профессиональные компетенции дипломата

Профессионально-личностные качества работника дипломатической службы

Энциклопедическое определение профессии дает право ут­верждать, что объективно существует профессия дипломата и дипломатического работника. Причем понятия эти разные. Они раз­личны в той мере, в какой разнятся между собой:

Первое — это политика, которая реализуется соответствующи­ми государственными политическими институтами и должностны­ми лицами, занимающими государственные должности категории «А». Второе — в большей мере административно-управленческая, экспертно-правовая, информационно-аналитическая и иная про­фессиональная деятельность по непосредственной реализации задач внешнеполитического ведомства и профессиональному обес­печению политико-дипломатического процесса.

В рамках повседневной служебной деятельности дипработники постоянно соприкасаются с политикой, занимаются политикой. Они являются активными участниками международных и межгосударст­венных отношений, их индивидуальные социально-политические ориентации пронизывают все решения и их поступки. Тем не менее, работников дипломатического аппарата, работников дипломатической службы в полном смысле политиками считать нельзя. Дипломатичес­кий работник, скорее, профессионал-менеджер в сферах дипломатии и международных отношений, формирования и регулирования этих отношений. Он до тонкостей должен знать принципы и особен­ности внешней политики своего государства, быть профессиона­лом в международных делах, владеть языком страны пребывания, уметь выступать на конференциях и приемах, находить общий язык с артистами, писателями, учеными. Он обязан уметь анали­зировать информацию, правильно оформить запись беседы.

Его работа — не только участие в межгосударственных перего­ворах, не только встречи, беседы и приемы, а прежде всего анализ и организаторская работа, поиск информации и ее обобщение, подготовка предложений и осуществление оперативного контроля за своевременным и качественным исполнением намеченного. Ре­шения же на базе этой информации и полученных предложений принимают политики, те, кто занимают государственные должнос­ти категории «А».

Работник дипломатической службы — это не свободно мысля­щий и выбирающий по своему личному разумению то или иное решение индивида. Он участник конкретного процесса выработки и реализации государственного решения, он исполняет обязаннос­ти в рамках действующего закона и внешнеполитической доктри­ны государства, полученных рекомендаций, действующих правил и инструкций. Причем он действует в рамках системы администра­тивного подчинения. Каждый шаг, каждое его действие должны соответствовать нормам международного права и российского за­конодательства, способствовать формированию наилучших усло­вий для социально-экономического развития страны.

Формирование профессионала в области дипломатии (дипло­матическая социализация) происходит в процессе обучения и практической работы, в том числе в период подготовки и перепод­готовки в системе повышения квалификации. Особенность про­фессии дипломатического работника заключается в том, что дип­ломатическая работа является одной из наиболее сложных, по­движных и ответственных областей человеческих отношений, всег­да находится в центре общественно-политического внимания. Она интегрирует в себе многие виды человеческой деятельности, явля­ется предметом многих специальных наук — истории и экономи­ки, международных отношений и культуры, права и информатики, демографии и социологии, логистики и экологии, страноведения и языкознания. А это означает, что внешнеполитическими делами не могут и не должны заниматься слабо подготовленные работни­ки, дилетанты. Это аксиома. Дипломатическая служба — это дело компетентных и грамотных специалистов, людей с глубокой науч­ной подготовкой, немалым жизненным опытом, готовых достойно и авторитетно представлять интересы России на международной арене.

Вышеуказанные особенности дипломатической профессии не могут не учитываться при подготовке специалистов, отвечающих современным требованиям. Причем не только в учебных заведени­ях, но и в системе переподготовки и повышения квалификации кадров, в процессе практической работы на соответствующих госу­дарственных должностях.

Эффективная подготовка дипломатических кадров должна зара­нее планироваться, носить целенаправленный характер. Ее принци­пами должны быть непрерывность, углубленная профессиональная ориентированность, гибкость, опережающий характер.

Основой определения основных направлений подготовки про­фессионалов дипломатической службы являются соответствующие государственные стандарты и требования к профессиональным, деловым, социальным и духовно-нравственным качествам работ­ников указанного профиля. В обобщенном виде они могут быть представлены в форме, как иной раз говорят, профессиограммы специалиста дипломатической службы, при составлении которой следует учитывать, что сотрудник дипломатического ведомства вы­ступает одновременно в трех ипостасях: а) как специалист, т. но­ситель определенных знаний, навыков и опыта для выполнения одного или нескольких видов дипломатической деятельности; б) как органический элемент, с одной стороны, системы федераль­ной государственной службы Российской Федерации, а, с другой стороны, ее подсистемы — дипломатической службы; в) как лич­ность, т. социально, политически и нравственно подготовленный индивид для выполнения определенного вида и объема работ в системе внешнеполитического ведомства страны. Более того, каж­дый дипломатический работник, независимо от места его службы (столица своей страны, зарубежная структура или субъект Россий­ской Федерации), времени (служебного или нерабочего), характера деятельности (официальное выступление, протокольный прием, дипломатическая беседа или спортивное мероприятие), в глазах окружающих не перестает оставаться ответственным работником внешнеполитического ведомства, представителем государства.

Потому столь важны не только его профессионально-деловые, но и гражданские, мировоззренческие, моральные качества. К их числу в первую очередь относят такие качества, как:

1) глубокое понимание целей, задач и особенностей внешнеполи­тического курса России,высокий уровень политической и граждан­ской убежденности в отстаивании национальных интересов своей страны;

2) способность к стратегическому видениюразвития событий, умение предвидеть последствия предпринимаемых действий, точно прогнозировать тенденцию развития ситуации, предупреждать ее изменение в нежелательном направлении;

3)умение грамотно, доходчиво и убедительно выражать мысли как в письменной, так и в устной форме,способность к выработке компетентных рекомендаций по вопросам, входящим в круг слу­жебных обязанностей;

4) знание современных информационных технологий,умение ис­пользовать их в повседневной работе, уверенное владение основ­ными инструментальными средствами текстообработки, поиска и передачи информации (MS Word, Excel, Internet, E-mail и т. ) и использование возможностей локальных вычислительных сетей (ЛВС) департаментов, загранучреждений и общекорпоративной сети МИД;

5) проницательность,умение в условиях нарастающего инфор­мационного потока увидеть главное и определяющее, способность критически оценивать полученные сведения, выявлять скрытую связь событий и фактов и на этой основе делать правильные вы­воды и формулировать конструктивные предложения;

6) стрессоустойчивость,умение работать в экстремальных усло­виях, не теряя самообладания. Способность одновременно выпол­нять множество функций в условиях быстрой смены ситуации, обилия заданий и дефицита времени на их реализацию;

7) способность определять приоритеты,быть целеустремленным, работать творчески и без излишних эмоций при подготовке ин­формационно-аналитических материалов;

8) организованность,умение сосредоточиться и рационально использовать отведенное время, чтобы оперативно и качественно выполнять порученные задания.

9) ответственность,умение объективно анализировать пробле­мы и самостоятельно, часто под свою личную ответственность принимать решения. Это качество особенно ценно в критических, неординарных ситуациях.

К моменту поступления на дипломатическую службу работник должен в той или иной мере обладать вышеперечисленными каче­ствами в результате школьного и вузовского образования, опреде­ленной общественно-политической активности в молодежной среде. Хотя понятно, что по настоящему их можно воспитать лишь в процессе практического прохождения самой дипломатической службы.

Мы перечислили качества общего характера. Что же касается специфических качеств, то работник дипломатической службы должен обладать:

– высоким общеобразовательным и культурным уровнем,быть в курсе основных событий, происходящих в мире, своей стране, в стране и регионе пребывания;

– умением устанавливать и поддерживать доверительные деловые отношения с окружающими. Важна в этой связи не только комму­никабельность, но и умение аргументированно и последовательно отстаивать свои убеждения и позиции. Это качество особенно ценно при работе за рубежом, когда необходимо конструктивно доказывать иностранному партнеру, будь то за столом переговоров или во время неформальных контактов, обоснованность нашей линии по тому или иному вопросу. Без этого работа вряд ли будет достаточно эффективной;

– практически совершенным знанием иностранных языков. Не­редко именно языковый барьер становится первым (но, увы, не всегда преодолимым) препятствием в налаживании плодотворных контактов с иностранными коллегами. Цель языковой подготовки: умение свободно и убедительно формулировать мысли и доводить их до собеседника, овладеть его вниманием, даже если он насто­роженно или враждебно настроен;

– опытом протокольной работыи хорошими знаниями особен­ностей протокольной практики страны пребывания;

– умением водить автомобиль. Причем, и это следует подчерк­нуть особо, имеется в виду именно умение, а не только наличие водительских прав и свидетельства о соответствующем количестве основных и дополнительных учебных часов, проведенных в авто­школе.

Наконец, следует отметить еще одно качество: дипломатичес­кая служба предполагает способность выдерживать длительные физические и психологические нагрузки. Для этого мало обладать желанием трудиться в интенсивном режиме, необходимо еще иметь хорошую память, крепкое здоровье, физическую выносли­вость. Это важно и с другой точки зрения. Спортивная площадка, будь то теннисный корт, плавательный бассейн, горнолыжный склон или футбольное поле — едва ли не самое идеальное место для неформальных контактов, без которых дипломатическая служ­ба теряет существенную долю своей всесторонности и объектив­ности.

Следует признать, что приведенный набор профессиональных качеств в известной мере условен, а образ обладающего ими ра­ботника дипломатической службы — идеален. В Министерстве иностранных дел работают живые люди, разные и не похожие друг на друга. Среди них немало ярких, незаурядных личностей, но большинство все-таки — обычные, хорошо подготовленные в профессиональном отношении специалисты.

Каждого из них касаются требования и рекомендации Прези­дента Российской Федерации, изложенные с Указе «Об утвержде­нии общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12 августа 2002 г. № 885, нацеленные на обеспече­ние надлежащих условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служеб­ных) обязанностей. Президент исходит из того, что признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности государственных служа­щих. Поэтому каждый из них должен осуществлять свою деятель­ность в рамках установленной законами и подзаконными норма­тивными правовыми актами компетенции государственного орга­на; не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям; исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (фи­нансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей; соблюдать установленные законом ограничения для государственных служа­щих; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; проявлять терпимость и уважение к народным обычаям и традициям. Государственный служащий, какую бы должность он не занимал, должен избегать конфликт­ных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авто­ритету государственного органа; воздерживаться от публичных вы­сказываний, суждений и оценок в отношении деятельности госу­дарственных органов, их руководителей, если это входит в его должностные (служебные) обязанности; соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации; уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации, оказывать им в установленном порядке содействие в получении достоверной информации.

infopedia. su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

5 сен в 16:54

5 сен

Психология и дипломатия

Какими навыками должен обладать профессиональный дипломат, чтобы построить успешную карьеру? Безусловно, это человек, знающий мировую историю, умеющий вести переговоры, тонко чувствующий международный этикет.

Мы можем вспомнить дипломатов советской школы, продолжателей имперских традиций России. И, конечно же, Андрея Андреевича Громыко, знаменитого «Мистера Нет».

Андрей Громыко на заседании ООН.

Опытные дипломаты умеют справляться со стрессом. Недавняя история с Сергеем Андреевым, послом России в Польше, – показательный тому пример. Облитый красной краской дипломат сохранял абсолютное самообладание. Но стрессоустойчивость – далеко не единственный психологический навык, необходимый дипломатическим работникам!

Более пяти лет я занимаюсь психологическим консультированием. Еще примерно столько же мне приходилось заниматься дипломатической работой, – по долгу службы я был послом крупной общественной структуры в странах СНГ. Я убежден, что психологическим компетенциям, в первую очередь, связанных с развитием эмоционального интеллекта, в подготовке дипломатов нужно уделять гораздо больше внимания. Рамки этой небольшой колонки не позволяют детально разобрать их все. Сегодня я хочу упомянуть три, на мой взгляд, наиболее важных навыка (навыки эти, к слову, полезны и в корпоративной, и в обычной жизни).

Первый навык – умение соблюдать границы – и собственные, и других людей. Месяц назад СМИ активно обсуждали встречу президента Франции Макрона с главой МИД Бенина. Сначала президент похлопал дипломата по плечу (это явное нарушение границ и принятого этикета), а затем глава МИД демонстративно отряхнул плечо (тем самым он продемонстрировал явное неуважение к гостю и, в свою очередь, нарушил границы Макрона). Границы бывают не только физическими. Не менее важны границы психологические, эмоциональные. Если в переговорах кто-то сознательно переходит черту, рассчитывая через манипуляцию вызвать определенную реакцию собеседника, это одна история. Но если такое нарушение делается случайно, из-за недостатка квалификации, последствия могут быть непредсказуемыми и, как правило, неприятными.

Второй навык – активное слушание. Это не только про то, чтобы собеседник понимал, что его слышат. В первую очередь, это отсутствие авторитарно-директивной манеры речи. Опытный переговорщик должен уметь отказываться от своего упрямства и сосредоточенности на себе. Не стоит перебивать собеседника. Ваш оппонент (особенно, если общение происходит не «на камеру», а в приватном режиме) должен иметь возможность задавать интересующие его вопросы, проявлять реакции на сказанное вами.

Третий навык связан с избеганием в коммуникации треугольника Карпмана. Про этот драматический треугольник слышали многие люди, интересующиеся психологией. Участники общения занимают роли «жертвы», «спасителя» и «преследователя», при этом роли часто меняются местами, а вырваться из треугольника чрезвычайно сложно. Иррациональное желание «догнать и причинить добро» или «добить» своего оппонента может появляться и у опытных переговорщиков. Однако всегда существует альтернатива – найти зоны для конструктивного сотрудничества и позволить своему оппоненту сохранить лицо. В любом случае, надо помнить что иррациональное поведение политиков и дипломатов способно втянуть в драматический треугольник целые страны, и последствия этого могут быть весьма печальными.

Какие специальные знания требуются сегодня от дипломата? Понятно, что дипломат должен быть разносторонним человеком, человеком у которого должны быть широкие знания, для того чтобы поддержать разговор в обществе, для того чтобы иностранцам было приятно контактировать с ним. Дипломат должен уметь разбираться: в спорте, живописи, музыке, политике.

Специальные знания: (то, чему можно научиться)

а) Знание и понимание собственной страны (география, история, культура (балет, музыка, театр, живопись и т. ), политический строй страны, экономическое развитие и проблемы и т

б) Знание и понимание других стран, особенно тех, в которых работает дипломат (дипломатическая деятельность дипломата длится не более 5 лет в одной стране, затем государство может отправить его в другую страну);

в) Знание и понимание международных организаций, их механизмы и процедуры работы, международные отношения этих организаций;

г) Знание и понимание в области международного права (т. дипломат ежедневно работает с документами, поэтому он должен уметь грамотно составить документ в соответствии с международным правом);

д) Знание в области финансов и международной торговле;

е) Владение иностранными языками (от двух и более) в совершенстве;

ж) Знание в области средств массовой информации и их систему работы (дипломат постоянно контактирует со средствами массовой информации: конференции, пресс-конференции для прессы, выступления по телевидению, различные заявления);

з) Знание в области международного этикета и протокола (пословица «Встречают по одёжке, а провожают по уму» чётко соответствует требованиям к современному дипломату. Дипломат не может представлять свою страну в небрежном виде);

и) Высокие интеллектуальные способности.

Профессиональные навыки: (можно постараться научиться)

а) Навык ведения переговоров в повседневной дипломатии (беседуя даже с обычным человеком, дипломат должен всегда помнить, что однажды этот человек ему может пригодится в профессиональной деятельности, поэтому разговор дипломата должен быть всегда профессиональным);

б) Навык наблюдения, анализа и подготовки докладов (этим даром лучше всего обладают люди с прагматичным характером – усидчивые люди, умеющие концентрироваться на какой-то одной проблеме и решать её эффективно, люди которые не боятся рутинной работы);

в) Представительский навык – умение быть на виду (умение говорить на публике, представить свою точку зрения на большую аудиторию, умение представить свою страну и знать, как это сделать в лучшем свете);

г) Навык управлений и организаций;

д) Коммуникативный навык (Дипломат не должен быть чересчур общительным, так это расценивается как навязчивость, с другой стороны человеку от природы малообщительному тоже тяжело быть дипломатом. Дипломат должен уметь общаться с разными слоями населения правильно и грамотно. Слово и умение владеть языком – один из важнейших факторов дипломата).

Личные качества: (кое-чему научиться можно, но в основном это врождённые качества)

а) Независимость ума, суждений (человек, привыкший действовать по шаблону и не обладает самостоятельным мышлением не сможет работать дипломатом);

б) Личное обаяние, теплота и отзывчивость (человек, приятный в общении, понимающий, жизнерадостный, деликатный);

в) Интеллектуальное любопытство, стремление узнавать новое (человек, не останавливающийся на достигнутом);

г) Лидерство (способность вести за собой других людей, дипломат должен быть в какой-то степени психологом, чтобы правильно оценить данные других людей);

д) Чистоплотность (физическая (чистая одежда и т. ), профессиональная чистоплотность (деловая честность).

Профессиональные качества дипломата и искусство переговоров

От времен Ришелье и до самой Французской революции французские методы дипломатической деятельности считались образцовыми для Европы. Накопленный в те времена французской дипломатией опыт послужил основой для фундаментального труда, написанного в 1716 г. послом Людовика XIV Франсуа Кальером (1645-1717 гг. ) под названием «Способы ведения переговоров с государями». По оценке В. Попова, именно с появлением этой книги дипломатия стала рассматриваться в ее современном понимании, то есть «как наука и искусство, основанные на теоретическом подходе и высоких моральных принципах». Кальер выступил против господствовавших во времена Средневековья взглядов о том, что дипломатия основывается на лжи и обмане. Серьезная дипломатия, подчеркивал Кальер, основывается на доверии, а доверие в свою очередь может явиться только результатом доброй воли.

Кальер выступал также против применения угрозы в дипломатии и высказывался против использования такого понятия как дипломатическая победа». Он писал, что «угрозы всегда наносят вред переговорам, поскольку они часто принуждают одну из сторон прибегать к крайним мерам, к которым она не обратилась бы, не будучи спровоцированной. » Кальер делал вывод, что «успех, достигнутый при помощи силы или обмана, покоится на шатком основании, и наоборот, – успех, основанный на взаимной выгоде, открывает путь к еще большим успехам в будущем. Посол должен добиваться успеха прямыми и честными путями. Если он пытается одерживать верх хитростью или высокомерием, то он обманывает сам себя».

Перу Кальера принадлежит также развернутое изложение личных качеств, которыми должен обладать дипломат.

«Хороший дипломат, писал он, должен обладать наблюдательным умом, даром прилежания, быть чуждым забав и фривольных развлечений, обладать трезвым рассудком, видеть действительную сущность вещей и идти к цели кратчайшим и наиболее правильным путем, не путаясь в малозначимых тонкостях и хитростях. Прежде всего, хороший дипломат должен иметь достаточное самообладание, чтобы подавлять желание высказаться до того, как он обдумал то, что ему следует сказать. Смелость также является существенным качеством, поскольку робкий человек никогда не сумеет добиться успеха на секретных переговорах. Лицо, ведущее переговоры, должно обладать терпением часовщика и быть свободным от предвзятых представлений.

Дипломат должен изучать историю и мемуарную литературу, знать порядки и обычаи за границей и разбираться в том, где находится действительный источник власти в той или иной стране»3. Кальер советовал подбирать молодых атташе не по фамильным связям, а по их достоинствам. Первейшим законом успеха посла Кальер считал доверие своего собственного правительства. «Наилучший посол, отмечал он, принесет мало пользы, если его советы не имеют веса в глазах собственного суверена или министра и если последние в свою очередь не будут посвящать его во все тайны своей политики и своих планов. Во-вторых, посол должен добиться расположения и доверия к себе в стране пребывания. Он должен не только заслужить своей честностью доверие официальных кругов, но и поставить себя так, чтобы быть принятым всем обществом в целом»1. Кальер исходил также из того, что дипломат должен всегда выполнять инструкции, получаемые от его суверена или министра, поскольку им виден весь курс политики в целом, в то время как послу известны лишь условия, существующие в стране его пребывания.

Рассуждения Кальера о сущности дипломатии не утратили своей значимости и по сей день.

В
рамках повседневной служебной деятельности
дипработники постоянно соприкасаются
с политикой, занимаются политикой. Они
являются активными участниками
международных и межгосударственных
отношений, их индивидуальные
социально-политические ориентации
пронизывают все решения и их поступки. Работников дип. службы однако политиками
считать нельзя. дипломатический работник,
скорее, профессионал в сферах дипломатии
и м/о, формирования и регулирования этих
отношений. Он до тонкостей должен знать
принципы и особенность внешней политики
своего государства, быть профессионалом
в международных делах, владеть языком
страны пребывания, уметь выступать на
конференциях и приемах, обязан уметь
анализировать информацию, правильно
оформлять запись беседы.

Работник
дип. службы – частник конкретного процесса
выработки и реализации государственного
решения, он исполняет обязанности в
рамках действующего закона и
внешнеполитической доктрины государства,
полученных рекомендаций. Каждые его
шаг должен соответствовать нормам
международного права и российского
законодательства.

К
качествам дипломата относят:

  • Глубокое
    понимание целей, задач и особенностей
    внешнеполитического курса России,
    высокий уровень политической и
    гражданской убежденности в отстаивании
    национальных интересов своей страны.
  • Способность
    к стратегическому видению развития
    событий, умение предвидеть последствия
    предпринимаемых действий, точно
    прогнозировать тенденцию развития
    ситуации
  • Умение
    грамотно, доходчиво и убедительно
    выражать мысли как в письменной, так и
    в устной форме
  • Знание
    современных информационных технологий,
    умение использовать их в современной
    работе.
  • Проницательность,
    способность критически оценивать
    полученные сведения, выявлять скрытую
    связь событий и фактов и на этой основе
    делать правильные выводы
  • Организованность,
    умение сосредоточится; ответственность
  • Высокий
    общеобразовательный и культурный
    уровень, быть в курсе основных событий
  • Умение
    устанавливать и поддерживать доверительные
    деловые отношения с окружающими, умение
    аргументировано и последовательно
    отстаивать свои позиции(особенно это
    качество ценно за рубежом, когда
    необходимо конструктивно доказывать
    иностранному партнеру свои убеждения.
  • Иметь
    совершенное знание иностранных языков.
    Уметь свободно и убедительно формулировать
    свои мысли
  • Иметь
    опыт протокольной работы и хорошие
    знания особенностей протокольной
    практики страны пребывания

Государственный
служащий должен избегать конфликтных
ситуаций, способных нанести ущерб его
репутации, воздерживаться от публичных
высказываний в отношении деятельности
гос. органов, их руководителей.

Центры подготовки дипломатических кадров в России и за рубежом.

Непрерывное
повышение профессиональной квалификации
рассматривается в качестве базового
фактора повышения эффективности
государственной службы и успешности
служебной карьеры. В сфере дипломатической
службы особая роль отводится Дипломатической
Академии при Министерстве иностранных
дел РФ. Именно на это специальное высшее
учебное заведение возложена задача
подготовки руководящих дип. кадров,
повышения квалификации специалистов
всех уровней.

Базовым
учебным заведением по подготовке
дипломатических кадров является в
России МГИМО (У)
(Московский Государственный Институт
Международных Отношений-Университет)
– кузница кадров для МИДа.

Попав
на службу в МИД, все сотрудники оказываются
включенными в действующую систему
непрерывного образования дип. работников
по цепочке от программ первого высшего
образования через курсы переподготовки
и повышения квалификации до аспирантуры
и докторантуры.

Особое
место в системе повышения квалификации
занимают Высшие дипломатические курсы
Дипломатической
Академии. Специальным подразделением МИДа
обеспечивающим языковую подготовку
российских дипломатов и контроль за ее
уровнем являются Высшие
курсы иностранных языков при МИД России
(ВКИЯ). ВКИЯ обеспечивает послевузовское,
профессионально ориентированное
совершенствование языковых знаний на
уровнях, следующих за оперативных.

Франция:
Национальная школа
администрации (ЕНА). Была создана после 2 мировой войны для
руководящих кадров всего гос. аппарата. Учебные планы предусматривают изучение
целого комплекса теоретических дисциплин,
иностранных языков и т.

Принятые
в министерство иностранных дел Франции
учащиеся проходят стажировку с целью
ознакомления с их деятельностью,
подготовки для работы за рубежом, и в
том числе, для знакомства с другими
звеньями гос. аппарата.

В
Великобритании
критерий, сформулированный в начале XX
века, – «дипломат
должен быть образованным джентльменом»,
мало изменился. Образованный и способный
человек, по мнению британских специалистов
вполне может освоить специальные навыки
непосредственно во время работы, исходя
из этих соображений, руководители
британской профессиональной дипломатии
считают ненужной проведение специальной
подготовки дипломатических кадров в
специализированном учебном заведении
университетского уровня.

Для
поступления на службу по управленческому
«элитному» разряду, претендент должен
пройти через систему сложных конкурсных
испытаний. А после принятия на службу
сотрудники отправляются в дип. представительства Великобритании за
рубежом на младшие дип. должности. Подготовка молодых дипломатов перед
назначением минимальна. Лишь с недавних
пор учебный отдел Форин офиса1
начал предлагать небольшие спецкурсы
начинающим дипломатам: по мировой
экономике, методике применения в
дипломатии новейших информационных
технологий и т.

По
сравнению с Великобританией, где связи
руководителей професиональной дипломатии
с высшими учебными заведениями минимальны,
в США
программы «новой дипломатии» носят
всеобъемлющий характер. Учебные программы
десятков Американских университетов
и колледжей ориентированы на требования
дипломатического аппарата. Также у
госдепартамента есть собственный
учебный Центр-Институт Заграничной
службы США. Повышение квалификации – служебная
обязанность в США.

Япония:
При найме на работу проводится единый
гос. экзамен, который ориентирован в
первую очередь на лучших выпускников
центральных университетов: Токийского,
Кэйо, Токийского института иностранных
языков. В МИД существует комплексная
система повышения квалификации. Существуют спецкурсы на базе Института
повышения квалификации для гос. служащих.

Дипломатический
институт есть в Италии.

Учебный
центр есть и в Германии.

За
последнее время в разных странах возникли
новые центры позволяющие решить проблему
подготовки дип. кадров, адаптированных
к реалиям сегодняшнего дня: по решению
конгресса в США был открыт Институт
Мира,
который уделяет особое внимание методике
ведения переговорного процесса.

Работают
Дипломатическая Академия Лондона,
Венская Дипломатическая Академия,
Канадский институт зарубежной службы
и Средиземноморская Академия
дипломатических исследований.

Большую
активность в плане подготовки дип. кадров
проявил Вестминстерский и Оксфордский
центры по изучению политики и дипломатии,
Дип. Академия Чешской республики,
Пекинский колледж международных
отношений.

Развивающиеся
страны пользуются соответствующими
структурами ООН и Фонда Карнеги, у
некоторых из них есть центры подготовки
дипломатов (например в Камеруне).

профессиональные компетенции дипломата

з) присвоение почетного звания «Заслуженный работник дипломатической службы Российской Федерации»;

и) награждение орденами и медалями Российской Федерации.

Нормативными правовыми актами Российской Федерации могут быть предусмотрены иные виды поощрения работника дипломатической службы. Поощрения отражаются в личном деле и трудовой книжке работника дипломатической службы.

Как известно, профессия — это официально указанное занятие, род трудовой деятельности человека, владеющего необходимой системой специальных теоретических знаний, практических навыков и умений, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. Носитель профессии имеет четко очерченное поле профессиональной деятельности, которая нормативно устанавливается паспортом должности и должностной инструкцией; специальное образование (наличие документов об окончании соответствующих учебных заведений); продолжительный срок исполнения обязанностей по специальности (стаж работы)1. Профессия служит удовлетворению материальных и духовных потребностей индивида и общества.

Энциклопедическое определение профессии дает право утверждать, что объективно существует профессия дипломата и дипломатического работника. Причем понятия эти разные. Они различны в той мере, в какой разнятся между собой:

—дипломатия, как средство осуществления невоенными политическими методами внешней политики государства, как официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних отношений по осуществлению целей и задач внешней политики государства, а также по защите интересов государства за границей. Отсюда и требования к дипломату — «высокий уровень общей образованности

икультуры, широкий политический кругозор, способность оценивать любую проблему с точки зрения национальных интересов»2;

—дипломатическая служба, как механизм профессионального обеспечения

полномочий и плодотворного функционирования внешнеполитического ведомства Российской Федерации, каждой его структуры и соответствующих должностных лиц. Не случайно известный французский дипломат и ученый Франсуа де Кальер представлял дипломатическую службу «как некий механизм, посредством которого осуществляются политические взаимоотношения», а сотрудника дипломатического ведомства «проводником», а не «архитектором политики»3.

Первое — это политика, которая реализуется соответствующими государственными политическими институтами и должностными лицами, занимающими государственные должности категории «А». Второе — в большей мере административно-управленческая, экспертно-правовая, информационно-аналитическая и иная профессиональная деятельность по непосредственной реализации задач внешнеполитического ведомства и профессиональному обеспечению политико-дипломатического процесса.

В рамках повседневной служебной деятельности дипработники постоянно соприкасаются с политикой, занимаются политикой. Они являются активными участниками международных и межгосударственных отношений, их индивидуальные социально-политические ориентации пронизывают все решения и их поступки. Тем не менее, работников дипломатического аппарата, работников дипломатической службы в полном смысле политиками считать нельзя. Дипломатический работник, скорее, профессионал-менеджер в сферах дипломатии и международных отношений,

1 См. : Энциклопедический словарь работника кадровой службы / Под ред. Анисимова. , 1999. 233-234.

2 См. : Дипломатический вестник. 2001. № 10. 102.

3 См. : Дипломатический вестник. 2001. № 8. 131, 132.

иособенности внешней политики своего государства, быть профессионалом в международных делах, владеть языком страны пребывания, уметь выступать на конференциях и приемах, находить общий язык с артистами, писателями, учеными. Он обязан уметь анализировать информацию, правильно оформить запись беседы.

Его работа — не только участие в межгосударственных переговорах, не только встречи, беседы и приемы, а прежде всего анализ и организаторская работа, поиск информации и ее обобщение, подготовка предложений и осуществление оперативного контроля за своевременным и качественным исполнением намеченного. Решения же на базе этой информации и полученных предложений принимают политики, те, кто занимают государственные должности категории «А».

Работник дипломатической службы — это не свободно мыслящий и выбирающий по своему личному разумению то или иное решение индивида. Он участник конкретного процесса выработки и реализации государственного решения, он исполняет обязанности в рамках действующего закона и внешнеполитической доктрины государства, полученных рекомендаций, действующих правил и инструкций. Причем он действует в рамках системы административного подчинения. Каждый шаг, каждое его действие должны соответствовать нормам международного права и российского законодательства, способствовать формированию наилучших условий для социально-экономического развития страны.

Формирование профессионала в области дипломатии (дипломатическая социализация) происходит в процессе обучения и практической работы, в том числе в период подготовки и переподготовки в системе повышения квалификации. Особенность профессии дипломатического работника заключается в том, что дипломатическая работа является одной из наиболее сложных, подвижных и ответственных областей человеческих отношений, всегда находится в центре общественно-политического внимания. Она интегрирует в себе многие виды человеческой деятельности, является предметом многих специальных наук — истории и экономики, международных отношений и культуры, права

иинформатики, демографии и социологии, логистики и экологии, страноведения и языкознания. А это означает, что внешнеполитическими делами не могут и не должны заниматься слабо подготовленные работники, дилетанты. Это аксиома. Дипломатическая служба — это дело компетентных и грамотных специалистов, людей с глубокой научной подготовкой, немалым жизненным опытом, готовых достойно и авторитетно представлять интересы России на международной арене.

Вышеуказанные особенности дипломатической профессии не могут не учитываться при подготовке специалистов, отвечающих современным требованиям. Причем не только в учебных заведениях, но и в системе переподготовки и повышения квалификации кадров, в процессе практической работы на соответствующих государственных должностях.

Эффективная подготовка дипломатических кадров должна заранее планироваться, носить целенаправленный характер. Ее принципами должны быть

Основой определения основных направлений подготовки профессионалов дипломатической службы являются соответствующие государственные стандарты и требования к профессиональным, деловым, социальным и духовно-нравственным качествам работников указанного профиля. В обобщенном виде они могут быть представлены в форме, как иной раз говорят, профессиограммы специалиста дипломатической службы, при составлении которой следует учитывать, что сотрудник дипломатического ведомства выступает одновременно в трех ипостасях: а) как специалист, т. носитель определенных знаний, навыков и опыта для выполнения одного или нескольких видов дипломатической деятельности; б) как органический элемент, с одной стороны, системы федеральной государственной службы Российской Федерации, а,

с другой стороны, ее подсистемы — дипломатической службы; в) как личность, т. социально, политически и нравственно подготовленный индивид для выполнения определенного вида и объема работ в системе внешнеполитического ведомства страны. Более того, каждый дипломатический работник, независимо от места его службы (столица своей страны, зарубежная структура или субъект Российской Федерации), времени (служебного или нерабочего), характера деятельности (официальное выступление, протокольный прием, дипломатическая беседа или спортивное мероприятие), в глазах окружающих не перестает оставаться ответственным работником внешнеполитического ведомства, представителем государства.

1)глубокое понимание целей, задач и особенностей внешнеполитического курса России, высокий уровень политической и гражданской убежденности в отстаивании национальных интересов своей страны;

2)способность к стратегическому видению развития событий, умение

3) умение грамотно, доходчиво и убедительно выражать мысли как в письменной, так и в устной форме, способность к выработке компетентных рекомендаций по вопросам, входящим в круг служебных обязанностей;

4) знание современных информационных технологий, умение использовать их в повседневной работе, уверенное владение основными инструментальными средствами текстообработки, поиска и передачи информации (MS Word, Excel, Internet, E-mail и т. ) и использование возможностей локальных вычислительных сетей (ЛВС) департаментов, загранучреждений и общекорпоративной сети МИД;

5) проницательность, умение в условиях нарастающего информационного потока увидеть главное и определяющее, способность критически оценивать полученные сведения, выявлять скрытую связь событий и фактов и на этой основе делать правильные выводы и формулировать конструктивные предложения;

6)стрессоустойчивость, умение работать в экстремальных условиях, не теряя самообладания. Способность одновременно выполнять множество функций в условиях быстрой смены ситуации, обилия заданий и дефицита времени на их реализацию;

7)способность определять приоритеты, быть целеустремленным, работать

творчески и без излишних эмоций при подготовке информационно-аналитических материалов;

8)организованность, умение сосредоточиться и рационально использовать отведенное время, чтобы оперативно и качественно выполнять порученные задания.

9)ответственность, умение объективно анализировать проблемы и

К моменту поступления на дипломатическую службу работник должен в той или иной мере обладать вышеперечисленными качествами в результате школьного и вузовского образования, определенной общественно-политической активности в молодежной среде. Хотя понятно, что по настоящему их можно воспитать лишь в процессе практического прохождения самой дипломатической службы.

-высоким общеобразовательным и культурным уровнем, быть в курсе основных событий, происходящих в мире, своей стране, в стране и регионе пребывания;

-умением устанавливать и поддерживать доверительные деловые отношения

с окружающими. Важна в этой связи не только коммуникабельность, но и умение аргументированно и последовательно отстаивать свои убеждения и позиции. Это качество особенно ценно при работе за рубежом, когда необходимо конструктивно доказывать иностранному партнеру, будь то за столом переговоров или во время неформальных контактов, обоснованность нашей линии по тому или иному вопросу. Без этого работа вряд ли будет достаточно эффективной;

-практически совершенным знанием иностранных языков. Нередко именно языковый барьер становится первым (но, увы, не всегда преодолимым) препятствием в налаживании плодотворных контактов с иностранными коллегами. Цель языковой подготовки: умение свободно и убедительно формулировать мысли и доводить их до собеседника, овладеть его вниманием, даже если он настороженно или враждебно настроен;

-опытом протокольной работы и хорошими знаниями особенностей протокольной практики страны пребывания;

-умением водить автомобиль. Причем, и это следует подчеркнуть особо, имеется в виду именно умение, а не только наличие водительских прав и свидетельства о соответствующем количестве основных и дополнительных учебных часов, проведенных в автошколе.

Наконец, следует отметить еще одно качество: дипломатическая служба предполагает способность выдерживать длительные физические и психологические нагрузки. Для этого мало обладать желанием трудиться в интенсивном режиме, необходимо еще иметь хорошую память, крепкое здоровье, физическую выносливость. Это важно и с другой точки зрения. Спортивная площадка, будь то теннисный корт, плавательный бассейн, горнолыжный склон или футбольное поле — едва ли не самое идеальное место для неформальных контактов, без которых дипломатическая служба теряет существенную долю своей всесторонности и объективности.

Следует признать, что приведенный набор профессиональных качеств в известной мере условен, а образ обладающего ими работника дипломатической службы — идеален. В Министерстве иностранных дел работают живые люди, разные и не похожие друг на друга. Среди них немало ярких, незаурядных личностей, но большинство все-таки — обычные, хорошо подготовленные в профессиональном отношении специалисты.

Каждого из них касаются требования и рекомендации Президента Российской Федерации, изложенные с Указе «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12 августа 2002 г. № 885, нацеленные на обеспечение надлежащих условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей. Президент исходит из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и

гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности государственных служащих. Поэтому каждый из них должен осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа; не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям; исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей; соблюдать установленные законом ограничения для государственных служащих; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; проявлять терпимость и уважение к народным обычаям и традициям. Государственный служащий, какую бы должность он не занимал, должен избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа; воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *