Профессиональные компетенции (hardskills) в сфере цифрового развития — группа компетенций, связанных с функциональным использованием методов и инструментов управления процессами, проектами, продуктами цифровой трансформации и регулярным решением сложных профессиональных задач в цифровой среде.
В модели компетенций выделены шесть ключевых профессиональных компетенций. Как и для личностных компетенций, профессиональным компетенциям присвоен шифр, дано определение и описание знаний, умений и навыков. Важно отметить, что при разработке инструментов оценки профессиональных компетенций для каждой отдельной роли в команде цифровой трансформации будут определены уровни проявления профессиональных компетенций по таким параметрам, как минимально необходимый уровень для успешного выполнения определенных функций и задач в команде цифровой трансформации и целевой уровень (уровень высокопрофессионального специалиста). Подчеркнем, что при описании профессиональных компетенций в модели будут применены общие характеристики, которые будут проявляться на разном уровне у разных ролей (что будет отражено в соответствующем профиле роли).
Профессиональные компетенции (hard skills) в сфере цифрового развития
Управление цифровым развитием — применение методов и инструментов стратегического, тактического и оперативного управления внедрением и развитием цифровых технологий, услуг, инфраструктуры.
Основы и концептуальные положения цифровой экономики:
Особенности четвертой промышленной революции:
Целевые ориентиры технологического развития России:
Введение в цифровую экономику:
Механизмы, регулирование и оценка цифровой зрелости:
Цифровые платформы и их роль в современной экономике и развитии госуправления:
- Понятие «цифровая платформа».
- Классификация цифровых платформ.
- Типизация цифровых платформ.
- Риски и угрозы, связанные с цифровыми платформами.
- Теории государственных цифровых платформ.
- Эволюция платформ.
- Понятие «государственная цифровая платформа».
- Ключевые особенности государственных цифровых платформ. Сравнение государственных и частных цифровых платформ.
- Применение платформенного подхода в государственном управлении.
- Принципы построения процессов на платформе.
- Сервисное государство: приоритетные суперсервисы.
Регулирование цифровой экономики в России:
- Инструменты регулирования цифровой экономики.
- Процедуры и механизмы принятия регуляторных решений.
- Меры по формированию системы регулирования цифровой экономики.
- Эффективность механизмов, созданных в рамках национальной программы «Цифровая экономика».
- Федеральный закон о «цифровых песочницах».
- Определение понятия «цифровая зрелость».
- Модели оценки цифровой зрелости.
- Методология оценки уровня цифровой зрелости организации.
- Методика расчета показателя «достижение цифровой зрелости» национальной цели «цифровая трансформация».
- Матрица оценки цифровой зрелости государственных и муниципальных услуг.
Стратегическое управление цифровым развитием:
Целевая модель цифрового развития организации:
- Текущее состояние и перспективы цифровой трансформации и цифрового развития.
- Целевое видение, цели и ключевые показатели эффективности цифровой трансформации и цифрового развития организации.
Планирование стратегии цифрового развития:
- Инициативы и дорожная карта цифровой трансформации и цифрового развития.
- Кадры, компетенции и культура для цифровой трансформации и цифрового развития.
Система управления достижением стратегических целей:
- Модель управления цифровой трансформацией.
- Модель финансирования реализации стратегии цифровой трансформации и цифрового развития.
Развитие организационной культуры (в условиях цифровой трансформации) – применение технологий формирования, управления, изменения функциональных процессов и системы цифровых ценностей, норм и правил поведения персонала, нацеленных на повышение результативности организации.
Инструменты и методы формирования и поддержания организационной культуры:
Основы теории организационной культуры:
- Понятие и свойства организационной культуры.
- Значимость организационной культуры и области ее влияния. Основные элементы организационной культуры.
- Факторы, влияющие на формирование организационной культуры.
- Типология организационных структур.
- Практическая значимость типологий организационной культуры. Показатели организационной культуры.
Принципы и этапы формирования организационной культуры:
- Принципы формирования организационной культуры.
- Этапы формирования организационной культуры.
- Роль лидера в формировании организационной культуры.
- Основные мероприятия по формированию организационной культуры.
- Подходы и технологии формирования корпоративной культуры.
Условия поддержания организационной культуры:
- Принципы управления развитием организационной культуры.
- Сущность и этапы процесса управления развитием организационной культурой.
- Методы поддержки корпоративной культуры.
- Трансляция стандартов корпоративной культуры и формирования приверженности.
- Корпоративный кодекс: этапы разработки, структура.
- Основные методы изучения организационной культуры.
Механизмы управления организационными изменениями:
Принципы и алгоритмы управления организационными изменениями
- Определение понятия «управление изменениями».
- Матрица признаков изменений по Д. Тапскотту.
- Принципы и общий алгоритм управления изменениями.
- Трансформационное лидерство: алгоритмы.
Модели управления организационными изменениями
- Подход Дж. Коттера и К. Фрайлингера/И. Фишера.
- Подход К. Левина.
- Модель управления изменениями ADKAR.
- Подход «Треугольник изменений».
- Модель органичного процесса изменений.
Методы работы с сопротивлением:
- Реакция человека на изменение.
- Типовые причины сопротивления изменениям.
- Формы проявления сопротивления.
- Модель SCARF.
- Интеллект-карта неприятия перемен.
- Методы работы с сопротивлением изменениям.
- Работа с разноуровневыми изменениями.
- Правила преодоления сопротивления.
- Эмпирические законы практики изменений.
ADKAR (англ. awareness, desire, knowledge, ability, reinforcement — осведомленность, желание, знание, умение, укрепление) — модель управления изменениями, основанная на концепции последовательного прохождения пяти ключевых этапов изменений от осведомленности о необходимости изменений до укрепления реализованных изменений.
Технологии управления кадровой политикой цифрового развития:
Организационные структуры управления цифровой трансформацией:
- Функции подразделения организации, ответственного за цифровую трансформацию.
- Типовые сложности организации работы подразделений, ответственных за цифровую трансформацию.
- Команды цифровых проектов: практики формирования.
- Команды цифровых проектов: сложности формирования и их решение.
- Ключевые роли в команде цифрового проекта в системе государственного управления.
Цифровые команды: компетенции и модели формирования:
- Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления.
- Инструменты оценки компетенций.
- Принципы работы команды.
- Жизненный цикл команды.
- Основные принципы взаимодействия в команде.
- Командная хартия.
- Модель командообразования по Р. М. Белбину.
- Модель взаимодополняющей команды по И. Адизесу (PAEI).
Принципы и алгоритмы практик регулярного менеджмента:
- Инструменты управленческого планирования: принцип Парето, метод АБВГД, матрица приоритетов Эйзенхауэра, правило 6П.
- Постановка задач, делегирование и контроль: этапы, уровни и правила.
- Обратная связь: цели, виды, форматы, методы.
- Проведение совещаний: общие подходы и эффективность.
- Кадровые решения.
- Оценка работников: уровни, цели, задачи и принципы.
- Развитие карьеры сотрудников.
- Мотивация и стимулирование персонала.
Инструменты управления — это совокупность моделей и методов, используемых для решения задач управления процессами, проектами, продуктами и их информационного, организационного и методического обеспечения.
Методы и инструменты процессного подхода:
Основы процессного управления:
- Процесс: определение, признаки, компоненты.
- Иерархия и взаимодействие процессов, типы процессов.
- Жизненный цикл процесса.
- Стандарты ISO серий 9000 и 10000.
- Модели процессов и нотации описания.
- Методология описания процессов BPMN (модель и нотация для моделирования исполняемых процессов).
Процессный подход в управлении организацией:
- Принципы процессного подхода.
- Управление процессом на основе цикла Деминга — Шухарта.
- Процессный подход в деятельности организации.
- Внедрение процессного подхода как проект.
- Функциональная модель управления и процессных подходов.
- Ролевая модель управления процессами.
- Процессный офис.
Порядок и инструменты проведения реинжиниринга и оптимизации процессов:
- Классификация процессных показателей.
- Виды потерь в процессах.
- Анализ эффективности процессов.
- Ключевые шаги по оптимизации процесса.
- Цикл DMAIC и инструменты оптимизации.
- Реинжиниринг процессов: цели, задачи, принципы, этапы.
- Технологии постоянного совершенствования.
Методы и инструменты продуктового подхода:
Основы продуктового подхода:
- Продукт и продуктовый подход.
- Продуктовая стратегия.
- Развитие потребителей.
- Методы исследования потребителей.
- Ценностное предложение.
- Создание клиентского пути.
- Постановка и проверка продуктовых гипотез.
- Продуктовые метрики.
- Организация продуктовых команд.
- Типы продуктовых команд.
- Развитие продуктовых команд в организации.
- Типовые структуры продуктовых команд.
- Роли продуктовых команд.
- Признаки успешных продуктовых команд.
Методологии и этапы разработки продукта:
- Методологии разработки продукта.
- Agile-методология разработки продукта, фреймворки Scram и Kanban.
- Этапы разработки продукта.
- Минимально жизнеспособный продукт.
- Интеграция процессов разработки и сопровождения (DevOps).
- Принципы планирования разработки продуктов.
- Управление качеством ИТ-продукта.
Методы и инструменты проектного подхода:
Основы проектного управления:
- Ключевые понятия.
- Стандарты, методологии, своды знаний по управлению проектной деятельностью.
- История развития и нормативное регулирование проектной деятельности в Российской Федерации.
- Система управления проектной деятельностью на уровне организации.
- Система управления проектной деятельностью в органах власти Российской Федерации.
- Жизненные циклы проектов.
- Управление портфелем проектов и программ.
- Автоматизация проектной деятельности.
Ролевая модель управления проектом:
- Типы организационных структур и модели управления проектами.
- Проектная команда: организационная структура, ключевые роли и их функции.
- Роль руководителя проекта в достижении целей проекта.
- Набор, развитие и управление проектной командой.
- Компетенции участников проектной деятельности.
Методы и инструменты управления проектом:
- Процессы управления проектом.
- Управление интеграцией проекта.
- Управление заинтересованными сторонами.
- Управление содержанием проекта.
- Управление ресурсами проекта.
- Управление сроками проекта.
- Управление финансами проекта.
- Управление рисками и возможностями проекта.
- Управление качеством в проекте.
- Управление закупками и поставками проекта.
- Управление коммуникациями в проекте.
Управление и использование данных — применение методов и технологий разработки, выполнения и контроля выполнения политик, программ и практик предоставления, проверки, защиты и повышения ценности данных и информационных активов на протяжении всего их жизненного цикла.
Управление данными: архитектура и моделирование:
- Цели организации по управлению данными.
- Принципы управления данными.
- Проблемы управления данными.
- Ценность данных.
- Качество данных.
- Жизненный цикл данных.
- Стратегия управления данными.
- DAMA-DMBOK2 — фреймворк управления данными.
- Понятие и цели архитектуры данных.
- Ценности архитектуры данных.
- Корпоративная архитектура данных.
- Национальная система управления данными.
Моделирование и проектирование данных:
- Определение моделирования данных.
- Виды моделируемых данных.
- Концептуальные, логические и физические схемы.
- Схемы представления данных при моделировании.
- Свойства данных.
- Процесс моделирования данных.
- Методики моделирования данных.
- Универсальное моделирование данных.
- Семантическое моделирование данных.
- Инструменты работы с данными.
Обеспечение хранения, безопасности и этичного обращения с данными:
- База данных: понятие, назначение.
- Классификации баз данных: по модели данных, по степени распределенности.
- Средства хранения данных.
- Среды баз данных.
- Общие процессы обработки данных в базах данных.
- Функции и компоненты систем управления базами данных.
- Подходы к обработке данных: ACID и BASE; теорема CAP.
- Жизненный цикл базы данных.
- Интеграция и интероперабельность данных: инструменты и руководство.
- Ключевые понятия.
- Факторы обеспечения информационной безопасности.
- Политика безопасности: актуальная документация.
- Риски информационной безопасности.
- Защита конфиденциальной информации.
Этика обращения с данными:
- Цели организации по этике данных.
- Принципы защиты данных в рамках этических вопросов.
- Неэтичное обращение с данными и риски.
- Формирование культуры этичного обращения с данными.
ACID (англ. atomicity, consistency, isolation, durability — неделимость, согласованность, изолированность, устойчивость) – подход к обработке данных, в основе которого лежит использование четырех обязательных требований, их соблюдение обеспечивает надежное выполнение транзакций в системе управления базами данных.
BASE (англ. basic availability, soft state, eventual consistency — базовая доступность, гибкое состояние, отложенное состояние) — подход к обработке больших данных, гарантирующий сохранение некоторого уровня доступности данных даже при сбое в работе части узлов, пребывание данных в состоянии постоянного изменения, их согласованность по всем узлам и во всех базах системы без гарантии непротиворечивости данных для всех транзакций и в любой момент времени.
Теорема CAP (англ. consistency, availability, partition tolerance — согласованность, доступность, устойчивость к разделению) — подход к обработке данных, основанный на поиске компромиссных решений, позволяющих сбалансировать в распределенных системах такие свойства данных, как согласованность, доступность, устойчивость к разделению.
Управление большими данными и качеством данных:
Ключевые понятия управления большими данными:
- Понятие больших данных.
- Наука о данных (data science).
- Большие данные.
- Компоненты архитектуры больших данных.
- Источники больших данных.
- Озера данных.
Техники и методы анализа больших данных:
- Машинное обучение.
- Анализ настроений.
- Интеллектуальный анализ данных и текстов.
- Предиктивная аналитика.
- Предписывающая аналитика.
- Методы анализа неструктурированных данных.
- Операционная аналитика.
- Визуализация данных.
- Объединение данных.
Управление качеством данных
- Основные понятия.
- Принципы управления качеством данных.
- Условия управления качеством основных данных.
- Измерение качества данных.
- Роль метаданных в обеспечении качества данных.
- Структура управления качеством основных данных.
- Базовые стандарты, регламентирующие управление качеством данных.
- Инструменты управления качеством данных.
- Методология оценки и повышения качества данных.
Применение цифровых технологий — использование технологий, работающих с дискретными сигналами, ускоряющих технологическое развитие и обеспечивающих конкурентоспособность разрабатываемых продуктов, и цифровых решений.
Цифровые технологии в бизнес-процессах систем:
Нейротехнологии и искусственный интеллект:
- Понятие «искусственный интеллект».
- Понятие «нейротехнологии».
- Компьютерное зрение.
- Обработка естественного языка.
- Распознавание и синтез речи.
- Рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений.
- Перспективные методы и технологии в сфере искусственного интеллекта.
- Нейропротезирование.
- Нейроинтерфейсы, нейростимуляция и нейросенсинг.
Системы распределенного реестра:
- Понятие «технология распределенного реестра».
- Технологии обеспечения целостности и непротиворечивости данных.
- Технологии создания и исполнения децентрализованных приложений и смарт-контрактов.
- Понятие «квантовые технологии».
- Квантовые вычисления.
- Квантовые коммуникации.
- Квантовые сенсоры и метрология.
Новые цифровые технологии, формирующие новую инфраструктуру
Компоненты робототехники и сенсорики:
- Понятия «компоненты робототехники» и «сенсорика».
- Сенсоры и цифровые компоненты РТК (робото-технического комплекса) для человеко-машинного взаимодействия.
- Технологии сенсорно-моторной координации и пространственного позиционирования.
- Сенсоры и обработка сенсорной информации.
Технологии беспроводной связи:
- Понятие и типы технологий беспроводной связи.
- WAN (Wide Area Network).
- LPWAN (Low-power Wide-area Network).
- WLAN (Wireless Local Area Network).
- PAN (Personal Area Network).
Технологии виртуальной и дополненной реальности:
- Понятия «технология виртуальной реальности» (virtual reality, VR), «технология дополненной реальности» (augmented reality, AR).
- Интерфейсы обратной связи и сенсоры для VR/AR.
- Платформенные решения для пользователей.
- Технологии графического вывода.
- Технологии захвата движений в VR/AR и фотограмметрии.
- Средства разработки VR/AR-контента и технологии совершенствования пользовательского опыта (UX) со стороны разработчика.
WAN (англ. wide area network — глобальная сеть) — сеть передачи данных, развернутая в обширном географическом пространстве.
LPWAN (англ. low-power wide-area network — энергоэффективная сеть дальнего радиуса действия) — тип беспроводных сетей, разработанный для передачи данных телеметрии различных устройств, сенсоров, датчиков и приборов учета на дальние расстояния.
WLAN (англ. wireless local area network — беспроводная локальная сеть) — технология для беспроводной передачи данных, используемая в качестве альтернативы или дополнения обычных проводных локальных сетей на определенной территории.
PAN (англ. personal area network — персональная сеть) — компьютерная сеть, которая соединяет компьютеры/устройства в пределах досягаемости для отдельного человека.
Цифровые технологии проектирования и моделирования:
- Понятие «новые производственные технологии».
- Цифровое проектирование и математическое моделирование.
- Управление жизненным циклом изделия или продукции (Smart Design).
- Технологии «умного» производства (Smart Manufacturing).
Технология информационного моделирования:
- Понятие «технология информационного моделирования» (Building Information Modeling, BIM).
- Программное обеспечение BIM: непроприетарные или Open Source BIM стандарты.
Открытое программное обеспечение:
- Понятие «открытый исходный код» (Open Source).
- Модель открытого программного обеспечения в сравнении с проприетарными продуктами.
- Преимущества и недостатки использования программного обеспечения с открытым исходным кодом.
Развитие ИТ-инфраструктуры — применение методов и инструментов, направленных на развитие совокупности информационных центров, подсистем, банков данных и знаний, систем связи, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации организации.
ИТ-инфраструктура и архитектура организации: компоненты, процессы разработки, методики описания:
Общая характеристика ИТ-инфраструктуры организации
- Ключевые термины и понятия.
- Компоненты ИТ-инфраструктуры, модели зрелости.
- Структура и уровни архитектуры организации.
- Области применения архитектурного подхода.
- Взаимосвязь стратегии и архитектуры организации.
- Бизнес-архитектура организации.
- ИТ-архитектура организации: компоненты.
- Информационная архитектура (Enterprise Information Architecture, EIA).
- Архитектура прикладных решений.
- Подход к определению уровня критичности систем.
- Техническая архитектура организации (Enterprise Technical Architecture, ETA).
Процесс разработки архитектуры организации:
- Подходы к процессу построения архитектуры организации.
- Оценка эффективности архитектуры организации.
- Модель планирования архитектуры организации (С. Спивак).
- Схема архитектурного процесса.
- Универсальные архитектурные документы.
- Принципы построения архитектуры организации.
Современные методики описания архитектуры организации:
- Модель Закмана.
- Модель Gartner.
- Архитектурный фреймворк TOGAF.
- Модель «4+1» представления архитектуры.
- Стратегическая модель архитектуры SAM (Strategic Architecture Model).
- Архитектурные концепции и методики Microsoft.
TOGAF (англ. The Open Group architecture framework — архитектурный фреймворк некоммерческого объединения The Open Group) — методология, библиотечный метод описания, подход (framework) для описания архитектуры организации, который предлагает подход для проектирования, планирования, внедрения ИТ-архитектуры организации и управления ею.
Концепции и системы управления ИТ-инфраструктурой организации:
Концептуальные и методологические основы управления ИТ-инфраструктурой:
- Концепция управления ITSM (Information Technology Service Management).
- Библиотека ИТ-инфраструктуры ITIL (Information Technology Infrastructure Library).
- Управление бизнес-сервисами (Business Service Management, BSM).
- Методология управления ИТ COBIT: структура и составляющие, обзор, система принципов, цели и элементы системы корпоративного управления.
- Выгоды использования подходов и принципов ITIL и COBIT.
- Системный подход к управлению ИТ-инфраструктурой.
- Концепция «360» — новый взгляд на управление ИТ-инфраструктурой.
- Требования к средствам управления ИТ-инфраструктурой.
- Продукты BMC Software для управления ИТ-инфраструктурой.
- Программное обеспечение HPE OpenView для управления ИТ-инфраструктурой.
- Управление ИТ-инфраструктурой на базе семейства продуктов Microsoft System Center.
Организация технического обслуживания и эксплуатация информационных систем:
- Значение технического обслуживания.
- Гарантийные обязательства: особенности.
- Программы технического обслуживания.
- Схемы технического обслуживания.
ITSM (англ. IT service management — управление услугами информационных технологий) — концепция управления ИТ как набором услуг, которая фокусируется на управлении ИТ-инфраструктурой, бизнес-компонентами, приложениями и связанными процессами.
ITIL (англ. IT infrastructure library — библиотека ИТ-инфраструктуры) — библиотека лучших практик для управления ИТ-услугами, улучшения ИТ-поддержки и повышения уровня обслуживания. Одной из главных целей ITIL является обеспечение соответствия ИТ-услуг бизнес-целям даже в случае изменения последних.
Средства и методы информационной и кибербезопасности:
Цели и задачи защиты информации, типы и источники угроз:
- Систематизация понятий в области информационной безопасности.
- Основные принципы защиты информации в информационных системах.
- Основные проблемы защиты данных в информационных системах.
- Цели и методы информационной безопасности.
- Уровни формирования информационной безопасности.
- Роль информационной безопасности в современном мире.
- Виды угроз информационной безопасности.
- Модель нарушителя информационной безопасности.
Инструменты и методы управления кибербезопасностью:
- Понятие «кибербезопасность». Виды киберугроз.
- Критическая информационная инфраструктура.
- Гибридные угрозы.
- Методы киберустойчивости.
- Использование корпоративных компьютеров в личных целях.
- Политика кибербезопасности организации.
- Искусственный интеллект и машинное обучение в сфере кибербезопасности.
- Ключевые тренды в сфере кибербезопасности.
Системы управления информационной безопасностью:
- Преимущества построения системы управления информационной безопасностью.
- Ключевые положения ISO/IEC 27001:2013.
- Классы безопасности информационных систем.
- Управление информационной безопасностью в организации.
- Комплексные системы обеспечения информационной безопасности.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть “осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности” (словарь В. Даля). В психологическом словаре профессиональная педагогическая компетентность определяется, как “владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания”.
В соответствии с современными тенденциями образования к педагогическим компетентностям относят следующие:
· Самостоятельно учиться;
· Повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;
· Быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
· Принимать решения и нести за них ответственность;
· Адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
· Нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.
Первыми шагами в формировании компетентностей, по мнению специалистов, являются обучение “жизненным навыкам” (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и “надпредметным умениям” (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; писать тексты и выступать; осуществлять деловую коммуникацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения
Формирование перечисленных компетентностей происходит на теоретическом уровне, но основная их часть формируется на практике.
Проблема совершенствования подготовки кадров для школы обусловлена экономическими и социокультурными изменениями в российском обществе. На современном этапе развития России образование, в его неразрывной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства.
Основные принципы образовательной политики в России, определенные в Законе РФ «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», раскрыты в Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года и Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы. Их развивает Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего педагогов. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества ,т. реализовывать ключевые компетенции ? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Проблема определения профессиональной компетентности и ее соотношения с понятием компетенции с недавних пор стала предметом обсуждений в научной педагогической среде и среди педагогов-практиков. Попробуем разобраться в этом вопросе.
В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериями и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией. Понятие «компетенция» впервые стало употребляться в США в 60-е годы в контексте деятельностного образования, целью которого было готовить специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда. Компетентность, таким образом, может рассматриваться как личностная категория; компетенции же – как «анатомия» компетентности. Компетентностного специалиста (и учителя в том числе) с позиций современного подхода к организации трудовой деятельности должно отличать критическое мышление, т. способность среди множества решений выбрать оптимальное, умение работать с информацией, блоком прогностических и аналитических умений для успешного решения профессиональных задач «здесь и сейчас».
Давайте рассмотрим несколько определений понятия профессиональной компетентности учителя (на демонстрационной доске вывешены несколько определений, ведущий зачитывает их, не давая никаких оценочных суждений):
- Компетентность- это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л.М.)
- Компетентным считается такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяются также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств – с другой стороны. (Маркова А.К.)
- Компетентность- это способность работника качественно и безошибочно выполнить свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменившимся условиям. (Веснин В.Р.)
- Компетентность- это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (Адольф В.А.)
Компетентность- это совокупность профессионально-педагогических комптенций. (Соловова Е. ) Заметив выше, что компетенция – это своего рода «анатомия» компетентности, логично будет далее рассмотреть вопрос о сущности компетенции. Выделяют следующие профессионально-педагогические компетенции:
- Социально-психологическиая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.
- Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
- Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.
- Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
- Управленческая компетенция, т.е. владение умениями провоить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
- Рефлексивная компетенция,т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.
- Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.
- Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.
- Креативная компетенция,т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
В настоящее время существуют самые различные диагностические методики, которые в той или иной степени используются для решения актуальнейшей проблемы оценки профессионализма учителя и уровня его профессиональной компетентности. С одной стороны, учителя не загонишь в формулу «знания-умения-навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и неоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой. С другой стороны, в работе учителя накапливается «досье успехов», в котором отражается «все радостное, интересное о достойное из того, что происходит в жизни учителя». Диагностика – это особый вид познания, так как «диагноз» в переводе с греческого означает «распознание, определение». Понятия анализ, самоанализ, изучение личности в последнее время все чаще стали заменяться единым термином – диагностика. Педагогическая диагностика до недавнего времени сводилась к фиксации некоторых показателей обучаемости, обученности и воспитанности, т. диагностика сводилась к элементарной проблеме оценки каких-либо личностных признаков, а личность представлялась в виде среза. В условиях гуманизации и демократизации образования руководитель и учитель, учитель и ученик изменяются. Взаимодействуют и вместе участвуют в обновлении школьной жизни. При этом их сотрудничество более осмысленным и эффективным делает педагогическая диагностика, насыщенная методиками, взятыми из психодиагностики, при условии широкого использования социометрических и социологических методик и математической обработки полученных материалов. При использовании субъективных методов в отличии от объективных , при которых труд учителя оценивается по показателям уровня обученности и воспитанности учеников, диагностика осуществляется на основе того, что думает, представляет и сообщает учитель сам о себе. Наступило время, когда при оценке любого учителя необходимо учитывать его собственную профессиональную самооценку. Главная задача диагностики успешности учителя состоит не в том, чтобы дать ему экспертную оценку из вне, а в том, чтобы стимулировать самого учителя к осмыслению и решению своих профессиональных проблем. Более того, нельзя забывать: успешный учитель всегда сориентирован на самоанализ и самодиагностику. Только от желания самого учителя зависит процесс его самопознания, самосовершенствования и самоактуализации. Учитель, который стремиться к познанию, реализации и преумножению своего профессионального потенциала, уже не сможет «отбывать» урок или функционировать на уроке. Он будет «проживать» каждый урок, создавая необходимый психологический комфорт и ситуацию успеха для учеников и для самого себя, получая при этом колоссальную удовлетворенность. Преподавание в данном случае будет носить уже не характер трансляции информации, а характер стимуляции и активизации познавательной деятельности учащихся. Труд учителя – это сложнейшая психическая реальность, которая представляет собой многомерное пространство, состоящее из трех взаимосвязанных пространств: – личности учителя, – педагогической деятельности, – педагогического общения. Эти три пространства объединены глобальной задачей развития личности ученика. Вместе с тем они не накладываются друг на друга, не повторяются, не дублируются, а вступают в сложные диалектические отношения, при этом каждое из них в процессе труда учителя выступает то предпосылкой, то средством, то результатом развития.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- Работа в методических объединениях, творческих группах;
- Исследовательская деятельность;
- Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- Различные формы педагогической поддержки;
- Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
- Трансляция собственного педагогического опыта;
- Использование ИКТ и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
- самоанализ и осознание необходимости;
- планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
- самопроявление, анализ, самокорректировка.
Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга (не контроля!), к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.
Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
В условиях перехода к информационному обществу повышаются требования к профессиональной подготовке учителя, в особенности к уровню его информационной компетентности. Информационная компетентность, как составная часть профессиональной компетентности учителя, определяет такие слагаемые его профессиональной деятельности, как:
- владение навыками работы с информацией, представленной в электронном виде;
- знание и умение использовать рациональные методы поиска и хранения информации в современных информационных массивах;
- умение представить информацию в Интернет;
- владение навыками организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий с использованием телекоммуникационных технологий;
- умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет-технологий;
- владение навыками использования телекоммуникационных технологий по конкретному предмету, с учетом его специфики.
Таким образом,информационная компетентность учителя понимается как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально – педагогической деятельно Рабочая карта для проведения процедуры самооценки
Инструкция. Используя в качестве опорного документа «Критерии оценки профессиональных компетенций учителя», обведите балл, соответствующий вашей самооценке.
Показатель самооценкиБаллПоказатель самооценки 1. Я отлично знаю содержание предмета, хорошо ориентируюсь в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого мною предмета10 9 8 7 6 5 4 3 2 1Я знаю содержание предмета, но практически не слежу за достижениями в области разработок новых подходов в его преподавании, не пользуюсь периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук: педагогики, психологии, методики 2. Я понимаю вклад каждого параметра познавательной деятельности в учебный успех ученика, знаю теорию познавательной деятельности. При обсуждении педагогических воздействий, анализе уроков, результативности образовательного процесса, активно использую эти понятия. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1Я имею затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика. Практически не могу самостоятельно проанализировать познавательную сферу ученика. Я умею дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строить общение, предупреждая конфликты. На уроках практически не возникают проблемы поведения учеников. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1Я не уделяю должного внимания стилю и способам общения. Я владею технологиями самоанализа. Умею выделить и проанализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Умею спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1Я практически не использую принцип планирования от конечной цели. Самоанализ чаще всего строю на эмоциях и ощущениях. В основном ставлю и реализую предметные цели в обучении 5. Я владею навыками педагогического экспериментирования с минимальной помощью научного руководителя. Умею проанализировать результаты ОЭР, сформулировать практические рекомендации и теоретические выводы. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1Я не могу или затрудняюсь спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения. Я могу самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформит статью, доклад10 9 8 7 6 5 4 3 2 1Я практически не могу описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться моим опытом. Я владею основами ИК-технологий для обслуживания потребностей учебного процесса10 9 8 7 6 5 4 3 2 1Я практически не знаю содержания ИК-технологий и не использую их в учебном процессе
Ведущий. Определим проблемные зоны профессиональных компетенций. Рассмотрите свою рабочую карту и определите западающие позиции, отмеченные вами баллами 5 и ниже. С другой стороны, определите позиции оптимального и достаточного уровней. Сделайте индивидуальные выводы об уровне сформированности профессиональных компетенций.
Заключение Достижение эффективности своего труда и умение ее оценить характеризуют профессиональную компетентность учителя. Результативность в труде учителя – это наличие качественных изменений (позитивных, прогрессивных и негативных) в психическом развитии учащихся и самого учителя. Эффективность же есть соответствие полученного результата поставленным задачам (здесь близким по содержанию является понятие «успешность»). Педагогическая эффективность есть степень реализации учебных целей с заданными или возможными при условии нейтрализации остальных факторов, воздействующих помимо учителя на достижение поставленных целей. Эффективность – это достижение запланированных положительных результатов. Итак, если мы хотим оценивать эффективность труда учителя, то надо оценивать не сам результат, а брать его в соотношении с поставленными целями. При оценке некорректно основываться на своих субъективных впечатлениях. Необходимо опираться на объективное изучение результатов труда учителя (обученности и воспитанности учеников с помощью экспертов и контрольных работ), а затем сравнить эти результаты с поставленными целями. Можно изучать эффективность работы учителя в разных условиях: посмотреть, как одна и та же цель (например, обучаемость школьников) при варьировании учителем разных методов обучения достигается с разными результатами. В эффективность труда учителя можно включить следующие характеристики: состояние мотивационной сферы и личностная вовлеченность учителя в свой труд; владение современными технологиями организации и психологической интенсификации своего труда, в том числе сокращение потерь времени и ненужного расхода сил учащихся и учителя; наличие гуманных отношений в труде; продуктивность психического развития учащихся; достижения высокого уровня в труде (мастерство) и нахождение новых форм его осуществления (творчество); открытость к дальнейшему профессиональному развитию (профессиональная обучаемость).
В статье рассказывается:
- Почему нужно проводить оценку компетенций сотрудника
- Какие критерии используют для оценки компетенций
- Какие существуют оценки компетенций сотрудника
- Из каких этапов состоит оценка компетенций
- Как представляются результаты оценки компетенций сотрудника
- Практические примеры оценки компетенций
Проблема. В работе каждого предприятия бывают сложные периоды. При стечении определенных факторов производственные показатели могут упасть до критических значений. Как в такой ситуации руководителю разобраться в причинах снижения эффективности работы персонала? Часто в кризисных ситуациях применяются неподготовленные управленческие методы, которые, в свою очередь, порождают еще большие сложности.
Решение. Чтобы находить эффективные управленческие решения, необходимо вначале получить оперативную информацию. Данные о материальных ресурсах предоставит бухгалтерия, а где получить объективные сведения о состоянии кадрового потенциала? Существуют специальные методики для анализа трудовых ресурсов. Из нашего материала вы узнаете, как проводится оценка компетенций сотрудников.
Зачем проводить оценку компетенций сотрудника
Оценка компетенций сотрудника — это специальная методика по выявлению профессиональных качеств специалистов. Руководитель, опираясь на ее результаты, может принимать управленческие решения, направленные на повышение эффективности труда и сформировать планы квалификационного развития работников.
Зачем проводить оценку компетенций сотрудника
Оценка компетенций персонала имеет непосредственную связь с большинством элементов в перечне функций по управлению сотрудниками.
- Создание базы резерва кадров. В этом контексте проводится анализ результатов работы и трудовой дисциплины работников.
- Обучение и повышение квалификационного уровня специалистов. В результате оценки компетенций определяется мотивация работников к учебе и анализируется качество, применяемых обучающих методик.
- Подбор специалистов. Оценивание компетенций сотрудников демонстрирует эффективность используемых на предприятии способов привлечения и подбора персонала.
- Оценка работы специалистов. Анализ персонала необходим для формирования стандартов и критериев, которые будут использоваться для оценивания трудовой деятельности персонала конкретного предприятия.
- Кадровое планирование. В рамках этой функции с помощью оценки компетенций сотрудников можно выявить количественные и качественные потребности компании в трудовых ресурсах.
- Повышение уровня квалификации специалистов. Оценка компетенций персонала позволит определить потенциал развития персонала компании.
Какие цели достигаются в ходе оценки компетенций сотрудников?
- Выяснение, как соотносятся расходы на содержание конкретного специалиста и результаты его трудовой деятельности. Другими словами, определяется рентабельность нахождения работника на определенной должности.
- Анализ потенциала специалистов, работающих в компании, в разрезе возможности и продвижения на руководящие позиции, что позволит сократить затраты на подбор и обучение кандидатов со стороны.
- Определение функциональности конкретных работников: существует ли вероятность реализации их лидерских и индивидуальных качеств или они могут решать задачи исключительно в команде.
Какие критерии необходимы для оценки сотрудника
Рассмотрим, какие характеристики личности, поведенческие мотивы и профессиональные качества влияют на эффективность работы специалиста. Необходимо применять критерии оценки компетенций сотрудников, позволяющие выявлять особенности выполнения служебных задач в соответствии с требованиями предприятия и ожиданиями клиента.
При формировании мер оценивания рабочего коллектива стоит обратить внимание на особенности деятельности компании, рыночной ниши, где она работает. Следует определить задачи мероприятия по оценке сотрудников с точки зрения целей организации.
Нужно выяснить, какие критерии будут рассматриваться в первую очередь. К примеру, при оценивании основной части коллектива, главным мерилом может выступать качественный уровень работы, соблюдение стандартов сервиса, дисциплинированность, количество выполняемых операций, отсутствие ошибок и др.
Какие критерии необходимы для оценки сотрудника
Требования к выдвигаемым критериям:
- Выполнимость.
- Объективность: каждый критерий подбирается для определенной должности, а не для личности.
- Понятность: необходимо четкое понимание, какие именно результаты нужно ожидать от работника.
- Согласованность с содержанием трудовой деятельности.
- Мотивация работника на результат.
- Прозрачность и связь с ключевыми показателями служебной деятельности.
- Гибкость: возможность корректировки с учетом текущих изменений в организации.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2022
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
Оценочные критерии сотрудников, как правило, делят на два вида.
Оценка компетенций. Здесь будут оцениваться знания и навыки работника, а также то, как он применяет их на практике. Кроме того, будут анализироваться поведенческие характеристики и индивидуальные особенности специалиста. К наиболее показательным методам оценки компетенций сотрудников относят решение ситуационных заданий с учетом основных особенностей должностных обязанностей.
Оценка результативности. Такие критерии базируются на сопоставлении результатов труда определенного специалиста с запланированными показателями для конкретной должности. Для проведения оценки важно подобрать задания, которые могут обеспечить четкость измерений. Результаты работы могут быть представлены в объемах реализации за определенный отрезок времени, численности проработанных проектов, размере полученного дохода, количестве подписанных договоров и т.
Формированием оценочных критериев, как правило, занимается менеджер отдела кадров вместе с руководством или с теми сотрудниками, которые имеют соответствующие рабочие обязанности. Это нужно для того, чтобы критерии и оценки сотрудника были понятными и соответствовали специфике работы.
Что входит в профессиональную компетентность?
Профессиональная компетентность — качество личности, которое проявляется в способности и готовности к деятельности, позволяющей успешно решать педагогические задачи на основе владения педагогом необходимой суммой знаний, умений, навыков и опыта
Что входит в состав компетенции?
Юридическое содержание понятия « компетенция » включает в себя такие элементы: предметы ведения (круг тех объектов, явлений, действий на которые распространяются полномочия), права и обязанности, полномочия органа либо лица, ответственность, соответствие поставленным целям, задачам и функциям (см
Что такое профессиональной компетенции?
Таким образом, в отличие от других видов компетенций , профессиональные компетенции – это специализированные знания и умения, необходимые сотрудникам компании для эффективного решения рабочих задач в производственной деятельности