Профессиональная педагогическая компетенция это

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения педагогической практики

В результате прохождения педагогической практики обучающийся должен приобрести следующие практические умения и навыки, необходимые для решения профессиональных задач в соответствие с профессиональной направленностью ООП и видами профессиональной деятельности: в области педагогической деятельности; в области научно-исследовательской деятельности; в области управленческой деятельности; в области проектной деятельности; в области методической деятельности; в области культурно-просветительской деятельности. Студенты должны быть готовы:

– осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета (истории) с ориентацией на задачи обучения, воспитания и развития личности;

– содействовать социализации, формированию общей культуры личности обучающегося,

– осуществлять широкую профессиональную деятельность, требующую исторических знаний и аналитических подходов к преподаванию истории в общеобразовательных учреждениях разного типа;

– владеть теоретическими знаниями и разнообразными методами, приемами и средствами обучения истории, обеспечивающими уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Федерального государственного образовательного стандарта;

– планировать учебно-воспитательную работу с учащимися на дальнюю и ближнюю перспективу;

– стимулировать внеурочную деятельность учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к обучению, воспитанию и развитию;

– анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и определения перспектив самообразования;

– выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся и другими участниками педагогического процесса;

– проектировать и проводить уроки истории, занятия курсов по выбору, внеурочные мероприятия;

– осуществлять оптимальный отбор средств, приемов, методов, форм обучения, адекватных содержанию учебного материала по истории, возрастным особенностям учащихся и собственной индивидуальности;

– участвовать в деятельности школьных методических объединений учителей и других формах методической работы;

– соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенцией о правах ребенка»;

– выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в общеобразовательном процессе;

У обучающихся должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:

Код компетенции
Компетенция
Признак проявления
ОПК-4
способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности
Базовый уровень. Студент
знает:основные требования к реализации учебных программ в соответствии с нормативными документами;
умеет: применять методики анализа профессиональнойдеятельности;
владеет: навыками самоанализа своей профессиональной деятельности
ОПК-5
владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения
Базовый уровень. Студент
знает: один из иностранных языков на уровне профессионального общения;
умеет: осуществлять поиск необходимой информации в иностранных источниках;
владеет: навыками ведения диалога на иностранном языке
ПК-1
способен реализовать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях
 
Базовый уровень. Студент
знает: структуру и содержание учебного предмета «История»;
умеет: проектировать и реализовывать образовательный процесс по учебным программам базовых и элективных курсов;
владеет: владеет навыками проектирования образовательного процесса по истории
ПК-2
готовприменять современные методики и технологии, в том числе информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения
Базовый уровень. Студент
знает: современные методики и технологии обучения истории, в том числе информационные;
умеет: проектировать уроки истории с использованием различных методик и технологий;
владеет: навыками самоанализа и анализа эффективности использования конкретной методики и технологии
ПК-3
способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии
Базовый уровень. Студент
знает: современные средства и методы оценки уровня подготовки обучающихся по истории;
умеет: разрабатывать диагностические методики;
владеет: навыками анализа результатов диагностирования. ПК-4
способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
Базовый уровень. Студент
знает: ресурсы, необходимые для создания информационной образовательной среды;
умеет: отбирать оптимальные средства обучения истории;
владеет: навыками создания информационной образовательной среды
ПК-5
готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса
 
Базовый уровень. Студент
знает: запросы потребителей и других заинтересованных лиц в обеспечении качества образовательного процесса;
умеет: проектировать взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами;
владеет: навыками самоанализа и совершенствования взаимодействия с потребителями образовательных услуг и другими заинтересованными лицами
ПК-6
способен организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников
 
Базовый уровень. Студент
знает: формы и приемы организации сотрудничества в урочной и внеурочной деятельности по истории;
умеет: организовать продуктивное сотрудничество в режиме диалога и полилога;
владеет: методами организации сотрудничества на уроке истории и во внеурочной деятельности
ПУ-7
готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности
Базовый уровень. Студент
знает: правила техники безопасности в организации образовательного процесса;
умеет: реализовать основные концептуальныеподходы здоровьесберегающих технологий;
владеет: методами обеспечения охраны жизни и здоровья в образовательном процессе. ПК-8
способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий
Базовый уровень. Студент
знает: способы разработки и реализации культурно-просветительских программ;
умеет: отбирать исторический материал в целях популяризации знаний и культурных традиций;
владеет: навыками поиска и интерпретации исторического материала с учетом различных категорий населения. ПК-9
способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности;
Базовый уровень. Студент
знает: формы и средства проектирования взаимодействия с участниками культурно-просветительской деятельности;
умеет: отбирать оптимальные средства и формы взаимодействия в зависимости от запросов участников;
владеет: навыками создания продуктивного взаимодействия с участниками культурно-просветительской среды. ПК-10
способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности;
 
Базовый уровень. Студент
знает: отечественный и зарубежный опыт организации культурно-просветительской деятельности;
умеет: проектировать культурно-просветительскую деятельность с учетом традиций отечественного и зарубежного опыта;
владеет: навыками отбора оптимальных форм организации культурно-просветительской деятельности. ПК-11
способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности. Базовый уровень. Студент
знает: традиции и особенности региональной культурной образовательной среды;
умеет: проектировать культурно-просветительскую деятельность с учетом традиций и особенностей региональной культурной образовательной среды;
владеет: навыками отбора оптимальных форм и средств организации культурно-просветительской деятельности в конкретном регионе.

Успешному проведению педагогической практики предшествует подготовительная работа: определяются базовые школы, курсовой руководитель знакомится с общеобразовательным учреждением, администрацией, учителями, осуществляется распределение студентов по школам.

Структура и содержание педагогической практики

Общая трудоемкость педагогической практики составляет 18 зачетных единиц, 648 часов (6 семестр: 6 ЗЕТ, 216 часов; 8 семестр: 12 ЗЕТ, 432 часа) – на очной и заочной формах обучения.

infopedia. su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Ключевые слова: педагогическая компетентность, компетенция, модель педагогической компетентности, стадии формирования компетентности

Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся  в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях, умениях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельную и успешную деятельность.

Компетенция – это  норма (требования) к образовательной подготовке педагога, позволяющая осуществлять успешную деятельность в определенной сфере. Компетентность педагога состоит из трех составляющих: общекультурной, профессиональной и социальной компетентностей.

  • Общекультурная компетентность — уровень образованности, достаточный для самообразования.
  • Профессиональная компетентность — качество личности, которое проявляется  в способности  и готовности к деятельности, позволяющей успешно решать педагогические задачи  на основе  владения педагогом необходимой суммой знаний, умений, навыков и опыта.
  • Социальная компетентность — социальные  навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Социальная компетентность предполагает владение видами компетентности, связанными с  системой человеческих ценностей, способами функционирования социума и своей собственной ролью в этой структуре.

Профессиональная педагогическая компетенция это

Можно выделить 4 стадии формирования компетентности.

Неосознанная некомпетентность. На этой стадии педагог не осознаёт, что результативность его работы не соответствует ожиданиям или предъявляемым требованиям, что само по себе является препятствием к обучению. Поэтому первоочередной задачей на этом этапе выступает перевод педагога в состояние осознанной некомпетентности.

Осознанная некомпетентность. Цель данного этапа — осознание педагогом необходимости в повышении своего профессионального уровня. Основанием для оценки уровня своей  компетентности могут послужить: изучение модели педагогической компетентности педагога; результаты диагностики учащихся; результаты контроля; посещение уроков своих коллег, презентации опыта эффективной педагогической практики коллег и т.

Осознанная компетентность: Эта стадия характеризуется умением (не всегда уверенным) выполнять поставленную перед собой задачу на основе приобретённых знаний, умений и навыков. На этом этапе педагог  работает не автоматически, а постоянно продумывает  свои действия, анализируя достигнутые результаты своей деятельности.

Неосознанная компетентность. Данная стадия характеризуется автоматическим выполнением правильных действий, которое входит в привычку. Это качественное изменение характеризует более высокий уровень профессиональной компетентности, который достигается практикой, повторением опыта и постоянным самоанализом деятельности.

Для перевода в состояние осознанной компетентности необходима планомерная организация процесса непрерывного образования педагогов внутри колледжа, вне него, а также  самообразование

Хотелось бы, чтобы у всех педагогов была сформирована неосознанная компетентность. Но  не у всех педагогов есть большой опыт и желание  постоянно анализировать свою деятельность и постоянно ее совершенствовать. Но ,тем не менее,  у нас есть такие педагоги и  мы видим, что  их число растет.

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса

Условия профессионального роста педагогов

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров различных образовательных сфер: дошкольное, школьное, высшее профессиональное и послевузовское образование.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. его профессиональной компетентности. Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям  «компетенции» и «компетентность».

В словаре С. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области».

В педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на содержание понятий «компетенция», «компетентность». Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетенции являются структурными компонентами компетентности.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;

информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях,  коллегах;

рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным  набором компетенций.

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.

Создание условий для профессиональной самореализации личности педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения, работающего в режиме развития.

Самореализация может быть определена как стремление к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций.

Особого внимания следует уделить мотивации педагога к профессиональному росту, самореализации. Мотивация рассматривается как система факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения человека.

У педагога может быть сформирована устойчивая мотивация в постоянном профессиональном саморазвитии, приобретении новых знаний и профессиональных умений.

Мотивация саморазвития обусловлена профессиональными образовательными потребностями – желанием усовершенствовать педагогическую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, то есть стать профессионально более успешным. Для возникновения мотивации важно применять стимулирование.

В научном управлении есть понятие «мотивационная среда» – совокупность мотивационных условий, которые являются производными определенной культуры коллектива.

Перед педагогами должны быть поставлены привлекательные цели, достижение которых требует наличия новых знаний.

Педагог должен постоянно включаться в новые для себя виды деятельности, работать в новых условиях, использовать новые средства, менять круг общения.

Педагог должен иметь широкий и разнообразный круг общения.

В ДОУ должна быть «конкурентная» социальная профессиональная среда, стимулирующая педагога к постоянному совершенствованию.

Результаты профессионального развития должны являться в ДОУ организационной ценностью.

Педагог должен быть уверен, что способен обучиться новым методам работы и адаптироваться к изменениям.

Педагог должен быть уверен в возможности получения качественной информации, необходимой для удовлетворения потребностей в его профессиональном развитии.

ДОУ должно оказывать педагогу необходимую и востребованную им самим помощь в решении проблем профессионального развития.

Педагог в процессе контроля и оценки своей работы должен регулярно получать адекватную обратную информацию об уровне своего профессионализма.

Педагог должен быть уверен в получении внутреннего (удовлетворенность, достижение желаемых целей и др. ) и внешнего (статус, признание коллег, получение значимой работы, высокого разряда, повышения заработной платы и др. ) вознаграждения. Это вознаграждение должно являться для него ценным, удовлетворять его потребности.

Педагог должен быть уверен, что данное вознаграждение нельзя получить без профессионального развития.

Статус педагога в коллективе должен зависеть от уровня его компетентности и образованности.

Условия необходимые для профессиональной самореализации личности педагога:

-Дифференцированный и индивидуальный подход в методической работе с педагогами.

-Специальное обучение педагогов внутри ДОУ (Школа молодого специалиста, Школа повышения профессионального мастерства, тренинги).

-Условия для внедрения инноваций в практику работы детского сада, перехода к инновационному режиму.

-Мотивационная среда для вовлечения педагога в самостоятельную и творческую исследовательскую работу.

-Психологическая поддержка педагога. Организация комнаты психологической    разгрузки, тренинги на развитие рефлексии, самосознания, самооценки. Возможность неформального общения в ДОУ, традиции коллектива.

-Включение педагогов в управленческую деятельность. Развитие аналитических способностей, инициативности.

-Делегирование полномочий с целью повышения ответственности.

Этапы профессиональной самореализации:

-Адаптация в профессии (20-24 года). Первичное ознакомление с профессией.

-Выбор собственной стратегии, стиля педагогической деятельности (до 30 лет).

-Экспериментирование с педагогическими технологиями (до 40 лет).

-Внесение творческих элементов в выбранную технологию.

-Разработка и внедрение авторских программ и проектов.

-Подведение итогов профессиональной карьеры и подготовка её завершения (50 лет).

-Готовность перехода к неслужебной деятельности (60-65 лет).

Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов могут быть:

– постоянно действующий обучающий семинар по вопросам введения ФГОС ДО;

– семинары-практикумы (мы старались привлечь педагогов к методической работе, используя активные методы обучения);

– организация индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью оказания адресной эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ;

– организация деятельности Творческой группы по планированию педагогами образовательной работы с детьми;

– мастер-классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы,  обменом передовым педагогическим опытом;

– открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ,  имеющими небольшой стаж работы;

– самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);

– прохождения различных курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников;

– проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ на районных и краевых методических объединений.

-желание педагога познавать и  самореализовываться.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

В результате прохождения педагогической практикистудент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

способностью проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОПК-1);

способностью обосновать профессионально-педагогические действия (ОПК-7);

готовностью моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОПК-8);

готовностью анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОПК-9);

владением системой эвристических методов и приемов (ОПК-10).

способностью выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-1);

способностью развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего, служащих и специалистов среднего звена (ПК-2);

способностью организовывать и осуществлять учебно-профессиональную и учебно-воспитательную деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в ОО СПО (ПК-3);

способностью организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);

способностью анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);

готовностью к использованию современных воспитательных технологий формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности (ПК-6);

готовностью к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых (ПК-7);

готовностью к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего, служащих и специалистов среднего звена; (ПК-8);

готовностью к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию (ПК-9);

готовностью к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (ПК-10);

Сформированность указанных компетенций определяется тем, что студент должен

– законодательные и нормативно-правовые акты в системе профессионально-технического образования, охраны труда;

– требования к организации учебно-воспитательного процесса;

– должностные обязанности мастера производственного обучения и преподавателя специальных и общетехнических дисциплин профессионально-технического учебного заведения;

– содержание Государственных стандартов профессий, на основании которых формируется профессиональная компетентность будущих рабочих;

– требования к структуре и содержанию паспорта комплексно-методического обеспечения предмета;

– содержание рабочих учебных планов и программ профессионально-практической, профессионально-теоретической и общетехнической подготовок;

– содержание тематических планов специальных предметов и производственного обучения;

– требования к разработке учебно-планирующей документации преподавателя-предметника и мастера производственного обучения;

– структуру различных типов уроков теоретического и производственного обучения;

– требования к подбору и структурированию содержания учебного материала;

– методические требования к разработке планов урока;

– виды, назначение и содержание дидактических средств обучения, применяемых на уроках производственного обучения, специальных и общетехнических дисциплин;

– методику проведения различных типов уроков теоретического и производственного обучения;

– современные производственные и педагогические технологии;

– требования к педагогическому и психологическому анализу уроков производственного обучения, специальных и общетехнических дисциплин;

– виды форм методической работы преподавателя и мастера производственного обучения;

– основные организационные формы организации производственного обучения в учебных мастерских, на предприятиях и в условиях производства;

– методы производственного и теоретического обучения и их рациональный выбор в зависимости от периода обучения учащихся;

– требования к разработке основных дидактических средств обучения, в том числе и к технической и технологической документации;

– методы и методические приемы актуализации знаний и умений учащихся;

– методические приемы изложения содержания новых способов действий;

– способы организации самостоятельной работы учащихся в процессе урока;

– виды и формы контроля за формированием знаний, профессионально-практических умений и навыков учащихся;

– требования к разработке критериев оценивания учебных достижений учащихся по профессионально-практической подготовке соответствующей профессии;

– требования к осуществлению психолого-педагогического анализа урока производственного и теоретического обучения.

– разрабатывать учебно-планирующую документацию мастера производственного обучения и преподавателя специальных дисциплин;

– разрабатывать дидактические средства обучения;

– рационально выбирать методы обучения;

– разрабатывать план-конспект урока производственного и теоретического обучения;

– проводить уроки производственного обучения в учебных мастерских и уроки по специальным и общетехническим дисциплинам;

– определять критерии оценивания учебных достижений;

– выполнять самоконтроль и коррекцию своих действий;

– проводить внеклассную работу с учащимися закрепленной группы;

– анализировать уроки теоретического и производственного обучения у своих сокурсников;

– участвовать в работе предметных методических комиссий.

― методикой поиска и анализа информации для решения проблем в профессионально-педагогической деятельности;

― системой эвристических методов и приемов, образовательных технологий для осуществления профессионально-педагогической деятельности;

― методикой самоанализа учебной деятельности;

― методами анализа и управления учебно-познавательной деятельности учащихся.

Профессиональная компетентность – это обладание личными и профессиональными качествами, с помощью которых систематически ведётся работа по решению профессиональных задач. Для педагога компетентность как специалиста выражается в умении осуществлять педагогическую деятельность со стабильно высокими образовательными и воспитательными результатами обучающихся.

Что такое профессионально-педагогическая компетентность учителя

Профессиональная компетентность в словарях С. Ожегова, Д. Ушакова трактуется как «Круг вопросов в которых данное лицо хорошо осведомлено». Компетентный педагог, обладает высшей степенью педагогического мастерства, постоянно развивается и повышает свой уровень образования.

Профессионально-педагогическая компетентность учителя слагается из нескольких блоков:

  • теоретического;
  • практического;
  • личностного.

Профессиональная педагогическая компетенция это

Структура профессионально педагогической компетентности

Теоретический блок подразумевает знание основ педагогики и психологии обучения, современное состояние обучения, знание современных технологий и методик обучения.

Практический блок педагогической компетентности включает в себя профессионально-педагогические умения и навыки:

  • использование информационных и коммуникационных технологий;
  • адекватное оценивание имеющегося ресурсного потенциала обучающихся и работа над его повышением, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
  • реализация управленческих функций – разработка образовательных программ, индивидуальных маршрутов развития обучающихся,
  • разработка дидактических материалов;
  • организация совместной и индивидуальной деятельности учащихся.

Личные качества учителя – толерантность, терпение и требовательность, общая культура педагога – составляют личностный блок профессионально-педагогической компетентности учителя.

https://youtube.com/watch?v=oQhsJ-pLGaI%3Fwmode%3Dtransparent%26rel%3D0%26feature%3Doembed

Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций

Профессиональная компетентность педагога – это владение определенным набором компетенций необходимых для педагогической деятельности, личное отношение педагога к работе, умение активно использовать профессиональные знания на практике.

Начальные общие и профессиональные компетенции – совокупность знаний, умений, навыков, формирует у будущих педагогов учебная практика. Она погружает студентов в реальную профессиональную среду и даёт первоначальный опыт.

Педагогические компетенции условно делят на виды – общие и профессиональные, чёткой границы между ними нет:

Общие компетенцииПрофессиональные компетенцииПоликультурная (толерантность). Коммуникативная. Аналитико-прогностическая (умение анализировать собственную деятельность). Информационно-коммуникационная. Правовая. Профессионально значимые личностные качества (самоорганизованность, позитивная направленность, эмоциональная устойчивость). Компетенция в целеполагании педагогической работы. Компетенция в мотивировании, умение создать «ситуацию успеха» для учеников. Компетенция, выражающаяся в знании предмета и методах преподавания. Компетенция в умении организовать учебный процесс. Компетенция в умении разработки программ, методических и дидактических материалов.

Учебная педагогическая практика решает 3 задачи – контролирующую, образовательную и воспитательную. Во время прохождения практики определяется уровень профессиональной готовности студентов к проведению учебно-воспитательных мероприятий, умение оценить свой опыт и опыт коллег.

Профессиональная педагогическая компетенция это

Обучающая роль практики предусматривает развитие и совершенствование общих и профессиональных компетенций: толерантности, умения работать в команде, умений развивать творческие способности обучающихся.

Воспитательным моментом учебной практики является формирование у студентов готовности сотрудничать с коллегами, совершенствовать навыки педагогического общения, ответственно относиться к работе.

В условиях учебной практики, в школах, в детских оздоровительных лагерях, будущие педагоги ежедневно сталкиваются с разными педагогическими проблемами. Постепенно вырабатываются способность анализа, нахождения верных путей решения задач.

Виды компетенций

Понятие «компетенция» — набор качеств, известных специалисту, используемых им в работе.

Ключевыми компетенциями являются:

  • ценностно-смысловые;
  • общекультурные;
  • учебно-познавательные;
  • информационные;
  • коммуникативные;
  • социально-трудовые;
  • компетенция личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловые компетенции

Ценностно-смысловые компетенции – система ценностей, отражающие нравственные понятия человека. Помогают пониманию окружающей действительности, осознанию своего предназначения в мире. Это способность человека воспринимать жизнь как высшую ценность.

Общекультурные

Набор общекультурных компетенций помогает в решении профессиональных задач с использованием личных качеств. Воспитывая личность, педагог является образцом культуры. Внешний вид, общение, умение заинтересовать являются составляющими частями общекультурной компетенции.

Учебно-познавательные

Учебно-познавательные компетенции – это базовые компетенции педагога. К ним относятся:

  • педагогическое целеполагание. Учитель формирует образ будущего результата и планирует работу по его достижению;
  • анализ профессиональной деятельности и умение делать правильные выводы, исправлять недочёты в работе;
  • создание условий, обеспечивающих позитивную мотивацию у учащихся;
  • владение в совершенстве методами преподавания и знание предмета;
  • постоянное развитие и совершенствование профессиональных знаний.

Информационные

Информационная компетенция означает умение ориентироваться в информационном пространстве и использовать информацию для достижения педагогических целей. Владеющий информационной компетенцией педагог легко считывает и понимает информацию в разнообразных формах: в виде презентации, графиков, таблиц. Поиск информации осуществляется с использованием средств информационно-коммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.

Коммуникативные

Коммуникативная компетентность выражается в умении педагога сотрудничать с обучающимися, родителями, коллегами для достижения положительного итога работы. Коммуникативно компетентный преподаватель владеет грамотной речью и насыщает общение позитивными эмоциями.

Социально-трудовые

Социально-трудовые компетенции выражаются в гражданской позиции педагога, общественной работе. Подразумевают знания и опыт в роли клиента, покупателя, родителя.

Компетенция личностного самосовершенствования

Компетенция нацелена на изучение и применение способов самосовершенствования в духовном плане, интеллектуального и физического развития. Человек заботится о своём здоровье, соблюдает правила безопасного поведения, ищет информацию, способы для интеллектуального роста.

Характеристики профессионально-педагогической компетентности

Профессиональная компетентность педагога – это умение связать теоретическую основу с практикой, ненавязчиво и доступно подать материал, выслушать и организовать.

В характеристике профессионально-педагогической компетентности выделены группы качеств, обязательных для компетентного педагога:

  • организационные;
  • психолого-педагогические;
  • профессиональные.

Учитель организует учебно-воспитательный процесс. Урок, лекция, мероприятие у профессионала увлекают, повышают мотивацию к обучению. Достигается это разными путями: интересными фактами по теме, нестандартной структурой занятия, использованием информационно-коммуникационных средств.

Живой диалог по теме и использование имеющегося опыта обучающихся повышают качество усвоения материала.

Являясь примером для подражания, преподаватель передает свои нравственные качества воспитанникам. Тактичность, объективное оценивание и поддержка педагога создают доброжелательную атмосферу, способствую успешному развитию.

На высокую профессиональную квалификацию указывает умение сочетать в методике преподавания теорию и практику. Компетентность проявляется в способности найти общие темы для разговора и сотрудничестве в разных ситуациях, в знании последних событий в мире и разнообразии теоретического материала примерами из жизни.

Педагогическая работа – творческий поиск совершенных методов и приемов учебно-воспитательного процесса.

Узкопрофессиональная и личностная человеческая компетентность педагога

Узкопрофессиональная и личностная или личностно-профессиональная компетенция совмещает в себе профессиональные знания, умения и навыки педагога с личными качествами.

Личностно-профессиональная компетентность проявляется в готовности человека к социальному взаимодействию в разных ситуациях, интеграции с социумом. Эта компетентность складывается из 3-х составляющих: профессиональной продуктивности, эмоционального интеллекта и социального взаимодействия.

Составляющие части личностно-профессиональной компетентностиСодержание компонентов Профессиональная продуктивность Уровень достижений обучающихся, профессиональных достижений педагога;участие в образовательных семинарах,уровень реализации образовательной программы и её качество;повышение квалификации педагога;использование передовых технологий;распространение педагогического опыта. Эмоциональный интеллектСпособность воспринимать свои и чужие эмоции и направлять их в помощь интеллекту. Социальное взаимодействиеКультура поведения и речи, коммуникативная толерантность.

Развитие одного компонента личностно-профессиональной компетентности вызывает развитие и других частей, происходит общий рост компетентности педагога.

Уровни профессионально-педагогической деятельности

Уровни профессионально-педагогической деятельности характеризуют продуктивность работы педагога:

  • Репродуктивный уровень. Передача известной учителю информации по предмету обучающимся, пересказ. Часто это уровень начинающих педагогов.
  • Адаптивный уровень. Адаптирование передаваемой информации к контингенту обучающихся. Начинается активное освоение профессиональных компетенций.
  • Локально-моделирующий (ситуативный) уровень. Умение ставить цель деятельности, но нет чёткого планирования работы. Видение отдельных педагогических явлений, ситуаций, без прослеживания связи между ними.
  • Предмоделирующий уровень. Владение и понимание ситуации, постоянное развитие. Присутствует целеполагание и четкое планирование работы для достижения лучшего результата обучения и воспитания. Нет ясного представления о функциях совместной деятельности обучающихся.
  • Моделирующий уровень. Достижение педагогического мастерства, умение устанавливать причинно-следственные связи. В обучении используются проектные методики, творческие задания. Учащиеся проявляют активность в учебной и внеурочной деятельности. Сформирован коллектив обучающихся.

Проблемы педагогической компетентности

Профессиональная компетентность педагога – это способ мышления, понимание ответственности за свои действия. В современных школах испытывается кризис педагогической компетентности. Поменялся профессиональный стандарт педагога, появились новые требования, обязательными стали новые компетенции – информационно-коммуникационная компетентность, проектная компетентность.

Опытные педагоги опасаются не справится с новыми требованиями и уходят в другую сферу деятельности. У молодых специалистов в силу недостатка опыта возникают проблемы педагогической компетентности в передаче информации, в организации учебного процесса, в рефлексивной деятельности.

Этапы и система формирования профессиональной компетентности

Формирование профессиональной компетенции педагога происходит на протяжении всей педагогической деятельности.

В системе становления профессиональной компетентности педагога выделяются 3 этапа:

  • Первоначальный этап соответствует времени обучения профессии. На этом этапе приобретаются основы теории и практики профессии педагога.
  • Базовый этап начинается с момента начала работы в качестве преподавателя, педагога. Начинается активное изучение и овладение традиционными методиками преподавания, анализ и обобщение передового педагогического опыта.
  • Послебазовый этап характеризуется повышением квалификации педагога. Это уровни учителя – мастера, учителя – исследователя и учителя – профессионала. На первой ступени этапа происходит обобщение своего опыта и опыта коллег, применение новых технологий обучения. На 2 ступени разрабатываются авторские учебные программы, учебно-методическая литература. На 3 ступени достигается высший уровень профессионализма: разрабатываются учебно-методические комплексы, новые методики и технологии обучения и воспитания, пишутся научные статьи.

Пути развития профессиональной компетентности педагога

От компетенции преподавателя зависит экономическое и духовное развитие общества.

Пути развития профессионально-педагогической компетенции:

  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  • участие в профессиональных объединениях разного уровня;
  • владение информационно-коммуникационными технологиями;
  • освоение и применение на практике новых педагогических технологий;
  • обобщение и распространение опыта своей педагогической деятельности;
  • участие в смотрах, фестивалях профессионального мастерства.

Повышение профессиональной компетентности, достижение профессионализма, зависит напрямую от желания человека.

Процесс формирования профессиональной компетентности длительный, динамичный и цикличный. Педагогу на каждой ступени профессионального развития необходима поддержка специалистов высокого класса, помогающих успешно пройти очередной этап.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *