профессионально экономическая компетенция

Аннотация

Предметом исследования являются вопросы формирования, развития и трансформации компетенций высокотехнологичных предприятий, выпускающих технически сложную продукцию, выявление их новых и содержательных характеристик, оценка затрат на обновление состава компетенций с целью повышения инновационной активности. Цель исследования – показать различные варианты состава затрат по направлениям развития и трансформации основных – технико-технологической, кадровой, интеллектуальной – компетенций организации. Использованы методы: графической визуализации для структурирования информации по направлениям и способам развития ключевых составляющих компетенцПоскольку источниками формирования компетенций служат основные элементы производственной системы предприятия (материальные и человеческие ресурсы, техника и технологии, организационно-управленческая подсистема), тремя их базовыми составляющими являются:ния и трансформации компетенций; систематизации существующих научных подходов к вопросам развития компетенций высокотехнологичных предприятий. В результате исследования рассмотрены и оценены различные варианты состава затрат на развитие и трансформацию компетенций организаций, занятых созданием технически сложной инновационной продукции, по направлениям «приобретения» компетенций и по основным структурным элементам компетенций организации; выявлены критерии принятия обоснованного управленческого решения о направлении развития компетенций – собственными силами организации или за счет перехода к распределенному проектированию и производству технически сложной продукции; предложен алгоритм выбора направления формирования и развития компетенций организации с учетом предложенных критериев; сделан вывод об экономической целесообразности интеграции компетенций отдельных предприятий и организации распределенного проектирования и производства инновационной продукции.

Введение

  • компетенции персонала;
  • материальные ресурсы, техника и технологии;
  • нематериальные активы (программные продукты, лицензии, патентные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, ноу-хау, а также деловая репутация как основа доверия к производителю).

Человеческие ресурсы (персонал) – важнейший элемент производственной системы любого предприятия. Именно компетенции персонала (знания, умения, опыт), формирующиеся в процессе образовательной и профессиональной деятельности и проявляющиеся при выполнении должностных обязанностей и решении профессиональных задач, определяют возможности организации, обеспечивают взаимодействие средств и предметов труда, влияют на возможность реализации бизнес-процессов. Компетенции организации формируются в рамках интеграции компетенций персонала с технико-технологической составляющей производства и организационно-управленческой подсистемой, обеспечивая наличие взаимосвязанных навыков, способностей и технологий, необходимых для достижения целей и реализации стратегии организации. Способность организации интегрировать имеющиеся ресурсы и координировать внутриорганизационные процессы производства и управления реализуется, как правило, через компетенции персонала.

Второй, не менее важной, составляющей компетенций считается материально-техническая, которая определяет отраслевую принадлежность организации, направления и виды деятельности, специфику производственных процессов и, как следствие, ключевые компетенции. Современный этап функционирования высокотехнологичных предприятий характеризуется прорывным развитием и непрерывным совершенствованием техники и технологий. В высокотехнологичном производстве широко применяются цифровизация, аддитивные и гибридные, информационно-коммуникационные технологии, высокопроизводительные вычислительные системы, технологии интеллектуального анализа данных, мехатроника и робототехника, биотехнологии, компьютерное моделирование, искусственный интеллект и т.

На фоне усиления тенденции выхода производства за пределы конкретного предприятия, продиктованного усложнением высокотехнологичной продукции, и осознания целесообразности сотрудничества и партнерства в сфере инновационной деятельности в качестве компетенции организации следует рассматривать и ее деловую репутацию, формирующую, требующую определенных знаний, навыков, действий и во многом определяющую доверие между партнерами.

Состав затрат на формирование, развитие и трансформацию технико-технологической составляющей компетенций организации

Развитие, совершенствование и трансформация технико-технологической составляющей компетенций организации становятся актуальными в ситуации изменения стратегии организации, в частности, в случае организации нового производства (предприятия), при его диверсификации, поскольку освоение нового высокотехнологичного производства, выпуск новой технически сложной инновационной продукции требуют изменения технологических процессов, модернизации оборудования, технического перевооружения, реконструкции и реорганизации производства.

Развитие и совершенствование техники и технологий не только способствует диверсификации производства, но и усиливает конкурентоспособность предприятия, укрепляет ключевые компетенции организации. Традиционным подходом считается развитие и трансформация технико-технологической составляющей собственными силами или с привлечением сторонних организаций (рис 1).

Выбор направления развития и трансформации технико-технологической составляющей компетенций организации следует осуществлять с учетом двух критериев:

  • технической и кадровой возможности;
  • экономической целесообразности.

Техническая и кадровая возможность развития и трансформации компетенций организации зависит от ее производственного потенциала, способности трансформировать имеющиеся компетенции под новые стратегические задачи. Нередко инновационная активизация диктует необходимость выхода за рамки освоенных видов деятельности, что может быть связано с технической и кадровой невозможностью дальнейшего развития компетенций собственными силами. Решение в такой ситуации одно – «приобретение» компетенций других производителей.

Однако при наличии технической и кадровой возможности развития компетенций организации предпочтение все же может быть отдано интеграции с партнерами по вопросам совместного проектирования и производства новой продукции. Экономическую целесообразность конкретного управленческого решения определяют, как правило, затраты.

профессионально экономическая компетенция

Рис. Варианты направлений развития и трансформации технико-технологической составляющей компетенций организации

В состав затрат на развитие и трансформацию технико-технологической составляющей компетенций организации собственными силами могут быть включены:

Ztr – оплата труда работников, участвующих в проведении модернизации, технического перевооружения, реконструкции или реорганизации;

Zot – приобретение нового оборудования/технологии;

Zk – приобретение комплектующих изделий для модернизации оборудования;

Zm – монтаж нового оборудования;

Zpk – проектно-конструкторские работы;

Zi – испытания нового оборудования;

Zs – строительство зданий и инженерных сооружений;

Zts – транспортные и складские расходы;

Zu – управленческие расходы, связанные с модернизацией, техническим перевооружением, реконструкцией или реорганизацией предприятия;

Zpr – прочие расходы по модернизации, техническому перевооружению, реконструкции или реорганизации предприятия.

Представленный перечень затрат можно считать универсальным. В конкретной ситуации он будет меняться в зависимости от имеющегося и прогнозируемого уровня технико-технологической составляющей компетенций организации.

Что касается взаимодействия с партнерами по вопросам совместного проектирования и производства инновационной продукции (Zrpp), то в перечень затрат на эти цели входят следующие позиции:

Zpp – поиск потенциальных партнеров;

Zov – оценка компетенций и выбор инновативного партнера;

Zps – переговоры по вопросу инновативного партнерства и подписание соглашения о сотрудничестве;

Zur – устранение различий в компетенциях партнеров, возникающих вследствие пространственных, временных, ментально-культурных, коммуникационных и других различий.

Следует отметить, что перед выбором направления развития и трансформации технико-технологической составляющей компетенций необходимо провести оценку имеющихся материальных ресурсов, техники и технологий на предмет их соответствия новым стратегическим задачам. Процесс анализа достигнутого уровня технико-технологической составляющей предполагает расходы на оплату труда специалистов. На этом этапе важно определить есть ли разрыв между имеющимися технико-технологическими компетенциями и требуемыми для создания инновационной продукции. Дальнейшее развитие и трансформация компетенций внутренними силами предприятия зависит от наличия технического и кадрового потенциала. Вторым не менее важным критерием становится уровень затрат на формирование технико-технологической составляющей компетенции. Так, при наличии возможности и экономической целесообразности развитие компетенции осуществляется собственными силами предприятия, например, реализуются мероприятии по модернизации оборудования. В противном случае, формирование технико-технологической составляющей компетенций организации происходит за счет распределенного проектирования и производства инновационной продукции (рис.

Состав затрат на развитие и трансформацию компетенций персонала

Компетенции персонала, как ключевой элемент компетенций высокотехнологичного предприятия, должны соответствовать требованиям непрерывного развития, совершенствования и трансформации согласно изменениям стратегии предприятия. Развитие и преобразование компетенций персонала высокотехнологичных предприятий предполагает, прежде всего, усиление интеллектуальной составляющей, использование различных комбинаций знаний, умений и навыков, формирование межпредметных и межотраслевых знаний, многопрофильных умений, кросс-функциональных и системных компетенций (рис. Динамичное расширение и усложнение компетенций персонала в соответствии с приоритетными задачами и преобладающими видами деятельности высокотехнологичного предприятия, прогноз и своевременное формирование перспективных индивидуальных компетенций, необходимых для реализации стратегических задач, становится важнейшим фактором повышения его конкурентоспособности.

профессионально экономическая компетенция

Рис. Алгоритм развития и трансформации технико-технологической составляющей компетенции организации (на примере модернизации производства)

При выборе направления, способа развития и трансформации компетенций персонала следует учитывать два критерия:

  • набор и уровень развития компетенций персонала организации, наличие потенциала компетенций и возможности обмена опытом;
  • экономическую целесообразность.

Развитие и трансформация компетенций персонала, обновление профиля индивидуальных компетенций может быть осуществлено как собственными силами организации, так и за счет сотрудничества с партнерами. Варианты обновления компетенций на уровне конкретной организации представлены различными способами и формами: самообучение, саморазвитие, обучение на рабочем месте, наставничество. Особенностью подготовки и переподготовки кадров собственными силами предприятия является обмен опытом между сотрудниками и расширение профиля компетенций во время выполнения производственных задач и должностных обязанностей, когда более опытные и компетентные сотрудники передают знания и навыки молодым специалистам в целях развития прикладных профессиональных компетенций.

профессионально экономическая компетенция

Рис. Направления и способы развития и трансформации компетенций персонала организации

Целесообразна также организация обучения с отрывом от производства, повышение квалификации в корпоративных университетах и Центрах компетенций, которые могут быть организованы на базе собственного предприятия или сторонними организациями, предоставляющими образовательные услуги и осуществляющими профессиональную поддержку процесса развития и совершенствования человеческих ресурсов. Основная задача производственно-образовательных подразделений (организаций) – разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию индивидуальных компетенций, раскрытию интеллектуального и инновационного потенциала человеческих ресурсов, продиктованных динамикой технологических процессов, совершенствованием технической составляющей производственной системы.

Преимущества внутреннего обучения связаны с учетом специфики бизнес-процессов конкретного предприятия и сосредоточения ключевых компетенций персонала внутри организации. Однако новые стратегические направления, цели и задачи предприятия, проекты, как правило, требуют развития новых знаний, умений и навыков персонала, что предполагает обновление, расширение, усложнение и трансформацию индивидуальных компетенций. Нередко приобретение совершенно новых компетенций представляется возможным только с помощью сторонних организаций, обладающих знаниями и навыками в определенных профессиональных сферах и способных поделиться опытом, если он востребован и может быть передан без ущерба для обучающей организации.

Подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации и компетентности предполагают затраты на следующие цели:

Zf – оценку сформированных компетенций персонала организации и их соответствия новым

стратегическим направлениям (расходы на оплату труда аттестационной комиссии);

Zon – оплату труда наставников;

Zms – мотивацию самообучения саморазвития работников;

Zuc – создание корпоративного университета или Центра компетенций на базе собственного предприятия;

Zopp – обучение, переобучение, повышение квалификации через собственные (и/или сторонние) образовательные подразделения (организации).

Компетенция считается сформированной, если знания, полученные в процессе обучения, были проверены на рабочем месте и позволили развить навыки, необходимые для выполнения новых профессиональных задач. Ускорить процесс приобретения новых компетенций персонала позволяют организационные мероприятия, направленные на поиск и привлечение новых специалистов с уже сформированным профилем компетенций, актуальным для конкретного предприятия.

В данной ситуации временные затраты связаны с поиском таких специалистов и нормативно-правовым регулированием трудовых отношений с ними. Поиск, предварительная оценка уровня компетентности, переговоры о сотрудничестве могут быть осуществлены как собственными HR-специалистами, так и с помощью кадровых агентств. Преимущество данного способа развития компетенций персонала связано с отсутствием затрат на непосредственное формирование профессиональной компетенции у конкретного работника (обучение и повышение квалификации), наличием уже сформированной компетенции (на уровне отработанных навыков).

профессионально экономическая компетенция

Рис. Алгоритм развития и трансформации кадровой составляющей компетенции организации

Что касается расходов (Zns) на привлечение новых работников, то они, в первую очередь, связаны с:

Zpn – поиском и привлечением новых сотрудников (расходы на организацию и содержание HR-отдела или услуги кадрового агентства);

Zan – адаптацией новых работников;

Zsh – изменением штатного расписания предприятия (в случае вынужденного сокращения персонала, компетенции которого не соответствуют новым требованиям).

Проектная деятельность высокотехнологичных предприятий нередко связана с частой сменой компетенций персонала, непрерывным развитием умений и навыков. Для сложных инновационных проектов актуальной становится задача усложнения компетенций через объединение и комплексное сочетание различных рабочих навыков и способов, при этом резко повышается спрос на уникальные ключевые компетенции,

необходимые в производстве сложного инновационного продукта. Для производителя важно «получить» такую компетенцию для реализации конкретного проектного решения, но не всегда есть необходимость и возможность развивать компетенцию у своих работников. Перспективные компетенции персонала, требующие значительных затрат для формирования или вовсе невоспроизводимые организацией самостоятельно, могут быть «получены» за счет объединения ключевых компетенций различных производителей, обладающих потенциальными профессиональными возможностями для распределенного (совместного) проектирования и производства инновационной продукции.

Тем не менее развитие компетенций персонала даже с помощью такого выгодного экономического сотрудничества требует определенных затрат, связанных в том числе с (Zrpp):

Zpp – поиском потенциальных партнеров;

Zov – оценкой компетенций и выбором инновативного партнера;

Zps – переговорами по вопросу инновативного партнерства и подписанием соглашения о сотрудничестве;

Zur – устранением различий в компетенциях партнеров, возникающих вследствие пространственных, временных, ментально-культурных, коммуникационных и других различий.

профессионально экономическая компетенция

Рис. Направления развития и трансформации интеллектуальной составляющей компетенции организации

Таким образом, принятие решения о направлении развития и трансформации компетенций персонала для создания инновационного продукта базируется на выявлении потребности в перспективных компетенциях, которые не соответствуют имеющимся, уже сформированным навыкам персонала. Наличие кадрового потенциала дает возможность рассматривать внутренние направления обучения, переобучения и повышения квалификации работников. Отсутствие кадрового потенциала заставляет руководство искать внешние источники получения перспективных компетенций. Дальнейший выбор направлений развития компетенций персонала осуществляется по критерию минимума затрат (рис.

Состав затрат на развитие и трансформацию интеллектуальной составляющей компетенций организации

Для высокотехнологичных предприятий, занятых производством технически сложной инновационной продукции, значительную долю в структуре компетенций организации занимает нематериальная составляющая, представленная правами, возникающими из патентов на изобретения и промышленные образцы, из свидетельств на полезные модели; правами на программные продукты, ноу-хау и другими результатами интеллектуальной деятельности. Изменение требований к инновационному продукту предполагает не только расширение и усложнение его функциональности, но и обеспечение новизны, исключительности и уникальности. Наличие у предприятия мощной научно-технической базы и производственных секретов обеспечивает возможность создания технически сложной инновационной продукции, с одной стороны, и высокий уровень конкурентных преимуществ, с другой. Но обновление требований к высокотехнологичному продукту может происходить гораздо быстрее, чем получение результатов от собственной научно-исследовательской деятельности и технологических возможностей предприятия. Единственный выход в подобной ситуации – использование на условиях сотрудничества и партнерства результатов научной и интеллектуальной деятельности другого производителя.

Интеллектуальная составляющая компетенций организации может быть сформирована и впоследствии изменена с помощью оформления патентных прав на изобретения, полезные модели и промышленные образцы; развития и использования в производственном процессе новейших технологий; соблюдения конфиденциальности сведений о результатах интеллектуальной и научно-исследовательской деятельности. В ситуации невозможности (технологической, организационной, экономической) или нецелесообразности осуществлять затраты на создание и развитие интеллектуальной составляющей компетенций организации собственными силами, получить доступ к результатам интеллектуальной и научно-исследовательской деятельности организаций-партнеров можно через покупку требуемых программных продуктов, технологий, методик и т. , получение лицензий или организацию совместной работы по реализации инновационных проектов, когда объединяются компетенции партнеров при сохранении их самостоятельности и сохранности уникальных ключевых компетенций каждого участника (рис.

профессионально экономическая компетенция

Рис. Алгоритм развития и трансформации интеллектуальной составляющей компетенции организации

К интеллектуальной составляющей компетенций организации следует отнести и умение предприятия формировать и сохранять деловую репутацию, которая служит основой доверия к производителю со стороны работников организации, потребителей и партнеров. Положительная деловая репутация – это нематериальное благо, определяемое опытом и историей развития предприятия и усиливающее его конкурентные преимущества. Она зарабатывается, как правило, совместными усилиями руководства и персонала, измеряется количественными и качественными показателями и обеспечивает экономическую выгоду производителю в долгосрочной перспективе.

Формирование деловой репутации во многом зависит от следующих факторов:

  • компетенции руководства и ведущих специалистов;
  • платежеспособности и финансовой устойчивости;
  • стратегии организации;
  • направлений производственной деятельности и отраслевой принадлежности;
  • позиционирования организации во внешней среде и степени открытости в информационном пространстве;
  • корпоративной культуры и социальной ответственности бизнеса.

Положительная деловая репутация – это результат успешной деятельности предприятия. Доверие со стороны потребителей и партнеров, высокая оценка профессиональной компетентности руководства и персонала, непротиворечивость принципов ведения бизнеса общепринятым ценностям и нормам, доступность и открытость информации об организации достигаются самим фактом функционирования организации во внешней среде, реализации поставленных ею задач и целей.

Инструментом прямого воздействия на формирование деловой репутации служат внутренние и внешние коммуникации, цель которых установление и поддержка взаимодействия организации с внешней средой, создание имиджа организации, формирование представления потребителей и партнеров об организации, ее миссии, потенциале, успешности, значимости.

Отличительные особенности деловой репутации как элемента нематериальной составляющей компетенций организации состоят в следующем:

  • Деловая репутация создается собственными силами организации, но реализуется только через взаимодействие организации с внешней средой.
  • Деловая репутация в отличие от других нематериальных активов (патентов, лицензий и т.п.) не может быть отделена от самого предприятия.

В формировании деловой репутации значимую роль играют партнеры организации, обратная связь сотрудничества и различных форм взаимодействия. Умение выполнять обязательства, находить взаимовыгодные компромиссные решения, уверенное следование миссии, поддержка корпоративных стандартов и ценностей, соблюдение социальной ответственности и этики бизнеса, соответствие требованиям и ожиданиям партнеров – высоко ценятся внешним окружением и служат фактором устойчивой положительной деловой репутации, поддержание и развитие которой осуществляется собственными силами организации и в рамках партнерских отношений с другими организациями (рис.

Выбор направления развития и трансформации интеллектуальной составляющей компетенций организации определяют два критерия:

  • научно-технический и кадровый потенциал;
  • экономическая целесообразность.

Возможности высокотехнологичного предприятия в расширении интеллектуальной составляющей компетенций организации зависят от инновационного и кадрового потенциала, масштабов научно-исследовательской работы, уровня развития цифровых технологий и т. Однако с экономической точки зрения не всегда целесообразно осуществлять дополнительные затраты на исследования и разработки, если сотрудничество с другими производителями в области распределенного (совместного) проектирования и производства инновационной продукции может принести большую выгоду.

Вопрос экономической целесообразности связан с оценкой затрат на развитие и трансформацию интеллектуальной составляющей компетенций организации собственными силами, в состав которых (Zi) входят расходы на:

Znr – НИОКР;

Zrp – регистрацию патентных прав;

Zit – разработку и внедрение цифровых технологий и программных продуктов;

Zok – организацию коммуникаций по поддержанию и укрепление деловой репутации организации.

В случаях отсутствия научно-технического и кадрового потенциала развития интеллектуальной составляющей компетенций организации собственными силами или оценки экономической нецелесообразности поиска, обновления, расширения и трансформации компетенций самостоятельно у организации есть возможность приобрести результаты интеллектуальной деятельности другой организации или договориться о распределенном (совместном) проектировании и производстве инновационной продукции. Роль партнера заключается либо в передаче результатов интеллектуальной деятельности путем предоставления соответствующих прав (Zpl), либо в непосредственном участии в проектной деятельности (Zrpp). Затраты при распределенном (совместном) проектировании и производстве инновационной продукции в основном связаны с (Zrpp):

Zps – переговорами по вопросам инновативного партнерства и подписанием соглашения о сотрудничестве;

Выбору направления развития интеллектуальной составляющей компетенции организации предшествует оценка уровня ее сформированности и выявления перспективных компетенций для создания инновационной продукции. Оценка затрат на создание и развитие интеллектуальной составляющей силами самой организации или за счет внешних источников (приобретение результатов интеллектуальной деятельности другой организации или распределенное проектирование и производство инновационной продукции) становится следующим критерием выбора направления (рис.

Выводы

Развитие и трансформация компетенций организации может осуществляться собственными силами предприятия и через взаимодействие с партнерами путем распределенного проектирования и производства технически сложной инновационной продукции. Выбор направления формирования и преобразования компетенций организации зависит не только от кадрового, технического и научного потенциала высокотехнологичного предприятия, но и от состава затрат на развитие всех составляющих компетенций организации: кадровой, технико-технологической, интеллектуальной. С точки зрения временных затрат, конечно же, целесообразно объединить компетенции отдельных производителей, а не пытаться создать самостоятельно новые технологии, разработать цифровые инструменты, повысить квалификацию и компетентность персонала, осуществить модернизацию и техническое перевооружение производства и т. Учитывая актуальность непрерывного обновления компетенций для функционирования высокотехнологичного предприятия, «быстрое» развитие и обновление компетенций организации становится фактором устойчивости и конкурентоспособности. Даже с позиции экономической выгоды – распределенное производство чаще предпочтительнее, чем расширение направлений научно-исследовательской и интеллектуальной деятельности внутри конкретного предприятия. Партнеры дополняют друг друга путем интеграции компетенций, что способствует инновационному развитию и усилению конкурентных позиций. Однако следует помнить, что приобретение новых компетенций путем объединения с инновативными партнерами не только обеспечивает получение значительных преимуществ, но и связано с определенными рисками: сложность выбора партнера из-за отсутствия общепринятых методик и критериев по оценке компетенций организации-партнера; необходимость защиты ключевых компетенций каждого партнера; возникновение конкуренции между организациями-партнерами; репутационный риск; потеря высококвалифицированных кадров вследствие перехода ведущих специалистов к организации-партнеру; отсутствие механизма управления компетенциями высокотехнологичных предприятий.

Список источников

Батьковский А. , Кравчук П. , Хрусталев Е. Оптимизация управления диверсификацией производства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2021;Т. 29;(1):137-149.

Дудин М. , Шкодинский С. , Продченко И. Инновационная стратегия развития высокотехнологичных компаний: возможности проектного менеджмента. Экономика, предпринимательство и право. 2021;Т. 11;(5):1131-1150.

Яценко В. Формирование и развитие компетенций высокотехнологичных организаций. : Издательство МГТУ им. Баумана; 2020. 146 с.

Яценко В. Трансформация компетенций организаций в условиях диверсификации высокотехнологичных производств. Друкеровский вестник. 2019;1(27):58-69.

Reut D. , Falko S. , Postnikova E. About scaling of controlling information system of industrial complex by streamlinig of big data arrays in compliance with hierarchy of the present lifeworlds. International Journal of Mathematical, Engineering and Management Sciences. 2019;Т. 4;(5):1127-1139.

Timinger H. Modernes Projektmanagement: mit traditionellem, agilem und hybridem Vorgehen zum Erfolg. Weinheim: WILEYVHC Verlag, 2017. 550 s.

Yeleneva J. , Kharin A. , Yelenev K. , Andreev V. , Kharina O. , Kruchkova E. Corporate knowledge management in rampup conditions: the stakeholder interests account, the responsibility centers allocation. CIRP Journal of Manufacturing Science and Technology. 2018;Т. 20:207-216.

Яценко В. , Яценко Р. Перспективные направления исследования и реализации компетентностного подхода. Инновации в менеджменте. 2018;4(18):74-79.

Волгин Н. Новые трансформации и изменения в современной трудовой сфере России – стимулы или тормозы развития? Постановка проблемы. Уровень жизни населения регионов России. 2016;4(202):43-46.

Ларин С. , Хрусталёв Е. , Ноакк Н. Трансформация структуры интеллектуального капитала и рост значимости его составляющих – человеческого капитала и интеллектуальной собственности – в современной экономике. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2020. 16; (4(385)):745-758.

Литвинюк А. Совершенствование кадрового потенциала в науке и высшем образовании путем привлечения молодых талантливых специалистов: проблемы и решения. Лидерство и менеджмент. 2020;Т. 7;(4):629-642.

Dudin M. , Lyasnikov N. , Volgin N. , Chekanov A. , Pak O. Modeling the dynamics of the company’s personnel capacity in the long-term development period using the competitive equilibrium model. International Journal of Pure and Applied Mathematics. 2018;Т. 119;(17):1429-1433.

Fossen, F. , Sorgner, A. Mapping the future of occupations: Transformative and destructive effects of new digital technologies on jobs. Foresight and STI Governance. 2019. 2;(13):10–18.

Kitzmann H. , Yatsenko V. , Launer M. Artificial intelligence and wisdom. Инновации в менеджменте. 2021; (1(27)): 22-27.

Larin S. , Akimkina D. , Khroustalev O. Human capital: updating of the notion and structural components. Economy and Business: Theory and Practice. 2020;2-2(60):5-11.

Preobrazhenskaya V. , Gorlacheva E. Cognitive production factors in the digital economy. Lecture Notes in Networks and Systems. 2020;Т. 115: 193-200.

Slavyanov A. Artifical intelligence as part of a company’s intellectual potential. International Journal of Professional Science. 2020;(4):56-60.

Дудин М. , Малашкина О. Новые формы сотрудничества высокотехнологичных компаний в условиях глобальной цифровой кооперации. Вопросы инновационной экономики. 2021;Т. 11;(1):171-194.

Фалько С. , Яценко В. Оценка и обоснование выбора инновативного партнера по созданию новой продукции. Инновации в менеджменте. 2020;1(23):58-65.

Фалько С. , Яценко В. Партнерство высокотехнологичных предприятий при создании инновационной продукции. Друкеровский вестник. 2020;1(33):60-66.

Информация об авторах

Сергей Григорьевич Фалько – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и организации производства; МГТУ им. Баумана, Москва, Россия

Виктория Викторовна Яценко – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры промышленной логистики; МГТУ им. Баумана, Москва, Россия.

Материалы данной статьи не могут быть использованы, полностью или частично, без разрешения редакции журнала «Социально-трудовые исследования». При цитировании ссылка на ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России обязательна.

· способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

· способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

· способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

аналитическая, научно-исследовательская деятельность

· способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

· способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

· способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

· способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

· способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

· способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

· способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

· способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений, разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);

· способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14).

Учебная дисциплина «Оценка стоимости бизнеса» изучается в тесной взаимосвязи с другими экономическими дисциплинами и прежде всего такими, как: «Экономический анализ», «Финансы организаций», «Корпоративные финансы», «Рынок ценных бумаг», «Инвестиции» «Финансовый менеджмент» и др.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

– современные принципы, виды, подходы, методы, способы и модели оценки стоимости бизнеса, его активов и обязательств;

– базовые концепции теории структуры капитала;

– критерии и показатели рынка капитала, необходимые всем современным компаниям, специалистам, каждому цивилизованному гражданину;

– понимать многообразие и видеть перспективы развития финансово-экономических процессов в современной компании, их связь с операционными (производственными), инвестиционными и иными процессами внутри предприятия, финансово-экономическими процессами, происходящими в отрасли, регионе, кластере, государстве и за рубежом;

– использовать знания по теории финансов, денег, кредита в своей практической деятельности применительно к оценке бизнеса, ориентированной на стоимость и ликвидность с учетом инвестиционного риска;

– проводить сравнительный экономический анализ эффективности решений в области управления стоимостью бизнеса, собственным и заемным капиталом предприятия;

– применять приемы, методы и модели управления стоимостью бизнеса;

– выполнять анализ рынка капитала;

– производить финансовые вычисления с необходимой точностью;

– обосновать применение того или иного подхода и метода оценки стоимости бизнеса и представлять полученные результаты заинтересованным пользователям;

– навыками оценки стоимости предприятия, исходя из конкретных целей оценки;

– навыками использования стоимостных показателей в целях управления предприятием, основанным на оценке его рыночной стоимости, в том числе акционерного капитала;

– навыками оценки стоимости предприятия на основе экономической добавленной стоимости и методом реальных опционов.

В Вышке состоялся День открытых дверей онлайн-программ бакалавриата и магистратуры, созданных ведущими учеными НИУ ВШЭ в партнерстве с лидерами бизнеса и ключевыми игроками цифровых индустрий. Шесть из 17 программ впервые представлены на рынке онлайн-образования.

Высшая школа экономики уже 10 лет задает тренды в сфере онлайн-обучения, транслирует уникальный экспертный опыт предоставления качественного академического образования в цифровом формате — без географических границ и привязки к кампусам ВШЭ. Сегодня в Вышке самые большие по численности бакалавриат и магистратура в России, обучение на которых реализуется 100% онлайн.

Отмечая лидирующие позиции Вышки в сфере онлайн-образования, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Юлия Ремезова подчеркнула: «Вышка — один из ведущих цифровых университетов мира. Наши разработки и технологии позволяют выстроить образовательный процесс с нуля: создавать цифровой контент, включать курсы в учебные планы, сопровождать студентов и осуществлять проверку усвоенного материала. Качество онлайн-образования ВШЭ высоко ценится не только экспертным сообществом, но и студентами. Средняя оценка подписчиков онлайн-курсов — 4,7 из 5. Мы являемся соучредителями Национальной платформы открытого образования, а летом создаем новую образовательную платформу совместно с VK на базе технологий Skillbox, что позволит студентам получить доступ более чем к сотне онлайн-курсов университета с возможностью оформления подписки и получения сертификатов. Наши курсы выбрали более 6 млн подписчиков из разных стран мира. Но мы не стоим на месте: с 2020 года мы сместили акцент на производство полноценных образовательных онлайн-программ».

В создании комплексных академических форматов НИУ ВШЭ — флагман среди российских вузов. Возможность получить престижный диплом Вышки с европейским приложением, не посещая кампус университета, привлекает все больше абитуриентов.

Программное обеспечение

Всего в образовательном портфеле Высшей школы экономики 17 уникальных онлайн-программ — 4 бакалаврские и 13 магистерских. НИУ ВШЭ — первый российский вуз, представивший в начале 2020 года онлайн-магистратуру на международной платформе. Для отечественного рынка образования запуск программы “Master of Data Science” стал настоящим цифровым прорывом. В сентябре 2021 года НИУ ВШЭ представил еще четыре англоязычные программы в самых востребованных областях — в сферах IT, финансов, бизнеса. Университет также успешно реализует русскоязычные программы с фокусом на дизайн, компьютерные науки, экономику, маркетинг-менеджмент, машинное обучение, управление цифровым продуктом. В 2022 году к упомянутым онлайн-программам добавилось шесть новых.

Первая бакалаврская онлайн-программа факультета экономических наук «Экономический анализ» реализуется в сотрудничестве с партнерами из бизнеса, финансовой сферы и государственных структур. Она позволит пройти фундаментальную подготовку с развитием практических навыков в рамках проектно-ориентированного обучения.

Первый онлайн-бакалавриат петербургского кампуса Вышки «Цифровые платформы и логистика» готовит профессионалов для работы в области логистики, маркетплейсов и платформенных решений для цифрового бизнеса. Программа, заручившись поддержкой в лице бизнес-партнера — компании Ozon, строится на стыке предметных областей прикладной математики, информатики и менеджмента, что будет подтверждено двумя квалификациями в дипломе.

«Управление стратегическими коммуникациями» — не только название новой магистратуры ВШЭ, но и скил, который позволяет изменить подход к работе: стать быстрее, эффективнее и увереннее в принятии решений. Эти качества высоко ценятся на непростом рынке коммуникаций, где одинаково важно уметь как создавать долгосрочные стратегии и внедрять их в жизнь, так и принимать решения в момент кризиса, когда счет идет на минуты.

Онлайн-программа «Международный юридический менеджмент» — специализированная магистратура, охватывающая три ключевых направления деятельности в современной юридической сфере: управление юридическим бизнесом (Legal Consulting), повышение эффективности юридической функции организации (In-house), инновационные решения в правовой инфраструктуре (LegalTech).

Первая магистратура по Legal Technology в России будет готовить высококлассных специалистов по автоматизации и цифровизации юридической функции. Программа «ЛигалТех» включает курсы по анализу данных, программированию, автоматизации юридических процессов, машиночитаемому праву. При этом программа позволяет даже человеку с непрофильным образованием овладеть необходимыми компетенциями в LegalTech.

Онлайн-магистратура Высшей школы экономики по кибербезопасности отвечает на вызовы эпохи интенсивной цифровизации и готовит конкурентоспособных специалистов с практическими навыками защиты от актуальных киберугроз на базе новейших технологий. Треки магистратуры «Кибербезопасность» нацелены на решение проблем защиты информационных, телекоммуникационных и вычислительных систем, территориально распределенных комплексов сбора, хранения и обработки информации и систем с удаленным доступом к совместно используемым ресурсам.

Успех в цифре

Вышкинцы выходят на рынок труда с высокими зарплатными ожиданиями, и они оправдываются. Согласно данным Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ, 83% выпускников чувствуют себя конкурентоспособными на рынке труда, столько же респондентов работают по специальности. Уровень трудоустройства вышкинцев на момент окончания университета — 96%. Онлайн-программы ВШЭ учитывают перспективные запросы рынка труда и позволяют уже сегодня освоить компетенции, которые будут востребованы завтра.

«Когда мы начали готовить полностью онлайновые программы, в первую очередь уделяли внимание стандартам качества ВШЭ: сочетанию университетской фундаментальности и включенности в исследовательскую, практическую деятельность, в различные прикладные задачи и бизнес-процессы. В дополнение идут технологии и стандарты контроля качества обучения, которые университет успешно развивает все эти годы. Онлайн-программы позволяют строить различные образовательные траектории развития профессиональных компетенций. Они могут быть интересны как вчерашним школьникам, так и обладателям диплома бакалавра или специалистам с трудовым опытом, которые хотят обновить компетенции с учетом развивающихся технологий, бизнес-процессов, той институциональной динамики, которую мы наблюдаем в окружающей социальной жизни», — отметил проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.

Во время обучения студенты встречаются с отраслевыми экспертами в режиме реального времени: в рамках мастер-классов, семинаров, прикладных исследований, бизнес-лабораторий. Студенты из разных стран мира активно общаются и выполняют задания в группах: решают кейсы, готовят презентации, обсуждают совместные проекты. Интерактивные практические занятия дают возможность решать бизнес-задачи от заметных игроков рынка, а стажировки у топовых работодателей позволяют прокачать самые востребованные компетенции. Таким образом, можно быстро расти в профессии.

Права в онлайне

По словам Сергея Рощина, онлайн-студенты получают доступ к богатым информационным ресурсам университета, а также возможность взаимодействовать с преподавателями, сотрудниками, исследователями, аналитиками НИУ ВШЭ: «Это принципиально отличает онлайновые программы ВШЭ от тех, что развиваются вне университетских стен. Онлайн-программы — это часть большого образовательного пространства Высшей школы экономики».

«Онлайн-студенты обладают всеми правами и обязанностями студентов офлайн-программ. Они могут принимать участие в учебных и внеучебных мероприятиях онлайн (вебинары, проектная работа, практика, встречи с работодателями, экспертами), им доступны ресурсы онлайн-библиотеки НИУ ВШЭ, студенческая мобильность. Они также получают студенческий билет и отсрочку от армии на время обучения в университете. И немаловажный момент: диплом онлайн-студента ничем не отличается от диплома выпускника офлайн-программ», — подчеркивает Елена Гусева, руководитель проекта Online Degree Дирекции по онлайн-обучению.

Обучение на онлайн-программах Вышки платное, потому что к их созданию привлекаются лучшие эксперты, лидеры академического сообщества, а технологическая поддержка цифровых продуктов требует значительных ресурсов. Чтобы онлайн-образование стало доступным максимальной аудитории, на многих программах предусмотрены скидки и целевые кредиты.

Подробнее об онлайн-программах НИУ ВШЭ можно узнать на странице Дирекции по онлайн-обучению.

Текст: Екатерина Зиньковская, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ

В условиях цифровой экономики достоверная оценка текущего уровня знаний, навыков и умений человека станет первым шагом на пути построения персональной траектории его профессионального развития.

С этой целью к 2024 году в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» создается система независимой оценки компетенций цифровой экономики. Она обеспечивает всех субъектов цифровой экономики достоверными и валидными данными о компетенциях и квалификации кадров в стране и позволит:

Планировать персональные траектории профессионального развития и обучения, проводить оценку уровня компетенций

Привлекать квалифицированные кадры и сократить затраты на поиск и обучение трудовых ресурсов

Синхронизировать программы обучения в СПО и ВО с запросами рынка труда и повышать востребованность выпускников

Независимая оценка компетенций цифровой экономики (НОК ЦЭ) — процедура подтверждения уполномоченной организацией уровня сформированности компетенций цифровой экономики, в том числе с использованием цифрового демонстрационного экзамена, аттестационных заданий и пр.

Как пройти независимую оценку?

Независимая оценка цифровой грамотности

Узнайте свой уровень в 5 направлениях:

  • цифровые устройства и сети
  • цифровая безопасность
  • коммуникации и сотрудничество
  • работа с информацией и цифровым контентом
  • цифровая личность

профессионально экономическая компетенция

Игровая оценка ключевых компетенций цифровой экономики «iTest»

Помогите победить киборгов, вступив в отряд народного сопротивления!

В рамках 7 миссий вы проверите свои softskills-навыки:

  • достижение долгосрочных целей
  • генерация новых идей
  • оценка достоверности информации
  • логические выводы с опорой на данные
  • навыки управления и взаимодействия с командой

Участники системы независимой оценки

Национальная система независимой оценки компетенций агрегирует информацию о тестировании на сервисах оценки, отобранных в рамках мероприятий федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Подать заявку на участие

профессионально экономическая компетенция

Каталог сервисов независимой оценки компетенций

Сервисы оценки компетенций цифровой экономики от компаний-участников национальной системы независимой оценки позволяют пройти тестирование и определить вектор для дальнейшего развития цифровой грамотности и профессиональных компетенций цифровой экономики. По итогам независимой оценки компетенций на онлайн-сервисах партнеров выдается Электронный сертификат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *