Каждый выпускник университета должен покинуть учебное заведение не только с дипломом о высшем образовании, но и с набором ключевых знаний, умений и навыков. В современных стандартах они называются компетенциями студентов вузов, и сегодня мы расскажем о них подробнее.
Доверь свою работу кандидату наук!
Больше интересных фактов о мире образования вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале. А в акционной группе мы делимся с подписчиками скидками и бонусами.
Профессиональные и общие компетенции студента
Существует несколько классификаций видов компетенций студентов. Остановимся на самой распространённой, согласно которой выделяют:
- общие компетенции студентов;
- профессиональные компетенции студента;
- социальные компетенции студентов;
- универсальные компетенции студента.
Процесс формирования общих и профессиональных компетенций студентов обычно определяется образовательными стандартами, развитие других категорий зависит от опыта студента и его личностного развития.
Не следует путать компетенцию и компетентность: первое — это инструмент, постоянное применение которого приводит к тому, что человек становится компетентным в той или иной области.
Формирование общих компетенций студентов
Общая компетенция — способность человека применять полученные знания и усвоенные умения, использовать обобщённые методы выполнения действий.
Простыми словами, это способность качественно выполнять работу по полученной специальности, понимание её сути и своей социальной ответственности. Эту основную компетенцию студенты формируют на протяжении всей учёбы, когда изучат и общие, и специальные дисциплины, проходят практику, готовят учебные и научные работы.
Формирование профессиональных компетенций студентов
К этой группе относятся компетенции, сформированные студентом при прохождении практики и во время изучения специализированных предметов.
Эти компетенции будут отличаться в зависимости от выбранного студентами направления: журналисты должны уметь создавать информационные материалы, экономисты — заниматься финансовыми операциями и т.
Оценка сформированности компетенций у студента зависит от нескольких факторов: содержания образовательного стандарта, академической успешности учащегося, его социальной активности.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Компетенция студента — итог обучения и сознательной деятельности по развитию личности
В рамках Петербуржского международного экономического форума 18 июня 2022 года состоялась работа площадки «Молодые специалисты десятилетия: развитие универсальных компетенций вузов и работодателей».
Мир меняется и требует новых компетенций. Сегодня каждому работодателю «на выходе» из вуза нужен студент, который будет иметь определенный набор soft и hard skills, отвечающих персональным требованиям учебного заведения.
Однако зачастую набор как профессиональных, так и личностных компетенций студентов и выпускников отличается от ожидаемого, что требует от работодателя более глубокой проработки вопросов трудоустройства. В последние годы вузы и работодатели постоянно работают над тем, чтобы определить максимально эффективный набор компетенций и пробуют универсализировать его при помощи образовательных курсов, программ, ассесмент-центров и других инструментов.
В том числе существуют и уже реализуются федеральные инициативы и поручения Президента Российской Федерации, которые также подтверждают необходимость обсуждения и решения данного вопроса. Здесь стоит отметить, что новые компетенции необходимы не только студентам, но и в первую очередь специалистам, которые работают в университетах нашей страны. И первыми в процесс трансформации вступили Центры карьеры вузов. На сегодняшний день Центры карьеры являются связующим звеном между системой высшего образования и реальным сектором экономики, что делает данные подразделениями ключевыми в вопросах трудоустройства молодых специалистов. Это выдвигает определенные условия к компетенциям и личным качествам сотрудников Центров карьеры. Именно поэтому, Минобрнауки РФ запустило акселерационную программу для структурных подразделений университетов, отвечающих за вопросы трудоустройства:
«Сейчас наша главная цель — сократить разрыв между работодателями, студентами и абитуриентами. Мы понимаем, что студент, выходя из университета, должен найти работу, которая будет ему нравиться и которая будет соответствовать его ожиданиям по заработной плате. Чтобы этот «мэтч» произошел, необходимо в первую очередь помогать в получении новых навыков и компетенций специалистам Центров карьеры. Тем, кто является базисной точкой в этом процессе, — отметила Дарья Козырева, руководитель Экспертного центра карьеры и реализации профессиональных возможностей молодежи при Минобрнауки России, — Именно поэтому работа Экспертного центра направлена на развитие сотрудников Центров карьеры через акселерационную программу. Мы будем рады, если они будут расти в своих компетенциях и помогать работодателям восполнять рынок и находить грамотных специалистов для своих предприятий».
Сегодня в трансформационную программу вошли 106 университетов Дальневосточного, Поволжского, Центрального и Сибирского федерального округов. А уже 06 июня стартовал третий поток Акселерационной программы, куда вошли 20 вузов ЦФО. У них есть уникальная возможность прокачать свои навыки и компетенции в проектном, аналитическом и информационном направлении.
Выступление на семинаре по итогам педагогической практики студентов 4 курса факультета начального образования Ульяновского педагогического университета им. Ульянова.
Тема «Общепрофессиональные компетенциив модели выпускника вуза-бакалавра педагогики»
При подготовке бакалавров, определенно, основные усилия педагогов должны быть направлены на формирование профессиональных компетенций, которые получают свое развитие при изучении определенной дисциплины. В свою очередь профессиональная компетенция представляет собой совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, а также способов выполнения профессиональной деятельности. Также, она рассматривается как общая способность и готовность студентов к деятельности, способность выявлять связи между знанием и ситуацией, применять адекватно знания, умения и навыки для решения проблем, которые ориентированы на самостоятельное участие личности в учебном процессе.
Рассмотрим компетенции выпускника вуза.
Ключевые надпрофессиональные компетенции. К ним, в первую очередь, относятся: социальные, межличностные, личностные.
-познавательные (гностические),связанные с получением (приобретением), хранением, преобразованием и использованием различной информации;
-ценностно-ориентационные, раскрывающие целемотивационный аспект деятельности специалиста, его способность усвоить и принять ценности, нравственно-этические нормы и правила сложившиеся в обществе и профессиональной среде;
-коммуникативные, определяющие круг межличностного взаимодействия, типовые проблемы коммуникации и способы их разрешения в сфере профессиональной деятельности, социуме, различных социальных институтах;
-технико-технологические, раскрывающие содержание операционно-инструментальной стороны деятельности, т. общие принципы, способы и средства планирования собственной и коллективной деятельности, проектирования и расчета техники, технологии производственного (или иного) процесса;
Профессиональные компетенции – готовность (способность) работника на основе сознательно усвоенных знаний, умений, приобретенного опыта, всех своих внутренних ресурсов самостоятельно анализировать и практически решать значимые профессиональные проблемы, ключевые и типичные производственные задачи (проблемные ситуации). В основе этого подхода лежит представление о работнике-специалисте как активном субъекте профессиональной деятельности, носителе совокупности профессиональных компетенций. В этом случае обобщенной, комплексной характеристикой профессиональной подготовленности специалиста рассматривается его компетентность (а не набор отдельных знаний и умений).
Степень профессиональной компетентности говорит о том, насколько данный работник (студент) овладел своей специальностью. В какой мере он подготовлен к выполнению своих профессиональных обязанностей. Профессиональные компетенции отражают эффективность, безошибочность и быстроту решения работником этих значимых задач-проблем (проблемных производственных ситуаций). Таким образом, компетенции прочно привязываются к наиболее ответственным и повторяющимся профессиональным задачам, конкретным направлениям работы специалиста. Но, знания и профессиональные компетенции нельзя отождествлять. Хотя определенные практические знания включаются в соответствующие компетенции. Умения и профессиональные компетенции также нельзя отождествлять. Хотя определенные практические умения включаются в соответствующие компетенции.
Важнейшим компонентом профессиональных компетенций является понимание. Компетентным является тот специалист, кто ориентируется в какой-то конкретной профессиональной (производственной) проблеме, понимает её суть, понимает способы её успешного решения. Следовательно, компетенции характеризуют не только достигнутый уровень профессионализма, но и дают некоторую информацию о профессиональных возможностях (потенциале) работника-специалиста.
Группы профессиональных компетенций для выпускника педагогических вузов по образовательному направлению «Педагогика»:
1 группа: человековедческие ( требования: осознавать освою ответственность за жизнь и здоровье детей, знать и выполнять нормы охраны здоровья и жизни детей, знать и применять нормы пед. этики)
2 группа:социально-педагогические ( Требовния: осознавать роль и гуманную сущность общения, уметь взаимодействовать со всеми субъектами педаг процесса, владеть проф. знаниями о пед общении, осмознавать и быть готовым нести ответственность за социально-пед климат и результаты пед. взаимодействия)
3:организационно-методические ( владение методами и приёмами постановки и решения пед задач, владеть психолого-педаг. диагностикой)
4:профессионально-личностные (знать особенности пед. дея-ти, её структуру, виды, функции, нормы, требование к специалисту. Осознавать и понимать социальную значимость пед дея-ти, иметь к ней позитивное отношение и устойчивый интерес, осознавать свою ответственность за результат своей пед. дея-ти
Общекультурные компетенции отражают нечто общее, характерное требование к выпускнику высшего учебного заведения, независимо от области профессиональной деятельности. Это социальное ожидание того, что молодой специалист, вступая в социальную жизнь, разделяет ценности, господствующие в этом обществе: патриотизм и гражданственность, высокие морально-нравственные характеристики, общая, языковая, правовая культура, ценности гуманизма и экологического сознания.
Общекультурные компетентности имеют двойственную природу:
- они не являются профессионально обусловленными, ими должны обладать все специалисты независимо от сферы их деятельности;
- они образуют базу для учебных и в дальнейшем профессиональных компетентностей и позволяют им более полно реализовываться.
Значительный эффект имеет научно-исследовательская работа студентов, интересной и действенной формой воспитания является организация и проведение конкурсов научно-исследовательских и творческих работ студентов и аспирантов, посвященных важнейшим событиям в истории страны и жизни общества, издание сборников работ студентов по социально-политической, обществоведческой тематике.
Еще раз повторим: компетенция проявляется в готовности (мотивации и личностных качествах) выпускника применять знания, умения и опыт для успешной профессиональной или иной деятельности при наличии проблемы и ресурсов.
Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, получили название ключевых или универсальных. Они определяют реализацию специальных компетентностей и конкретных компетенций.
Принятие федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) будет означать, что компетентностный подход в образовании перешел из стадии «самоопределения» в стадию «самореализации». Это важный этап модернизации высшего образования, во многом определяющий перспективы повышения компетентности выпускников на ближайшие годы. Ведущая идея ФГОС – необходимость приобретения профессиональной и надпрофессиональной (общей) компетенции как результата освоения образовательной программы.
Приведем пример модели формирования профессиональной компетентности выпускника в условиях государственного инженерного вуза. Она состоит из трех блоков: содержательный, или организационно-подготовительный, процессуальный, или исполнительный, и результативный.
I блок – содержательный (организационно-подготовительный).
- определение структуры и состава компетенций и качеств;
- конструирование учебных планов, программ;
- определение технологий формирования компетенций;
- разработки мониторинга образовательного процесса и сформированности компетенций обучаемых.
II блок – процессуальный (исполнительный). Ориентирован на осуществление педагогической деятельности по формированию компетенций обучающихся, на реализацию принципов, педагогических условий, использование технологических подходов в обучении, внешних и внутренних факторов, которые обеспечат реализацию намеченной цели. Необходимо разработать деятельностную составляющую (количество часов практических занятий значительно возрастает) и обеспечить методы и формы контроля сформированности компонентов профессиональной компетентности студентов.
III блок – диагностический. Включает проведение мониторинга динамики формирования профессиональной компетентности студентов. Для этого определены критерии (деятельностно-практический, мотивационно-ценностный, когнитивный) по всем видам компетенций, показатели владения обобщенной структурой профессиональной деятельности и установлены уровни (начальный, элементарный, продвинутый, высокий, профессиональный) сформированности компетенций студентов.
Уровень начальный. Характеризуется отсутствием знаний о действиях, относящихся к реализации профессиональных функций: неосознанностью выполняемых действий; шаблонным характером деятельности, бедностью средств; неумением проводить анализ, определять перспективы; отсутствием новаторских творческих (инновационных) идей; неумением принимать решения, низкой мотивацией, отсутствием гражданско-профессионального мировоззрения, самоответственности; неумением налаживать контакты на основе целеполагания.
Уровень элементарный. Характеризуется наличием неосознанных знаний о действиях, относящихся к реализации профессиональных функций. Выполняемые действия частично осознанны, деятельность носит полушаблонный характер, целенаправленность действий неустойчива. Проведение анализа поверхностно, видение перспективы – слабое, решения принимаются по явно высвеченным проблемам, в новой ситуации используются скудный арсенал методов и средств. Гражданско-профессиональное мировоззрение и самоответственность – в стадии формирования. Мотивация неустойчивая.
Уровень продвинутый. Характеризуется осознанностью выполняемых действий, рациональным их исполнением с учетом психолого-экономических и предпринимательских знаний. Действия целенаправленны и результативны. Студенты начинают анализировать собственную деятельность, возникает положительная мотивация овладения навыками эффективных профессиональных функций в учебно-воспитательном процессе. Гражданско-профессиональное мировоззрение и самоответственность – на среднем уровне формирования. Мотивация более устойчивая.
Уровень высокий. Характеризуется наличием устойчивой мотивации к совершенствованию своей деятельности, обобщению опыта, вариативности и целенаправленности действий, их творческому исполнению. Студенты осмысленно проектируют реализацию профессиональных функций, учитывая предметно-содержательный, психологический, социальный, управленческий аспекты прфессиональной деятельности. На этом уровне студенты способны прогнозировать ход и результат профессионального воздействия, общественную значимость проекта, его последствия, адекватно и самостоятельно корректировать пробелы и недочеты, сознательно стремятся к самосовершенствованию, осознают важность всех компонентов компетенции для выполнения профессиональных функций и способов их реализации в практической деятельности, все компоненты профессиональной компетентности сформированы. Гражданско-профессиональное мировоззрение частично сформировано. Высокий уровень самоответственности. Устойчивая профессиональная мотивация.
Уровень профессиональный. Характеризуется умением осуществлять выбор самой эффективной формы комбинирования ресурсов (факторов) производства, позволяющим организовать процесс производства, а также сформированным гражданско-профессиональным мировоззрением и профессиональным мышлением, развитой самоответственностью, умением определять и налаживать любые контакты на основе целеполагания и прогноза, сформированностью и расширением всех компонентов профессиональной компетенции.
Данная теоретическая модель формирования содержания профессионального образования на модульно-компетентностной основе позволила определить основные ориентиры организации процесса профессионального обучения:
- процесс учения предусматривает конкретную, практическую деятельность студентов;
- деятельность учитывает имеющийся у студентов опыт и соответствует мотивации;
- деятельность планируется, выполняется, корректируется и оценивается студентами по возможности самостоятельно;
- деятельность способствует максимально широкому восприятию действительности и содействует целостному восприятию трудового процесса; деятельность учения сопровождается социальным общением и сотрудничеством;
- результаты деятельности интегрируются в опыт студентов и соотносятся с возможностями их профессионального использования.
Опыт реализации основных элементов этой модели убедительно доказывает ее возможности в формировании профессиональной компетентности выпускников вуза.
Библиографическая ссылка
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Формирование профессиональных компетенций как основной фактор конкурентоспособности выпускников СПО
Именно с формированием компетентности будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на рынке труда.
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку выпускников к значимой для общества профессиональной деятельности, в которой наиболее полно должны раскрываться их профессиональные компетенции. Подготовка специалиста не может соответствовать современным требованиям, если он овладел только теоретическими знаниями и умениями, но у него не развита готовность к практической деятельности. Поэтому сегодня необходимы новая образовательная парадигма и новая стратегия образования.
Еще несколько лет назад выпускники НПО и СПО, не имеющие достаточно сформированных профессиональных компетенций и опыта практической деятельности, испытывали трудности в трудоустройстве. Проблема заключалась в наличии огромной пропасти между учебным заведением и потенциальным работодателем (отраслью, предприятием, организацией).
В настоящее время предприятия нашего района испытывают потребность в специалистах нового типа, способных в полной мере реализовать свой потенциал, быстро реагирующих на изменения технического и технологического процессов. В силу этого, система профессионального образования призвана обеспечить наличие профессиональных компетенций для высокого уровня овладения специальностью, что должно позитивно отразиться в формировании установки будущего специалиста на успешную профессиональную деятельность, ответственное отношение к ней.
Для успешного внедрения и реализации ФГОС необходимо тесное сотрудничество между образовательным учреждением и работодателем.
В итоге, техникум будет выпускать востребованных специалистов, а работодатель предоставит им рабочее место, зная, что они обладают необходимыми ему компетенциями.
Но проблема несоответствия профессиональных компетенций выпускников реальным требованиям рынка все еще есть.
Что же такое компетенция? В науке термин «компетенция» на сегодняшний день не имеет строгого определения. Большинство современных ученых под компетенциями понимают комплекс обобщенных способов действий, обеспечивающий продуктивное выполнение деятельности, способность человека на практике реализовать свою компетентность. Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, получили название ключевых. Формирование ключевых компетенций совершается у субъекта в процессе осознанной деятельности. Компетенция – обозначение образовательного результата, выражающегося в подготовленности выпускника к реальному владению методами, средствами деятельности, обладанию такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет достигать поставленной цели.
Компетенция = знания + умения + навыки + опыт деятельности.
Обретение компетенций – является основой новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Перечень профессиональных компетенций подготовки специалистов формируется на основании:
Привлечение работодателей и применение профессиональных стандартов в формировании образовательных программ, модулей – это инновационное направление. Ключевым принципом модульно – компетентностного подхода выступает ориентация на цели, значимые для сферы деятельности. В условиях данного подхода в пределах образовательного модуля по специальности осуществляется комплексное освоение знаний и умений в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования работодателя.
Одним из приоритетов модульных образовательных стандартов является их гибкость. В случае необходимости существует возможность обновлять или заменять конкретные требования к выпускнику (специалисту) в зависимости от изменений технологического процесса. Другим положительным свойством является возможность комбинирования необходимых модулей и их отдельных единиц для индивидуализации обучения.
Изменения коснулись и процедуры оценивания, теперь это демонстрация приобретённых знаний и умений по конкретному модулю. В результате это уже не аттестационный лист с оценками «3», «4» и «5», а ответ на вопрос, владеет ли обучающийся компетенцией: «Да / Нет».
Переход на стандарты нового поколения поставил перед нашим образовательным учреждением новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому. В связи с этим, в техникуме стали применяться новые педагогические методы и приемы, создается новая образовательная среда, новый стиль работы преподавателей. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость. Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является осуществление компетентностного подхода в обучении.
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов, в техникуме созданы рабочие группы по разработке основных профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС НПО/СПО на каждую планируемую к подготовке профессию. Изучаются ключевые термины, связанные со стандартизацией профессионального образования и профессиональной деятельности, выявляются проблемы введения ФГОС НПО/СПО нового поколения. Идет работа над созданием дидактических материалов, учебно-методических комплексов, электронных учебников. Идет подготовка педагогов к разработке и ведению дисциплинарных и междисциплинарных курсов, модульной подготовки. Внедряются практикоориентированные формы обучения с применением электронных образовательных ресурсов (исследование, деловые игры, анализ производственных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой.
Интеграция ФГОС и основных профессиональных образовательных программ позволит оптимально сочетать теоретическую и практическую части обучения. Повышение мотивации обучающихся в обретении теоретических знаний придёт с осмыслением их места и роли в процессе освоения компетенций. Понятие «интеграция» сегодня широко используется в науке и образовании. В переводе с латинского обозначает «восполнение», «восстановление». Интеграция рассматривается как становление взаимосвязей между ранее относительно независимыми вещами, процессами, явлениями. Это становление в конечном итоге приводит к появлению качественно новых интегративных свойств.
Интеграция общеобразовательных и профессиональных дисциплин, являющихся основой в любой профессии, составляет единство достигаемой цели – получение специальности, способствует повышению качества образования, развитию конкурентоспособной личности обучающихся через формирование у них профессиональных компетенций.
Таким образом, профессиональные компетентности будущих выпускников техникума – это интегративное качество личности, развитие которой является результатом целенаправленной профессиональной подготовки, включающей в себя совокупность специальных профессиональных знаний, умений, навыков, позволяющих эффективно овладеть специальностью.
Блинов Л. Социально-профессиональная компетентность личности – продукт межкультурного взаимодействия/ Л. Блинов, В. Недорезова // Педагогическое образование и наука – 2008; №1. 52-56.
Олейникова О. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учеб. пособие. – 2-е изд. – М: Альфа-М; Инфра, 2010.
30 апреля 2022 года на онлайн-платформе Московского международного салона образования (ММСО) состоялась дискуссионная сессия «Образование будущего в парадигме научно-образовательных центров мирового уровня». В ней принял участие заместитель руководителя дирекции Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» по образованию Сергей Салкуцан.
Дискуссию в рамках мероприятий ММСО провел научно-образовательный центр мирового уровня (НОЦ) «Инженерия будущего» совместно с научным руководителем экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущим экспертом НИУ ВШЭ Евгением Сженовым. Экспертам предстояло обсудить изменения в технологической и образовательной стратегии НОЦ с учетом новых вызовов, а также пути интеграции университетской науки с планами развития корпораций.
НОЦ «Инженерия будущего» объединяет пять регионов (Самарская, Пензенская, Тамбовская и Ульяновская области, Мордовия) и является стратегическим партнером Центра НТИ СПбПУ. Фундаментом сотрудничества стало соглашение, подписанное в рамках в рамках 23-го Петербургского международного экономического форума. Еще один важный этап – соглашение о присоединении СПбПУ к консорциуму НОЦ «Инженерия будущего» для совместной работы над созданием современных инновационных продуктов для различных сфер экономики.
Спикеры дискуссии «Образование будущего в парадигме научно-образовательных центров мирового уровня»
- Апыхтина Ирина Евгеньевна, директор по развитию образования РАНХиГС;
- Балашова Ольга Алексеевна, сопредседатель комитета НОЦ «Инженерия будущего», заместитель генерального директора АНО «Корпоративная Академия Роскосмоса»;
- Боброва Наталья Алексеевна, заместитель председателя комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке;
- Боровская Марина Александровна, президент Южного федерального университета;
- Дмитриев Дмитрий Николаевич, руководитель департамента по инновационному развитию ПАО «ОДК-Кузнецов»;
- Картавенко Александр Федорович, заместитель генерального директора по персоналу АО «РКЦ «ПРОГРЕСС»;
- Никулина Инга Эдуардовна, директор Университета Группы «АВТОВАЗ»;
- Павлинич Сергей Петрович, директор филиала АО «ОДК» «НИИД»;
- Пронин Сергей Викторович, начальник отдела подготовки кадров АО «РКЦ «ПРОГРЕСС».
- Салкуцан Сергей Владимирович, заместитель руководителя дирекции Центра НТИ СПбПУ по образованию;
- Сулименко Олег Вячеславович, проректор по учебной работе АНО «Университет 2035»;
- Щелоков Дмитрий Александрович, советник АО «РКЦ «ПРОГРЕСС».
В приветственном слове Евгений Сженов отметил, что в условиях новой экономической и политической реальности импортозамещение становится ключевым фактором успеха. Университетам приходится на ходу изменять программу развития. В этих условиях у НОЦ мирового уровня, которые представляют собой реально работающую модель сотрудничества вузов, региональных и федеральных властей и промышленных корпораций, открывается большое будущее, но вместе с ним появляются новые задачи. Особую роль приобретает взаимодействие научно-образовательных центров между собой. О важности такого сотрудничества во время рабочего визита представителей НОЦ «Инженерия будущего» в Центр НТИ СПбПУ говорила генеральный директор АНО «Институт регионального развития» – управляющей компании НОЦ Ольга Михеева.
Спикер подчеркнул: Центр НТИ СПбПУ в настоящее время практикует разные образовательные форматы. Они тесно связаны с проектной деятельностью, но на разных уровнях.
В качестве примера он привел курс «Основы проектной деятельности», который уже несколько лет успешно реализует учебная часть СПбПУ. Студенты получают общие представления о существующих стандартах в части управления проектами, первичные компетенции для командной работы над задачами.
Подход к реализации проектной деятельности на старших курсах более сложный и многообразный. Например, в Институте передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ студенты работают в командах совместно с инженерами над решением реальных задач промышленности.
Сергей Салкуцан подчеркнул важность применения обоих подходов.
Спикер также ответил на вопрос о дифференциации проектной деятельности для студентов. В частности, знакомство с командной работой над проектами в СПбПУ начинается на начальном этапе обучения.
Дискуссию продолжила сопредседатель комитета НОЦ «Инженерия будущего», заместитель генерального директора АНО «Корпоративная Академия Роскосмоса» Ольга Балашова. Она сделала акцент на том, что в современных экономических реалиях важна прочная связь профессиональных компетенций с цифровой средой, а также высокая гибкость и адаптивность к переменам.
Важность воспитания современной инженерной культуры, развитие творческого подхода отметила и директор Университета Группы «АВТОВАЗ» Инга Никулина. Она рассказала, что компания уделяет большое внимание развитию компетенций молодых инженеров, выпускников вузов. В планах – начинать работать с будущими специалистами еще на этапе школы.
Она также затронула другой значимый аспект современного профессионального образования – привлечение к преподавательской деятельности в качестве наставников специалистов промышленных компаний и корпораций.
Президент Южного федерального университета Марина Боровская выразила мысль, что проявлять гибкость и меняться в соответствии с требованиями времени должны не только студенты, но и педагоги. Спикер отметила: необходимо уделять внимание подготовке квалифицированных преподавателей и связывать индивидуальные траектории с реальными экономическими партнерами.
Она подчеркнула: индивидуальная траектория – это не набор предметов, а превращение образовательной программы в продукт с реальными компетенциями, внедряя который в свою образовательную деятельность, и преподаватель, и студент, получают применимый в профессии навык.
Участники дискуссии согласились с мнением, что профессиональная стажировка преподавателей заметно усилит подготовку инженерных кадров в реальных экономических условиях. Данную активность по итогам дискуссионной сессии решено внести в программу деятельности НОЦ в части образования и переподготовки педагогических кадров.
ММСО – крупнейшее мероприятие в сфере образования в России, открытый форум и масштабная выставка новых образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений. Центр НТИ СПбПУ является постоянным участником салона, представляя результаты по проектам научных лабораторий и структурных подразделений, а также образовательные программы, разработанные экспертами Центра. На ММСО-2020 Центр выступил организатором круглого стола «Развитие сети университетских зеркальных инжиниринговых центров». Слушателями стали более 700 человек, представляющих ведущие вузы России.
- Использование программного приложение «LMS БГПУ им. Акмуллы» для проведения самостоятельной работы студентовИванаевский Д.В.NovaInfo 133, с.58, 1 августа 2022, Педагогические науки,
- Иванаевский Д.В.
- Особенности преемственности школьного и высшего образования: предуниверсарийИванаевский Д.В.NovaInfo 133, с.56-57, 1 августа 2022, Педагогические науки,
- Студенческое самоуправление как фактор развития личностных навыков студентов высшего учебного заведенияИванаевский Д.В.NovaInfo 130, с.88-89, 18 января 2022, Педагогические науки,
- Конкурентоспособность образовательных услугФедоров А.А.NovaInfo 86, с.84-88, 5 июня 2018, Экономические науки,
- Федоров А.А.
- Клиентоориентированность как превалент конкурентоспособности вузаДемененко И.А.Шавырина И.В.NovaInfo 50, с.387-391, 17 августа 2016, Социологические науки,
- Демененко И.А.
- Шавырина И.В.
Список литературы
В статье рассмотрен эффективный метод взаимодействия вузов и работодателей в рамках производственных практик. Производственные практики позволяют формировать у студентов более глубокие профессиональные знания, а также практически их закреплять.
Ключевые слова
РАБОТОДАТЕЛИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ, ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, РЫНОК ТРУДА
Текст научной работы
Современные меняющиеся условия жизни диктуют принципиально новые требования к выпускникам вузов. Основной задачей высших учебных заведений является подготовка эффективного специалиста, обладающий набором профессиональных компетенций. Однако запрос работодателей ориентирован не только на знаниевый потенциал выпускника, а также на его личностные качества и практические навыки. Ориентированность вуза на запрос работодателя демонстрирует эффективность высшего образования качество подготовки выпускников. Осуществление взаимодействия вузов и работодателей приводит к выработке критериев профессиональной подготовки выпускников. Практика изменчивости структуры подготовки специалистов находится в зависимости от изменчивости структуры рынка труда. Долгосрочные связи вузов и работодателей проявляются в форме организации производственной практики и различных стажировок, а также разработкой совместных учебных программ. Уровень подготовленности выпускника можно выявить в процессе демонстрации его профессиональных и личностных навыков на практике, на рабочем месте. ВО ФГБОУ БГПУ им. Акмуллы реализует качественное взаимодействие с общеобразовательными организациями для подготовки высокоподготовленных специалистов. На протяжении всего курса обучения студенты проходят педагогическую практику в лучших школах города Уфы: Аксаковская гимназия, 39 школа ЮНЕСКО. Молодые специалисты получают опыт у передовых преподавателей, участников и призеров конкурса «Учитель года». Данная практика положительно отражается на качестве подготовки специалистов. Также студенты БГПУ им. Акмуллы проходят практику в летних лагерях для детей в качестве вожатых. Для формирования компетенций работы с детьми разного возраста до вожатской практики для студентов организуется Инструктивный методический лагерь. Опытные педагоги демонстрируют эффективные практики работы в лагере. Подготовка студентов осуществляется как с теоретической стороны, так и с практической. В Инструктивном методическом лагере студенты учатся написанию планов подготовки мероприятий, системному подходу к организации лагерного расписания, проявлению творческого потенциала. Институт исторического правового и социально-гуманитарного образования организует выездную археологическую практику. В рамках археологической практики студенты участвуют в раскопках и получают навыки работы с историческими артефактами. На основе проанализированной литературы и изученного практического опыта, стоит сделать вывод, что производственные практики является наиболее эффективной формой взаимодействия вузов и работодателей. В рамках производственной практики будущие выпускники перенимают опыт у профессионалов, формируют собственный знаниевый пласт, а также приобретают личностные навыки.
Другие компетенции, сформированные студентом
Среди социальных и универсальных компетенций, наибольшее внимание уделяют развитию социокультурной, исследовательской, предпринимательской и блоку личностных.
Развитие социокультурной компетенции у студентов
Эта компетенция связана с общим культурным уровнем учащегося. Она определяет их способность понимать произведения искусства, культурные основы семейных и общественных явлений. Развить её можно с помощью знакомства с литературой и другими видами искусства: живописью, классической музыкой, театром.
Также очень важно формирование межкультурной компетенции студентов, которая позволяет им понимать не только культуру своего народа и страны, но и других наций и государств.
Исследовательская компетенция студентов
Эта компетенция формируется в ходе самостоятельной научной работы студента: в процессе подготовки рефератов, курсовых и дипломных работ. Также важное значение для развития компетенции имеет участие в научных конференциях, написание тезисов и статей.
Предпринимательские компетенции студентов
Эти компетенции важны для любого современного специалиста: современный выпускник вуза должен уметь проявлять качества организатора, а не быть лишь исполнителем поручений.
Сформировать эти компетенции поможет участие в профсоюзной работе, конкурсах стартапов и т.
Личностные компетенции студентов
Это большой блок универсальных компетенций, который направлен на освоение средств и способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Для формирования этих компетенций нужна комплексная работа над собой, использование передовых методик.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Теперь вы имеете общее представление о модели компетенций студентов. На их становление влияют как учёба и прохождение практики, так и личный студенческий опыт: участие в общественной жизни, самостоятельная работа, личностное развитие. На помощь учащимся всегда готовы прийти эксперты образовательного сервиса: они позаботятся о том, чтобы учебных проблем в вашей жизни было меньше, а времени на саморазвитие — больше.