Профессиональная компетенция медсестры это

Профессиональная компетенция медсестры это

Профессиональная компетенция медсестры это

Профессиональная компетенция медсестры это

Профессиональная компетенция медсестры это

Профессиональная компетенция медсестры это

Инфузионная терипия (ИТ) занимает значительное место в лечении и выхаживании пациентов и занимает значительное место в профессиональной деятельности большинства медицинских сестер. Назначается ИТ сегодня далеко не только пациентам стационара. Диапозон участия медицинской сестры в проведении ИТ простирается от ухода за пациентами с периферическими (ПВК) и центральными(ЦВК) катетерами, до ведения пациентов, которым требуется частое парентеральное введение (инфузия) лекарственных препаратов в рамках интенсивной терапии. Какими же умениями должна обладать медицинская сестра, чтобы гарантировать пациенту его право на безопасную и наиболее приемлемую для него инфузионную терапию? Этим умениям посвящено настоящее пособие. Пособие апробируется более 3 лет обновляется при необходимости, ежегодно переутверждаем на заседаниях ЦМК.

Медицинская сестра операционная

Общая характеристика профессиональной деятельности:

Операционная сестра готовит к каждой операции перевязочные материалы, хирургические инструменты и другие предметы; участвует в проведении хирургических операций (подача хирургических инструментов и материалов, необходимых по ходу операции). Выполняет под наблюдением врача простейшие перевязки, накладывает бинтовые, косыночные, шинные и другие повязки; проводит подготовку к наложению гипсовых повязок, обеспечивает уход за больными.

Средства труда (основные применяемые виды оборудования и технологий):

Специальное медицинское оборудование и аппаратура, материально-техническое и медикаментозное обеспечение операционной бригады, необходимое для подготовки к операции с учетом состояния пациента и предполагаемого оперативного вмешательства.

Основные виды работ (трудовые действия):

·       подготовка к проведению операции в составе операционной бригады;

·       сестринское обеспечение операционных вмешательств в составе операционной бригады;

·       сестринское обеспечение эндоскопических вмешательств в составе хирургической бригады.

В области подготовки к проведению операции в составе операционной бригады:

·       должностные обязанности и требования профессионального стандарта;

·       правовое обеспечение профессиональной деятельности операционной медицинской сестры;

·       нормы медицинской этики, морали и профессионального общения;

·       национальная система оказания операционной помощи пациентам;

·       организация работы хирургической бригады;

·       инфекционная безопасность, санитарно- противоэпидемический режим операционного блока ЛПУ;

·      требования к правилам личной гигиены медицинского и обслуживающего персонала операционного блока;

·       клиническая анатомия, физиология и патофизиология систем и органов жизнеобеспечения (системы дыхания, кровообращения, выделения, гемостаза, нервной системы и т. ) организма человека;

·       клиническая фармакология (фармакокинетика и фармакодинамика) лекарственных препаратов, используемых при хирургических операциях;

·       медицинская аппаратура, технические средства, инструментарий используемые в процессе хирургических операций (в т. эндоскопических) и правила их проверки на исправность;

·       виды, основные характеристики шовного и перевязочного материала, способы и методы их использования в оперативной хирургии;

·       предоперационная подготовка и доставка пациента в операционную;

·       виды и технологии укладывания пациента на операционном столе;

·       стандарты технологий сестринских манипуляций и процедур при подготовке к операции членов хирургической бригады.

В области обеспечения операционных вмешательств в составе операционной бригады:

·       этические и правовые аспекты в операционном деле;

·       нормы профессионального общения в операционном блоке;

·       система инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медперсонала, правила асептики и антисептики при хирургических вмешательствах;

·       виды, методы и средства хирургических операций;

·       назначение и наборы хирургического инструментария, методы их использования в оперативной хирургии;

·       основные этапы оперативного вмешательства;

·       основные характеристики и последовательность действий членов хирургической бригады в ходе операций;

·       последовательность и ожидаемый результат практических действий операционной медсестры на всех этапах оперативного вмешательства;

·       методы и техника подачи инструментария врачу хирургу во время операции;

·       методика подачи шовного и перевязочного материала во время операции;

·       возможные наиболее часто встречаемые причины нарушений работы аппаратуры и технических средств, инструментария, способы их устранения;

·       основы профилактики послеоперационных осложнений;

·       основные осложнения, возникающие в ходе хирургических вмешательств, основные мероприятия, направленные на их устранение;

·       критерии качества работы операционной медсестры;

·       электронные базы данных в профессиональной деятельности;

·       информационно-образовательные технологии в области операционного сестринского дела.

В области обеспечения эндоскопических вмешательств в составе хирургической бригады:

·       правовое обеспечение профессиональной деятельности в области операционного дела;

·       организация эндоскопической службы, организация работы медсестры эндоскопического отделения (кабинета);

·       нормативные документы, регламентирующие работу эндоскопического кабинета ЛПУ;

·       виды эндоскопии, методы и технологии эндоскопических исследований;

·       основы клинической фармакологии (фармакокинетика и фармакодинамика) лекарственных препаратов, используемых при проведении эндоскопии, правила их хранения и применения;

·       правила подготовки и введения лекарственных препаратов пациенту, возможные осложнения, связанные с их применением;

·       инструменты и аппаратура для проведения эндоскопических обследований;

·       правила хранения и использования эндоскопов с линзовой оптикой;

·       правила хранения и использования осветителей к эндоскопам;

·       возможные наиболее часто встречаемые причины нарушения работы эндоскопической аппаратуры, способы их устранения;

·       стандарты технологий сестринских манипуляций и процедур при эндоскопических исследованиях;

·       правила подготовки инструментария для биопсии;

·       учетно-отчетная документация эндоскопического отделения (кабинета), правила ведения медицинской документации по виду деятельности;

·       система обеспечения качества сестринской помощи;

·       информационные и инновационные технологии по виду деятельности.

Необходимые умения и навыки:

Подготовка к проведению операции в составе операционной бригады:

·       соблюдать нормы медицинской этики, морали, права и языка при всех видах профессиональных коммуникаций;

·       получать необходимую медицинскую информацию о пациенте и хирургической операции;

·       проверять исправность медицинской аппаратуры, технических средств, инструментария;

·       комплектовать наборы хирургических инструментов, шовный материал и расходные материалы к стерилизации;

·      подготавливать необходимые лекарственные средства, инфузионные среды, расходные материалы, наборы инструментов и др. в соответствии с планом хирургической операции;

·       обеспечивать инфекционную безопасность пациента и медперсонала;

·       подготавливать операционную и участников к проведению операции;

·       контролировать соблюдение правил асептики и антисептики персона-лом, находящимся в операционной;

·       контролировать пути движения членов хирургической бригады и другого медперсонала в соответствии с зонами стерильности в операционном блоке;

·       соблюдать технику безопасности, мероприятия противопожарной безопасности и производственной санитарии;

·       добиваться безопасных и благоприятных условий труда;

·      заполнять утвержденную медицинскую документацию в установленном порядке;

·       заполнять формы учета и отчетности по результатам работы;

·       вводить сведения в базу данных при наличии локальной компьютерной сети;

·       проводить анализ собственной деятельности, определять собственные профессиональные затруднения и средства их преодоления;

·       использовать различные формы обучения, информационно – образовательные технологии.

Сестринское обеспечение операционных вмешательств в составе операционной бригады:

·       соблюдать нормы медицинской этики;

·       взаимодействовать с членами анестезиологической и операционной бригады в интересах пациента в процессе операции;

·       обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала в ходе операции;

·       определять этап оперативного вмешательства;

·       владеть техникой подачи инструментов, шовного и перевязочного материала на всех этапах хирургического вмешательства;

·       вести количественный учет используемого инструментария, шовного материала и других расходных средств;

·       координировать работу санитарки операционного блока;

·      организовывать и контролировать дезинфекцию и предстерилизационную очистку использованных изделий медицинского назначения;

·      обеспечивать личную и общественную безопасность при обращении с медицинскими отходами;

·       оформлять и отправлять на гистологическое и бактериологическое исследование биологический материал, взятый у пациента во время операции;

·       контролировать транспортировку пациента из операционной;

·       проводить анализ собственной деятельности, определять собственные профессиональные затруднения и средства их преодоления.

Сестринское обеспечение эндоскопических вмешательств в составе хирургической бригады:

·       соблюдать нормы медицинской этики, морали, права и русского языка при всех видах профессиональных коммуникаций;

·       проводить сбор необходимой медицинской информации о пациенте, нуждающемся в эндоскопическом обследовании;

·       осуществлять подготовку пациента к эндоскопическим обследованиям;

·       проводить подготовку рабочего места для проведения эндоскопического обследования;

·       проверять исправность технических средств, аппаратуры, инструментария, необходимых для проведения эндоскопического обследования;

·       соблюдать технику безопасности в эндоскопическом кабинете ЛПУ;

·       собирать укладки (наборы) инструментов, расходных материалов для проведения эндоскопических обследований и биопсии;

·      обеспечивать инфекционную безопасность, соблюдать асептику и антисептику, противоэпидемический режим ;

·       проводить мониторинг и оценку состояния пациента перед эндоскопическим обследованием, в процессе процедуры и после ее окончания;

·       владеть стандартными технологиями медицинских сестринских манипуляций и процедур при эндоскопическом обследовании;

·       ассистировать врачу при проведении эндоскопического обследования и биопсии;

·       оформлять направление в лабораторию и контролировать правильность хранения и транспортировки биологического материала пациента, взятого при биопсии;

·       оказывать доврачебную неотложную медицинскую помощь;

·       вводить сведения в базу данных при наличии локальной компьютерной сети.

·       самостоятельная профессиональная деятельность, обеспечение взаимодействия с сотрудниками и смежными подразделениями;

·       ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации.

·       решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения;

·     необходимость непрерывного контроля состояния пациента и результатов своей деятельности;

·       разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности;

·      синтез профессиональных знаний (в том числе, инновационных) и практического опыта;

·       самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации.

Требуемый уровень образования

Среднее профессиональное медицинское. Дополнительное – (специализация) по квалификации «Операционное дело» или среднее медицинское образование по квалификации «Сестринское дело» с углубленной подготовкой по квалификации «Операционное дело». Дополнительное образование – по виду профессиональной деятельности. Возможность карьерного роста существует. Особенно при наличии дополнительного высшего образования, и/ или стажа работы. Речь идет о должности главной медицинской сестры, а в ряде случаев и врача.

Сложность работы заключается в степени срочности работы и времени, отпущенном на принятие решения, интенсивности умственного труда в стандартной ситуации и/или нестандартной ситуации. Работа в бригаде или самостоятельно. Гибкий график работы, работа в ночное время, работа в выходные и праздничные дни. Профессиональные риски (вредные и (или) опасные производственные факторы и работы).

Компетентностный подход является важным связующим звеном между образовательным процессом и рынком труда, определяемым экономической конъюнктурой и конкретными интересамиработодателей.

Компетенции — это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей.

Осуществление и совершенствование профессионального обучения на компетентностной основе способствует качественной подготовке медицинских сестер.

Ключевые слова: компетенция, ключевые компетенции, компетентность, компетентностный подход, реформирование системы образования, профессиональные компетенции медсестер, подготовка медицинских сестер на компетентностной основе, профессиональная деятельность медицинских сестер.

Compensative approach reeves as the most important link rink unit between educational process and practice, which defines economic requirement and concrete interest of work markers.

Competcuceis an expercfed and measurable acliemeuts of graduates which dewousfrates their leno ledge, ekills and abilities.

Realization and perfection of professional educatiouon the base of competence promotes qualitative degree of medical nurses training.

Key words Competence, key competence, competent, competent approach, educational system reform, professional competence, nurses training, on the competes base, professional activity of medical nurses.

Коренные социально-экономические преобразования во всех сферах жизни: в политике, экономике, финансовой системе и других, которые произошли в конце ХХ — начале ХХI вв. в Кыргызской Республике, выдвинули на первый план проблему реформирования системы образования Кыргызстана на компетентностной основе.

В настоящее время в системе образования Кыргызстана идет переход от квалификационной модели специалиста к компетентностной, т. ориентированной на сферу профессиональной деятельности. Проблема подготовки компетентных кадров отмечена в Стратегии развития образования Кыргызской Республики на 2011–2020 гг.

Реформирование системы образования на компетентностной основе направлено на подготовку компетентных кадров.

Компетенция как категория призвана обеспечить системную интеграцию образования, выразить собой рост системно-социального (системно-профессионального) качества выпускника вуза и спуза.

Компетенции включают в себе овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по программе среднего образования, сотрудничество в этом вопросе с коллегами и профессиональной средой.

Компетентность — обобщенные способность личности к решению жизненных и профессиональных задач, это качество владения профессией, способность индивида к активному, ответственному жизненному действию, осуществляемому на основе ценностного самоопределения.

Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода — создание жизненно важных для индивида ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции, так как сегодня, в условиях демократического общества и рыночных отношений, обществу нужен специалист с высоким уровнем профессионального самоопределения, обладающий системой профессионально значимых ценностных ориентаций, высокой мотивацией своей деятельности, умеющий принимать нестандартные решения в сложнейших жизненных и производственных ситуациях.

Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результату образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчётливые и сопоставимые параметры описания того, что студент будет знать и уметь «на выходе».

Подготовку кадров среднего звена медицинского профиля в Кыргызской Республике осуществляют 11 организаций среднего профессионального образования, 4 из которых являются структурными подразделениями высших учебных заведений.

Особую актуальность приобретает проблема качественной подготовки будущих медицинских сестер на основе компетентностного подхода, где будущие медсестры получают специальную медицинскую подготовку, необходимую для работы в условиях технического развития медицины, с учетом современных требований подготовки специалистов среднего уровня.

В профессиональную деятельность медсестер входит участие в лечебно-диагностических, реабилитационных (восстановление) мероприятиях совместно с врачом при работе в больницах, клиниках, госпиталях, поликлиниках, диспансерах, профилакториях, центрах реабилитации, МЧС, осуществление и организация сестринского ухода в стационаре и на дому, оказание неотложной доврачебной медицинской помощи пациентам при острых заболеваниях и несчастных случаях, оказание помощи населению в экстремальных условиях, деятельность, направленная на облегчение страданий пациента.

Деятельность медицинской сестры направлена на оказание помощи отдельным лицам, семьям и группам населения и включает:

          сохранение и укрепление здоровья;

          профилактику заболеваний;

          обеспечение ухода, облегчение страданий больного,

          реабилитацию.

Профессиональная деятельность медсестер отличается полифункциональностью (участие в лечебно-диагностических, реабилитационных (восстановление) мероприятиях совместно с врачом при работе в больницах, клиниках, госпиталях, поликлиниках, диспансерах, профилакториях, центрах реабилитации), многоаспектностью выполняемых функций (сохранение и укрепление здоровья, профилактика заболеваний, обеспечение ухода, облегчение страданий больного, реабилитация), поэтому в профессиональной подготовке медсестер важным является личностное развитие, особенно стимулирование профессиональной мотивации.

Сегодня медицинская сестра должна обладать следующими профессиональными и личностными качествами: обладание навыками и умениями, необходимыми для профессиональной деятельности, развитие профессионального мышления, коммуникативные умения, потребность к самообразованию и самовоспитанию, развитие организационных навыков.

Профессиональные компетенции медицинских сестер включают:

        терпимость к пациенту,

        отсутствие страха и др.

Развитие образования на компетентностной основе предполагает ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на его личность, на его познавательные и созидательные способности, на профессиональное самоопределение. Поэтому современные условия профессиональной подготовки специалистов требуют от студентов именно в годы обучения в спузе осознать свое положение, определить свое будущее как профессионал и личность, и соответственно своей жизненной цели, организовывать свое развитие и самоактуализацию как личность.

Формирование будущих медицинских сестер — это процесс становления (развития) личности под воздействием различных факторов (социальная среда, обучение и воспитание и др. Следовательно, профессионально-личностное формирование будущих медицинских сестер — это процесс становления (развития) профессиональных и личностных качеств, совокупность которых определяет готовность к профессиональной деятельности. В соответствии с новыми общественными потребностями возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития личности медицинских сестер.

Личность — это активная фигура, которая способна выступить со своими идеями, целями, затем умением их реализовать, принося тем самым пользу и себе, и окружающим людям. Например, к личности медицинской сестры предъявляются высокие профессиональные требования, в том числе к ее поведению:быть опрятно одетой,расположить пациента к себе, успокоить, объяснить ход предстоящей процедуры, приободрить, похвалить пациента за выдержку и терпение во время процедуры,уверенно проводить все манипуляции, точно соблюдать назначенное время для проведения процедур и др.

Спузовское образование требует от студента целенаправленной, систематической, планомерной, последовательной работы на всех этапах обучения.

Качественная подготовка специалистов в спузе начинается с первых же дней поступления студента в спуз. На первых же занятиях знакомя студентов со спецификой их будущей профессии, преподаватели начинают психологически готовить их к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, вырабатывают установки на самообразование и самосовершенствование. В учебно-воспитательном процессе необходимо формировать у студентов положительную мотивацию к будущей профессии (интерес, склонности к ней), стремление совершенствовать свою квалификацию.

В учебно-воспитательном процессе в медицинском колледже необходимо формировать у студентов положительное отношение к будущей профессии (интерес, склонности к ней), стремление совершенствовать свою квалификацию и удовлетворять духовные потребности (занимаясь умственным трудом в сфере избранной профессии), развивать идеалы, взгляды, убеждения, представления о престиже профессии.

Положительное отношение к профессии начинается с возникновения профессиональных интересов. Оно достигается путем разъяснения целей и значимости избранной профессии, с помощью различных способов воздействия на сознание студентов. Знакомя студентов со спецификой их будущей профессии, преподаватели начинают психологически готовить их к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, вырабатывают установки на самообразование и самосовершенствование.

Мотивационно-ценностная сфера личности (потребности, установки, ценности и др. ) лежит в основе учебной деятельности студентов. Это положение относится ко всем этапам системы обучения, но особую значимость оно приобретает именно по отношению к обучению студентов. Объясняется это тем, что студент, как самостоятельный субъект деятельности, сам должен определить цели своего учения, выбрать его формы, способы, методы, средства и оценить успешность своих достижений.

Формирование у будущих медсестер положительного отношения к будущей профессии способствует стремлению совершенствовать свою квалификацию, повышать представления о престиже профессии, способствовать формированию у них общих и профессиональных компетенции.

Усвоение студентом профессиональных знаний, умений, навыков и учений — процесс приобретения и закрепления им способов учебной деятельности — протекает при постоянном самоконтроле.

Студент, осознающий предстоящие перед ним цели и задачи, становится субъектом собственной деятельности. Для того чтобы достичь желаемой цели, индивид выбирает наиболее значимые условия, соответствующие предстоящей задаче,

Процесс обучения в спузе предполагает включение студентов в систему общественных отношений и усвоение ими социальных ценностей. Специфические особенности обучения в спузе помогают формированию у студентов собственной жизненной позиции, расширению контактов с другими людьми.

Современные условия требуют от студентов именно в годы обучения в СПУЗЕ осознать свое положение, определить свое будущее как профессионал и личность, и, соответственно своей жизненной цели организовывать свое развитие и самоактуализацию как личность. Ведь именно от жизненных позиций и общественной активности студентов начинается свой отсчет эпохи качественных преобразований в нашем обществе. Ценность специалиста складывается не из того, какой объем информации он выучил и запомнил, а из его личностного развития. В условиях глоболизации и информационных технологий активная позиция студента по отношению к своей личности, к своей будущей профессиональной деятельности является важнейшим моблизирующим фактором для саморазвития.

  • В подготовке медицинских сестер особое место занимает формирование профессиональных умений и навыков, от которых зависит практическая работа медсестер.
  • Осуществление и совершенствование профессионального обучения на компетентностной основе способствуют качественной подготовке медицинских сестер к практической деятельности.
  • Формирование навыков и умений, личностных профессиональных качеств является главным в компетентностном подходе образования.
  • При компетентностном подходе к подготовке медсестер для формирования у них профессиональных компетенций занятия должны иметь четко выраженную практическую направленность и отражать особенности сестринского процесса.
  • Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. — 2004. — № 11. — С. 3–13.
  • Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Методическое пособие. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.
  • Якиманская И. С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления. / И. С. Якиманская. — М.: Педагогика, 1989. — 224 с.

Основные термины (генерируются автоматически): будущая профессия, умение, компетенция, профессиональная деятельность, результат образования, студент, Кыргызская Республика, личность, медицинская сестра, навык, положительное отношение, сестра.

Библиографическое описание

В статье приведены сущностные признаки профессиональной компетентности бакалавров медицины с позиций компетентностного подхода. Врачебная деятельность рассматривается как особый вид социальной деятельности, направленной на выполнение профессиональных обязанностей и предоставление эффективной медпомощи больным. Предлагается профессиональную компетентность медицинского работника среднего звена (бакалавра медицины, медицинской сестры) рассматривать как интегративное качество высокомотивирующей личности, которая определяется совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-личностных качеств, обеспечивающих внутреннюю готовность осуществлять профессиональную деятельность согласно квалификационным требованиям и морально-этическим нормам, проявляющимся в реализации личностного потенциала, усовершенствовании опыта и стремлении к беспрерывному самообразованию.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенции, профессиональная подготовка, бакалавры медицины, паллиативная подготовка.

The article describes the essential features of professional competence Bachelor of Medicine from the point of competence approach. Medical activity is regarded as a special kind of social activities aimed at professional duties and provides effective medical care. Professional competence of the health worker of secondary level (bachelor of medicine, nurse) is regarded as a highly integrative quality of the individual, determined by a combination of professional knowledge and skills, professional and personal qualities that provide internal readiness to perform professional activities according to qualification requirements and ethical standards, which is realized through personal potential, improving own experience and desire to continuous self-education. It is proved that the development of professional competence of Bachelors in Medicine involves continuous improvement of professional knowledge and skills, professional development along lifetime, ability to take adequate therapeutic decisions, ability to recognize emergency states and provide qualified first aid, ability to social interaction and interpersonal communication.

Key words: professional competence, competence, training, bachelors of medicine, palliative training.

Реформирование общественных отношений и модернизация системы образования предъявляют новые требования к качеству подготовки будущих специалистов. Национальная образовательная парадигма направлена на реализацию основных положений и принципов Болонской декларации с целью формирования у выпускников высшей школы профессиональной компетентности как определяющего критерия качественной подготовки профессионалов. На современном этапе возрастает потребность в развитых, компетентных специалистах, которые способны строить взаимодействие с учетом принципов гуманизма, требующие от них уверенности в себе, способности к саморазвитию и самореализации.

Формирование компетентных бакалавров медицины сегодня приобретает все большей актуальности в связи с ростом уровня требований социума к профессионализму медицинских работников и качеству медицинских услуг. Внедрение системы страховой медицины требует усиления требований именно к формированию профессиональной компетентности медицинских работников. В связи с этим происходят процессы модернизации высшего медицинского образования. С учетом компетентностного подхода активно разрабатываются новые учебные программы и государственные образовательные стандарты.

Несмотря на это до сих пор отсутствует единый перечень компетентностей, составляющих профессиональной компетентности, которыми должен владеть будущий врач. К сожалению, в научных источниках сосуществуют разные толкования понятия «компетентность» бакалавров медицины, по-разному определяются ее структурные компоненты, критерии и показатели.

Проблема формирования профессиональной компетентности студентов медицинских высших учебных заведений рассматривается в работах А. Араслановой, Л. Васильевой, Л. Дудиковой, С. Левкивской, Н. Назаренко, О. Постниковой и Н. Константиновской, К. Спасской, О. Усовича и др. Отдельные аспекты формирования коммуникативной и иноязычной компетентности бакалавров медицины освещены в исследованиях Г. Епифанцевой, М. Лесного, О. Уваркиной и др. ; формирование некоторых профессионально личностных качеств будущих медицинских работников в работах О. Андрийчук, И. Кузнецовой, Х. Мазепы, И. Тимощука и др; изучение и обобщение зарубежного опыта профессиональной подготовки студентов-медиков исследовали Н. Авшенюк, Н. Бидюк, О. Кравченко, Л. Пуховская, И. Руснак, А. Сбруева и др.

Обобщая сущность понятия «компетентность» Ю. Татур определяет такие его сущностные признаки:

–           интегральное свойство, характеристика личности;

–           характеристика успешной деятельности в определенной области;

Итак, в исследованиях современных ученых компетенции рассматриваются как: социально закрепленный образовательный результат; способность и готовность применять знания и умения при решении профессиональных задач в разнообразных областях; психические образования, которые позволяют личности эффективно осуществлять профессиональную деятельность; совокупность знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить цель и достигать ее и т.

В современных научных статьях часто авторы употребляют понятия компетенция и компетентность как синонимические и обосновываются свою позицию несовершенством перевода слова «competence» в иностранных изданиях. В нашем исследовании придерживаемся позиции, что указанные дефиниции надо разграничивать.

Профессиональную компетентность медицинского работника среднего звена (бакалавра медицины, медицинской сестры) рассматриваем как интегративное качество високомотивированной личности, которая определяется совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-личностных качеств, которые обеспечивают внутреннюю готовность осуществлять профессиональную деятельность согласно квалификационным требованиям и морально-этическим нормам, проявляющимся в реализации личностного потенциала, в усовершенствовании опыта и стремлении к беспрерывному самообразованию.

Профессиональная компетентность бакалавров медицины предусматривает беспрерывное усовершенствование профессиональных знаний и умений, повышение своего профессионального уровня на протяжении жизни, способность принимать адекватные терапевтические решения, способность распознавать экстренные состояния и квалифицированно предоставлять неотложную помощь, учет социально-экономических факторов в сохранении здоровья людей и развитии патологических процессов, распознавать способность к социальному взаимодействию и межличностной коммуникации. Медицинские специалисты обязаны предоставлять профессиональную помощь пациентам независимо от их возраста, пола, характера заболевания, национальной принадлежности, образования, социального статуса, религиозных, политических убеждений, культурного происхождения и т.

В пределах профессиональной компетентности будущие бакалавры медицины должны в совершенстве владеть базовыми знаниями структуры и функций организма, здоровья и болезненных состояний, динамики патологического процесса, особенностями проявлений человеческой психики, этических принципов медицины, системным способом мышления и рациональным подходом к решению медицинских проблем. Особое значение приобретает свойство специалиста развивать свои способности, умение учиться, работать самостоятельно, принимать адекватные профессиональные действия.

Медицинский работник среднего звена должен проявлять сочувствие и уважение к жизни пациента. Он обязан уважать право пациента на облегчение страданий в соответствии к существующему уровню медицинских знаний. Бакалавр медицины ответственный, в пределах своей компетенции, за обеспечение прав пациента, провозглашенных Всемирной медицинской ассоциацией, Всемирной организацией здравоохранения и нормативной законодательной базой Украины, должен с уважением относиться к праву умирающего на гуманное отношение и достойную смерть. Он обязан владеть в совершенстве необходимыми знаниями и умениями в области паллиативной медицинской помощи, которая предоставляет умирающему возможность достойно закончить жизнь. Среди его профессиональных обязанностей важное место занимает предотвращение и облегчение страданий, связанных с процессом умирания, предоставление умирающему и его семье надлежащей психологической поддержки, соблюдение медицинской этики в собственном поведении, проявление искреннего сочувствия к пациентам, умение утешить их. Умышленные действия медицинского работника с целью прекращения жизни умирающего пациента (эвтаназия), даже по его просьбе, являются недопустимыми. Он обязан относиться почтительно к умершему пациенту, учитывать национальные и религиозные обычаи.

Итак, профессиональную компетентность бакалавра медицины рассматриваем как интегративное качество высокомотивированной личности, которая определяется совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-личностных качеств, обеспечивающих внутреннюю готовность осуществлять профессиональную деятельность, которая проявляется в реализации личностного потенциала, усовершенствовании опыта и стремлении к беспрерывному самообразованию. Дальнейшие исследования необходимо направить на обеспечение методического и технологического инструментария формирования профессиональной компетентности будущих медицинских сестер бакалавров.

Арасланова А. Педагогические условия формирования культуры профессионального общения студентов медицинского колледжа / А. Арасланова // Вестник Башкирского университета. 2007. № 2. — С. 127.

Дудикова Л. Особенности формирования этнокультурной компетентности будущих врачей в условиях глобализации / Л. Дудикова // — Научные записки. Серия: Педагогика. — 2012. — № 4. — С. 38–42.

Энциклопедия образования / Акад. пед. наук Украины; главный ред. Кремень. — К. : Юринком Интер, 2008. — 1040 с.

Зимняя И. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. Зимняя. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 40 с.

Огарев В. Компетентное образование: социальный аспект / В. Огарев. — Спб. : РАИ ИОВ, 1995. — 197 с.

Слюсаренко О. Квалификационная критериальность компетентности: понятийно-методологические аспекты / О. Слюсаренко // Философия образования. — 2009. — № 1–1 (8). — С. 287–298.

Татур Ю. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара / Юрий Геннадиевич Татур. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 16 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, умение, медицинский работник среднего звена, бакалавр медицины, внутренняя готовность, знание, медицинская сестра, беспрерывное самообразование, врачебная деятельность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *