ жизни,
включая культуру мышления, сознания, поведения, питания и т.

Надо отметить, что добиться всего этого –
задача непростая. Первоначально каждый мастер п/о как и любой другой педагог
считает, что он именно такой. Но исследования показывают, что ряд мастеров п/о
не обладает навыками профессиональной компетентности, не умеет соотносить
получаемую информацию с педагогическими ситуациями и задачами учебного
процесса, испытывают трудности при предварительном проектировании своей
деятельности. Нередко, имея достаточно развитое практическое мышление,
основанное на жизненном и профессиональном опыте, мастера производственного
обучения в профессиональной деятельности руководствуются житейскими понятиями,
«здравым смыслом», и, как правило, в новых ситуациях они неизбежно сталкиваются
с такими проблемами, для решения которых старые методы неприемлемы.

В условиях меняющегося рынка образовательных услуг учебное
заведение вынуждено собственными средствами проводить обновление
учебнопрограммной документации, дидактического оснащения и методического
сопровождения. Такие задачи по силам лишь специалистам, которые имеют
специальное профессионально-педагогическое образование.

Со временем замена педагогического персонала учебных
заведений, сформированных из инженеров и техников, произойдет на специалистов с
профессионально-педагогическим образованием, но, тем не менее, вопрос о
подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогов остается очень
важным на сегодняшний день.

Искусство обучения в огромной мере
зависит от умений правильно построить дидактический процесс, точно реализовать
цели обучения, выполнить педагогические условия. Преподавательский уровень,
профессионализм, мотивационная направленность на повышение качества
профессионального обучения, несомненно, влияют на эффективность учебного
процесса. Основными педагогическими условиями, повышающими продуктивность
учебного процесса, являются:

‒ стандартизация
профессионального образовательного процесса;

‒ методическая оснащенность
педагогического процесса, направленная на использование современных форм и
методов обучения;

‒ информационно-методическое обеспечение
самообразовательной деятельности педагогического коллектива;

‒ создание системы непрерывного повышения
квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения и условий,
обеспечивающих развитие научно-исследовательской работы в образовательном
процессе;

‒ осуществление
личностно-ориентированного подхода в обучении.

Выбор технологии обучения осуществляет
сам мастер п/о, руководствуясь своим опытом, уровнем профессионализма. К этому
необходим и новый уровень работы методической службы. Каждое образовательное
учреждение уделяет большое внимание вопросам совершенствования методической
работы, повышению квалификации.

Одним из важнейших направлений инновационной деятельности
становится исследовательская деятельность мастера п/о и учащихся. Научно-исследовательская работа является одним из определяющих факторов
развития учебного заведения, от нее зависит и уровень преподавания, и
творческий настрой коллектива, и связь обучения с научной, общественной и
экономической жизнью. Направления этой работы: научно-исследовательская работа
мастера п/о, включающая творческую разработку темы, авторской программы,
проверку и внедрение новых технологий обучения; обобщение и описание передового
педагогического опыта; обучение учащихся методам творческой деятельности,
навыкам самостоятельной работы, рационализации и изобретательству. Ключевой
идеей образовательного учреждения является идея развития. Инновация
технологий обучения – системный метод планирования, применение и оценивание
всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и
технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более
эффективной формы образования. Технология обучения должна:

‒ обеспечить безусловную реализацию целей
обучения с наивысшей эффективностью;

‒ быть посильной для
любого;

‒ психологической сущностью новых
технологий обучения должно стать планирование учебного процесса «от ученика»,
т. психологически ориентированное обучение.

‒ средним
профессиональным учебным заведениям нужна такая технология, которая
способствовала бы естественным механизмам усвоения опыта обучающимися и
быстрому и высокому уровню решения поставленных задач.

Компетентность и компетенции мастера производственного обучения

Науч­но-технический и социальный прогресс приводят к измене­нию профессионализма рабочих и их квалификации. Различа­ют понятия «квалифицированный рабочий», «рабочий широ­кого профиля», «рабочий высокой квалификации».

В своей работе мне бы хотелось рассмотреть вопрос профессиональной компетенции, так как на современном этапе развития общества необходимо, чтобы молодой специалист после окончания образовательного учреждения владел не только знанием и умением, но и компетенциями. В ФГОС прописаны общие и профессиональные компетенции, которые необходимы для дальнейшей работы.

Профессиональная компетентность педагога есть единство его теоретической и практической его готовности к осуществлению педагогической деятельности. По отношению к мастеру производственного обучения можно говорить о профессионально-педагогической компетентности.

Компетентность и компетенции мастера производственного обучения

1 Профессиональная компетентность специалиста

Одним из важных понятий, определяющих качество профессионального образования, является профессиональная компетентность специалиста.

Компетентность различается в зависимости от сферы деятельности человека. Так, понятие «профессиональная компетентность» понимают как интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний и умений , достаточной для осуществления цели данного рода деятельности.

Профессиональная компетентность педагога есть единство его теоретической и практической его готовности к осуществлению педагогической деятельности (В. Сластенин). По отношению к мастеру производственного обучения можно говорить о профессионально-педагогической компетентности.

Профессионально-педагогическую компетентность будущего мастера производственного обучения будем понимать как результат профессионально-педагогического образования, заключающийся в достижении необходимого уровня подготовленности, для которого характерны профессиональное самосознание, целостное ведение профессионально-педагогической деятельности, наличие системы потребностей, способностей к самоопределению и творческой самореализации в жизненных и профессиональных ситуациях(Г. Романцев). В результате самосовершенствования и самостоятельной работы профессионально-педагогическая компетентность постепенно трансформируется в профессионализм, отличающийся высоким уровнем профессионального мастерства, творчества, владение профессией.

Сегодня наряду с понятием «компетентность» особую актуальность приобрело понятие компетенция. Так, известный психолог А. Леонтьев отмечал, что реальное основание личности человека заключается не в глубине приобретённых знаний, умений и навыков, а в системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями. С деятельностным процессом и связанно понятие «компетенция».

В словаре иностранных слов «компетенция» (от лат. competere – добиваться, соответствовать, подходить) толкуется как круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. Словарь синонимов русского языка термин «компетенция» ставит в один раз с понятиями «полномочие», «власть», «право». Обладать компетенцией означает уметь, быть способным мобилизовать в данной ситуации полученные профессиональные знания и опыт.

Многие работодатели считают, что профессиональная компетенция – это умение осуществлять деятельность на рабочем месте в соответствии с профессиональным стандартом. Образовательный стандарт определяет «компетентность» специалиста в целом, в процессе профессиональной подготовки. таким образом, компетенция – это компетентность в действии.

Профессионально-педагогическая компетенция мастера производственного обучения есть совокупность свойств его личности, обеспечивающая самостоятельное выполнение профессионально – педагогической деятельность в профессиональном образовательном учреждении.

В педагогическом плане компетенцию можно рассматривать как совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе.

2 Взаимосвязь компетентности и компетенций

С профессионально-педагогических позиций компетенций рассматривается как совокупность профессиональных , личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций.

Компетентность – это проявленная компетенция человека, достигаемая самим человеком в процессе его профессиональной деятельности по мере накопления жизненного и профессионального опыта, который формируется в виде различных компетенций. Компетентность включает в себя набор компетенций, которые определяют конкретные виды деятельности, установленные профессиональным образовательным стандартами.

Актуальность компетентностного подхода обусловлена не определенностью окружающей среды и динамизмом протекания процессов, которые диктуют необходимость формирования «нового профессионала», не только владеющего профессиональной деятельностью на высоком уровне, но и умеющего жить и реализоваться в условиях неопределенности.

Совокупность различных качеств личности трактуется как компетентность в профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность специалиста представляет собой качественную характеристику, содержащую систему ключевых (надпредметных), общепредметных и предметных компетенций.

Перечисленные компетенции образуют иерархическую структуру: ключевые компетенции формируются на межпредметном (надпредметном) уровне содержания образования, общепредметные – определенной группой учебных предметов и образовательных областей, а предметные компетенции имеют частный характер , связанный с особенностями конкретных дисциплин.

Общепредметные и предметные компетенции принято относить к профессиональным компетенциям в конкретной сфере деятельности и дополнить их общими компетенциями, которые включают ряд ключевых компетенций (наиболее актуальных в определенный, конкретный период времени).

Профессионально – педагогическая компетентность мастера производственного обучения включает много составляющих (компетенций). Однако выделяют, как правило, те которые носят доминирующий, системообразующий характер. Так, ФГОС третьего поколения определяет два основных вида компетенций

Компетентность мастера производственного обучения
 
 
Общие компетенции
 
Профессиональные компетенции

Рисунок. 1 Компетенции мастера производственного обучения

– общие (ОК) – компетенции, необходимые для успешный деятельности как в профессиональной , так и во внепрофессиональной сферах;

– профессиональные (ПК) – компетенции, необходимые для реализации профессиональной деятельности.

Кроме общих и профессиональных компетенций приведённых в ФГОС третьего поколения, выделяют наиболее значимые , ключевые компетенции, которые являются «ключом» основанием для других более конкретных и предметно-ориентированных (профессиональных) компетенций. К ним относится компетенции: когнитивная (познавательная), социальная, правовая, коммуникативная, информационная, креативная и др. В квалификационных характеристиках специалистов чаще приводят правовую, коммуникативную и информационную компетенции.

Приведем общие компетенции мастера производственного обучения, данные ФГОС третьего поколения:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будующей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определить методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4. Осуществлять поиск , анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде , взаимодействовать с руководством , коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу, принимая на себя ответственность за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определить задачи профессионального и личностного развития, занимаясь самообразованием, осознанно планировать повышение классификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания , смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, её регулирующих.

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Общие компетенции мастера производственного обучения могут быть с группированы в четыре направления (корме ОК 12): компетенции, направленные на самоорганизующуюся деятельность и работу в коллективе (ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 8); компетенции, связанные с собственной профессиональной деятельностью (ОК 1, ОК 9, ОК 11); компетенции, имеющие информационно-коммуникативную направленность, (ОК 4, ОК 5); компетенции, имеющие мотивационно-организаторскую направленность на работу с обучающимися (ОК 7, ОК 10)

Отметим, что современные работодатели при приеме спе­циалистов на работу обращают большое внимание не только на профессиональные компетенции, но и надпрофессиональные компетенции – совокупность компетенций, связанных с коммуникативными, социально-мотивационными, образо­вательными и другими аспектами профессиональной дея­тельности, определяющими компетентность выпускника. Иными словами, сегодня требуются компетентные работни­ки качественно нового уровня образованности, восприимчи­вые к инновациям, целеустремленные, коммуникабельные, умеющие работать как самостоятельно, так и в команде (кол­лективе), обладающие профессиональной мобильностью, высоким потенциалом для дальнейшего карьерного роста. В качестве основных компонентов конкурентоспособности современного выпускника выделяют: профессионализм (профессиональная компетентность) по специальности; лич­ностную составляющую компетентности – коммуникатив­ные умения, необходимые как при трудоустройстве, так и ра­боте в трудовом коллективе, и способность добиваться про­фессионального и карьерного роста.

Жуков Г. Основы педагогических знаний мастера производственного обучения : учеб. пособие. : НОУ ИСОМ, 2005, 248 с.

Жуков Г. Матросов П. , Каплан С. Основы общей или профессиональной педагогики : учеб. пособие: под общей ред. Скаминикой. : Гардарики, 2005. 382 с.

Зеер Э. Психология профессионального образования : учеб. пособие. 2-е изд. , перераб. : Изд-во Моск. психолого-социального института, 2003.

Климов. Введение в психологию труда : учебник для вузов. Культура и спорт : ЮНИТИ, 1998, 350 с.

Кузнецов В. Ведение в профессионально-педагогическую специальность : учеб. пособие М. : Академия, 2007. 176 с.

Профессионально-педагогическая компетентность мастера профессионального обучения / В. Евдокимов, Т. Исполитова, И. Исипова, О. Тарасюк. : МГИУ, 2005. 156 с.

Формирование профессиональной компетентности студентов через активизацию исследовательской деятельности

Проектная деятельность в формировании профессиональных компетенций

Профессиональное образование рассматривает профессиональную компетентность как формирование на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих обществен­но необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимули­рования.

Описание разработки

Развитие среднего профессионального образования осу­ществляется в условиях коренных изменений в государст­венно-политическом и социально-экономическом разви­тии России: формирование гражданского общества, рыноч­ного сектора экономики, изменений в сфере занятости, пе­регруппировка спроса на рабочую силу в пользу отраслей непроизводственной сферы, возрастание требований об­щества к качеству и конкурентоспособности человеческих ресурсов. В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалис­тах среднего звена, изменение их роли, места и функций, повышение требований к компетентности, технологиче­ской культуре и качеству труда. (1)

Профессиональное образование рассматривает профессиональную компетентность как формирование на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих обществен­но необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимули­рования. (2)

Одним из основных аспектов в системе СПО является обучение через науку, которое успешно решает проблему усвоения междисциплинарных знаний. Наука должна занимать не менее важное место, чем собственно образовательный процесс. Занятия наукой позволяют преподавательскому составу всегда оставаться на острие достижений науки, а значит, готовить выпускников на современном уровне. (3)

Исследовательская деятельность студентов является одним из наиболее эффективных видов формирования профессиональной компетенции обучающихся, способствующей полноценной подготовке специалиста.

Введение научно-исследовательской и учебно-исследовательской ра­боты студентов по специальности «Лабораторная диагностика» в Ревдинском медицинском колледже позволило усилить интеграционные процессы различных составляющих СПО, углубить профильную и уровневую дифференциацию, повышение качества обучения по специальности 060604 «Лабораторная диагностика» с учетом запро­сов личности и требований ФГОС.

Сущность технологического построения процесса научно-исследовательской работы медицинских лабораторных техников определяется его конструированием на основе задан­ных исходных установок: актуальность проблемы исследования, доступность методов исследования, значимость для практического здравоохранения. Эти исходные установки конкретизируются обучающимися достигаемыми в про­цессе результатами, а также создаваемыми условиями для работы с опти­мальной методикой исследования.

В соответствии с этим в технологическом подходе к организации НИИРС мы выделяем:

– постановку целей и задач исследования, их максимальное уточнение;

– формулировку поставленных целей и задач с ориентацией на дости­жение результатов (этому этапу работы придается первоочередное значение) ;

– подготовку исследуемых материалов и организацию всего хода ис­следовательской работы в соответствии с поставленными целями;

– оценку текущих результатов, направленную на достижение постав­ленных целей;

– заключительную оценку результатов и вывод по исследованию.

На кафедре «Лабораторной диагностики» формирование профессиональной компетенции сту­дентов осуществляется в процессе учебно-исследовательской работы (УИРС) и научно-исследовательской работы (НИРС).

Первый этап УИРС предусматривает приобретение теоретических зна­ний по дисциплинам. Второй этап УИРС охватывает всех студентов и преду­сматривает последовательное и непрерывное формирование новых знаний и закрепление умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы. В результате чего у студентов вырабатывается творческое отношение к изуче­нию всех учебных дисциплин и проводится в процессе учебных занятий на всех этапах обучения.

Педагогическим коллективом кафедры в процессе обучения студентам прививаются навыки самостоятельной исследовательской работы с учебной и научной литературой, накапливания, обработки и анализа различной инфор­мации, систематизации и обобщения фактов, написания рефератов, докладов, тезисов. С первого самостоятельного выполнения реферата и опубликованных тезисов начинается приобщение студентов к научному творчеству, что способ­ствует формированию клинического мышления и профессиональной подго­товки специалистов высокого качества.

Хорошим стимулом к занятию исследовательской деятельностью является участие в научно-практических конференциях как внутриколледжных, так и в областных и региональных. Последние исследования студентов посвя­щены проблемам токсикомании, здоровому образу жизни, экологическим проблемам региона. Актуальность исследований неоднократно отмечалось в отзывах практических врачей и в результатах научных конференций.

Таким образом, научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа студентов по специальности 06110 «Лабораторная диагностика» позво­ляет осуществить реализацию вариативного и личностно – ориентированного образования в рамках среднего профессионального образования, отвечающего требованиям новых экономических условий и учитывающего тенденции их развития: создание условий осуществления многоуровневой и многопро­фильной подготовки обучающихся; усиление развивающей, мировоззренче­ской и общекультурной функций СПО, создание базы для дальнейшего со­вершенствования процесса формирования личности профессионалов в системе СПО, а также обеспечение реальных условий для дальнейшего продвижения в профессии, вплоть до овладения смежными профессиями и повышения про­фессионального мастерства, а при необходимости и для перехода в другую сферу профессиональной деятельности.

Содержимое разработки

Коршунова Ирина Николаевна, преподаватель Ревдинский филиал ГБОУ СПО СОМК

Формирование профессональной компетентности СТУДЕНТОВ через АКТИВИЗАЦИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

– формулировку поставленных целей и задач с ориентацией на дости­жение результатов (этому этапу работы придается первоочередное значение);

-заключительную оценку результатов и вывод по исследованию.

Ловкова П. Самостоятельная работа студентов как путь к профессиональной карьере СПО №5 2002 страница 37.

Вишнякова С. профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М. :НМЦ СПО,1999. -538 с. (262 с

Машкова Т. Роль НИРС в подготовке специалиста Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск: Сб. науч. /под ред. Бухаровой. Екатеринбург, 2005. Вып. 233 с. (102 с

Проектная деятельность в формировании профессиональных компетенций

Сохранить у себя:

Формирование профессиональной компетентности студентов через активизацию исследовательской деятельности (19. 76 КB)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *