Профессиональные и общие компетенции студента это

Полянская Н. 1

Власенко Н. 1

Гетман Н. 11 ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской ФедерацииВысокие требования, предъявляемые сегодня к уровню подготовки специалистов образования, выдвигают на первый план формирование у студентов профессиональных компетенций. Для проверки степени сформированности практических навыков предложено использовать в учебном процессе новые образовательные технологии. В статье представлены материалы применения инновационных методов обучения для студентов медицинских вузов, таких как кейс-метод (case-study), ролевая игра и Web-квест, выделено несколько этапов реализации кейс-метода. Установлено, что использование кейс-технологии повышает уровень освоения теоретического материала и практических навыков, повышается коэффициент обучаемости с 0,27–0,35 до 0,6, повышается мотивация студентов к изучению дисциплины. По результатам анкетирования, удовлетворенность полученными знаниями отметил 71 % студентов при традиционном обучении, и 89 % при использовании кейс-технологии. компонент медицинского образования1. Агранович Н. , Ходжаян А. , Гевандова М. Инновационные образовательные технологии в медицине. Преимущества и проблемы дистанционного обучения. Materiały IX Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Strategiczne pytania światowej nauki – 2013». – Volume 24. Medycyna. : Przemyśl. Nauka i studia. – 104 str. – С. 78–82. Говорова Н. , Гетман Н. Кейс-технология преподавания анестезиологии и реанимации в медицинском вузе как средство активации познавательно-профессиональной деятельности студентов. – Омск, 2013 – 117 с. Скибицкий В. , Олейник Н. , Звягинцева Ю. и др. Использование современных технологий для качественной подготовки врача-терапевта // Соврем. проблемы науки и образования. – 2009. – № 4, прил. № 1. – С. 140–141.

Благодаря использованию в обучении этого метода освоения практических навыков:

– появляется возможность моделировать клинические ситуации, максимально приближенные к реальным, но безопасные для пациентов;

– профессиональное действие может быть неоднократно повторено для выработки умения и ликвидации ошибок;

Дисциплина «Госпитальная педиатрия» формирует 12 профессиональных компетенций (ПК), одной из которых является ПК-21 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС – 3): «способность и готовность осуществлять детям и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний».

В соответствии с указанной компетенцией студент должен знать:

Принципы и методы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях у детей и подростков.

Клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных средств и рациональный выбор конкретных лекарственных препаратов при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у больных детей и подростков.

Студент должен уметь:

Разработать больному ребенку или подростку план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения, провести реабилитационные мероприятия.

Выявлять жизнеопасные нарушения и оказывать помощь при неотложных состояниях;

Студент должен владеть:

Для более успешного освоения обучающимися данной компетенции мы предлагаем применение инновационных методов обучения для студентов медицинских вузов, таких как кейс-метод (case-study), ролевая игра и Web-квест.

Более подробно хотелось бы осветить метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам, и применение данного современного метода обучения в медицинском вузе является инновационным, способствует формированию таких важных качеств врача, как аналитическое мышление, быстрота и правильность принятия решения, умение отстаивать собственное мнение. Метод CASE STUDY развивает следующие навыки:

Аналитические навыки: умение классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, мыслить ясно и логично.

Практические навыки: кэйс способствует формированию на практике навыков использования теории, алгоритма диагностики и лечения заболеваний.

Творческие навыки: генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

Коммуникативные навыки: умение вести дискуссию, убеждать окружающих, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

Социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.

Основная цель кейс-технологии обучения выстроена в соответствии с требованиями ФГОС, подразумевающими расширение границ профессиональной компетентности студента, создание мотивационно-профессиональной направленности, формирование готовности будущего специалиста к инновационной деятельности в современных социальных условиях.

Цель технологии: освоение студентами знаний, умений и навыков по дисциплине «Госпитальная педиатрия», развитие клинического мышления, воспитание ответственного отношения студентов к изучаемому предмету, формирование личностных качеств – активность, самостоятельность, чувство ответственности, взаимовыручка, сострадание, милосердие, осознание ценности человеческой жизни.

Средства технологии – кейс или клиническая ситуация с письменным описанием какой-либо конкретной клинической задачи, основанной на реальной ситуации. Студентов просят проанализировать ситуацию, поставить диагноз, выделить ведущие патологические синдромы, определяющие тяжесть состояния, предложить возможные варианты диагностики и лечения и выбрать лучший из них.

Клиническая ситуация должна соответствовать содержанию темы занятия курса и профессиональным компетенциям.

Ситуация отражает реальный, а не вымышленный клинический случай, в ней отражаются реальные события «как есть», а не «как может быть».

Клиническая ситуация должна отличаться «драматизмом» и проблемностью, выразительно определять «сердцевину» проблемы и содержать необходимое количество информации, учитывая то, что изучаемая дисциплина связана с оказанием помощи больным, находящимся в критическом состоянии, это не составляет большой сложности.

Клиническая ситуация может показывать как положительные, так и отрицательные варианты развития событий – присоединение осложнения заболевания, летальный исход.

Клиническая ситуация должна быть по силам студентам, но в то же время не очень простой.

Текст задания не должен содержать подсказок относительно решения поставленной проблемы.

Задание кейса должно также сопровождаться четкими инструкциями по работе с ним.

Кейс-метод концентрирует в себе значительные достижения технологии «создание успеха». Для него характерна активизация студентов, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений участников. В связи с этим клиническая ситуация, нацеленная на принятие решения, обязательно должна строиться на реальных событиях – данные истории болезни, результаты лабораторных и инструментальных методов обследования, в центре которых находится лицо, принимающее решение.

Кейс-метод предполагает не только формулировку, но и решение проблемы. Кроме того, конкретные примеры лучше сохраняются в памяти, нежели абстрактная информация. Благодаря своему активизирующему воздействию они наиболее пригодны для индивидуальной работы или работы в малых группах, поскольку в их обсуждении могут принять участие даже самые скромные «молчуны». Таким образом, конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от студентов активного интеллектуального и эмоционального участия в анализе и обсуждении, предполагает нетрадиционную роль преподавателя.

Характеризуя работу над клинической ситуацией во время практического занятия, выделяем несколько этапов реализации технологии:

Этап введения в кейс, постановки преподавателем основных вопросов.

Кейсы розданы каждому обучающемуся за день до занятий или на самом занятии. На ознакомление выделяется 5–7 мин. Преподаватель контролирует знание студентами содержания кейса, спрашивает (например): «Что является центральной проблемой данного состояния пациента?» или «Какой синдром определяет тяжесть больного?». Преподаватель проводит проверку наличия кластерных схем, в случае необходимости вносит коррективы. Далее студенты задают преподавателю вопросы с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации, которая фиксируется на доске для последующего обсуждения.

Анализ ситуации (работа в подгруппах). Группа разбивается на подгруппы, от каждой из которых выступает представитель. После деления на подгруппы дается определенное время для решения проблемы, подготовки и выступления (30–40 мин). Жесткое требование – укладываться в установленные сроки. Участники выполняют задания кейса, при этом используют основную и дополнительную литературу. Преподаватель контролирует ход обсуждения. Каждая из подгрупп представляет свой вариант решения в виде устного доклада (регламент устанавливается). Проверка практических навыков: преподаватель контролирует последовательность действий и алгоритм оказания помощи, которые студенты демонстрируют на манекенах.

Этап презентации решений по кейсам. Презентация, или представление результатов анализа кейса и его составляющих, выступает очень важным аспектом кейс-метода. Умение публично представить свое решение клинической задачи, хорошо его аргументировать, обосновать ведущие патологические синдромы, определить объем и состав лечебных мероприятий в зависимости от условий оказания помощи, а также выстоять под шквалом критики представляется очень ценным интегральным качеством современного специалиста. Представляют решение кейса от каждой малой подгруппы 1–2 участника (спикера). Регламент – до 5–7 мин.

При этом преподаватель максимально поощряет использование плакатов, схем, графиков (которые подгруппы должны подготовить на предыдущем этапе), побуждает студентов подгруппы дополнять высказывания своего спикера. Но если в качестве дополнения следует решение, противоположное выступлению спикера, то это означает, что малая группа не справилась с кейсом. Участники задают выступающему вопросы, на которые он должен либо ответить, либо внести обоснованное возражение. Преподаватель лишь направляет дискуссию. Каждый вариант решения фиксируется на отдельном листе бумаги (для удобства работы и дальнейшего подведения итогов).

Этап общей дискуссии. Как правило, во всех дискуссиях при обсуждении ситуационных заданий преподаватель формулирует четыре основных вопроса:

Почему ситуация выглядит как проблема?

Кто принимал решения?

Какие варианты решения он имел?

Что ему надо было сделать?

Учитывая ответы на эти вопросы, преподаватели должны прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотели бы направить обсуждение. Во время дискуссии следует избегать излишних споров, не допускать, чтобы лишь некоторые участники доминировали в обсуждении, намеренного ведения дискуссии к тому решению, которое ведущий предпочел бы сам.

Этап подведения итогов, завершающего выступления преподавателя. Продолжительность – 10 мин. Преподаватель подводит итоги, оценивает выступления групп, оценивает индивидуальные знания и умения, выделяет наиболее удачные кластерные схемы.

Необходимо подчеркнуть, что кейс-метод используем в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе с традиционными, поскольку последние предусматривают обязательное, нормативное знание. Ситуативное же обучение учит поиску и использованию знаний в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость, диалектичность мышления.

В кейс-методе «мозговой штурм» применяется при возникновении у группы реальных затруднений в осмыслении ситуации, представляется средством повышения активности обучающихся, рассматривается не как инструмент поиска новых решений, хотя и такая его роль не исключена, а как своеобразный двигатель познавательной активности.

При этом задания кейса представлены двумя частями: первая часть дается студентам для самостоятельной подготовки дома (массив теоретической информации и клиническая ситуация), а вторую часть кейса – в виде продолжения клинической задачи – студенты получают на занятии. Вторая часть задачи содержит либо данные дополнительных инструментальных или лабораторных методов исследования, либо содержит продолжение клинической ситуации. Такой подход позволяет развить клиническое мышление. Работая с 1-й частью кейса, студенты учатся принимать решения, ставить диагноз, ориентируясь на ограниченный объем данных, а при знакомстве со 2-й частью кейса они могут либо получить подтверждение или опровержение первоначальному решению, что позволит им скорректировать ранее намеченные планы (гибкость подхода – что важно в условиях изменяющейся ситуации у больного в критическом состоянии).

Диагностический инструментарий кейс-технологии – для отслеживания достижений поставленной цели используются тестовые задания, составленные с учетом требований формируемой профессиональной компетенции, а также репрезентативности, вариативности и системности содержания. Кроме того, преподаватель использует другие методы контроля: устный опрос, проверка наличия и обсуждения кластерных схем, контролирует содержание кластерных схем, составленных студентами.

Конечно, данная технология не лишена недостатков и проблем. И это, в первую очередь, связано с трудоемкостью создания самих кейсовых заданий, «наполнением» кейса. Наибольший интерес у студентов вызывают конкретные клинические ситуации, «случаи из жизни», основанные на реальном фактическом материале и подкрепленные данными лабораторных и инструментальных методов исследования.

Обсуждая вопрос результативности внедряемой кейс-технологии, мы предположили, что она может способствовать формированию активной профессиональной деятельности студентов, формированию клинического мышления, а также стимулировать их интеллектуальный потенциал и мотивацию к изучению дисциплины госпитальной педиатрии. Все это можно рассматривать и как ведущие педагогические условия успешной адаптации студентов в системе непрерывного профессионального образования.

Использование технологии создаст условия для освоения студентами основных профессиональных компетенций, а также духовного и личностного развития. Все это в конечном итоге будет способствовать повышению эффективности обучения и качества образования.

Кейс-технология преподавания дисциплины «Госпитальная педиатрия» создана в соответствии с требованиями ФГОС и ориентирована, в первую очередь, на формирование профессиональной компетенции, в соответствии с которой любой специалист должен обладать способностью и готовностью своевременно диагностировать и проводить лечение основных заболеваний детского возраста, в том числе и неотложных состояний. Кроме того, кейс-технология способствует развитию клинического мышления, воспитанию ответственного отношения студентов к изучаемому предмету, формированию личностных качеств – активность, самостоятельность, чувство ответственности, взаимовыручка, сострадание, милосердие, осознание ценности человеческой жизни, стимулирует интеллектуальный потенциал студентов.

Установлено, что использование кейс-технологии повышает уровень освоения теоретического материала и практических навыков, повышается коэффициент обучаемости с 0,27–0,35 до 0,6, повышается мотивация студентов к изучению дисциплины. Результаты анкетирования преподавателей отразили дефицит знаний или их фрагментарность в области современных образовательных технологий, а также недооценку преподавателями потенциальных возможностей стимулирования познавательной активности студентов. По результатам анкетирования, удовлетворенность полученными знаниями отметил 71 % студентов при традиционном обучении, и 89 % при использовании кейс-технологии.

Библиографическая ссылка

Профессиональные и общие компетенции студента это

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Формирования профессиональной компетентности студентов педколледжа (статья)

Дидактическое обеспечение учебного процесса педагогического колледжа требует анализа программ начальной школы, отбора и структурирования учебного материала, прогнозирования возможных трудностей, выбора оптимальных средств педагогического воздействия, типа урока, его структуры, форм, методов и средств обучения. Содержание педагогического образования должно быть подвижным, отражающим новые реалии жизни. Таким образом, эволюция требований к профессиональной деятельности учителя начальных классов и, соответственно, к его профессиональной компетентности требует систематического пересмотра педагогических условий, обеспечивающих формирование тех или иных профессиональных компетенций будущего учителя в педагогическом колледже.

В педагогических исследованиях (В. Андреев, Ю. Бабанский, В. Беликов, Р. Козлов, А. Наин, В. Раскопов, С. Сальцева и др. ) рассматривается общепедагогический аспект понятия условий. Предметом отношения являются педагогическая среда и процессы обучения, воспитания, развития. В общепедагогическом смысле можно выделить следующие определения и признаки понятия.

Условия – это совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач.

Условия это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств процесса деятельности.

Условия представляют собой единство субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления.

Условия выражают отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может.

Условия выполняют роль правил, обеспечивающих нормальное протекание деятельности.

При этом основаниями для выделения педагогических условий являются:

а) логика развертывания процесса деятельности как системного объекта;

б) особенности функционирования цели, предмета и содержания процесса, характера деятельности, уровня целостности и результата процесса на гармоничном уровне его развития, особенности содержания содействия повышению уровня компетентности.

Нами были выделены четыре группы условий формирования профессиональной компетентности студентов педколледжа (специальность 0312 – «Преподавание в начальных классах): концептуальные, содержательные, организационно-технологические, вспомогательные.

– Личностная ориентация образовательного процесса колледжа на всех уровнях: целевом, содержательном, процессуальном. Личностная ориентация целей образовательного процесса колледжа выражается в приоритетности подготовки широкообразованного, развитого, сознающего свой гражданский долг специалиста и предполагает обеспечение субъект-субъектных отношений преподавателя и студента.

– Построение образовательного процесса колледжа на основе педагогической теории деятельности и концепции модульного обучения.

– Использование в качестве модели выпускника колледжа разработанной в ходе исследования профессиограммы учителя начальных классов, важнейшей частью которой является профессиональная компетентность учителя начальных классов, имеющая сложную структуру.

– Использование специально подготовленного для педагогических колледжей учебно-методического комплекта (УМК) «Методика обучения письму первоклассников».

Использование педагогической технологии моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе. Суть этой технологии состоит в том, что студенты в процессе обучения воспроизводят профессиональную деятельность в специально созданных условиях. Такая технология позволяет организовать имитацию будущей профессиональной деятельности и тем самым обеспечивает возможность овладения способами действия специалиста. При разработке технологии в учебный курс нами были включены задания и упражнения, направленные на формирование интеллектуальных и практических умений студентов, необходимых для выполнения целостной профессиональной деятельности, а также ее составных частей – действий и операций.

Включение учащихся в реальные профессионально-трудовые отношения в процессе обучения. Данное условие требует выхода за пределы не только теоретической подготовки, но и имитационно-игровых форм обучения, которые не могут заменить полноценной профессионально-педагогической практики учащихся.

– Организация мониторинга образовательного процесса колледжа, нацеленного на выявление формируемых специальных компетенций.

– Построение учебного процесса колледжа с использованием активных методов обучения: метода проектов, моделирования и игровых методов.

– Обучение педагогического коллектива колледжа работе с новыми педагогическими технологиями. На первом этапе это требует привлечения сторонних консультантов. Кроме того, требуется выделение сотрудника (сотрудников) колледжа, ответственного за обучение педколлектива и контроль результатов, а также организация времени и рабочего пространства для обучения. Необходимо и преодоление инерции части педколлектива к введению новых педагогических технологий, форм и методов обучения.

Отметим, что в число выделенных нами условий не включены те, которые являются обязательными для обеспечения эффективности образовательного процесса в учреждении СПО независимо от конкретного реализуемого подхода (например, достаточное материально-техническое обеспечение образовательного процесса или нацеленность последнего на сохранение здоровья учащихся).

Поскольку экспериментальное исследование ограничено формированием специальных компетенций учителя начальных классов в части обучения первоклассников письму, системообразующим элементов в обозначенной совокупности педагогических условий выступало введение курса «Методика обучения письму первоклассников», построенного на основе одноимённого УМК и педагогической технологии модульного обучения.

Анализ развития педагогической науки показывает, что результативным является лишь тот процесс, который обеспечен методологическими, дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям науки и практики. Учебная материально-техническая база образовательных учреждений среднего профессионального образования является одним из важнейших факторов, определяющим качество и эффективность образовательного процесса. Именно поэтому разработка новых учебников и учебных пособий, соответствующих современным требованиям, -актуальная задача системы среднего профессионального образования. Разработка учебно-методического обеспечения формирования профессиональной компетентности – это сложная и трудоемкая работа.

В рамках данного исследования была частично решена проблема программного обеспечения специальной методической дисциплины в педагогических колледжах, готовящих учителей начальных классов. В спроектированном педагогическом процессе центральным методическим документом является УМК по методике обучения письму «Методика обучения письму первоклассников».

При создании обозначенного УМК мы исходили из того, что:

– в данном учебно-методическом комплекте есть объективная необходимость;

– приоритетной целью курса должно быть формирование профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов;

– УМК должен быть ориентирован на конкретную педагогическую технологию реализации его содержания и достижения поставленной цели.

УМК «Методика обучения письму первоклассников» разрабатывался в соответствии с пониманием методической подготовки будущего учителя как подготовки к осуществлению профессиональной интеллектуальной деятельности.

В результате проведенных исследований в области эффективных подходов к обучению письму младших школьников было сконструировано; содержание соответствующей подготовки учителя, учитывающее:

– кумулятивный характер развития научных знаний: новые данные психологии, физиологии и методики, соединялись с прежними, не отвергая, а дополняя их;

– интеграционные процессы, являющиеся особенностью современных научных знаний, которые проявляются в глубоком проникновении содержания одной научной дисциплины в другую; в связи с этим и в программе прослеживаются межпредметные связи.

При составлении учебно-методического комплекта «Методика обучения письму первоклассников» мы опирались на следующие принципы:

научной концептуальной обоснованности – ориентация на определенные научные положения;

ценностной и целевой направленности – ориентация на достижение определенных заданных результатов;

прогностичности и активности – обеспечение эффективности учебно-воспитательного процесса, а также предвидение потребностей завтрашнего дня;

личностно-ориентированного подхода – ориентация на студента как полноценно развивающуюся личность, находящуюся в процессе становления;

ситуационного и оптимизационного подходов – отрицание единых, годных на все случаи жизни теорий и практик, готовность к поиску концепций и действий, наилучших для данной конкретной ситуации.

Разработанный УМК «Методика обучения письму первоклассников» включает в себя: профессиональную образовательную программу, учебное пособие для студентов и методические рекомендации для преподавателей. Профессиональная образовательная программа разработана на основании стандарта, вступившего в силу 01. 2004 года, Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0312 (Преподавание в начальных классах). Программа включает в себя пояснительную записку, содержание, требования к уровню подготовки, тематический план изучения дисциплины и список рекомендованной литературы, а также в программе определен объем учебной нагрузки и примерные вопросы для итоговой аттестации. Программа составлена с учетом специфики организации образовательного процесса в педагогических колледжах г. Москвы.

Средством достижения получения выпускниками педагогического колледжа совокупности профессиональных компетенций, на наш взгляд, является блочно-модульная структура содержания профессионального обучения. При этом блочно-модульное построение профессионального образования предусматривает распределение содержания образования по модулям (законченным учебным единицам), гибкость контроля и оценки, индивидуализацию учебного процесса, субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентом. При этом каждый модуль включает целевую программу действий студентов по достижению планируемых образовательных результатов; учебные материалы, способствующие организации самостоятельной работы студентов; оценочные материалы степени сформированности специальных компетенций студентов как образовательных результатов.

В основу разработки учебной программы по курсу «Методика обучения письму первоклассников» был положен принцип модульности, в соответствии с которым вариативность программы прослеживается в содержательном наполнении модулей основной части программы. Инвариантной остается структура программы:

– пояснительная записка;

– основная часть, то есть описание изучаемого материала;

– характеристика ожидаемых результатов обучения (разведенных по уровням усвоения);

– описание системы средств обучения, адекватных программе (тесты, учебные задачи, практикумы и пр

– методический аппарат (списки литературы, методические инструкции, которыми следует руководствоваться при организации учебной деятельности студентов, дополнительные материалы и т.

При моделировании содержания учебного пособия наиболее важным для нас явилось определение оптимального объема учебной информации, так как «большой объем информации не позволит студентам усвоить ее и превратить в умения».

Проведенный нами анализ педагогических технологий позволяет прийти к заключению, что работа преподавателя и студентов педколледжа на основе УМК «Методика обучения письму первоклассников» является специфической педагогической технологией. Отметим, что проектирование УМК осуществлялось нами в рамках педагогической технологии, представленной в процессуально-описательном аспекте, а реализация обучения по УМК будет являться процессуально-действенной педагогической технологией.

Каждая учебная дисциплина педагогического колледжа делится на учебные разделы. Например, курс методики преподавания русского языка состоит из четырех разделов: методики обучения грамоте, методики обучения письму, методики чтения и методики русского языка. Разработанный УМК предназначен для методического обеспечения только одного их четырех разделов – методики обучения письму как наиболее сложной для освоения студентами.

Для методически грамотного обучения детей письму обязательно нужен учитель, обученный писать, знающий современные прописи и технологии работы на уроках письма, ибо эффективно обучать тому, чего не знаешь и не умеешь делать сам, нельзя. Все сказанное мотивирует необходимость внесения в подготовку учителя начальных классов специального, расширенного курса по обучению письму младших школьников.

Оценивая общее состояние теории и практики в рассматриваемой учебной дисциплине, следует отметить, что практика заметно опережала теорию, и отсутствие теории отрицательно сказывалось на состоянии практики. Поэтому разработанное учебное пособие должно было отвечать основным педагогическим требованиям и быть подчинено дидактическим, методическим целям и задачам профессионального обучения. А именно:

– формировать необходимые компетенции в соответствии с содержанием профессиональной деятельности по профессии;

– способствовать развитию мотивации к учебе;

– решать только те дидактические задачи, которые не могут быть решены без него или могут быть решены наиболее эффективно только с его применением;

– удовлетворять современным тенденциям модернизации содержания, структуры и методов среднего профессионального образования;

– обеспечивать обратную связь и повышение эффективности контроля и самоконтроля за ходом и результатами профессионального обучения.

Учитель начальный классов – это специалист, обладающий разнообразными специализациями. Следовательно, его профессиональные компетенции должны быть очень разнообразны. Как показали наши исследования, наибольшие затруднения испытывают учителя начальных классов при проведении уроков письма на стадии ознакомления с правильным графическим написанием букв и их соединений (далее этот графический процесс будем называть обучением каллиграфии), что является следствием несовершенной предметной и методической подготовки учителя, особенно в педколледжах, так как этот недостаток заложен в самом государственном образовательном стандарте. Курс методики обучения письму не выделен в отдельный предмет, а является частью методики преподавания русского языка, на изучение которой выделено всего 110 часов. Каллиграфия не обособлена в отдельный учебный предмет или хотя бы в практикум, а интегрирована с курсом «Методика преподавания русского языка». По каждому разделу не определен объем учебных часов, не сформулированы четкие требования к специальным компетенциям выпускников. В курсе «Методика преподавания русского языка» органически сливаются в единую профессиональную подготовку учителя начальных классов несколько равно необходимых ему комплексов знаний и умений, без которых невозможно построить продуктивный процесс обучения в начальной школе. Это и методика русского языка, и методика чтения, и методика обучения грамоте и письму, а также каллиграфия.

Структурное содержание учебного пособия отвечает требованиям адаптивности, диагностичности и оптимальности. В методических рекомендациях раскрыты наиболее сложные вопросы методики письма, представлены диагностические тесты и критерии оценки результатов обучения.

Содержание специальных дисциплин должно соответствовать характеру деятельности специалиста и должно быть направлено на подготовку студента к выполнению конкретной профессиональной деятельности. Поэтому основой для определения содержания УМК «Методика обучения письму первоклассников» явилась профессиограмма и структура профессиональной компетентности учителя начальных классов. При этом учитывались следующие требования:

а) системность и систематичность – логическая упорядоченность, опора на предшествующие сведения, раскрытие связи между блоками информации;

б) непрерывность – непрекращающееся образование и самообразование;

в) обобщенность – способность воспринимать конкретное знание как часть обобщенного знания, объединение разнородных предметных знаний в единый комплекс;

г) оперативность – готовность применять знания в различных ситуациях;

д) гибкость – способность самостоятельно находить способы применения своих знаний в изменившихся условиях.

Типология созданной учебной программы курса «Методика обучения письму первоклассников» была определена нами как программа предметного типа, так как в ней зафиксировано содержание конкретного учебного курса; как программа, имеющая структуру линейного типа, так как учебный материал расположен без повторений и возвращений к ранее пройденному; образует непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время обучения один раз. Так как программа разработана на основе существенных уточнений и усовершенствований существующих программ, то по новизне её можно отнести к программе рационализаторского типа.

Курс «Методика обучения письму первоклассников» разделен на разделы-модули. По каждому из этих модулей указывается, что должен знать и уметь студент, какие приобрести навыки. Контрольная процедура по теоретической части курса – семинар. К семинарскому занятию студенты готовят короткие сообщения по предлагаемой тематике и выступают с ними. Сообщение оформляется в рукописном или печатном виде.

В процессе преподавания курса названные темы последовательно раскрывают переход от теоретических положений к его конкретно-методической реализации. Данная тематика выработана не случайно, она мотивирована требованиями начальной школы улучшить качество подготовки учителей. Курс «Методика обучения письму первоклассников» рассчитан на освоение в течение одного семестра из расчета 1 аудиторный час в неделю.

Выполненная нами в русле современного психолого-методического направления работа дает ответ на вопрос о том, как достижения в области смежных наук, дидактики, психологии, связанные с учетом психофизиологических особенностей детей при овладении графикой (А. Лурия, Б. Ананьев), с выяснением механизма воссоздания звукового образа слова, слога по его графической модели (Д. Эльконин), с превращением предметного действия в умственное (А. Леонтьев, П. Гальперин), с развитием и становлением учебной и познавательной деятельности младших школьников, поставить на службу педагогической науке и как тем самым процесс овладения письмом сделать эффективным и результативным.

В пособии собраны воедино и представлены в строгой логичной последовательности все сведения, касающиеся обучения письму и самого письма как акта деятельности: от психофизиологических механизмов через историю возникновения письма и очерк истории развития методики к описанию современных технологий обучения письму. Проблема обучения письму рассматривается не в узких рамках методического воздействия на ученика, а значительно шире, формируя у будущих учителей глубокое понимание предмета изучения.

Курс состоит из трех разделов – модулей. Первый раздел «Теоретические основы обучения письму» знакомит студентов с историей развития письменности и методики письма, психофизиологическими основами письма. При этом процесс обучения письму рассматривается с позиции деятельностного подхода и раскрывается в теории поэтапного формирования умственных действий.

Во втором разделе проанализированы новые технологии организации обучения первоклассников письму. Будущему учителю показано как можно рационализировать процесс обучения письму: за счет целенаправленной работы учителя по формированию познавательного интереса к письму, введения новых технологий обучения, способствующих развитию мотивов, потребностей и способов учения. Студенты смогут структурировать учебную деятельность первоклассников по овладению письмом, а также узнают объективные трудности, с которыми сталкиваются первоклассники при обучении письму и возможные пути преодоления этих трудностей. В этом же разделе студенты познакомятся с современными гигиеническими требованиями, предъявляемыми к письму, и на практическом уровне овладеют здоровьесберегающими технологиями обучения. В учебном пособии впервые приведена классификация ошибок, допускаемых школьниками при письме. Структурирование ошибок поможет студенту понять причины ошибок и устранить их.

Третий раздел посвящен технологиям обучения письму, которые применяются в современной школе. Здесь студенты познакомятся с концептуальными особенностями каждой технологии, смогут проанализировать их с точки зрения требований стандарта, выявить достоинства и недостатки, а также на практическом уровне познакомиться с программно-методическим обеспечением уроков обучения грамоте в современной школе.

Созданный УМК решает задачу совершенствования профессиональной подготовки учителя начальных классов, необходимость которой вытекает из тех изменений, которые происходят в начальной школе в связи с её модернизацией. Поэтому, освоив содержание курса, учитель сможет успешно решать не только задачи обучения письму, но и задачи развития младших школьников средствами этого учебного предмета. В целях оптимизации учебного процесса курс «Методика обучения письму первоклассников» должен изучаться с учетом межпредметных связей, так как данная наука не может рассматриваться в отрыве от других наук (об этом говорилось выше). Особенно это касается педагогики, в которой раскрываются общие вопросы воспитания и обучения детей; детской психологии, которая помогает определять индивидуальные особенности детей данного возраста, уровень их познавательной активности и т. ; методики обучения грамоте, т. обучение письму осуществляется параллельно с обучением чтению. Вместе с тем подчеркнем: в содержании данной программы курса раскрываются только технологии, касающиеся обучения письму, и при осуществлении учебного процесса преподаватель должен постоянно опираться на знания студентов, полученные при изучении смежных предметов.

Рассмотрим подробнее особенности образовательного процесса в педколледжах г. Москвы с использованием разработанного УМК. Программа создана на основе ГОС СПО, учебного плана педагогического колледжа, отражает конкретное содержание материала, его объем, логику изучения, конкретное количество часов по темам и разделам.

При разработке УМК в него был заложен принцип активного усвоения знаний студентами. Реализация этого принципа может быть осуществлена, как показал целый ряд исследований, посредством применения теории поэтапного формирования умственных действий П. Гальперина.

Основной путь формирования приемов познавательной самостоятельности лежит в правильной организации учебной деятельности, следовательно, при обучении нужно выделять главные учебные приемы. Например, приемы умственной деятельности при самостоятельной работе студентов по учебному пособию «Методика обучения письму первоклассников», заключались в следующем:

– выделение основных опорных пунктов в материале, разбивка текста;

– составление плана, тезисов, конспектов;

– составление логической схемы материала, выделение причинно-следственных связей;

– понимание имеющихся схем, диаграмм, таблиц;

– заучивание нужных определений по тексту.

В конечном итоге программа должна стать таким средством обучения, в котором определена и запрограммирована деятельность учителя и учащихся. Наиболее трудный теоретический материал объясняется преподавателем на лекциях. На семинарских занятиях преподаватель отвечает на вопросы, которые возникают у студентов во время самостоятельного изучения более легких тем, проводит индивидуальные консультации. Важнейшей формой при модульном обучении выступает проблемная лекция (занятие), где студент самостоятельно находит решение в новых ситуациях. Помимо этого студенты готовят рефераты и доклады по интересующим их вопросам, учатся анализировать новый материал. Все это, безусловно, способствует самообразованию студентов и развитию их личности в целом.

Итак, основой обеспечения условий успешного формирования специальных компетенций у будущих учителей начальных классов в колледже (в части обучения первоклассников школьников письму) стала разработка научно обоснованного учебно-методического комплекта, а также выбор эффективной педагогической технологии, гарантирующей достижение запланированной образовательной цели.

Педагогические аспекты формирования и оценивания общих компетенций студентов среднего профессионального образования. Способы оценивания общих компетенций обучающихся СПО. Средства оценивания общих компетенций “Портфолио” и “Педагогическое анкетирование”.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования

“Челябинский институт развития профессионального образования”

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

“СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО”

Исполнитель: Науменкова А.

Научный руководитель: Прихода Т.

  • Введение
  • 1. Теоретико-методические аспекты применения способов оценивания общих компетенций обучающихся СПО
  • 1.1 Педагогические аспекты формирования и оценивания общих компетенций студентов среднего профессионального образования
  • 1.2 Способы оценивания общих компетенций обучающихся СПО
  • 1.3 Средства оценивания общих компетенций “Портфолио” и “Педагогическое анкетирование”
  • Вывод по 1 главе
  • 2. Разработка и реализация способов оценивания общих компетенций “педагогическое анкетирование” и “Портфолио” в ГБОУ “Челябинский механико-технологический техникум” на примере студентов 415 группы специальности 49.02.01 Физическая культура
  • 2.1 Организация оценивания общих компетенций обучающихся
  • 2.2 Результаты опытной работы по оцениванию общих компетенций обучающихся
  • Вывод по 2 главе
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Таблица 1. Соотношение психолого-педагогических характеристик студента и общих компетенций среднего профессионального образования

Педагогические характеристики
Компетенции выпускника СПО

Эмоционально-педагогические
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, обогащать свою профессиональную компетентность. ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество. Регулятивные
ОК 3 Решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность. Аналитические
ОК 4 Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Социально-коммуникативные
ОК 5 Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами. Компетенции самосовершенствования
ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *