профессиональная компетенция школьного библиотекаря

О компетенциях и функционале школьного библиотекаря

профессиональная компетенция школьного библиотекаря

Какими функциями должен обладать школьный библиотекарь,
чтобы создать партиципаторный фонд и сделать библиотеку востребованной и
значимой для всех участников образовательного процесса?

И как выявить
потребности участников образовательных отношений?

Асонова, Е. О компетенциях и функционале школьного библиотекаря / Е. Асонова, Л. Борусяк, Е. Романичева // Методист. – 2022. – № 2. – С. 2-8.

Программа «Базовые, профессиональные навыки и универсальные компетенции персонала и организационные инструменты их развития» реализуется на базе центра непрерывного образования РГБ, а куратором программы со стороны Высшей школы экономики выступает Институт образования.

Программа ДПО стала продолжением совместного исследования, в рамках которого эксперты Института образования разработали анкету оценки профессиональных компетенций сотрудников библиотечной сферы.

Консультантами по исследованию и кураторами экспертизы инструмента выступили специалисты Лаборатории медиакоммуникаций в образовании – Юлия Черненко и Дарья Чупрасова.

«Опыт работы в библиотеках Москвы и несколько лет совместных исследовательских проектов с РГБ позволяют нам включаться в исследовательские проекты Вышки с РГБ, чтобы помочь коллегам учесть специфику библиотечной сферы, не всегда понятную в нюансах внешним экспертам», – комментирует совместную работу Юлия Черненко, которая помимо позиции консультанта является одним из лекторов программы ДПО.

Обучение завершится 24 декабря, слушателями программы стали 134 сотрудника, занимающих управляющие позиции в библиотеках из разных регионов России.

Конкурс проводится с 24 июня 2022 года по 30 октября 2022 года в три этапа:

-1 этап с 24 июня по 15 сентября 2022 года – подготовительный, участники

конкурса готовят конкурсные материалы для размещения на портале НООС, в разделе Проектные сообщества

– 2 этап с 15 сентября по 25 октября 2022 года, самостоятельное размещение подготовленных материалов на портале НООС.

– 3 этап – с 26 по 30 октября 2022 года – подведение итогов конкурса.

Познакомиться с Положением о конкурсе.

Номинации конкурса.

Номинации для обучающихся:

«Объемная иллюстрация»: 2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Нематериальное культурное наследие — часть духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся потомкам как нечто ценное и почитаемое. Нематериальным наследием считаются обряды и традиции, а также устное народное творчество – сказки, былины, песни и многое другое. В данной номинации команде участников (от 1 до 5 человек) необходимо создать объёмный макет по сюжету народной сказки, легенды, обычаю или традиции народов России из подручных материалов. Объёмная иллюстрация выставляется на стенде в школьной библиотеке, а на конкурс предоставляется фото макета с описанием. В описании обязательно указать, какие книги были использованы при исследовании и разработке данного макета, материалы, техника исполнения, название изображения, авторов, возраст, ФИО руководителя.

«Открытка-рецензия на книгу 21 века». Открытка должна быть выполнена на листе формата А4, ориентация «альбомная», на ½ листа выполняется рисунок, отражающий содержание книги, а на второй пишется краткая рецензия на книгу (рецензия может быть продолжена на оборотной стороне открытки). Книга должна быть написана современным автором с 2001 по 2021 год.

Для участия во всех номинациях Конкурса приглашаются обучающиеся 1-11 классов.

Номинации для педагогов и школьных библиотекарей.

Описание опыта по организации работы, направленной на привлечение детей в библиотеку, продвижение книги и чтения в детскую среду, создание условий для раскрытия творческих способностей юных читателей. Активное использование инновационных технологий в библиотечной деятельности, разработка новшеств в организации библиотечных уроков, создание благоприятной инновационной среды в школьном информационно-библиотечном центре, преодоление стереотипов профессиональной деятельности:

«Эффективные инструменты привлечения читательской аудитории в библиотеку». Онлайн и офлайн формы и методы привлечения читателей.

«Лучшая библиотечная идея». Как воспитать творческого читателя.

Итоги Конкурса для обучающихся будут подведены по возрастным категориям:1-4 класс; 5-8 класс; 9-11 класс.

Победители и призёры Конкурса получают дипломы и памятные подарки, их работы будут опубликованы на портале НООС, в сообществе школьных библиотекарей.

Все участники Конкурса получают сертификат участника.

24 августа школьные библиотекари, педагоги-библиотекари, методисты и учителя различных предметов стали участниками методической сессии «Школьные информационно- библиотечные центры в условиях реализации стратегии цифровой трансформации образования Новосибирской области», состоявшейся в рамках XXII съезда работников образования Новосибирской области.

В сессии приняла участие Пантюхова Т. , методист Информационного центра РАО «Библиотека им. Ушинского К. » (г. Москва). Она рассказала о перспективах деятельности школьных библиотек, в частности, об итогах реализации стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации, которые были подведены на первом заседании Межведомственного совета по развитию библиотечного дела в 2022 году. Татьяна Владимировна коснулась вопросов Единой системы статистического мониторинга для библиотек всех ведомств, профессиональному взаимодействию школьных и детских библиотек сферы культуры по работе с детьми. Кроме того, она остановилась подробно на вопросе комплектования школьных библиотек, в том числе цифровыми ресурсами, предоставления доступа к библиотечным системам, базам и электронным библиотекам, аттестационным требованиям для школьных библиотек.

В ходе сессии состоялась презентация опыта по формированию читательских компетенций школьников на уроках внеклассного чтения, который представила Крук Н. , педагог-библиотекарь гимназии № 1 г. Новосибирска. Наталья Валерьевна отметила, что формирование читательской грамотности – одна из основных задач школьной библиотеки. В своем выступлении педагог-библиотекарь подчеркнула, что это особенно актуально в ходе реализации обновленного ФГОС в части овладения универсальными учебными регулятивными действиями самоорганизации, самоконтроля и эмоционального интеллекта. Наталья Валерьевна Крук выступила на сессии и в качестве эксперта от родительской общественности – как мама дочери-восьмиклассницы – в поддержку той деятельности, которую проводит школьный информационно-библиотечный центр гимназии в направлении развития читательской грамотности и приобщения детей к чтению.

Систему работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся средствами школьного информационно-библиотечного центра раскрыла педагог-библиотекарь СОШ №1 г. Барабинска Юлия Васильевна Леонтьева. «Реализуя данную модель, школьная библиотека стала инфраструктурной основой образовательной и воспитательной деятельности школы», – отмечает Юлия Васильевна. При организации краеведческой деятельности ШИБЦ активно взаимодействует с отделом архивной службы администрации Барабинского района.

Актуальным было и выступление Маргариты Анатольевны Рожновой, педагога-библиотекаря СОШ №13 г. Бердска. Маргарита Анатольевна осветила вопрос возможностей библиотеки цифрового образовательного контента на платформе ФГИС «Моя школа», внедрение которой начнется в образовательных организациях с 1 сентября 2022 года. Данная школа является участником эксперимента по тестированию платформы. Педагог-библиотекарь отметила ее удобный интерфейс, верифицированность контента, вход через портал госуслуг.

На сессии также были представлены выступления Дарьи Андреевны Ковыршиной, регионального представителя компании ЯКласс в Сибири; Натальи Юрьевны Насимовой, регионального директора АО «Издательство «Просвещение»; Дмитрия Витальевича Черненко, ведущего методиста Группы Компаний «Просвещение». Коллеги познакомили участников сессии с обеспечением учебниками и учебной литературой образовательных организаций Новосибирской области в 2022 году, представили средства обучения, которые созданы издательством ГК «Просвещение» и могут быть использованы при реализации обновленных ФГОС, познакомили с цифровым образовательным контентом платформы ЯКласс.

Модераторы сессии Неля Андреевна Ким, начальник управления цифрового образования НИПКиПРО, методисты управления Валентина Ильинична Вержанская и Валентина Викторовна Хрущева подчеркнули, что школьные библиотекари Новосибирской области профессионально и уверенно осуществляют разнообразную деятельность в направлении трансформации школьных библиотек в школьные информационно-библиотечные центры, в решении задач привлечения детей к чтению и развития читательской грамотности, а также построения цифровой образовательной среды.

План работы библиотеки муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сергеевская средняя общеобразовательная школа»

Педагог – библиотекарь:

Кольчурина Елена Владимировна

Настоящий план работы составлен на основе статей следующих документов: Закона « Об образовании», Закона «О библиотечном деле», «Положении о библиотеке ОУ».

Библиотека образовательного учреждения должна стать культурным, информационным, просветительским и воспитательным центром образовательной среды школы.

Основные цели библиотеки:

Воспитание гражданского самосознания, раскрытие духовно-творческого потенциала детей в процессе работы с книгой;

Поддержка чтения и читательской культуры обучающихся;

Приобщение учеников к чтению;

Привлечение новых читателей в библиотеку;

Основные задачи библиотеки:

Обеспечение информационно-документальной поддержки учебно-воспитательного процесса и самообразования обучающихся и педагогов;

Формирование у школьников информационной культуры и культуры чтения;

Развивать мотивацию к чтению, уважение к книге;

Усилить внимание на пропаганду литературы по воспитанию нравственности, культуры поведения, самореализации личности у обучающихся;

Повышение качества информационно-библиотечных и библиографических услуг;

Способствовать: формированию чувства патриотизма, гражданственности, любви к природе; комплексному обеспечению здорового образа жизни.

Основные функции библиотеки:

Информационная – библиотека предоставляет возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.

Культурная – библиотека организовывает мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию обучащихся.

Воспитательная – библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе;

Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы

Сервисная – библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечноинформационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечноинформационных ресурсов, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.

Просветительская- библиотека приобщает обучающихся к сокровищам мировой и отечественной культуры

Формирование фонда библиотеки

№IСодержание работыСрок исполненияРабота с фондом учебной литературы 1. Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся учебниками и учебными пособиями на 2021/2022 учебный год. Сентябрь-октябрь

Приём и выдача учебников учащимся. Обеспечить выдачу учебников в полном объёме согласно учебным программам. Май-июнь Август-сентябрь 3. Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы: Работа с библиографическими изданиями (прайс- листы, тематические планы издательств, перечни учебников и пособий, рекомендованные Министерством образования) Составление совместно с председателями МО бланка заказа на учебники с учётом их требований на 2021/2022 учебный год Формирование общешкольного бланка заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний курирующих заместителей директора школы и руководителей методических объединений. Согласование и утверждение бланка-заказа на 2021/2022 год  администрацией школы, его передача районному методисту Осуществление контроля над выполнением сделанного заказа. Приём и обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в КСУ, штемпелевание,ДекабрьДекабрьФевральФевральВ течение годаВ течение года 4. Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с проверкой учебников) 1 раз в четверть 5. Списание учебного фонда с учетом ветхости  и смены учебных программ В течение года 6. Изучение и анализ использования учебного фонда В течение года 7. Расстановка новых изданий в фонде. Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в централизованную бухгалтерию В течение года 8. Ведение тетради выдачи учебников Май, сентябрь№Работа с фондом художественной литературыСрок исполнения 1 Изучение состава фонда и анализ его использования Декабрь 2. Своевременный прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений В течение года 3. Учет библиотечного фонда По графику инвентаризации материального отдела 4. Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации По мере комплектования 5. Создание и ведение электронного каталога поступающей литературы Постоянно 6. Работа с фондом: оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей,  разделителей с портретами детских писателей, индексов), эстетика оформления соблюдение  правильной  расстановки фонда на стеллажах проверка правильности расстановки фонда 1 раз в годобеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации Постоянно в течение года  7. Работа по сохранности фонда: организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном  порядке организация работ по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива и ГПД составление списков должников 2 раза в учеб. году  обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда. Раз в месяц устраивать  санитарный день систематический  контроль   за  своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий. списание ветхой художественной литературы и литературы по моральному износу обеспечение работы читального залаорганизация обслуживания по МБА (получение литературы во временное пользование из других библиотек)В течение года1 раз в четвертьДекабрь, майПостоянно в течение годаВ течение годаВ течение года В течение года По мере необходимости

№Комплектование фонда периодики 1. Комплектование фонда периодикой в соответствии с образовательной программой школы. Оформление подписки на 1 полугодие 2020 года. Контроль доставки. Ноябрь 2. Оформление подписки на 2 полугодие 2020 года Контроль доставки Май

III. Справочно-библиографическая работа

№Содержание работСрок исполнения 2. Вести тетрадь учёта библиографических справок Постоянно 3. Проведение библиотечно-библиографических занятий для учащихся начальной и средней школы с применением новых информационных технологий См. темы занятий в разделе «Библиотечно-библиографические и информационные знания – учащимся» В течение года 4. Составлять рекомендательные списки литературы, планы чтения  по заявкам учителей и обучающихся к классным часам, юбилейным детям и праздникам. По заявкам 5. Выполнение тематических, фактических и информационных справок. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя как одного из условий саморазвития достоинства личности. В течение года 8 Составление памяток: 9. Составление буклетов: Памятка читателю «Я книга, Я товарищ твой». «Семью сплотить сумеет мудрость книг» В течение года

Работа с читателями

№Содержание работСрок исполненияI. Индивидуальная работа 1. Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала, родителей. Постоянно 2. Обслуживание читателей в читальном зале: учителей, учащихся. Постоянно 3. Рекомендательные беседы при выдаче книг Постоянно 4. Беседы о прочитанном Постоянно 5. Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналах, поступивших в библиотеку. По мере поступления 6. Изучение и анализ читательских формуляров В течение годаII. Работа с педагогическим коллективом 1. Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах. По мере поступления 2. Оказание методической помощи к Уроку Август 3. Поиск литературы и периодических изданий по заданной тематике. Подбор материалов к предметным неделям для подготовки школьных газет По требованию МО и педагоговIII. Работа с учащимися 1. Обслуживание учащихся согласно расписанию работы библиотеки Постоянно 2. Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщать классным руководителям) 1 раз в четверть 3. Проводить беседы с вновь записавшимися читателями о культуре чтения книг. Объяснить об ответственности за причинённый ущерб книге или учебнику. Постоянно 4. Рекомендовать художественную литературу и периодические издания согласно возрастным категориям каждого читателя. Постоянно

Ознакомление школьников с мультимедиа ресурсами, имеющимися в фондах школьных библиотек В течение годаIY. Библиотечно-библиографические и информационные знания – учащимся Темы:Организовать экскурсию в школьную библиотеку учащихся 1-х классов на тему «Книги очень хороши, мы читаем от души». Знакомство с библиотекой, торжественное вручение подарков. Запись в библиотеку. «Структура книги как инструмент информационной деятельности. » – 2 класс. История книги «Книга и библиотека». – 5, 6 классы. Мультимедийная презентация с викториной. Твои первые энциклопедии, словари, справочники: обзор. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, указатели – 3-4 классыКонкурсно – игровая программа «Что мы знаем о книге» – 2-е и 3-е классыДекабрьОктябрьНоябрьДекабрьМартY. Массовая работа Выставочная деятельность. Цель: Раскрытие фонда, пропаганда чтения. Вызвать интерес к предмету через литературу. Через книгу помочь учащимся в образовательном процессе. Плановые ежегодные выставки: «День Матери» «С Новым годом! С Рождеством!» «День Святого Валентина» «День Защитников Отечества» «Международный женский день» «Международный день детской книги»«День Победы» НоябрьДекабрьФевральФевральМартМарт – апрельМай2. Выставки в помощь учебному процессу: Выставки учебных изданий по предметным неделям Оформление стендов и уголков посвященных юбилею района По предметным неделямI четвертьII четвертьIII четверть3. Ежемесячные выставки к юбилейным датам русских писателей: 125 лет со дня рождения Евгения Львовича Шварца (1896– 1958), русского писателя, драматурга, киносценариста. 200 лет со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского (1821–1881), русского писателя. 220 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля (1801–1872), русского писателя, этнографа, лексикографа 200 лет со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова (1821–1878), русского поэта, прозаика, критика и издателя 120 лет со дня рождения Александра Александровича Фадеева, писателя (1901-1956) 140 лет со дня рождения Алексея Николаевича Толстого (1882 – 1945), русского писателя 140 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского, детского писателя (1882-1969) 120 лет со дня рождения русской писательницы Валентины Александровны Осеевой (1902-1969) 130 лет со дня рождения писателя Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968)21 октября11 ноября22 ноября10 декабря24 декабря10 января31 марта28 апреля31 мая4. Нравственное воспитание – «Улыбка матери» – тематический вечер. – Фото спринт «Один день из жизни школы» – «Доброта и милосердие» – «Счастье – это просто»I четвертьII четвертьIII четвертьIV четверть

Экологическое воспитание – Поздравление с днем работников леса. – День озера Байкал – Экологический конкурс (к Всемирному дню защиты животных) «Жили-были рыбы, птицы, звери» – Акция добрых дел (посадка цветов для цветника) «Цветами улыбается Земля» – «Вода России» – классный час. I четвертьII четвертьIII четвертьIV четверть7. Патриотическое воспитание: – День «Белых журавлей» в честь солдат, павших на полях сражений-Литературная печа – куча «Знаменитые люди» – Звездопад поэтический «Ловья говк» -«Участие в акции Бессмертный полк ««Помним. Славим. Гордимся»». I четвертьII четвертьIII четвертьIV четверть8. Цикл мероприятий к знаменательным и памятным датам Флэшмоб « 29. 22», посвященный дню матери Ноябрь Международный женский день. Акция на улицах поселка «Подари радость» Март 9 мая – День Победы. Подбор песен и стихов. Библиотечный квилт. Май9. Неделя детской книги 1 день – Своя игра по сказкам2 день – Книжные жмурки3 день – Литературный дилижанс4 день – Поле чудес5 день – Подведение итогов Апрель

№ Содержание работ Срок выполнения 1. Участие в районных совещаниях, проводимых управлением образования района. В течение года 2. Чтение профессиональных периодических изданий. Постоянно 3. Участие в ШМО, в проблемных группах, творческий объединениях. В течение года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *