Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения педагогической практики
В результате прохождения педагогической практики обучающийся должен приобрести следующие практические умения и навыки, необходимые для решения профессиональных задач в соответствие с профессиональной направленностью ООП и видами профессиональной деятельности: в области педагогической деятельности; в области научно-исследовательской деятельности; в области управленческой деятельности; в области проектной деятельности; в области методической деятельности; в области культурно-просветительской деятельности. Студенты должны быть готовы:
– осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета (истории) с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности;
– содействовать социализации, формированию общей культуры личности обучающегося,
– осуществлять широкую профессиональную деятельность, требующую исторических знаний и аналитических подходов к преподаванию истории в общеобразовательных учреждениях разного типа;
– владеть теоретическими знаниями и разнообразными методами, приемами и средствами обучения истории, обеспечивающими уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;
– планировать учебно-воспитательную работу с учащимися на дальнюю и ближнюю перспективу;
– стимулировать внеурочную деятельность учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к обучению, воспитанию и развитию;
– анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и определения перспектив самообразования;
– выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся и другими участниками педагогического процесса;
– проектировать и проводить уроки истории, занятия курсов по выбору, внеурочные мероприятия;
– осуществлять оптимальный отбор средств, приемов, методов, форм обучения, адекватных содержанию учебного материала по истории, возрастным особенностям учащихся и собственной индивидуальности;
– участвовать в деятельности школьных методических объединений учителей и других формах методической работы;
– соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенцией о правах ребенка»;
– выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в общеобразовательном процессе;
У обучающихся должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:
Код компетенции
Компетенция
Признак проявления
ОПК-4
способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности
Базовый уровень. Студент
знает:основные требования к реализации учебных программ в соответствии с нормативными документами;
умеет: применять методики анализа профессиональнойдеятельности;
владеет: навыками самоанализа своей профессиональной деятельности
ОПК-5
владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения
Базовый уровень. Студент
знает: один из иностранных языков на уровне профессионального общения;
умеет: осуществлять поиск необходимой информации в иностранных источниках;
владеет: навыками ведения диалога на иностранном языке
ПК-1
способен реализовать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях
Базовый уровень. Студент
знает: структуру и содержание учебного предмета «История»;
умеет: проектировать и реализовывать образовательный процесс по учебным программам базовых и элективных курсов;
владеет: владеет навыками проектирования образовательного процесса по истории
ПК-2
готовприменять современные методики и технологии, в том числе информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения
Базовый уровень. Студент
знает: современные методики и технологии обучения истории, в том числе информационные;
умеет: проектировать уроки истории с использованием различных методик и технологий;
владеет: навыками самоанализа и анализа эффективности использования конкретной методики и технологии
ПК-3
способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии
Базовый уровень. Студент
знает: современные средства и методы оценки уровня подготовки обучающихся по истории;
умеет: разрабатывать диагностические методики;
владеет: навыками анализа результатов диагностирования. ПК-4
способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
Базовый уровень. Студент
знает: ресурсы, необходимые для создания информационной образовательной среды;
умеет: отбирать оптимальные средства обучения истории;
владеет: навыками создания информационной образовательной среды
ПК-5
готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса
Базовый уровень. Студент
знает: запросы потребителей и других заинтересованных лиц в обеспечении качества образовательного процесса;
умеет: проектировать взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами;
владеет: навыками самоанализа и совершенствования взаимодействия с потребителями образовательных услуг и другими заинтересованными лицами
ПК-6
способен организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников
Базовый уровень. Студент
знает: формы и приемы организации сотрудничества в урочной и внеурочной деятельности по истории;
умеет: организовать продуктивное сотрудничество в режиме диалога и полилога;
владеет: методами организации сотрудничества на уроке истории и во внеурочной деятельности
ПУ-7
готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности
Базовый уровень. Студент
знает: правила техники безопасности в организации образовательного процесса;
умеет: реализовать основные концептуальныеподходы здоровьесберегающих технологий;
владеет: методами обеспечения охраны жизни и здоровья в образовательном процессе. ПК-8
способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий
Базовый уровень. Студент
знает: способы разработки и реализации культурно-просветительских программ;
умеет: отбирать исторический материал в целях популяризации знаний и культурных традиций;
владеет: навыками поиска и интерпретации исторического материала с учетом различных категорий населения. ПК-9
способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности;
Базовый уровень. Студент
знает: формы и средства проектирования взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности;
умеет: отбирать оптимальные средства и формы взаимодействия в зависимости от запросов участников;
владеет: навыками создания продуктивного взаимодействия с участниками культурно-просветительской среды. ПК-10
способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности;
Базовый уровень. Студент
знает: отечественный и зарубежный опыт организации культурно-просветительской деятельности;
умеет: проектировать культурно-просветительскую деятельность с учетом традиций отечественного и зарубежного опыта;
владеет: навыками отбора оптимальных форм организации культурно-просветительской деятельности. ПК-11
способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности. Базовый уровень. Студент
знает: традиции и особенности региональной культурной образовательной среды;
умеет: проектировать культурно-просветительскую деятельность с учетом традиций и особенностей региональной культурной образовательной среды;
владеет: навыками отбора оптимальных форм и средств организации культурно-просветительской деятельности в конкретном регионе.
Успешному проведению педагогической практики предшествует подготовительная работа: определяются базовые школы, курсовой руководитель знакомится с общеобразовательным учреждением, администрацией, учителями, осуществляется распределение студентов по школам.
Структура и содержание педагогической практики
Общая трудоемкость педагогической практики составляет 18 зачетных единиц, 648 часов (6 семестр: 6 ЗЕТ, 216 часов; 8 семестр: 12 ЗЕТ, 432 часа) – на очной и заочной формах обучения.
infopedia. su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.
Ключевые слова: педагогическая компетентность, компетенция, модель педагогической компетентности, стадии формирования компетентности
Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях, умениях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельную и успешную деятельность.
Компетенция – это норма (требования) к образовательной подготовке педагога, позволяющая осуществлять успешную деятельность в определенной сфере. Компетентность педагога состоит из трех составляющих: общекультурной, профессиональной и социальной компетентностей.
- Общекультурная компетентность — уровень образованности, достаточный для самообразования.
- Профессиональная компетентность — качество личности, которое проявляется в способности и готовности к деятельности, позволяющей успешно решать педагогические задачи на основе владения педагогом необходимой суммой знаний, умений, навыков и опыта.
- Социальная компетентность — социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Социальная компетентность предполагает владение видами компетентности, связанными с системой человеческих ценностей, способами функционирования социума и своей собственной ролью в этой структуре.
Можно выделить 4 стадии формирования компетентности.
Неосознанная некомпетентность. На этой стадии педагог не осознаёт, что результативность его работы не соответствует ожиданиям или предъявляемым требованиям, что само по себе является препятствием к обучению. Поэтому первоочередной задачей на этом этапе выступает перевод педагога в состояние осознанной некомпетентности.
Осознанная некомпетентность. Цель данного этапа — осознание педагогом необходимости в повышении своего профессионального уровня. Основанием для оценки уровня своей компетентности могут послужить: изучение модели педагогической компетентности педагога; результаты диагностики учащихся; результаты контроля; посещение уроков своих коллег, презентации опыта эффективной педагогической практики коллег и т.
Осознанная компетентность: Эта стадия характеризуется умением (не всегда уверенным) выполнять поставленную перед собой задачу на основе приобретённых знаний, умений и навыков. На этом этапе педагог работает не автоматически, а постоянно продумывает свои действия, анализируя достигнутые результаты своей деятельности.
Неосознанная компетентность. Данная стадия характеризуется автоматическим выполнением правильных действий, которое входит в привычку. Это качественное изменение характеризует более высокий уровень профессиональной компетентности, который достигается практикой, повторением опыта и постоянным самоанализом деятельности.
Для перевода в состояние осознанной компетентности необходима планомерная организация процесса непрерывного образования педагогов внутри колледжа, вне него, а также самообразование
Хотелось бы, чтобы у всех педагогов была сформирована неосознанная компетентность. Но не у всех педагогов есть большой опыт и желание постоянно анализировать свою деятельность и постоянно ее совершенствовать. Но ,тем не менее, у нас есть такие педагоги и мы видим, что их число растет.
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса
Условия профессионального роста педагогов
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров различных образовательных сфер: дошкольное, школьное, высшее профессиональное и послевузовское образование.
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. его профессиональной компетентности. Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям «компетенции» и «компетентность».
В словаре С. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области».
В педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на содержание понятий «компетенция», «компетентность». Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетенции являются структурными компонентами компетентности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:
интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;
информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах;
рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.
Создание условий для профессиональной самореализации личности педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения, работающего в режиме развития.
Самореализация может быть определена как стремление к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций.
Особого внимания следует уделить мотивации педагога к профессиональному росту, самореализации. Мотивация рассматривается как система факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения человека.
У педагога может быть сформирована устойчивая мотивация в постоянном профессиональном саморазвитии, приобретении новых знаний и профессиональных умений.
Мотивация саморазвития обусловлена профессиональными образовательными потребностями – желанием усовершенствовать педагогическую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, то есть стать профессионально более успешным. Для возникновения мотивации важно применять стимулирование.
В научном управлении есть понятие «мотивационная среда» – совокупность мотивационных условий, которые являются производными определенной культуры коллектива.
Перед педагогами должны быть поставлены привлекательные цели, достижение которых требует наличия новых знаний.
Педагог должен постоянно включаться в новые для себя виды деятельности, работать в новых условиях, использовать новые средства, менять круг общения.
Педагог должен иметь широкий и разнообразный круг общения.
В ДОУ должна быть «конкурентная» социальная профессиональная среда, стимулирующая педагога к постоянному совершенствованию.
Результаты профессионального развития должны являться в ДОУ организационной ценностью.
Педагог должен быть уверен, что способен обучиться новым методам работы и адаптироваться к изменениям.
Педагог должен быть уверен в возможности получения качественной информации, необходимой для удовлетворения потребностей в его профессиональном развитии.
ДОУ должно оказывать педагогу необходимую и востребованную им самим помощь в решении проблем профессионального развития.
Педагог в процессе контроля и оценки своей работы должен регулярно получать адекватную обратную информацию об уровне своего профессионализма.
Педагог должен быть уверен в получении внутреннего (удовлетворенность, достижение желаемых целей и др. ) и внешнего (статус, признание коллег, получение значимой работы, высокого разряда, повышения заработной платы и др. ) вознаграждения. Это вознаграждение должно являться для него ценным, удовлетворять его потребности.
Педагог должен быть уверен, что данное вознаграждение нельзя получить без профессионального развития.
Статус педагога в коллективе должен зависеть от уровня его компетентности и образованности.
Условия необходимые для профессиональной самореализации личности педагога:
-Дифференцированный и индивидуальный подход в методической работе с педагогами.
-Специальное обучение педагогов внутри ДОУ (Школа молодого специалиста, Школа повышения профессионального мастерства, тренинги).
-Условия для внедрения инноваций в практику работы детского сада, перехода к инновационному режиму.
-Мотивационная среда для вовлечения педагога в самостоятельную и творческую исследовательскую работу.
-Психологическая поддержка педагога. Организация комнаты психологической разгрузки, тренинги на развитие рефлексии, самосознания, самооценки. Возможность неформального общения в ДОУ, традиции коллектива.
-Включение педагогов в управленческую деятельность. Развитие аналитических способностей, инициативности.
-Делегирование полномочий с целью повышения ответственности.
Этапы профессиональной самореализации:
-Адаптация в профессии (20-24 года). Первичное ознакомление с профессией.
-Выбор собственной стратегии, стиля педагогической деятельности (до 30 лет).
-Экспериментирование с педагогическими технологиями (до 40 лет).
-Внесение творческих элементов в выбранную технологию.
-Разработка и внедрение авторских программ и проектов.
-Подведение итогов профессиональной карьеры и подготовка её завершения (50 лет).
-Готовность перехода к неслужебной деятельности (60-65 лет).
Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов могут быть:
– постоянно действующий обучающий семинар по вопросам введения ФГОС ДО;
– семинары-практикумы (мы старались привлечь педагогов к методической работе, используя активные методы обучения);
– организация индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью оказания адресной эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ;
– организация деятельности Творческой группы по планированию педагогами образовательной работы с детьми;
– мастер-классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы, обменом передовым педагогическим опытом;
– открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ, имеющими небольшой стаж работы;
– самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);
– прохождения различных курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников;
– проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ на районных и краевых методических объединений.
-желание педагога познавать и самореализовываться.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
В результате прохождения педагогической практикистудент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
способностью проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОПК-1);
способностью обосновать профессионально-педагогические действия (ОПК-7);
готовностью моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОПК-8);
готовностью анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОПК-9);
владением системой эвристических методов и приемов (ОПК-10).
способностью выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-1);
способностью развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего, служащих и специалистов среднего звена (ПК-2);
способностью организовывать и осуществлять учебно-профессиональную и учебно-воспитательную деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в ОО СПО (ПК-3);
способностью организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);
способностью анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);
готовностью к использованию современных воспитательных технологий формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности (ПК-6);
готовностью к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых (ПК-7);
готовностью к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего, служащих и специалистов среднего звена; (ПК-8);
готовностью к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию (ПК-9);
готовностью к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (ПК-10);
Сформированность указанных компетенций определяется тем, что студент должен
– законодательные и нормативно-правовые акты в системе профессионально-технического образования, охраны труда;
– требования к организации учебно-воспитательного процесса;
– должностные обязанности мастера производственного обучения и преподавателя специальных и общетехнических дисциплин профессионально-технического учебного заведения;
– содержание Государственных стандартов профессий, на основании которых формируется профессиональная компетентность будущих рабочих;
– требования к структуре и содержанию паспорта комплексно-методического обеспечения предмета;
– содержание рабочих учебных планов и программ профессионально-практической, профессионально-теоретической и общетехнической подготовок;
– содержание тематических планов специальных предметов и производственного обучения;
– требования к разработке учебно-планирующей документации преподавателя-предметника и мастера производственного обучения;
– структуру различных типов уроков теоретического и производственного обучения;
– требования к подбору и структурированию содержания учебного материала;
– методические требования к разработке планов урока;
– виды, назначение и содержание дидактических средств обучения, применяемых на уроках производственного обучения, специальных и общетехнических дисциплин;
– методику проведения различных типов уроков теоретического и производственного обучения;
– современные производственные и педагогические технологии;
– требования к педагогическому и психологическому анализу уроков производственного обучения, специальных и общетехнических дисциплин;
– виды форм методической работы преподавателя и мастера производственного обучения;
– основные организационные формы организации производственного обучения в учебных мастерских, на предприятиях и в условиях производства;
– методы производственного и теоретического обучения и их рациональный выбор в зависимости от периода обучения учащихся;
– требования к разработке основных дидактических средств обучения, в том числе и к технической и технологической документации;
– методы и методические приемы актуализации знаний и умений учащихся;
– методические приемы изложения содержания новых способов действий;
– способы организации самостоятельной работы учащихся в процессе урока;
– виды и формы контроля за формированием знаний, профессионально-практических умений и навыков учащихся;
– требования к разработке критериев оценивания учебных достижений учащихся по профессионально-практической подготовке соответствующей профессии;
– требования к осуществлению психолого-педагогического анализа урока производственного и теоретического обучения.
– разрабатывать учебно-планирующую документацию мастера производственного обучения и преподавателя специальных дисциплин;
– разрабатывать дидактические средства обучения;
– рационально выбирать методы обучения;
– разрабатывать план-конспект урока производственного и теоретического обучения;
– проводить уроки производственного обучения в учебных мастерских и уроки по специальным и общетехническим дисциплинам;
– определять критерии оценивания учебных достижений;
– выполнять самоконтроль и коррекцию своих действий;
– проводить внеклассную работу с учащимися закрепленной группы;
– анализировать уроки теоретического и производственного обучения у своих сокурсников;
– участвовать в работе предметных методических комиссий.
― методикой поиска и анализа информации для решения проблем в профессионально-педагогической деятельности;
― системой эвристических методов и приемов, образовательных технологий для осуществления профессионально-педагогической деятельности;
― методикой самоанализа учебной деятельности;
― методами анализа и управления учебно-познавательной деятельности учащихся.
Профессиональная компетентность – это обладание личными и профессиональными качествами, с помощью которых систематически ведётся работа по решению профессиональных задач. Для педагога компетентность как специалиста выражается в умении осуществлять педагогическую деятельность со стабильно высокими образовательными и воспитательными результатами обучающихся.
Что такое профессионально-педагогическая компетентность учителя
Профессиональная компетентность в словарях С. Ожегова, Д. Ушакова трактуется как «Круг вопросов в которых данное лицо хорошо осведомлено». Компетентный педагог, обладает высшей степенью педагогического мастерства, постоянно развивается и повышает свой уровень образования.
Профессионально-педагогическая компетентность учителя слагается из нескольких блоков:
- теоретического;
- практического;
- личностного.
Структура профессионально педагогической компетентности
Теоретический блок подразумевает знание основ педагогики и психологии обучения, современное состояние обучения, знание современных технологий и методик обучения.
Практический блок педагогической компетентности включает в себя профессионально-педагогические умения и навыки:
- использование информационных и коммуникационных технологий;
- адекватное оценивание имеющегося ресурсного потенциала обучающихся и работа над его повышением, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- реализация управленческих функций – разработка образовательных программ, индивидуальных маршрутов развития обучающихся,
- разработка дидактических материалов;
- организация совместной и индивидуальной деятельности учащихся.
Личные качества учителя – толерантность, терпение и требовательность, общая культура педагога – составляют личностный блок профессионально-педагогической компетентности учителя.
https://youtube.com/watch?v=oQhsJ-pLGaI%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed
Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций
Профессиональная компетентность педагога – это владение определенным набором компетенций необходимых для педагогической деятельности, личное отношение педагога к работе, умение активно использовать профессиональные знания на практике.
Начальные общие и профессиональные компетенции – совокупность знаний, умений, навыков, формирует у будущих педагогов учебная практика. Она погружает студентов в реальную профессиональную среду и даёт первоначальный опыт.
Педагогические компетенции условно делят на виды – общие и профессиональные, чёткой границы между ними нет:
Общие компетенцииПрофессиональные компетенцииПоликультурная (толерантность). Коммуникативная. Аналитико-прогностическая (умение анализировать собственную деятельность). Информационно-коммуникационная. Правовая. Профессионально значимые личностные качества (самоорганизованность, позитивная направленность, эмоциональная устойчивость). Компетенция в целеполагании педагогической работы. Компетенция в мотивировании, умение создать «ситуацию успеха» для учеников. Компетенция, выражающаяся в знании предмета и методах преподавания. Компетенция в умении организовать учебный процесс. Компетенция в умении разработки программ, методических и дидактических материалов.
Учебная педагогическая практика решает 3 задачи – контролирующую, образовательную и воспитательную. Во время прохождения практики определяется уровень профессиональной готовности студентов к проведению учебно-воспитательных мероприятий, умение оценить свой опыт и опыт коллег.
Обучающая роль практики предусматривает развитие и совершенствование общих и профессиональных компетенций: толерантности, умения работать в команде, умений развивать творческие способности обучающихся.
Воспитательным моментом учебной практики является формирование у студентов готовности сотрудничать с коллегами, совершенствовать навыки педагогического общения, ответственно относиться к работе.
В условиях учебной практики, в школах, в детских оздоровительных лагерях, будущие педагоги ежедневно сталкиваются с разными педагогическими проблемами. Постепенно вырабатываются способность анализа, нахождения верных путей решения задач.
Виды компетенций
Понятие «компетенция» — набор качеств, известных специалисту, используемых им в работе.
Ключевыми компетенциями являются:
- ценностно-смысловые;
- общекультурные;
- учебно-познавательные;
- информационные;
- коммуникативные;
- социально-трудовые;
- компетенция личностного самосовершенствования.
Ценностно-смысловые компетенции
Ценностно-смысловые компетенции – система ценностей, отражающие нравственные понятия человека. Помогают пониманию окружающей действительности, осознанию своего предназначения в мире. Это способность человека воспринимать жизнь как высшую ценность.
Общекультурные
Набор общекультурных компетенций помогает в решении профессиональных задач с использованием личных качеств. Воспитывая личность, педагог является образцом культуры. Внешний вид, общение, умение заинтересовать являются составляющими частями общекультурной компетенции.
Учебно-познавательные
Учебно-познавательные компетенции – это базовые компетенции педагога. К ним относятся:
- педагогическое целеполагание. Учитель формирует образ будущего результата и планирует работу по его достижению;
- анализ профессиональной деятельности и умение делать правильные выводы, исправлять недочёты в работе;
- создание условий, обеспечивающих позитивную мотивацию у учащихся;
- владение в совершенстве методами преподавания и знание предмета;
- постоянное развитие и совершенствование профессиональных знаний.
Информационные
Информационная компетенция означает умение ориентироваться в информационном пространстве и использовать информацию для достижения педагогических целей. Владеющий информационной компетенцией педагог легко считывает и понимает информацию в разнообразных формах: в виде презентации, графиков, таблиц. Поиск информации осуществляется с использованием средств информационно-коммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.
Коммуникативные
Коммуникативная компетентность выражается в умении педагога сотрудничать с обучающимися, родителями, коллегами для достижения положительного итога работы. Коммуникативно компетентный преподаватель владеет грамотной речью и насыщает общение позитивными эмоциями.
Социально-трудовые
Социально-трудовые компетенции выражаются в гражданской позиции педагога, общественной работе. Подразумевают знания и опыт в роли клиента, покупателя, родителя.
Компетенция личностного самосовершенствования
Компетенция нацелена на изучение и применение способов самосовершенствования в духовном плане, интеллектуального и физического развития. Человек заботится о своём здоровье, соблюдает правила безопасного поведения, ищет информацию, способы для интеллектуального роста.
Характеристики профессионально-педагогической компетентности
Профессиональная компетентность педагога – это умение связать теоретическую основу с практикой, ненавязчиво и доступно подать материал, выслушать и организовать.
В характеристике профессионально-педагогической компетентности выделены группы качеств, обязательных для компетентного педагога:
- организационные;
- психолого-педагогические;
- профессиональные.
Учитель организует учебно-воспитательный процесс. Урок, лекция, мероприятие у профессионала увлекают, повышают мотивацию к обучению. Достигается это разными путями: интересными фактами по теме, нестандартной структурой занятия, использованием информационно-коммуникационных средств.
Живой диалог по теме и использование имеющегося опыта обучающихся повышают качество усвоения материала.
Являясь примером для подражания, преподаватель передает свои нравственные качества воспитанникам. Тактичность, объективное оценивание и поддержка педагога создают доброжелательную атмосферу, способствую успешному развитию.
На высокую профессиональную квалификацию указывает умение сочетать в методике преподавания теорию и практику. Компетентность проявляется в способности найти общие темы для разговора и сотрудничестве в разных ситуациях, в знании последних событий в мире и разнообразии теоретического материала примерами из жизни.
Педагогическая работа – творческий поиск совершенных методов и приемов учебно-воспитательного процесса.
Узкопрофессиональная и личностная человеческая компетентность педагога
Узкопрофессиональная и личностная или личностно-профессиональная компетенция совмещает в себе профессиональные знания, умения и навыки педагога с личными качествами.
Личностно-профессиональная компетентность проявляется в готовности человека к социальному взаимодействию в разных ситуациях, интеграции с социумом. Эта компетентность складывается из 3-х составляющих: профессиональной продуктивности, эмоционального интеллекта и социального взаимодействия.
Составляющие части личностно-профессиональной компетентностиСодержание компонентов Профессиональная продуктивность Уровень достижений обучающихся, профессиональных достижений педагога;участие в образовательных семинарах,уровень реализации образовательной программы и её качество;повышение квалификации педагога;использование передовых технологий;распространение педагогического опыта. Эмоциональный интеллектСпособность воспринимать свои и чужие эмоции и направлять их в помощь интеллекту. Социальное взаимодействиеКультура поведения и речи, коммуникативная толерантность.
Развитие одного компонента личностно-профессиональной компетентности вызывает развитие и других частей, происходит общий рост компетентности педагога.
Уровни профессионально-педагогической деятельности
Уровни профессионально-педагогической деятельности характеризуют продуктивность работы педагога:
- Репродуктивный уровень. Передача известной учителю информации по предмету обучающимся, пересказ. Часто это уровень начинающих педагогов.
- Адаптивный уровень. Адаптирование передаваемой информации к контингенту обучающихся. Начинается активное освоение профессиональных компетенций.
- Локально-моделирующий (ситуативный) уровень. Умение ставить цель деятельности, но нет чёткого планирования работы. Видение отдельных педагогических явлений, ситуаций, без прослеживания связи между ними.
- Предмоделирующий уровень. Владение и понимание ситуации, постоянное развитие. Присутствует целеполагание и четкое планирование работы для достижения лучшего результата обучения и воспитания. Нет ясного представления о функциях совместной деятельности обучающихся.
- Моделирующий уровень. Достижение педагогического мастерства, умение устанавливать причинно-следственные связи. В обучении используются проектные методики, творческие задания. Учащиеся проявляют активность в учебной и внеурочной деятельности. Сформирован коллектив обучающихся.
Проблемы педагогической компетентности
Профессиональная компетентность педагога – это способ мышления, понимание ответственности за свои действия. В современных школах испытывается кризис педагогической компетентности. Поменялся профессиональный стандарт педагога, появились новые требования, обязательными стали новые компетенции – информационно-коммуникационная компетентность, проектная компетентность.
Опытные педагоги опасаются не справится с новыми требованиями и уходят в другую сферу деятельности. У молодых специалистов в силу недостатка опыта возникают проблемы педагогической компетентности в передаче информации, в организации учебного процесса, в рефлексивной деятельности.
Этапы и система формирования профессиональной компетентности
Формирование профессиональной компетенции педагога происходит на протяжении всей педагогической деятельности.
В системе становления профессиональной компетентности педагога выделяются 3 этапа:
- Первоначальный этап соответствует времени обучения профессии. На этом этапе приобретаются основы теории и практики профессии педагога.
- Базовый этап начинается с момента начала работы в качестве преподавателя, педагога. Начинается активное изучение и овладение традиционными методиками преподавания, анализ и обобщение передового педагогического опыта.
- Послебазовый этап характеризуется повышением квалификации педагога. Это уровни учителя – мастера, учителя – исследователя и учителя – профессионала. На первой ступени этапа происходит обобщение своего опыта и опыта коллег, применение новых технологий обучения. На 2 ступени разрабатываются авторские учебные программы, учебно-методическая литература. На 3 ступени достигается высший уровень профессионализма: разрабатываются учебно-методические комплексы, новые методики и технологии обучения и воспитания, пишутся научные статьи.
Пути развития профессиональной компетентности педагога
От компетенции преподавателя зависит экономическое и духовное развитие общества.
Пути развития профессионально-педагогической компетенции:
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- участие в профессиональных объединениях разного уровня;
- владение информационно-коммуникационными технологиями;
- освоение и применение на практике новых педагогических технологий;
- обобщение и распространение опыта своей педагогической деятельности;
- участие в смотрах, фестивалях профессионального мастерства.
Повышение профессиональной компетентности, достижение профессионализма, зависит напрямую от желания человека.
Процесс формирования профессиональной компетентности длительный, динамичный и цикличный. Педагогу на каждой ступени профессионального развития необходима поддержка специалистов высокого класса, помогающих успешно пройти очередной этап.