Дарья Михайловна Ромашкина
Эксперт по предмету «Педагогика»
Вы когда-нибудь задумывались о том, как можно научиться общаться более уверенно с другими людьми? Или преодолеть страх публичных выступлений? Вам бывает сложно редактировать тексты? Или подобрать нужные слова? Эта статья расскажет вам о том, что такое коммуникативные компетенции, на какие типы они делятся и как применяются на практике. Более того, здесь вы найдете полезные советы, которые помогут вам оценить и улучшить эти способности.
Развитие навыков
Качественное развитие навыков, как и всё хорошее, требует времени. Какие-то из этих умений приходят с опытом, а какими-то вы уже обладаете. У вас даже могут быть способности, которые до настоящего времени не считали чем-то важным.
Размер списка навыков может быть пугающим, но не забывайте, что заниматься ими следует по одному. Если сомневаетесь, выберите новую для себя способность и на некоторое время сосредоточьтесь на её развитии. Если вы готовы приступить, узнайте, как работать над умением создавать отчёты о статусе, выполнять удалённую совместную работу и приводить конструктивную критику прямо сейчас.
Понятие коммуникативной компетенции
Одной из главных задач общеобразовательной системы является подготовка детей к жизни в обществе, обучение их необходимым знаниям и коммуникативным навыкам. Поэтому следует рассматривать формирование коммуникативной компетенции как базу для успешной социальной активности личности.
Коммуникативная компетенция – симбиоз навыков успешного общения и взаимодействия между людьми.
К данным навыкам относятся:
Коммуникативная компетенция также подразумевает владение определенными знаниями и умениями. Слагаемые успешного общения зависят от конкретной ситуации. На основании этого коммуникативная компетенция делится на два вида:
Требования и компоненты коммуникативной компетенции
Каждая из них обладает своей системой требований и включает определенные компоненты. Без них нельзя сформировать коммуникативную компетенцию. Компоненты коммуникативной компетенции:
Роль этики в формировании коммуникативной компетенции
Одним из важных компонентов для развития у ребенка навыков общения является этика, в частности этикет общения. Ребенку необходимо объяснить какое поведение приемлемо, а какое недопустимо, как общаться в определенной среде. Важно, чтобы до поступления в школу над этим поработали родители.
Одним из важных компонентов для развития у ребенка навыков общения является этика, в частности этикет общения.
Ребенку необходимо объяснить какое поведение приемлемо, а какое недопустимо, как общаться в определенной среде. Важно, чтобы до поступления в школу над этим поработали родители.
Иноязычная коммуникативная компетенция
В век глобализации всех процессов важную роль играет знание иностранных языков. Иноязычная коммуникативная компетенция подразумевает не просто использование основного лексикона, а также знание профессиональных, разговорных слов и фраз, культуру, законы и особенности поведения других народов. Иноязычная коммуникативная компетенция сегодня востребована во многих областях профессиональной деятельности. В связи с этим особое внимание в образовательных учреждениях необходимо уделять изучению иностранных языков и культуре разных народов.
«Коммуникативная компетенция» 👇
Способы развития коммуникативной компетенции
Навыки общения необходимо развивать комплексно. Необходимо регулярное познание нового и пополнение своего лексикона. Для запоминания сложных слов можно рисовать их изображение или печатать готовые картинки. Многие дети запоминают новое лучше визуально. Необходимо также развивать грамотность, как письменную, так и устную.
Для формирования коммуникативной компетенции у школьников важно привить любовь к знаниям и пробудить желание учиться. Широкий кругозор и начитанность повышают словарный запас, способствуют формированию чистой и красивой речи, подвигают ребенка к размышлениям и анализу.
Коммуникативная компетенция значительно улучшается у детей, проходящих курсы актерского мастерства, участвующих в театральных постановках и концертах.
Благоприятной средой для развития навыков общения служат школьные уроки литературы.
Коммуникативная компетентность учителя как профессионально значимое явление
Профессия учителя – одна из самых сложных профессий. Веками накопленная педагогическая теория, содержащая положения, представления о том, как должно осуществляться воспитание, часто не дает конкретных ответов на вопросы повседневной практики. Поэтому будущему учителю необходимо научиться самостоятельно находить решения в различных педагогических ситуациях, формировать профессиональные компетенции. Характер коммуникативной направленности учителя в определенной степени определяет его профессиональную компетентность и компетентность, общий стиль и уровень, на котором осуществляется педагогическое общение, результаты общения, понимаемые как степень достижения поставленных целей.
Многие исследователи проблем профессионально-педагогической деятельности отдают приоритет ее коммуникативной составляющей, а эффективность педагогического общения в образовательном плане связана с определенными свойствами, мотивами, позициями, направленностью личности учителя.
В учебном процессе педагог передает детям полученные знания, организует деятельность учеников. Эта формализованная, унифицированная часть профессиональной деятельности осуществляется на фоне и в пространстве эмоционально-ценностных переживаний и взаимоотношений учителя. Именно они формируют у школьников соответствующее отношение к фактам действительности, отношение к миру, к другим людям, к себе, формируют системы ценностей и личностные смыслы учащихся, вносят (или не вносят) в процесс познания лично значительный.
Определенные надежды на улучшение подготовки будущих учителей в области социально-коммуникативной компетентности возлагались на гуманизацию высшего образования, в частности, на внедрение цикла гуманитарных дисциплин в учебный процесс. Но на практике на аудиторные работы по этим дисциплинам отводится очень небольшое количество часов, и преподавание в большинстве случаев осуществляется в виде потоковых лекций. В таких условиях обучение становится направленным в первую очередь на получение студентами теоретических знаний, которые являются результатом осмысления определенных фактов и информации по этим дисциплинам и могут быть расширены; и совершенно не ориентирован на овладение практическими навыками, которые помогут будущим учителям решать задачи в коммуникативной сфере. Кроме того, при формировании коммуникативных навыков не учитываются особенности общения с младшими школьниками. Результатом низкого уровня практических знаний в области коммуникаций является то, что у участников взаимодействия вырабатываются стереотипы высказываний и комфортного поведения.
Итак, большинство учителей начальных классов предпочитают авторитарный стиль общения, который в самых негативных формах может проявляться в склонности навязывать свои мысли и волю другим, в агрессивности, принципиальной неспособности к диалогу. И наоборот, социально-коммуникативная компетентность учителя позволяет оптимально реализовать возможности и способности, помогает ощутить радость общения, уверенность в себе.
Поэтому проблема интенсификации развития социально-коммуникативной компетентности будущих учителей как гармоничного сочетания теоретических и практических знаний в области социальных коммуникаций в контексте профессиональной подготовки актуальна для высшего образования.
Коммуникативный аспект занимает значительное место в деятельности учителя, но коммуникативная компетентность – это не только и не столько успех будущего учителя в общении, сколько успешность реализации целей и задач обучения.
Коммуникативная компетентность обычно относится к способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. В состав коммуникативной компетенции входит определенный набор знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Этот вид компетенции предполагает способность расширять (или сужать) круг общения и способность варьировать его глубину (способность общаться на разных уровнях доверия), понимать и быть понятыми партнерами по общению.
Коммуникативная компетентность – это развивающийся и во многом осознанный опыт общения между людьми, который формируется и активируется в контексте прямого человеческого взаимодействия. Между тем межличностный опыт, формируемый и реализуемый коллективно, индивидуален. Столь же неправильно представлять коммуникативную компетенцию как закрытый индивидуальный опыт, игнорируя социальную природу этого социально-психологического качества.
Коммуникативную компетентность нельзя считать конечной характеристикой человека. Приобретение коммуникативной компетенции – это движение от интер к интра, от актуального мира личных событий к результатам осознания этих событий, которое фиксируется в когнитивных структурах психики в виде навыков и умений. и служит человеку для дальнейших контактов с другими. Способность к обучению в коммуникативных ситуациях возрастает по мере усвоения человеком культурных, в том числе идеологических и моральных норм и моделей общественной жизни.
Прозова в своем исследовании, определяя коммуникативную компетенцию как образование, которое функционирует и развивается в определенных условиях, считает, что будущий учитель должен иметь три блока знаний. Первый блок – это фактическое знание особенностей общения в зависимости от пола, возраста и индивидуальных особенностей детей, понимание механизмов общения, знание ролевых предписаний и ожиданий, знание этикета и т. Второй блок составляют процедурные и технологические знания. К ним относятся знания о механизмах восприятия, правилах слушания, способах удержания внимания, саморегуляции и т. Третий блок включает концептуальные знания о сущности гуманизма, ведущих педагогических идеях, структуре отношений, общей теории общения. , так далее.
Конечно, будущий учитель должен научиться использовать коммуникативные знания для текущей ситуации, уровней общения (вербальный – невербальный, управляющий – личностный, диалогический – монолог, манипулятивный – адаптивный), диагностировать свои коммуникативные способности. Проблема в том, что многие студенты педагогических вузов хорошо владеют методикой преподавания и знают методы внеклассной воспитательной работы, но слабы в установлении и поддержании отношений со студентами и другими участниками педагогического взаимодействия. В учебном процессе важная роль отводится межличностным отношениям, общению, психологическим аспектам взаимодействия учителя и ученика. Недостаточная подготовка будущих учителей права выражается в том, что у студентов часто отсутствует контакт со студентами, доверительные отношения, они не могут нормально выйти из конфликтных ситуаций, вести индивидуальную работу со студентами, сотрудничать с преподавателями. Причин тому множество, главная из них – в педагогическом учебном заведении преподают методику преподавания предмета, мало внимания уделяется психологии общения, развитию коммуникативных навыков у будущих учителей.
Профессионально-педагогическое общение выходит за рамки контакта учитель-ученик и предполагает взаимодействие учителя с другими субъектами педагогического процесса. Профессиональное педагогическое общение – это взаимодействие педагога-воспитателя со своими коллегами, учениками и их родителями, с представителями органов образования и общественности, осуществляемое в сфере его профессиональной деятельности.
Следующим не менее важным аспектом деятельности учителя является вопрос об обучающих способностях и личностных качествах. Педагогические способности определяются как черты личности, являющиеся условием успешного выполнения определенных видов деятельности. От природы человеку наделены задатки – его личные, характерологические, психофизиологические и другие индивидуальные особенности, которые при наличии соответствующих условий могут перерасти в способность к той или иной деятельности. К предпосылкам, являющимся условиями развития педагогических способностей, можно отнести такие черты характера, как такт, требовательность, справедливость, понимание другого человека, разносторонность интересов, целеустремленность, целеустремленность, любовь к детям, отзывчивость, наблюдательность.
Учителя в своей профессиональной деятельности полагаются не только на общепедагогические, но и на специальные способности (например, специальные способности по предмету, который они преподают, или, наоборот, специальные способности, которые на самом деле не являются педагогическими и не связаны с учебным предметом, но помогают осуществлять педагогическую деятельность – артистизм, творчество и др.
Выделяют основные группы педагогических способностей:
В совокупности задатки важны не как предпосылка успешного овладения профессией, а как психологические и физиологические условия компенсаторных возможностей человека для развития индивидуального стиля деятельности.
Условиями эффективной профессиональной деятельности учителей являются:
Таким образом, компетентностный подход в образовании предполагает, что профессиональное развитие учителя включает такие компоненты, как профессиональная компетентность, самореализация и самоактуализация. И учитель в системе образования – это не аморфный человек, оторванный от реальности бытия, а саморазвивающийся человек, который с помощью постоянной работы над собой улучшает свои профессиональные и личностные качества, цель и смысл которых заключается в том, чтобы научиться быть лучшим человеком, осознающим гармонию отношений между собой и миром через достижение высших экзистенциальных и профессиональных ценностей, тем самым способствуя развитию и формированию образованных.
Коммуникация как обмен информацией, выражение мыслей, идей, знаний является причиной и основой формирования новых представлений, знаний, сознания и культуры человека. Коммуникативная компетентность учителя – это такой уровень обучения взаимодействию с другими участниками образовательного процесса, который необходим для адекватного выполнения профессиональных функций в рамках их способностей и социального статуса.
Развитие навыков управления проектами
Одними из самых важных умений, которые можно развить, являются навыки управления проектами. В них сочетаются профессиональные, коммуникативные и технические компетенции, отражающие ваше умение работать с теми или иными инструментами и программами. Ниже приводятся несколько навыков, которые можно развить в области управления проектами:
Профессиональные навыки управления проектами:
Коммуникативные навыки управления проектами:
Технические навыки управления проектами:
Читать о 25 важных навыках для успешного управления проектами
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Развитие коммуникативной компетенции в школе
Среднее образование – это фундамент необходимых знаний о жизни в обществе. Школьники обучаются по определенной системе, при использовании которой, развиваются коммуникативные компетенции учащихся, позволяющие им взаимодействовать с членами общества и быть успешными в разнообразных социальных средах. Развитие коммуникативной компетенции дает школьникам возможность чувствовать себя более уверенными. Поэтому формирование коммуникативной компетенции является первостепенной задачей в обучении.
Следует отметить, что на этапе начального образования формируются личностные качества школьников. Поэтому для формирования коммуникативной компетенции первые годы обучения должны быть особенно продуктивными. На этом этапе школьники должны заинтересоваться изучаемыми дисциплинами, научиться слушать и слышать, уважать старших людей и сверстников, уметь правильно излагать свои мысли.
Важную роль в начальной школе играют групповые мероприятия и занятия, игры. Они помогают детям адаптироваться в обществе и почувствовать себя важной частью социальной среды. Такие занятия делают детей более раскованными и общительными. Также важны внеклассные занятия детей в различных кружках и секциях, где каждому ребенку педагог будет уделять особое внимание. Важно в развитии данной компетенции общение между ребенком и взрослыми, построенное на дружелюбии, уважении и открытости.
Определение и предназначение
Коммуникативные компетенции можно определить как совокупность навыков, которые позволяют человеку выбирать уместные модели речевого поведения в зависимости от ситуации общения. По словам Д. Хаймса, ученого, который ввел в употребление этот концепт, суть коммуникативных компетенций состоит в том, чтобы знать «когда следует говорить, и когда – молчать, о чем следует говорить, с кем, когда, где, в какой форме».
Мы постоянно взаимодействуем с другими людьми, и не можем отказаться от речевого общения. Следовательно, освоение этих навыков имеет основополагающее значение для нашего личностного и социального развития. Мы используем их в момент говорения, слушания, чтения и письма.
В последнее время нам стало трудно оторваться от экранов компьютеров и мобильных устройств. Способы коммуникации меняются в бешеном ритме, и мы должны к нему адаптироваться. Тем не менее, в независимости от канала передачи информации, мы должны уметь использовать наши коммуникативные компетенции в любой среде.
Все мы знаем, что недопонимание может привести к негативным последствиям. Мы также знаем или можем представить себе неприятное ощущение, вызванное тем, что никто не обращает внимание на нас, когда мы что-то говорим. Это неизбежно, что иногда наше сообщение не представляет интереса для слушателей, или возникают ошибки в процессе коммуникации. Однако, в этой статье мы поделимся с вами некоторыми рекомендациями, которые помогут вам свести эти ситуации к минимуму. Узнайте, как улучшить свои коммуникативные способности!
Коммуникативные компетенции
Мы не можем перестать общаться с другими людьми, даже если мы попытаемся. Даже всего один жест уже выдает нас. На самом деле, даже когда мы остаемся одни, мы говорим сами с собой. Находить подходящие слова и последовательно формулировать мысли важно во всех сферах жизни. Рассмотрим три наиболее важные их них.
1- Коммуникативные компетенции в рабочей среде
Не всегда получает заслуженное тот, кто работал больше или лучше. Иногда важнее умение продавать идеи и использовать силу убеждения. Коммуникативные компетенции позволяют нам развивать наши техники влияния и лучше воздействовать на публику.
На профессиональном уровне необходимо уметь адекватно взаимодействовать с коллегами, принимать правильные решения даже в стрессовых ситуациях и преодолевать трудности различного характера. Это одна из причин того, почему коммуникативные компетенции с каждым разом все больше ценятся в резюме.
Они имеют почти такое же значение, как знание иностранных языков или навыки использования компьютерных программ. Кандидат с развитыми коммуникативными способностями превосходит других сразу в нескольких областях и является наиболее успешным на собеседовании.
2- Коммуникативные компетенции в сфере образования
Мы можем развивать эти способности с детства. На самом деле, идеальным вариантом является естественное развитие этих навыков и оптимальная адаптация к окружающей среде. Умение общаться улучшает наши социальные отношения и качество жизни. Это помогает нам чувствовать себя более компетентными и уверенными.
Важно уделить внимание развитию этих навыков в процессе преподавания. Если мы попытаемся научить детей устанавливать контакт и общаться друг с другом без проблем, из них вырастут самостоятельные, способные решать проблемы и довольные собой взрослые. Кроме того, мы сможем улучшить взаимодействие с детьми, если они научатся лучше понимать, что мы говорим, усваивать полученную информацию и ясно выражать свои мысли.
При обучении коммуникативным компетенциям мы сами должны быть хорошими коммуникаторами. Невозможно эффективно передать эти знания, не являясь подхоящим образцом для подражания.
3- Коммуникативные компетенции в повседневной жизни
Мы используем эти навыки, чтобы в уважительной форме попросить соседа помыть за собой посуду, сообщить другу плохую новость или послать открытку родственникам. Социальные взаимодействия, от самых маленьких до самых сложных, требуют от нас умения выражать свои мысли. Успешные коммуникации экономят наше время, усилия и делают жизнь более приятной.
10 полезных советов для улучшения коммуникативных компетенций
Понаблюдайте за своим окружением и найдите тех, кто умеет передавать свои мысли особенным образом. Постарайтесь понять, как они это делают. И тогда вы поймете, что вы сами делаете хорошо, а что можно улучшить. Со временем вы будете замечать это автоматически. Результаты не заставят себя долго ждать. И не старайтесь быть перфекционистом, слишком строгая оценка может вызвать обратный эффект.
2- Не усложняйте
Зачастую «меньше значит больше». И в данном случае, это не является исключением. Не тратьте время, стараясь выучить высокопарные выражения или заумные термины. Они мешают процессу общения и не всегда дают позитивный эффект. Это не значит, что пришло время остановить расширение словарного запаса. Просто следует знать, когда использовать нужное слово, и делать это естественно.
3- Будьте собой
Знакомо ли вам ощущение, что ваш собеседник будто играет некую роль, разговаривая с вами? Иногда мы пытаемся казаться теми, кем не являемся на самом деле. Это еще не значит, что мы лжем. Иногда это лишь способ адаптации.
Представьте себе человека на первом свидании. Скорее всего, он будет чувствовать себя неуверенно и искать одобрения своего спутника. Вполне вероятно, что он попытается показать все свои знания или характерные черты, которые могут помочь ему расположить к себе собеседника. Но несмотря на хорошие намерения, подчас это выглядит вынужденным и неубедительным. Крайне важно, верить в самого себя и чувствовать себя комфортно, чтобы общаться без проблем.
4- Будьте приятным собеседником
Это может показаться очевидным. Тем не менее, иногда в спешке или под влиянием стресса и плохого настроения мы забываем улыбаться. Нам также трудно говорить, излучая позитив, как продолжать хмуриться. Не все обстоятельства позволяют нам поддерживать радостный настрой, но мы всегда можем постараться быть более внимательными и отзывчивыми. Развивайте свои социальные навыки. И вы заметите, что такая модель поведения улучшает отношение к вам других людей и, следовательно, качество вашей жизни.
5- Адаптируйтесь к собеседнику
Каждый человек на протяжении многих лет по-своему строил свою реальность. Но это вовсе не означает, что каждый из нас живет на своей планете. На самом деле, мы можем отличаться на социокультурном уровне, придерживаться различных точек зрения по ряду вопросов или иметь другое мысленное представление для конкретного слова. И это может привести к недоразумениям.
Во многих случаях, эти ошибки можно избежать, если мы пытаемся наблюдать за реакцией наших слушателей и действовать соответствующим образом. Если вы видите, что вас не понимают, найдите поясняющие примеры или свяжите ваши слова с миром собеседника. С другой стороны, не оставайтесь со своими сомнениями и задавайте вопросы, чтобы убедиться, что ваше общение является эффективным.
6- Попробуйте техники релаксации
Ожидание важной оценки, требовательная публика или люди, которые заставляют нас нервничать, могут негативно повлиять на наши коммуникативные компетенции. Вполне естественно, что мы испытываем беспокойство в этих обстоятельствах. Тем не менее, есть способы, которые помогают сохранить спокойствие в стрессовых ситуациях. Например, вы можете начать считать про себя, пока не почувствуете себя лучше. Это может показаться нелепым, но это помогает переключить внимание и сосредоточиться на чем-то другом, чтобы дистанцироваться от существующей проблемы.
7- Ищите вдохновение
В наши дни можно найти множество статей и книг, которые рассказывают о том, как улучшить коммуникативные компетенции. Вы можете изучить такие темы, как язык тела, сторителлинг (от англ. Storytelling) или техники нейролингвистического программирования (НЛП). Найдите в интернете выступления экспертов в любой области, которая вас интересует, и посмотрите, как они ведут себя. С другой стороны, литература может быть еще одним источником вдохновения, помимо того, что чтение – само по себе приятное занятие.
8- Помните о силе изображений
Если вам нужно подготовить презентацию или позволяет ситуация, используйте визуальные ресурсы. Найдите фотографии, иллюстрации и инфографики, которые помогают вам передать идеи. Вы можете взять за основу исследования по психологии цвета, чтобы создать более близкую эмоциональную связь с аудиторией. Так вы сможете придать дополнительный эффект своим словам, и зрители вас лучше запомнят.
9- Получайте удовольствие от общения
Коммуникация является не только средством общения и достижения целей, вы также можете получать от нее удовольствие. Она всегда сопровождает нас в лучших моментах жизни. Не каждый любит писать рассказы или обсуждать деликатные темы перед сотнями людей. Тем не менее, мы используем наши коммуникативные компетенции в такие моменты, когда хотим пошутить или поддержать и обнять близкого человека. Улучшая навыки общения, вы сможете получить наибольшее удовлетворения даже от этих ситуаций.
Между прочим, этот процесс будет более приятным, если мы на время откажемся от многозадачности. Это не только может вызвать раздражение собеседника, но и отвлекает наше внимание, мешая прочувствовать всю ценность данного разговора.
10- Научитесь слушать
Практикуйте активное слушание, проявляйте заинтересованность в разговоре и продемонстрируйте собеседнику, что вы его понимаете. Уметь слушать – это так же важно, как и обладать грамматически безупречной речью или иметь большой словарный запас. Таким образом, вы не перестанете учиться новому и обогащать межличностные отношения.
Вы можете получить больше информации о коммуникативных компетенциях, посмотрев запись выступления журналиста Celeste Headlee (видео на английском языке с русскими субтитрами).
Автор статьи — психолог Айноа Арранз Альдана. Перевод Александры Дюжевой
Типы коммуникативных компетенций
Это собственно владение языком. Включает в себя интеграцию формы и значения языка, поддерживая их двустороннюю связь. Имеет следующие уровни: фонологический (интонация, ритм и т.д.), лексико-семантический (словарный запас) и грамматический (структура слов, способы их сочетаемости и т.д.). Этот тип компетенции является основой общения, без него мы бы не смогли понять ни друг друга, ни самих себя.
2- Социолингвистическая компетенция
Соответствие языка существующему контекстному фону. Наш язык неотделим от времени, в котором он используется. Для того, чтобы правильно использовать этот тип компетенции, необходимо умение понимать различные выражения в зависимости от ситуации, в которой мы находимся. Например, мы можем определить разницу, когда в паре один называет другого «глупый» в переносном смысле, выражая любовь и нежность, и когда один человек, критикуя другого, говорит это слово в прямом смысле.
3- Дискурсивная компетенция
Включает в себя навыки, связанные с интерпретацией сообщений и передачей множества типов коммуникаций в различных обстоятельствах. Содержание повествования должно быть целостным и связным. Мы применяем этот тип компетенции на практике, когда (в устной или письменной форме) рассказываем друзьям, как провели выходные, придавая сообщению упорядоченную и логическую структуру.
4- Стратегическая компетенция
Помогает нам выстраивать эффективные коммуникации и исправлять ошибки, не нарушая ход разговора. Включает различные тактики, позволяющие избежать долгие паузы в разговоре и неудачную интерпретацию сказанного. Также включает в себя невербальный язык (жесты, поза, мимика). Например, благодаря этому типу компетенции мы способы плавно изменить ход разговора, если мы видим, что вдруг затронули неудобную тему.
Как использовать профессиональные и коммуникативные навыки, чтобы быть эффективным работником
Профессиональные и коммуникативные навыки представляют собой набор знаний и умений, которые вы готовы предложить коллективу. Эти навыки имеют решающее значение как для вашей работы, так и для работы с другими людьми.
Но иногда бывает сложно понять, как эти навыки из резюме или сопроводительного письма реализуются в реальной рабочей обстановке. Поэтому мы опросили 14 сотрудников Asana, чтобы узнать, как они используют различные навыки на рабочем месте. Вот что они ответили:
Способность к стратегическому мышлению
Бенсон Перри, менеджер по продуктам Asana: «Как менеджеру по продуктам, мне часто приходится определять, каким функциям и компонентам, которые решают самые разные задачи для наших пользователей, отдать приоритет. Я применяю свои навыки стратегического мышления, чтобы принимать взвешенные и ясные решения. Затем я добавляю всю необходимую информацию для обоснования принятого решения и довожу его до всех членов команды, чтобы привести всех к общему знаменателю. Возможность в любой момент ознакомиться с контекстом этих решений очень помогает, особенно когда нам нужно обратиться к прошлому опыту или ввести в курс дела нового сотрудника».
Интеллектуальная обработка данных
Энни Ли, руководитель отдела проектирования в Asana: «У инженеров всегда больше работы, чем времени на её выполнение, поэтому нам требуется стратегический подход к тому, как мы тратим своё время. Использование данных в управлении процессом принятия решений помогает нам концентрироваться на самом важном. Будь то применение ключевых ориентиров, помогающих определить приоритеты по нашей дорожной карте на более высоком уровне, или анализ сводных данных, позволяющий проследить динамику использования клиентами наших функций и компонентов, данные являются основой всей нашей деятельности».
Майкл А. Армстронг, менеджер по социально значимым программам в Asana: «Организованность для меня заключается в обеспечении небольших достижений на пути к более масштабным целям. Проявляя организованность, я открываю для себя новые возможности и могу делать более значимую работу в будущем, настраиваясь при этом на прогресс, который мне необходимо ощущать, чтобы знать, что день прожит не зря.
Организованность помогает мне определить 4–5 критически важных задач, которые мне нужно доводить до конца каждый день, чтобы выполнять принятые на себя обязательства и обеспечивать прогресс в работе. Постановка каждодневных целей на микроуровне даёт мне возможность целенаправленно и планомерно двигаться вперёд. Мои цели помогают мне поддерживать организованность и концентрацию на повседневной работе, что особенно полезно в условиях бесконечно поступающих электронных писем, срочных задач и вопросов, которые, так или иначе, возникают в моей работе. Хотя все эти задачи могут быть действительно важными, сохранение организованности позволяет мне определять и чётко понимать каждодневные цели, чтобы я не переставал двигаться вперёд».
Разработка творческих заданий
Майкл Чен, менеджер по маркетингу продуктов в Asana: «Творческая команда является одним из основных партнёров группы маркетинга продуктов, и контент, который мы создаём, определяет успех запуска новых продуктов. Творческое задание зачастую является первым элементом, который мы предоставляем писателям и дизайнерам, чтобы рассказать им о том, что нам нужно для запуска.
Для меня важно, чтобы в творческом задании была предельно чётко обозначена стратегическая концепция, основная идея и целевая аудитория — ключевые компоненты, с которыми мы работаем в отделе маркетинга продуктов. С другой стороны, моё творческое задание также должно содержать информацию о том, как в конечном итоге будет выполняться работа, поскольку это самое важное в работе творческого коллектива. Хорошее творческое задание — это возможность начать новые партнёрские отношения, а мощный коллективный старт часто даёт лучшие результаты».
Читать полное руководство по написанию творческих заданий
Скотт Лонардо, консультант по продуктам и маркетингу в Asana: «Для меня коммуникабельность — это ключевой навык в совместной работе. Он подразумевает прямоту и открытость, а также умение слушать, когда другие озвучивают свою точку зрения. Сохраняя открытость и не привязываясь к какой-то одной позиции, каждый участник коллектива может объективно воспринимать информацию и находить наиболее практичные и эффективные решения».
Читать о 10 простых шагах к более эффективной совместной работе
Проектирование пользовательских интерфейсов
Лия Рэйдер, менеджер по исследованиям в области взаимодействия с пользователями в Asana: «Ключевая часть моей работы как исследователя в области взаимодействия с пользователями состоит в том, чтобы определять степень удовлетворённости наших клиентов и использовать эту информацию при принятии решений относительно продуктов, а также при обсуждении направлений развития бизнеса. Навык, которым я пользуюсь чаще всего, — это понимание моей целевой аудитории. Когда я правильно понимаю потребности, приоритеты и мотивацию коллег, я могу обеспечить подачу результатов исследований в наиболее удобной для них форме».
Лилиана Бланко, менеджер программ по обеспечению равных возможностей и сопричастности в Asana: «Поскольку я отвечаю за обеспечение равных возможностей и создание атмосферы сопричастности в Asana, умение поставить себя на место других людей — это неотъемлемая часть моей работы. Понимание чувств и ощущений окружающих — это фундамент, на котором мы выстраиваем свою культурную компетентность. Эта работа начинается с эмпатии.
Когда речь заходит о работе в мультикультурной среде, крайне важно руководствоваться не золотым правилом («обращайтесь с другими так, как вы хотели бы, чтобы обращались с вами»), а платиновым («обращайтесь с другими так, как хотят они»). Эмпатия — это способ вырваться из нашего шаблонного мышления, чтобы примерить и принять другие представления о мире. Развивая навык эмпатии в Asana, мы создаём более крепкую культуру сопричастности в Asana».
Ричард Йи, руководитель отдела проектирования в Asana: «Для меня лидерство — это, прежде всего, создание возможностей. Возможностей для моих коллег, для организации, в которой мы работаем, для наших клиентов, для сообщества, в котором мы живём. Это также подразумевает определение и принятие мер, чтобы не упустить эти прекрасные возможности, которые иногда появляются почти незаметно.
Как лидер, я могу сплотить лучших специалистов, которые будут блестяще выполнять задачи в самых разных повседневных ситуациях. Для этого нужно:
Поисковая оптимизация (SEO)
Кельвин Лам, менеджер по поисковой оптимизации: «Поисковая оптимизация на самом деле является воплощением самых разных навыков. Нередко я закапываюсь в цифры и данные, такие как рейтинг ключевых слов, трафик сайтов и отличия от сайтов конкурентов, чтобы понять, что нам нужно сделать в приоритетном порядке. Кроме того, я могу общаться с нашими партнёрами, такими как писатели, дизайнеры или проектировщики, обсуждая стратегию поисковой оптимизации и согласовывая наши цели. В процессе реализации программы поисковой оптимизации приходится часто менять стили работы, и мне нравится, что я каждый день могу совершенствовать свои навыки».
Мэгги Куо, менеджер проектов по цифровому маркетингу в Asana: «Являясь менеджером проектов по цифровому маркетингу, я применяю навыки управления временем, чтобы готовить стратегически важные целевые страницы для крупных проектов запуска новых продуктов Asana в установленные сроки и в рамках бюджета.
Успешное управление временем состоит из пяти основных элементов:
Asana помогает мне решать все пять задач в одном месте!»
Читать 18 советов и стратегий управления временем, а также о быстрых способах добиться выполнения работы вовремя
Владение несколькими языками
Мария, менеджер проектов по локализации в Asana: «Я специалист группы локализации, и ежедневное взаимодействие с экспертами по языкам со всего мира имеет решающее значение для успешной реализации наших проектов. При этом существуют определённые языковые нюансы, которые можно понять, только если знаешь несколько языков.
Знание языков помогает мне преодолевать языковые барьеры, и я могу проводить совещания как на испанском, так и на английском языках. То, что я говорю на двух языках, также позволяет мне лучше понимать важность межкультурного общения, поскольку я могу общаться с иностранными участниками нашего коллектива, а также с клиентами, для которых английский язык не является родным».
Сэм Айоко, системный инженер в Asana: «Я работаю над множеством проектов и задач за пределами службы поддержки. Для поддержания ответственного отношения к работе я стараюсь оставлять актуальную информацию по каждой задаче, которую необходимо выполнить в тот или иной день. Я хочу, чтобы мои коллеги понимали, на что я трачу время, поэтому я по возможности также отмечаю, что уже сделано, или откладываю работу, которую я не могу выполнить прямо сейчас. Asana позволяет с лёгкостью визуализировать мой рабочий день, что помогает мне распределять своё рабочее время и сохранять ответственный подход».
Разница между профессиональными и коммуникативными навыками
В работе одинаково важны как профессиональные, так и коммуникативные навыки. Профессиональные навыки — это то, чему вы научились, например, использовать инструменты и технологии или применять специальные знания. Коммуникативные навыки представляют собой личностные качества, которые вырабатываются у человека с течением времени, такие как коммуникабельность, благонадёжность и отзывчивость. И профессиональные, и коммуникативные способности — это своего рода ваши рабочие инструменты, помогающие достигать поставленных целей.
Среднее образование – это фундамент необходимых знаний о жизни в обществе. Школьники обучаются по определенной системе, при использовании которой, развиваются коммуникативные компетенции учащихся, позволяющие им взаимодействовать с членами общества и быть успешными в разнообразных социальных средах.
Развитие коммуникативной компетенции дает школьникам возможность чувствовать себя более уверенными. Поэтому формирование коммуникативной компетенции является первостепенной задачей в обучении.
10 характеристик людей с хорошими коммуникативными компетенциями
Согласно теории разума, мы способны делать выводы о психическом состоянии других людей. Хорошие коммуникаторы умеют предвидеть и распознавать реакцию других людей, модифицируя свою речь, чтобы добиться поставленных целей.
2- Умеют интерпретировать контекст
Люди с развитыми коммуникативными компетенциями проявляют любопытство к окружающему миру и адаптируются к индивидуальным, социальным и культурным различиям. Представьте себе, что вы приезжаете в азиатскую страну, и вдруг замечаете, что ее жители чувствуют себя неудобно, разговаривая с вами. Вероятно, это связано с тем, что в этой стране не принято смотреть собеседнику прямо в глаза.
Нет необходимости ехать так далеко для оценки ситуации. Это имеет важное значение в любой области. Необходимо принимать во внимание каноны окружающей среды для поддержания эффективной коммуникации.
3- Имеют высокую личную эффективность
Они воспринимают препятствие как вызов. Вера в собственные силы помогает нам сосредоточиться на том, что мы хотим сказать, не отвлекаясь на моменты неуверенности. Это вполне естественно, что у нас возникают некоторые сомнения (и необходимо для избежания ошибок), но наше восприятие играет важную роль в развитии коммуникативных компетенций.
4- Они уважают других
Человек с развитыми навыками общения способен разговаривать с людьми, с которыми он не согласен, и выражать свою точку зрения, не выходя за рамки приличий. Это бывает непросто, когда речь идет, например, о политике или футболе. Сколько раз мы видели, как люди теряют над собой контроль по пустякам? Хорошие коммуникаторы способны принять точку зрения другого человека и вежливо привести свои аргументы.
5- Обладают эмоциональным интеллектом
Они беспокоятся о том, что чувствует собеседник. Они умеют быть настойчивыми и понять переживания другого человека. Они знают, какие вопросы следует адресовать аудитории, как найти к ней подход, и о чем лучше промолчать.
6- Они организованы
Способны привести свои мысли в порядок прежде чем их озвучить. Они привыкли думать, прежде чем что-либо сказать, и не боятся признать, что они чего-то не знают. Как устная, так и письменная речь требует от нас четкой организации мыслей. Таким образом, мы помогаем собеседнику следовать за ходом разговора и делаем нашу речь более убедительной.
7- Они креативны
Они используют различные ресурсы, чтобы привлечь внимание своей целевой аудитории. Они рассказывают истории, чтобы создать эмоциональную связь со слушателем, создают подходящие метафоры, находят остроумные и запоминающиеся примеры и т.д. Они проявляют гибкость и знают, что лучше подходит для каждого случая.
8- Учатся у профессионалов
Они концентрируют внимание, и это далеко не всегда происходит осознанно, на коммуникативных компетенциях других. Они быстро учатся и совершенствуют свои методы. Если у вас это не происходит автоматически, попробуйте применять эту технику в качестве упражнения.
9- Они не боятся делать ошибки
Невозможно всегда иметь все под контролем, в независимости от степени развития коммуникативных компетенций. Отличные коммуникаторы не являются таковыми от природы. Они становятся успешными, потому что учатся на своих ошибках, не останавливаются перед трудностями и воспринимают их с юмором. Неудачи – это неотъемлемая часть процесса коммуникации.
10- Практика, практика и еще раз практика
Это правда, что есть люди, которые, кажется, имеют сверхъестественную способность к общению. Тем не менее, этот потенциал будет потрачен впустую, если не тренировать коммуникативные навыки. Немного упражнений никогда не помешает.
А вы хороший коммуникатор?