профессиональные компетенции администрации

Компете́нция (лат. competentia «согласие; соразмерность» от competere «соответствовать, подходить») — круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён.

Частные употребления термина:

  • Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач;
  • Общие компетенции — универсальные способы деятельности, инвариантные для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся фактором интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда .
  • Компетенция (юриспруденция) — совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления). Юридическое содержание понятия «компетенция» включает в себя такие элементы: предметы ведения (круг тех объектов, явлений, действий на которые распространяются полномочия); права и обязанности, полномочия органа либо лица; ответственность; соответствие поставленным целям, задачам и функциям (см. дееспособность).
    Компетенция (публичное право) — это правовое средство, позволяющее определить роль и место конкретного субъекта в управленческом процессе путём законодательного закрепления за ним определенного объема публичных дел.Компетенция органов юридических лиц.
  • Компетенция (публичное право) — это правовое средство, позволяющее определить роль и место конкретного субъекта в управленческом процессе путём законодательного закрепления за ним определенного объема публичных дел.
  • Компетенция органов юридических лиц.
  • Компетенция (управление персоналом) — это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. В управлении персоналом чаще под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и другими качествам кандидата на поступление или сотрудника, а также к группе сотрудников компании;
  • Межкультурная компетенция — способность успешно общаться с представителями других культур;
  • Ключевая компетенция организации — совокупность конкурентных преимуществ организации, её главный козырь в конкурентной или гиперконкурентной борьбе.
  • Область компетенций — совокупность знаний и навыков человека или организации, которые они выполняют на высоком, конкурентном уровне.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть “осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности” (словарь В. Даля). В психологическом словаре профессиональная педагогическая компетентность определяется, как “владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания”.

В соответствии с современными тенденциями образования к педагогическим компетентностям относят следующие:

· Самостоятельно учиться;

· Повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;

· Быстро оценивать ситуацию и свои возможности;

· Принимать решения и нести за них ответственность;

· Адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;

· Нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации.

Первыми шагами в формировании компетентностей, по мнению специалистов, являются обучение “жизненным навыкам” (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и “надпредметным умениям” (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; писать тексты и выступать; осуществлять деловую коммуникацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения

Формирование перечисленных компетентностей происходит на теоретическом уровне, но основная их часть формируется на практике.

Проблема совершенствования подготовки кадров для школы обусловлена экономическими и социокультурными изменениями в российском обществе. На современном этапе развития России образование, в его неразрывной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства.

Основные принципы образовательной политики в России, определенные в Законе РФ «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», раскрыты в Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года и Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы. Их развивает Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего педагогов. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества ,т. реализовывать ключевые компетенции ? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Проблема определения профессиональной компетентности и ее соотношения с понятием компетенции с недавних пор стала предметом обсуждений в научной педагогической среде и среди педагогов-практиков. Попробуем разобраться в этом вопросе.

В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериями и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией. Понятие «компетенция» впервые стало употребляться в США в 60-е годы в контексте деятельностного образования, целью которого было готовить специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда. Компетентность, таким образом, может рассматриваться как личностная категория; компетенции же – как «анатомия» компетентности. Компетентностного специалиста (и учителя в том числе) с позиций современного подхода к организации трудовой деятельности должно отличать критическое мышление, т. способность среди множества решений выбрать оптимальное, умение работать с информацией, блоком прогностических и аналитических умений для успешного решения профессиональных задач «здесь и сейчас».

Давайте рассмотрим несколько определений понятия профессиональной компетентности учителя (на демонстрационной доске вывешены несколько определений, ведущий зачитывает их, не давая никаких оценочных суждений):

  • Компетентность- это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л.М.)
  • Компетентным считается такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяются также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств – с другой стороны. (Маркова А.К.)
  • Компетентность- это способность работника качественно и безошибочно выполнить свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменившимся условиям. (Веснин В.Р.)
  • Компетентность- это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (Адольф В.А.)

Компетентность- это совокупность профессионально-педагогических комптенций. (Соловова Е. ) Заметив выше, что компетенция – это своего рода «анатомия» компетентности, логично будет далее рассмотреть вопрос о сущности компетенции. Выделяют следующие профессионально-педагогические компетенции:

  • Социально-психологическиая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.
  • Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
  • Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.
  • Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
  • Управленческая компетенция, т.е. владение умениями провоить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
  • Рефлексивная компетенция,т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.
  • Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.
  • Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.
  • Креативная компетенция,т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

В настоящее время существуют самые различные диагностические методики, которые в той или иной степени используются для решения актуальнейшей проблемы оценки профессионализма учителя и уровня его профессиональной компетентности. С одной стороны, учителя не загонишь в формулу «знания-умения-навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и неоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой. С другой стороны, в работе учителя накапливается «досье успехов», в котором отражается «все радостное, интересное о достойное из того, что происходит в жизни учителя». Диагностика – это особый вид познания, так как «диагноз» в переводе с греческого означает «распознание, определение». Понятия анализ, самоанализ, изучение личности в последнее время все чаще стали заменяться единым термином – диагностика. Педагогическая диагностика до недавнего времени сводилась к фиксации некоторых показателей обучаемости, обученности и воспитанности, т. диагностика сводилась к элементарной проблеме оценки каких-либо личностных признаков, а личность представлялась в виде среза. В условиях гуманизации и демократизации образования руководитель и учитель, учитель и ученик изменяются. Взаимодействуют и вместе участвуют в обновлении школьной жизни. При этом их сотрудничество более осмысленным и эффективным делает педагогическая диагностика, насыщенная методиками, взятыми из психодиагностики, при условии широкого использования социометрических и социологических методик и математической обработки полученных материалов. При использовании субъективных методов в отличии от объективных , при которых труд учителя оценивается по показателям уровня обученности и воспитанности учеников, диагностика осуществляется на основе того, что думает, представляет и сообщает учитель сам о себе. Наступило время, когда при оценке любого учителя необходимо учитывать его собственную профессиональную самооценку. Главная задача диагностики успешности учителя состоит не в том, чтобы дать ему экспертную оценку из вне, а в том, чтобы стимулировать самого учителя к осмыслению и решению своих профессиональных проблем. Более того, нельзя забывать: успешный учитель всегда сориентирован на самоанализ и самодиагностику. Только от желания самого учителя зависит процесс его самопознания, самосовершенствования и самоактуализации. Учитель, который стремиться к познанию, реализации и преумножению своего профессионального потенциала, уже не сможет «отбывать» урок или функционировать на уроке. Он будет «проживать» каждый урок, создавая необходимый психологический комфорт и ситуацию успеха для учеников и для самого себя, получая при этом колоссальную удовлетворенность. Преподавание в данном случае будет носить уже не характер трансляции информации, а характер стимуляции и активизации познавательной деятельности учащихся. Труд учителя – это сложнейшая психическая реальность, которая представляет собой многомерное пространство, состоящее из трех взаимосвязанных пространств: – личности учителя, – педагогической деятельности, – педагогического общения. Эти три пространства объединены глобальной задачей развития личности ученика. Вместе с тем они не накладываются друг на друга, не повторяются, не дублируются, а вступают в сложные диалектические отношения, при этом каждое из них в процессе труда учителя выступает то предпосылкой, то средством, то результатом развития.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • Работа в методических объединениях, творческих группах;
  • Исследовательская деятельность;
  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  • Различные формы педагогической поддержки;
  • Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
  • Трансляция собственного педагогического опыта;
  • Использование ИКТ и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный, т. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга (не контроля!), к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.

Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

В условиях перехода к информационному обществу повышаются требования к профессиональной подготовке учителя, в особенности к уровню его информационной компетентности. Информационная компетентность, как составная часть профессиональной компетентности учителя, определяет такие слагаемые его профессиональной деятельности, как:

  • владение навыками работы с информацией, представленной в электронном виде;
  • знание и умение использовать рациональные методы поиска и хранения информации в современных информационных массивах;
  • умение представить информацию в Интернет;
  • владение навыками организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий с использованием телекоммуникационных технологий;
  • умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет-технологий;
  • владение навыками использования телекоммуникационных технологий по конкретному предмету, с учетом его специфики.

Таким образом,информационная компетентность учителя понимается как особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально – педагогической деятельно Рабочая карта для проведения процедуры самооценки

Инструкция. Используя в качестве опорного документа «Критерии оценки профессиональных компетенций учителя», обведите балл, соответствующий вашей самооценке.

Показатель самооценкиБаллПоказатель самооценки 1. Я отлично знаю содержание предмета, хорошо ориентируюсь в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого мною предмета10 9 8 7 6 5 4 3 2 1Я знаю содержание предмета, но практически не слежу за достижениями в области разработок новых подходов в его преподавании, не пользуюсь периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук: педагогики, психологии, методики 2. Я понимаю вклад каждого параметра познавательной деятельности в учебный успех ученика, знаю теорию познавательной деятельности. При обсуждении педагогических воздействий, анализе уроков, результативности образовательного процесса, активно использую эти понятия. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1Я имею затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика. Практически не могу самостоятельно проанализировать познавательную сферу ученика. Я умею дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строить общение, предупреждая конфликты. На уроках практически не возникают проблемы поведения учеников. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1Я не уделяю должного внимания стилю и способам общения. Я владею технологиями самоанализа. Умею выделить и проанализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Умею спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1Я практически не использую принцип планирования от конечной цели. Самоанализ чаще всего строю на эмоциях и ощущениях. В основном ставлю и реализую предметные цели в обучении 5. Я владею навыками педагогического экспериментирования с минимальной помощью научного руководителя. Умею проанализировать результаты ОЭР, сформулировать практические рекомендации и теоретические выводы. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1Я не могу или затрудняюсь спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения. Я могу самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформит статью, доклад10 9 8 7 6 5 4 3 2 1Я практически не могу описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться моим опытом. Я владею основами ИК-технологий для обслуживания потребностей учебного процесса10 9 8 7 6 5 4 3 2 1Я практически не знаю содержания ИК-технологий и не использую их в учебном процессе

Ведущий. Определим проблемные зоны профессиональных компетенций. Рассмотрите свою рабочую карту и определите западающие позиции, отмеченные вами баллами 5 и ниже. С другой стороны, определите позиции оптимального и достаточного уровней. Сделайте индивидуальные выводы об уровне сформированности профессиональных компетенций.

Заключение Достижение эффективности своего труда и умение ее оценить характеризуют профессиональную компетентность учителя. Результативность в труде учителя – это наличие качественных изменений (позитивных, прогрессивных и негативных) в психическом развитии учащихся и самого учителя. Эффективность же есть соответствие полученного результата поставленным задачам (здесь близким по содержанию является понятие «успешность»). Педагогическая эффективность есть степень реализации учебных целей с заданными или возможными при условии нейтрализации остальных факторов, воздействующих помимо учителя на достижение поставленных целей. Эффективность – это достижение запланированных положительных результатов. Итак, если мы хотим оценивать эффективность труда учителя, то надо оценивать не сам результат, а брать его в соотношении с поставленными целями. При оценке некорректно основываться на своих субъективных впечатлениях. Необходимо опираться на объективное изучение результатов труда учителя (обученности и воспитанности учеников с помощью экспертов и контрольных работ), а затем сравнить эти результаты с поставленными целями. Можно изучать эффективность работы учителя в разных условиях: посмотреть, как одна и та же цель (например, обучаемость школьников) при варьировании учителем разных методов обучения достигается с разными результатами. В эффективность труда учителя можно включить следующие характеристики: состояние мотивационной сферы и личностная вовлеченность учителя в свой труд; владение современными технологиями организации и психологической интенсификации своего труда, в том числе сокращение потерь времени и ненужного расхода сил учащихся и учителя; наличие гуманных отношений в труде; продуктивность психического развития учащихся; достижения высокого уровня в труде (мастерство) и нахождение новых форм его осуществления (творчество); открытость к дальнейшему профессиональному развитию (профессиональная обучаемость).

Центры оценки и развития надпрофессиональных компетенций охватывают более 100 университетов и почти 500 средне-профессиональных образовательных учреждений во всех федеральных округах Российской Федерации. Инициатором проекта выступает президентская платформа «Россия – страна возможностей».

Это место, где студенты смогут оценить и развить свои надпрофессиональные компетенции. Для чего? Чтобы найти работу мечты. А в процессе поиска – стать лучшей версией себя.

В Центре компетенций у обучающихся оценят надпрофессиональные навыки, помогут их развить на основе индивидуальной траектории, сформируют цифровой профиль и откроют к нему доступ для работодателей.

Чтобы присоединиться к Центру компетенций, выберите в анкете свой университет.

Не нашли свой университет в списке? Вы можете выбрать географически ближайший Центр компетенций. Но обратите внимание: чтобы присоединиться к Центру компетенций не своего университета, необходимо заполнить и подписать согласие о передаче персональных данных. Для этого обращайтесь в Центр компетенций.

Интересна только диагностика своих надпрофессиональных навыков? Выберите «Только тестирование» в поле «Центр компетенций» раздела «Прочее» анкеты.

Уже выпустились из вуза? Тогда имейте в виду, что результаты тестирования рассчитываются в сравнении с результатами тестирования обучающихся высших учебных заведений.

Что такое Центры компетенций?

Центры компетенций – место встречи студентов, работодателей и региональной власти, которые зачастую решают свои кадровые вопросы на базе университетов. В Центрах компетенций студенты проходят диагностику своих надпрофессиональных компетенций (часто их еще называют soft skills), строят индивидуальные траектории развития, занимаются «прокачкой» компетенций с целью ориентации на запросы конкретных работодателей.

Спрос на такие Центры связан с тем, что стандарты высшего образования и, соответственно, образовательные программы вузов в первую очередь предполагают усвоение профессиональных знаний, умений и навыков (hard skills). А вот с надпрофессиональными компетенциями все немного сложнее, особенно в части их оценки, развития и фиксации.

При этом многие работодатели четко формируют свой запрос к системе образования – на выходе из университетов молодые специалисты должны обладать набором важных компетенций.

профессиональные компетенции администрации

Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков пояснил, о каких именно компетенциях идет речь:

профессиональные компетенции администрации

«Сегодня для построения успешной карьеры недостаточно профессиональных знаний. Выпускникам вузов также требуются навыки тайм-менеджмента, умение ориентироваться на результат и проявлять лидерские качества, стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект и другие мягкие навыки. По поручению Президента Российской Федерации мы совместно с платформой «Россия – страна возможностей» создаем центры оценки и развития управленческих компетенций в российских университетах».

Одновременно с этим и многие студенты признают, что им на старте карьеры не хватает именно надпрофессиональных компетенций, особенно в части их практического применения.

Генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров подтвердил этот факт:

«Впервые про такие Центры мы заговорили весной этого года. Разговор этот появился потому, что, опрашивая студентов и выпускников, практически подавляющее большинство говорили о том, что главная их забота – поиск первого места работы».

профессиональные компетенции администрации

Полностью самостоятельно выполнить задачу по развитию надпрофессиональных компетенций университетам сложно. И на то есть ряд причин:

  • Нет единого понимания набора компетенций. Представление о наборе необходимых навыков разнится среди работодателей, вузов, специальных оценочных компаний. Часто одни и те же компетенции называют по-разному, не раскрывая их содержания. Например, лидерство, стратегическое лидерство, аутентичное лидерство и т.д.
  • Отсутствуют общепринятые инструменты оценки таких компетенций. Даже если работодатель и университет говорят об одних и тех же навыках, измеряют они их по-разному.
  • У каждого конкретного работодателя (в первую очередь, конечно, крупного) свой набор необходимых компетенций.
  • У каждого университета свое видение подготовки студентов по направлению «гибких навыков». У некоторых такового видения нет вовсе.

Создание Центров компетенций на базе университетов при поддержке АНО «Россия – страна возможностей» решает эти проблемы. Причем каждая заинтересованная сторона от проекта только выигрывает.

Зачем нужны Центры компетенций?

Университету: чтобы выпускать молодых специалистов, максимально адаптированных к задачам современного рынка труда.

Студенту: чтобы получить возможность эффективного социального и карьерного роста. Центры компетенций позволяют оценить свои навыки и сформировать индивидуальную траекторию их развития. На основе результатов диагностики и прохождения траектории формируется профиль студента, доступный работодателям. Это откроет обучающемуся доступ к подходящим вакансиям, стажировкам и проектам.

Работодателю: чтобы привлечь молодые кадры с требуемыми компетенциями. Работодатели получают доступ к базе студентов и недавних выпускников, прошедших диагностики валидными и надежными инструментами оценки, а также сумевших развить имеющиеся навыки и подчеркнуть сильные стороны.

Региону: деятельность Центров компетенций позволит сохранять и повышать качество человеческого ресурса, не отпуская молодые таланты за пределы территории, а предлагая максимально востребованные позиции и возможности для карьерного и социального развития внутри региона.

профессиональные компетенции администрации

Руководитель департамента методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля рассказал о преимуществах проекта:

профессиональные компетенции администрации

«Центр предполагает системную работу, любой молодой человек может прийти, получить рекомендации, простроить индивидуальную траекторию, пройти образовательную программу и повысить свои компетенции. Что важно, в отличие от единого государственного экзамена, который жестко фиксирует результат, здесь нет плохих оценок, любой профиль хорош. Это ступенька для следующего развития. Молодые люди будут в единой базе доступны как для администрации региона, так и для ведущих работодателей. Это будет останавливать отток кадров из региона. Университет, его выпускники станут прозрачны для работодателя».

О типах Центров компетенций

В зависимости от особенностей и задач университетов можно выделить шесть типов Центров оценки компетенций:

  • Отраслевые Центры. Их цель – обеспечить формирование кадров для определенной отрасли или группы отраслей. В качестве примеров можно привести Московский государственный университет пищевых производств, на базе которого открыт Центр компетенций для пищевой промышленности, а также Кубанский государственный аграрный университет, на базе которого развернут Центр компетенций сельскохозяйственной отрасли.
  • Региональные и макрорегиональные Центры. Их цель – эффективное насыщение кадрами региональных работодателей-партнеров вуза. Яркий пример – Корпоративный университет Правительства Нижегородской области (КУПНО).
  • Сетевые Центры. Разворачиваются на базе вузов с широкой сетью филиалов в регионах России. Яркий пример – РАНХиГС.
  • Университетские, или научно-исследовательские Центры компетенций. Один из примеров – Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Пирогова.
  • Корпоративные Центры компетенций. В качестве примера выступает Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Ключевой работодатель Центра компетенций на базе СПбПУ – ПАО «Газпром».
  • Центр компетенций в сфере молодежного предпринимательства на базе Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ».

Как проходит диагностика студентов в Центрах компетенций?

Департамент оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» разработал набор необходимых инструментов диагностики для наиболее точной и полной оценки когнитивных способностей и личностного потенциала студентов. В основе методологии лежит «конструктор компетенций». Он структурирует определенный набор компетенций, в том числе через индикаторы к ним. Это позволяет всем сторонам (работодателям, вузам, студентам) работать в одном смысловом поле, а значит – разговаривать «на одном языке».

профессиональные компетенции администрации

Под каждую из позиций конструктора компетенций созданы и уже прошли апробацию в рамках проектов АНО «Россия – страна возможностей» различные тесты, опросники и другие диагностические инструменты, которыми будет определяться уровень той или иной компетенции.

А чтобы у обучающихся была возможность во время обучения «закрыть пробелы» в компетенциях, развить и прокачать их, АНО «Россия – страна возможностей» совместно с ведущими университетами и корпорациями запустила 11 образовательных программ, которые доступны студентам как в дистанционном формате, так и очно в Центрах компетенций. Каждый курс сопровождается вебинарами, на которых авторы программ комментируют домашние задания, проводят разбор кейсов и отвечают на вопросы слушателей.

Выходя на рынок труда после окончания вуза, каждый желающий, прошедший оценку и развивший свои надпрофессиональные навыки, получает этому подтверждение в виде цифрового сертификата, который учитывают многие работодатели при выборе кандидатов.

Какие компетенции оценивают у студентов?

профессиональные компетенции администрации

Руководитель отдела аналитики департамента методологии и оценки Екатерина Степашкина поделилась перечнем компетенций, которые представляют особый интерес для заинтересованных групп – студентов, университетов, работодателей: «Во внутреннем исследовании мы хотели посмотреть, как сами студенты видят важные для себя компетенции, что видят работодатели как те, кто будет использовать результаты нашей работы, и было интересно мнение преподавателей как тех, кто взаимодействует на постоянной основе со студентами».

Наибольший общий интерес представляют компетенции:

Партнерство и сотрудничество

Планирование и организация

Ориентация на результат

Анализ информации и выработка решений

Следование правилам и процедурам

профессиональные компетенции администрации

Конференция «На одной волне с университетами»

Ежегодно департамент методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей» организует конференцию «На одной волне с университетами», посвященную вопросам развития механизмов взаимодействия между ведущими российскими университетами, заинтересованными федеральными органами государственной власти и президентской платформой «Россия — страна возможностей» по выявлению и поддержке талантливой молодежи, а также по сопровождению и развитию проектов, способствующих личностной и профессиональной самореализации молодых талантов.

Участники мероприятия – ректорское сообщество, работодатели, а также высокопотенциальные студенты и амбассадоры проекта «Центры компетенций». В конференции 2022 года на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого приняли участие представители более 130 университетов.

Какой охват Центров компетенций?

За год существования проекта создано 54 Центра компетенций, они работают в 26 субъектах нашей страны – в каждом из федеральных округов. К настоящему моменту охвачено уже порядка 120 000 студентов из более ста университетов. В проекте принимают участие свыше 80 ведущих компаний.

профессиональные компетенции администрации

По словам Дмитрия Гужели,АНО «Россия – страна возможностей» поставила амбициозную цель: до конца 2023 года в России должны открыться не менее 75 Центров компетенций.

Также благодаря содействию Министерства сельского хозяйства Российской Федерации к проекту присоединились 54 аграрных университета России с опорным Центром компетенций в Кубанском государственном аграрном университете. На базе Российского государственного аграрного университета действует отдельный отраслевой Центр компетенций. Такое решение позволяет охватить целую отрасль страны.

На базе АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» запущен особый пилотный Центр компетенций, который охватит как студентов высших учебных, так и профессиональных образовательных учреждений. В диагностике примут участие 1328 студентов из 13 субъектов России, обучающихся в 43 образовательных организациях по 45 профессиям/специальностям.

А где еще есть Центры компетенций для СПО?

Помимо этого, в части диагностики студентов средне-профессиональных учреждений осуществляется партнерство с Национальным агентством развития квалификаций (НАРК). Благодаря сотрудничеству с НАРК, сетка Центров компетенций распространяется на 486 колледжей России. Центр компетенций СПО НАРК представлен в каждом субъекте нашей страны.

профессиональные компетенции администрации

В каких университетах открыты Центры компетенций?

В списке учебных учреждений, на базе которых действуют Центры компетенций, следующие университеты:

Астраханский государственный технический университет – отраслевой Центр компетенций.

Астраханский государственный университет – региональный Центр компетенций.

Балтийский федеральный университет им. Канта – региональный Центр компетенций.

Вятский государственный университет – университетский Центр компетенций.

Дальневосточный федеральный университет – региональный Центр компетенций.

Донской государственный технический университет – сетевой Центр компетенций.

Корпоративный университет Правительства Нижегородской области – региональный Центр компетенций.

Московский государственный университет пищевых производств – отраслевой Центр компетенций.

Московский политехнический университет – университетский Центр компетенций.

Национальный исследовательский университет «МЭИ» – отраслевой Центр компетенций.

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Лобачевского – университетский Центр компетенций.

Национальный исследовательский технологический университет МИСиС – отраслевой Центр компетенций.

Национальный исследовательский Томский государственный университет –университетский Центр компетенций.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет – сетевой Центр компетенций.

Национальный исследовательский ядерный институт «МИФИ» – сетевой Центр компетенций.

Центр компетенций в сфере молодежного предпринимательства на базе Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ».

Омский государственный технический университет – региональный Центр компетенций.

Пятигорский государственный университет – региональный Центр компетенций.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации – сетевой Центр компетенций.

Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К. Тимирязева – отраслевой Центр компетенций.

Российский государственный социальный университет – отраслевой Центр компетенций.

Российский государственный университет нефти и газа НИУ имени И. Губкина –отраслевой Центр компетенций.

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Пирогова МЗ РФ – университетский Центр компетенций.

Российский университет дружбы народов – университетский Центр компетенций.

Российский экономический университет имени Г. Плеханова – сетевой Центр компетенций.

Самарский государственный экономический университет – региональный Центр компетенций.

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения – университетский Центр компетенций.

Санкт-Петербургский государственный экономический университет – сетевой Центр компетенций.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого – корпоративный Центр компетенций.

Северо-Восточный федеральный университет им. Аммосова – региональный Центр компетенций.

Северо-Кавказский федеральный университет – региональный Центр компетенций.

Северо-Осетинский государственный университет имени К. Хетагурова –университетский Центр компетенций.

Сибирский федеральный университет – региональный Центр компетенций.

Тамбовский государственный технический университет – региональный Центр компетенций.

Тюменский государственный университет – университетский Центр компетенций.

Уральский государственный медицинский университет МЗ РФ – сетевой-университетский Центр компетенций.

Уральский государственный педагогический университет – отраслевой Центр компетенций.

Уральский государственный экономический университет – университетский Центр компетенций.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации – сетевой Центр компетенций.

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) – университетский Центр компетенций.

Южный федеральный университет – региональный Центр компетенций.

Сочинский государственный университет – отраслевой Центр компетенций.

Дагестанский государственный технический университет – региональный Центр компетенций.

Московский государственный университет технологий и управления имени К. Разумовского (Первый казачий университет) – университетский Центр компетенций.

Тверской государственный университет – региональный Центр компетенций.

Кубанский государственный технологический университет – региональный Центр компетенций.

Центр компетенций сельскохозяйственной отрасли на базе Кубанского государственного аграрного университета имени И. Трубилина – отраслевой Центр компетенций, включает в себя 53 ВУЗа, подведомственных Министерству сельского хозяйства.

Центр компетенций Национального агентства развития квалификаций.

Центр компетенций «Агентства развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)».

Югорский государственный университет – университетский Центр компетенций.

Удмуртский государственный университет – региональный Центр компетенций.

Сургутский государственный педагогический университет – университетский Центр компетенций.

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого – региональный Центр компетенций.

Чувашский государственный университет имени И. Ульянова – региональный Центр компетенций.

Социальные сети

Что такое компетенция? Как понятно из названия, это что-то, имеющее отношение к нашей компетентности. Тогда, может быть, имеет смысл спросить сначала, что это такое – компетентность?

Давайте вспомним определения.

Процесс обучения основываются на трех составляющих – знания, умения и навыки (ЗУН). Давайте рассмотрим эти направления на примере игры в шахматы.

профессиональные компетенции администрации

Знания – информация по профессии, они измеряются тестами и опросами, проверяются на экзаменах. Знать об игре в шахматы – это хорошо помнить, как выглядит доска и по каким правилам ходят фигуры.

Умения – осознаваемые вещи, которые человек делает на уровне понимания. Уметь играть в шахматы – это не только хорошо помнить, по каким правилам ходят фигуры и каковы принципы выигрыша/проигрыша. Умеющий играть в шахматы сыграл сам пару партий, получил первый опыт. Часто – не самый позитивный.

Навыки – неосознаваемые умения, которые человек использует на полу-интуитивном уровне, автоматически. Имеющий навык шахматист легко ведет партию, продумывает ее на два-три хода вперед и, как минимум, не совершает глупых ошибок.

Итак, Компетентность – возможность на осознаваемом уровне анализировать свои навыки, управлять своим ростом, придумывать и осваивать новое, находить решение нестандартных, творческих задач по имеющимся навыкам. Возможность в кризисной ситуации вернуться с «осознанию» своего навыка.

Фактически, компетентный шахматист – это тот, кто умеет проанализировать чужую партию и понять ход мысли и ошибки тех, кто в ней участвовал.

Возьмите любую другую область деятельности человека, к примеру – вождение автомобиля. Что в рамках этой деятельности – знания, что – умения, и что – навык? Какого водителя мы назовем компетентным?

Наша компетентность состоит из компетенций. Когда мы говорим о человеке, что он – крепкий профессионал, сильный руководитель, мастер своего дела, мы фактически утверждаем, что данный специалист обладает уникальным набором компетенций, которые делают его компетентным в данной профессии.

  • Общекорпоративные
  • Управленческие
  • Личностные
  • Профессиональные

Часто первые три блока компетенций объединяются в один – Корпоративные компетенции. Так в одном блоке могут оказаться Корпоративность (общекорпоративная компетенция), Креативность (личностная компетенция) и Лидерство (управленческая компетенция). Это не ошибка, это просто один из подходов, несколько упрощающих систему. Если принять его, то можно сказать, что компетенции бывают корпоративные и профессиональные.

Корпоративные компетенции – общие требования, которые предъявляет компания ко всем своим сотрудникам. Неважно, кто сотрудник по должности и какова его роль – данные компетенции должны быть хоть как-то проявлены. Простейший пример – те компетенции, которые объединяют всех руководителей, являются корпоративными.

Профессиональные компетенции – это требования к конкретной профессии.

Профессиональные Знания, Умения и Навыки руководителя отдела персонала и руководителя IT-отдела совсем разные. Так что компетенции, которые требуются для того, чтобы управлять именно этим отделом, этими сотрудниками, мы назовем профессиональными. Часто профессиональные компетенции руководителя и его подчиненных совпадают, или, иначе говоря, руководитель просто обязан разбираться в работе своих сотрудников.

Изучение компетенций делается с простой целью – понять, кто в команде насколько профессионален и корпоративен. Для этого нужно сделать несколько шагов.

Понять, какие компетенции должны быть у сотрудников вашей компании. Это называется формированием модели компетенций.

Составить для каждой должности в компании список тех компетенций, которыми должен обладать человек на данной должности. Также необходимо определить, насколько хорошо должен владеть каждой компетенцией человек на этой должности. Это называется созданием профиля должности или профилированием должностей в компании.

И, собственно, оценка персонала по принятым профилям. Создаются опросы, тесты, практические кейсы – все, что позволит нам оценить знания и умения наших сотрудников и, по результатам оценки, делаем сравнение реальных компетенций и тех показателей, которые определены в профиле компетенций по данной должности.

Оценка уровней развития компетенций проходит многими различными способами. Если и буквенные модели (от А до F), есть десятибалльные модели, но самой распространенной моделью является оценка компетенций по четырем основным показателям:

0 – компетенция не проявлена в момент оценки или отсутствует у оцениваемого полностью;

1 – компетенция проявлена недостаточно, знания с пробелами, умения слабые, навыка нет;

2 – компетенция проявлена достаточно, знания достаточны, умения сформированы, навык есть;

3 – проявлена сверх достаточно, знания, умения и навыки на уровне мастера, есть понимание и мотивация.

Любая компетенция имеет свое начало в прошлом, как-то проявлена в настоящем и имеет некий потенциал в будущем. Измерять же мы можем только настоящее, его нам и необходимо измерить и сравнить с тем стандартом, который имеется у нас в профиле компетенции.

Конечно же, чем выше руководитель по должности, тем больше требований компания будет предъявлять к его корпоративным компетенциям, а требования к профессиональным компетенциям у такого руководителя могут снижаться. Это не значит, что руководитель должен быть меньшим профессионалом, чем его подчиненные – речь идет именно о требованиях, критично необходимых для ежедневной успешной деятельности. Часто руководители гораздо лучше разбираются в профессиональных тонкостях, чем их подчиненные – и это означает, что реальное развитие профессиональных компетенций у них гораздо выше предъявляемых к ним требований. По большому счету, профессиональные компетенции руководителя это те компетенции, которые помогают ему понимать специфику того, чем он управляет.

Давайте рассмотрим в качестве примера две компетенции – одну корпоративную и одну профессиональную.

Инициативность – компетенция корпоративная – многим компаниям бы хотелось, чтобы все сотрудники были инициативны. Но вот насколько?

«1» Балл. Слабая компетенция «Инициативность» – это когда сотрудник понимает значимость инициатив, но сам редко выходит с отдельными предложениями в рамках своих обязанностей. Его инициативы, если они есть, касаются локальных улучшений в рамках его работы. Чаще такой сотрудник проявляет инициативу под давлением обстоятельств. Он способен внедрять новые методы работы, но только предложенные руководством. Если это руководитель, то он не всегда поддерживает предложения подчиненных, требующие усилий для их внедрения.

«2» Балла. Сильная компетенция «Инициативность» – это когда сотрудник предлагает идеи, новые подходы и усовершенствует схемы работы, позволяющие добиваться лучших показателей всего подразделения. Дорабатывает, обогащает и развивает существующие методы и подходы. Применяет и эффективно адаптирует их к новым условиям. Просчитывает целесообразность своих инициатив. Берет на себя ответственность за внедрение инициативы. Если это руководитель, то он поддерживает инициативу и творчество подчиненных и ищет возможности внедрить в работу подразделения их ценные идеи.

Просто из описания этих двух позиций компетенции (соответствующих 1 и 2 баллам) видно, что если у исполнителя может быть вполне достаточно уровня инициативности равного 1, что руководитель должен быть инициативен не менее чем на 2 балла, иначе многие идеи его подчиненных могут так и не получить развития в компании.

В качестве профессиональной компетенции давайте возьмем в пример Игру в шахматы, разобранную выше по ЗУН. Итак, некоторые наши сотрудники должны быть хорошими шахматистами, потому что они работают в шахматном отделе. Их цели – выигрывать все турниры, зарабатывать максимальное количество личных очков и быстро расти по шахматным разрядам до мастеров спорта международного класса. А их руководитель – начальник шахматного отдела, сам за шахматной доской уже не сидит, а организует и контролирует своих шахматистов.

«1» Балл. Слабая компетенция «Игра в шахматы» – это когда сотрудник понимает правила игры в шахматы, помнит о слабых и сильных ходах, не «зевает» свои пешки и фигуры. Он принимает участие в анализе своих и чужих партий, но сам редко понимает причины того или иного хода, потому что ему не хватает опыта в их анализе. Он знает правила проведения турниров, но не умеет распределять свои силы и внимательность так, чтобы выигрывать даже заключительные партии турнира. Результативность сильно зависит от усталости.

«2» Балла. Сильная компетенция «Игра в шахматы» – это когда сотрудник знает гамбиты и защиты, понимает тонкости, силу и слабости каждого дебюта. Он дорабатывает свой стиль игры, добавляет в него новые фишки и подходы. Активно анализирует свои и чужие партии, выступает инициатором подобного анализа, часто сам понимает причины тех или иных ходов, умело решает шахматные задачи. Участвуя в турнирах, он хорошо распределяет свои силы и внимательность, изучает противников и умеет поддерживать высокую спортивную форму до полной победы.

Из описания понятно, что каждому спортсмену – шахматисту (сотруднику шахматного отдела) критично важно иметь профессиональную компетенцию «Игра в шахматы» не меньше чем 2. Иначе плановые показатели по выигранным турнирам и заработанным разрядам будут не выполнены. Для руководителя подразделения, который самостоятельно уже не сидит за шахматной доской, вполне достаточно уровня профессиональной компетенции, равного 1 баллу. В конце концов, никого не смущают боксерские или футбольные тренеры, давно сами не выходящие на ринг или поле.

Итак, в качестве вывода можно сказать, что суммарные требования к корпоративным и профессиональным компетенциям у сотрудника, двигающегося вверх по карьерной лестнице неизменны (1 + 2 = 3 и 2 + 1 = 3).

По этому поводу вспоминается одна история: у управляющего одной крупной компании по производству мебели как-то спросили, что для него является самым важным качеством, определяющим профессионализм исполнителя? На что он, почти не задумываясь, ответил, что профессионал – это тот, кто показывает качество в деталях своей работы и может ответить на любой, даже самый специфический вопрос. К примеру, менеджер по закупкам должен знать все о типах и материалах кромки для корпусной мебели, кто производитель, закупочные цены, характеристики.

Вторым вопросом было, а какое качество он более всего ценит в управленцах? И он сказал, что профессионал-управленец это тот, кто умеет анализировать, выделять главное и второстепенное, расставлять приоритеты. Если продолжать рассуждать о кромке, то управленцу, для принятия решения по кромке для новой линии безопасной мебели для детей, достаточно помнить, что «острая» кромка ПВХ может ранить ребенка и не подходит, а нужна закругленная «Т-образная кромка». Этих знаний хватит, чтобы поставить задачу менеджеру по закупкам и проконтролировать ее исполнение.

Крылов Роман, бизнес-консультант Группы компаний «Алмаз»

Что такое профессиональной компетенции?

Таким образом, в отличие от других видов компетенций , профессиональные компетенции – это специализированные знания и умения, необходимые сотрудникам компании для эффективного решения рабочих задач в производственной деятельности

Что находится в компетенции?

Юридическое содержание понятия « компетенция » включает в себя такие элементы: предметы ведения (круг тех объектов, явлений, действий на которые распространяются полномочия), права и обязанности, полномочия органа либо лица, ответственность, соответствие поставленным целям, задачам и функциям (см

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *