Профессиональные компетенции для энергетики

Значение энергетической отрасли в современном мире трудно переоценить. Любая сфера деятельности человека, в конечном счете, зависит от потребления энергоресурсов в том или ином виде. Промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, медицина, связь – все это немыслимо без надежного и качественного снабжения энергией в виде электричества, тепла или ископаемого топлива.

Основу отечественной энергетики на сегодняшний день составляют тепловые энергоустановки – электростанции, ТЭЦ, котельные, работающие на ископаемом топливе. Их доля в энергобалансе страны составляет 65 %. На атомных электростанциях вырабатывается примерно 17% электроэнергии. Гидроэлектростанции дают около 15 %. Остальная часть генерации приходится на возобновляемые источники энергии.

Для полноценного функционирования энергетического комплекса страны требуется значительное количество специалистов энергетиков. На данный момент в энергетике наиболее востребованы специалисты в области производства и распределения электроэнергии, обслуживания тепловых установок и сетей.

Профессия инженера-энергетика включает в себя целый ряд направлений обучения. Это весьма перспективная сфера деятельности, которая будет востребована на рынке труда, пока будет существовать цивилизация в ее современном виде. Следует отметить, что специалист энергетик найдет применение своим знаниям и навыкам не только в специализированных энергокомпаниях, но и на любом промышленном предприятии. Подавляющее большинство промышленных компаний имеют в своей структуре энергоотделы и энергослужбы, отвечающие за эксплуатацию внутренних энергосетей.

Основные профессиональные задачи и компетенции

  • проектирование распределительных электро- и теплосетей
  • эксплуатация существующих сетей и энергоустановок
  • составление плана перспективного развития энергохозяйства
  • разработка технико-экономических обоснований при проектировании новых и реконструкции существующих сетей
  • актуализация парка эксплуатируемого оборудования
  • поддержание ремонтной базы и номенклатуры запчастей на предприятии
  • приемка в эксплуатацию из строительства и ремонта энергоустановок и сетей
  • разработка режима и поддержание экономичной работы эксплуатируемых энергоустановок, качества энергоресурсов
  • соблюдение техники безопасности подчиненным персоналом при выполнении работ

Уровень квалификации

Энергетическое образование подразумевает получение квалификации собственно инженера или рабочей профессии специалиста. В обязанности инженера чаще всего входит организация работы и руководство подчиненным персоналом. Деятельность специалиста связана непосредственно с наладкой и эксплуатацией энергооборудования.

Действующие «Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики», а так же большинство корпоративных регламентов и стандартов требуют периодического, а для некоторых должностей непрерывного повышения квалификации в специализированных учебных заведениях или центрах повышения квалификации. Поэтому, тем, кто выберет профессию энергетика нужно быть готовым к тому, что значительную часть трудовой деятельности он будет получать дополнительное образование в той или иной форме.

Перспективы карьеры инженера-энергетика

Специалисты энергетики могут рассчитывать на весьма успешный карьерный рост. Особенно это касается работы в специализированных энергокомпаниях и энергохолдингах. В настоящее время электросетевой комплекс страны имеет вертикально интегрированную структуру. Практически все региональные энергокомпании входят в состав Россетей. Поэтому карьерный рост специалиста почти неограничен и в основном зависит лишь от его личных, деловых и профессиональных качеств.

В любом энергопредприятии имеется и ежегодно актуализируется «кадровый резерв», в который включают наиболее перспективных сотрудников. Следует отметить, что структура энергокомпаний имеет множество промежуточных должностей. Специалист возможно и никогда не займет должность генерального руководителя, но занять место в высшем менеджменте вполне возможно, и в достаточно короткие сроки.

При трудоустройстве на крупное промышленное предприятие специалист энергетик имеет перспективы роста в пределах этого предприятия. Как правило, руководители энергетических отделов и служб относятся к наиболее высокооплачиваемым сотрудникам и входят в группу менеджеров высшего уровня.

Сколько получает инженер-энергетик

Получаемый доход в сфере энергетики сильно зависит от региона и занимаемой должности. В региональных энергокомпаниях зарплата начинающего специалиста на инженерной должности может составлять 30 – 40 тыс. рублей. При этом, на должности руководителя среднего звена зарплата может составлять от 50 до 100 тыс. рублей. К тому же, на размер оплаты труда прямое влияние имеет квалификация, повышение профессионального уровня и дополнительное образование специалиста. При трудоустройстве на крупное промышленное предприятие начинающий электромонтер может получать 20 тыс. рублей. При этом начальник энергоотдела часто имеет зарплату 200 тыс. рублей и выше.

Профессия Инженер-энергетик в России

Инженер-энергетик – специалист, занимающийся разработкой, производством и эксплуатацией систем теплового и энергетического обеспечения. Инженеры-энергетики работают в энергетических в котельных, на ТЭЦ, на отдельных электростанциях, в научно-исследовательских институтах, в проектных и строительно-монтажных организациях.

О профессии Инженера-энергетика

Профессиональные компетенции для энергетики

Начинающий: 22000 ⃏ в месяц

Профессиональные компетенции для энергетики

Опытный: 35000 ⃏ в месяц

Профессиональные компетенции для энергетики

Профессионал: 60000 ⃏ в месяц

* – информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.

Востребованность профессии

Данная профессия довольно востребована в настоящее время, ведь энергией мы будем пользоваться всегда, а для правильной ее эксплуатации наличие в офисе энергетика необходимо. Это важно не только для обеспечения производительности труда, но и с точки зрения техники безопасности.

Для кого подходит профессия

Данная профессия подходит людям с техническим складом ума и умением вести сложные математические расчеты.

Условия труда

Инженер-энергетик может трудиться на строительных объектах, производственных предприятиях, тепловых станциях, электростанциях, в энергетических в котельных, в научно-исследовательских институтах по соответствующей отрасли, в проектных и строительно-монтажных организациях и других организациях. Полный рабочий день.

Карьера

Для начала карьеры инженера-энергетика выпускник может выбрать одну из строительно-монтажных организаций. Здесь ему будет предложено организовывать энерго- и теплоснабжение строящихся зданий, обеспечивать бесперебойную работу, а в уже использующихся строениях — ремонтировать энергетическое оборудование, элетро- и тепловые сети и газопроводы.

Обязанности

  • Контроль за обеспечением  бесперебойной подачи энергии и её распределением;
  • Своевременные и плановые проверки и  ремонт электрических систем и оборудования, а также устранение возникших неполадок
  • Подготовка необходимых расчётов и осуществление контроля  процесса использования энергии подразделениями предприятия
  • Разработка и внесение предложений по модернизации на вверенном участке, а так же их осуществление
  • Организация контроля эффективного функционирования и безопасности вверенных объектов
  • Осуществление необходимых расчетов
  • Взаимодействие  с  представителями сторонних  организаций по вопросам, входящим в компетенцию специалиста
  • Контроль соблюдения  норм расхода топлива и всех видов энергии

Профессия больше подходит тем, кому нравятся следующие предметы в школе: физика

  • Энергодиспетчер (диспетчер энергостанций/энергосистем)
  • Инженер по релейной защите и автоматике
  • Инженер по эксплуатации линейной части трубопроводов
  • Инженер по электроприводу
  • Инженер по электротехнологическим установкам
  • Инженер по ядерной технике
  • Защитник прав потребителей электроэнергии
  • Электромонтажник по освещению и осветительным сетям

Профессия Инженер-энергетик в Екатеринбурге

Похожие профессии в городе

  • Энергодиспетчер (диспетчер энергостанций/энергосистем)
  • Инженер по электротехнологическим установкам
  • Инженер по ядерной технике
  • Электромонтажник по освещению и осветительным сетям
  • Монтажник шахтного оборудования на поверхности
  • Монтажник электровакуумных приборов
  • Наладчик/контролер энергосетей для распределённой энергетики

Чем он занимается

Профессиональные компетенции для энергетики

Источник фото evening_tao/freepik

На любом промышленном предприятии нет должности важнее, чем технологи и энергетики. Первые налаживают производственный процесс, вторые – отвечают за снабжение энергоресурсами. При недостатке топлива – встанет любой конвейер, при перерасходе – себестоимость продукции взлетит до небес. Найти идеальный баланс по тратам на энергоресурсы – вот основная задача инженеров-энергетиков.

Обязанности энергетика на предприятии

Вообще, строго говоря, трудятся энергетики не только на заводах и фабриках, но и непосредственно на предприятиях, которые занимаются выработкой тепла и электричества. Многочисленные ТЭС, ГЭС и АЭС – тоже вотчина инженеров-энергетиков.

Чем при своей работе занимается энергетик? Планированием. Именно он решает, сколько предприятию нужно потратить газа, электричества в будущем месяце, квартале или году, чтобы выпустить намеченный объем продукции.

Кроме того, инженер-энергетик принимает самое непосредственное участие в установке и модернизации энергетического оборудования. Он лично разрабатывает чертежи, а затем руководит монтажом и наладкой систем.

Основные обязанности энергетика:

  • бесперебойное снабжение электроэнергией и распределение её между потребителями, будь то цеха на предприятии или жилые дома;
  • организация плановых проверок и ремонта энергетических систем;
  • расчетная и плановая работа по снабжению электричеством;
  • обеспечение безопасности на объекте;
  • контроль за расходом энергоносителя.

Как видим, профессия инженера-энергетика содержит достаточно много разнообразных задач. И чем обширнее хозяйство, тем их больше. При этом всем энергетик является материально-ответственным лицом и несет личную ответственность за все аварии и инциденты с оборудованием, вплоть до уголовной.

Что должен знать энергетик для успешной работы?

Квалификация инженера-энергетика напрямую зависит от того, какими знаниями и опытом он располагает. Однако абсолютный минимум даже для начинающего энергетика заключается в нескольких пунктах:

  • законодательство и нормативно-правовые акты в области энергетики;
  • как устроено энергетическое хозяйство и отдельное оборудование;
  • знание технических характеристик, режимов работы и правил эксплуатации того или иного оборудования, а также всей энергетической системы на предприятии;
  • принципы проектирования и расчетов при монтаже и замене оборудования;
  • умение составлять чертежи и проводить расчеты с помощью САПР;
  • нормы охраны труда и производственной безопасности.

С подобными знаниями энергетики широко востребованы как на предприятиях топливно-энергетического комплекса, так и на промышленных предприятиях. Главным образом такие специалисты требуются на предприятиях по выработке электроэнергии. Однако карьеру можно построить и в сфере гражданского строительства (разработка систем энерго- и теплоснабжения), и в проектировании трубопроводных систем, и в энергоснабжении промышленных объектов.

Профессиональные компетенции для энергетики

Где выучиться на инженера-энергетика

Инженером-энергетиком может стать либо специалист с профильным высшим техническим образованием, либо работник со средним профессиональным образованием. Однако без высшего образования пробиться на эту должность очень непросто. Для начала нужно отработать в качестве техника I категории не менее 3 лет, либо 5 лет на иной должности для рабочего персонала.

Целесообразнее всего поступать в вуз по энергетическому профилю. Инженеров-энергетиков готовят многие учебные заведения в крупных городах страны. Ведущим и старейшим считается Московский энергетический институт (МЭИ). Примеры направлений:

  • «Электроснабжение и автоматика»
  • «Теплоэнергетика и теплотехника»

Вакансии энергетиков на рынке труда, зарплата

В сфере ТЭК всегда много вакансий, поэтому инженеры-энергетики – весьма востребованная специальность. Главным образом такие специалисты нужны на промышленных объектах и предприятиях, включая такие экзотические, как например сауны и рекреационные комплексы.

Однако средняя зарплата энергетика сильно скачет в зависимости от региона. Большие деньги традиционно можно заработать на севере (ЯНАО, ХМАО). Там инженер-энергетик может заработать до 120 тысяч рублей. В Центральной России предложения гораздо скромнее – от 45 до 70 тысяч рублей в зависимости от квалификации и опыта.

Карьерные перспективы энергетиков

У выпускников вузов есть весьма неплохие шансы построить карьеру в крупных энергетических компаниях России, таких как РАО ЕЭС, «Газпром», «Роснефть» и т.

Карьерный рост предполагает путь от начальника участка до главного энергетика на предприятии. В отдельных случаях инженер способен перейти на более высокий руководящий пост.

Плюсы и минусы работы инженером-энергетиком

В профессии энергетика хватает как плюсов, так и минусов. Перечислим положительные стороны:

  • возможность построить карьеру в ТЭК;
  • интересная проектная работа.
  • высокие требования к знаниям и квалификации;
  • много бумажной работы и расчетов;
  • сильные скачки по зарплате.

От затрат на энергоресурсы зависит, какой будет себестоимость конечного продукта. Поскольку цены на топливо и электроэнергию растут, менеджменту предприятий приходится «ломать голову» над тем, как снизить издержки.

Прежде всего, нужна эффективная система управления службой главного энергетика и правильная мотивация сотрудников. Можно прибегнуть к инструментам KPI. Они помогут спланировать работы и оценить эффективность энергетических служб.

Частый недостаток энергетической службы, который нужно устранить

На некоторых предприятиях энергетические службы заняты исключительно обеспечением надежности и бесперебойности энергоснабжения. Такой стандарт работы передаётся по принципу преемственности ещё со времён СССР, что неправильно. В то время предприятия работали в условиях плановой экономики, и электроэнергия стоила дёшево. Для условий экономики рыночной советские стандарты — непозволительная роскошь.

Сейчас в России претерпела существенные изменения специфика энергетического бизнеса. Появились новые механизмы.

  • Поставщики энергии работают в условиях конкуренции. Созданы энергетические рынки и биржи по торговле энергоресурсами.
  • Благодаря стратегии поведения предприятия могут управлять стоимостью потребляемых энергоресурсов.
  • Средства автоматизации и управления позволяют выполнять учет, контроль и планирование параметров энергопотребления.
  • Появились энергосервисные компании, развиваются механизмы энергосервисных контрактов.

У многих компаний есть огромные потенциалы для управления энергетическими издержками. Для этого в систему ключевых показателей эффективности службы главного энергетика предприятия нужно добавить соответствующий аспект.

12 ключевых задач для службы главного энергетика

Энергетическая служба должна решать технологические и экономические задачи. Среди них:

  • Организация снабжения всеми видами энергии.
  • Обеспечение надёжности, бесперебойности и качества.
  • Обеспечение обслуживания, ремонта, безаварийности.
  • Поиск ключевых решений в области энергетического менеджмента.
  • Разработка и внедрение энергосберегающих проектов.
  • Инициализация, реализация и сопровождение энергетических контрактов.
  • Автоматизированные учёт и контроль потребления энергоресурсов.
  • Анализ и контроль стоимости энергоресурсов.
  • Организация мероприятий по снижению издержек на ремонты.
  • Организация мероприятий по снижению затрат на материалы и оборудование.
  • Обеспечение покупки энергоресурсов на энергорынках.
  • Реализация мероприятий по снижению стоимости покупных энергоресурсов через энергорыночные механизмы.

Основными показателями для оценки эффективности работы службы главного энергетика могут стать обеспечение надёжности энергоснабжения и размер снижения затрат на энергопотребление.

Учтите, что затраты могут разделяться по ряду компонентов:

  • объектам энергопотребления,
  • периоду энергопотребления,
  • видам энергоресурсов,
  • структуре стоимости,
  • сезонности.

Ключевые показатели эффективности можно подобрать, опираясь на виды учёта и поставленные задачи (Таблица 1).

Таблица 1. Примеры KPI для энергетических служб промышленных предприятий.

Подбирать KPI следует индивидуально. Ключевые показатели эффективности для службы главного энергетика можно комбинировать и дополняться в зависимости от типа предприятия и текущих целей.

Подпишитесь, чтобы не пропустить интересные мероприятия и получите подарок на почту!

Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.

Библиографическое описание

Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования по направлению подготовки 44. 04 Профессиональное обучение (по отраслям)профиль Энергетикапредусматривает требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата в виде сформированности определенных компетенций.

Формирование профессиональных компетенций бакалавров профессионального обучения должно строиться, прежде всего, с учетом структуры и логики основных принципов и понятий педагогики, с одной стороны, с другой – знаний и пониманий структуры энергетического производства в целом и отдельных ее дисциплин.

Под профессиональной компетентностью бакалавра профессионального обучения понимается интегрированное качество личности, проявляющееся в способности решать типичные задачи, отражающие связь в области профессионально-педагогической деятельности, техники и технологии энергетического производства, производственной практики с целями, содержанием и методами обучения.

В понятие профессиональной компетенции, относящейся к предметной области, как педагога профессионального обучения, так и бакалавра в области энергетики, включают теоретические знания общей профессиональной педагогики, а также профессиональные знания в области энергетики.

Профессиональные компетенции, формируемые при обучении можно разделить на три категории:

 специальные когнитивные компетенции, связанные с решением интеллектуальных задач;

 специальные практические компетенции, связанные с работой в производственных лабораториях;

 специальные компетенции, связаны с будущей профессиональной деятельностью бакалавров.

Сущность профессиональных компетенций бакалавра по направлению подготовки 44. 04 Профессиональное обучение (по отраслям)профиль «Энергетика» включает в себя:

 готовность использовать в профессиональной деятельности знаний в вопросах технологической проработки, проектирования и конструирования, монтажа, испытаний, наладки, сервиса и ремонта электрооборудования, автоматизированных электроприводов и систем промышленной автоматики;

 умение проводить анализ определения путей повышения производительности и безопасности труда, качества продукции и экономии ресурсов, использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии, формировать профессиональные компетенции рабочего соответствующего квалификационного уровня;

 способность грамотно организовывать учебно-производственный процесс через производительный труд обучающихся, анализировать и организовывать хозяйственно-экономическую деятельность в учебно-производственных мастерских и на предприятиях;

 умение применять знания о содержании, проведении и организации образовательного процесса с применением эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов), об эксплуатации и техническом обслуживании учебно-технологического оборудования;

 способность принятия оптимальных многокритериальных решений об использовании учебно-технологической среды в практической подготовке рабочих (специалистов).

Профессиональные умения и навыки формируются в процессе деятельности. Чтобы выработать тот или иной навык, необходимо многократное повторение действий, упражнение, тренировка. Суть активных методов, направленных на формирование умений и навыков, как раз и состоит в том, чтобы обеспечить выполнение обучающимися таких задач, в процессе решения которых они овладевали бы способом деятельности.

В формировании профессиональной компетенции бакалавра играют значение такие методы обучения, как имитация профессиональной деятельности на лабораторно-практических занятиях, анализ производственных ситуаций, занятия на тренажерах. Использование названных методов в учебном процессе делает обучение активным, деятельностным, контекстным (включенным в профессиональную деятельность).

Анализ производственных ситуаций и задач.

Такой анализ должен выполняться на лабораторных и практических занятиях, на итоговых занятиях, на которых проводятся рубежные контрольные, при защите лабораторных и курсовых проектов, на факультативных занятиях, в ходе проведения учебной, производственной, производственно-технологической и дипломной практик, при решении комплексных производственно-технологических задач. Выполняются задания по анализу производственных ситуаций группами по четыре-шесть человек, а затем обсуждаются намеченные выводы всей группой.

Типовые производственные задачи создаются на основе анализа профессиональных функций специалистов. Так, например, для бакалавра такими типовыми задачами являются, например, разработки технологии ремонта типовых трансформаторных подстанций, техническое задание на проектирование схем электроснабжения и др. Этим типовым задачам должны соответствовать ситуационные учебно-производственные задачи.

Имитация производственной деятельности будущих бакалавров осуществляется на лабораторно-практических занятиях. Методика организации и проведения занятий в учреждениях среднего профессионального образования является достаточно разработанной и эффективной. Тем не менее, в условиях изменяющихся требований к подготовке и профессиональным компетенциям специалистов необходимо учитывать изменения в производстве, технике, технологиях, в том числе педагогических. Так, на лабораторно-практических занятиях по дисциплинам «Теоретические основы электротехники», «Теплотехника», «Электрические машины», «Теоретическая и прикладная механика» мы предлагаем применять на этапе подготовки и допуска к лабораторной работе анализ производственных ситуаций , задания на разработку технологии ремонта детали, узла; на этапе выполнения работы – занятия на тренажерах, использование комплексных инструкционных и технологических карт с применением фото и видео материалов, на этапе проверки и отчета по лабораторно-практическому занятию – различные деловые игры.

Для определения необходимости формируемых профессиональных компетенций и подбора учебных курсов по группам видов деятельности было проведено исследование, которое позволило сформировать уточнённый перечень дисциплин по выбору для эффективной и качественной подготовки студентов по направлению 44. 04 Профессиональное обучение (по отраслям)профиль «Энергетика».

Такая группировка позволила сформировать группы дисциплин учебного плана в соответствии с профессиональными компетенциями рабочего места. Для каждой дисциплины подсчитано количество формируемых профессиональных компетенций и составлен рейтинг важности дисциплин по видам профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции для энергетики

Рис. 1 – Процедура проведения экспертного опроса

Проведенный анализ учебного плана позволил составить рейтинг дисциплин с позиции количества формируемых профессиональных компетенций.

  • Столбова, И.Д. Адаптивное управление качеством предметной подготовки в техническом вузе на основе компетентностного подхода: дисс. док. тех. наук / И.Д. Столбова. Пермь, 2012. – 399 с.
  • Столбова, И.Д. Прагматизм как лейтмотив отношений. Формирование компетентностной модели выпускника с учетом требований регионального рынка труда (на основе исследовательских материалов Пермского государственного технического университета) // Аккредитация в образовании. 2015. – №27. С. 58-61.
  • Гузеева, Г.Н. Особенности профессиональной компетентности будущих менеджеров// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, Выпуск№ 4 / – 2014г.
  • Перминова, О.М., Васюткина, И.Н. Траектории формирования профессиональных компетенций по направлению подготовки «Техносферная безопасность»// Математические модели и информационные технологии в организации производства: период. науч.-практ. Журнал. № 2. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2014. – C.129-132

Основные термины (генерируются автоматически): Профессиональное обучение, задача, занятие, компетенция, профессиональная деятельность, профессиональная компетенция бакалавра, профессиональное образование, учебный план, экспертный опрос, энергетическое производство.

Для современной энергетики требуются профессионалы высокой степени квалификации, образованные и обладающие широким спектром компетенций, умеющие ориентироваться в потоке новой информации, способные быстро и четко решать сложные производственные задачи при постоянно изменяющихся условиях. Однако кадровый состав теплоэнергетических предприятий указывает на нехватку нужного количества квалифицированных работников. Решение данной проблемы требует существенного изменения системы подготовки студентов технических вузов, обучающихся по направлению 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника» в области энергосбережения и энергосберегающих технологий. Однако в настоящее время, обучая по имеющимся образовательным программам, сложно выпускать конкурентоспособного специалиста обладающего компетентностью энергосбережения. Для того чтобы выпустить компетентного работника, нужно внести изменения в образовательный и воспитательный процесс в вузах.

В связи с этим представляется необходимым внедрение в учебно-воспитательный процесс теплоэнергетических факультетов актуальное и востребованное направление энергосбережения для формирования и воспитания качественно нового специалиста со сформированной компетентностью энергосбережения.

Под профессиональной компетентности энергосбережения (ПКЭ) будем понимать интегративное свойство личности, обеспечивающее способность и готовность самостоятельно и ответственно принимать производственные решения и достигать необходимых результатов при выборе новых энергосберегающих технологий для повышения энергоэффективности каждого предприятия, представленная определенной совокупностью базовых профессиональных компетенций энергосбережения.

Обоснование включения профессиональной компетентности энергосбережения в систему подготовки студентов теплоэнергетических факультетов, обучающихся по специальностям: 140104 «Промышленная теплоэнергетика», 140105 «Энергетика теплотехнологий», 140106 «Энергообеспечение предприятий», нами было проведено на основании анализа Государственного образовательного стандарта направления 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника», учебного плана данных специальностей и рабочей программы дисциплины «Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологиях».

Процесс формирования ПКЭ должен осуществляться в соответствии со следующими принципами:

  • Практическая значимость (результатом формирования ПКЭ будущего теплоэнергетика является способность на практике принимать энергосберегающие решения);
  • Доступная формулировка (цели, задачи, профессиональные энергосберегающие компетенции должны иметь четкую формулировку);
  • Самодостаточность (формируемая ПКЭ должна отражать все возможные аспекты профессиональной деятельности будущего специалиста);
  • Диагностичность (сформированность ПКЭ должна проверяться в соответствии с четко обозначенными критериями).

На основе анализа ФГОС ВПО для направления подготовки «Теплоэнергетика и теплотехника», рабочей программы дисциплины «Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологиях» для специальностей 140104 «Промышленная теплоэнергетика», 140105 «Энергетика теплотехнологий», 140106 «Энергообеспечение предприятий» нами был предложен перечень базовых профессиональных компетенций энергосбережения:

  • Готовность оперировать нормативно-правовыми и научно-техническими аспектами в области энергосбережения;
  • Способность применять нормативно-правовые и научно-технические аспекты в области энергосбережения при оценке состояния энергетического хозяйства предприятий и объектов ЖКХ;
  • Способность использовать информацию о современных энергосберегающих технологиях, типовых энергосберегающих мероприятиях, типах и характеристиках энергоэффективного оборудования; владение навыками составления и расчета энергетического баланса предприятия, его потенциала в области энергосбережения и показателей эффективности потребления энергии на предприятии;
  • Способность разбираться в методиках проведения энергетического аудита с применением их на практике для решения поставленной задачи, уметь формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде отчета о проведении энергетического аудита и энергетического паспорта промышленного предприятия;
  • Готовность оценивать энергетическую эффективность оборудования, технологических установок, производств; оценивать экономию энергетических ресурсов за счет проведения энергосберегающих мероприятий;
  • Способность применять передовые методы управления производством, передачи и потребления энергии и применяемое энергосберегающее оборудование; методы проведения энергетических обследований потребителей энергетических ресурсов; типовые энергосберегающие мероприятия в промышленности и на объектах жилищно-коммунального хозяйства.

Отбор компетенций является одной из актуальных проблем в контексте компетентностного подхода. Несмотря на то, что компетенции представляют собой многоплановые и многоструктурные характеристики, оценка и измерение которых тяжело поддаются измерениям, при выборе компетенций важно учесть, что инженер должен представлять пути, движущие силы и механизмы научно-технического прогресса и уметь выполнять действия, приводящие к развитию своей отрасли. Поэтому важно при отборе профессиональных компетенций учитывать возможность повышения уровня инженерного образования.

Деятельность инженера теплоэнергетической отрасли — это деятельность по изучению свойств больших развивающихся систем в энергетике; совершенствованию способов получения, преобразования, передачи, распределения и использования энергоресурсов. Кроме того, обеспечение энергетической безопасности страны и регионов; удовлетворение потребностей экономики и населения страны в тепловой энергии; обеспечение надежности и безопасности работы системы теплоснабжения России в нормальных и чрезвычайных ситуациях; инвестиционно-инновационное обновление отрасли, направленное на обеспечение высокой энергетической, экономической и экологической эффективности производства, транспорта, распределения и использования энергии специалистами теплоэнергетической отрасли становится возможным только благодаря их личностным особенностям и компетенциям.

Основные термины (генерируются автоматически): область энергосбережения, профессиональная компетентность энергосбережения, профессиональная компетенция энергосбережения, рабочая программа дисциплины, решение, Способность, теплоэнергетика, теплоэнергетическая отрасль, энергетический аудит.

Описание профессииПрофессия инженер-энергетик — это должность, в которой человек осуществляет контроль за работой сложных электрических приборов и сетей. Такая профессия стала востребованной вместе с появлением электричества как такового.

Профессиональные компетенции для энергетики

Первым энергетиком можно считать человека, который смог открыть и обуздать электричество — Томаса Эдисона. Первая созданная им электрическая станция в 80-х годах 19-го века, представляла собой массу разнообразных устройств, сложных конструкции и назначений, которые требовали постоянного наблюдения и контроля. Именно в этот момент и появилась потребность в квалифицированных кадрах, способных осуществлять контроль. Сегодня электричество — это один из основных элементов комфортного существования человечества, поэтому сейчас инженер-энергетик — это одна из самых востребованных профессий. Специалист энергетик знает, сколько энергоресурсов нужно тому или иному предприятию. Он может принять грамотное решение о техническом перевооружении компании, о модернизации существующих систем энергоснабжения. В соответствии с этим решением инженер-энергетик готовит заявки на приобретение нужного оборудования, материалов, запасных частей, заключает договора на ремонт оборудования с подрядными организациями. Инженер принимает самое непосредственное участие в установке электрооборудования на предприятии. Он не только составляет чертежи, но и занимается монтажом системы, пуско-наладочными работами. Также его важная задача – осуществление технического надзора, контроль над правильной эксплуатацией энергетических и электрических установок. Инженер-энергетик – гарант энергетической безопасности предприятия, бесперебойного энергоснабжения. Он проверяет систему релейной защиты и автоматики, составляет графики ограничения потребления энергии в часы максимальных нагрузок энергосистемы и пр. Главный энергетик. Управление службой главного энергетика. Курс в Москве + Онлайн-трансляцияКак работают энергетические службы в компаниях – мировых лидерах.

  • Цели создания службы главного энергетика.
  • Современный взгляд на пользу, которую энергетическая служба приносит предприятию.
  • Каких результатов должна достигать энергетическая служба.
  • Вклад энергетической службы в экономику предприятия.
  • Методы оценки работы энергетической службы.
  • Взгляд руководителей компаний мировых лидеров на роль энергетической службы (ЭС).
  • Стратегии, цели, функционал, бизнес-процессы ЭС в компаниях-мировых лидерах.

Оперативное управление энергетической службой.

  • Энергетическая служба в структуре предприятия.
  • Организация взаимодействия с вышестоящими руководителями.
  • Взаимодействие с производственными подразделениями, другими службами предприятия.
  • Управление бизнес-процессами энергетической службы.
  • Создание единой системы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования энергетической службы.
  • Ключевые показатели эффективности энергетической службы.

Практикум: Разработка KPI энергетической службы завода, торгового предприятия, предприятия услуг (в зависимости от специфики предприятия участников семинара). Стратегическое управление энергетической службой.

  • Стратегическое управление компанией.
  • Стратегическое управление энергетической службой.
  • Взаимосвязь стратегического управления компанией и ЭС.
  • Реализация стратегий в текущей работе ЭС.

Внутрифирменные стандарты работы энергетической службы.

  • Что и как нужно стандартизировать в ЭС.
  • Разработка и внедрение внутрифирменных стандартов.
  • Что влияет на соблюдение корпоративных стандартов.
  • Вовлечение персонала службы в соблюдение стандартов.

Практикум: Разработка оптимальной структуры ЭС, внутрифирменных стандартов бизнес-процессов энергетической службы. Главный энергетик предприятия: профессиональные и управленческие навыки.

  • Базовые компетенции главного энергетика предприятия.
  • Развитие компетенций главного энергетика.
  • Ключевые показатели работы главного энергетика.
  • Повышение значения главного энергетика в глазах руководства предприятия.
  • Усиление личной власти главного энергетика на персонал энергетической службы.

Практикум: Разработка методики усиления власти и влияния на персонал, повышения личного авторитета перед руководством предприятия. Управление персоналом энергетической службы.

  • Базовые компетенции персонала ЭС.
  • Набор, ввод в должность, оценка, аттестация, управление карьерой персонала.
  • Обучение, развитие, мотивация, активизация персонала.

Развитие энергетической службы.

  • Стратегии развития энергетической службы.
  • Процессы и результаты развития.
  • Оценка результатов развития.

Максимизация вклада энергетической службы в экономику компании.

  • Содержание вклада энергетической службы в экономику предприятия.
  • Методы повышения вклада ЭС в экономику предприятия.
  • Вовлечение персонала в повышение вклада ЭС в экономику предприятия.

Практикум: Разработка видения, методов построения и управления высокоэффективной энергетической службой предприятия. Повышение качества работы главного энергетика предприятия.

  • Типичные ошибки в работе главного энергетика и энергетической службы.
  • Подводные камни в работе энергетической службы.
  • Красные кнопки в работе ЭС.
  • Ключевые факторы успеха в работе главного энергетика предприятия и его службы.

Нормативно-правовая база теплоснабжения. Открытая и закрытая схемы теплоснабжения. Применение трубопроводов в ППУ изоляции. Совместная работа водотрубных и газотрубных котлов. Возобновляемые источники энергии. Рациональные схемы генерации. Когенерация, тригенерация. Организация централизованных систем холодоснабжения. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Договорные отношения с теплоснабжающими организациями. Оспаривание тарифов. Судебная практика. Внесение заказчиком изменений в проектную документацию без проведения государственной экспертизы. Постановление Правительства РФ №1221 от 31 декабря 2009 года «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд». Федеральный Закон № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Добавить в закладки Outlook Версия для печатиЛичные качестваПрофессия энергетиков — это один из самых опасных видов деятельности, ведь он связан с эксплуатацией высоковольтных приборов и сетей, а это грозит поражением электрическим током. Огромная степень ответственности. Процесс выработки и потребления энергии непрерывен, и любая ошибка приводит к огромному ущербу, поэтому невнимательные, рассеянные и безразличные люди редко задерживаются в этой сфере. Медицинские противопоказания — заболевания, при которых не рекомендуется значительное нервно-эмоциональное напряжение. Образование (Что надо знать?)Профессия обязывает специалистов иметь определенные знания в сфере энергетики. Чтобы выполнять свои обязанности правильно, он должен знать:

  • Приказы, постановления, распоряжения и прочие нормативные акты по эксплуатации энергетического оборудования.
  • Порядок организации энергетического хозяйства.
  • Правила работы с энергетическим оборудованием, его устройство, конструктивные особенности и режим работы.
  • Технологию выполнения ремонтных работ оборудования.
  • Правила составления заявок на поставку энергоресурсов, оборудования, запасных частей, инструментов и материалов.
  • Методы ремонта, монтажа и регулировки энергетического оборудования.
  • Основы экономики и управления на предприятии.
  • Некоторые вопросы трудового права, основы организации работ, правила охраны труда.

Необходимые профессиональные навыки и знания

  • знание нормативных материалов и стандартов по эксплуатации энергетического оборудования и коммуникаций, включающие постановления, распоряжения, приказы, методические материалы
  • изучение методов организации энергетического хозяйства на предприятии
  • владение техническими характеристиками, особенностями, режимами работы и правилами технической эксплуатации энергетического оборудования и коммуникаций на предприятии
  • знание единой системы планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации оборудования
  • навыки по организации и проведению капитальных, плановых и текущих ремонтных работ
  • владение методами монтажа, наладки и ремонта энергетического оборудования, а также порядком формы составления заявок на энергоресурсы
  • владеть передовым отечественным и зарубежным опытом по рациональному использованию и экономии топливно-энергетических ресурсов
  • умение составлять и читать чертежи, а так же умение работать в специализированных программах, например AutoCad
  • знание правил и норм охраны труда

Специальности вузовАтомные станции: проектирование, эксплуатация и инжинирингЭлектроэнергетика и электротехникаТеплоэнергетика и теплотехникаЯдерные реакторы и материалыМесто работы и карьераДля начала трудовой деятельности по профессии энергетик молодой специалист может выбрать одну из многочисленных строительно-монтажных организаций. Здесь ему придется организовывать энерго- и теплоснабжение строящихся зданий, обеспечивать его бесперебойную работу, а в уже эксплуатируемых строениях — ремонтировать энергетическое оборудование, электро- и тепловые сети и газопроводы. Инженеры-энергетики востребованы на различных предприятиях:

  • предприятия и промышленные комплексы энергосистемы;
  • жилищно-коммунальные хозяйства;
  • компании, занимающиеся эксплуатацией зданий;
  • строительные компании;
  • ГЭС, АЭС

Родственные профессии:, Инженер, Электрик, Электрогазосварщик, ЭлектромонтажникЗнания и навыки, необходимые для успешной работы специалистаИнженер-энергетик обычно имеет высшее образование; в некоторых случаях это специалист со средним специальным образованием. Специалист должен хорошо разбираться в следующих сферах:

  • нормативно-правовые акты в энергетике;
  • технические характеристики и правила эксплуатации оборудования;
  • устройство энергетического хозяйства;
  • расчеты при проектировании оборудования;
  • нормы охраны труда.

Учеба в колледже или техникуме дает квалификацию, которая позволяет работать по специальности, но о карьере можно забыть: потолка такой специалист достигнет очень быстро. Только высшее образование дает хороший карьерный старт и перспективы карьерного роста. Рассмотрите возможность получить образование за рубежом. Выбирая вуз, учтите, что на сегодняшний день лучшие условия для учебы созданы в Германии:

  • большое количество вузов (самое большое на душу населения среди стран Европы);
  • большое разнообразие программ (включая множество узких направлений, междисциплинарных и новых актуальных специализаций);
  • поступление без ЕГЭ;
  • бесплатное обучение в вузах;
  • высокое качество образования, основанное на старинных образовательных традициях, чуткости к новым тенденциям, академической свободе учащихся и богатой базе, обеспеченной высокими расходами страны на оснащение и поддержку государственных образовательных учреждений;
  • большое количество практики, предусмотренное в образовательных программах;
  • стажировки в других странах;
  • возможность дуального обучения, во время которого студент работает, получает зарплату, а после окончания учебы может остаться на предприятии;
  • легальная возможность после окончания вуза устроиться на работу в Германии.

Поступившие в вуз, помимо перечисленных преимуществ, наверняка оценят бонусы жизни в высокоразвитой стране в самом центре Европы:

  • социальную защищенность;
  • экологическую безопасность;
  • красоту европейских городов.

Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *