Профессиональные компетенции бакалавриат педагогическое образование

Гончарова Е. 1

Телегина И. 11 ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет Минобразования и науки России»Статья посвящена формированию профессиональной компетентности бакалавров направления 44. 01 «Педагогическое образование» профиль «Дошкольное образование». Дана характеристика понятия «профессиональная компетентность» как интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Раскрыты природа компетентности, особенности профессиональной компетентности человека. Компетентностный подход Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает изменение взаимодействия студента и преподавателя. В статье показано, что профессиональное образование развивается как открытая система. Работодатель формулирует требования к качеству профессионального образования выпускников, а высшее образовательное учреждение должно удовлетворить требования работодателя. Изучен опыт организации социального партнерства и на основе этого разработана структурная модель взаимодействия преподавателей с работодателями, которая представляет собой целостную систему взаимосвязанных структурных единиц-блоков: целевого, методологического, содержательно-организационного, процессуально-деятельностного и результативного. В статье показаны примеры отработки со студентами на занятиях и производственной педагогической практике интерактивных методов и приемов работы с дошкольниками: метод фокальных объектов, приёмы композиционных и колористических вариантов, метод моделирования и проектирования. В результате у студентов сформировано умение интегрировать образовательные области «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Развитие речи» для реализации ФГОС дошкольного образования. структурная модель взаимодействия преподавателей с работодателямиинтерактивные методы и приемыфедеральные государственные образовательные стандартывзаимодействие с работодателями1. Гончарова Е. , Телегина И. Развитие креативности старших дошкольников в процессе ознакомления с природой // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2015. – № 2. – С. 57-62. Гончарова Е. , Телегина И. Структурная модель взаимодействия преподавателей с работодателями в процессе формирования профессиональных компетенций студентов. Свидетельство о государственной регистрации базы данных Федеральной службы по интеллектуальной собственности № 2015621233 от 11. 2015. Гончарова Е. , Чумичева Р. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров // Вестник НГГУ. Психологические и педагогические науки. – Нижневартовск: изд-во НГГУ. – 2012. – № 2. – С. 3-12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // www. consultant. ru (2016. 09 февр. Страунинг А. Метод фокальных объектов // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 1. – С. 8-17. Fromm E. Transcendence and Creativeness vs. Destructiveness // Fromm E. The Sane Society. – NY. , Toronto: Rinehart and Company, 36-38.

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования ориентированы на обучение специалистов в соответствии с компетентностным подходом, который направлен на подготовку будущих педагогов дошкольного образования, способных успешно решать профессиональные задачи. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам освоения основных образовательных программ, выпускник должен обладать тремя группами компетенций: общепрофессиональными, общекультурными и профессиональными (ФГОС ВО 2015).

Под профессиональной компетентностью педагога дошкольного образования мы понимаем интегральную характеристику, определяющую способность решать профес­сиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Компетентность педагога проявляется при решении профессиональных задач. Сущность компетентности заключается в том, что она может проявляться при условии личностной заинтересованности в определенном виде деятельности. На практике содержанием деятельности, имеющей личностную ценность, может быть достижение конкретного результата или способа поведения.

Как правило, компетентность реализуется в настоящем, но ориентирована на будущее. Можно утверждать, что компетентный специалист предвидит изменения, ориентирован на стабильное самостоятельное образование. Компетентностный подход ФГОС предполагает изменение взаимодействия студента, преподавателя и работодателей. Проведённые исследования в ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» выявили, что успешность обучения предполагает активность самих обучающихся как самоорганизующейся системы в системе «преподаватель – студент» социального взаимодействия в образовательно-культурной среде учреждения; значимость преподавателя, как личности, способность к сотрудничеству, личностное поведение.

На современном этапе профессиональное образование уже развивается как открытая система. Работодатель формулирует требования к качеству профессионального образования выпускников, которые высшее образовательное учреждение должно удовлетворить. Одной из основных причин сложившегося в России противоречия между знаниями и навыками, полученными в вузе, и требованиями рынка труда является несоответствие между учебными программами подготовки специалистов в вузах и реальными потребностями рыночной экономики. Второй является то, что от специалистов требуется не знание теоретических основ, а умение анализировать проблемы и находить правильные решения в конкретных ситуациях. Современная система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, конструктивность и динамичность. Однако, предъявляя высокие требования к вузам (по улучшению качества подготовки выпускников, как профессиональной, так и личностной), в свою очередь, сами работодатели не стремятся активно участвовать в учебном процессе, не обеспечивают будущему бакалавру хорошую практику, ссылаясь при этом на занятость. У студента же зачастую отсутствует заинтересованность в получении дополнительных навыков и знаний, он пассивно принимает то, что дают. Мы понимаем, что взаимодействие с работодателями является сложным, состоящим из различных по содержанию этапов, форм и методов, процессом, цель которого состоит в подготовке кадров, ориентированных на инновационную деятельность в образовательной сфере.

Изученный опыт организации социального партнерства позволил обобщить все направления деятельности, которые возможны во взаимодействии партнеров, и которые, на наш взгляд, могут рассматриваться как способы повышения качества профессионального образования. На основе этого разработана структурная модель взаимодействия преподавателей с работодателями (рис. Данная модель представляет собой целостную систему взаимосвязанных структурных блоков: целевого, методологического, содержательно-организационного, процессуально-деятельностного и результативного.

Компетентностная ориентация ФГОС ВО ориентирует вузы России на повышение мобильности и конкурентоспособности выпускников в рыночной среде и интенсифицирует взаимодействие высших учебных заведений с работодателями, осуществляемое на основе Федерального закона от 01. 2007 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования», ФГОС ВО по направлению 44. 01 – Педагогическое образование и профилю подготовки «Дошкольное образование», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1426 от «04» декабря 2015 г. и других нормативно-правовых документов.

Профессиональные компетенции бакалавриат педагогическое образование

Рис. Структурная модель взаимодействия преподавателей с работодателями в процессе формирования профессиональной компетентности студентов

Целью реализации модели является: обеспечение всех основных аспектов модернизации высшего профессионального образования: формирование стратегии развития учебного заведения, содержания образования, организация образовательного процесса, контроль качества образования, изучение рынка труда, кадровое обеспечение, стажировка педагогических работников.

Концептуальный блок модели представлен концептуальными подходами, принципами и методами деятельности. Основу предлагаемой нами модели составляют системный, субъектно-деятельностный и компетентностный подходы. Так, системный подход предполагает изучение объекта как системы целостного комплекса взаимосвязанных элементов в единстве со средой, в которой они находятся. Сущность подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов. При системном подходе педагогическая система рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса (преподаватель и студенты), содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура), методы и формы педагогического процесса и материальная база.

Цели в обучении на основе компетентностного подхода (Э. Зеер, И. Зимняя, А. Хуторской и др. ) определяются в соответствии с тремя критериями. Во-первых, они должны описывать деятельность, выполнение которой ожидается от обучаемого. Во-вторых, они определяют условия, в рамках которых выполняется данный вид деятельности. В-третьих, цели устанавливают стандарт, или уровень выполнения деятельности, которой должен быть достигнут. Иногда цели обучения подразделяются на когнитивные, психомоторные и аффективные (относящиеся к межличностным поведенческим аспектам и ожиданиям, относительно того, что студенты должны демонстрировать владение приемлемыми практиками).

Субъектно-деятельностный подход, по В. Сластенину, строится на основе теории самоорганизации: обучение основывается не на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекает неоднозначно под воздействием разных внешних и внутренних факторов.

Принципы: равноправие сторон; содействие государства в развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных норм правовых актов, содержащих нормы трудового права; полномочность представителей сторон; свобода выбора представителей в обсуждении вопросов, характеризующих сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; контроль за выполнением принятых коллективных договоров; ответственность сторон за невыполнение по их вине коллективных договоров и соглашений; привлечение обучающихся к процессу проектирования учебного курса, обеспечивая личностную ориентированность обучения.

Со студентами на практических занятиях по дисциплинам отрабатываются интерактивные методы и приемы работы с дошкольниками. Так, одно из занятий по курсу «Теории и технологии развития детской изобразительной деятельности» проводится в форме диспута «Дети и декоративно – прикладное искусство». Студенты распределяются на подгруппы и выполняют задания: 1 подгруппа: «Аналитики» анализируют образовательные программы и составляют резюме (является ли объем содержания раздела приобщения к декоративно-прикладному искусству дошкольников достаточным и необходимым, соответствует ли его содержание интересам современных детей, каковы линии усложнения материала). 2 подгруппа: «Теоретики» составляют эссе, посвященное одному из видов ДПИ (промыслов) ХМАО-Югры, которое может использоваться в работе с детьми (1–2 стр. 3 подгруппа: «Критики» подбирают аргументы против необходимости ознакомления современных дошкольников с произведениями декоративно-прикладного искусства ХМАО-Югры. 4 подгруппа: «Практики» обосновывают новые формы ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством ХМАО-Югры. 5 подгруппа: «Мастера» разрабатывают и проводят нетрадиционные формы ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством ХМАО-Югры (с использованием элементов театрализованных игр, фольклора, народной музыки).

На занятии подгруппы выступают со своими сообщениями, задают вопросы командам-оппонентам. Чтобы придумать что-то новое, необходимы новые идеи. Поэтому на учебных занятиях мы широко используем метод фокальных объектов (Ф. Кунце, Ч. Вайтинг, А. Страунинг). Суть метода заключается в том, что объект находится в фокусе, в центре внимания: например, придумать фантастическое животное, используя дерево кедр в фокусе внимания, наделяя фантастическое животное его признаками и характеристиками (таблица).

Использование метода фокальных объектов

Компетентностный подход в подготовке специалистов требует практико-ориентированного характера обучения. Для его реализации мы проводим бинарные лекции, позволяющие как интегрировать содержание различных дисциплин, так и способствовать формированию умения студентами переносить полученные знания. Например, в ходе бинарной лекции «Формирование эстетического отношения к природе у дошкольников» раскрываются эстетические функции природы, технологии наблюдений за объектами природы. После наблюдений явлений и предметов природы можно использовать произведения пейзажной живописи, чтобы показать, как художники выражают свое отношение, эмоциональное состояние в художественных образах. Приёмы композиционных и колористических вариантов способствуют пониманию детьми роли цвета и композиции в живописи в передаче чувств, настроения. Предлагаемая нами модель последовательности восприятия изображения дошкольниками (рис. 2) направляет внимание не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности.

Рис. Последовательность восприятия изображения

Модель «Время года» (рис. 3) показывает детям пространственное расположение предметов, изображенное время года.

Рис. Модель «Время года»

Каждый может изобразить несколько пейзажей, отражающих настроение: мрачный, спокойный, веселый, сказочный и т. Выполняя задание, ребенок воспользуется своим опытом наблюдения природы, отбора разнообразных впечатлений, которые соответствуют определенному настроению. Получившиеся пейзажи оцениваются с точки зрения соответствия выбранной теме в игровой форме.

На производственной педагогической практике студенты 4 курса участвуют в планировании учебно-воспитательной работы, отражая в планах занятия, экскурсии экологического содержания. Кроме того, практиканты привлекаются к проведению нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками. Интересным оказался метод проектов. В ходе проекта «Дождики» в старшей группе объектом внимания его участников стал дождь. «Какие бывают дожди?». Ответом на этот вопрос и стала цель проекта. Детям предстояло понаблюдать за дождями, вспомнить, каким бывает дождь в разные времена года, спросить у взрослых родственников, как называются дожди, поискать их вместе в книжках. Так, в детских рассказах появились: ливень, грибной дождик, веселый летний, и холодный зимний со снегом, и грустный осенний, и дождь через солнышко. В ходе проекта постоянно звучало, что дождь необходим растениям, дождь к урожаю, земля рада дождю, дождик умывает город и т. Общий вывод: «Дождь – это тоже погода. У природы не бывает плохой погоды». Завершился проект выставкой детских рисунков: «Каким бывает дождь!» Результаты показали, что дошкольники готовы к глубокому исследованию предмета, в ходе которого им приходится решать довольно сложные задачи.

Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что методическая и практическая подготовленность будущих специалистов к решению задач ФГОС дошкольного образования требует значительного совершенствования, профессиональная направленность студентов является важным условием формирования их профессиональной компетентности. Умение студента самоопределяться в нестандартной ситуации возможно сформировать в условиях индивидуализации образовательного процесса. Заданный стандартом «шаблонный» образовательный маршрут разбивается на осознанно выбранные и индивидуально сконструированные траектории изучения дисциплин в соответствии с местом данных курсов в итоговом портфолио студента и компетенциях, отразившихся в образовательном результате. В процессе реализации индивидуальной образовательной траектории студента формируются следующие компетенции: готовность к разрешению проблем, т. способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения; технологическая компетентность, т. готовность к пониманию алгоритма деятельности, что позволяет технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях; готовность к самообразованию, т. способность выявлять проблемы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях; готовность к использованию информационных ресурсов, что позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации; готовность к социальному взаимодействию, т. способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, что позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач; коммуникативная компетентность, т. готовность представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, что позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.

Библиографическая ссылка

Профессиональные компетенции бакалавриат педагогическое образование

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *