Профессиональная компетентность или профессиональные знания, как их называют

Библиографическое описание

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентность, подходы к изучению профессиональной компетентности: функционально-деятельностный, аксиологический, универсальный, личностно-деятельностный, акмеологический

Новые социально-экономические преобразования, происходящие в России позволяют поднять творческий потенциал граждан и актуализировать их ответственность за судьбы каждого человека, целых групп и социальных слоев молодежи.

Так, например, возникли новые явления и процессы, с которыми общество раньше не сталкивалось. Появилось большое число социально незащищенных детей, неблагополучных с точки зрения как психического, так и физического здоровья, социального положения, нуждающихся в квалифицированной поддержке, социально-педагогической помощи.

Чтобы решить эту задачу повышения квалификации, в проекте «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015–2025 год) подчеркивается: «Приоритетной задачей ближайших десятилетий XXI века является разработка и реализация стратегии развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания».

В настоящее время необходимо обратить особое внимание на воспитательную функцию школы, а это зависит от квалификации и уровня развития личности учителя. Новые подходы к развитию всей системе образования и воспитания рассматриваются в Профессиональных стандартах педагогов, в котором подчеркивается важность:

«Различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т. ), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т

Проблемой подготовки учителя к социально-педагогической деятельности обращались и продолжают обращаться такие ученые как: В. Сластенин, Л. Митина, Е. Рогов, А. Гонеев, И. Осипова, И. Зимняя.

Изучением воспитательного аспекта деятельности учителя занимались выдающиеся представители педагогики, философии, психологии: К. Ушинский, А. Макаренко, В. Ключевский, В. Бехтерев, П. Блонский, Л. Выготский.

Значительный вклад в развитие теории и практики воспитания в конце XX века внесли авторы гуманистических воспитательных систем А. Куракин, В. Караковский, А. Григорьева, A. Мудрик, Л. Новикова,Н. Селиванова.

Специфическая позиция педагога как субъекта коллектива воспитателей школы отражена в работах В. Сластенина, Н. Болдырева, А. Григорьевой.

В педагогической литературе термин «компетентность» встречается в контексте исследований профессиональной компетенции в области педагогической деятельности (Н. Гришина, Л. Митина, Ф. Мустафина, Н. Попова и др. Сластенин выделяет личностную и профессиональную компетентность. Что же конкретно вкладывают в понятие «профессиональная компетентность» ученые, придерживающиеся разных подходов в в науке?

  • Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1998. С. 118.
  • Акимова А. П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов-мастеров. В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 1. — Ленинград, 1973.
  • Аграновская И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование в России. 2002. № 4. С. 118.
  • Баграмова Н. В.. Компетентностный подход в образовании с проекцией на обучение иностранному языку//Синтез традиций и новаторства в методике изучения иностранных языков: материалы межвузовской научной конференции.- Владимир: Изд-во ВГПУ, 2004, с.14–19.
  • Введенский B. H. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51–55.
  • Веснин В. В. Практический менеджмент персонала:пособие по кадровой работе,М.,Юрист,1998.с.59.
  • Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. С. 89–90.
  • Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51–55.
  • Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация, М.: Когито — Центр, 2002.- 400 с.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная компетентность, Митино, педагогическая деятельность, подход, профессиональная деятельность, интегральная характеристика, личностное качество специалиста, нравственная позиция личности, универсальный подход, учебно-воспитательный процесс.

При рассмотрении проблем модернизации образования и определения требований к выпускникам вузов широко применяются термины «профессиональная компетенция» и «профессиональная компетентность». Мы сначала изучим определения этих терминов, а затем более подробно рассмотрим профессиональные компетенции и профессиональные компетентности современного педагога (учителя).

Наиболее известным ученым в данном вопросе считается профессор Эдинбургского университета (Великобритания) доктор Джон Равен. Он определяет профессиональную компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

Профессиональная компетенция – «это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность; способность человека реализовать на практике свою компетентность» (Г. Мухаметзянова).

Профессиональная компетентность определяется, как «показатель качества профессионального образования» (Г. Мухаметзянова), как «способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии» (В. Шадриков, Н. Кузьмина), как «готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности» (К. Шапошников).

В рамках акмеологического подхода (Б. Ананьев, А. Донцов, Н. Кузьмина, А. Деркач) профессиональная компетентность является главным когнитивным компонентом профессионализма личности и определяется как сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью.

Базисным критерием оценки качества образования выступает профессиональная компетентность как «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» (О. Лебедев, А. Тряпицына). Способность в данном случае понимается не как предрасположенность, а как умение.

Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.

Таким образом, все исследователи, изучавшие природу профессиональной компетентности, обращают внимание на ее многосторонний, многомерный и системный характер.

В целом под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

Рассматривая профессиональные компетенции, большинство исследователей выделяет: 1) простые (базовые) компетенции (формируемые на основе знаний, умений, способностей, легко фиксируемые, проявляющиеся в определенных видах деятельности) и 2) ключевые компетенции – чрезвычайно сложные для учета и измерения, проявляющиеся во всех видах деятельности, во всех отношениях личности с миром, отражающие духовный мир личности и смыслы ее деятельности.

В некоторых исследованиях есть другие квалификации: 1) стандартные – те, без которых невозможно нормальное функционирование личности или организации 2) ключевые – обеспечивают их конкурентоспособность на социально-экономическом рынке, выгодно отличая от аналогичных представителей, 3) ведущие – это «сотворение» будущего, проявляющееся в инновационности, креативности, динамичности и диалогичности (кооперативности, децентрации, поликультурности).

Ещё в 1998 году в проекте Рекомендаций Комитета Министров к странам-членам Совета Европы были сформированы пять групп ключевых компетенций: социально-гражданские – способность принимать на себя ответственность, участвовать в принятии групповых решений, ненасильственно разрешать конфликты, участвовать в поддержании и улучшений демократических институтов; поликультурные (в некоторых источниках межкультурные) – принятие различий, способность уважать людей других культур, языков и религий, жить с ними в мире и согласии; коммуникативные – владение устной и письменной речью, более чем одним языком, в т. общение на иностранных языках; информационные – владение современными информационными технологиями, понимание их сильных и слабых сторон и способов критических суждений в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой; самообразовательные (в некоторых источниках персональные) – способность учиться на протяжении жизни непрерывно, в контексте личностного, профессионального, социального совершенствования.

Основными компонентами профессиональной компетентностиявляются: специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение квалифицированно решать профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности; аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций (разрушение структуры); экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов; социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения; персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде.

Синтезируя перечисленные компоненты, можно увидеть, что профессиональная компетентность интегрирует в себя всего три аспекта:

· когнитивный (научные, предметные знания в области своей профессии);

· операционно – технологический (способы профессиональной деятельности, умения принимать решения);

· аксиологический (опыт эмоционально – личностного отношения к природе, обществу, человеку).

В статье рассматриваются актуальные вопросы модульного обучения, компетентностного подхода в обучении в профессиональных образовательных организациях. Рассматривается способ формирования общих и профессиональных компетенций у студентов с применением не стандартных форм обучения.

Ключевые слова: Федеральный государственный стандарт (ФГОС), модульный принцип, компетенции, не стандартные формы занятий.

Образование является одним из приоритетных направлений в работе государства и является векторам развития общества. Не так давно система образования приняла в пользование новый Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года(далее ФЗ-№ 273), где описаны новые требования к образованию в Российской Федерации (далее РФ). Так согласно новому закону организации, осуществляющие в качестве основной цели, ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования называются — профессиональная образовательная организация. Так же система образования получила новые Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее ФГОС) и федеральные государственные требования. ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС обеспечивает:

1)                 единство образовательного пространства РФ;

2)                 преемственность основных образовательных программ;

3)                 вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

ФГОС общего образования разрабатывается по уровням образования, ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования и заменяются новыми не реже одного раза в 10 лет. И ФЗ-№ 273 и ФГОС указывают на применение модульно-компетентностного подхода в обучении. В ФЗ-№ 273 говориться о том, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии и в том числе может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов. В ФГОС среднего профессионального образования к различным специальностям в разделе 5 указано что, специалист должен обладать общими компетенциями (далее ОК), включающими в себя способности (далее из ФГОС), а так же должен обладать профессиональными компетенциями (далее ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности каждой конкретной специальности. В разделе 6 указывается структура образовательной программы, где общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов.

Из всего выше сказанного следует, что профессиональные образовательные организации должны применять форму организации образовательной деятельности основанной на модульном принципе и устанавливать в качестве требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы обладание способностями и видами профессиональной деятельности (компетенциями).

Модульно-компетентностный подход в среднем профессиональном образовании это модель организации учебного процесса, на которую должен опираться преподаватель как общеобразовательных, так и профессиональных дисциплин. Модульно-компетентностный подход ставит своей целью обучения и освоение совокупности компетенций. Это означает, что цели любого занятия должны быть сформированы как необходимые компетенции, востребованные в профессиональной деятельности конкретного специалиста. Результатом освоения компетенций должны стать: знания и умения, которые обучающийся должен продемонстрировать по завершению курса лекций, практических и/или лабораторных занятий. Специалист любого профиля должен обладать совокупностью общих компетенций, включающих в себя:

–                   OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

–                   ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

–                   ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

–                   ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

–                   ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

–                   ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

–                   ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

–                   ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

–                   ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Компетенции можно сформировать и проверить на: уроке, лекции, семинаре, учебной экскурсии, тематической конференции, лабораторном или практическом занятии, курсовом проектировании, дипломном проектировании. С профессиональными компетенциями сложнее, они заставляют преподавателей искать нестандартные формы занятий: ролевая игра, урок-путешествие, круглый стол, урок-состязание, пресс-конференция, деловая игра, урок- КВН, мозговая атака, урок-викторина, урок-брифинг, дебаты. На таких занятиях трудно свести сущность образовательного процесса к передаче фактических данных и информации. Профессиональные знания и навыки могут сформироваться только тогда, когда в познавательную активность вовлекаются не только стандартные, но и не стандартные формы обучения. Применяя компетентностный подход, мы вовлекаем студентов в процесс напряженных профессиональных поисков, исследований. В качестве позитивного примера можно рассмотреть, как можно сформировать профессиональные компетенции обучающихся по 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, входящей в укрупнённую группу специальностей 190000 Транспортные средства, дисциплина «Правовые основы профессиональной деятельности». Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина. Дисциплина направлена на освоение профессиональных компетенций:

–                   ПК 1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;

–                   ПК 1. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств;

–                   ПК 2. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта;

–                   ПК 2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ;

–                   ПК 2. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

Рассмотрим занятие в форме дебатов. Дебаты — это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы для защиты и опровержения предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) или присутствующих зрителей в своей правоте. Подобного рода формализованные обсуждения имели место в российской системе образования еще в XVIII веке и назывались диспутами. Использование дебатов в процессе обучения способствует созданию устойчивой мотивации обучения, так как при этом достигается личностная значимость учебной информации для студента. Состязательность во время интеллектуальной игры стимулирует творческую, поисковую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого профессионального материала.

Тема: «Право специалиста по направлению ТО и ремонт автомобильного транспорта на трудовые и социальные льготы». Цель: изучить факторы вредного и опасного производства присущие профессии автомеханика, найти их применение в повседневной деятельности мастеров. Познакомиться с санитарно-гигиеническими нормами, сравнить правовое обеспечение деятельности согласно Трудовому кодексу Российской Федерации и принять решение о причислении профессии к классификатору вредных. Тип урока: проверки знаний. Форма урока: урок-дебаты. В этом занятии сразу поставлена проблема, которую надо решить: причислять ли профессию к классификатору вредных или нет. Студенты высказывают свои мнения, аргументируя их соответствующими ссылками на законы, другие нормативно-правовые акты. В конце занятия у всех сформирована конкретная позиция «за» или «против».

Специфической особенностью дебатов является преобладающих характер самообразования студентов, ведь для подготовки необходимо изучить соответствующую теоретическую базу. Такая система обучения охватывает с одной стороны подготовку к непосредственной практической деятельности, с другой стороны ориентирована на совершенствование личности, способностей к самореализации, а так же помогает осознавать социальную значимость своей профессии, принимать решения в нестандартных ситуациях, работать в команде, использовать новые технологии, ориентироваться в современных часто сменяемых технологиях профессиональной деятельности. Дебаты позволяют повысить конкурентоспособность повысить конкурентоспособность студента как специалиста и гражданина.

Но хочется констатировать, что нестандартные формы занятий практически не используются в профессиональных образовательных организациях во время обучения.

Не стандартные формы занятий должны иметь системный характер, как в конкретной профессиональной образовательной организации, так и в системе СПО в целом. Студентам интересная, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость.

Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2010 года, № 184.

Дебаты: Учебно/методический комплект. — М. : Изд/во «Бонфи», 2001. — 296 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ОКА, профессиональная деятельность, профессиональное образование, техническое обслуживание, Российская Федерация, компетенция, образовательная деятельность, ремонт автотранспорта, автомобильный транспорт, интеллектуальная игра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *