профессиональные компетенции цифровой экономики

способность пользователя уверенно, эффективно и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизни, основанная на непрерывном овладении знаниями, умениями, мотивацией, ответственностью (поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производство мультимедийного контента, синхронизация устройств и пр

Сегодня цифровые кафедры открыты уже в 115 российских университетах – в основном, в вузах-участниках программы «Приоритет-2030». Обучение на «цифровых кафедрах» стартует в сентябре-октябре нового учебного года. Сейчас во всей стране активно идет набор студентов. В этом году поступить на цифровые кафедры и получить дополнительную квалификацию в области IТ смогут более 80 тысяч молодых людей. Каждый вуз ведет разработку своих образовательных программ дополнительной профессиональной переподготовки. Всего на базе цифровых кафедр их будет запущено более 300.

«Ожидается, что до конца 2025 года цифровые кафедры окончат свыше 385 тысяч человек. А к 2030 году дополнительную квалификацию по IТ-профилю получат 1 миллион 135 тысяч студентов».

В СПбГЭТУ «ЛЭТИ» работа по созданию цифровой кафедры шла все лето. Новая кафедра откроется 1 сентября. Курировали эту работу проректор по учебной работе Сергей Александрович Галунин и проректор по дополнительному образованию Тарас Владимирович Кустов. Заведующим цифровой кафедрой СПбГЭТУ «ЛЭТИ» стал заместитель заведующего кафедрой САПР по учебно-методической работе, к. , доцент Валерий Сергеевич Андреев. Так как обучение на цифровой кафедре будет проходить в онлайн-режиме, большая часть подготовки курсов приходится на Центр новых образовательных технологий (ЦНОТ). Организует обучение по программам Центр развития профессиональных компетенций (ЦРПК).

««Цифровые кафедры» – это совместный проект Министерства науки и высшего образования и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, направленный на формирование компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации в области информационных технологий. В рамках данного проекта студенты университета смогут без отрыва от учебы получить вторую квалификацию в IT-сфере».

Подать заявку на обучение на цифровой кафедре СПбГЭТУ «ЛЭТИ» могут студенты университета, обучающиеся по очной и очно-заочной формам, граждане Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан:

  • студенты бакалавриата 2-3 курсов (по состоянию на 01.09.22), обучающиеся по направлениям, связанным с IТ-сферой: «Радиотехника», «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», «Конструирование и технология электронных средств», «Радиоэлектронные системы и комплексы», «Электроника и наноэлектроника», «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии», «Прикладная математика и информатика», «Управление в технических системах», «Программная инженерия, «Системный анализ и управление», «Электроэнергетика и электротехника», «Мехатроника», «Техносферная безопасность», «Управление качеством», «Инноватика»;
  • студенты 3-4 курсов (по состоянию на 01.09.22), осваивающие основные образовательные программы специалитета;
  • студенты, осваивающие основные образовательные программы магистратуры, не относящиеся к IТ-сфере.

Совместно с индустриальными партнерами и отраслевыми экспертами в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» разработаны три дополнительные профессиональные программы IТ-профиля, в рамках которых студенты смогут получить новые компетенции в области информационных технологий: «Современные средства САУ», «Интеллектуальный анализ больших данных», «Основы машинного и глубокого обучения».

Первые две программы предназначены для студентов, обучающихся по специальностям и направлениям подготовки в IТ-сфере. Третья – для студентов, обучающихся по специальностям и направлениям подготовки, не относящихся к IТ-сфере. По окончании вуза они не обязательно будут заниматься программированием, однако полученные компетенции помогут им лучше ориентироваться в информационных технологиях.

«Обучение по каждой программе будет длиться 1,5 года. Все обучение на цифровой кафедре бесплатное. В том числе и для студентов, обучающихся на контрактной основе. Однако, один студент может учиться только на одной программе из трех. При выборе программы необходимо учитывать условия проекта, поэтому перед регистрацией на программу мы рекомендуем внимательно ознакомиться с требованиями к поступающим на обучение».

Обязательным элементом обучения для студентов является прохождение практики в профильной сфере за пределами образовательной организации.

Обучение проходит в дистанционном формате.

По окончании обучения студенты получат диплом о профессиональной подготовке установленного образца.

Начало обучения по программам – 1 октября 2022 г.

Прием заявок – до 1 сентября 2022 г.

Контакты

Не упустите свой шанс бесплатно получить вторую квалификацию в IТ-сфере! Сегодня это одно из самых востребованных направлений образования!

Аннотация

Волатильность социально-экономических процессов, переход к четвертой волне индустриализации существенным образом изменили не только структуру профессий, но и оказали влияние на профессиональную социализацию и мобильность. В современных условиях цифровизация приводит к изменению содержания и технологий труда различных профессиональных групп, появлению новых и сокращению устаревших видов профессионального труда, что требует от работников не только овладения новыми цифровыми компетенциями (знаниями и навыками), но зачастую и овладения новыми профессиями (как смежными, так и далекими от первоначально полученных в ходе образования, либо практической деятельности), приобретения нового профессионального опыта. Актуальность исследования обусловлена необходимостью новых инструментов анализа феномена профессиональной ресоциализации, актуализировавшегося в условиях цифровизации, и разработки рекомендаций для успешной ресоциализации разных категорий работников на российском рынке труда.

Цель статьи – определить содержание и условия профессиональной ресоциализации рабочей силы в России. Методологической основой исследования стали анализ научной литературы, статистических данных и интернет-источников, вторичный анализ данных общероссийских исследований. Результат работы – определение субъектов и условий для успешной ресоциализации разных категорий работников на российском рынке труда. Область применения полученных результатов – содержащиеся в научном исследовании материалы могут быть использованы федеральными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области труда и занятости, в отношении содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования представителей различных социально-профессиональных групп.

Введение

Эпоха глобализации положила начало новым экономическим феноменам, в том числе и в отношении труда, который приобретает новый смысл как экономическая и социологическая категория. Современный этап экономики называют гигэкономикой, в которой наиболее распространенным видом занятости становится нетипичная, частичная занятость, увеличивается прекаризация труда, а потребление становится совместным. Современная гигэкономика – это пространство «сетей» свободных работников-профессионалов. Одним из следствий такой макро-перестройки условий труда и занятости становится профессиональная мобильность.

Предвестниками данного явления стали так называемые фрилансеры – наемные работники, выполняющие трудовые задания без официального трудоустройства. Считается, что в 2020 г. фрилансеры составляли около 35 % мировой рабочей силы (около 1,1 млрд человек). А Financial Times прогнозирует увеличение сегмента нестандартной занятости к 2050 г. – до 83 % всех занятых.

Сегодня уже можно говорить о формировании «сети работников» или условном персонале компаний, в которых значительная часть или все работы выполняются фрилансерами или удаленными сотрудниками.

Все это существенно меняет подход человека к выбору профессии – профессионально-квалификационная мобильность становится условием профессионального и личностного развития, принцип «одна профессия на всю жизнь» оказывается нежизнеспособным. Факторы смены профессии могут быть структурными – изменения на рынке труда и в экономике в целом, а могут быть и профессионально-личностными, однако важно понимать, каким образом последовательная смена профессиональных видов деятельности будет приводить к эффективному замещению вакансии рынка труда. При одновременной удовлетворённости индивида этим процессом. Профессиональная ресоциализация – процесс обучения и интериоризации личностью новой сферы профессиональной деятельности, часто вызываемый кризисными состояниями общества иили личности.

Цель данной работы – определить содержание и условия профессиональной ресоциализации рабочей силы в России с помощью следующих основных исследовательских вопросов:

  • изучение категории «профессиональная ресоциализация» в контексте взаимосвязанных категорий;
  • определение особенностей профессиональной ресоциализации личности в условиях цифровизации (кризисное, переходное состояние);
  • изучение субъектов и факторов профессиональной ресоциализации личности в современной России (на основе вторичного анализа данных);
  • определение условий «успешной» профессиональной социализации в условиях цифровизации.

Феномен профессиональной ресоциализации в условиях цифровизации

Обострение проблем социокультурной адаптации человека начинается во времена социальных трансформаций, когда привычные ориентиры деятельности утрачивают прежнюю значимость, общепринятые ценности и нормы устаревают и требуется выбор новых целей, основанных на других мировоззренческих принципах, уровень дезадаптации и фрустрации у большинства членов российского общества повышается, особенно у представителей среднего и старшего поколения.

Фактически, предметное поле ресоциализации возникает в состоянии дезадаптации человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, когда начинаются серьезные испытания системы взглядов на жизнь, Крайним случаем ресоциализации является такое преображение индивида, когда он «переключается» с одного мира на другой (эмиграция, обретение нового вероисповедания, восходящая вертикальная мобильность, приобретенная инвалидность и длительная госпитализация). В данном случае процессы ресоциализации напоминают первичную социализацию, поскольку они должны радикально по-новому расставить акценты реальности.

Цифровизация – фундаментальный тренд, часть перехода к шестому технологическому этапу, условия новой индустриализации, революционные преобразования привычного экономического и общественного уклада.

Цифровизация экономики оказывает на рынок труда разнонаправленное влияние. С одной стороны, прогнозируется, что цифровизация приведет к резкому сокращению рабочих мест вследствие внедрения автоматизации и роботизации. Прежде всего, это коснется профессий с преобладанием рутинных операций, массового ручного труда. В ближайшем будущем роботизация будет развиваться в сфере медицины, социальной работы, перевозок, сервиса, сельского хозяйства и др. , что приведет в постепенному вытеснению работников данных сфер роботами. В тоже время потребуется создание новых рабочих мест в сфере разработки, производства, продажи и обслуживания роботов.

Также можно наблюдать постоянное появление новых профессий. Например, в Атласе новых профессий содержится около двухсот профессий, появление которых вызвано такими трендами как глобализация, автоматизация, рост конкуренции и требований к экологичности, усложнение систем управления3. Цифровизация экономики уже сейчас требует большого количества специалистов в ИТ-сфере, спрос на которых со временем будет только возрастать.

В то же время, наблюдается так называемая «квалификационная яма» – недостаточное количество работников на рынке труда, которые обладают навыками, соответствующими требованиям работодателей, т. избыточной или недостаточной квалификацией. Такая яма становится «скрытым налогом» на производительность. В мире такая яма составляет более 1,3 млрд человек, в России – 45 % рынка труда.

Таким образом, профессиональная ресоциализация работников – одно из условий, сопровождающих трансформацию общественных отношений, и, как следствие, более распространенный феномен в эпоху нестабильности. Смена профессии, обусловленная изменением содержания и структуры многих видов профессиональной деятельности одна из ярких тенденций современности, к изучению которой обращаются многие исследователи. Профессиональная ресоциализация в условиях цифровизации – это процесс приобретения, расширения или пополнения индивидами необходимых цифровых компетенций, в том числе и компетенций цифровой экономики. Основными факторами успешной ресоциализации являются экономические, социальные, духовные, личностные группы макро- и микро-факторов. Факторами успешности становятся и агенты профессиональной ресоциализации: работодатели, организации профессионального и дополнительного образования, государственные органы и учреждения (в т. центры занятости), лица, ведущие индивидуальную образовательную деятельность.

Особенности профессиональной ресоциализации в рф

профессиональные компетенции цифровой экономики

Рис. 1 / Fig. Распределение работающих и неработающих россиян по уровню образования

Одно из недавних крупных исследований карьерных траекторий жителей РФ было проведено службой исследований HeadHunter в декабре 2019 г. (N=3631 соискателей работы). Согласно его результатам, за последние десять лет кардинально сменили профессию или род деятельности 33 % опрошенных, 24 % начали работать по смежной специальности (профессии). Чуть более четверти (28 %) опрошенных задумывались о (40 %), т. из других профессий участники опроса чаще всего переходили в эти три профессиональные области. Реже всего опрошенные переходили в сферу бухгалтерии, финансов (16 %) и юридическую (18 %). Среди наиболее частых причин смены профессии 56 % опрошенных указали желание больше зарабатывать, 28 % – стресс и выгорание, 25 % – разочарование в профессии и усталость от рутины, 19 % – невозможность дальнейшего роста. Интересен результат, который фиксирует потенциальную готовность к смене профессии у тех, кто этого еще не делал. Так, в ближайшие десять лет планируют сменить профессию более половины опрошенных соискателей – 20 % из них дали ответ «точно да», 31 % – «скорее да». Точно не планируют менять профессию только 22 % респондентов. Выше всего доля желающих поменять профессию среди тех, кто начал карьеру не так давно, что подтверждает полученные нами ранее выводы.

Согласно данным опроса сервиса по подбору работы «Работа. ру» за 2020 г. (с марта 2020 по март 2021 гг. ) сменили профессию 23 % опрошенных (N=9000 пользователей сервиса). Тенденции смены профессии усиливаются, в условиях нарастающей цифровизации потребность в новых навыках и соответствии требованиям работодателей ощущается более остро.

В 2019 г. исследование о том, работают ли россияне по специальности (профессии), было проведено Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Согласно результатам исследования среди опрошенных по специальности работают более половины опрошенных россиян (51 %), а более четверти (28 %) никогда не работали по специальности. Можно отметить, что данный параметр коррелирует с уровнем образования: работает по специальности 58 % опрошенных с высшим образованием, 44 % – со средним специальным и 42 % – со средним общим (рис.

Среди опрошенных со средним образованием доля никогда не работавших по специальности составляет 36 %, среди лиц со средним профессиональным – 28 %, с высшим (незаконченным высшим) – 23 %. Причины того, почему опрошенные, имеющие образование не ниже среднего профессионального, не работают по специальности, достаточно разнообразны, но наиболее часто респонденты называли три основных: мало или нет работы по специальности; на нее невозможно устроиться (30 %); большая зарплата в другой сфере (24 %); нашел себя в другом деле или другая работа (не по специальности) больше нравится (20 %).

Приведем данные еще одного исследования, проведенного Федеральной службой государственной статистики (Росстат). В рамках выборочного обследования рабочей силы в 2019 г. , среди 2044,8 тыс. выпускников вузов 2016-2018 гг. 69 % имеют работу, которая связана с полученной специальностью (у 31 % других выпускников работа не связана со специальностью). Среди 910,5 тыс. выпускников, получивших среднее специальное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, работают по специальности 57 %. Среди получивших среднее профессиональное по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) по специальности работает 50 %. В наибольшей степени не работают по специальности выпускники вузов таких направлений подготовки как сельское, лесное и рыбное хозяйство (61 %), социология и социальная работа (53%), политические науки и регионоведение (51 %). Практически аналогичная ситуация среди специалистов среднего звена.

Полученные результаты подтверждают выводы о том, что стаж работы по специальности, уровень образования и возраст оказывают влияние на смену профдеятельности. Чаще всего проблема профессиональной ресоциализации возникает среди тех, кто еще находится в процессе профсоциализации по предыдущей специальности, освоенной в рамках системы профобразования.

Данные по особенностям занятости россиян Росстат также собирает в рамках Комплексного наблюдения условий жизни населения (КОУЖ). Рассмотрим результаты исследования КОУЖ, проведенного Росстатом в 2018 г. Среди лиц старше 15 лет имели профессию (специальность), подтвержденную дипломом (свидетельством и др. ) 75 % опрошенных. Среди них выполняли в 2018 г. основную работу, полностью соответствующую полученной специальности, – 46,9 % опрошенных, близкую к полученной специальности – 17,6 %. В рамках исследования достаточно подробно изучались характеристики россиян, ищущих работу. Среди тех, кто находился в поиске подходящей работы, только 16 % искали работу по своей специальности. Далее в ходе анализа нами было сделано допущение, что те респонденты, которые не выбрали ответ «ищут только работу по своей специальности», потенциально готовы сменить сферу профессиональной деятельности. Среди имеющих высшее образование оказались потенциально готовы сменить профессию 73,3 % опрошенных, среди работников со средним профессиональным образованием – 84,7 %. Более склонны к смене специальности при поиске работы мужчины; лица старше трудоспособного возраста; респонденты, проживающие в сельской местности.

Безусловно, существует целый ряд видов трудовой деятельности, где не обязательно требуется наличие образования по конкретной специальности (профессии). К ним, например, можно отнести государственных и муниципальных служащих (у которых требование специфики образования зависит от желания работодателя), значительное количество офисных работников, специалистов обслуживания, «менеджеров» различных направлений и др. В этих случаях профессиональная ресоциализация может носить не формализованный, «стихийный» характер.

Вопросы взаимосвязи смены профессии и получения профессионального образования не нашли достаточного отражения в научной литературе и требуют дополнительного изучения. Можно выделить несколько траекторий такой взаимосвязи.

Во-первых, это получение высшего или среднего профессионального образования по новой профессии с последующим переходом в данную профессию. Мотивами поступления взрослых в вуз могут быть как интерес к новой профессии у тех, кто в ней еще не работает, но собирается; так и желание получить диплом как подтверждение имеющейся квалификации в той сфере, в которой работник уже осуществляет свою профессиональную деятельность, и др. Появился достаточно широкий слой работников, которые получили высшее профессиональное образование по двум и более направлениям. Согласно статистическим данным, в 2020 г. получали второе и последующее высшее образование в очной, заочной, очно-заочной формах всех уровней подготовки более 124 000 студентов. Эти данные свидетельствуют о небольшом влиянии «формальных» способов профессиональной подготовки на профессиональную ресоциализацию: учитывая количество желающих сменить профессиональную деятельность и тех, кто ее действительно сменил, становится понятным, что для приобретения необходимых в новой профессии знаний и навыков они скорее используют иные варианты. К тому же получение высшего образования у недавних выпускников вузов следует сразу (или параллельно) после первого. Так, высшее образование второй ступени (магистратура) можно получить по другому направлению, чем в бакалавриате, что фактически приравнивается к получению новой профессии.

И, действительно, согласно данным КОУЖ, в 2018 г. обучались в какой-либо образовательной организации 39,1 % респондентов в возрасте 20-24 лет. В более старших возрастах доля обучающихся постоянно снижается: в возрастной группе 25-29 лет она составляет 4,3 %, 30-34 года – 1,8 %, 35-44 года – 0,7%, 45-54 года – 0,4 %.

Вторая траектория предполагает получение краткосрочного образования перед переходом или в начале перехода в новую профессию. Согласно исследованию ВЦИОМ, среди тех, кто имел образование не ниже среднего профессионального и работал не по специальности, проходили какие-либо курсы профессиональной переподготовки, дополнительно получали какие-либо знания, навыки для того, чтобы работать в текущей сфере деятельности, 37 % опрошенных. Треть респондентов обучались новой профессии самостоятельно, 29 % специально не получали никаких знаний и навыков.

По данным выборочного обследования Росстата участия населения в непрерывном образовании в 2020 г. , всего в нем участвовало 42,7 % населения. По статусу в составе рабочей силы в непрерывном образовании участвовали 49,9 % занятых граждан и 39,5 % безработных. Получали общее или профессиональное образование 3,4 % занятых и 12,5 % безработных, дополнительное образование – соответственно 32,5 % и 12,6 %. Для устройства на новую работу из опрошенных участвовали в профессиональном образовании и повышении квалификации 1618,9 тыс. человек, что составляет 6,01 % от общей численности. Из них наиболее часто работники проходили краткосрочные формы повышения квалификации уже на рабочем месте (табл. 1), связанные с обучением технике безопасности и охране труда и получением навыков под руководством наставников.

Реализация государственной политики по социальной защите населения от безработицы предусматривает право на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных граждан по направлению службы занятости. Право на бесплатное профессиональное обучение безработные имеют в случаях, если отсутствие необходимой профессиональной квалификации мешает подобрать подходящую работу; на рынке труда нет спроса на ту профессию, которой обладает безработный; утрачена способность к выполнению работы по имеющейся профессии.

Профессиональная ресоциализация пожилых (как направление деятельности формальных институтов), сталкиваясь с рядом проблем, становится низкоэффективной. Этому способствуют также и особенности предлагаемых службами занятости образовательных программ. Во-первых, имеющееся противоречие между индивидуальными потребностями безработного и набором предлагаемых специальностей, который формируется с учетом имеющегося спроса на рынке труда и возможностей региона организовать требуемое обучение. В основном, службы и центры занятости предлагают получить рабочие специальности или освоить современные «цифровые» профессии, что не всегда отвечает запросам людей с более высоким уровнем образования или не готовым к работе с цифровыми технологиями. Во-вторых, это сжатые сроки обучения – от четырех недель до восьми месяцев – в сочетании с концентрированной подачей учебного материала без каких-либо адаптационных периодов.

Таблица 1. Численность населения в возрасте от 15 лет и старше, участвующего в дополнительном образовании в целях устройства на работу, получения новой работы в 2020 г.

Источник / Source: составлено авторами на основе данных Росстата (КОУЖ, 2018).

Виды профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в целях устройства на работу, получения новой работыТыс. чел / Thousand peopleДоля проходивших ДПО в целях устройства на работу, получения новой работы от всех проходивших данную форму ДПО
Проходили повышение квалификации, профессиональную переподготовку для руководителей и специалистов со средним профессиональным или высшим образованием66,12,6
Проходили профессиональную подготовку: переподготовку; повышение квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих164,6
Участвовали в обучении в виде краткосрочных курсов, профессиональных тренингов, семинаров, стажировки261,311,6
Участвовали в освоении производственных навыков на рабочем месте под руководством наставников, инструкторов30132,8
Участвовали в обучении технике безопасности, охране труда, пожарной безопасности, безопасному обращению с оружием311,42,7
Участвовали в освоении компьютера, компьютерных программ и продуктов, практике использования сети «Интернет»89,910,2
Проходили обучении вождению транспортных языков15310,7
Участвовали в обучении на курсах иностранных языков758,8
Участвовали в обучении на курсах финансовой и бюджетной грамотности, по изучению вопросов управления, организации бизнеса, грамотности в сфере ЖКХ, государственных услуг и т. 33,67,4

С 2012 г. Центры занятости организуют профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до трех лет. В 2020 г. стартует обучение или переобучение обратившихся в центры занятости женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, и женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях, в рамках реализации национального проекта «Демография».

Оценить численность получивших новую профессию за счет программ службы занятости в целом достаточно сложно, поскольку они имеют региональное подчинение и, соответственно, статистика по их работе носит также региональный характер. Например, в Свердловской области за период с 2012 г. по ноябрь 2019 г. по направлению центров занятости прошли обучение или переобучение 6,7 тыс. женщин.

По данным выборочного наблюдения участия населения в непрерывном образовании, проведенного Росстатом в 2020 г. , в среднем за год за счет службы занятости и других государственных организаций, в дополнительном образовании или переобучении участвовали 270,1 человек (всего участвовало 26908,5 человек в среднем). Эти данные еще раз свидетельствуют о слабом влиянии формальных способов профессиональной социализации.

Согласно паспорту федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография», к 2024 г. должны пройти профессиональное обучение и ДПО 124989 безработных и граждан из числа работников, находящихся под риском увольнения, обратившихся в службу занятости. Из них 75 % должны быть трудоустроены по полученной специальности в течении полугода после окончания обучения.

Особое внимание следует уделить рынку «цифровых» профессий, особенно цифровой, нетипичной занятости (самозанятости) – именно в этом секторе происходят масштабные изменения: все большее количество лиц трудоспособного возраста вовлекаются в эти виды деятельности. Огромную роль в этом сыграли структурные изменения рынка труда, вызванные трансформацией экономических отношений. Обучение новой профессии даже в условиях стабильной занятости становится определенной страховкой (от сокращений, увольнений, банкротства и пр. ) – она позволяет получать доход и развиваться, несмотря на обстоятельства. Например, пандемия коронавируса стала определенным вызовом как для работодателей, так и для персонала. По данным кадровой компании Kelly Services в 2020 г. 43 % опрошенных ими сотрудников компаний ответили, что работодатели частично или полностью перевели их на удаленную работу из дома, 6% респондентов сообщили о потере работы, 5 % – о вынужденном очередном или неоплачиваемом отпуске, 3 % – о том, что были отправлены в простой с сохранением 75 % оклада.

На этом фоне потребности в получении дополнительных профессиональных навыков стали более остро ощущаться населением – рынок онлайн-образования или EdTech в течение 2020 г. постоянно рос. По данным РБК, суммарная выручка участников рейтинга крупнейших российских EdTech платформ во втором квартале этого года составила 6,2 млрд руб. , что на 26,5 % больше, чем в предыдущем квартале и на 87 % выше, нежели во втором квартале прошлого года.

Аналитики отмечают, что цифровые профессии стали восприниматься в общественном сознании как фактор выживания еще больше, чем раньше. Так, платформа Geekbrains, в период с середины марта по июнь 2020 г. увеличила количество студентов на 740 %. Дополнительно у аудитории сформировался новый запрос – на получение полноценной новой профессии на длительных, а не краткосрочных курсах, и на трудоустройство и карьерный рост после получения образования.

По данным исследования Deloitte 42 % опрошенных руководителей ожидают увеличения или значительного увеличения условных сотрудников в ближайшие три – пять лет. К условным сотрудникам относятся представители прекариата: фрилансеры, сотрудники, работающие на удаленной/ дистанционной форме занятости без официального трудоустройства и другие категории. Почти половина опрошенных руководителей (43 %) считают, что в ближайшее время роботехнические сервисы и когнитивные технологии затронут сферу их профессиональной деятельности. Три четверти опрошенных руководителей (76 %) ожидают автоматизации и цифровизации многих трудовых операций, что потребует новых навыков у персонала в ближайшие три года.

По данным Исследования социальных установок и диспозиций населения России к новым формам занятости, проведенного Всероссийским научно-исследовательским институтом труда и СПбГУ в 2017 г. , 56 % респондентов в возрасте от 18 до 29 лет выбрали работу только для себя как наиболее предпочтительный для них вид деятельности (предприниматель, самозанятый, фрилансер). Такое трудоустройство, по их мнению, дает возможность самостоятельно выбирать место выполнения рабочих функций, регулировать продолжительность рабочего времени и объем работы. В этой возрастной группе также был самый высокий уровень готовности к обучению и освоению новой профессии по сравнению с респондентами других возрастов. При этом 41 % респондентов готовы учиться, получить новую профессию за свой счет, что является самым высоким показателем среди всех возрастных групп, и только 4% высказали мнение, что обучение не требуется.

Практически неизученной остается еще одна траектория прихода в профессию – без предварительного обучения. В данном случае профессиональная ресоциализация происходит в ходе практической деятельности лишь иногда закрепляется получением формального образования.

Выводы

Изменение сферы профессиональной деятельности, профессионально-квалификационная мобильность рассматриваются в современном обществе как некие глобальные тенденции. Нестабильность социально-экономической ситуации, мощные скачки технологического развития и прочие сложно прогнозируемые факторы можно рассматривать как первопричины запроса населения на смену профессию или получения дополнительных профессиональных навыков в разных сферах профессиональной деятельности. Однако неизбежность гиэкономики и макро- перестройка условий труда и занятости могут привести к утрате профессиональной идентификации многими работниками. Возникает новая система требований к субъекту труда, выходящая за рамки его текущей профессиональной социализации, которая требует адаптации субъекта, а, по сути, ситуативной ресоциализации (например, цифровизация общественных отношений и требования цифровой экономики к человеку, профессионалу). В таких условиях неадекватными оказываются алгоритмы привычного социального поведения (без представленности в виртуальном мире сложно представить профессионала); нарушается текущая деятельность (трудовая, учебная и др. , запрос на (цифровые компетенции, навыки 21 века); размыкается круг привычного общения (удаленная работа, дистанционная занятость) и пр. Одновременно с этим происходит переход от ценности монопрофессионализма на полипрофессионализм, появляется запрос на специалистов, которые готовы к смене профессиональной деятельности в новых условиях.

Все это свидетельствует о необходимости более пристального изучения феномена профессиональной ресоциализации работников, особенно в условиях растущей квалификационной ямы цифровой трансформации. Профессиональная ресоциализация в условиях цифровизации представляет собой процесс приобретения, расширения или пополнения индивидами необходимых цифровых компетенций, в том числе компетенций цифровой экономики. Основными факторами успешной профессиональной ресоциализации работников в целом становится наличие развитой инфраструктуры образовательных сервисов, платформ, организаций и программ, которые выступают агентами ресоциализации, и свободный доступ к ней для всех категорий лиц, находящихся в процессе профессиональной ресоциализации. На микроуровне важным фактором выступает наличие мотивации, осознанные действия и, возможно, страх неизвестности и нестабильности.

В данном контексте важно определение взаимосвязи смены профессии и получения профессионального образования. Авторы выделяют несколько вариантов такой взаимосвязи. Получение высшего или среднего профессионального образования по новой профессии с последующим переходом в данную профессию. Вторая траектория предполагает получение краткосрочного образования перед переходом или в начале перехода в новую профессию. Третья траектория прихода в профессию – без предварительного обучения. И если первые две могут быть подробно изучены в силу наличия множества фактов и наблюдений, то в отношении третьей практически отсутствуют какие-либо данные.

Интерес представляет и активно формирующийся сектор онлайн-занятости и цифровых профессий, в котором прослеживается постепенный переход от третьей к первой траектории взаимосвязи профессиональной ресоциализации и профессионального образования.

Список источников

Галина Алексеевна Банных – кандидат социологических наук, доцент, доцент Уральского Федерального Университета им. первого Президента России Б. Ельцина, Екатеринбург, Россия

Светлана Николаевна Костина – кандидат социологических наук, доцент, доцент Уральского Федерального Университета им. первого Президента России Б. Ельцина, Екатеринбург, Россия

Материалы данной статьи не могут быть использованы, полностью или частично, без разрешения редакции журнала «Социально-трудовые исследования». При цитировании ссылка на ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России обязательна.

Какие компетенции востребованы в цифровой экономике?

Цифровые компетенции – навыки эффективного пользования технологиями. Включают в себя: поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производства мультимедийного контента, синхронизация устройств

Какие навыки необходимы для развития цифровой экономики?

Эти навыки включают анализ данных, управление данными, разработку программного обеспечения, компьютерное программирование, а также цифровую безопасность и конфиденциальность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *